Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 20.03.2009

Сегодня ты играешь джаз...

Тём­ные подъ­ез­ды, об­шар­пан­ные до­ма, жму­щи­е­ся по уг­лам лю­ди-те­ни, та­я­щи­е­ся от све­та фар... Ис­то­ри­че­с­кий центр Пе­тер­бур­га? Шах­тёр­ский по­сё­лок ющен­ков­ско­го Дон­бас­са? Бро­шен­ный «ре­фор­ма­то­ра­ми» на про­из­вол судь­бы во­ен­ный го­ро­док? Нет – ули­ца Горь­ко­го 1956 го­да, Моск­ва.

 

Ис­то­рия та­ко­ва. В Пер­во­пре­с­толь­ной не на жизнь, а на­смерть бьют­ся ос­т­ро­ум­ные, кра­си­вые, мод­ные сти­ля­ги и жло­бы, ско­ты, быд­ло (это так по филь­му) – всё про­чее на­се­ле­ние сто­ли­цы. Ли­дер «зо­ло­той мо­ло­дё­жи» Фред-Фё­дор, сы­нок дип­ло­ма­та из вы­сот­ки на Ко­тель­ни­че­с­кой на­бе­реж­ной. У не­го со­ба­ка с кра­ше­ной зад­ни­цей и два со­бу­тыль­ни­ка – Боб-Бо­рис (сын ти­хих и бла­го­об­раз­ных ев­рей­ских ро­ди­те­лей) и ху­ли­ган Дрын. А ещё у Фре­да две на­пар­ни­цы-чу­ви­хи – Пол­ли-Поль­за-По­ли­на (доч­ка се­к­ре­та­ря парт­ко­ма из­да­тель­ст­ва «Из­ве­с­тий») и Бэт­си – дев­чон­ки не­про­стой судь­бы и с «по­ни­жен­ной со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­с­тью», пер­вая ро­дит от не­гра, а вто­рую вы­шлют за 101-й ки­ло­метр. Им про­ти­во­сто­ит тол­па уг­рю­мых и бес­цвет­ных «жло­бов» – сту­ден­тов-ком­со­моль­цев. Их ли­дер – «ком­со­моль­ская бо­ги­ня» Ка­тя (во­пре­ки ло­ги­ке по­ве­ст­во­ва­ния не «Кэт», про­сто Ка­тя). Ре­жис­сёр – Ва­ле­рий (Вэл?) То­до­ров­ский – сын опять же ре­жис­сё­ра.

В цен­т­ре по­ве­ст­во­ва­ния гре­хо­па­де­ние ком­со­моль­ца – в де­ви­че­ст­ве Мэл­са (Маркс – Эн­гельс – Ле­нин – Ста­лин), а в сти­ляж­ни­че­ст­ве – Мэ­ла. Мэлс лишь раз под­гля­дел в за­моч­ную сква­жи­ну кра­си­вую жизнь – чул­ки на ре­зи­ноч­ках, по­хаб­ное крив­ля­ние и ис­тош­ную ка­ко­фо­нию – как сра­зу ре­шил стать та­ким же «ге­ро­ем сво­е­го вре­ме­ни». От­толк­нув бро­сав­шую на не­го влюб­лён­ные взгля­ды ком­со­мол­ку-до­б­ро­вол­ку Ка­тю, Мэлс бро­са­ет­ся по­ко­рять не­при­ступ­ную («Я те­бе не пе­ре­хо­дя­щее зна­мя!») Пол­ли. Пер­вая по­пыт­ка – осеч­ка! Пол­ли ма­ло ка­на­ре­еч­но­го пи­д­жа­ка и «стиль­но­го оран­же­во­го гал­сту­ка», тре­бу­ет­ся вну­т­рен­нее пе­ре­рож­де­ние ге­роя. Вто­рая по­пыт­ка – ус­пех! Ещё бы: на­учил­ся иг­рать на сак­со­фо­не, слу­ша­ет за­пад­ное ра­дио, по­дру­жил­ся со все­ми спе­ку­лян­та­ми и от­ще­пен­ца­ми Моск­вы, сдал ком­со­моль­ский би­лет. Всю вто­рую по­ло­ви­ну филь­ма Мэлс уси­лен­но «ба­ра­ет­ся» (т.е. скот­ски со­во­куп­ля­ет­ся, да­вай­те вме­с­те учить сти­ля­жий язык!). Но и тут не­за­да­ча. «Пе­ре­хо­дя­щим зна­ме­нем» не­за­дол­го до Мэл­са ус­пел за­вла­деть слу­чай­но очу­тив­ший­ся на Брод­вее-Горь­ко­го тем­но­ко­жий аме­ри­ка­нец. При­шлось Мэл­су усы­но­вить му­ла­та.

Вот и вся, соб­ст­вен­но, ис­то­рия. Пес­ни, тан­цы, су­то­ло­ка, бе­гот­ня. Не­ря­ш­ли­вый и без­дум­ный кар­на­вал. Ещё ни­ког­да я так не го­нял кноп­ку ско­ро­ст­ной пе­ре­мот­ки плей­е­ра. На­чи­на­ют без­дар­но петь – пять ми­нут впе­рёд в ре­жи­ме ско­ро­ст­ной пе­ре­мот­ки! Глядь, а там без­дар­но вих­ля­ют­ся (тан­цу­ют)! Ещё пять ми­нут впе­рёд – без­дар­ные опять же ди­а­ло­ги.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ка­за­лось бы, пи­сать не о чем. Но в филь­ме при­сут­ст­ву­ет яв­ный со­ци­аль­ный по­сыл (как ска­за­ли бы в 56-м го­ду). Прав­да, в то вре­мя в мо­ло­дёж­ной му­зы­каль­ной ко­ме­дии (а имен­но та­ким ви­дят ав­то­ры свой фильм) по­ли­ти­ка не при­сут­ст­во­ва­ла. Го­во­ри­лось о хра­б­ро­с­ти, че­ст­но­с­ти, прав­до­лю­бии и дру­гих до­б­ро­де­те­лях. А весь фильм «Сти­ля­ги» – яр­ко вы­ра­жен­ный ан­ти­со­вет­ский про­ект. Здесь в са­мой ёр­ни­че­с­кой, из­де­ва­тель­ской фор­ме пред­став­лен об­раз жиз­ни по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния со­вет­ских лю­дей, на­ших ро­ди­те­лей. Се­рые ули­цы, се­рые тол­пы лю­дей – глу­пых, боль­ных, опу­с­тив­ших­ся. И лишь крас­ные стя­ги, крас­ные звёз­ды, крас­ные транс­па­ран­ты под­чёрк­ну­то рас­цве­чи­ва­ют од­но­об­раз­ный пей­заж. Прав­да, в иных филь­мах крас­ная точ­ка за­клю­ча­ла в се­бе весь смысл про­ис­хо­дя­ще­го, при­тя­ги­ва­ла вни­ма­ние зри­те­лей. Ког­да от ру­ки рас­кра­си­ли флаг, под­ня­тый над бро­не­нос­цем «По­тём­кин» в бес­смерт­ном филь­ме. А в жиз­ни он бил­ся на ве­т­ру над обуг­лен­ны­ми Брест­ской кре­по­с­тью и Ста­лин­гра­дом, свя­щен­ным цвет­ком рас­цве­тал в ру­ках сол­дат на ку­по­ле рейх­с­та­га. Здесь же фла­ги-тряп­ки ви­сят над ка­ба­ка­ми и ав­то­бус­ны­ми ос­та­нов­ка­ми... И не по­ни­ма­ет ре­жис­сёр, что мо­жет быть то­та­ли­та­ризм ан­ти­на­род­ный, а мо­жет быть то­та­ли­та­ризм на­ро­да...

Моск­ви­чи хо­дят в ка­ком-то оце­пе­не­нии, ха­о­тич­ная тол­па лю­дей без лиц сну­ёт по ули­цам. Но в лю­бой мо­мент тол­па «уны­лых жло­бов» са­мо­ор­га­ни­зу­ет­ся, что­бы ос­кор­бить, вы­сме­ять сти­ляг, по­знав­ших «джаз и сво­бо­ду». Вэл То­до­ров­ский с не­скры­ва­е­мым упо­е­ни­ем по­ка­зы­ва­ет сце­ну в трол­лей­бу­се, где ос­тер­ве­не­лая се­рая тол­па с ос­ка­лен­ны­ми зу­ба­ми тра­вит Мэл­са лишь за то, что он на­дел пре­сло­ву­тый зе­лё­ный пи­д­жак. Или сце­на «про­ра­бот­ки» Мэл­са в ак­то­вом за­ле уни­вер­си­те­та – по­жа­луй, един­ст­вен­ная за­слу­жи­ва­ю­щая вни­ма­ния сце­на в филь­ме.

Ка­тя рэ­пер­ским ре­чи­та­ти­вом на­чи­на­ет от­чи­ты­вать от­ступ­ни­ка Мэл­са, пе­ри­о­ди­че­с­ки бро­сая на не­го за­та­ён­ные влюб­лён­ные взгля­ды. Не ли­шён­ная (в от­ли­чие от мно­гих ге­ро­ев филь­ма) кра­со­ты и ак­тёр­ско­го та­лан­та Ев­ге­ния Брик (Ка­тя) всё боль­ше за­во­дит­ся, в су­мас­шед­шем экс­та­зе на­чи­на­ет вы­кри­ки­вать га­зет­ные ло­зун­ги той по­ры. Раз­ду­ха­ря­ют­ся и преж­де по­ну­рые и ко все­му без­раз­лич­ные сту­ден­ты. Под от­ча­ян­ную (ско­пи­ро­ван­ную с фю­ре­ра) же­с­ти­ку­ля­цию Ка­ти сту­ден­ты-сов­ки вска­ки­ва­ют с мест, го­то­вые ра­зо­рвать ина­ко­мыс­ля­ще­го. Что тут ска­жешь: лю­ди с то­та­ли­тар­ным мы­ш­ле­ни­ем...

Я за­ме­тил, что как бы из­де­ва­тель­ски ни бы­ла пред­став­ле­на трак­тов­ка со­вет­ской иде­о­ло­гии в ки­но­филь­мах, есть что-то не­из­быв­но за­во­ра­жи­ва­ю­щее в тех об­ра­зах. Мне хо­те­лось встать да­же тог­да, ког­да тол­па по­лу­лю­дей-по­лу­зве­рей за­пе­ла со­вет­ский гимн в филь­ме «Рок­ки». Да и здесь не бы­ло бы для Мэл­са ни­че­го бо­лее ес­те­ст­вен­но­го, как при­со­е­ди­нить­ся к ше­рен­ге ком­со­моль­цев, де­мон­ст­ри­ру­ю­щих един­ст­во во­ли и эн­ту­зи­азм. Но нет, Мэлс уже до­ста­точ­но об­ра­бо­тан но­вы­ми дру­зь­я­ми. Он бро­са­ет Ка­те ком­со­моль­ский би­лет и гор­до уда­ля­ет­ся.

От­ме­чу ещё, что Ка­тя-Брик ещё до по­гру­же­ния в экс­таз су­ме­ла ска­зать весь­ма му­д­рую фра­зу о том, что Мэлс стал Мэ­лом, от­бро­сив од­ну лишь бук­ву «с». Ка­за­лось бы, од­на бук­ва, а ка­кая раз­ни­ца! Здесь нам есть о чём по­ду­мать. Впро­чем, с Бри­ка­ми в лю­бое вре­мя на­до ухо дер­жать вос­тро...

Да что там свер­ст­ни­ки, род­ные ма­мы и па­пы от­ка­зы­ва­ют­ся по­ни­мать сти­ляг. Го­ня­ют­ся за ни­ми с мо­к­ры­ми тряп­ка­ми, во­пят, ру­га­ют­ся. И лишь па­па Мэл­са (Сер­гей Гар­маш), во всём под­дер­жи­вая сы­на, де­мон­ст­ри­ру­ет тот тип оп­ти­миз­ма, ко­то­рый при­сущ веч­но пья­но­му че­ло­ве­ку с гар­мош­кой. Вот и в на­ча­ле филь­ма он вы­ша­ги­ва­ет по бес­ко­неч­но­му ко­ри­до­ру ком­му­нал­ки, рас­хри­с­тан­ный, ис­пол­няя ка­кую-то по­ш­ля­ти­ну про «че­ло­ве­ка, кош­ку и не­от­лож­ку». Ему под стать и кор­де­ба­лет – оби­та­те­ли гряз­ной ком­му­нал­ки – из­мож­дён­ные ту­бер­ку­лёз­ни­ки и раз­дув­ши­е­ся от во­дян­ки до­мо­хо­зяй­ки. По за­дум­ке ав­то­ров сей кор­де­ба­лет дол­жен на­по­ми­нать за­дор­ные сце­ны «Се­ре­на­ды Сол­неч­ной До­ли­ны» и «В джа­зе толь­ко де­вуш­ки». Но в филь­ме нет Глен­на Мил­ле­ра и Мэ­ри­лин Мо­н­ро (хо­тя од­на из ге­ро­инь при­зна­лась, что на съём­ках у неё был та­кой же «ко­ну­со­об­раз­ный лиф­чик», как у аме­ри­кан­ской ки­но­ди­вы), а есть толь­ко «дры­ны» и «бэт­си». За­кан­чи­ваю про «от­цов и де­тей»: жаль, что у нас в за­ко­не ни­че­го не ска­за­но о раз­жи­га­нии меж­по­ко­лен­че­с­кой роз­ни...

А ка­ко­ва бы­ла жизнь той стра­ны в дей­ст­ви­тель­но­с­ти, рас­ска­жут филь­мы то­го са­мо­го 1956 го­да. Ге­ни­аль­ный – «Вес­на на за­реч­ной ули­це» с Ни­ной Ива­но­вой и Ни­ко­ла­ем Рыб­ни­ко­вым, опе­ра­тор Пётр То­до­ров­ский (вот по­учи­лись бы хоть у от­ца, Вэл), лёг­кая и жиз­не­ра­до­ст­ная «Кар­на­валь­ная ночь» (у Гур­чен­ко – оба­я­ние, кра­со­та, та­лант, ка­кие бы вы­со­кие под­мёт­ки ни на­де­ли бы «ар­ти­с­ты», изо­б­ра­жа­ю­щие сти­ляг, – они и в под­мёт­ки ей не го­дят­ся). Пе­ре­сма­т­ри­ва­ли ли Вэл То­до­ров­ский и Кo эти ше­де­в­ры, ощу­ща­ли ли ту ат­мо­сфе­ру на­дежд и от­кры­тий, ра­до­ст­но­го тру­да и не­при­нуж­дён­но­го ве­се­лья. Не­уже­ли не смо­т­ре­ли и «Раз­ные судь­бы» с Пи­лец­кой и Юма­то­вым? А ес­ли и смо­т­ре­ли, стре­ми­лись всё ос­ме­ять, уни­зить, опо­ш­лить. На­пом­ню и о дру­гих но­вин­ках со­вет­ско­го ки­но­про­ка­та то­го го­да – «Со­рок пер­вый», «Па­вел Кор­ча­гин», «Тай­на двух оке­а­нов», «Ста­рик Хот­та­быч», «Илья Му­ро­мец». Мы по­мним и лю­бим эти филь­мы и пол­сто­ле­тия спу­с­тя, а про «Сти­ляг» (од­но уте­ше­ние) за­бу­дут че­рез пол­го­да.

Воз­вра­тим­ся к «Сти­ля­гам». Тан­це­ва­ли-ве­се­ли­лись, под­счи­та­ли-про­сле­зи­лись. В «джаз» вдо­воль на­и­г­ра­лись и Ро­ди­ну про­да­ли. Но вме­с­то го­но­ра­ра по­лу­чи­ли не­гри­тён­ка в куль­ке. Хо­тя он, по­жа­луй, са­мый сим­па­тич­ный в ки­но­филь­ме.


Кон­стан­тин ЕРО­ФЕ­ЕВ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования