Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 13.03.2009

Отечество в опасности от нас

Ког­да он был от­ме­чен сво­ей му­зой, воль­ной до­че­рью двух сти­хий, мо­ря и по­эзии? В пят­над­цать лет, ког­да по­бе­дил на го­род­ском по­эти­че­с­ком кон­кур­се в род­ном Ле­нин­гра­де? Или ещё рань­ше, в мае со­рок чет­вёр­то­го, ког­да «сча­ст­ли­вым кри­ком ог­лу­шил вой­ну вто­рую ми­ро­вую»? Ка­кие бы звёз­ды ни дик­то­ва­ли судь­бу, тя­жесть сво­е­го жре­бия Ми­ха­ил Гут­ман осо­знал ра­но.

 

«Спу­с­тись на зем­лю», – мне твер­ди­ли.

Я внял од­наж­ды прось­бе сей…

Под­ня­ли. Кры­лья об­ру­би­ли,

чтоб не ме­ша­ли на­шей бы­ли.

С тех пор жи­ву та­кой, как все.

 

Но жить «как все» ещё не зна­чит – стать та­ким, как все. Да­же об­ру­бив кры­лья, по­про­буй­те от­лу­чить мо­ря­ка от мо­ря, а по­эта – от по­эзии! Как там у Гри­на: «Он по­те­рял всё, кро­ме глав­но­го: сво­ей стран­ной ле­тя­щей ду­ши». Ге­о­гра­фия ми­ра не столь об­шир­на, ког­да су­жа­ет­ся до од­но­го мо­ря – жиз­нен­но­го. И бе­ре­гов все­го два: род­ной и чу­жой. Дру­гое де­ло, ка­кой из них счи­тать род­ным: бе­рег Бал­ти­ки, где ро­дил­ся, или по­бе­ре­жье Ти­хо­го оке­а­на, ку­да «мо­рем-го­рем за­нес­ло»? Во­прос не пра­зд­ный.

 

Ос­тал­ся в про­шлом Ле­нин­град,

та­ком да­лё­ком, что не бо­ле,

чем со­жа­ле­нья лёг­кий вздох

по­рою ду­шу по­тре­во­жит…

Си­жу, гля­жу се­бе в ок­но

в сверх­даль­нем го­ро­де На­ход­ка.

А мог бы жить в Па­ри­же. Но

не то, что­бы не суж­де­но,

а, как ни стран­но,

не­о­хо­та…

 

О Па­ри­же ска­за­но без бра­ва­ды: мог бы. Не слу­чай­но пер­вый сбор­ник сти­хов Ми­ха­и­ла Гут­ма­на был из­дан во Фран­ции, при со­дей­ст­вии Ан­д­рея Си­няв­ско­го. Но в ко­рот­ком сло­ве «не­о­хо­та» сра­ще­но всё: ро­до­вая мощь ле­нин­град­ских куль­тур­ных кор­ней, упор­ное же­ла­ние мо­ря­ка иметь пор­том про­пи­с­ки рус­ский го­род, да­же ес­ли он «сверх­даль­ний», и глав­ное – со­зна­ние се­бя рус­ским по­этом, для ко­то­ро­го нет для жиз­ни дру­гой стра­ны, кро­ме Рос­сии.

 

Не­бе­са лег­ли на пле­чи.

А ка­кой с ме­ня Ат­лант,

ес­ли грудь во­внутрь, а пе­чень

вы­лез­ла на пер­вый план?

Я б уб­рал, ко­неч­но, пле­чи,

но ведь я че­го бо­юсь –

лад­но, враз от­че­ло­ве­чим,

ну а ес­ли толь­ко Русь?

И от этой мыс­ли са­мой

так обид­но ста­ло мне,

что вос­прял я с не­бе­са­ми

и – слу­жу сво­ей Стра­не!

 

Сдер­жан­но-иро­нич­ную ин­то­на­цию на гла­зах изум­лён­но­го чи­та­те­ля взры­ва­ет за­клю­чи­тель­ная стро­ка: на­звать Рос­сию Cтра­ной с боль­шой бук­вы, да ещё за­кре­пить бес­сом­нен­ную ис­крен­ность вос­кли­ца­тель­ным зна­ком! И это в то вре­мя, ког­да в Рос­сии ца­рит «бе­зум­ное вза­и­мо­мще­нье», ког­да ви­тии и мес­сии, то­го гля­ди, «про­го­во­рят» стра­ну, как в ок­тя­б­ре сем­над­ца­то­го, ес­ли, ко­неч­но, не про­пьют её рань­ше.

 

Но всё же – Бо­же упа­си! –

по­ду­мать страш­но мне, при­знать­ся,

о том, что как бы всей Ру­си

за ру­бе­жом не ока­зать­ся.

 

При­зна­ние зна­ме­на­тель­ное. Не толь­ко для мо­ря­ка, ко­то­рый «весь мир из­ла­зил, мо­ре­ход­ст­вуя», но и для че­ло­ве­ка, в жи­лах ко­то­ро­го те­чёт «кровь двух на­ций». Рас­кол в муль­ти­на­ци­о­наль­ной стра­не про­хо­дит, как все­гда, че­рез серд­це по­эта, за­став­ляя его чув­ст­во­вать се­бя эми­г­ран­том в лю­бой точ­ке зем­но­го ша­ра и в лю­бом от­рез­ке вре­ме­ни. Что­бы со­хра­нить ду­шу, ос­та­ёт­ся клин вы­ши­бать кли­ном, и, стран­ст­вуя по сто­ле­ти­ям, ве­с­ти ди­а­лог с веч­но­с­тью, ок­ли­кая Дан­те и Вер­ги­лия, Па­с­тер­на­ка и Ах­ма­то­ву, Риль­ке и Ман­дель­ш­та­ма.

При­ме­ча­тель­но, что ни в од­ном сбор­ни­ке Гут­ма­на не най­ти жа­ло­бы или прось­бы, об­ра­щён­ной к Бо­гу. Ибо Бог для не­го, преж­де все­го, – Тво­рец, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го не оце­не­ны в ми­ре лю­дей. «Ца­ри при­ро­ды» не толь­ко не стре­мят­ся по­стичь Бо­жий за­мы­сел, но в гор­ды­не сво­ей от­хо­дят от не­го всё даль­ше. И по­нять это спо­со­бен тот, кто сам по­знал му­ки твор­че­ст­ва. Вот ког­да при­хо­дит по­тря­се­ние:

 

Бре­ду се­бе, по­сред­ст­вом лу­жиц

Раз­гля­ды­вая не­бе­са,

И по­сти­гаю ти­хий ужас

Все­оди­но­че­ст­ва Твор­ца.

 

Так рож­да­ет­ся не­пе­ре­да­ва­е­мая гут­ма­нов­ская ин­то­на­ция: че­ло­век со­чув­ст­ву­ет Бо­гу, со­зна­вая глу­би­ну Его тра­ге­дии: в не­уто­ми­мых по­пыт­ках улуч­шить мир, со­тво­рён­ный Твор­цом, «че­ло­ве­ки» не же­ла­ют слы­шать о соб­ст­вен­ном не­со­вер­шен­ст­ве.

 

Оте­че­ст­во в опас­но­с­ти от нас,

А мы пе­ред со­бою всё лу­ка­вим

И гла­дим не­дву­смыс­лен­ный за­пас

Кам­ней, что веч­но кста­ти под ру­ка­ми.

Не вре­мя ль, как смол­чал Ек­кле­зи­аст,

Ос­та­вить во­об­ще в по­кое кам­ни?

Ка­кой уж век мне не под­нять ли­ца.

Чтоб без сты­да взгля­нуть в гла­за

Твор­ца…

 

Не пре­тен­дуя на не­о­спо­ри­мое пра­во Вре­ме­ни вы­но­сить окон­ча­тель­ный вер­дикт «стал или не стал», за­ме­тим, что чув­ст­во «все­от­вет­ст­вен­но­с­ти», рав­но как и уме­ние ос­та­вать­ся са­мим со­бой – ед­ва ли не пер­вые от­ли­чия на­сто­я­ще­го по­эта. Но по­эт ли, фи­ло­соф – что он мо­жет сде­лать с жи­вой че­ло­ве­чь­ей то­с­кой и не­при­ду­ман­ной бо­лью оди­но­че­ст­ва? Про­кля­тые во­про­сы…

 

От­шель­ник: Пу­с­тын­ник? Из­гой?

До су­ти до­пыт­ли­вый стран­ник?

Из­бран­ник юдо­ли дру­гой?

Не­ис­по­ве­ди­мо­с­ти дан­ник?

От­ку­да? За­чем? И ког­да?

Что, ес­ли и вправ­ду слу­ча­ен?

Еди­нож­ды ли Та Звез­да

Спа­се­ния путь ос­ве­ща­ла?..

Так вол­чь­е­го тай­на вы­тья

Вдруг в ночь пол­но­лу­нья раз­да­вит…

О, за­мк­ну­тый круг Ми­ро­зда­нья!

О, за­мк­ну­тый круг Бы­тия…

 

Ак­ро­с­тих с ко­дой не слу­чай­но вен­ча­ет двой­ное «о»: гул­кое его эхо на­ра­с­та­ет в каж­дой но­вой кни­ге Гут­ма­на. Оди­но­че­ст­во, от­ра­жён­ное в рав­но­душ­ных зер­ка­лах ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра, мно­жит­ся и ста­но­вит­ся оди­но­че­ст­ва­ми. И ес­ли не­боль­шой сбор­ник, вме­с­тив­ший два вен­ка со­не­тов, на­ре­чён «Дву­мя оди­но­че­ст­ва­ми», то пред­по­след­няя при­жиз­нен­ная кни­га – «Оди­но­че­ст­ва» – ста­но­вит­ся ис­по­ве­дью че­ло­ве­ка, осо­знав­ше­го свою «не­про­шен­ность» и «не­ча­ян­ность» в этом ми­ре.

Под­черк­ну: два глу­бо­ких чув­ст­ва – бе­з-от­вет­ная лю­бовь к Рос­сии и без­на­дёж­ный по­иск иде­а­ла – взра­с­ти­ли «все­оди­но­че­ст­во» Гут­ма­на-по­эта. Меж­ду лю­бо­вью к Рос­сии и лю­бо­вью к жен­щи­не, как сим­во­лу и смыс­лу жиз­ни, про­лег­ли сот­ни и ты­ся­чи его строк. Так шпа­лы свя­зы­ва­ют рель­сы, по ко­то­рым, слов­но ко­раб­ли со ста­пе­лей, од­на за дру­гой сой­дут его по­эти­че­с­кие книж­ки.

 

И лишь к Рос­сии бе­зот­вет­ная

Лю­бовь, мне став­шая судь­бой,

Ода­рит сла­вой вдруг по­смерт­ною,

Как всех дру­гих.

Са­мо со­бой…

 

Это кон­стан­та. И здесь, дей­ст­ви­тель­но, кон­ча­ет­ся по­эзия и «ды­шат поч­ва и судь­ба»…


Га­ли­на ЯКУ­НИ­НА
г. ВЛА­ДИ­ВО­С­ТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования