Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 20.03.2009

Стильная жизнь

Сер­гей Шар­гу­нов то­же, как и За­хар При­ле­пин (я о нём пи­са­ла в пре­ды­ду­щем но­ме­ре «ЛР»), был в «го­ря­чих точ­ках». Тут дру­гой, ме­нее от­ча­ян­ный и се­рь­ёз­ный опыт, чем у При­ле­пи­на, но всё же риск был. И «би­о­гра­фия» Сер­гея не ме­нее на­сы­ще­на «об­сто­я­тель­ст­ва­ми», за­став­ля­ю­щи­ми кри­ти­ков и сплет­ни­ков де­гу­с­ти­ро­вать и сма­ко­вать не­ко­то­рые из них, по­те­ряв вся­кое чув­ст­во ме­ры, осо­бен­но, ког­да речь идёт об от­це-свя­щен­ни­ке.

Первая публикация повести Сергея Шаргунова  «Птичий грипп» состоялась в восьмом номере альманаха «Литрос».
Первая публикация повести Сергея Шаргунова
«Птичий грипп» состоялась в восьмом номере альманаха «Литрос».

О Сер­гее Шар­гу­но­ве я уже го­во­ри­ла сло­ва горь­кие, опа­са­ясь, что по­ли­тик съест в нём пи­са­те­ля, ко­то­рым в ту по­ру он толь­ко на­чи­нал быть. Впро­чем, в его по­ли­ти­че­с­ком за­гу­ле есть что-то очень лич­ное: бла­го­по­луч­ный, бле­с­тя­щий мо­ло­дой че­ло­век, же­лая «по­знать жизнь-па­с­ку­ду» – ри­нул­ся под её «по­дол», за­хо­тел из­нан­ки и да­же «по­мой­ки» («ана­на­сы и ряб­чи­ков» по­ме­нять на гни­лую кор­ку). Та­кое бы­ва­ет имен­но с бла­го­по­луч­ны­ми. А даль­ше слу­чил­ся шар­гу­нов­ский «про­рыв» в Ду­му, за­кон­чив­ший­ся впол­не за­ко­но­мер­ным кра­хом. А те­перь вот и книж­ка вы­шла – «Пти­чий грипп». На­зва­ние, что и го­во­рить, ком­мер­че­с­кое, пре­уве­ли­чен­ное, но за­ра­зи­тель­ное и уз­на­ва­е­мое. И да­же ка­кой-то про­ха­нов­ский «при­ём­чик» в нём ощу­ща­ет­ся. Но де­ло не в этом. Книж­ка, как мне ви­дит­ся, сво­е­об­раз­ный итог и «про­ща­ние с мо­ло­до­с­тью», где бы­ла борь­ба, сме­на как пер­ча­ток пар­тий­ных ин­те­ре­сов, стран­ная, всё вре­мя ус­коль­за­ю­щая глав­ная мысль: за­чем всё это?

И всё же кем был все эти бур­ные го­ды Сер­гей Шар­гу­нов в ли­те­ра­ту­ре и ме­дий­ном про­ст­ран­ст­ве? Я дол­го ис­ка­ла это глав­ное сло­во. И я его на­шла. Ко­неч­но же, я бу­ду опи­рать­ся не на «го­лую би­о­гра­фию», а на по­след­нюю кни­гу «Пти­чий грипп», где, как это ча­с­то у них (трид­ца­ти­лет­них) бы­ва­ет, ав­тор и ге­рой спе­ци­аль­но со­от­но­сят­ся друг с дру­гом.

Кем был?

Сер­гей Шар­гу­нов был ден­ди.

Вы­со­кий и изящ­ный, гром­кий и чуть из­ло­ман­но-па­фос­ный, ало­гич­ный и за­жи­га­тель­ный. Ден­ди ми­тин­гов и мо­ло­дёж­ных ту­со­вок. Ему нра­ви­лось мод­ное об­ще­ст­во и экс­тра­ва­гант­ные же­с­ты (от­дать пре­мию «си­дель­цу» Э.Ли­мо­но­ву). Ему нра­ви­лось, что он чей-то со­пер­ник. Со­пер­ник в люб­ви. Со­пер­ник в по­пу­ляр­но­с­ти. Со­пер­ник в твор­че­ст­ве.

Он лю­бил по­ли­ти­че­с­кий ден­дизм – с хо­лод­ным умом, поч­ти бес­ст­ра­ст­но он иг­рал раз­ны­ми фи­гу­ра­ми в раз­ные пар­тии. Это – его «точ­ка об­ла­да­ния» ми­ром. Он вы­ду­мал свою по­ли­ти­ку – он со­би­рал тех, кто не хо­тел ждать и очень хо­тел жить. А по­том – ден­ди в ка­му­ф­ля­же. На­вер­ное, та­кая по­зи­ция впол­не удов­ле­тво­ря­ла по­ли­ти­че­с­кое тще­сла­вие са­мо­го Сер­гея как те­перь – ге­роя «Пти­чь­е­го грип­па». Ему эс­те­ти­че­с­ки нра­ви­лось ощу­ще­ние сво­е­го пре­вос­ход­ст­ва, про­ис­те­ка­ю­щее от «кон­флик­та с об­ще­ст­вом», прав­да, как ста­ло яс­но, в ту ме­ру, ко­то­рую оп­ре­де­ля­ет это са­мое не все­гда ува­жа­е­мое «об­ще­ст­во». Ден­ди ведь все­гда тес­но свя­зан с тем об­ще­ст­вом, ко­то­рое он да­же дол­жен чуть пре­зи­рать. Ден­ди со­вер­шен­но не обя­зан сжи­гать се­бя в ко­ст­ре ре­во­лю­ции, сколь­ко бы он при этом ни «пла­ме­нел» сло­ва­ми и сло­веч­ка­ми. Как при­ле­пин­ская бру­таль­ность и бри­то­го­ло­вость, так и шар­гу­нов­ский ден­дизм ста­ли зна­ка­ми – зна­ка­ми по­бе­ди­тель­ной и по­пу­ляр­ной му­же­ст­вен­но­с­ти. Это – их удар. Это – им уп­рёк.

 

Ге­рой Шар­гу­но­ва то­же «бро­дил по га­ле­ре­ям по­ли­ти­че­с­ких птиц. На­блю­дал ско­ро­теч­ное раз­ви­тие их не­ду­га, всма­т­ри­вал­ся в аго­нию, но при по­след­них ми­ну­тах из­ды­ха­ния спеш­но пе­ре­ме­щал­ся к сле­ду­ю­щим… Язы­ки пла­ме­ни ще­ко­та­ли из­ну­т­ри». Гла­го­лы-то все пас­сив­ные – на­блю­дал, всма­т­ри­вал­ся, пе­ре­ме­щал­ся… А пла­мя – хо­лод­но-при­ят­ное. Он все­гда был и, од­но­вре­мен­но, не был с ни­ми. О се­бе по от­но­ше­нию к ним – нац­бо­лам (НБП), ли­бе­ра­лам, «фа­ши­с­там», «че­чен­ским тер­ро­ри­с­там», мо­ло­дым ком­му­ни­с­там-ак­ти­ви­с­там (АКМ), офи­ци­аль­ной «Ни­ше» – о се­бе он «ду­мал с не­ко­то­рым ба­х­валь­ст­вом: ка­ко­во это, быть ак­тив­ным, со­вер­шать хоть и гад­кие, но не­три­ви­аль­ные по­ступ­ки и при внеш­ней за­тей­ли­во­с­ти хра­нить вну­т­рен­нюю ста­тич­ность, бес­сты­же-ров­ный по­кой?» (рас­сказ «От­те­пель»). (Здесь, ко­неч­но, речь идёт уже об «ав­то­ре»-ге­рое, ко­то­рый «не ра­вен» Сер­гею Шар­гу­но­ву, к то­му же этот Не­ве­ров ока­жет­ся «за­вер­бо­ван­ным» вла­с­тью, что, впро­чем, не де­ла­ет его от­вра­ти­тель­ным).

Рас­ска­зы, со­бран­ные в кни­гу «Пти­чий грипп», – сво­е­об­раз­ное «пу­те­ше­ст­вие» по са­мым ак­тив­ным мо­ло­дёж­ным по­ли­ти­че­с­ким суб­куль­тур­ным груп­пам (пе­ре­чис­ле­ны вы­ше). Плот­ность, фак­тур­ность ма­те­ри­а­ла жиз­ни Сер­гею уда­лось пред­ста­вить сме­ло и до­ста­точ­но от­кро­вен­но: от по­ли­ти­че­с­ко­го пу­с­то­б­рёх­ства до «гу­ля­ем по-чёр­но­му!». Как есть не­ко­то­рая ин­тел­лек­ту­аль­ная от­ва­га в том, что­бы не ге­ро­изи­ро­вать, в сущ­но­с­ти, ни­ко­го. Но по­сколь­ку я все­гда при­над­ле­жа­ла к тем кри­ти­кам, ко­то­рым ин­те­рес­но не про­сто «со­пе­ре­жи­вать» чи­та­е­мо­му или что-то фик­си­ро­вать, я вновь за­даю во­про­сы: на чём дер­жит­ся во­об­ще чте­ние кни­ги Шар­гу­но­ва? На том ли, что опи­сы­ва­е­мое он зна­ет – и он, в от­ли­чие от нас, сви­де­тель? Мне все­гда важ­но со­дер­жа­тель­ное и смыс­ло­вое воз­дей­ст­вие на чи­та­те­ля.

Да, ко­неч­но, ре­аль­ный опыт для пи­са­те­ля чрез­вы­чай­но ва­жен. Но не ме­нее су­ще­ст­вен­но и то, что сам Сер­гей смог пре­об­ра­зо­вать и об­ду­мать «вну­т­ри се­бя»? И тут мне не хва­ти­ло мас­шта­ба: кто же они все, его ге­рои, для пи­са­те­ля? Кем-то или чем-то со­блаз­нён­ные? Сер­гей как-то на­ро­чи­то от­ка­зы­ва­ет­ся от объ­яс­не­ний – по­че­му обес­це­не­но для этой мо­ло­дё­жи мас­со­вое, пласт­мас­со­вое, сте­ри­ли­зо­ван­ное су­ще­ст­во­ва­ние? По­че­му их жизнь ос­та­ва­лась всё рав­но та­кая же, в сущ­но­с­ти, бед­ная и злая, ес­ли «пар­тия да­ва­ла им энер­гию, что­бы упор­ст­во­вать и вы­ра­с­тать в квар­та­лах бед­но­ты»? Да и во­об­ще, что мо­жет дать пар­тия че­ло­ве­ку – мно­го ли? Мож­но ли этим её «по­да­я­ни­ем» жить? Шар­гу­нов зна­ет от­вет, но по­ка по­че­му-то не про­го­ва­ри­ва­ет. Сно­ва спе­шит?

«Со­став идей» «Пти­чь­е­го грип­па» со­брать до­воль­но не­слож­но – их ма­ло: «Нам нуж­но чёт­кое по­зи­тив­ное со­зна­ние» (а где бу­дет ис­кать ос­но­ва­ния для это­го со­зна­ния?). «Вы ве­ру да­ё­те» (о НБП) (во что ве­ру и ко­му эта ве­ра и как по­мог­ла жить, ес­ли ли­дер уми­ра­ет от Спи­да? И ка­жут­ся все­го лишь ло­зун­га­ми сло­ва, что эта ве­ра в не­кие си­лы Рос­сии, спо­соб­ные со­хра­нить­ся). О НБП – «ко­неч­но, они жа­ле­ли на­род. Бы­ли на­род­ны. Но пра­виль­нее все­го бы­ло на­звать их анар­хи­с­та­ми, меч­тав­ши­ми о то­таль­но­с­ти го­су­дар­ст­ва». (Всё не­прав­да, и ни­че­го, кро­ме мыс­ли­тель­но­го па­ра­док­са, я тут не на­хо­жу.) Нет, ни­ка­кие идеи тут не ра­бо­та­ют. Стран­но, очень стран­но – не бы­ло ещё у нас ни та­ких бун­та­рей, ни та­ких ре­во­лю­ци­о­не­ров – сов­сем бед­но­и­дей­ных, им как раз это­му са­мо­му на­ро­ду сов­сем не­че­го ска­зать. Их аб­со­лют­ная смыс­ло­вая про­стей­шесть да­же и уг­не­та­ет (и в бун­тар­ском, и в офи­ци­аль­ном ва­ри­ан­те, – сто­ит срав­нить рас­ска­зы об НБП и «Сча­ст­ли­вой пар­тии». Хо­тя са­мый жи­во­пис­ный эпи­зод кни­ги – рас­сказ о «сча­ст­ли­во­с­ти» как «ве­сё­лой идее» «Сча­ст­ли­вой пар­тии», тор­гу­ю­щей жи­вы­ми ор­га­на­ми сво­их чле­нов). Важ­ный итог шар­гу­нов­ской кни­ги, по­жа­луй, в дру­гом – в ка­кой-то опас­ной бли­зо­с­ти от­вра­ти­тель­но­го и оча­ро­ва­тель­но­го – ви­на и яда. Од­ни – па­фос­но-глу­по, но кра­си­во по­лу­ча­ют свои тю­рем­ные сро­ки; дру­гие – мсти­тель­но за­ра­жа­ют глав­но­го по­ли­ти­че­с­ко­го иг­ро­ка ту­сов­ки СПИ­Дом – всё ря­дом, всё очень близ­ко…

В ГЕ­РО­ЯХ «ПТИ­ЧЬ­Е­ГО ГРИП­ПА» НЕТ СО­ЗНА­НИЯ. В НИХ ЕСТЬ ТОЛЬ­КО ЯРОСТЬ И ГНЕВ.

В них во всех пы­ла­ют энер­гии пре­одо­ле­ния – они не хо­тят «жал­ко­го не­ба», они не хо­тят «рвать­ся ввысь», но го­то­вы «ри­нуть­ся вниз», как это бы­ва­ло не раз у оби­жен­ных рус­ских де­тей ре­во­лю­ций. Они хо­тят вниз – ту­да, где зем­ля и плоть. Они хо­тят здесь и сей­час яр­кой, пол­но­цен­ной жиз­ни, при­па­сён­ной ско­рее для них дру­ги­ми, чем со­здан­ной са­ми­ми и за свой соб­ст­вен­ный счёт, за свой соб­ст­вен­ный труд. При этом ге­рои «Пти­чь­е­го грип­па» обя­за­тель­но стра­ст­но и глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ют свою плот­скость – пе­ре­жи­ва­ют пре­уве­ли­чен­но и гром­ко, не та­ясь и на­про­тив, чуть на­по­каз. И всё по­то­му, что наш ав­тор точ­но зна­ет о бра­те, ле­жа­щем бе­зо­б­раз­ным во гро­бе. И это зна­ние тол­ка­ет к… ме­с­ти – «мстил все­му жи­во­му, пло­ти жи­вой за тот кош­мар, в ко­то­рый плоть пре­вра­ща­ет­ся…» (вы­де­ле­но мной. – К.К. из лю­бов­ной сце­ны рас­ска­за «Го­лу­бой по­пу­гай»). Ес­ли от­не­с­тись вни­ма­тель­но к это­му со­сто­я­нию ге­роя, то за­мет­но – и тут иг­ра­ют всё те же ви­таль­ные си­лы, тут сно­ва ка­п­риз ден­ди и на­роч­ное не­же­ла­ние учи­ты­вать «не­бо». И на­роч­ное же­ла­ние мно­го лю­бить – лю­бить имен­но по­то­му, что брен­но и ко­неч­но.

Шар­гу­но­ву уда­лось ска­зать и о дру­гом. Он ска­зал, что сме­лость – это до­б­ро­де­тель, и есть спе­ци­фи­че­с­кое ры­цар­ст­во в этих маль­чи­ках и де­воч­ках, по­лу­ча­ю­щих сро­ки тю­рем­ные за своё бун­тар­ст­во. Я бы их всех на­зва­ла по­ко­ле­ни­ем об­ма­ну­тых и об­ма­нув­ших­ся – по­ко­ле­ни­ем, бро­шен­ным в лож­ный ге­ро­изм и же­ла­ю­щим лож­ной свя­то­с­ти. По­ко­ле­ни­ем, у ко­то­ро­го от­ня­ли ве­ру в иде­аль­ное и за­ста­ви­ли «иг­рать в ре­во­лю­цию» и ид­ти на вой­ну.

До­б­ро­де­те­лью ут­верж­да­ет Сер­гей и во­лю, хо­тя эта во­ля воль­ная, не яс­ная ни­ка­ким иным куль­ту­рам, на стра­ни­цах его кни­ги вы­сту­па­ет си­лой, стре­мя­щей­ся к раз­ру­ши­тель­но­му пре­де­лу. Шар­гу­нов уме­ет пе­ре­дать бес­по­кой­ст­во та­ко­го мо­ло­до­го ге­роя, ко­то­ро­му не­до­ста­ёт про­тив­ни­ка, а про­тив­ник-враг ка­те­го­ри­че­с­ки ну­жен в си­ту­а­ции, ког­да, дей­ст­ви­тель­но, нет боль­шо­го смыс­ла в со­вре­мен­ной жиз­ни (те­перь вот мы все долж­ны ис­клю­чи­тель­но «жить в кри­зи­се» и «пре­одо­ле­вать кри­зис» – за­да­ча, вы­со­кая не для всех, а осо­бен­но – в мо­ло­до­с­ти). «За то, что Рос­сию оби­де­ли», они не хо­тят про­стить вся­че­с­кой вла­с­ти, но вот со­зна­ния, что они са­ми и есть Рос­сия – со­зна­ние это сла­бо раз­ви­то. Их па­т­ри­о­тизм ча­с­то толь­ко аг­рес­сив­ный. Впро­чем, ве­ра в то, что че­ло­ве­ка мож­но взять и из­ме­нить ка­ки­ми-ни­будь по­ли­ти­че­с­ки­ми дей­ст­ви­я­ми – ве­ра эта у Шар­гу­но­ва сов­сем сла­бе­ет к за­вер­ше­нию кни­ги и вы­гля­дит уже как по­ли­ти­че­с­кое на­важ­де­ние. Сер­гей во­об­ще из­бе­га­ет глу­бо­кой мо­ти­ви­ро­ван­но­с­ти то­го, что его ге­рои де­ла­ют: он пи­шет ско­рее пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кий «про­то­кол» с силь­ны­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми де­та­ля­ми, чем мощ­ный «ре­во­лю­ци­он­ный-ан­ти­ре­во­лю­ци­он­ный» ху­до­же­ст­вен­ный текст. А так хо­те­лось бы, что­бы по­ли­ти­че­с­кий па­фос сме­нил­ся па­фо­сом ме­та­фи­зи­че­с­ким: ведь ему дав­но яс­но, что со­вре­мен­ные по­лит­тех­но­ло­гии де­ла­ют ус­лов­но­с­тью лю­бой про­тест и бунт про­тив Си­с­те­мы, вклю­чая оп­по­зи­цию в са­му Си­с­те­му. Со­вре­мен­ни­ки-со­оте­че­ст­вен­ни­ки-обы­ва­те­ли и не за­ме­ти­ли, как «гнев пло­ща­дей кром­сал го­ро­да», не за­ме­ти­ли, что «ка­кой-то по­жар го­нит» шар­гу­нов­ских ге­ро­ев, а ре­аль­ных при­ме­ров это­го бун­та-кром­са­ния в кни­ге Сер­гея до­ста­точ­но мно­го.

Ге­рои «Пти­чь­е­го грип­па», увы, бед­ны со­зна­ни­ем се­бя. Прав­да, ко­му-то из них за «по­ли­ти­че­с­кие иг­руш­ки» при­шлось за­пла­тить тю­рем­ны­ми сро­ка­ми, пе­ре­ло­ман­ны­ми ру­ка­ми и но­га­ми, со­тря­се­ни­ем моз­га. Так вы­жи­га­ли они соб­ст­вен­ную жизнь. До­ро­гая це­на. Или по­про­с­ту это и есть за­кон­ная ры­ноч­ная це­на са­мо­мне­нья, что мир ме­ня­ет­ся пи­ке­та­ми и ак­ци­я­ми? А вил­ка, вон­зён­ная Не­ве­ро­вым-аген­том в сво­е­го «ра­бо­то­да­те­ля с Лу­бян­ки» Яри­ка – это месть за соб­ст­вен­ный грех и пре­да­тель­ст­во? Или пла­та за раз­ре­зан­ную на­двое ду­шу ге­роя?

 

Са­мо­му Сер­гею Шар­гу­но­ву (так ви­жу я) нра­вит­ся имен­но стиль­ная жизнь – он уже от­во­е­вал своё куль­тур­ное про­ст­ран­ст­во. Кни­га «Пти­чий грипп» – это по­ли­ти­че­с­кие ос­кол­ки, от­ле­та­ю­щие от ав­то­ра как про­щаль­ные и пе­ре­жи­тые, но всё ещё за­кры­ва­ю­щие от нас про­ст­ран­ст­во ду­ши Сер­гея. То про­ст­ран­ст­во, где то­с­ку­ет­ся, стра­да­ет­ся и пла­чет­ся, где энер­гия сво­бо­ды и люб­ви, без­гра­нич­ность ве­ры и упор­ст­во во­ли тре­бу­ют ино­го, не по­ли­ти­че­с­ко­го язы­ка, но ду­хов­ной ода­рён­но­с­ти.

Что-то ме­ня­ет­ся: ден­ди яв­но ус­тал от по­бед и по­ра­же­ний. Ус­тал от то­го, что так мно­го, ще­д­ро, му­чи­тель­но и уп­ря­мо лю­бил и не­на­ви­дел.

 

*****

 

А во­об­ще-то, ни у ко­го из них, «трид­ца­ти­лет­них», нет, мне ка­жет­ся, грё­зы об ис­кус­ст­ве и о се­бе – они впол­не праг­ма­ти­ки (и в жиз­ни, и в ли­те­ра­ту­ре). На­всег­да, на­всег­да про­шли те вре­ме­на, ког­да ху­дож­ник мог не тя­го­тить­ся «сво­ей не­пре­одо­ли­мой ни­ще­той и ос­та­вать­ся слиш­ком гор­дым для то­го, что­бы уча­ст­во­вать в фар­се от­да­ва­ния и по­лу­че­ния». Им-то как раз и при­хо­дит­ся уча­ст­во­вать – и, ес­те­ст­вен­но, они с не­пре­мен­ным упор­ст­вом долж­ны бу­дут пе­ре­ина­чи­вать жанр – из «фар­са» во что-то бо­лее ре­с­пек­та­бель­ное и по-че­ло­ве­че­с­ки оп­рав­дан­ное.

Про­за При­ле­пи­на – это про­за муж­чи­ны, спо­соб­но­го дей­ст­во­вать. Это по­рыв вы­ра­зить ак­тив­ное в жиз­ни (для не­го и сча­ст­ли­вое) как мож­но боль­ше. Он пи­шет для то­го, что­бы си­я­ю­щее-силь­ное (лю­бов­ное, муж­ское и жен­ское, ма­те­рин­ское, от­цов­ское и дет­ское) про­сто про­дол­жа­лось даль­ше. За всё за это он го­тов был «бить­ся в кровь». Всё вы­не­с­ти и дать при­рост, при­плод, при­бы­ток – вот за­да­ча.

Про­за Шар­гу­но­ва вол­ну­ет же­ла­ни­ем жить. Жить са­мо­ут­верж­де­ни­ем. Он пи­шет не для то­го, что­бы мы, чи­тая его, на­слаж­да­лись бес­ко­ры­ст­но и ве­се­ло. Он хо­чет на­шей «ко­ры­с­ти» – что­бы мы лю­би­ли его ден­дизм, раз­де­ля­ли с ним его идеи, иро­нич­но и ед­ко вме­с­те с ним вы­сме­и­ва­ли «гряз­ные тех­но­ло­гии» по­ли­ти­че­с­кой жиз­ни, в об­щем, за­ни­ма­ли ак­тив­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к его ге­ро­ям. Нель­зя не уви­деть в нём се­го­дня и си­лы со­про­тив­ле­ния са­мо­му се­бе – преж­не­му, и соб­ст­вен­но той си­лы, с ко­то­рой Шар­гу­нов ста­ра­ет­ся из­бе­жать про­ва­ла бу­ду­ще­го. Сер­гей слиш­ком дол­го по­ла­гал­ся на про­стую и бо­д­рую эк­лек­тич­ную пар­тий­ность, что­бы те­перь по­нять, что мо­жет быть «вновь свет­ло» в соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­с­ком про­ст­ран­ст­ве.

В лю­бом слу­чае де­зер­тир­ст­ва из это­го ми­ра (да­же с про­блем­ным бу­ду­щим) они, трид­ца­ти­лет­ние, как мне ви­дит­ся, для се­бя не до­пу­с­тят. Ведь они – муж­чи­ны. И у них есть де­ти и жен­щи­ны.


Ка­пи­то­ли­на Кокшенёва




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования