Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 03.04.2009

Гоголь со стеклопакетами и спецэффектами

  На днях столица с помпой отмечала открытие, как торжественно сообщалось в СМИ, первого в России музея Гоголя. Открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения писателя. Музей находится на Никитском бульваре, в доме, где Гоголь прожил последние три года своей жизни. Уже само это разрекламированное и самоуверенное утверждение: «первый в России» – резало слух, не предвещая ничего хорошего. Начать с того, что гоголевский музей в Москве всё-таки существовал и до 27 марта 2009 года, существовал, слава Богу, давно, с 1974 года. Всё в том же доме на Никитском бульваре (в то время, соответственно, на Суворовском). Да, у него не было официального статуса госмузея, но те мемориальные комнаты, находившиеся при городской библиотеке № 2 (с 1979 года носившей имя Гоголя), по сути, выполняли музейные функции. И потом – бравировать тем, что через 200 лет наконец появился гоголевский музей, по меньшей мере стыдно. Но, видимо, кому-то не терпелось – невзирая на стыд – выступить в роли первооткрывателя.

Что же существенного изменилось в мемориальных комнатах после многолетнего ремонта, реконструкции и открытия «первого в России» гоголевского музея? Существенного – абсолютно ничего. Но зато прибавились такие приметы нашего офисного времени, как стеклопакеты, жалюзи и решётки на окнах. Вы только вдумайтесь – стеклопакеты и жалюзи в квартире – последней квартире! – Гоголя. Что и говорить, отомстили-таки нынешние городничие, Коробочки и Собакевичи своему бессмертному создателю. Сполна поглумились!

Прибавились также звуковые и световые эффекты, и пресловутые инсталляции, которые наши продвинутые музейщики опрометчиво и сдуру (ибо, презирая собственную культуру, нет нужды дорожить старейшей русской музейной традицией) позаимствовали у своих западных коллег. По мнению авторов и организаторов мемориального центра «Дом Гоголя» (такое пышное официальное название «первого в России» гоголевского музея) все эти новейшие спецэффекты – большей частью безвкусные и совершенно неуместные в таком священном для каждого русского человека месте – призваны привлечь посетителей к творчеству и личности Гоголя. При этом особый упор делается на детей. Мол, современные дети без всех этих арт-затей в музей не пойдут, им там будет неинтересно. Какое, однако, у наших музейщиков извращённое представление о детях и о музеях. Музей – не аттракцион и не компьютерная игра, он не должен развлекать, у него совсем другое предназначение. Тем более что наши дети и так перекормлены развлечениями (прискорбные плоды этого безответственного детского воспитания, по-моему, видны уже каждому). Поэтому превращать музей в ещё одно место развлечения – это значит идти на поводу у нынешней агрессивной потребительской антикультуры. И очень странно, что эти прописные истины приходится напоминать людям, которые по своему роду занятий должны противостоять этой самой антикультуре.


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования