Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 27.03.2009

Умеют ли писатели читать?

 В № 10 «ЛР» за 2009 год прочитал статью Владимира Нестеренко «Жало серости», посвящённую разбору рассказа Владимира Фёдорова «Жало радости». Редакция «ЛР» спросила: у кого иное мнение. Скажу сразу, этого автора читал впервые. За свою многолетнюю журналистскую и литературную деятельность не стремился писать в центральные газеты и принципиально не посылал свои вещи в толстые журналы, твёрдо убеждённый в том, что вокруг всякого такого издания сложился устоявшийся круг писателей. И разве можно провинциалу пробиться на страницы центральных журналов и газет?

В советские времена невозможно было прорваться через идеологические препоны и цензурный частокол…

До сего дня не пробовал…

 

 

Но ста­тья Не­сте­рен­ко за­де­ла. Не­сте­рен­ко, жи­ву­щий в се­ле Су­хо­бу­зим­ском Крас­но­яр­ско­го края, по­ла­га­ет, что он, ви­ди­мо, хо­ро­шо зна­ет ре­а­лии со­вре­мен­ной жиз­ни и по­то­му с лёг­ко­с­тью от­ка­зы­ва­ет в этом ни­же­го­род­ско­му пи­са­те­лю. Я вни­ма­тель­но про­чи­тал ста­тью «Жа­ло ра­до­с­ти» и не со­би­ра­юсь за­щи­щать Фё­до­ро­ва. Ос­та­нов­люсь лишь на не­ко­то­рых клю­че­вых мо­мен­тах.

Стран­но, что Не­сте­рен­ко не уви­дел в рас­ска­зе сю­же­та, это аб­со­лют­но не так, текст по­ст­ро­ен про­ду­ман­но, с че­хов­ским «под­вод­ным те­че­ни­ем». Ав­тор да­же пы­та­ет­ся за­кру­тить сю­жет, но в пол­ной ме­ре, как го­во­рит­ся, по за­ко­нам жа­н­ра, ему это не под си­лу. По­вто­ряю, я не зна­ком с дру­ги­ми ве­ща­ми Фё­до­ро­ва и, как о вся­ком но­вом для ме­ня име­ни в ли­те­ра­ту­ре, су­жу о до­б­рот­но­с­ти тек­с­та не толь­ко по сти­лю, язы­ку, но и по тем де­та­лям, ко­то­рые ис­поль­зу­ет ав­тор при со­зда­нии про­из­ве­де­ния.

С пер­вых строк Фё­до­ров пы­та­ет­ся убе­дить чи­та­те­ля, что то, о чём он пи­шет, мог­ло быть в дей­ст­ви­тель­но­с­ти, а по­сколь­ку в жиз­ни бы­ва­ет та­кое, что ни один ав­тор не спо­со­бен вы­ду­мать. Но Не­сте­рен­ко го­во­рит, что раз мо­ло­дой ав­тор, то он не мо­жет знать жиз­ни. Но он за­бы­ва­ет, что ис­точ­ни­ком вся­ко­го ис­кус­ст­ва яв­ля­ет­ся жизнь, и Фё­до­ров, хо­чет­ся ду­мать, от­тал­ки­ва­ет­ся от неё. Ес­ли кто-то не бы­вал в шку­ре без­ра­бот­но­го, тот не пой­мёт его эмо­ции, ког­да кру­гом бо­га­чи жи­ру­ют, рас­ка­ты­ва­ют на ино­мар­ках, по­ку­па­ют до­ро­гие да­чи, от­ды­ха­ют в пре­сло­ву­том Ку­р­шеве­ле, по­то­му труд­но по­нять пси­хо­ло­гию та­ко­го че­ло­ве­ка. (По­че­му-то ста­ло мод­но упо­ми­нать имен­но этот ку­рорт, а не Ка­нар­ские ос­т­ро­ва, ко­то­рые бы­ли по­пу­ляр­ны в 90-е го­ды.) Кста­ти, дей­ст­вие в рас­ска­зе Фё­до­ро­ва мог­ло про­ис­хо­дить как и в те су­ро­вые го­ды, так и в от­но­си­тель­но ста­биль­ные се­го­дняш­ние. А нын­че, к то­му же кри­зис, пач­ка­ми вы­го­ня­ют на ули­цу ра­бо­то­да­те­ли лю­дей. И та­ких Ата­ров-Алек­се­ев, изо­б­ра­жён­ных Фё­до­ро­вым, ду­маю, не ма­ло, ко­то­рые го­то­вы по пер­во­му зо­ву взять­ся за ору­жие, что­бы про­сто эле­мен­тар­но вы­жить. Но что же толк­ну­ло Ата­ра взять­ся за ору­жие? С дет­ст­ва он по­знал же­с­то­кость, и этот урок ему пре­по­дал род­ной отец, убив лю­би­мую со­ба­ку, за что и по­пла­тил­ся от ру­ки сво­е­го сы­на.

Атар – про­дукт сво­е­го без­ду­хов­но­го вре­ме­ни, ес­ли для его от­ца ни­че­го свя­то­го не бы­ло, то что мог взять от не­го сын. Столк­нув­шись со злом в ли­це от­ца, а по­том по­лу­чив уро­ки не­спра­вед­ли­во­с­ти от дру­гих лю­дей, Алек­сей на­чи­на­ет (всё рав­но ко­му) мстить. Вот об­ра­зец не­вы­ра­зи­тель­но­го сти­ля рас­ска­за, и в этом уп­рё­ке ав­то­ру я со­гла­сен с Не­сте­рен­ко, то есть нет язы­ко­вых на­хо­док, язык по из­ло­же­нию не­ук­люж: «Отец убил Ата­ра толь­ко по­то­му, что он вы­шел из по­ро­ды, что бы­ла в их по­сёл­ке, толь­ко за то, что… Алек­сей, в об­щем-то, так и не по­нял – за что. От­цу бы­ло, ка­жет­ся, пле­вать на весь мир, ко­то­рый че­рез де­ся­ток лет от­пла­тил ему той же мо­не­той… ближ­ни­ми ру­ка­ми». Про­сто сын тюк­нул от­ца по го­ло­ве то­по­ри­ком, вспом­нив до­б­рые гла­за Ата­ра. Но по­че­му от­цу бы­ло пле­вать на весь мир, ав­тор не разъ­яс­ня­ет. Эта де­таль в даль­ней­шем ни­чем не мо­ти­ви­ру­ет­ся, то есть по­ви­са­ет в воз­ду­хе. Сын при удоб­ном слу­чае на охо­те уби­ва­ет от­ца из-за лю­би­мой со­ба­ки и тем от­пла­чи­ва­ет от­цу за то, что ему бы­ло на­пле­вать на весь мир. Лю­ди, лег­ко иду­щие на пре­ступ­ле­ния, со­зре­ва­ют не толь­ко со­ци­аль­но, но и пси­хо­ло­ги­че­с­ки под вли­я­ни­ем не­бла­го­по­луч­ной сре­ды. Пер­вая стро­ка рас­ска­за: «Ког­да-то пер­вые день­ги Атар по­лу­чил лег­ко… Ни тог­да, ни по­том дис­пет­чер не ви­дел его ли­ца, но в тот день по­че­му-то по­ин­те­ре­со­вал­ся: «По го­ло­су ты рус­ский. По­че­му Атар?» «В па­мять о со­ба­ке, – че­ст­но при­знал­ся Алек­сей, в ты­сяч­ный раз вспо­ми­ная (он что, счи­тал? – В.В.), как пья­ный отец вски­ды­ва­ет ру­жьё и стре­ля­ет в его ве­сё­ло­го вис­ло­ухо­го щен­ка, как круп­ная дробь раз­ры­ва­ет тель­це жи­вот­но­го, как он бе­жит к щен­ку, но снег под его но­га­ми вспа­ры­ва­ет жгу­чая осыпь и слы­шит­ся с тех мгно­ве­ний не­на­ви­ст­ный го­лос ро­ди­те­ля: «Не трожь!»

Да, шко­лу не­мо­ти­ви­ро­ван­ной же­с­то­ко­с­ти Алек­сей про­шёл и в па­мять о со­ба­ке, по­лу­ча­ет­ся, стал се­бя име­но­вать Ата­ром. О ма­те­ри ге­роя го­во­рит­ся толь­ко то, что она умер­ла. Отец был, вид­но, псих, жив­ший по на­ст­ро­е­нию. Алек­сей, лю­бив­ший со­ба­ку, вста­ёт на тро­пу кил­ле­ра? И на пер­вый взгляд это то­же не­по­нят­но. Же­ну, ко­то­рую встре­тил на ос­та­нов­ке, по­до­зре­вал в том, что она яко­бы ро­ди­ла не от не­го, но до кон­ца не стал вы­яс­нять. Вы­хо­дит, за­се­ла и эта за­но­за, и та, что на неф­те­за­во­де вы­да­ли не всю зар­пла­ту. Не­сте­рен­ко в этом ме­с­те уп­рек­нул ав­то­ра в не­зна­нии жиз­ни, де­с­кать, не бух­гал­те­ры-жу­ки за­кры­ва­ют на­ряд на зар­пла­ту, а ма­с­те­ра. И это уточ­не­ние не­о­бя­за­тель­но. Вро­де бы и вер­но, од­на­ко ка­кие до­ку­мен­ты лег­ли на стол бух­гал­те­ра, по ним и на­чис­ля­ют.

На мой взгляд, не­до­ста­ток рас­ска­за да­же не в этих про­ма­хах, а с са­мо­го на­ча­ла жизнь Алек­сея в се­мье не по­ка­за­на, не рас­крыт ха­рак­тер и пси­хо­ло­гия его от­ца и от­но­ше­ния с же­ной. А ведь мог­ла по­лу­чить­ся ин­те­рес­ная вещь, на­чаль­ное ми­ро­воз­зре­ние сво­е­го ча­да, как из­ве­ст­но, за­кла­ды­ва­ют ро­ди­те­ли, дет­сад и по­том толь­ко при­вно­сит ули­ца, шко­ла, про­из­вод­ст­во и т.д. Фё­до­ров, по­хо­же, пре­не­брёг этим пра­ви­лом, и с пер­вой стро­ки убеж­да­ет чи­та­те­ля, вот, де­с­кать, Атар-Алек­сей пер­вые день­ги по­лу­чил лег­ко. Но ка­ким спо­со­бом – не объ­яс­ня­ет­ся. Дис­пет­че­ра бы­ва­ют на ав­то­ба­зах или в так­со­пар­ках. Впро­чем, на иных круп­ных про­из­вод­ст­вах то­же. Но не­по­нят­но, по­че­му дис­пет­чер не ви­дел ли­цо Алек­сея, а толь­ко слы­шал его го­лос. Вы­хо­дит, раз­го­ва­ри­вал по те­ле­фо­ну? Мо­жет, дис­пет­чер – это тот, кто да­вал кил­ле­ру за­да­ния, по­то­му что тот же са­мый во­прос ему за­да­ёт поз­же по хо­ду рас­ска­за и за­каз­чик убийств. Вот и по­лу­ча­ет­ся, он и есть тот са­мый дис­пет­чер? И при­хо­дит­ся га­дать, мо­жет, Фё­до­ров на­чал свой рас­сказ, ког­да Алек­сей уже встал на тро­пу кил­ле­ра? Но толь­ко ка­кие к то­му бы­ли пред­по­сыл­ки? С ра­бо­ты он уво­лил­ся сам. Зна­чит, не хо­тел че­ст­но ра­бо­тать, хо­тя Алек­сей счи­тал се­бя чуть ли не са­мым че­ст­ным на све­те. Но по­че­му же че­ст­ный по­лу­чил пер­вые день­ги лег­ко, то есть не тру­дясь, не на­пря­га­ясь?

Ког­да чи­та­ешь «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние», ни­сколь­ко не воз­ни­ка­ют со­мне­ния на тот счёт, что Рас­коль­ни­ков вы­со­сал идею борь­бы с ми­ро­вым злом из паль­ца. К это­му его под­ве­ла жизнь бед­но­го сту­ден­та, ув­ле­кав­ше­го­ся фи­ло­со­фи­ей и пи­са­ни­ем ста­тей. А что у Фё­до­ро­ва? Его рас­сказ ис­пол­нен в тра­ди­ции обыч­но­го га­зет­но­го кри­ми­наль­но­го очер­ка с раз­ны­ми ус­лов­ны­ми, пло­хо де­та­ли­зи­ро­ван­ны­ми на­тяж­ка­ми. Ска­зать, что «Жа­ло ра­до­с­ти» пол­ная се­рость, ду­маю, нель­зя. Он про­сто не­до­ста­точ­но ху­до­же­ст­вен­но (без раз­ра­бот­ки ха­рак­те­ров, а толь­ко с на­бо­ром пло­хо по­дан­ных де­та­лей) сде­лан в жа­н­ре со­ци­аль­но­го бо­е­ви­ка.

Здесь я ви­жу дру­гую про­бле­му. В со­вре­мен­ной про­зе не­ред­ко ав­то­ры хо­тят изо­б­ре­с­ти из ря­да вон вы­хо­дя­щие про­из­ве­де­ния, ко­то­рые бы шо­ки­ро­ва­ли чи­та­те­ля по прин­ци­пу: чем ужас­ней, тем луч­ше. И за­яв­ля­ют сво­их ге­ро­ев в экс­тре­маль­ных, эпа­ти­ро­ван­ных си­ту­а­ци­ях с на­бо­ром по­ло­жи­тель­ных или с на­бо­ром толь­ко от­ри­ца­тель­ных черт. А все­гда ли это оп­рав­да­нно?

Ещё бы я по­спо­рил по по­во­ду за­го­лов­ка. На­зва­ние «Жа­ло ра­до­с­ти» дву­смыс­лен­ное. Ну да, ге­рой Фё­до­ро­ва по­чув­ст­во­вал си­лу ору­жия, за­пу­гав до смер­ти на­се­ле­ние; ему бы­ло ра­до­ст­но уби­вать про­сто так. Это пер­вая трак­тов­ка. А вот вто­рая: жа­ло ра­до­с­ти – это все­го лишь из­бав­ле­ние от мук кил­ле­ра раз­ры­вом серд­ца. Ведь не­да­ром Ада­мыч, уми­рая, по­чув­ст­во­вал, что его ужа­ли­ло. Да, в об­ще­ст­ве с вы­хо­ло­щен­ны­ми ду­хов­ны­ми цен­но­с­тя­ми ино­гда по­яв­ля­ют­ся ма­нь­я­ки-ду­ше­гу­бы. Но это, как го­во­рит­ся, кли­ни­че­с­кий слу­чай. Толь­ко за­чем не­ко­то­рые пи­са­те­ли та­кие слу­чаи му­со­лят? Что­бы в ста­тич­ном или экс­тра­ва­гант­ном ис­пол­не­нии ра­ди эф­фек­та вы­звать у чи­та­те­ля страх сво­ей бе­зум­но обы­г­ран­ной идеи, ли­шён­ной сколь­ко-ни­будь ху­до­же­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния? Или ими дви­га­ют дру­гие по­мыс­лы?


Вла­ди­мир ВЛА­ДЫ­КИН
г. БРЯНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования