Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 13.03.2009

Родом из «Cайгона»

В Пе­тер­бур­ге в му­зее Ах­ма­то­вой (Фон­тан­ный дом) со­сто­я­лась пре­зен­та­ция кни­ги «Су­мер­ки «Сай­го­на». В кни­гу во­шло бо­лее ста ин­тер­вью и вос­по­ми­на­ний по­се­ти­те­лей из­ве­ст­но­го в 60-е – 80-е го­ды ка­фе на уг­лу Нев­ско­го и Вла­ди­мир­ско­го, но­сив­ше­го не­о­фи­ци­аль­ное на­зва­ние «Сай­гон». На­до ска­зать, что по­ми­мо «Сай­го­на» тог­даш­няя пи­тер­ская бо­ге­ма лю­би­ла со­би­рать­ся так­же в «Ка­фе по­этов» на Ма­лой Са­до­вой (соб­ст­вен­но, с это­го по­эти­че­с­ко­го от­де­ла ку­ли­на­рии ели­се­ев­ско­го га­с­тро­но­ма всё и на­ча­лось; поз­же, в на­ча­ле 70-х, центр бо­гем­ной жиз­ни пе­ре­ме­с­тил­ся в «Сай­гон») и «Ака­де­мич­ке» – сто­ло­вой Ака­де­мии на­ук на Ва­си­ль­ев­ском ос­т­ро­ве. Но имен­но «Сай­го­ну» суж­де­но бы­ло стать не­ким сим­во­лом ле­нин­град­ско­го не­о­фи­ци­аль­но­го ис­кус­ст­ва. Че­рез сие злач­ное за­ве­де­ние, ко­то­рое, меж­ду про­чим, бы­ло ме­с­том встре­чи на толь­ко слу­жи­те­лей муз, но и фар­цов­щи­ков, про­шли все мэ­т­ры пи­тер­ско­го ан­де­г­ра­ун­да: Сер­гей Ку­рё­хин, Бо­рис Гре­бен­щи­ков, Юрий Шев­чук, Вик­тор Кри­ву­лин, Ген­на­дий Гри­го­рь­ев, Вла­ди­мир Рек­шан, Та­ть­я­на Го­ри­че­ва (фе­ми­ни­ст­ка, же­на В.Кри­ву­ли­на). Не­ко­то­рые птен­цы из «сай­го­нов­ско­го» гнез­да – Ио­сиф Брод­с­кий, Ми­ха­ил Ше­мя­кин и Сер­гей До­вла­тов, – опе­рив­шись, уле­те­ли за оке­ан и не про­счи­та­лись: их име­на до сих пор брен­чат гром­че всех. По­яви­лось да­же по­ня­тие «сай­гон­ская куль­ту­ра», за рас­кры­тие ко­то­ро­го все­рьёз взя­лись не­ко­то­рые ли­те­ра­ту­ро­ве­ды. По-ви­ди­мо­му, не­да­лёк тот день, ког­да о «Сай­го­не» и его оби­та­те­лях бу­дут вы­хо­дить ака­де­ми­че­с­кие мо­но­гра­фии. Впро­чем, уже этот 800-стра­нич­ный сбор­ник был сде­лан с пре­тен­зи­ей на ака­де­мич­ность. Вот не­ко­то­рые на­зва­ния ста­тей и вос­по­ми­на­ний из не­го: «Клас­си­че­с­кие го­ды «Сай­го­на» (Олег Охап­кин), «От «ко­­фей­ной» куль­ту­ры к пла­то­нов­ской Ака­де­мии» (Та­ма­ра Бу­ков­ская), «Пись­мо Та­неч­ке Пе­т­ро­вой о То­ме Лер­мон­те. Ка­фе «Сай­гон» в сти­хах Брод­ско­го» (Вя­че­слав Ла­до­гин). Лю­бо­пы­тен и тот факт, что грант на из­да­ние этой кни­ги вы­де­лил Ли­ха­чёв­ский фонд. Зна­чит, не зря про­си­жи­ва­ла шта­ны и про­са­жи­ва­ла свои ко­че­гар­ские и двор­ниц­кие день­ги в «Сай­го­не» на­ша нон­кон­фор­мист­ская бра­тия, не зря ри­с­ко­ва­ла, дер­жа фи­гу в кар­ма­не и ве­дя не­о­сто­рож­ные об­ли­чи­тель­но-ку­хон­ные раз­го­во­ры под бди­тель­ным оком и ухом сту­ка­чей. Ви­дать, бы­ла у «сай­гон­цев» и ка­кая-то иная выс­шая де­я­тель­ность, ка­кая-то иная не­из­ве­ст­ная нам сверх­за­да­ча, раз ими за­ин­те­ре­со­ва­лась та­кая се­рь­ёз­ная и со­лид­ная ор­га­ни­за­ция, как Ли­ха­чёв­ский фонд.

В 1960-е – 80-е годы на углу Невского и Владимирского находилось кафе «Сайгон»
В 1960-е – 80-е годы на углу Невского и Владимирского находилось кафе «Сайгон»

Чем яв­лял­ся «Сай­гон» для его зав­сег­да­та­ев? Су­дя по тем же на­зва­ни­ям, для од­них он был оли­це­тво­ре­ни­ем сво­бо­ды: «Гло­ток сво­бо­ды» (Ма­рия Ла­ни­на), «Оди­но­че­ст­во и сво­бо­да» (Ев­ге­ний Вен­зель), «Сво­бод­но, и бла­го­дат­но, хоть и не бес­про­блем­но» (Сер­гей Ва­си­ль­ев); для дру­гих – не­что судь­бо­нос­ным: «Угол Нев­ско­го и судь­бы» (Ана­то­лий Бел­кин), «Мы по­зна­ко­ми­лись в Сай­го­не» (Ва­ле­рий Ко­зи­ев), «Сай­гон – это судь­ба» (Сер­гей Бе­лов); для тре­ть­их – ме­с­том без­за­бот­ных ко­фей­но-порт­вей­ных встреч мо­ло­до­с­ти: «Ме­с­то без­дей­ст­вия» (Та­ть­я­на Мне­ва), «Бо­ге­ма» (На­та­лья Кра­чун), «Луч­шая по­ра на­шей жиз­ни» (Дми­т­рий Ра­вин­ский), «Браж­ни­ки» (Вла­ди­мир Рек­шан), «Ко­фе и па­пи­ро­сы» (Алек­сандр Дон­ских), «Ко­фе с ли­мо­ном – вкус вре­ме­ни» (Ан­на Кац­ман), «Я из «Сай­го­на» их вы­та­с­ки­вал» (Ге­ор­гий Ми­хай­лов), «Уй­ти Ва­ви­лон» (Дми­т­рий Гри­го­рь­ев); для чет­вёр­тых – ме­с­том сбо­ра ода­рён­ных кур­ту­аз­ных стра­ст­ных на­тур: «Груп­па на­ци­о­наль­ных умов Ле­нин­гра­да» (Алек­сей Ко­ва­лёв), «Ма­лень­кий ле­нин­град­ский Мон­мар­т­рик» (Ан­д­жей Икон­ни­ков-Га­лиц­кий), «Мы бы­ли стра­ст­ны­ми людь­ми» (Вла­ди­мир Лис­няк), «Га­лант­ный век «Сай­го­на» (Та­ть­я­на Бо­го­мо­ло­ва).

Чем же был «Сай­гон» на са­мом де­ле? На мой взгляд, «сай­гон­ская куль­ту­ра» по­ня­тие на­ду­ман­ное, так как в твор­че­с­ком пла­не она бы­ла бес­плод­ной и не­со­сто­я­тель­ной; но у «Сай­го­на» бы­ло, не­со­мнен­но, оба­я­ние, со­хра­нив­ше­е­ся и се­го­дня. Оба­я­ние мо­ло­до­с­ти (ко­с­тяк «сай­го­нав­тов» со­сто­ял из 20 – 30-лет­них мо­ло­дых лю­дей), бу­до­ра­жа­щая кровь ат­мо­сфе­ра по­лу­за­прет­но­с­ти, по­лу­под­поль­но­с­ти, фрон­дёр­ст­ва, не­при­знан­но­с­ти, не­по­ня­то­с­ти, ин­тел­лек­ту­аль­ной иг­ры, иг­ры в ори­ги­наль­ность и ге­ни­аль­ность. Сре­ди по­се­ти­те­лей «Сай­го­на» бы­ло не­ма­ло не­за­уряд­ных лю­дей с ин­те­рес­ной судь­бой. К при­ме­ру, Кон­стан­тин Куз­мин­ский, уе­хав­ший в 1975 го­ду в США и в оди­ноч­ку со­ста­вив­ший 9-том­ную «Ан­то­ло­гию но­вей­шей рус­ской по­эзии у Го­лу­бой Ла­гу­ны» (весь по­эти­че­с­кий са­миз­дат 50-х – 80-х го­дов), или Ро­ман Яшун­ский, не­ис­по­ве­ди­мы­ми пу­тя­ми став­ший ны­не епи­с­ко­мом Олим­пий­ской церк­ви Ис­тин­но-Пра­во­слав­ных хри­с­ти­ан Гре­ции (окорм­ля­ет рос­сий­скую па­ст­ву), ко­то­рый че­рез ЖЖ вос­сы­ла­ет сво­им ду­хов­ным ча­дам ок­руж­ные по­сла­ния за ис­хо­дя­щи­ми но­ме­ра­ми.

Во­об­ще, до сих пор се­рь­ёз­но не ис­сле­до­ван фе­но­мен ан­де­г­ра­ун­да 60-х – 70-х го­дов. Ка­кой че­ло­ве­че­с­кий тип был в ос­но­ва­нии это­го фе­но­ме­на, по­че­му имен­но он стал оп­ре­де­лять ин­тел­лек­ту­аль­ную жизнь со­ци­аль­но ак­тив­но­го го­род­ско­го на­се­ле­ния, его взгля­ды, его судь­бу, его раз­ви­тие и за­кат. В об­щих чер­тах мож­но ска­зать, что ос­но­ву ан­де­г­ра­ун­да со­ста­ви­ло по­сле­во­ен­ное по­ко­ле­ние го­ро­жан, за мо­ло­до­с­тью лет ув­лёк­ше­е­ся то­таль­ным не­при­яти­ем на­лич­ной со­вет­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти, аль­тер­на­ти­вой ко­то­рой про­воз­гла­ша­лись ли­бо за­пад­ные цен­но­с­ти, ли­бо (в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни) вос­точ­ные. В си­лу од­но­го толь­ко это­го об­сто­я­тель­ст­ва де­я­тель­ность нон­кон­фор­ми­с­тов из­на­чаль­но бы­ла лож­ной по су­ти и бес­плод­ной. От­ри­цая так на­зы­ва­е­мую офи­ци­аль­ную со­вет­скую куль­ту­ру, ан­де­г­ра­унд вме­с­те с нею от­ри­цал и всё на­ци­о­наль­ное бы­тие стра­ны, что не мог­ло не ска­зать­ся са­мым пе­чаль­ным об­ра­зом на так на­зы­ва­е­мом не­о­фи­ци­аль­ном ис­кус­ст­ве (во­об­ще-то для на­сто­я­ще­го ху­дож­ни­ка не су­ще­ст­ву­ет де­ле­ния на офи­ци­аль­ное и не­о­фи­ци­аль­ное, фор­маль­ное и не­фор­маль­ное, раз­ре­шён­ное и не­раз­ре­шён­ное ис­кус­ст­во; для не­го ис­кус­ст­во де­лит­ся на под­лин­ное, ис­тин­ное и лож­ное, фаль­ши­вое). Го­во­ря бло­ков­ски­ми сло­ва­ми, «не­фор­ма­лы» не смог­ли или не за­хо­те­ли «сте­реть слу­чай­ные чер­ты» и раз­гля­деть, что «мир пре­кра­сен». В этой не­воз­мож­но­с­ти уви­деть пре­крас­ное, на мой взгляд, за­клю­ча­ет­ся глав­ная при­чи­на твор­че­с­кой не­со­сто­я­тель­но­с­ти, от­сут­ст­вия по­длин­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го ми­ра в про­из­ве­де­ни­ях пред­ста­ви­те­лей не­о­фи­ци­аль­но­го ис­кус­ст­ва. Впро­чем, эта те­ма слож­на и тре­бу­ет об­сто­я­тель­но­го раз­бо­ра и раз­го­во­ра.

На­пос­ле­док за­ме­чу, что и се­го­дня в Пе­тер­бур­ге есть ме­с­та, на­сле­ду­ю­щие па­мять о «Сай­го­не». Это преж­де все­го арт-га­ле­рея «Бо­рей» на Ли­тей­ном про­спек­те, куль­тур­ный центр «Пуш­кин­ская, 10», воз­рож­дён­ные поч­ти че­рез сто­ле­тие арт-клу­бы «Бро­дя­чая со­ба­ка» и «При­вал ко­ме­ди­ан­тов». Прав­да, увы, то­го оба­я­ния «Сай­го­на» 60-х – 70-х го­дов там и в по­ми­не нет. Есть жал­кие ос­тат­ки бы­лой рос­ко­ши, не­при­гляд­ный па­ноп­ти­кум по­тёр­тых, по­но­шен­ных лич­но­с­тей, жи­ву­щих в за­мк­ну­том, уже ма­ло ко­му ин­те­рес­ном бо­гем­ном мир­ке. 


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования