Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 20.03.2009

Больше, чем любовь

Ви­де­ли 10 мар­та по «Куль­ту­ре» фильм «Боль­ше, чем лю­бовь»? О Вик­то­ре Пе­т­ро­ви­че Ас­та­фь­е­ве и его су­пру­ге Ма­рии Се­мё­нов­не… Об их не­про­стой се­мей­ной жиз­ни…

Стран­ный филь­мец. Ас­та­фь­е­ва нет уже на све­те и, по­хо­же, в филь­мах он то­же от­хо­дит на вто­рой план. «Боль­ше, чем лю­бовь» филь­мик в ос­нов­ном про су­пру­гу пи­са­те­ля, ка­кая она бы­ла жерт­вен­ная и мно­го­тер­пе­ли­вая с ним и для не­го. 

Виктор Астафьев с женой Марией Семёновной
Виктор Астафьев с женой Марией Семёновной

Не­од­но­крат­но упо­ми­нал, что не­мно­го зна­ком был с Вик­то­ром Пе­т­ро­ви­чем. А Ма­рию Се­мё­нов­ну уз­нал бо­лее-ме­нее уже по­сле смер­ти Ас­та­фь­е­ва, в по­след­ние го­ды. Тёт­ка она за­ме­ча­тель­ная: ха­рак­тер – кре­мень, ей сей­час, дай Бог па­мя­ти, 88 (она двад­ца­то­го го­да, кста­ти, на че­ты­ре го­да стар­ше Вик­то­ра Пе­т­ро­ви­ча), и тем не ме­нее го­ло­ва на пле­чах ра­бо­та­ет – иным мо­ло­дым по­за­ви­до­вать (я за­ви­дую), сти­хи шпа­рит на­и­зусть…

Не­смо­т­ря на ка­жу­щу­ю­ся раз­бро­сан­ность, всё от­лич­но по­мнит и со­об­ра­жа­ет. Да, го­во­рит не­важ­но, в смыс­ле ар­ти­ку­ля­ции и пр., здесь го­ды слег­ка взя­ли своё. Но за­то что го­во­рит – за­ка­ча­ешь­ся. До­под­лин­но знаю, что мно­гие чи­нов­нич­ки из са­мых вы­со­ких (из го­род­ской мэ­рии осо­бен­но) без со­дро­га­ния не мо­гут слы­шать да­же од­но со­че­та­ние слов «Ма­рия Се­мё­нов­на». (Я ей пен­сию до­став­лял от Фон­да, так по­рой на ча­сы за­дер­жи­ва­ла: всё рас­ска­зы­ва­ла и рас­ска­зы­ва­ла (в про­шед­шем вре­ме­ни, по­то­му что боль­ше пен­сию я ей не но­шу) и мно­го но­во­го я уз­нал о лю­дях на­ше­го го­ро­да и на­шей стра­ны от этой бро­не­бой­ной ста­руш­ки.)

К че­му это я? Ага, вспом­нил! В филь­ме­це-то этом, сня­том про «ве­ли­кую и ужас­ную» Ма­рию Се­мё­нов­ну, са­мой Ма­рии Се­мё­нов­не сло­ва-то и не да­ли! Бо­лее то­го, у Вик­то­ра Пе­т­ро­ви­ча слов прак­ти­че­с­ки то­же нет (так, се­кунд на трид­цать). Ну лад­но, Ас­та­фь­е­ва нет уже семь лет на этой на­шей греш­ной пла­не­те, но она, Ас­та­фь­ев­ская Ма­ша, ведь с на­ми, не так дав­но её сно­ва ви­дел и сви­де­тель­ст­вую: она со­вер­шен­но в здра­вом уме и твёр­дой па­мя­ти. И не­пло­хо вы­гля­дит. Что это фильм та­кой ма­ло­бю­д­жет­ный, что груп­па не мог­ла до Крас­но­яр­ска до­брать­ся, на де­ся­ток ми­нут ин­тер­вью за­пи­сать? Или всё же по­стес­ня­лись Марь­се­мё­нов­ной ста­ро­сти (знаю, есть та­кие бал­бе­сы сре­ди жур­на­ли­с­тов: сты­дят­ся че­ло­ве­че­с­кие бо­лез­ни и не­мо­щи по­ка­зы­вать: кар­тин­ку им кра­си­вую по­да­вай! Не­мно­го не в те­му, но вот эда­кие щел­ко­пё­ры воз­му­ща­лись, ког­да я не­ви­дя­щей де­воч­ки фот­ку в кни­ге вы­ста­вил, мол, как мож­но та­кое урод­ст­во де­мон­ст­ри­ро­вать! Глянь­те, кста­ти, на де­воч­ку эту: спе­ци­аль­ный дип­ло­мант Фон­да Ас­та­фь­е­ва 2008 го­да).

Всё-та­ки ду­маю и на­де­юсь, что имен­но де­нег ав­то­рам филь­ма не да­ли. По­то­му как осо­бые вло­же­ния в это ки­но во­об­ще труд­но за­ме­тить. Уны­лый го­лос за ка­д­ром со­рок ми­нут чи­та­ет до­ста­точ­но ор­ди­нар­ный текст под мель­ка­ние ка­ких-то ар­хив­ных кар­ти­нок. И всё. Во­об­ще всё. Плюс ещё сма­зан­ная кон­цов­ка: по­хо­же, и на плён­ке эко­но­мить при­хо­ди­лось. На­ча­ли не­то­роп­ли­во, я сра­зу по­ду­мал, как они уло­жат в со­рок ми­нут та­кую на­сы­щен­ную ис­то­рию. Не уло­жи­ли.

Ещё ряд со­об­ра­же­ний: мо­же­те се­бе пред­ста­вить по­каз та­ко­го филь­ма при жиз­ни Ас­та­фь­е­ва? Где он – не­пу­тё­вый и бе­зот­вет­ст­вен­ный, а она – лю­бя­щая и тер­пя­щая?

Да, фак­ты в ско­ро­спе­лой этой ки­нош­ке вер­ные, но… Кру­той нрав Ма­рии Се­мё­нов­ны я бег­ло опи­сал, мно­гие в Крас­но­яр­ске его и без мо­их опи­са­ний вку­си­ли… А ведь всё это до­ста­ва­лось и Вик­тору Пе­т­ро­ви­чу. Так что его се­мей­ные сры­вы то­же очень да­же мож­но по­нять и объ­яс­нить.

Я да­лёк от то­го, что­бы раз­би­рать­ся в ас­та­фь­ев­ской се­мей­ной жиз­ни, воз­мож­но, оно ко­му-то и на­до, но не мне. Здесь я о филь­ме «Боль­ше, чем лю­бовь» и толь­ко о нём.

Да, и ещё там меж­ду де­лом два-три ра­за жур­на­лист встре­вал со сво­им пе­ре­ска­зом ас­та­фь­ев­ских жи­тей­ских ис­то­рий (обо­их Ас­та­фь­е­вых). По­хо­же, жур­на­лист – один из ав­то­ров филь­ма: ти­т­ры бы­с­т­ро бе­жа­ли, не ус­пел про­чи­тать.

Все мы, крас­но­яр­цы, зна­ем, на­сколь­ко не­от­ра­зим был Ас­та­фь­ев в об­ще­нии, ка­кой был рас­сказ­чик… Не рас­сказ­чик – ар­тист! И тут это жур­на­лист­ское не­ров­ное бле­я­нье… Во­об­ще-то, у жур­на­ли­с­тов, как пра­ви­ло, то­же язык не­пло­хо под­ве­шен, и оба­я­тель­ных сре­ди них дол­го ис­кать не нуж­но: из пя­ти трое точ­но бу­дут. Но это­го как спе­ци­аль­но под­би­ра­ли: кос­но­языч­ный да и во­об­ще не­со­лид­ный ка­кой-то. Ко­ро­че, ре­бя­та, не по­нра­ви­лось мне ки­но. Кто ви­дел, что ска­же­те?


Ан­тон НЕ­ЧА­ЕВ
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования