Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 27.03.2009

Мои импульсы – не от Фрейда, или Юрий Мамлеев отдыхает

 Наталья Макеева – автор недавно вышедшей в петербургском издательстве «Геликон плюс» книги рассказов и эссе «Сияющий бес». Она ученица Юрия Мамлеева. А вообще пишет с двенадцати лет. Началось, как водится, со стихов и мечты о карьере писателя-фантаста. С 1993 по 1996 год училась в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Васнецова, однако стать резчиком по дереву, видимо, была не судьба – незадолго до окончания связалась с компьютерщиками. Первые «публикации» Макеевой состоялись в электронном хакерско-вирмейкерском журнале Infected Voice под псевдонимом, который до сих пор не может быть раскрыт. Мать троих детей и, по её собственному утверждению, останавливаться не собирается.

 

 

Наталья МАКЕЕВА
На­та­лья МА­КЕ­Е­ВА

– На­та­лья, ка­жет­ся, что счи­тать­ся уче­ни­цей ко­го бы-то ни бы­ло боль­ше об­ре­ме­ня­ет, чем по­мо­га­ет…

– Не сов­сем так. Ско­рее за­став­ля­ет «дер­жать мар­ку». Это не зна­чит, что я ог­ра­ни­чи­ваю се­бя в ли­те­ра­тур­ных экс­пе­ри­мен­тах, но в це­лом, на­чи­ная текст, я по­рой за­даю се­бе во­прос: «А не со­бра­лась ли я пи­сать пол­ную ерун­ду?»

– Вот Фло­бер пи­шет, что го­тов быть бе­ду­и­ном, толь­ко не граж­да­ни­ном. В этом ут­верж­де­нии, по­жа­луй, нет иг­ры, ведь пи­са­тель ред­ко по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя как по­ли­ти­ка, тут на­пра­ши­ва­ет­ся ско­рее пер­пен­ди­ку­ляр… ну, или па­рал­ле­ли.

– Во-пер­вых – нет уве­рен­но­с­ти, что мы по­ни­ма­ем точ­ку зре­ния Фло­бе­ра пра­виль­но. Де­ло в том, что «граж­да­нин» – это впол­не кон­крет­ное по­ня­тие. Это до­воль­но да­лё­кий от сво­е­го на­ро­да, его тра­ди­ций и ве­ро­ва­ний че­ло­век. Это не­кий адепт, атом, вин­тик ма­ши­ны под на­зва­ни­ем «го­су­дар­ст­во». А оно, на­до ска­зать, бы­ло не все­гда. Ког­да власть ста­ла те­рять своё са­к­раль­ное из­ме­ре­ние, по­яви­лось го­су­дар­ст­во. И в этом кон­тек­с­те дей­ст­ви­тель­но сто­ит за­ду­маться – мо­жет быть, луч­ше быть сво­бод­ным че­ло­ве­ком в сво­ей сре­де, в сво­ей об­щи­не, а не ато­мом в ок­ру­же­нии та­ких же бес­ко­неч­но оди­но­ких толп. То есть быть бе­ду­и­ном, а не граж­да­ни­ном. Во-вто­рых. Пи­са­тель и по­ли­ти­ка. Мне ка­жет­ся, у нас со­вер­шен­но зря при­жил­ся сте­рео­тип, суть ко­то­ро­го со­сто­ит в том, что че­ло­век твор­че­ст­ва не дол­жен быть по­ли­ти­зи­ро­ван. Да­вай­те про­сле­дим ис­то­рию ли­те­ра­ту­ры, об­ра­тим­ся к би­о­гра­фи­ям ве­ли­ких рус­ских клас­си­ков. Все они бы­ли людь­ми очень по­ли­ти­зи­ро­ван­ны­ми. Го­то­вы­ми ид­ти и на риск, и ехать в ссыл­ку. У них бы­ли свои убеж­де­ния. Есть они и у со­вре­мен­ных ав­то­ров. И, по­верь­те, ши­ла в меш­ке не ута­ишь. По ак­цен­там, при­ла­га­тель­ным, ди­а­ло­гам не так уж труд­но оп­ре­де­лить по­ли­ти­че­с­кие сим­па­тии пи­са­те­ля, да­же ес­ли он их не оз­ву­чи­ва­ет впря­мую и не со­сто­ит ни в ка­ких пар­ти­ях или иде­о­ло­ги­че­с­ких груп­пах. А это, в свою оче­редь, оз­на­ча­ет, что че­ст­нее пе­ре­стать ко­кет­ни­чать. Да, убеж­де­ния есть. У ме­ня. У не­го. У неё. С че­го бы это­го, стро­го го­во­ря, стес­нять­ся? Ког­да кто-то из твор­че­с­кой сре­ды го­во­рит «я вне по­ли­ти­ки!» он, бе­зус­лов­но, лу­ка­вит. Как пра­ви­ло, так вы­ска­зы­ва­ют­ся гос­по­да ли­бе­ра­лы. И при не­об­хо­ди­мо­с­ти они свои по­ли­ти­че­с­кие взгля­ды оз­ву­чи­ва­ют до­воль­но чёт­ко. Есть сте­рео­ти­пы, рас­ста­вать­ся с ко­то­ры­ми дав­но по­ра.

– Я в од­ной из га­зет не­дав­но про­чи­та­ла бли­с­та­тель­ную ста­тью Ана­то­лия Ут­ки­на «Пре­до­сте­ре­же­ния», по­свя­щён­ную сто­ле­тию «Вех». Ме­ня в ней по­ра­зи­ла ци­та­та от Ми­ха­и­ла Гер­шен­зо­на: «Меж­ду на­ми и на­шим на­ро­дом – иная рознь. Мы для не­го не гра­би­те­ли, как свой брат де­ре­вен­ский ку­лак; мы для не­го да­же не про­сто чу­жие, как ту­рок или фран­цуз... Ка­ко­вы мы есть, нам не толь­ко нель­зя меч­тать о сли­я­нии с на­ро­дом, – бо­ять­ся мы его долж­ны пу­ще всех каз­ней вла­с­ти и бла­го­слов­лять, ко­то­рая од­на сво­и­ми шты­ка­ми и тюрь­ма­ми ещё нас ог­раж­да­ет от яро­с­ти на­род­ной».

– Эли­ты, да­же та­кие мел­кие, как раз­но­пё­рая пи­са­тель­ская бра­тия, дей­ст­ви­тель­но ис­то­ри­че­с­ки да­ле­ки от на­ро­да. Ель­цин­ская эпо­ха – на­род ещё ды­шал воз­ду­хом со­вет­ской эпо­хи, а власть смо­т­ре­ла на За­пад. Сей­час власть ак­ку­рат­но, кро­шеч­ны­ми, ед­ва за­мет­ны­ми ша­жоч­ка­ми раз­во­ра­чи­ва­ет курс в па­т­ри­о­ти­че­с­кую сто­ро­ну. Пусть это ли­бе­рал-па­т­ри­о­тизм, но всё же луч­ше, чем бы­ло в 90-х. А на­се­ле­ние ду­ма­ет о «сва­лин­ге», о том, что за гра­ни­цей хо­ро­шо, и во­об­ще. Меж­ду вла­с­тью и об­ще­ст­вом по-преж­не­му ле­жит, ну, пусть не про­пасть, но ка­на­ва до­воль­но глу­бо­кая и за­ва­лен­ная не­при­ят­ны­ми пред­ме­та­ми. Что же ка­са­ет­ся пи­са­те­лей, то не ви­жу ни ос­но­ва­ний, ни при­зна­ков то­го, что они са­ми по се­бе вы­зы­ва­ют ка­кое-то раз­дра­же­ние в об­ще­ст­ве. Уже не го­во­ря о том, что пи­са­тель дол­жен, это го­во­ри­лось мно­же­ст­во раз, по воз­мож­но­с­ти под­ни­мать чи­та­те­ля, а не по­та­кать ему. Пусть это и вы­зо­вет, на оп­ре­де­лён­ных эта­пах, не­ко­то­рое от­тор­же­ние. А про­ще, ко­неч­но, и вы­год­нее, быть «бли­же к на­ро­ду» – рас­ска­зы­вать ему про бан­дит­ских жён и впа­ри­вать сто пя­тый ри­мейк «сан­ты-бар­ба­ры». Но это пло­хой путь, очень пло­хой. Луч­ше рас­ска­зать, что Им­пе­рия – это хо­ро­шо, ра­ке­ты – это кра­си­во, а смерть – не са­мое страш­ное, что мо­жет слу­чить­ся с че­ло­ве­ком. А уж что про­ис­хо­дит вну­т­ри каж­до­го из нас – от­дель­ная те­ма, и это го­раз­до кру­че слез­ли­во­го ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­ко­го пси­хо­ло­гиз­ма.

– Как-то наш ма­с­тер в Ли­тин­сти­ту­те Рус­лан Ки­ре­ев ска­зал, что Ма­ке­е­ва идёт ши­ро­ким тра­лом, за­гре­бая всё в свои се­ти.

– Ста­ра­ем­ся. Не про­ти­во­ре­ча се­бе, ис­сле­до­вать раз­ные жа­н­ры. Это, кста­ти, да­ёт не­ко­то­рую твор­че­с­кую встря­с­ку, пре­дот­вра­ща­ет за­стой. Нель­зя бес­ко­неч­но ва­рить­ся в соб­ст­вен­ном со­ку.

Кста­ти, и те же на­ши клас­си­ки не ог­ра­ни­чи­ва­лись ис­клю­чи­тель­но ли­те­ра­ту­рой. Они пи­са­ли пись­ма, за­мет­ки, ве­ли днев­ни­ки. Мно­гие не брез­го­ва­ли и на­пи­са­ни­ем ста­тей.

– Юрий Мам­ле­ев в пре­дис­ло­вии к тво­ей кни­ге «Си­я­ю­щий бес» ска­зал, что по уров­ню ха­рак­те­ра сво­е­го та­лан­та Ма­ке­е­ва не име­ет ана­ло­гов в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре. При­ят­но осо­зна­вать, что ты – штуч­ная?

– Не счи­таю се­бя штуч­ной. Во­круг очень мно­го та­лант­ли­вых лю­дей, ана­ло­гов твор­че­ст­ву ко­то­рых нет, это очень раз­ные тек­с­ты. Оди­на­ко­во не име­ю­щие ана­ло­гов… «Каж­дый муж­чи­на и каж­дая жен­щи­на – звез­да». Во­об­ще счи­тать се­бя «штуч­ным че­ло­ве­ком» очень опас­но, это гу­бит твор­че­ст­во, за­цик­ли­вая пи­са­те­ля на его соб­ст­вен­ном эго. Од­на­ко мне­ние Юрия Ви­та­ль­е­ви­ча для ме­ня, бе­зус­лов­но, име­ет ог­ром­ное зна­че­ние.

– Твои ге­рои пьют кровь, из них де­ла­ют кол­ба­су, сверх­че­ло­ве­чи­ха Ле­ноч­ка шьёт се­бе са­ван, стра­шась смер­ти и од­но­вре­мен­но же­лая её, кто-то за­во­дит се­бе пи­том­ца с пя­тью ря­да­ми зу­бов, за­гры­за­ю­ще­го по­жар­но­го ин­спек­то­ра… Мам­ле­ев счи­та­ет, что твой твор­че­с­кий им­пульс – не от Фрей­да, идеи с вы­тес­нен­ны­ми же­ла­ни­я­ми и мор­ти­до здесь ни при чём. А что же при чём?

– Не знаю. Это со­вер­шен­но ир­ра­ци­о­наль­ная об­ласть. Это не­кие об­щие сны, про­ст­ран­ст­во бес­соз­на­тель­но­го, но не во фрей­дист­ских сим­во­лах, ко­неч­но. Фрейд за­ба­вен, но это боль­ше об­ласть анек­до­тов, его не­воз­мож­но вос­при­ни­мать се­рь­ёз­но.

– Ино­гда ат­мо­сфе­ра тво­их рас­ска­зов на­по­ми­на­ет Пе­т­ру­шев­скую. У неё, по­мню, бы­ла не­кра­си­вая ге­ро­и­ня, ко­то­рая по­сле смер­ти пре­вра­ща­ет­ся в кра­са­ви­цу. Ты се­бя, ко­неч­но же, к её адеп­там не при­чис­ля­ешь, раз го­во­ришь, что твоя про­за – это не пре­сло­ву­тая «чер­ну­ха», это сюр.

– Сюр – это очень ог­руб­ле­но, не в из­на­чаль­ном зна­че­нии сло­ва. Толь­ко в том смыс­ле, что не «чер­ну­ха». Ес­ли бы я ста­ви­ла за­да­чу про­сто на­пу­гать и по­шо­ки­ро­вать чи­та­те­ля, я бы, на­вер­ное, пи­са­ла что-то по­хо­жее на Ма­со­до­ва, ко­то­рый, кста­ти, по-сво­е­му очень оба­я­те­лен, но это – дру­гое.

– Раз мы го­во­рим о сюр­ре­а­лиз­ме, то ты бы мог­ла пред­ста­вить, что твою кни­гу ил­лю­с­т­ри­ру­ет Саль­ва­дор Да­ли?

– Я мог­ла бы пред­ста­вить, что мою кни­гу ил­лю­с­т­ри­ру­ет прак­ти­че­с­ки кто угод­но. Но мне по­вез­ло – в ка­че­ст­ве ил­лю­с­т­ра­ций и для об­лож­ки бы­ла ис­поль­зо­ва­на моя гра­фи­ка.

– Кста­ти, Да­ли оп­ро­вер­гал мне­ние о не­воз­мож­но­с­ти со­здать в XX ве­ке уни­вер­саль­ное ми­фо­твор­че­ст­во.

– Да­ли ещё тот ав­то­ри­тет. Хо­тя ло­ги­ка оп­ре­де­лён­ная в этом есть – в XX ве­ке до­стиг сво­е­го апо­гея мо­дерн, ин­ду­с­т­ри­аль­ное об­ще­ст­во, а ми­фы – это пре­мо­дерн, об­ще­ст­во тра­ди­ци­он­ное, аг­рар­ное. Од­на­ко всё слож­нее. Ми­фы – это то, что про­ра­с­та­ет от­ку­да угод­но и, ви­ди­мо, не пе­ре­ста­нет про­ра­с­тать ни­ког­да. Это и есть бес­соз­на­тель­ное не по Фрей­ду. Фа­шизм, ком­му­низм в раз­лич­ных сво­их вер­си­ях – раз­ве это не ми­фо­ло­гия? А ли­бе­ра­лизм? Лю­бая иде­о­ло­гия, че­го бы это ни ка­са­лось, – преж­де все­го миф, а по­том уже по­ли­ти­ка, эко­но­ми­ка и про­чее. Сверх­идея, сверх­цель. Сей­час мы во­шли в пост­мо­дерн. Пост­ин­ду­с­т­ри­аль­ное об­ще­ст­во – это дан­ность. Ми­фы в нём не толь­ко не ис­чез­ли, их ста­ло боль­ше. В не­ко­то­ром смыс­ле миф ле­жит в ос­но­ве все­го – на­чи­ная от рек­ла­мы и за­кан­чи­вая мо­раль­но-эти­че­с­ки­ми ус­та­нов­ка­ми. Твор­че­ст­во – не ка­кая-то осо­бен­ная об­ласть. Здесь так же су­ще­ст­ву­ет своя ми­фо­ло­гия, она по­рож­да­ет мно­го­чис­лен­ные жа­н­ры от но­во­го из­да­ния ре­а­лиз­ма до им­пер­ско­го фу­ту­риз­ма. И, не­со­мнен­но, ме­та­фи­зи­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма. «Мам­ле­ев­щи­на» – сло­жив­ший­ся миф хо­тя бы уже по­то­му, что его по­сле­до­ва­те­ли есть не толь­ко сре­ди пи­са­те­лей, но и сре­ди му­зы­кан­тов, ху­дож­ни­ков, по­ли­ти­ков. Миф – это на­ше всё, это те кол­лек­тив­ные сны, из ко­то­рых про­из­ра­с­та­ет ис­то­рия.


Беседу вела Ва­ле­рия ОЛЮ­НИ­НА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования