Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 03.04.2009

Среди книг, картин и музыки

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова
Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова

В сво­ей жиз­ни до ра­бо­ты в га­зе­те мне при­хо­ди­лось за­ни­мать­ся мно­гим. Од­но вре­мя я да­же был при­ча­с­тен – чем до сих пор очень гор­жусь – к ох­ра­не ху­до­же­ст­вен­ных цен­но­с­тей. Имен­но при­ча­с­тен, по­то­му что всё-та­ки эта от­вет­ст­вен­ная де­я­тель­ность осу­ще­ств­ля­лась не­о­фи­ци­аль­но и не в му­зее, а во вре­мя не­се­ния ка­ра­уль­ной служ­бы в пи­тер­ском во­ен­но-мор­ском учи­ли­ще, на­хо­див­шем­ся в ис­то­ри­че­с­ком зда­нии Ад­ми­рал­тей­ст­ва. За­сту­па­ю­щим в ка­ра­ул у учи­лищ­но­го зна­ме­ни по­ми­мо про­че­го вме­ня­лась в обя­зан­ность ох­ра­на ог­ром­ных кар­тин Ай­ва­зов­ско­го и Бо­го­лю­бо­ва, на ко­то­рых бы­ли изо­б­ра­же­ны мор­ские ба­та­лии. Ох­ра­ня­лись по­лот­на глав­ным об­ра­зом от са­мих же кур­сан­тов, сре­ди ко­то­рых все­гда на­хо­ди­лись охот­ни­ки ос­та­вить на кар­ти­не свой ав­то­граф или «про­ве­рить» её на пред­мет под­лин­но­с­ти пе­ро­чин­ным но­жич­ком. Сле­ды это­го мел­ко­го ван­да­лиз­ма пе­ри­о­ди­че­с­ки за­ти­ра­лись или под­кра­ши­ва­лись. Впро­чем, сам факт при­сут­ст­вия ра­бот на­ших про­слав­лен­ных ма­ри­ни­с­тов в сте­нах учи­ли­ща, по мо­им на­блю­де­ни­ям, весь­ма бла­го­твор­но дей­ст­во­вал на бу­ду­щих офи­це­ров тех­со­с­та­ва ВМФ.

Это моё крат­ко­вре­мен­ное слу­же­ние му­зам с ору­жи­ем в ру­ках (в ка­ра­у­ле вы­да­вал­ся ав­то­мат с пол­ным рож­ком па­тро­нов) мне не­воль­но вспом­ни­лось при не­дав­нем по­се­ще­нии сто­лич­ной биб­ли­о­те­ки ис­кусств на Су­щёв­ской, 14, но­ся­щей имя ху­дож­ни­ка-ма­ри­ни­с­та Алек­сея Пе­т­ро­ви­ча Бо­го­лю­бо­ва (1824 – 1896), кар­ти­ны ко­то­ро­го мне до­ве­лось ох­ра­нять в го­ды мо­ей во­ен­но-мор­ской мо­ло­до­с­ти.

Лю­бо­пыт­на ис­то­рия этой биб­ли­о­те­ки. В 1878 го­ду Бо­го­лю­бов на при­гля­нув­шей­ся ему ти­хой улоч­ке по­ст­ро­ил дву­хэ­таж­ную из­бу-ма­с­тер­скую. Этот боль­шой дом, слу­жив­ший хо­зя­и­ну ме­с­том для ра­бо­ты, от­ды­ха и встреч с из­ве­ст­ны­ми де­я­те­ля­ми куль­ту­ры той по­ры (ху­дож­ни­ки Ре­пин, Су­ри­ков, Крам­ской, По­ле­нов; пи­са­те­ли Тур­ге­нев, Гри­го­ро­вич, Пы­пин), бы­с­т­ро пре­вра­тил­ся в на­сто­я­щий му­зей. По­ми­мо соб­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка, в нём по­ме­ща­лись бо­га­тые кол­лек­ции ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Од­на­ко ско­ро вы­яс­ни­лось, что мос­ков­ские зи­мы не­бла­го­при­ят­но от­ра­жа­ют­ся на здо­ро­вье ху­дож­ни­ка, и в 1882 го­ду он про­да­ёт усадь­бу юри­с­ту и ху­дож­ни­ку-лю­би­те­лю Ни­ко­лаю Тре­ть­я­ко­ву, пле­мян­ни­ку ос­но­ва­те­ля Тре­ть­я­ков­ской га­ле­реи. Мно­го­дет­ный Тре­ть­я­ков в 1891 го­ду при­ст­ра­и­ва­ет к ста­ро­му до­му не­боль­шой, но изящ­ный особ­няк в сти­ле клас­си­циз­ма. В нём (в Го­лу­бой гос­ти­ной) про­хо­ди­ли му­зы­каль­ные и те­а­т­раль­ные ве­че­ра.

По­сле ре­во­лю­ции в на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ной усадь­бе раз­ме­ща­лась биб­ли­о­те­ка име­ни Ива­на Су­ри­ко­ва, в 1996 го­ду пе­ре­име­но­ван­ная в Биб­ли­о­те­ку ис­кусств име­ни А.П. Бо­го­лю­бо­ва. К со­жа­ле­нию, не обо­шлось без ут­рат. Уже в на­ши дни бо­го­лю­бов­ский де­ре­вян­ный дом был при­знан вет­хим и сне­сён. На его ме­с­те те­перь вы­сит­ся ма­ло­вы­ра­зи­тель­ное че­ты­рё­хэ­таж­ное стро­е­ние, сво­им объ­ё­мом и ар­хи­тек­ту­рой ма­ло гар­мо­ни­ру­ю­щее с тре­ть­я­ков­ским особ­ня­ком.

Се­го­дня «бо­го­лю­бов­ка» не толь­ко уют­ней­шее в сто­ли­це ме­с­то для чте­ния. В сте­нах биб­ли­о­те­ки, воз­рож­дая до­ре­во­лю­ци­он­ные тра­ди­ции это­го до­ма, про­хо­дят му­зы­каль­ные и ли­те­ра­тур­ные ве­че­ра, ху­до­же­ст­вен­ные вы­став­ки. Ду­ша биб­ли­о­те­ки и всей её на­сы­щен­ной куль­тур­ной жиз­ни – ди­рек­тор Ли­дия Ва­си­ль­ев­на Уруб­ко­ва. Это она сво­им лич­ным уча­с­ти­ем и оба­я­ни­ем со­зда­ёт не­при­нуж­дён­ную, пра­зд­нич­ную ат­мо­сфе­ру хра­ма ис­кусств. Эту уди­ви­тель­ную ат­мо­сфе­ру я по­чув­ст­во­вал и на со­сто­яв­шем­ся здесь, в Ка­мин­ном за­ле, Не­за­ви­си­мом меж­ду­на­род­ном кон­кур­се опер­ных ис­пол­ни­те­лей. Пре­крас­ные го­ло­са, пре­крас­ные мо­ло­дые ли­ца. Буд­то все кон­кур­сан­ты яви­лись из дру­гих мест, из дру­гой Рос­сии, не за­ра­жён­ной ны­неш­ней во­ин­ст­ву­ю­щей обы­ва­тель­щи­ной. Ини­ци­а­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем это­го кон­кур­са яв­ля­ет­ся опер­ная пе­ви­ца Ири­на Ве­лич­ко. Она од­на из пер­вых в Рос­сии ре­ши­ла про­ве­с­ти со­стя­за­ние пев­цов по за­пад­ным пра­ви­лам, то есть без уча­с­тия сту­ден­тов чле­нов жю­ри, что, не­со­мнен­но, при­да­ло это­му кон­кур­су не­об­хо­ди­мую до­лю ин­три­ги и бла­го­твор­но ска­за­лось на пе­нии бу­ду­щих звёзд опер­ной сце­ны. К сло­ву, в этом же Ка­мин­ном за­ле мож­но бы­ло уви­деть вы­став­ку кар­тин са­мо­быт­ных ху­дож­ни­ков – Алек­сан­д­ра и Вик­то­рии Ко­ст­ро­ми­ных.

В пла­нах биб­ли­о­те­ки – со­зда­ние му­зея Алек­сея Бо­го­лю­бо­ва. За­да­ча эта не­про­стая, так как ос­нов­ная часть кар­тин и лич­ных ве­щей ху­дож­ни­ка на­хо­дит­ся в Са­ра­тов­ском му­зее име­ни А.Н. Ра­ди­ще­ва. Но мне по­че­му-то ду­ма­ет­ся, что для Ли­дии Ва­си­ль­ев­ны и её друж­но­го кол­лек­ти­ва да­же та­кая труд­но­вы­пол­ни­мая за­да­ча впол­не по пле­чу. 


Илья КО­ЛО­ДЯЖ­НЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования