Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 13.03.2009

Чествование краткости и свободы

Владимир ГУСЕВ
Владимир ГУСЕВ

Дми­т­рий Сил­кан, как из­ве­ст­но, лю­бит ли­те­ра­тур­ные про­во­ка­ции. На днях он, к при­ме­ру, спро­сил у нас: на­пе­ча­та­ем ли мы ма­те­ри­ал о ве­че­ре Вла­ди­ми­ра Гу­се­ва. Мы по­ин­те­ре­со­ва­лись: что, у Сил­ка­на есть со­мне­ния? «Да, – при­знал­ся Сил­кан. – Вы ведь счи­та­е­те Гу­се­ва сво­им вра­гом». Что за глу­пость? Мы ува­жа­ем Гу­се­ва как пи­са­те­ля. Дру­гое де­ло, мы счи­та­ем, что как ру­ко­во­ди­тель Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции он – бан­крот. Ес­ли у не­го под но­сом осу­ще­ств­ля­ет­ся при­ём в Со­юз пи­са­те­лей за день­ги, а на­чаль­ник мол­чит, то уже за од­но это Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча на­до не­мед­лен­но от­пра­вить в от­став­ку. Од­на­ко он, по­хо­же, сбор­щи­ков да­ни – и преж­де все­го Льва Ко­тю­ко­ва – бо­ит­ся как ог­ня. Но ведь твор­че­с­кий ве­чер к ма­хи­на­ци­ям в Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции от­но­ше­ния не име­ет. По­это­му мы от­чёт Сил­ка­на пе­ча­та­ем в пол­ном ви­де.

 

Уже из­на­чаль­но твор­че­с­кий ве­чер Вла­ди­ми­ра Гу­се­ва в ма­лом за­ле ЦДЛ обе­щал мно­го сюр­при­зов. По­то­му как про­хо­дил при до­воль­но, ска­жем, не­о­быч­ном анон­си­ро­ва­нии: «Но­вая вол­на в со­вре­мен­ной рус­ской фи­ло­со­фии».

По­нят­но, ког­да по­доб­ное мно­го­обе­ща­ю­щее ме­ро­при­я­тие ве­дёт док­тор фи­ло­со­фии и круп­ней­ший рос­сий­ский «хай­дег­ге­ро­вед» Пётр Ка­ли­тин. Но ког­да в ро­ли глав­но­го ви­нов­ни­ка тор­же­ст­ва вы­сту­па­ет ро­ма­нист, кри­тик и пуб­ли­цист (вро­де как, на бег­лый взгляд, в фи­ло­со­фии не от­ме­тив­ший­ся)… Од­ним сло­вом – не­из­быв­ным из за­ла по­тя­ну­ло не­до­уме­ни­ем. Вплоть до ка­верз­ной за­пи­с­ки: «А на ка­кое, мол, чис­ло пе­ре­не­сён объ­яв­лен­ный фи­ло­соф­ский ве­чер?»

Что­бы на­прочь от­ме­с­ти со­мне­ния не­по­свя­щён­ных и ко­ле­ба­ния «не­твёр­дых в ве­ре», Пётр Ка­ли­тин сра­зу пе­ре­шёл к убий­ст­вен­ным фи­ло­соф­ским па­ра­диг­мам. Мол, «но­вая вол­на фи­ло­со­фии» – это не но­вая кон­цеп­ция и не све­жая идея… Это имен­но «прин­ци­пи­аль­но но­вый под­ход к осо­зна­нию ми­ра». Не­кий кар­ди­наль­ный про­рыв в Ре­аль­ность, вне апел­ля­ций к клас­си­че­с­ким схе­мам лю­бо­го ро­да.

А по­то­му – твор­че­ст­во Вла­ди­ми­ра Гу­се­ва (точ­нее – его «Днев­ни­ки», в но­вом, «не­клас­си­че­с­ком» жа­н­ре) как нель­зя луч­ше под­хо­дит для на­гляд­ной ил­лю­с­т­ра­ции «но­вой фи­ло­соф­ской вол­ны».

«Это – глу­бо­кое, нерв­но-эк­зи­с­тен­ци­аль­ное по­ве­ст­во­ва­ние… На­пи­сан­ное об­на­жён­ным нер­вом, тон­ким чу­ть­ём, бук­валь­но – «на вы­до­хе»… Во­рон­ка про­пи­сы­ва­е­мых со­бы­тий бук­валь­но за­во­ра­жи­ва­ет» – не ску­пил­ся про­фес­сор Ка­ли­тин на вос­тор­жен­ные эпи­те­ты.

Ко­неч­ный по­лу­ча­тель рос­кош­но­го бу­ке­та ком­пли­мен­тов, Вла­ди­мир Гу­сев вы­сту­пал стоя. Вна­ча­ле ос­та­но­вил­ся на не­до­ве­рии и скеп­си­се кол­лег по пи­са­тель­ско­му це­ху. «Гу­сев, те­бе на­до сна­ча­ла сдох­нуть, а уж по­том пе­ча­тать свои днев­ни­ки… Ты за­пи­сы­ва­ешь то, что мы сей­час по пьян­ке го­во­рим – а по­том вы­дашь за свои мыс­ли в днев­ни­ках» – при­вёл ав­тор па­роч­ку са­мых «ха­рак­тер­но глу­бо­ко­мыс­лен­ных» ци­тат от со­бра­ть­ев по пе­ру.

А по­том, уже бо­лее се­рь­ёз­но, по­дроб­но ос­та­но­вил­ся на жа­н­ре «днев­ни­ка» как та­ко­во­го.

«Мои «Днев­ни­ки» – это осо­бый ху­до­же­ст­вен­ный жанр, ко­то­рый я вос­при­ни­маю как выс­шую фор­му ху­до­же­ст­вен­ной и фи­ло­соф­ской сво­бо­ды», – про­дек­ла­ри­ро­вал Вла­ди­мир Ива­но­вич Гу­сев.

И да­лее по­ве­дал при­сут­ст­ву­ю­щим, что в своё вре­мя за ро­ма­ны, вы­пол­нен­ные «в клас­си­че­с­ком клю­че», су­мел да­же по­лу­чить меж­ду­на­род­ное при­зна­ние. (Ме­да­ли в Ар­ген­ти­не, вы­ход в фи­на­ли­с­ты кон­кур­са в Па­ри­же.)

Ну, а вот те­перь: «…жанр ро­ма­на вы­хо­ло­с­тил­ся, стал за­штам­по­ван­ным жа­н­ром – как толь­ко вы­шел в ши­ро­кие мас­сы»…

Как ил­лю­с­т­ра­цию – по­ве­дал о не­ко­ем ли­те­ра­то­ре, за пять лет на­пи­сав­шем трид­цать два (!) ро­ма­на (все бы­ли бла­го­по­луч­но из­да­ны и оп­ла­че­ны из по­стыд­но­го рас­чё­та 400 дол­ла­ров за еди­ни­цу вы­дан­ной на-го­ра про­дук­ции).

Пе­ре­ход В.Гу­се­ва к жа­н­ру «Днев­ни­ков» (точ­нее, в ав­тор­ском оп­ре­де­ле­нии: «днев­ни­ков ду­ши») про­изо­шё­л от осо­зна­ния то­го про­сто­го фак­та, что «ны­неш­нее пись­мо тре­бу­ет крат­ко­сти, плот­но­с­ти тек­с­та… и сво­бо­ды!»

А ведь сво­бо­ды-де в на­шем праг­ма­тич­ном, за­дёр­ган­ном чи­с­то­га­ном ми­ре дей­ст­ви­тель­но ма­ло­ва­то…

«Со­рев­ну­ясь с ны­неш­ним те­ле­ви­де­ни­ем и ин­тер­не­том, про­за­ик на­хо­дит­ся в со­вер­шен­но ду­рац­ком по­ло­же­нии», – вос­кли­цал Гу­сев. И со­от­вет­ст­вен­но, од­ним из воз­мож­ных вы­хо­дов про­воз­гла­шал пе­ре­ход к не­ким но­вым, не­клас­си­че­с­ким жа­н­рам в ли­те­ра­ту­ре.

Бо­лее по­дроб­но ин­но­ва­ци­он­ные ли­те­ра­тур­ные тех­но­ло­гии про­фес­со­ра Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та Гу­се­ва пред­став­лял его кол­ле­га по ву­зов­ско­му пре­по­да­ва­нию, про­фес­сор Ин­сти­ту­та Уп­рав­ле­ния П.В. Ка­ли­тин:

«Тек­с­ты Гу­се­ва со­зда­ют­ся как бы «от­ра­же­ни­ем бо­ко­во­го зре­ния», глу­бин­ны­ми ре­флек­си­я­ми… Труд­но вы­де­лить зна­ко­вые, смыс­ло­на­сы­щен­ные ме­с­та – всё очень ём­ко и рав­но­на­сы­щен­но».

Ка­ли­тин­ская речь бы­ла по-до­б­ро­му эмо­ци­о­наль­ной и край­не ре­во­лю­ци­он­ной по су­ще­ст­ву. Ос­нов­ные те­зи­сы: «Се­го­дняш­ний чи­та­тель не мо­жет про­рвать­ся к ис­тин­ной ре­аль­но­с­ти, ис­поль­зуя клас­си­че­с­кие фор­мы и штам­пы. Ли­те­ра­ту­ра, как и са­ма жизнь, не долж­на быть пред­ска­зу­е­мой и про­счи­тан­ной, но мо­жет явить се­бя лишь в ка­че­ст­ве «не­на­зы­ва­е­мой»… Пи­са­тель обя­зан про­рвать­ся че­рез Же­лез­ный За­на­вес Смыс­ла, а не про­сто вя­ло ото­б­ра­жать что-то из про­ис­хо­дя­ще­го во­круг…»

И, как след­ст­вие, Вла­ди­мир Гу­сев был тор­же­ст­вен­но объ­яв­лен «идей­ным но­ва­то­ром» ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рый «уме­ет под­став­лять­ся и вы­зы­вать у чи­та­ю­щих не­вежд не­кое бо­яр­ское не­до­уме­ние»…

По­доб­ное им­пуль­сив­ное крас­но­ре­чие Ка­ли­ти­на так и не смог пре­взой­ти ни­кто из по­сле­ду­ю­щих вы­сту­па­ю­щих.

По­эт Лев Ко­тю­ков на­ра­с­пев за­чи­тал ста­тью «Во тьме не­про­чте­ния» из сво­ей ста­рой кни­ги. Дан­ное ис­сле­до­ва­ние вро­де как бы­ло по­свя­ще­но твор­че­ст­ву Вл. Гу­се­ва… но ос­нов­ным лейт­мо­ти­вом вы­ступ­ле­ния Льва Кон­стан­ти­но­ви­ча бы­ла кон­ста­та­ция «…Ни­что Хай­дег­ге­ра – как га­зо­вой ка­ме­ры для ми­ро­во­го ду­ха»… и «упор­ст­ва пи­са­те­ля», как глав­ной дви­жу­щей си­лы твор­че­ст­ва.

Под ко­нец вы­ступ­ле­ния – бы­ли, на­ко­нец-то, гу­с­то от­ме­че­ны и соб­ст­вен­но гу­сев­ские днев­ни­ки: «…в них при­сут­ст­ву­ет без­дна смыс­ла, но нет са­мо­лю­бо­ва­ния, нет за­ви­с­ти к ко­му-ли­бо…».

Да­лее со­сто­я­лось со­дер­жа­тель­ное вы­ступ­ле­ние по­эта Ива­на Го­луб­ни­че­го («…О ме­т­ри­че­с­ких днев­ни­ках Гу­се­ва, об­ла­да­ю­щих де­мо­кра­тич­но­с­тью, хо­ро­шо ло­жа­щих­ся на со­зна­ние»… и проч.), а так­же дру­гих кол­лег и спо­движ­ни­ков Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Гу­се­ва.

Каж­дые де­сять ми­нут, с за­вид­ной ре­гу­ляр­но­с­тью ме­тро­но­ма, сло­во брал про­фес­сор Ка­ли­тин… То за­чи­ты­вал от­дель­ные фраг­мен­ты из днев­ни­ков пред­став­ля­е­мо­го ав­то­ра («…Зво­нил Бон­да­рев. Учил жить. Как все­гда – ми­нут со­рок. Мол, на­до ох­ра­нять пи­са­тель­ские до­ма…»). То – ци­ти­ро­вал пись­ма Шме­лё­ва Иль­и­ну со­ро­ко­вых го­дов XX ве­ка… То рас­ска­зы­вал не­при­лич­ные ис­то­ри­че­с­кие анек­до­ты из жиз­ни А.С. Пуш­ки­на… Или вы­да­вал что-то ещё, из «не­ска­зан­но­го» и «не­на­зы­ва­е­мо­го»…

Один из вы­сту­па­ю­щих «яро­ст­ных ли­те­ра­то­ров» бес­по­щад­но за­клей­мил жанр ро­ма­на как яв­ле­ние, за­явив при этом, что «афо­ризм – это хо­ро­шо от­ре­дак­ти­ро­ван­ный ро­ман» (на что, кста­ти, В.И. Гу­сев тут же ото­звал­ся с ме­с­та, что, мол, и «…те­ле­граф­ный столб – это хо­ро­шо от­ре­дак­ти­ро­ван­ная со­сна»).

…В ре­зуль­та­те пре­ний – вро­де как при­шли к оп­ре­де­лён­но­му мно­го­хо­до­во­му кон­сен­су­су: не­об­хо­ди­мо ис­кать и сме­ло вне­д­рять в ли­те­ра­ту­ру но­вые фор­мы; со­вре­мен­ная сло­вес­ность ал­ка­ет «смыс­ло­вых пе­ре­иг­ро­вок и но­вых взгля­дов на ве­щи»; «смыс­ло­со­дер­жа­щие» тек­с­ты ста­но­вят­ся в наш ску­до­мыс­лен­ный век пол­ней­шим ана­хро­низ­мом, так на­зы­ва­е­мым «не­фор­ма­том»; не­об­хо­дим «опыт тай­ной фи­ло­соф­ской сво­бо­ды»…

Ну и са­мое глав­ное – «рус­ская ли­те­ра­ту­ра жи­ва… в том чис­ле по­то­му, что в ли­це Гу­се­ва со­зда­ёт но­вые ори­ги­наль­ные жа­н­ры, но­вые смыс­лы и но­вое со­дер­жа­ние…»

«На этом мне бы за­хо­те­лось за­кон­чить…» – удов­ле­тво­рён­но ре­зю­ми­ро­вал Ка­ли­тин… И за­тем до­ба­вил, за­кры­вая ве­чер: «…и по­бла­го­да­рить всех за дол­го­тер­пе­ние и вза­и­мо­по­ни­ма­ю­щую улыб­ку…»

Да, да… имен­но так… Ви­ват, гос­по­да! 


Дми­т­рий Силкан




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования