Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 13.03.2009

За сорок рублей

В по­след­нее вре­мя я ча­с­то ос­та­нав­ли­ва­юсь воз­ле па­ла­ток, где про­да­ют кни­ги по 10, 20, 40 руб­лей, и имен­но там на­хо­жу что по­чи­тать не для де­ла, не для ра­бо­ты, а для ду­ши. Не­дав­но в од­ной из та­ких па­ла­ток я ку­пил за со­рок руб­лей кни­гу рас­ска­зов Бо­ри­са Еки­мо­ва «На­бег», вы­шед­шую в 2001 го­ду в из­да­тель­ст­ве «Со­вре­мен­ник».

С про­зой Бо­ри­са Еки­мо­ва я зна­ком дав­но, но его кни­гу от­крыл впер­вые – до это­го чи­тал рас­ска­зы и по­ве­с­ти в жур­на­лах, в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Мно­гое вы­зы­ва­ло то ра­до­ст­ное чув­ст­во, ка­кое по­яв­ля­ет­ся, ког­да чи­та­ешь на­сто­я­щую про­зу, прав­да, са­ми про­из­ве­де­ния ча­ще все­го бы­ли о тя­жё­лом, гру­ст­ном.

Еки­мов – пи­са­тель не­гром­кий, кри­ти­ки о нём вспо­ми­на­ют не­ча­с­то. Во мно­гом эта не­гром­кость объ­яс­ня­ет­ся тем, что пи­шет Еки­мов в ос­нов­ном рас­ска­зы, а о них кри­ти­ки от­зы­ва­ют­ся ред­ко и не очень охот­но, пред­по­чи­тая ро­ма­ны.

По­след­ний год ока­зал­ся для пи­са­те­ля ще­д­рым на ин­тер­вью, ста­тьи. Ему бы­ла вру­че­на пре­мия Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на, в «Но­вом ми­ре» вы­шла боль­шая по­весть «Пред­по­ла­га­ем жить», а в из­да­тель­ст­ве «Ва­г­ри­ус» – кни­га рас­ска­зов; в но­я­б­ре 2008 го­да га­зе­ты и жур­на­лы от­ме­ти­ли се­ми­де­ся­ти­лет­ний юби­лей пи­са­те­ля ста­ть­я­ми...

Но не­смо­т­ря на это, Бо­рис Еки­мов про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся в на­шей ли­те­ра­ту­ре фи­гу­рой не цен­т­раль­ной, нет к его про­зе то­го вни­ма­ния, что со­про­вож­да­ет каж­дую но­вую вещь мно­гих дру­гих со­вре­мен­ных ав­то­ров... К мо­де мож­но от­но­сить­ся по-раз­но­му, но мо­да на то­го или ино­го пи­са­те­ля – де­ло не сов­сем пу­с­тое: она уве­ли­чи­ва­ет ар­мию чи­та­те­лей. И хо­ро­шо, ког­да мод­ным ста­но­вит­ся пи­са­тель, дей­ст­ви­тель­но до­стой­ный ши­ро­ко­го чи­та­тель­ско­го вни­ма­ния. Мод­ны­ми бы­ли ког­да-то До­сто­ев­ский, Горь­кий, Зо­щен­ко, Шук­шин, Рас­пу­тин, се­го­дня мо­ден За­хар При­ле­пин, и сла­ва бо­гу, что его кни­ги пе­ре­из­да­ют­ся сно­ва и сно­ва. Мо­да на пи­са­те­лей нуж­на, ну­жен шум во­круг них. «Шум, ко­неч­но, не все­гда од­но и то же со сла­вою, – за­ме­тил Бе­лин­ский, – но без шу­му нет сла­вы». Чи­тая кни­гу «На­бег», я по­жа­лел, что шум во­круг про­из­ве­де­ний Бо­ри­са Еки­мо­ва ни­ког­да не воз­ни­кал.

Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в боль­шин­ст­ве сво­ём про­дук­ты ско­ро­пор­тя­щи­е­ся. Ма­ло что из то­го, что ещё лет де­сять–пят­над­цать на­зад об­суж­да­лось кри­ти­ка­ми, ре­ко­мен­до­ва­лось чи­та­те­лям, по­лу­ча­ло пре­мии, се­го­дня мож­но чи­тать без ог­ром­но­го уси­лия, и вряд ли про­из­ве­де­ния эти в бу­ду­щем об­ре­тут вто­рую жизнь, за­ин­те­ре­су­ют ко­го-то, кро­ме ис­то­ри­ков ли­те­ра­ту­ры.

Со мно­ги­ми ве­ща­ми Еки­мо­ва, на мой взгляд, де­ло об­сто­ит сов­сем ина­че. Он пи­шет за­ча­с­тую о со­вре­мен­ной ему жиз­ни: в 70-х пи­сал о 70-х, в 80-х – о 80-х и так да­лее. И ког­да чи­та­ешь про­из­ве­де­ния в жур­на­лах, га­зе­тах, то есть вско­ре по­сле на­пи­са­ния, от­но­сишь­ся к ним, как к пусть та­лант­ли­вой, но фик­са­ции тех или иных дей­ст­ви­тель­ных со­бы­тий. Не­да­ром не­ко­то­рые кри­ти­ки ви­дят в про­зе Еки­мо­ва очер­ко­вую ос­но­ву. По про­ше­ст­вии же вре­ме­ни, со­бран­ные в кни­гу, рас­ска­зы ока­зы­ва­ют­ся дей­ст­ви­тель­но на­сто­я­щей, ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­рой, ко­то­рая про­дол­жа­ет жить уже вне кон­тек­с­та по­ро­див­шей её дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Так жи­вут рас­ска­зы Че­хо­ва, Шук­ши­на, Ка­за­ко­ва... Не­мно­го ещё най­ду рас­сказ­чи­ков, что­бы про­дол­жить ряд.

В кни­гу «На­бег» во­шло око­ло со­ро­ка рас­ска­зов Бо­ри­са Еки­мо­ва 1975 – 2001 го­дов. Да­ле­ко не всё, что на­пи­сал ав­тор за это вре­мя, но со­став­лен сбор­ник та­ким об­ра­зом, что пред­став­ля­ет со­бой прак­ти­че­с­ки еди­ное про­из­ве­де­ние – дей­ст­вие про­ис­хо­дит, по боль­шей ча­с­ти, на при­дон­ских ху­то­рах, есть сквоз­ные ге­рои – трак­то­рист Та­ра­сов, скот­ник Ни­ко­лай, уп­рав­ля­ю­щий Ар­сен­ть­ич... И вид­но, как шло к кра­ху на­ше сель­ское хо­зяй­ст­во, ста­но­вит­ся яс­но, по­че­му не при­жи­лись у нас фер­ме­ры... Го­во­рю сей­час о так ска­зать со­ци­аль­ных мо­ти­вах, по­то­му что всё-та­ки они – ос­но­ва про­зы Еки­мо­ва, да и во­об­ще рус­ской про­зы хоть по­за­про­ш­ло­го, хоть про­шло­го, хоть на­сту­пив­ше­го ве­ка. И ге­рои еки­мов­ских рас­ска­зов – хо­тят они то­го или нет, ча­с­ти­цы об­ще­ст­вен­но­го ус­т­рой­ст­ва.

«Ны­не, на­при­мер, с ут­ра в са­ду по­ра­бо­тал, – при­зна­ёт­ся уп­рав­ля­ю­щий Ча­пу­рин спи­ва­ю­ще­му­ся пар­ню Юр­ке, – де­ре­вья ока­пы­вал, с клуб­ни­кой за­ни­мал­ся. Ут­ро прям до­ро­гое, так бы ни­ку­да и не хо­дил. В кон­то­ру ид­ти не­о­хо­та, там со­ба­чить­ся, – за­сме­ял­ся он, – а всё же по­шёл. А ведь мог бы не хо­дить. Пра­виль­но? Но по­шёл. На­до». («Ча­пу­рин и Юр­ка»)

В ста­тье, по­свя­щён­ной про­зе Бо­ри­са Еки­мо­ва «Спо­кой­ная жизнь» («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 25 ап­ре­ля 2008), Ли­дия Сы­чё­ва пи­шет: «Имен­но «спо­кой­ная жизнь» от­ра­же­на в боль­шин­ст­ве еки­мов­ских ве­щей (не­смо­т­ря на внеш­ние при­ме­ты ос­т­рой со­ци­аль­но­с­ти). <...> ...во всех этих про­из­ве­де­ни­ях есть чув­ст­во ме­ры, пре­крас­ное зна­ние ма­те­ри­а­ла, на­ра­бо­тан­ная ин­то­на­ция, пла­с­ти­ка, и всё это вме­с­те уме­ло ма­с­ки­ру­ет «спо­кой­ст­вие» пи­са­тель­ской ду­ши. <...> Но во дни по­тря­се­ний, ког­да ро­ди­на на­ша ру­шит­ся, раз­ве чув­ст­во ме­ры спа­са­ло и спа­сёт на­род?! Нет! Спа­са­ют ро­ди­ну, на обы­ва­тель­ский взгляд, бе­зум­цы – ге­рои, по­движ­ни­ки, свя­тые. Сло­вом и де­лом, мо­лит­вой и по­дви­гом. А пи­са­тель – каж­до­днев­ным ду­хов­ным тру­дом».

Борис Екимов
Борис Екимов

В чём-чём, а в спо­кой­ст­вии Бо­ри­са Еки­мо­ва я бы ни­ког­да не об­ви­нил. Труд­но в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре най­ти про­зу столь кро­во­то­чи­вую. Да, Еки­мов не кри­чит, не бе­зум­ст­ву­ет, но спо­кой­ст­вие его ин­то­на­ции, это с тру­дом сдер­жи­ва­е­мый крик. И труд­но не за­кри­чать, пи­ша рас­ска­зы, по­доб­ные «Пу­тёв­ке на юг», «Ча­пу­ри­ну и Юр­ке», «Вра­гу на­ро­да», «На­бе­гу», «Де­ду Фё­до­ру». «Эмо­ци­о­наль­ная бед­ность» ге­ро­ев Еки­мо­ва, на ко­то­рую ука­зы­ва­ют не­ко­то­рые кри­ти­ки, то­же об­ман­чи­ва. Да, они ред­ко вы­плё­с­ки­ва­ют эмо­ции, но вну­т­рен­нее их ки­пе­ние ав­тор по­ка­зы­ва­ет на ред­кость прон­зи­тель­но. Взять то­го же трак­то­ри­с­та Та­ра­со­ва, ге­роя не­сколь­ких рас­ска­зов, с усилием свя­зы­ва­ю­ще­го не­сколь­ко слов, но с бо­лью пе­ре­жи­ва­ю­ще­го ги­бель род­но­го ху­то­ра, кол­хо­за, в ко­то­ром тру­дил­ся всю жизнь (хо­тя сам из се­мьи «ку­ла­ков», чу­дом вы­жив­ший ре­бён­ком где-то на Се­ве­ре, ку­да бы­ла со­сла­на в 30-е их се­мья) и, глав­ное, в ме­ру сил пы­та­ю­щий­ся кол­хоз, ху­тор спа­с­ти, или вот дед Фё­дор – ге­рой од­но­имён­но­го, по­след­не­го в кни­ге, рас­ска­за. Рас­сказ да­ти­ро­ван 2001 го­дом: по­за­ди пе­ре­ст­рой­ка, пе­ре­ход­ный пе­ри­од, экс­пе­ри­мент с фер­мер­ски­ми хо­зяй­ст­ва­ми. Кол­хо­за нет, лю­ди кор­мят­ся каж­дый сво­им хо­зяй­ст­вом. Дед Фё­дор, всю жизнь про­ра­бо­тав­ший на трак­то­ре, ос­тал­ся «си­ро­той» – трак­то­ров на ху­то­ре поч­ти нет, кол­хоз­ную тех­ни­ку сда­ли на ме­тал­ло­лом, а ко­пать­ся в ого­ро­де, во­зить­ся со ско­ти­ной дед Фё­дор не уме­ет и не хо­чет. С ут­ра до но­чи он не­при­ка­ян­но бро­дит по ху­то­ру, слов­но че­го-то ищет – ищет преж­нюю жизнь с её трак­то­ра­ми, ра­бо­той, по­ле­вод­че­с­ки­ми бри­га­да­ми... Дед Фё­дор не лю­би­тель раз­го­ва­ри­вать, но его мол­ча­ние, его каж­до­днев­ное бро­же­ние по ху­то­ру крас­но­ре­чи­вее са­мых гром­ких и от­ча­ян­ных кри­ков...

В рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­след­них двад­ца­ти с лиш­ним лет (на­чи­ная, по­жа­луй, с рас­пу­тин­ско­го «По­жа­ра») по­яви­лось мно­го экс­прес­сив­ных, гром­ких про­из­ве­де­ний. Но эта гром­кость их и обес­це­ни­ла, ос­та­ви­ла в про­шлом. Труд­но дол­го слы­шать на­бат, а шё­пот за­кли­на­ния – за­во­ра­жи­ва­ет. Бо­рис Еки­мов в сво­их рас­ска­зах за­кли­на­ет зем­лю от опу­с­то­ше­ния, лю­дей – от очер­ст­ве­ния. Он год за го­дом ос­ма­т­ри­ва­ет тот ку­со­чек зем­ли, что зна­ет с ран­не­го дет­ст­ва, пе­ре­би­ра­ет лю­дей, ищет сре­ди них пра­вед­ни­ков. И – на­хо­дит. Хо­тя они у не­го – жи­вые лю­ди, со сво­и­ми сла­бо­с­тя­ми, не­до­стат­ка­ми, и всё же на них – на де­де Фё­до­ре, на Та­ра­со­ве, Ча­пу­ри­не, Ра­и­се, фельд­ше­ре Миш­ке, ер­ши­с­том пар­не Ар­ту­ре, «оби­жен­ном умом» Кы­ле ещё дер­жит­ся жизнь, не пре­вра­ща­ет­ся в зве­ри­ное су­ще­ст­во­ва­ние...

Ин­те­рес­но, что Бо­рис Еки­мов один из не­мно­гих, кто опи­сы­ва­ет кре­с­ть­ян­ский труд. Да­же те, ко­го мы на­зы­ва­ем «де­ре­вен­щи­ка­ми», поч­ти не ос­та­ви­ли нам сцен ухо­да за ско­ти­ной, вспаш­ки по­лей, во­об­ще ус­т­рой­ст­ва, буд­ней кре­с­ть­ян­ской жиз­ни. Де­ре­вен­щи­ков ин­те­ре­со­ва­ли дру­гие про­бле­мы. Еки­мов же де­ла­ет упор имен­но на еже­днев­ный, тя­жё­лый, од­но­об­раз­ный, но и бла­го­дат­ный труд. Впро­чем, бла­го­дат­ный, ес­ли тру­дить­ся с умом, по­ни­мать при­ро­ду, жи­во­ти­ну. И в от­ли­чие от тех же де­ре­вен­щи­ков у Еки­мо­ва нет иде­а­ли­за­ции кре­с­ть­ян­ско­го ми­ра – до­ста­точ­но про­чи­тать пер­вый боль­шой еки­мов­ский рас­сказ «Пе­ре­езд», что­бы уви­деть, что мир этот слож­ный, же­с­то­кий да­же. За на­виль­ник се­на мо­гут за­ши­бить.

…Ещё лет сто на­зад, ког­да ки­не­ма­то­граф из цир­ко­во­го фо­ку­са стал пре­вра­щать­ся в ис­кус­ст­во, по­яви­лось мне­ние, что те­перь ли­те­ра­ту­ра ста­нет иной – по­ве­ст­во­ва­тель­ная функ­ция её ста­но­вит­ся не глав­ной. То же са­мое про­чи­ли и жи­во­пи­си по­сле изо­б­ре­те­ния фо­то­гра­фии... Но ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет, что ре­аль­ное ото­б­ра­же­ние жиз­ни ос­та­ёт­ся са­мым цен­ным и в ли­те­ра­ту­ре, и в жи­во­пи­си. Раз­но­об­раз­ные те­че­ния, на­прав­ле­ния ока­зы­ва­ют­ся лишь экс­пе­ри­мен­та­ми, в ито­ге по­гло­ща­е­мы­ми ре­а­лиз­мом, ре­а­лизм обо­га­ща­ю­щи­ми.

В оби­лии ин­фор­ма­ции пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ко­го, ана­ли­ти­че­с­ко­го, на­уч­но­го, сюр­ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го и про­чих пла­нов глав­ное всё же со­хра­ня­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре. Кто-то из фран­цуз­ских пи­са­те­лей XIX ве­ка ска­зал: «Эпо­ха, ко­то­рая не ос­та­ви­ла ро­ма­нов, нам не­из­ве­ст­на». Так и есть. Бо­рис Еки­мов всю жизнь пи­шет ог­ром­ный ро­ман о том вре­ме­ни, в ко­то­ром жи­вёт. От­сю­да и ин­то­на­ци­он­ная бли­зость его рас­ска­зов, не­спеш­ный, раз­ме­рен­ный стиль, ко­то­рый вхо­дит в ду­шу чи­та­те­ля ос­т­рее и глуб­же са­мо­го экс­прес­сив­но­го по­то­ка... В об­щем-то, так же не­спеш­но и раз­ме­рен­но пи­са­ли и Че­хов, и Ка­за­ков, и Шук­шин.

Мо­жет быть, лю­ди да­лё­ко­го бу­ду­ще­го, за­ин­те­ре­со­вав­шись, что пе­ре­жи­ва­ли, как вы­жи­ва­ли лю­ди в 90-е, 00-е, пе­ре­брав го­ры дис­ков с филь­ма­ми, вы­пу­с­ка­ми но­во­стей, гру­ды книг, най­дут от­вет в рас­ска­зах Еки­мо­ва. Ко­неч­но, бу­дут удив­ле­ны, за­чем во­ро­вать кол­хоз­ную со­ло­му, что­бы на­кор­мить кол­хоз­ную же ско­ти­ну («Та­ра­сов»), ско­рее все­го, бу­дут не­го­до­вать, уз­нав, что мож­но бы­ло сна­ча­ла уп­ро­сить че­ло­ве­ка взять на от­корм быч­ков, обе­щая ему зо­ло­тые го­ры, под­пи­сав с ним до­го­вор, а по­том этих от­корм­лен­ных быч­ков взять и ото­брать («На­бег»), не­до­умён­но по­че­шут за­ты­лок, про­чи­тав, что лю­ди бы­ли го­то­вы го­ло­дать, чем до­пу­с­тить, что­бы один из них взял клок зем­ли в арен­ду и вы­ра­щи­вал на нём хлеб («Враг на­ро­да»)... Да, уве­рен эмо­ци­о­наль­ный от­клик у чи­та­те­лей бу­ду­ще­го на «спо­кой­но» рас­ска­зан­ные ис­то­рии Еки­мо­ва воз­ник­нет. Жаль, что се­го­дня у не­го с чи­та­те­ля­ми не гу­с­то. Тол­стые жур­на­лы чи­та­ют сот­ни лю­дей, и в ос­нов­ном спе­ци­а­ли­с­ты, кни­ги же вы­хо­дят ред­ко, ти­ра­жом 4500 («На­бег»), 3000 (по­след­няя, «Не на­до пла­кать...») эк­земп­ля­ров. Да и то вот ока­зы­ва­ют­ся на раз­ва­ле уде­шев­лён­ных из­да­ний.

...Про­чи­тав «На­бег», я по­до­шёл к той па­лат­ке, где эту кни­гу ку­пил. Ре­шил при­об­ре­с­ти ещё не­сколь­ко штук, что­бы от­пра­вить на ро­ди­ну – ро­ди­те­лям, в де­ре­вен­скую и рай­он­ную биб­ли­о­те­ки. Та­кая про­за нуж­на там, чи­тать её по­лез­но, мо­жет, це­ли­тель­но да­же. Но кни­ги в па­лат­ке не ока­за­лось. Про­дав­щи­ца ска­за­ла: «Рас­ку­пи­ли. Она бы­с­т­ро уш­ла». С од­ной сто­ро­ны, жаль, что не по­лу­чи­лось по­слать, но хо­ро­шо, что «бы­с­т­ро уш­ла» – зна­чит, кто-то чи­та­ет. Ведь, не­смо­т­ря на де­ше­виз­ну, кни­ги в та­ких па­лат­ках не по­ку­па­ют абы ка­кие – лишь те, ко­то­рые дей­ст­ви­тель­но нуж­ны.

 

 

 


Роман Сенчин




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования