Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 20.03.2009

Система опознавательных знаков

 

Свои и чу­жие в жур­на­ле «Звез­да»

 

 

Совсем недавно, в начале марта, с большой торжественностью в Санкт-Петербурге отмечалось 85-летие журнала «Звезда». Заседание происходило в залах Российской национальной (бывшей Публичной) библиотеки. Выступали многочисленные писатели, общественные деятели, сотрудники журнала. Известный писатель Андрей Битов в своём выступлении убедительно охарактеризовал «Звезду» как оплот особого, по его словам, «петербургского» стиля мышления, своего рода «петербургской культуры». Его поддержали и другие ораторы. Но уместно, отвлекшись от традиционных славословий, взглянуть на вещи более трезво. Современность приучила нас не верить пышным декларациям, а тем более юбилейного характера.

 

Что и го­во­рить, 85 лет – срок се­рь­ёз­ный. «Звез­да» бы­ла од­ним из пер­вых со­вет­ских «тол­стых» жур­на­лов и, ви­ди­мо, ос­та­ёт­ся един­ст­вен­ным, ко­то­рый со­хра­нил­ся до сих пор.

Кто толь­ко не ру­ко­во­дил этим из­да­ни­ем. Сре­ди его глав­ных ре­дак­то­ров – вид­ный со­вет­ский дип­ло­мат, «су­пер­шпи­он» в от­став­ке – И.М. Май­ский (ин­те­рес­но, кто бы на­пи­сал его пол­ную би­о­гра­фию – это бы­ло бы по­кру­че Джейм­са Бон­да), а по­сле не­го ре­дак­то­ры «за­стой­но­го» ти­па – Г.К. Хо­ло­пов, Г.Ф. Ни­ко­ла­ев. До­ве­лось и ав­то­ру этой ста­тьи и по­ра­бо­тать в «Звез­де», и не раз там быть опуб­ли­ко­ван­ным. Но вот при­шло но­вое вре­мя. «Звез­ду» воз­гла­ви­ли из­ве­ст­ный с-пе­тер­бург­ский пи­са­тель и ис­то­рик Я.М. Гор­дин и ли­те­ра­тур­ный кри­тик А.Ю. Арь­ев. На­ко­нец, шед­ший столь мно­го­труд­ны­ми пу­тя­ми жур­нал при­об­рёл чёт­кую и яс­ную иде­о­ло­ги­че­с­кую про­грам­му. Но это от­нюдь не «пе­тер­бург­ская» про­грам­ма, как пред­став­ля­ет­ся иным ав­то­рам. Это не­что сов­сем дру­гое. При­смо­т­рим­ся к это­му во­про­су бо­лее близ­ко.

В од­ном из не­дав­них но­ме­ров жур­на­ла на пер­вой стра­ни­це, как сво­е­го ро­да ма­ни­фест, опуб­ли­ко­ва­но од­но очень ин­те­рес­ное сти­хо­тво­ре­ние. Поз­во­лим се­бе при­ве­с­ти его пол­но­стью:

 

Ез­до­вая со­ба­ка обо­жа­ет свою уп­ряж­ку,

А ещё обо­жа­ет свою бле­с­тя­щую бляш­ку,

Ту, ко­то­рую вы­да­ли на по­след­них со­рев­но­ва­ни­ях,

Бу­дет чем кра­со­вать­ся в се­вер­ных по­лы­ха­нь­ях.

 

И хо­зя­и­на лю­бит, и всю сба­чью бри­га­ду,

И ни пя­ди сво­ей по­бе­ды вра­гу не ус­ту­пит, га­ду!

И клы­ки у неё силь­ны, и лос­нит­ся шку­ра,

И гла­за у неё вос­тры, и гу­ба не ду­ра.

 

Хо­ро­шо ей, со­ба­ке, в ез­де по­зна­ю­щей Бо­га,

У неё мо­лит­вой ло­жит­ся на­ез­жен­ная до­ро­га,

И ду­хов­ный путь со­гла­со­ван с пу­тём хо­зяй­ским,

И во­век она не со­блаз­нит­ся яб­лоч­ком рай­ским.

 

Ез­до­вая со­ба­ка ра­ду­ет­ся ез­де

И бе­жит се­бе, улы­ба­ясь, к за­вет­ной звез­де.

 

(«Звез­да», 2008, № 12. Под­пи­са­но: Ела­ги­на Еле­на Ва­си­ль­ев­на, ла­у­ре­ат пре­мии жур­на­ла «Звез­да». Но ре­аль­ное это ли­цо или псев­до­ним, – мы ска­зать не ре­ша­ем­ся, по­то­му что уж боль­но мно­го ка­жу­щих­ся слу­чай­ны­ми ал­лю­зий скры­то в этом тек­с­те. Че­го сто­ит хо­тя бы «за­вет­ная звез­да», к ко­то­рой стре­мит­ся ал­ле­го­ри­че­с­кая уп­ряж­ка, так яр­ко изо­б­ра­жён­ная ав­то­ром.)

Сти­хо­тво­ре­ние в ори­ги­на­ле не име­ет за­го­лов­ка, но мы бы на­зва­ли его «За­пи­с­ки ез­до­во­го» или, на­при­мер, «На­став­ле­ние тре­не­ру ез­до­вых со­бак». Пе­ред на­ми пам­ф­лет­ное и со­вер­шен­но не­дву­смыс­лен­ное из­ло­же­ние од­ной очень по­пу­ляр­ной в на­ше вре­мя об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кой кон­цеп­ции, ши­ро­ко рас­про­ст­ра­нён­ной в уз­ких кру­гах, – а имен­но кон­цеп­ции о ма­лом на­ро­де.

Не­мно­го ис­то­рии. В своё вре­мя, уже до­воль­но дав­но, в те са­мые «за­стой­ные» го­ды, о ко­то­рых иные и се­го­дня вспо­ми­на­ют с уми­ле­ни­ем, а иные с не­при­яз­нью, ака­де­мик И.Р. Ша­фа­ре­вич на­пи­сал став­шую сра­зу зна­ме­ни­той кни­гу «Ру­со­фо­бия». Впро­чем, ши­ро­кую из­ве­ст­ность она при­об­ре­ла поз­же – в пе­ре­ст­ро­еч­ную эпо­ху. В этой кни­ге ав­тор, обоб­щая ряд ма­те­ри­а­лов, вы­шед­ших из-под пе­ра Г.По­ме­ран­ца, А.Амаль­ри­ка, Б.Шра­ги­на и дру­гих, сфор­му­ли­ро­вал осо­бый стиль мы­ш­ле­ния, на­зван­ный им ру­со­фоб­ским, при ко­то­ром лю­ди, об­ла­да­ю­щие им, воз­ла­га­ют все бе­ды, по­стиг­шие Рос­сию, да и мно­гие дру­гие стра­ны на про­тя­же­нии ХХ ве­ка, на рус­ский на­род, по­ни­ма­е­мый как сво­е­го ро­да во­пло­ще­ние Ми­ро­во­го Зла. Рус­ским при­пи­сы­ва­ют­ся осо­бые ар­хе­ти­пи­че­с­кие фор­мы на­ци­о­наль­но­го со­зна­ния, как врож­дён­ная раб­ская сущ­ность, от­сут­ст­вие чув­ст­ва соб­ст­вен­но­го до­сто­ин­ст­ва, хо­луй­ская смесь зло­бы, за­ви­с­ти и пре­кло­не­ния пе­ред вла­с­тью, не­тер­пи­мость к чу­жим мне­ни­ям, од­ним сло­вом, – все ка­че­ст­ва, при­су­щие вы­ше­упо­мя­ну­тым «ез­до­вым со­ба­кам» из сти­хо­тво­ре­ния «звез­дин­ско­го» ла­у­ре­а­та.

В со­вре­мен­ном ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии, кри­ти­ке, да­же ши­ре – со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ской мыс­ли – при­об­ре­ло рас­про­ст­ра­не­ние уче­ние о суб­куль­ту­рах, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся в це­лом и са­ма куль­ту­ра то­го или ино­го на­ро­да, на­ции. Эти суб­куль­ту­ры мо­гут быть пси­хо­ло­ги­че­с­ки­ми, воз­ра­ст­ны­ми (так на­зы­ва­е­мая мо­ло­дёж­ная куль­ту­ра), ге­о­гра­фи­че­с­ки­ми (на­при­мер, ре­ги­о­наль­ные или на­ци­о­наль­но-ав­то­ном­ные куль­ту­ры) и др. Бо­лее то­го, ис­хо­дя из по­доб­но­го пред­став­ле­ния, мы мо­жем се­бе пред­ста­вить и, ска­жем, суб­куль­ту­ру до­маш­них ко­шек в «куль­ту­ре» хо­зя­и­на. Что уж го­во­рить о суб­куль­ту­ре «ез­до­вых со­бак». Они и злоб­ны, и раб­ски пре­да­ны вла­дель­цу уп­ряж­ки, и на «рай­ское яб­лоч­ко» не по­ль­стят­ся.

До­воль­но дав­но, в 1963 го­ду, был на­пи­сан ро­ман А. и Б. Стру­гац­ких «Труд­но быть Бо­гом». Бо­рис Стру­гац­кий ны­не член ред­кол­ле­гии «Звез­ды», а вы­ше­упо­мя­ну­тый ро­ман мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся и, оче­вид­но, не ут­ра­тил сво­ей ак­ту­аль­но­с­ти и по­ны­не. Его ал­ле­го­ри­че­с­ки вы­ра­жен­ная кон­цеп­ция, су­дя по все­му, и сей­час от­ра­жа­ет ав­тор­скую по­зи­цию. Ав­то­ры изо­б­ра­жа­ют од­ну из от­да­лён­ных пла­нет все­лен­ной в не­ко­то­ром во­об­ра­жа­е­мом, столь же от­да­лён­ном бу­ду­щем. Впро­чем, на этой пла­не­те жи­вут та­кие же лю­ди, хо­тя их ци­ви­ли­за­ция без­на­дёж­но от­ста­ла от зем­ной и яв­ля­ет со­бой не­кий лю­бо­пыт­ный кон­гло­ме­рат фе­о­да­лиз­ма, фа­шиз­ма и то­та­ли­та­риз­ма. Од­на­ко, что­бы по­мочь не­сча­ст­ным оби­та­те­лям этой пла­не­ты, на ней, за­ма­с­ки­ро­вав­шись под ме­ст­ных жи­те­лей, «тру­дит­ся» ге­ро­и­че­с­кий от­ряд «про­дви­ну­тых» зем­лян, за­щи­ща­ю­щих буд­то бы вы­со­кие иде­а­лы гу­ма­низ­ма и гор­до име­ну­ю­щих се­бя ком­му­на­ра­ми. Они – слов­но при­шель­цы из свет­ло­го бу­ду­ще­го в ми­ре же­с­то­ко­с­ти, лжи и на­си­лия. А их про­грам­му яс­но из­ла­га­ет один из ге­ро­ев ро­ма­на, Дон Ру­ма­та: «У нас от­лич­ные нер­вы: мы уме­ем не от­во­ра­чи­вать­ся, ког­да из­би­ва­ют и каз­нят. У нас не­слы­хан­ная вы­держ­ка: мы спо­соб­ны вы­дер­жи­вать из­ли­я­ния без­на­дёж­ней­ших кре­ти­нов». Эти кре­ти­ны, ра­зу­ме­ет­ся, – ме­ст­ное на­се­ле­ние пла­не­ты, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как «про­сто жру­щая и раз­мно­жа­ю­ща­я­ся про­то­плаз­ма». Са­мо же об­ще­ст­во або­ри­ге­нов оп­ре­де­ле­но как по­до­бие «спру­та» (это яв­ная ана­ло­гия с «Ле­ви­а­фа­ном» Т.Гоббса, в ко­то­ром при­мер­но так­же оп­ре­де­ля­ет­ся сущ­ность го­су­дар­ст­ва): «Спрут име­ет ли серд­це? Мы зна­ем, где оно, го­во­рят уча­ст­ни­ки раз­ве­ды­ва­тель­но­го от­ря­да «зем­лян», но мы не мо­жем раз­ру­бить его, не про­ли­вая кро­ви ты­сяч за­пу­ган­ных, одур­ма­нен­ных, сле­пых, не зна­ю­щих со­мне­ния лю­дей». «Зем­лян» сов­сем не­мно­го, все­го 250 че­ло­век. Это, не­со­мнен­но, ма­лый на­род в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва, но они ве­дут ак­тив­ную про­па­ган­дист­скую и куль­тур-тре­гер­скую ра­бо­ту в ди­ком об­ще­ст­ве або­ри­ге­нов и по­рой са­ми ста­но­вят­ся му­че­ни­ка­ми на ни­ве сво­ей де­я­тель­но­с­ти. Вот она, ге­рой­ская на­ция «бо­гов», «ге­ни­ев и стра­даль­цев», ве­до­мых гран­ди­оз­но­с­тью и воз­вы­шен­но­с­тью по­став­лен­ных пе­ред ни­ми це­лей и по­ис­ти­не мес­си­ан­ским про­ро­че­с­ким ду­хом.

За­ме­чу, те­ма ма­ло­го на­ро­да, все­воз­мож­ных пе­ри­пе­тий, пе­ре­жи­тых им в его стра­даль­че­с­кой судь­бе, а так­же тех коз­ней, ко­то­рые стро­ит ему по­сто­ян­но Боль­шой на­род, из­ла­га­ет­ся се­го­дня уже в жур­на­ле «Звез­да», ко­неч­но же, не толь­ко в сти­хо­твор­ной фор­ме и ал­ле­го­ри­че­с­ких ино­ска­за­ни­ях, а и на­пря­мую. Пе­ре­чи­тай­те по­сто­ян­но­го ав­то­ра «Звез­ды» Бо­ри­са Па­ра­мо­но­ва, кста­ти, ла­у­ре­а­та Пуш­кин­ской пре­мия Гам­бург­ско­го фон­да Аль­ф­ре­да Теп­фе­ра за 2005 год. Вот од­на из его не­дав­них ста­тей «О под­ра­жа­нии Хри­с­ту» («Звез­да», 2008, № 10). Она по­свя­ще­на во­про­су об изо­б­ра­же­нии тер­ро­риз­ма в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, а ес­ли ши­ре, – о со­ци­аль­ных и нрав­ст­вен­ных кор­нях тер­ро­ра в це­лом.

Ав­тор на­чи­на­ет своё рас­смо­т­ре­ние с ана­ли­за не­ко­то­рых сцен ро­ма­на «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы». И тут что ни те­зис, вы­дви­га­е­мый Б.Па­ра­мо­но­вым, – то пря­мо-та­ки сног­сши­ба­тель­ное от­кро­ве­ние. Мы сра­зу же с удив­ле­ни­ем уз­на­ём, на­при­мер, в прит­че о Ве­ли­ком Ин­кви­зи­то­ре: «Са­ма мо­раль­ная вы­со­та Хри­с­та по­ни­ма­ет­ся Ин­кви­зи­то­ром как не­кий дух гор­ды­ни. Хри­с­тос не ну­жен лю­дям, им нуж­на не ­сво­бо­да, а па­с­тырь, па­су­щий жез­лом же­лез­ным». Не прав­да ли не­что очень и очень зна­ко­мое? Но это ещё не всё:

«Ар­гу­мен­та­ция Ве­ли­ко­го Ин­кви­зи­то­ра на­столь­ко со­кру­ши­тель­на, – по сло­вам Б.Па­ра­мо­но­ва, – что бе­зот­вет­ность Хри­с­та ка­жет­ся уже не про­яв­ле­ни­ем пи­са­тель­ско­го так­та, но про­сто не­уме­ни­ем, а то и не­же­ла­ни­ем пи­са­те­ля по­ст­ро­ить кон­трар­гу­мен­та­цию. (…) Глу­бин­ней­ший и со­блаз­ни­тель­ней­ший смысл Ле­ген­ды в том, что До­сто­ев­ский, ес­ли и не на сто­ро­не Ин­кви­зи­то­ра, то ви­дит его пра­во­ту». Ины­ми сло­ва­ми, Б.Па­ра­мо­нов пря­мо при­пи­сы­ва­ет До­сто­ев­ско­му про­па­ган­ду то­та­ли­тар­ной иде­о­ло­гии, что с точ­ки зре­ния это­го вид­но­го иде­о­ло­га ма­ло­го на­ро­да со­вер­шен­но за­ко­но­мер­но: у ко­го, как не у До­сто­ев­ско­го, мо­жет быть, сле­до­ва­ло бы по­учить­ся Ста­ли­ну и Ежо­ву как ре­аль­ным «ру­со­пя­там» и ве­ли­ким ин­кви­зи­то­рам?

Но и это ещё не всё. Б.Па­ра­мо­нов сме­ло идёт даль­ше: «… «”Под­ра­жа­ние Хри­с­ту” (то есть буд­то бы са­ма де­я­тель­ность ре­во­лю­ци­о­не­ров – тер­ро­ри­с­тов. – Г.М.) рож­да­ет ан­ти­хри­с­та. В Рос­сии про­изо­шёл хри­с­ти­ан­ский эс­ха­то­ло­ги­че­с­кий срыв, и… мес­си­а­ни­с­ти­че­с­кой жерт­вой ока­за­лась са­ма Рос­сия. «Вто­рое при­ше­ст­вие» – все­гда – ан­ти­христ». Ко­ро­че го­во­ря, за что бо­ро­лись тер­ро­ри­с­ты– хри­с­ти­а­не, а по­про­с­ту рус­ские лю­ди, – то, га­ды, и по­лу­чи­ли. Нет бы сле­до­вать ве­ли­ко­му уче­нию, пред­ло­жен­но­му Марк­сом и Эн­гель­сом, ко­то­рое они, па­ра­зи­ты, из­вра­ти­ли под До­сто­ев­ско­го, так что и не уз­нать в этом свет­лом уче­нии той бо­же­ст­вен­ной ис­кры «ма­ло­го на­ро­да», ко­то­рая бы­ла в нём за­ло­же­на.

Но меж­ду тем идеи, вы­ска­зан­ные Б.Па­ра­мо­но­вым так же, как и ру­со­фоб­ские кон­цеп­ции – Г.По­ме­ран­ца, Б.Шра­ги­на, М.Агур­ско­го и дру­гих – от­кры­ва­ют, мо­жет быть, не­о­жи­дан­но для их ав­то­ров дру­гую сто­ро­ну во­про­са об иде­о­ло­гии ма­ло­го на­ро­да. Де­ло в том, что са­ма эта иде­о­ло­гия, ча­ст­ным от­ветв­ле­ни­ем ко­то­рой яв­ля­ет­ся и марк­сист­ско-ле­нин­ское уче­ние, по су­ще­ст­ву глу­бо­ко мес­си­ан­ское, про­ви­ден­ци­аль­ное или, как лю­би­ли го­во­рить рань­ше, – ди­ви­на­тор­ское, то есть воз­ник­шее по ука­за­нию свы­ше, как оза­ре­ние и да­же бо­го­яв­ле­ние. Вот здесь и кор­ни её род­ст­ва с иу­да­из­мом, вос­при­ня­тым в его как бы «свет­ском» ва­ри­ан­те. Апо­ло­ге­ты и про­па­ган­ди­с­ты это­го свет­ско­го иу­да­из­ма – сво­е­го ро­да по­движ­ни­ки та­ко­го же точ­но «свет­ско­го», об­мир­щён­но­го ха­си­диз­ма.

Кста­ти, ин­те­рес­но бы уз­нать у Б.Па­ра­мо­но­ва, по­че­му он при­пи­сы­ва­ет тер­ро­ри­с­ти­че­с­кие на­клон­но­с­ти хри­с­ти­ан­ст­ву, рус­ско­му на­ро­ду, но по­че­му-то по­мал­ки­ва­ет про араб­ский тер­ро­ризм, на­хо­дя­щий­ся все­це­ло за пре­де­ла­ми вы­ше­упо­мя­ну­тых ис­то­ри­че­с­ких ре­а­лий, но в чём-то (иде­о­ло­ги­че­с­ки, ра­зу­ме­ет­ся) не­уло­ви­мо близ­кий вот это­му же свет­ско­му ха­си­диз­му – и не пер­вой ли ре­цеп­ци­ей его ста­ла де­я­тель­ность тер­ро­ри­с­тов-ком­му­ни­с­тов, рав­но как и эсе­ров, во мно­гом лю­дей не­рус­ских на­ци­о­наль­но­с­тей, ко­то­рые так мощ­но вы­сту­пи­ли в Рос­сии в 1917 го­ду. Мес­си­ан­ские ча­я­ния ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го рая, ми­ро­вой ре­во­лю­ции, зем­ли обе­то­ван­ной в ви­де «стра­ны раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма», ко­то­рый был при­зван осу­ще­ст­вить «из­бран­ный на­род» под ус­лов­ным на­зва­ни­ем про­ле­та­ри­ат. Ему же бы­ло, по мет­ко­му вы­ра­же­нию Марк­са, «не­че­го те­рять, кро­ме сво­их це­пей», а в ка­че­ст­ве при­об­ре­те­ния был обе­щан весь мир. Что и го­во­рить, – не­ма­ло.

Ха­рак­тер­но, что жур­нал «Звез­да» на его со­вре­мен­ном эта­пе очень и очень не­бо­гат про­зой: не­боль­шие рас­ска­зы, по­ве­с­ти, от­дель­ные бы­то­вые за­ри­сов­ки – и всё. Что это? От­сут­ст­ву­ет сре­ди ав­то­ров стрем­ле­ние к ши­ро­ко­му по­ни­ма­нию дей­ст­ви­тель­но­с­ти в бо­лее ём­ких жа­н­рах? Или ре­дак­ция из­бе­га­ет пе­ча­тать про­из­ве­де­ния круп­ных форм? А мо­жет, по­про­с­ту са­ма эта дей­ст­ви­тель­ность ре­дак­цию не ин­те­ре­су­ет?

В од­ном из по­след­них но­ме­ров «Звез­ды» ( 2009, № 1) опуб­ли­ко­ва­на, то­же на пер­вых стра­ни­цах, как бы про­грамм­ная за­мет­ка Ан­д­рея Би­то­ва, ко­неч­но, чле­на ред­кол­ле­гии, под на­зва­ни­ем «Функ­ци­о­нер и функ­ция». Свой «Звё­зд­ный ме­му­ар» Би­тов по­свя­ща­ет вос­по­ми­на­нию о сво­ём де­бю­те в «Звез­де» и ро­ли его тог­даш­не­го ре­дак­то­ра Ге­ор­гия Хо­ло­по­ва в этом на­чи­на­нии. Соб­ст­вен­но ис­то­рия, рас­ска­зан­ная ав­то­ром, чрез­вы­чай­но про­ста и сво­дит­ся к то­му, как Хо­ло­пов («функ­ци­о­нер») пред­ла­гал пе­ре­име­но­вать пуб­ли­ку­е­мый рас­сказ на­чи­на­ю­ще­го про­за­и­ка, что, по мне­нию со­вре­мен­но­го А.Би­то­ва, и яв­ля­ет­ся «функ­ци­ей» ре­дак­то­ра. Вы­вод пи­са­те­ля прост, но кон­цеп­ту­а­лен. Ре­дак­то­ры или цен­зо­ры толь­ко пе­ре­ина­чи­ва­ют и ис­ка­жа­ют на­зва­ние зна­чи­тель­ных ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний, но са­ма сущ­ность их ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной и пе­ре­жи­вёт ве­ка.

На этом фо­не чрез­вы­чай­но лю­бо­пыт­но по­яв­ле­ние ме­му­ар­ных на­бро­с­ков Да­ни­и­ла Гра­ни­на под на­зва­ни­ем «Ли­с­то­пад» («Звез­да», 2008, №№ 1, 2). Гра­нин – стар­ший со­вре­мен­ник «Звез­ды» и своё де­вя­но­с­то­ле­тие он пра­зд­ну­ет од­но­вре­мен­но со «звез­дин­ца­ми», так­же бу­ду­чи чле­ном ред­кол­ле­гии жур­на­ла. Пи­са­тель, су­дя по на­зва­нию, взял за об­ра­зец «Опав­шие ли­с­тья» В.В. Ро­за­но­ва. Но по­лу­чи­лось не­что иное. Днев­ник ду­ши, изо­б­ра­жа­е­мой ве­ли­ким рус­ским мыс­ли­те­лем, пре­вра­тил­ся у Д.Гра­ни­на в со­бра­ние все­воз­мож­ных спле­тен на са­мые раз­но­об­раз­ные те­мы, глав­ным об­ра­зом о его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Г.В. Ро­ма­но­вым и дру­ги­ми пар­тий­ны­ми функ­ци­о­не­ра­ми. В сво­их ме­му­а­рах он вы­сту­па­ет как бес­ком­про­мисс­ный бо­рец с со­вет­ским чи­нов­ни­че­ст­вом, хо­тя то и де­ло слов­но «про­го­ва­ри­ва­ет­ся». Ска­жем, в его вос­по­ми­на­ни­ях об Оль­ге Берг­гольц ут­верж­да­ет­ся, что по­этес­са «бы­ла вра­гом это­го по­зор­но­го ре­жи­ма», хо­тя на её по­хо­ро­нах «ни­кто, ко­неч­но, и сло­ва об этом не ска­зал». И да­лее стыд­ли­во: «Я в сво­ём сло­ве ни­че­го не ска­зал… За­то на­чаль­ст­во бы­ло до­воль­но». И в дру­гом ме­с­те: «Ко­го из­го­тав­ли­ва­ла со­вет­ская жизнь? Я сам хо­ро­ший при­мер».

Дей­ст­ви­тель­но, хо­ро­ший при­мер, ес­ли вспом­нить 15-лет­ний юби­лей (то­же юби­лей!) зна­ме­ни­то­го пись­ма «42-х», ко­то­рое бы­ло под­пи­са­но в чис­ле про­чих и Д.А. Гра­ни­ным, а там уж пря­мо го­во­ри­лось о том, что нуж­но рас­ст­ре­ли­вать всех про­тив­ни­ков «де­мо­кра­тии». Не­да­ле­ко же уш­ли иные ны­неш­ние иде­о­ло­ги от ко­мис­са­ров пер­вых лет со­вет­ской вла­с­ти и «ком­му­на­ров», изо­б­ра­жён­ных бра­ть­я­ми Стру­гац­ки­ми в ро­ма­не «Труд­но быть Бо­гом». Меж­ду про­чим, по сло­вам то­го же ме­му­а­ри­с­та, В.М. Мо­ло­тов в од­ной из бе­сед с ним пря­мо ска­зал: «Вот ро­ман «Ис­ка­те­ли» у Вас хо­ро­ший».

Не­ко­то­рые мыс­ли ме­му­а­ри­с­та, при­ве­дён­ные в ка­че­ст­ве афо­риз­мов, не мо­гут вы­звать ни­че­го, кро­ме не­до­уме­ния: пол­но, уж не от­ка­за­ло ли Д.А. Гра­ни­ну его ка­кое-ни­ка­кое, но всё же ли­те­ра­тур­ное ма­с­тер­ст­во. На­при­мер: «Мы ни в чём не зна­ем ме­ры». И че­рез не­сколь­ко слов: «Ис­кус­ст­во и куль­ту­ра это все­гда со­блю­де­ние ме­ры». Так что же, спра­ши­ва­ет­ся, в Рос­сии ни­ког­да не бы­ло ни ис­кус­ст­ва, ни куль­ту­ры? Это на­во­дит на са­мые гру­ст­ные умо­за­клю­че­ния от­но­си­тель­но со­хран­но­с­ти твор­че­с­ко­го да­ро­ва­ния ав­то­ра. А вот ещё в том же ду­хе: «Мы сей­час все хо­тим, что­бы у каж­до­го бы­ла от­дель­ная квар­ти­ра. А что даль­ше, не важ­но для рос­сий­ско­го че­ло­ве­ка». Не­уже­ли не важ­но? Гос­подь с Ва­ми, Да­ни­ил Алек­сан­д­ро­вич! Как раз са­мое важ­ное и есть, что же бу­дет даль­ше!

Как ни гру­ст­но это при­зна­вать, но ху­до­же­ст­вен­ная прак­ти­ка «Звез­ды» на­ших дней – это не бо­лее чем си­с­те­ма оп­ре­де­лён­ных опо­зна­ва­тель­ных зна­ков, сво­е­го ро­да ком­плекс «па­ро­лей», по ко­то­рым «свои» от­ли­ча­ют­ся от «чу­жих».

 

Ген­на­дий МУ­РИ­КОВ

 

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ


 

Кто хо­чет воз­ра­зить?

 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования