Архив : №13. 03.04.2009
Гоголь со стеклопакетами и спецэффектами
На днях столица с помпой отмечала открытие, как торжественно сообщалось в СМИ, первого в России музея Гоголя. Открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения писателя. Музей находится на Никитском бульваре, в доме, где Гоголь прожил последние три года своей жизни. Уже само это разрекламированное и самоуверенное утверждение: «первый в России» – резало слух, не предвещая ничего хорошего. Начать с того, что гоголевский музей в Москве всё-таки существовал и до 27 марта 2009 года, существовал, слава Богу, давно, с 1974 года. Всё в том же доме на Никитском бульваре (в то время, соответственно, на Суворовском). Да, у него не было официального статуса госмузея, но те мемориальные комнаты, находившиеся при городской библиотеке № 2 (с 1979 года носившей имя Гоголя), по сути, выполняли музейные функции. И потом – бравировать тем, что через 200 лет наконец появился гоголевский музей, по меньшей мере стыдно. Но, видимо, кому-то не терпелось – невзирая на стыд – выступить в роли первооткрывателя.
Что же существенного изменилось в мемориальных комнатах после многолетнего ремонта, реконструкции и открытия «первого в России» гоголевского музея? Существенного – абсолютно ничего. Но зато прибавились такие приметы нашего офисного времени, как стеклопакеты, жалюзи и решётки на окнах. Вы только вдумайтесь – стеклопакеты и жалюзи в квартире – последней квартире! – Гоголя. Что и говорить, отомстили-таки нынешние городничие, Коробочки и Собакевичи своему бессмертному создателю. Сполна поглумились!
Прибавились также звуковые и световые эффекты, и пресловутые инсталляции, которые наши продвинутые музейщики опрометчиво и сдуру (ибо, презирая собственную культуру, нет нужды дорожить старейшей русской музейной традицией) позаимствовали у своих западных коллег. По мнению авторов и организаторов мемориального центра «Дом Гоголя» (такое пышное официальное название «первого в России» гоголевского музея) все эти новейшие спецэффекты – большей частью безвкусные и совершенно неуместные в таком священном для каждого русского человека месте – призваны привлечь посетителей к творчеству и личности Гоголя. При этом особый упор делается на детей. Мол, современные дети без всех этих арт-затей в музей не пойдут, им там будет неинтересно. Какое, однако, у наших музейщиков извращённое представление о детях и о музеях. Музей – не аттракцион и не компьютерная игра, он не должен развлекать, у него совсем другое предназначение. Тем более что наши дети и так перекормлены развлечениями (прискорбные плоды этого безответственного детского воспитания, по-моему, видны уже каждому). Поэтому превращать музей в ещё одно место развлечения – это значит идти на поводу у нынешней агрессивной потребительской антикультуры. И очень странно, что эти прописные истины приходится напоминать людям, которые по своему роду занятий должны противостоять этой самой антикультуре.
Илья КОЛОДЯЖНЫЙ