Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 20.03.2009

Интересно девки пляшут!

 У питерского критика и переводчика Виктора Топорова репутация человека, не примыкающего ни к либералам, ни к патриотам (хотя он печатается и у тех и у других). В таких случаях у меня  всегда возникает вопрос, а что стоит за этой независимостью, на какой, как сказали бы раньше, идеологической платформе она замешена?

Или: от какой литературы, от каких имён такой критик отталкивается в своей работе?

 

Виктор ТОПОРОВ
Вик­тор ТО­ПО­РОВ

– У ме­ня и впрямь, – от­ве­ча­ет Вик­тор Ле­о­ни­до­вич, – «по­ли­ти­че­с­кое раз­дво­е­ние лич­но­с­ти»: мне как че­ло­ве­ку чрез­вы­чай­но не сим­па­тич­но мно­гое из то­го, что яв­ля­ет­ся, на мой взгляд, и ра­зум­ным, и дей­ст­ви­тель­ным. Ска­жем, мне яс­но, что у на­шей стра­ны есть толь­ко один ре­аль­ный вы­бор: меж­ду вме­ня­е­мым по­ли­цей­ским го­су­дар­ст­вом и по­ли­цей­ским го­су­дар­ст­вом не­вме­ня­е­мым, а всё ос­таль­ное – так, бла-бла-бла… И да­же прин­цип мень­ше­го зла тут не сра­ба­ты­ва­ет (он, кста­ти, и во­об­ще фи­ло­соф­ски по­ро­чен): сви­ре­пость за­ко­нов смяг­ча­ет­ся не­о­бя­за­тель­но­с­тью их со­блю­де­ния, а хрен редь­ки не сла­ще. И, ра­зу­ме­ет­ся, ме­ня всё это чрез­вы­чай­но огор­ча­ет...

А во­об­ще-то я со­ци­а­лист, хо­тя и не со­ци­ал-де­мо­крат: в воз­мож­но­с­ти все­об­ще­го пол­но­го и рав­но­го из­би­ра­тель­но­го пра­ва я не ве­рю.

С изящ­ной сло­вес­но­с­тью вро­де бы про­ще, по­то­му что та­ких по­ня­тий, как ум, та­лант и че­ло­ве­че­с­кая по­ря­доч­ность, не от­ме­нишь. Из­вра­тить их мож­но – все, стро­го го­во­ря, толь­ко тем и за­ни­ма­ют­ся, что пе­ре­дёр­ги­ва­ют ли­те­ра­тур­ные кар­ты, – но тут я пас. То есть на са­мом де­ле на­обо­рот: тут я к не­чи­с­тым на ру­ку иг­ро­кам с шан­да­лом…

По об­ра­зо­ва­нию и по од­ной из про­фес­сий я за­пад­ник. Кон­ти­нен­таль­ная Ев­ро­па, Ан­г­лия и США ни­ког­да не бы­ли одер­жи­мы ли­те­ра­ту­рой в той ме­ре, как Рос­сия (и СССР), – там её все­гда вос­при­ни­ма­ли как сво­е­го ро­да иг­ру, как sport, и тре­бо­ва­ли от иг­ро­ков fair play. Как ли­те­ра­тур­ный кри­тик, как эс­се­ист и фе­ль­е­то­нист, а в ка­кой-то ме­ре и как из­да­тель, я ори­ен­ти­ру­юсь в ос­нов­ном на за­пад­ные стан­дар­ты; ина­че го­во­ря, гам­бург­ский счёт я при­знаю, а борь­бу на­най­ских маль­чи­ков – нет. Но не сто­ит за­бы­вать и о том, что ни­ка­ко­го гам­бург­ско­го счё­та на са­мом де­ле не бы­ло, а вы­ду­мал его под се­нью род­ных осин аван­тю­рист и им­мо­ра­лист Вик­тор Шклов­ский.

– Ес­ли не се­к­рет, по­че­му вы уш­ли из из­да­тель­ст­ва «Лим­бус Пресс»? Из-за раз­но­гла­сий с ди­рек­то­ром, ав­то­ра­ми или, мо­жет быть, про­сто ус­та­ли от ре­дак­тор­ской ру­ти­ны?

– Тут на са­мом де­ле два во­про­са: по­че­му ушёл и по­че­му не за­хо­тел ос­тать­ся? Ушёл, по­то­му что за­ра­нее рас­сма­т­ри­вал свою ра­бо­ту в из­да­тель­ст­ве как экс­пе­ри­мент, не име­ю­щий по­жиз­нен­но­го ха­рак­те­ра. У ме­ня бы­ли – и со­хра­ни­лись – дру­гие пла­ны. Я рас­счи­ты­вал про­ра­бо­тать три го­да, а про­ра­бо­тал в ито­ге пять с по­ло­ви­ной. Ос­тать­ся же я не за­хо­тел по­то­му, что по це­ло­му ря­ду при­чин (вы­де­лить од­ну или хо­тя бы глав­ную за­труд­ни­тель­но) КПД мо­ей де­я­тель­но­с­ти на по­сту глав­но­го ре­дак­то­ра, на­чи­ная с ка­ко­го-то вре­ме­ни, пе­ре­стал ме­ня ус­т­ра­и­вать да­же в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве.

– Ко­го вы от­кры­ли, ра­бо­тая в этом из­да­тель­ст­ве?

– Та­ких бы­ло мно­го; я ведь при­шёл в из­да­тель­ст­во, что­бы пре­об­ра­зо­вать его из ком­мер­че­с­ки-ре­с­пек­та­бель­но­го в дерз­ко-ин­но­ва­ци­он­ное. И это мне в су­ще­ст­вен­ной ме­ре уда­лось. Од­на­ко пусть мои «от­кры­тия» пе­ре­чис­ля­ют дру­гие.

Есть пи­са­те­ли, ко­то­рых мне хо­те­лось из­дать, но по тем или иным при­чи­нам не уда­лось. Прав­да, к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни ед­ва ли не все эти «от­кры­тия» уже сде­ла­ны (или по­вто­ре­ны) в дру­гих ме­с­тах: ру­ко­пи­си не столь­ко не го­рят, сколь­ко не за­лё­жи­ва­ют­ся.

Сму­ща­ет же ме­ня и до сих пор тре­во­жит не­что иное: бы­ли и есть пре­крас­ные пи­са­те­ли, ко­то­рых мне из­дать уда­лось, а вот от­крыть – нет. То есть они не про­зву­ча­ли (или, ес­ли угод­но, не про­гре­ме­ли) в той ме­ре, в ка­кой это­го, бе­зус­лов­но, за­слу­жи­ва­ли.

Вот, на­при­мер, толь­ко в са­мое по­след­нее вре­мя кри­ти­ка оце­ни­ла на­ко­нец-то Вла­ди­ми­ра Ша­ро­ва. А по­че­му не Алек­сея Л.Ко­ва­лё­ва с так ни­кем не за­ме­чен­ным ро­ма­ном «Си­зиф»? По­че­му не Илью Браж­ни­ко­ва с вол­шеб­ной прит­чей «Ку­ли­нар Гу­ров»? По­че­му не Оле­га Не­ги­на с дву­мя фан­та­с­ти­че­с­ки раз­ны­ми и столь же фан­та­с­ти­че­с­ки ин­те­рес­ны­ми кни­га­ми? По­че­му не ве­ли­ко­леп­но­го Ан­д­рея Тем­ни­ко­ва (честь от­кры­тия ко­то­ро­го я де­лю на рав­ных с ны­неш­ним глав­ным ре­дак­то­ром «Лим­бу­са» Пав­лом Кру­са­но­вым)? По­че­му не от­кры­то­го мною (с под­сказ­ки мо­е­го по­кой­но­го дру­га аме­ри­ка­ни­с­та Сер­гея Бе­ло­ва) про­пу­щен­но­го клас­си­ка ли­те­ра­ту­ры США Уо­ке­ра Пер­си (ро­ман «Лан­се­лот»)? По­че­му не бе­зум­но та­лант­ли­вую поль­ку Ма­ну­э­лу Грет­ков­ски (сбор­ник «Ме­та­фи­зи­че­с­кое ка­ба­ре»)? И так да­лее… Я, чёрт возь­ми, ста­рал­ся, что­бы каж­дая из­дан­ная с мо­ей по­да­чи (или с мо­е­го со­гла­сия) кни­га ста­но­ви­лась от­кры­ти­ем!

– Сто­ит ли ждать от вас иро­нич­ных и злых «За­пи­сок ре­дак­то­ра»?

– Тут вы поч­ти уга­да­ли. Кни­га «Кре­а­тив­ная ре­дак­ту­ра» вот-вот вый­дет в пе­тер­бург­ском из­да­тель­ст­ве «Ам­фо­ра». По фор­ме это са­мо­учи­тель (и ре­дак­тор­ско­го ма­с­тер­ст­ва, и, во вто­рую оче­редь, пи­са­тель­ско­го), на­пи­сан­ный по сле­дам од­но­имён­но­го спец­кур­са, ко­то­рый я про­чи­тал на фи­ло­ло­ги­че­с­ком фа­куль­те­те СПбГУ, – но, ко­неч­но же, ито­жу я глав­ным об­ра­зом то, что про­жил сам. Про­жил не толь­ко как субъ­ект, но и как объ­ект ре­дак­тор­ско­го про­из­во­ла.

Здесь сле­до­ва­ло бы в рек­лам­ных це­лях до­ба­вить, что по вы­хо­де этой кни­ги ма­ло не по­ка­жет­ся ни­ко­му. Но «ни­ко­му» – это всё-та­ки пре­уве­ли­че­ние. Поч­ти ни­ко­му – так бу­дет вер­нее.

– На­сколь­ко я знаю, до не­дав­не­го вре­ме­ни вы пуб­ли­ко­ва­лись в де­ло­вой га­зе­те «Взгляд». А где пе­ча­та­е­тесь сей­час?

– Зав. от­де­лом куль­ту­ры «Взгля­да» кри­тик и про­за­ик Дми­т­рий Ба­виль­ский ушёл во вновь уч­реж­дён­ное се­те­вое из­да­ние «Ча­ст­ный кор­ре­с­пон­дент» и за ним по­сле­до­ва­ла боль­шая часть со­труд­ни­ков и ко­лум­ни­с­тов; я в том чис­ле. Я и во­об­ще-то пред­по­чи­таю со­труд­ни­чать не с из­да­ни­я­ми, а с кон­крет­ны­ми ре­дак­то­ра­ми (и с из­да­те­ля­ми, а не с из­да­тель­ст­ва­ми): ку­да они, ту­да и я, ес­ли по­зо­вут… Сей­час у ме­ня три еже­не­дель­ных ко­лон­ки – в «Ча­с­Ко­ре», на сай­те «Ак­ту­аль­ные ком­мен­та­рии» и в пе­тер­бург­ском жур­на­ле «Го­род (812)». Жур­нал оф­ф­лай­но­вый, но у не­го есть свой сайт.

– Су­дя по ва­шим вы­ска­зы­ва­ни­ям, с по­эзи­ей в Рос­сии де­ла об­сто­ят пло­хо. А как пе­ре­вод­чик со ста­жем, что вы мо­же­те ска­зать о со­вре­мен­ной за­пад­ной по­эзии? Есть ли там ин­те­рес­ные име­на?

– Увы… За­пад­ная по­эзия по су­ти де­ла умер­ла в 1950 – 1960 го­ды и да­же «жизнь по­сле жиз­ни» за­кон­чи­лась где-то в 1980-е. Там уже пол­ве­ка в точ­но­с­ти та же си­ту­а­ция, ко­то­рую пы­та­ют­ся те­перь на­са­дить и у нас так на­зы­ва­е­мые ак­ту­аль­ные по­эты и их рас­то­роп­ные ку­ра­то­ры: дет­ская пе­соч­ни­ца, толь­ко пе­сок сып­лет­ся из са­мих де­ти­шек; сып­лет­ся, по­ка их – где из жа­ло­с­ти, где из пре­зре­ния – ба­лу­ют фе­с­ти­ва­ля­ми, гран­та­ми, сти­пен­ди­я­ми и про­чи­ми си­не­ку­ра­ми. Да­же дет­ских драк в пе­соч­ни­це там боль­ше нет – толь­ко с при­шлы­ми «де­тиш­ка­ми», – по­то­му что та­мош­них пря­ни­ков (да и на­шен­ских) и на сво­их ка­те­го­ри­че­с­ки не хва­та­ет.

– Вы всту­пи­ли в пи­са­тель­ский со­юз на из­лё­те со­вет­ской вла­с­ти. Что с тех пор из­ме­ни­лось в де­я­тель­но­с­ти этой (или уже этих) твор­че­с­кой(их) ор­га­ни­за­ции(й)? ва­ши лич­ные впе­чат­ле­ния. Нуж­ны ли се­го­дня в су­ще­ст­ву­ю­щем ви­де и при су­ще­ст­ву­ю­щем ру­ко­вод­ст­ве пи­са­тель­ские ор­га­ни­за­ции?

– Ни­ко­му они не нуж­ны, кро­ме соб­ст­вен­но­го на­чаль­ст­ва и так на­зы­ва­е­мо­го ак­ти­ва (то есть по­лу­на­чаль­ст­ва). Всё та же ха­ля­ва плюс об­ман­чи­вое ощу­ще­ние, буд­то ты «при де­ле». В со­вет­ское вре­мя член­ст­во в Со­ю­зе то­же не при­но­си­ло ни­ка­ких благ (ну, поч­ти ни­ка­ких), – а вот «не­член­ст­во», на­про­тив, на­во­ди­ло на по­до­зре­ния и, глав­ное, силь­но ме­ша­ло пе­ча­тать­ся. Из­ве­дал это на соб­ст­вен­ной шку­ре. По­это­му вступ­ле­ние в СП бы­ло про­фес­си­о­наль­ной не­об­хо­ди­мо­с­тью. Сей­час эта не­об­хо­ди­мость от­па­ла, а ни­ка­кой дру­гой не воз­ник­ло.

А на­чаль­ст­во гнать на­до. Про­сто из прин­ци­па. За­кон жиз­ни. Хо­тя из­ве­ст­но, что сы­тые му­хи ку­са­ют­ся не так боль­но, как го­лод­ные. Бе­да в том, что ли­те­ра­тур­ные му­хи сы­ты­ми не бы­ва­ют.

– Ин­те­рес­но, ка­кое ме­с­то в Пе­тер­бур­ге для вас са­мое вдох­нов­ля­ю­щее?

– Нев­ский, ко­неч­но, хо­тя се­го­дня там то и де­ло хо­чет­ся за­жму­рить­ся. Ми­хай­лов­ский сад. Алек­сан­д­ров­ский сад с ви­дом на Не­ву. Бе­зы­мян­ный скве­рик на за­двор­ках Ли­тей­но­го про­спек­та. Ап­рак­син двор – по­ка он ос­та­вал­ся пу­с­тын­ным, как по­сле ней­трон­ной бом­бы.

– А тво­ре­ния ны­неш­них ар­хи­тек­то­ров вас то­же вдох­нов­ля­ют?

– А ме­ня ар­хи­тек­ту­ра не вдох­нов­ля­ет. Ме­ня вдох­нов­ля­ют соб­ст­вен­ные ас­со­ци­а­ции.

– Вы яв­ля­е­тесь од­ним из ав­то­ров кол­лек­тив­но­го сбор­ни­ка вос­по­ми­на­ний «Су­мер­ки «Сай­го­на». Чем для вас был «Сай­гон»? Был ли он, как ут­верж­да­ют се­го­дня не­ко­то­рые его быв­шие зав­сег­да­таи, пи­тер­ским Мон­мар­т­ром, или здесь не­ко­то­рая на­тяж­ка?

Виктор ТОПОРОВ
Вик­тор ТО­ПО­РОВ

– «Сай­гон» был слож­ным фе­но­ме­ном; я по­дроб­но на­пи­сал о нём в кни­ге «Двой­ное дно» и ещё па­ру раз – в свя­зи с ны­неш­ним мо­ну­мен­таль­ным из­да­ни­ем. Лич­но для ме­ня «Сай­гон» был ва­жен – и я по­сто­ян­но во­зоб­нов­лял свой та­мош­ний мо­дус ви­вен­ди в дру­гих ме­с­тах, будь это крым­ский Кок­те­бель, дач­ное Ко­ма­ро­во или пи­са­тель­ское ка­фе на Шпа­лер­ной… На­счёт Мон­мар­т­ра не знаю; вот ес­ли бы сам Мон­мартр на­хо­дил­ся по­се­ре­ди­не Бу­лон­ско­го ле­са, тог­да, по­жа­луй…

– Су­ще­ст­во­ва­ла ли прин­ци­пи­аль­ная раз­ни­ца меж­ду пи­тер­ским ли­те­ра­тур­ным ан­де­г­ра­ун­дом и мос­ков­ским (ска­жем, меж­ду «смо­ги­с­та­ми» и лит­груп­пой «Го­ро­жа­не»)?

– «Го­ро­жа­не» тут во­об­ще ни при чём: ге­ни­аль­ный, но так по-на­сто­я­ще­му и не рас­крыв­ший­ся Рид Гра­чёв, уме­рен­но ода­рён­ный, но ли­хо ко­сив­ший под ге­ния Бур-Бур (сын Ве­ры Па­но­вой), – оба, увы, уже по­кой­ные, – при чём тут «СМОГ»? Раз­ни­ца су­ще­ст­во­ва­ла. В Моск­ве бы­ли «са­ло­ны», бы­ла оп­ре­де­лён­ная смыч­ка по­лу­офи­ци­о­за с не­фор­ма­ла­ми, а в Пи­те­ре уж – или в рот, или в звез­ду, или в Крас­ную Ар­мию. Срав­ни­те аль­ма­нах «Ме­т­ро­поль» с пи­тер­ским «Кру­гом» – и са­ми всё пой­мё­те.

– Все ли «по­зд­ние пе­тер­бурж­цы», во­шед­шие в ва­шу ан­то­ло­гию (все­го 47 че­ло­век), вы­дер­жат ис­пы­та­ни­ем вре­ме­нем?

– «По­зд­них пе­тер­бурж­цев» я (при по­мо­щи по­кой­но­го Мак­си­ма Мак­си­мо­ва) со­би­рал преж­де все­го для то­го, что­бы ус­т­ра­нить ис­то­ри­че­с­кую не­спра­вед­ли­вость. В ка­кой-то ме­ре это сов­па­ло с вос­ста­нов­ле­ни­ем чи­с­то ли­те­ра­тур­ной спра­вед­ли­во­с­ти, в ка­кой-то – нет. Не­ко­то­рые по­эты бы­ли вклю­че­ны в кни­гу «на вы­рост» – а они так и не вы­рос­ли! Дру­гие – про­сто по­то­му, что дав­но уе­ха­ли «за бу­гор», – и мы за­бы­ли о том, ка­кие они в сущ­но­с­ти без­дар­ные га­ди­ны…

Во­пре­ки мно­го­чис­лен­ным пред­ло­же­ни­ям, я не пе­ре­из­даю эту дав­ным-дав­но став­шую биб­ли­о­гра­фи­че­с­кой ред­ко­с­тью ан­то­ло­гию, ко­с­вен­но от­ве­чая тем са­мым на ваш во­прос. Пусть она так и ос­та­нет­ся двой­ным па­мят­ни­ком – не­спра­вед­ли­во­с­тям од­ной эпо­хи и тщет­ным упо­ва­ни­ям дру­гой.

– Не­смо­т­ря на то, что вы ча­с­то кри­ти­ку­е­те пи­тер­ских по­этов, ска­жем так, ли­бе­раль­но­го на­прав­ле­ния (в том чис­ле быв­ших пред­ста­ви­те­лей ан­де­г­ра­ун­да), тем не ме­нее вид­но, что вы к ним не­рав­но­душ­ны и очень хо­ро­шо зна­ко­мы с их твор­че­ст­вом. А что для вас зна­чат та­кие, к при­ме­ру, име­на, как Ни­ко­лай Руб­цов, Ана­то­лий Пе­ре­дре­ев, Вла­ди­мир Со­ко­лов, Юрий Куз­не­цов, Ни­ко­лай Тряп­кин?

– Вы бы ещё Шкля­рев­ско­го на­зва­ли! Или Ку­ня­е­ва! Ра­зу­ме­ет­ся, я чи­тал их всех – и ра­до­вал­ся уда­чам, ког­да на­хо­дил их. У Со­ко­ло­ва есть, на мой взгляд, два-три ше­де­в­ра, у Пе­ре­дре­е­ва – три-че­ты­ре, Руб­цов хо­рош весь – во всей сво­ей (в том чис­ле и по­эти­че­с­кой) рас­хля­бан­но­с­ти. Куз­не­цов был за­ме­ча­тель­ным по­этом лет до со­ро­ка – по­ка не при­нял­ся длин­но и не­вы­ра­зи­тель­но за­риф­мо­вы­вать анек­до­ты. Вот к Тряп­ки­ну я и впрямь рав­но­ду­шен.

И, кста­ти, по­че­му бы тог­да не спро­сить о Ме­жи­ро­ве, Ван­шен­ки­не, Ви­но­ку­ро­ве, Ка­за­ко­вой? К ним – и к их сти­хам – я от­но­шусь при­мер­но так же, как к их «па­т­ри­о­ти­че­с­ким» оп­по­нен­там.

– Есть ли та­кие кни­ги, ко­то­рые вы пе­ре­чи­ты­ва­е­те всю свою жизнь?

– Дол­гое вре­мя пе­ре­чи­ты­вал «За­мок» Каф­ки, «Над гнез­дом ку­куш­ки» Ке­на Ки­зи, «Же­с­тя­ной ба­ра­бан» Гюн­те­ра Грас­са, «Бе­сов» До­сто­ев­ско­го, – по­ка не по­нял, что знаю их прак­ти­че­с­ки на­и­зусть. Пла­ни­рую, а вер­нее, меч­таю пе­ре­чи­тать ког­да-ни­будь все­го Бор­хе­са и, мо­жет быть, все­го Го­рен­штей­на. А во­об­ще, про­чи­тав по­нра­вив­шу­ю­ся кни­гу, с гру­с­тью став­лю её на пол­ку: 99 шан­сов из 100 (ес­ли не боль­ше), что я уже не об­ра­щусь к ней ни­ког­да.

С лю­би­мы­ми сти­ха­ми – дру­гое: я их по­сто­ян­но пе­ре­чи­ты­ваю, на раз­ных язы­ках, – но «в уме».

– На ваш взгляд, вре­мя Тол­стых и До­сто­ев­ских без­воз­врат­но уш­ло?

– Увы… Да­же вре­мя Три­фо­но­вых и Рас­пу­ти­ных… Это про­цесс не­о­бра­ти­мый.

– По­жа­луй, са­мой ру­га­тель­ной ре­цен­зи­ей на ва­ши кни­ги был от­зыв Ро­ма­на Ар­бит­ма­на в «Зна­ме­ни» в 2003 го­ду (на сбор­ник ста­тей «По­хо­ро­ны Гул­ли­ве­ра в стра­не ли­ли­пу­тов»), где вы бы­ли объ­яв­ле­ны лит­де­бо­ши­ром и кри­ти­ком-кил­ле­ром, рас­по­я­сав­шим­ся по­сле ухо­да «боль­шо­го на­чаль­ст­ва». Эти клич­ки вас силь­но за­де­ли?

– Че­ло­век при­сы­ла­ет мне свою кни­гу. По­том, при­ехав в Пи­тер, зво­нит с прось­бой о встре­че. Кни­га, го­во­рю, пло­хая, встре­чать­ся мне с ва­ми не ин­те­рес­но. Пи­шет че­рез па­ру лет на ме­ня ре­цен­зию. Не­уж­то же по­хва­лит?

А ре­цен­зия у не­го как ре­цен­зия; ни­че­го осо­бен­но­го. Мою кни­гу «Двой­ное дно» за­вер­ша­ет раз­нос­ная ав­то­ре­цен­зия «Дар бес­плод­ный, дар де­шё­вый…» – она вро­де бы ма­лость по­кру­че… Я осо­бо за­пом­нил толь­ко са­мую гнус­ную ре­цен­зию на ме­ня, толь­ко са­мую под­лую, – но на­пи­сал её от­нюдь не Ар­бит­ман. Вер­нее, на­пи­са­ла…

– А как вы от­но­си­тесь к то­му, что вас срав­ни­ва­ют с Ва­си­ли­ем Ро­за­но­вым (Сер­гей Кня­зев) или с Пи­са­ре­вым и Бу­ре­ни­ным (Лев Лу­рье)?

– Пер­вое – глу­пость, хо­тя и ле­ст­ная; вто­рое – про­сто в «мо­ло­ко». Кня­зев ещё, по­мнит­ся, срав­ни­вал ме­ня с про­то­по­пом Ав­ва­ку­мом. В от­ли­чие от Ро­за­но­ва и Бу­ре­ни­на, я прин­ци­пи­а­лен; в от­ли­чие от Ро­за­но­ва и Пи­са­ре­ва, вме­ня­ем; в от­ли­чие от Пи­са­ре­ва и Бу­ре­ни­на, умею пи­сать. У ме­ня име­ют­ся не столь­ко пред­ше­ст­вен­ни­ки, сколь­ко по­сле­до­ва­те­ли.

Да и те-то…

– Во­об­ще, сей­час вре­мя се­рь­ёз­ной кри­ти­ки или скан­даль­ной (по­то­му что дру­гой кри­ти­ки со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра не за­слу­жи­ва­ет)?

– Се­го­дня име­ет зна­че­ние толь­ко та ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ко­то­рая по сво­им ху­до­же­ст­вен­ным до­сто­ин­ст­вам как ми­ни­мум не ус­ту­па­ет про­из­ве­де­ни­ям, ста­но­вя­щим­ся пред­ме­том её рас­смо­т­ре­ния.

Всё ос­таль­ное – пу­с­тое со­тря­се­ние воз­ду­ха.

– Кто ещё из кри­ти­ков, кро­ме Льва Да­нил­ки­на, за­слу­жи­ва­ет се­го­дня ва­шей по­хва­лы?

– А раз­ве я хва­лю Да­нил­ки­на? Я все­го-на­все­го оце­ни­ваю его по до­сто­ин­ст­ву.

Люб­лю чи­тать На­та­лью Ива­но­ву из «Зна­ме­ни», Ли­зу Но­ви­ко­ву из «Ком­мер­сан­та» и Дми­т­рия Кузь­ми­на из OpenSpace.ru: ин­те­рес­но дев­ки пля­шут!

А На­та­лья Бо­ри­сов­на ещё и го­во­рит как пля­шет!

Да и пи­шет то­же…

– Опе­ка­е­мая ва­ми пре­мия «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» за­мы­ш­ля­лась как пи­тер­ский от­вет или вы­зов сто­лич­ным пре­ми­ям? Кто из пи­са­те­лей, близ­ких по ду­ху «На­ци­о­наль­но­му бест­сел­ле­ру», ещё не удо­с­то­ил­ся её, и кто, на­обо­рот, по­лу­чил пре­мию, бу­ду­чи «чу­жим» ав­то­ром?

– На­ша пре­мия су­ще­ст­ву­ет уже так дол­го, что пра­во­мер­нее бы­ло бы пе­ре­фор­му­ли­ро­вать во­прос так: а что, «Боль­шая кни­га» это вы­зов «Нац­бе­с­ту» или от­вет на не­го? А при­суж­де­ние «Рус­ско­го Бу­ке­ра» Ели­за­ро­ву – это как?

Слу­чай­ных ла­у­ре­а­тов у нас не бы­ло и, на­де­юсь, не бу­дет. На «сво­их» и «чу­жих» мы пи­са­те­лей не де­лим – толь­ко на та­лант­ли­вых и без­дар­ных. Бы­ва­ет, что че­ло­век не по­беж­да­ет в «свой» год (та­кое слу­ча­лось с Дми­т­ри­ем Бы­ко­вым и За­ха­ром При­ле­пи­ным), но ра­но или по­зд­но спра­вед­ли­вость – хо­тя бы «у нас в па­рик­ма­хер­ской» – тор­же­ст­ву­ет не­пре­мен­но.

Я за этим, ни во что дру­гое не вме­ши­ва­ясь, при­сма­т­ри­ваю.

– По ва­шим про­гно­зам, сколь­ко бу­дет про­дол­жать­ся «ли­те­ра­тур­ный де­фолт»? И чем он за­кон­чит­ся?

– Рань­ше я го­во­рил: сна­ча­ла долж­ны уй­ти ше­с­ти­де­сят­ни­ки. Они как ра­ко­вая опу­холь. По­том к ним при­со­е­ди­ни­лись и се­ми­де­сят­ни­ки-ме­та­стаз­ни­ки, и вось­ми­де­сят­ни­ки-ко­ма­тоз­ни­ки.

А те­перь уж и сам не знаю.  


Бе­се­ду вёл Илья КО­ЛО­ДЯЖ­НЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования