Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 06.03.2009

Го­ро­ду и ми­ру – о сель­ских жи­те­лях

 Го­род­ской, да ещё ев­ро­пей­ский ре­жис­сёр Ал­вис Хер­ма­нис по­ста­вил с го­род­ски­ми звё­зд­ны­ми ак­тё­ра­ми ин­сце­ни­ров­ку рас­ска­зов Ва­си­лия Шук­ши­на.

Рас­ска­зы за­ме­ча­тель­но­го про­за­и­ка и ки­не­ма­то­гра­фи­с­та – не эпо­пея о жиз­ни се­ла, как «Под­ня­тая це­ли­на» М.Шо­ло­хо­ва или «Бра­тья и сё­с­т­ры» Ф.Аб­ра­мо­ва. Со­дер­жа­ние их – не­за­мет­ные со­бы­тия и судь­бы, в ко­то­рых тем не ме­нее пре­лом­ля­ет­ся би­о­гра­фия це­ло­го на­ро­да, це­лой стра­ны. Кро­ме то­го, рас­ска­зы эти – ве­ли­ко­леп­ные за­ри­сов­ки раз­но­об­раз­ных «чу­ди­ков» (тер­мин са­мо­го В.Шук­ши­на) и их зло­клю­че­ний. Глав­ный кон­фликт про­из­ве­де­ний – меж­ду тра­ди­ци­он­ным ук­ла­дом кре­с­ть­ян­ской жиз­ни, че­ло­ве­че­с­ким до­сто­ин­ст­вом, с од­ной сто­ро­ны, и но­вы­ми ре­а­ли­я­ми, ур­ба­ни­за­ци­ей, на­ступ­ле­ни­ем го­род­ской, за­ча­с­тую по­верх­но­ст­ной, куль­ту­ры.

Риж­ский ре­жис­сёр не ста­вил за­да­чу пред­ста­вить ре­а­ли­с­ти­че­с­кую кар­ти­ну жиз­ни рус­ско­го се­ла. По­лу­чив­ший­ся спек­такль – ско­рее сти­ли­за­ция. Дей­ст­ву­ю­щие ли­ца оде­ты в но­вень­кие, с иго­лоч­ки, одеж­ды (ху­дож­ник по ко­с­тю­мам Вик­то­рия Се­в­рю­ко­ва), под­мо­ст­ки ак­ку­рат­но де­ко­ри­ро­ва­ны чи­с­ты­ми ска­мей­ка­ми, лишь ог­ром­ные фо­то­гра­фии се­го­дняш­них жи­те­лей Сро­ст­ков (фо­то­граф и сце­но­граф в еди­ном ли­це – Мо­ни­ка Пор­ма­ле) свя­зы­ва­ют сце­ну с внеш­ним ми­ром. Со­вре­мен­ные кре­с­ть­я­не – не сов­сем те, что в 50-е или 60-е го­ды – вре­мя дей­ст­вия рас­ска­зов ма­с­те­ра. У ны­неш­них – но­вые и мощ­ные трак­то­ра, оде­ты они в ки­тай­ские спор­тив­ные ко­с­тю­мы, крос­сов­ки, а так­же в за­щит­ные шта­ны с ма­с­ки­ро­воч­ны­ми узо­ра­ми – от­го­ло­с­ки юж­ных войн.

Спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина»
Спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина»

Спек­такль со­сто­ит из двух ча­с­тей. На­чи­на­ет­ся как буд­то из­да­ле­ка – с до­воль­но на­ив­но­го ро­ман­ти­че­с­ко­го рас­ска­за о люб­ви шо­фё­ра Стёп­ки (Па­вел Аким­кин) к за­ез­жей учёт­чи­це (Юлия Пе­ре­сильд) и о его со­пер­ни­ке – сче­то­во­де Вась­ке (Алек­сандр Но­вин). Иг­ра­ют мо­ло­дые ис­пол­ни­те­ли об­сто­я­тель­но, со вку­сом, вво­дя зри­те­лей в ат­мо­сфе­ру пред­став­ле­ния. За­тем сле­ду­ют три рас­ска­за про «чу­ди­ков» («Ми­к­ро­скоп», «Миль пар­дон, ма­дам», «Са­пож­ки»), где ис­пол­ни­тель глав­ных ро­лей Ев­ге­ний Ми­ро­нов со­зда­ёт по су­ще­ст­ву один обоб­щён­ный об­раз де­ре­вен­ско­го ра­бо­тя­ги, лю­би­те­ля вы­пить, но меч­та­ю­ще­го о чём-то не­о­бы­чай­ном – будь то ис­сле­до­ва­ние ми­к­ро­бов, или убий­ст­во са­мо­го Гит­ле­ра, или же не­о­бык­но­вен­ные са­пож­ки на кре­с­ть­ян­ские но­ги же­ны. Иг­ра ак­тё­ра за­став­ля­ет вспом­нить луч­шие ра­бо­ты Ле­о­ни­да Ку­рав­лё­ва в филь­мах са­мо­го Шук­ши­на. В этих же эпи­зо­дах по­яв­ля­ет­ся в спек­так­ле и Чул­пан Ха­ма­то­ва – в ро­лях за­му­чен­ной за­бо­та­ми и бед­но­с­тью, свар­ли­вой су­пру­ги ге­роя.

За­вер­ша­ет­ся пер­вая по­ло­ви­на эпи­зо­дом «Иг­на­ха при­ехал» – ли­ри­че­с­кой но­вел­лой о хруп­ко­с­ти че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ний, о на­ме­ча­ю­щем­ся от­чуж­де­нии лю­дей в со­вре­мен­ную эпо­ху. Здесь в пол­ной ме­ре про­яв­ля­ет­ся ма­с­тер­ст­во ре­жис­сё­ра: ро­ли от­ца (Ев­ге­ний Ми­ро­нов) и сы­но­вей (Алек­сандр Гри­шин и Дми­т­рий Жу­рав­лёв) про­ри­со­ва­ны ску­по, но точ­но. За­то рос­кош­но сы­г­ра­ны впе­чат­ле­ния де­ре­вен­ской жиз­ни – встре­ча с ко­ро­вой, ку­па­ние в ре­ке.

По­хо­же, ос­нов­ное, что хо­тел в спек­так­ле до­не­с­ти А.Хер­ма­нис, – это ду­ша со­вет­ско­го на­ро­да. В но­вел­ле «Иг­на­ха при­ехал» она на­пря­мую сы­г­ра­на Ч.Ха­ма­то­вой: ду­ша – это не­что иг­ра­ю­щее и пля­шу­щее, пе­ре­ли­ва­ю­ще­е­ся: это и ко­ро­ва, и ре­ка – да, ак­т­ри­са имен­но сы­г­ра­ла ко­ро­ву так, что ве­ришь, что это ко­ро­ва, и ре­ку так, что ве­ришь, что это ре­ка. Пря­мо вол­шеб­ст­во.

В том же эпи­зо­де отец и два сы­на сто­ят в та­кой же по­зе и в та­ком же ви­де, как на фо­то­гра­фии (кста­ти, за­ме­ча­тель­ные, уди­ви­тель­но рез­кие сним­ки: ин­те­рес­но, ка­ким ап­па­ра­том сни­ма­ли). У всех (и на фо­то­гра­фии, и на сце­не) – пра­вое пле­чо ни­же ле­во­го, как у от­ца в рас­ска­зе Шук­ши­на. Та­кой вот кон­тра­пункт.

Ин­те­рес­ное мно­го­го­ло­сие и в не­ко­то­рых дру­гих эпи­зо­дах, ког­да, на­при­мер, роль как бы дро­бит­ся на не­сколь­ких ис­пол­ни­те­лей – один (Е.Ми­ро­нов) – по­ёт, дру­гой иг­ра­ет на гар­мош­ке. Это то­же уси­ли­ва­ет воз­дей­ст­вие.

Во вто­рой по­ло­ви­не спек­так­ля сы­г­ра­ны рас­ска­зы бо­лее за­ос­т­рён­ные, с эле­мен­та­ми гро­те­с­ка («Сре­зал», «В вос­кре­се­нье мать-ста­руш­ка») и тра­ге­дии («Же­на му­жа в Па­риж про­во­жа­ла»), или то­го и дру­го­го вме­с­те («Бес­па­лый», «Стёп­ка»).

Осо­бен­но силь­но по­став­лен рас­сказ «В вос­кре­се­нье мать-ста­руш­ка» о сле­пом пев­це Гань­ке и его «су­пруж­ни­це» Ма­т­рё­не. Про­стень­кая эта ис­то­рия сы­г­ра­на Е.Ми­ро­но­вым и Ч.Ха­ма­то­вой на­столь­ко эмо­ци­о­наль­но, что сле­зу про­ши­ба­ет у зри­те­лей. Как буд­то мы на­блю­да­ем горь­кую судь­бу жи­вых лю­дей – ста­ри­ков. Здесь звё­зд­ные ак­тё­ры по­ка­за­ли не­дю­жин­ное ис­кус­ст­во пе­ре­во­пло­ще­ния.

А вот в по­след­ней но­вел­ле «Стёп­ка» о глу­по сбе­жав­шем из тюрь­мы бе­до­ла­ге по­ка­за­лось, что Е.Ми­ро­нов по­ду­с­тал, сы­г­рал не так па­те­тич­но, и ес­ли бы не по­след­няя кос­но­языч­ная фра­за («По де­рев­не шла не­мая и горь­ко пла­ка­ла») Ч.Ха­ма­то­вой, то эпи­зод бы и не вы­пол­нил свою за­да­чу удар­ной кон­цов­ки.

По­ста­нов­ка не­о­жи­дан­но об­на­жи­ла ти­по­ло­ги­че­с­кое сход­ст­во не­ко­то­рых рас­ска­зов, их ге­ро­ев (на­при­мер, «Ми­к­ро­скоп» и «Са­пож­ки», «Бес­па­лый» и «Же­на му­жа в Па­риж про­во­жа­ла»), что опять-та­ки при­да­ло объ­ём­ность, глу­би­ну спек­так­лю, его об­ра­зам.

Мож­но на­де­ять­ся, что по­ста­но­воч­ный кол­лек­тив не ог­ра­ни­чит­ся этой ра­бо­той и явит но­вые зна­чи­тель­ные те­а­т­раль­ные во­пло­ще­ния слож­ной и мно­го­об­раз­ной судь­бы на­ше­го мно­го­ст­ра­даль­но­го на­ро­да.


 Рас­ска­зы Шук­ши­на. Те­атр На­ций. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ал­вис Хер­ма­нис.



Иль­дар Са­фу­а­нов




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования