Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 06.03.2009

На родине Ибсена

 «Пла­с­ти­лин» Ва­си­лия Си­га­ре­ва в по­ста­нов­ке те­а­т­ра «Бер­ген­про­ект­те­атр» (Нор­ве­гия) в по­ме­ще­нии Цен­т­ра дра­ма­тур­гии и ре­жис­су­ры А.Ка­зан­це­ва –  М.Ро­щи­на 22 фе­в­ра­ля 2009 г. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Тур­лейф Бам­ле.



Пье­са «Пла­с­ти­лин» бы­ла на­пи­са­на уче­ни­ком Ни­ко­лая Ко­ля­ды Ва­си­ли­ем Си­га­ре­вым в 2000 го­ду, ког­да ав­то­ру бы­ло 23 го­да. В чте­нии до­воль­но труд­на, ме­с­та­ми ка­жет­ся сум­бур­ной и бес­смыс­лен­ной. Од­на­ко она поз­во­ля­ет ста­вить эф­фект­ные спек­так­ли, и имен­но эта пье­са ста­ла, в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле, той «Ши­не­лью», из ко­то­рой вы­шли все пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ской «Но­вой дра­мы» (бо­лее раз­вёр­ну­тая ро­до­слов­ная вы­гля­дит при­мер­но так: А.Вам­пи­лов – Л.Пе­т­ру­шев­ская – Н.Ко­ля­да – «Но­вая дра­ма»).

Ме­с­то дей­ст­вия – Ниж­ний Та­гил – го­род ме­тал­лур­гов и тан­ко­ст­ро­и­те­лей. Сю­жет – па­ра­фраз сна пи­о­не­ра Иноч­ки­на из филь­ма «До­б­ро по­жа­ло­вать, или По­сто­рон­ним вход вос­пре­щён». Маль­чик Мак­сим жи­вёт с ба­буш­кой, его вы­го­ня­ют из шко­лы, ба­буш­ка уми­ра­ет. Ка­ри­ка­тур­ные об­ра­зы рав­но­душ­ных или же­с­то­ких взрос­лых – со­се­дей, учи­те­лей. Злоб­ные слу­чай­ные про­хо­жие, улич­ные шлю­хи и жут­кие бан­ди­ты. Под­лые и па­с­куд­ные свер­ст­ни­ки. Вто­рая по­ло­ви­на на­по­ми­на­ет фильм Лу­и­са Бу­ню­э­ля «За­бы­тые» (о мек­си­кан­ских улич­ных под­ро­ст­ках и ги­бе­ли од­но­го из них от рук бан­ди­та), но боль­шой ху­дож­ник Л.Бу­ню­эль встав­лял в свои мрач­ные филь­мы и свет­лые мо­ти­вы, до­бав­ляя па­фо­са и эмо­ций. Здесь же про­све­та нет: как го­во­рит­ся, од­ни сви­ные ры­ла. Не­ко­то­рые мо­ти­вы – яв­ле­ния де­вуш­ки («Она») и при­зра­ка маль­чи­ка Спи­ры, смерть пле­мян­ни­ка злоб­ной учи­тель­ни­цы в бас­сей­не – вы­гля­дят на­ив­ны­ми.

Нор­веж­цы по­ста­ви­ли спек­такль от­чёт­ли­во, вы­пук­ло пред­ста­вив все сце­ны, из­влек­ли из тек­с­та мак­си­мум сце­нич­но­с­ти. Как ука­за­но в пресс-ре­ли­зе, при­ме­ни­ли при­ёмы экс­прес­си­о­низ­ма (ду­ма­ет­ся, в ду­хе пред­те­чи это­го те­че­ния ху­дож­ни­ка Э.Мун­ка, ав­то­ра зна­ме­ни­той кар­ти­ны «Крик»). Дей­ст­вие со­про­вож­да­ет­ся ви­део­про­ек­ци­ей на эк­ран. По­ло­ви­на дей­ст­вия про­ис­хо­дит за сце­ной – в муж­ском (на са­мом де­ле жен­ском) ту­а­ле­те Цен­т­ра дра­ма­тур­гии и ре­жис­су­ры и на чер­да­ке – эти сце­ны сни­ма­ют­ся на ви­део­ка­ме­ру и тут же про­еци­ру­ют­ся на эк­ран. Ту­да же про­еци­ру­ют­ся сце­ны из филь­ма Тин­то Брас­са «Ка­ли­гу­ла», ко­то­рый без би­ле­та смо­т­рят пер­со­на­жи. На счёт экс­прес­си­о­низ­ма от­не­сём сце­ну на рын­ке (по пье­се – в бу­фе­те из­би­ра­тель­но­го уча­ст­ка), где на им­про­ви­зи­ро­ван­ном при­лав­ке (на са­мом де­ле это ка­тал­ка из мор­га) раз­ло­же­но кро­ва­вое мя­со и торт, а в оче­ре­ди сто­ят урод­ли­вые лю­ди, как из кар­тин не­мец­ко­го экс­прес­си­о­ни­с­та Ге­ор­га Грос­са, ру­га­ют­ся и рит­мич­но рас­ка­чи­ва­ют­ся. Это кро­ва­вое мя­со пред­во­с­хи­ща­ет ги­бель ге­роя в кон­це (не слу­чай­но, ви­ди­мо, и В.Си­га­рев вклю­чил в пье­су по­куп­ку фар­ша).

Не всё у Бер­ген­ско­го те­а­т­ра по­лу­чи­лось адек­ват­но со­дер­жа­нию. На­при­мер, в сце­не на рын­ке по­ста­нов­щи­ки не уло­ви­ли мно­го­го­ло­сия и раз­но­об­ра­зия тол­пы (един­ст­вен­ное ме­с­то в пье­се, где есть со­чув­ст­вие ге­рою), и уча­ст­ни­ки эпи­зо­да ока­за­лись та­ки­ми же од­но­об­раз­но-злоб­ны­ми, как и в дру­гих эпи­зо­дах. Здесь бы­ла воз­мож­ность рас­ши­рить эмо­ци­о­наль­ный ди­а­па­зон спек­так­ля.

В пье­се ге­ро­ям по 14 лет, здесь они вы­гля­дят по­стар­ше; но иг­ра­ют маль­чи­ков ак­тё­ры Кен­нет Хо­м­стад (Мак­сим) и Ма­де Пет­тер­сен (Лё­ха) уди­ви­тель­но яр­ко, со­зда­ют жи­вые, бе­ру­щие за ду­шу об­ра­зы. Воз­мож­но, рос­си­я­не сы­г­ра­ли бы на­ту­раль­нее, но у нор­веж­цев имен­но то ос­т­ра­не­ние, ко­то­рое да­ёт ху­до­же­ст­вен­ность и глу­би­ну.


Иль­дар Са­фу­а­нов




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования