Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Мы живём в эпоху великого страха

 В да­лё­ком 1931 го­ду один из ге­ро­ев Алек­сан­д­ра Афи­но­ге­но­ва вос­клик­нул: «Мы жи­вём в эпо­ху ве­ли­ко­го стра­ха». Эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­с­ки­ми. Но за своё пред­ви­де­ние пи­са­тель за­пла­тил слиш­ком страш­ную це­ну.

Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич Афи­но­ге­нов ро­дил­ся 22 мар­та (по но­во­му сти­лю 4 ап­ре­ля) 1904 го­да в го­ро­де Ско­пин Ря­зан­ской гу­бер­нии. Его отец был же­лез­но­до­рож­ным слу­жа­щим, из­брав­шим по­том судь­бу пи­са­те­ля и пе­ча­тав­шим­ся под псев­до­ни­мом Н.Степ­ной. Мать ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей.

Ин­те­рес к те­а­т­ру у Афи­но­ге­но­ва по­явил­ся ещё в дет­ст­ве. Он да­же пы­тал­ся ор­га­ни­зо­вать в Ско­пи­не до­маш­ний ку­коль­ный те­атр.

Ког­да в стра­не про­изо­ш­ла сме­на вла­с­ти, Афи­но­ге­нов ин­ту­и­тив­но встал на сто­ро­ну по­бе­ди­те­лей. Он без ко­ле­ба­ний всту­пил в ком­со­мол, а уже в во­сем­над­цать лет стал чле­ном пра­вя­щей РКП(б).

 

 В московском метро. А. Щербаков,  А. Афиногенов, Дж. Афиногенова. 1935 г.

В московском метро. А. Щербаков,
А. Афиногенов, Дж. Афиногенова. 1935 г.

 

 

 В 1921 го­ду Афи­но­ге­нов по­сту­пил в Мос­ков­ский ин­сти­тут жур­на­ли­с­ти­ки, где по­пал под силь­ное вли­я­ние про­лет­куль­тов­цев. Но­вые на­став­ни­ки за­ка­за­ли ему пье­су на ак­ту­аль­ную те­му о раз­ру­ши­те­лях ма­шин в Ан­г­лии. Под на­зва­ни­ем «Ро­берт Тим» эта пье­са бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в 1924 го­ду, но её, ка­жет­ся, так ни­где и не по­ста­ви­ли.

По­зд­нее на­чи­на­ю­ще­го дра­ма­тур­га на­зна­чи­ли за­вли­том в Пер­вый Мос­ков­ский ра­бо­чий те­атр Про­лет­куль­та. Для род­но­го кол­лек­ти­ва Афи­но­ге­нов ин­сце­ни­ро­вал один из рас­ска­зов Дже­ка Лон­до­на и со­чи­нил не­сколь­ко аги­ток. Но уже к 1928 го­ду он ис­пы­тал в Про­лет­куль­те горь­кое ра­зо­ча­ро­ва­ние. Там на­саж­да­лась ил­лю­с­т­ра­тив­ная эс­те­ти­ка. А ему хо­те­лось вос­про­из­во­дить в сво­их пье­сах «про­стые че­ло­ве­че­с­кие чув­ст­ва».

По­сле раз­ры­ва с Про­лет­куль­том Афи­но­ге­нов на­пи­сал пье­су «Чу­дак». Он впер­вые ре­шил от­толк­нуть­ся не от идеи, а от кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, из­брав свои ге­ро­ем бес­пар­тий­но­го эн­ту­зи­а­с­та Бо­ри­са Вол­ги­на. Но­вый ма­те­ри­ал за­ин­те­ре­со­вал ре­жис­сё­ров 2-го МХА­Та И.Бер­се­не­ва и А.Че­ба­на. К удив­ле­нию ав­то­ра, на пре­мье­ру спек­так­ля по­жа­ло­вал сам нар­ком Лу­на­чар­ский, а так­же Фа­де­ев и П.Мар­ков. И все они по­том от­клик­ну­лись по­ло­жи­тель­ны­ми ре­цен­зи­я­ми.

Од­на­ко вре­мя бес­ко­ры­ст­но­го эн­ту­зи­аз­ма стре­ми­тель­но уле­ту­чи­ва­лось. На сме­ну ре­во­лю­ци­он­но­му подъ­ё­му при­шёл ис­пуг. Афи­но­ге­нов бы­с­т­рей дру­гих уло­вил но­вые ве­я­ния, от­клик­нув­шись на них очень сме­лой пье­сой «Страх». Ведь что ут­верж­дал его ге­рой – про­фес­сор Бо­ро­дин? Учё­ный при­шёл к вы­во­ду, буд­то со­вет­ская си­с­те­ма уп­рав­ле­ния дер­жа­лась ис­клю­чи­тель­но на стра­хе. «Мо­лоч­ни­ца бо­ит­ся кон­фи­с­ка­ции ко­ро­вы, – счи­тал Бо­ро­дин, – кре­с­ть­я­нин – на­силь­ст­вен­ной кол­лек­ти­ви­за­ции, со­вет­ский ра­бот­ник – не­пре­рыв­ных чи­с­ток, пар­тий­ный ра­бот­ник бо­ит­ся об­ви­не­ний в ук­ло­не, на­уч­ный ра­бот­ник – об­ви­не­ния в иде­а­лиз­ме, ра­бот­ник тех­ни­ки – об­ви­не­ния во вре­ди­тель­ст­ве. Мы жи­вём в эпо­ху боль­шо­го стра­ха». От­сю­да ос­та­вал­ся все­го один шаг до дик­та­ту­ры или то­та­ли­та­риз­ма (ко­му что боль­ше нра­вит­ся).

Цен­зу­ра за­би­ла тре­во­гу и пер­вый ва­ри­ант пье­сы фак­ти­че­с­ки за­пре­ти­ла. Пи­са­тель вы­нуж­ден был во вто­ром ва­ри­ан­те уб­рать все упо­ми­на­ния ка­ра­тель­ных ор­га­нов и вве­с­ти в спи­сок дей­ст­ву­ю­щих лиц ста­рую боль­ше­вич­ку.

Пер­вым афи­но­ге­нов­ский «Страх» в 1931 го­ду по­ста­вил во МХА­Те И.Су­да­ков. Пуб­ли­ка в сво­их оцен­ках раз­де­ли­лась. На­чи­на­ю­щая по­этес­са из Одес­сы Мар­га­ри­та Зей­ли­гер, из­брав­шая впос­лед­ст­вии се­бе псев­до­ним Али­гер, 16 фе­в­ра­ля 1931 го­да за­пи­са­ла в сво­ём днев­ни­ке: «Вче­ра в пер­вый раз в Ху­до­же­ст­вен­ном – «Страх». – Афи­но­ге­но­ва. М-да, се есть вещь? И се есть иг­ра. Ка­кие глу­пые фра­зы о та­ких 2-х боль­ших ве­щах, как «Страх» и Ху­до­же­ст­вен­ный те­атр». Тем не ме­нее уже че­рез два дня она, бро­сив за­ня­тия на кур­сах, по­бе­жа­ла в клуб пи­са­те­лей, чтоб ра­зуз­нать мне­ние эли­ты. Поз­же по­этес­са кон­спек­тив­но из­ло­жи­ла ход дис­кус­сии. «Амог­ла­бе­ли – на­чал дис­пут. Не­пра­виль­но го­во­рит по-рус­ски. Его не по­мню. А вот Шклов­ский, ма­лень­кий, круг­лый, глад­кий, бле­с­тя­щий, как его сло­веч­ки. Он пи­шет сце­на­рий на – Страх. – Один дра­ма­тург или ре­жис­сёр ему по­со­ве­то­вал: пусть ук­ра­дут до­ку­мент – не пред­став­ля­ют сце­на­рия без аван­тюр­но­с­ти. Без по­го­ни. – Пусть бу­дет по­го­ня за кро­ли­ка­ми (реп­ли­ка из за­ла). Ум­ни­ца!

Гросс­манРо­щин...

Ко­ган... Стар он. Сколь­ко вы не го­во­ри­те о но­вой те­ма­ти­ке для МХА­Та, он все­гда бу­дет зна­ме­нит в сво­ём пси­хо­ло­гиз­ме. – А Гросс­ман в от­вет: – За­чем ду­мать так, как ду­ма­ет Воль­тер, ког­да сам Воль­тер ду­ма­ет ина­че. – А один сту­дент по­со­ве­то­вал для экс­пе­ри­мен­та дать эту вещь в ру­ки Мей­ер­холь­да. Чуд­но бы­ло».

Спу­с­тя па­ру лет Афи­но­ге­нов те­му все­об­ще­го стра­ха, ско­вав­ше­го чуть ли не всю стра­ну, раз­вил в пье­се «Ложь». Но тут дра­ма­тур­га чу­тьё под­ве­ло. Он хо­тел, что­бы его но­вую вещь одо­б­рил лич­но Ста­лин. Пи­са­тель, ви­ди­мо, жаж­дал три­ум­фа, и горь­ко про­счи­тал­ся. Вождь в воз­му­ще­нии ис­чер­кал весь текст пье­сы крас­ным ка­ран­да­шом. «Тов. Афи­но­ге­нов! – пи­сал Ста­лин. – Идея пье­сы бо­га­тая, но оформ­ле­ние вы­шло не­бо­га­тое. По­че­му-то все пар­тий­цы у Вас уро­да­ми вы­шли, фи­зи­че­с­ки­ми, нрав­ст­вен­ны­ми, по­ли­тич<ес­ки­ми> уро­да­ми».

Не при­нял «Ложь» и Мак­сим Горь­кий. Ему не по­нра­вил­ся пес­си­ми­с­ти­че­с­кий на­ст­рой ав­то­ра. Прав­да, в от­ли­чие от Ста­ли­на бу­ре­ве­ст­ник ре­во­лю­ции ни­че­го за­пре­щать не стал, пред­ло­жив ог­ра­ни­чить­ся един­ст­вен­ным за­кры­тым по­ка­зом для «ты­ся­чи хо­ро­шо гра­мот­ных ле­нин­цев, не­по­ко­ле­би­мо уве­рен­ных в пра­виль­но­с­ти ге­не­раль­ной ли­нии». Как ви­дим, да­же Горь­кий страш­но не хо­тел, что­бы афи­но­ге­нов­скую «Ложь» уви­де­ла вся стра­на. Эли­та, что пар­тий­ная, что твор­че­с­кая, очень не хо­те­ла, что­бы на­род знал всю прав­ду. Ку­да удоб­ней вер­хам бы­ло дер­жать об­ще­ст­во в по­сто­ян­ном стра­хе.

Не ожи­дав та­ко­го ис­хо­да, Афи­но­ге­нов рас­те­рял­ся. Зна­ко­мые пред­ло­жи­ли ему сроч­но за­гла­дить ви­ну пе­ред Ста­ли­ным и вклю­чить­ся в по­езд­ку вид­ных пи­са­те­лей по Бе­ло­мор­ка­на­лу. В об­щем, на­ча­лись ме­та­ния из од­ной край­но­с­ти в дру­гую. Дра­ма­тург брал­ся то за вос­пе­ва­ние ра­бо­че­го клас­са, то ска­ты­вал­ся к опи­са­нию бы­та «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка». Но всё вы­хо­ди­ло фаль­ши­во. Бо­лее-ме­нее ис­крен­ней по­лу­чи­лась раз­ве что пье­са «Да­лё­кое» (её в 1935 го­ду в вах­тан­гов­ском те­а­т­ре по­ста­вил И.Тол­ча­нов).

Не­до­воль­ст­во всем и вся в ка­кой-то ме­ре спро­во­ци­ро­ва­ло Афи­но­ге­но­ва на бунт. Он по­ку­сил­ся на свя­тое, пред­ло­жив в уже ус­то­яв­шей­ся фор­му­ле «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм» пер­вое сло­во за­ме­нить на оп­ре­де­ле­ние «пси­хо­ло­ги­че­с­кий». В от­вет ко­мис­са­ры раз­вер­ну­ли в га­зе­тах трав­лю пи­са­те­ля.

Что пе­ре­жил Афи­но­ге­нов в страш­ном 1937 го­ду, мож­но пред­ста­вить по его днев­ни­ку. «Все уже ду­ма­ли, – фик­си­ро­вал он 5 ап­ре­ля, – что я аре­с­то­ван и пре­про­вож­дён в тюрь­му, го­во­рят в не­мец­ких га­зе­тах пи­са­ли об этом, да и на со­бра­нии по­го­ва­ри­ва­ли – что-то не хо­дит Афи­но­ге­нов, на­вер­ное, он там же, где Авер­бах».

Раз­го­во­ры об аре­с­те бы­ли не слу­чай­ны. Афи­но­ге­но­ва во всех офи­ци­аль­ных уч­реж­де­ни­ях гро­ми­ли как лю­то­го вра­га. 30 ап­ре­ля пи­са­тель за­нёс в свой днев­ник ри­то­ри­че­с­кие во­про­сы: «За что ме­ня сме­ша­ли с гря­зью и спу­с­ти­ли с ле­ст­ни­цы? За что ме­ня ещё бу­дут мо­тать и му­чить, спра­ши­вать и не ве­рить, тре­бо­вать прав­ды, хо­тя боль­шей прав­ды, чем я уже ска­зал им, – во­об­ще нет в ми­ре! За что всё это?»

Афи­но­ге­нов по­на­ча­лу ду­мал, что глав­ной при­чи­ной всех его мы­тарств бы­ло зна­ком­ст­во с быв­шим нар­ко­мом Яго­дой. Но в ли­те­ра­тур­ных кру­гах счи­та­ли, что пи­са­тель по­пла­тил­ся за же­ну. Су­пру­га Афи­но­ге­но­ва бы­ла аме­ри­кан­кой, ко­то­рую пер­вый муж ког­да-то уго­во­рил по­ехать в Со­вет­ский Со­юз. А свя­зи с ино­ст­ран­ца­ми при Ста­ли­не ни­ког­да не по­ощ­ря­лись.

Сво­е­го апо­гея трав­ля до­стиг­ла 19 мая. В тот день Афи­но­ге­но­ва ис­клю­чи­ли из пар­тии. Пи­са­тель был по­дав­лен, ес­ли не раз­дав­лен. С ка­кой оби­дой он пи­сал в днев­ни­ке, как на за­се­да­нии парт­груп­пы вы­слу­ши­вал хлё­ст­кие уни­зи­тель­ные сло­ва. «Фа­де­ев с ка­мен­ным ли­цом об­зы­вал ме­ня по­ш­ля­ком и ме­ща­ни­ном, пе­ре­ро­див­шим­ся бур­жу­аз­ным че­ло­ве­ком и ни­ку­дыш­ным ху­дож­ни­ком».

По­сле из­гна­ния из пар­тии ос­та­ва­лось ждать при­хо­да че­ки­с­тов. Но дни шли, а пи­са­те­ля не тро­га­ли. Афи­но­ге­но­ва по­ка да­ви­ли в ос­нов­ном пси­хо­ло­ги­че­с­ки. А это ока­за­лось ещё страш­ней. Как сдер­жать­ся, ког­да на тво­их гла­зах аре­с­то­ва­ли Прав­ду­хи­на. Что де­лать, ког­да от те­бя пуб­лич­но от­ка­зал­ся твой друг Все­во­лод Ива­нов, ко­то­ро­му НКВД ус­пе­ло до это­го по­ст­ро­ить в Пе­ре­дел­ки­но ши­кар­ную да­чу?

Что­бы не сой­ти с ума от че­ре­ды пре­да­тельств, Афи­но­ге­нов бли­же к осе­ни 1937 го­да си­лой во­ли уса­дил се­бя за пись­мен­ный стол. Но все сю­же­ты ви­лись у не­го во­круг од­ной те­мы – воз­мож­но­го аре­с­та. Он по­про­бо­вал пи­сать пье­су, но кро­ме сце­ны «Пер­вый до­прос», боль­ше ни­че­го при­ду­мать не смог. По­том у Афи­но­ге­но­ва воз­ник­ла идея ро­ма­на. Но и тут ему не да­ли по­коя мыс­ли о за­ви­с­ти и под­ло­с­ти ли­те­ра­тур­ных чи­нов­ни­ков, ко­то­рые об­рек­ли на за­кла­ние са­мых та­лант­ли­вых лю­дей. 24 ок­тя­б­ря 1937 го­да он по­ме­тил в сво­ём днев­ни­ке: «Для ро­ма­на – обя­за­тель­но о двух че­ло­ве­че­с­ких ти­пах: Па­с­тер­нак и Кир­шон. Кир­шон – это во­пло­ще­ние ка­рь­е­риз­ма в ли­те­ра­ту­ре. Пол­ная убеж­дён­ность в сво­ей ге­ни­аль­но­с­ти и не­по­гре­ши­мо­с­ти. До са­мо­го по­след­не­го мо­мен­та, уже ког­да он сто­ял под об­ст­ре­лом ау­ди­то­рии, он всё ещё ни­че­го не по­ни­мал и на­де­ял­ся, что его-то уж вы­зво­лят те, ко­то­рые на­вер­ху… И – вто­рой об­раз, Па­с­тер­нак. Пол­ная от­ре­шён­ность от ма­те­ри­аль­ных за­бот. Же­ла­ние жить толь­ко ис­кус­ст­вом и в его пуль­се».

Афи­но­ге­но­ву всё же по­вез­ло. За ним так и не при­шли. Его спас пле­нум ЦК ВКП(б), ко­то­рый в ян­ва­ре 1938 го­да при­нял по­ста­нов­ле­ние «Об ошиб­ках пар­тий­ных ор­га­ни­за­ций при ис­клю­че­нии ком­му­ни­с­тов из пар­тии».

Од­на­ко стра­хи бес­след­но не про­хо­дят. Пи­са­тель сло­мал­ся. Он уже бо­ял­ся об­ра­щать­ся и к кра­моль­ным те­мам. Что­бы до­ка­зать свою вер­но­под­дан­ст­во, Афи­но­ге­нов бы­с­т­ро «скле­пал» ис­то­ри­ко-ре­во­лю­ци­он­ную пье­су «Моск­ва, Кремль». Но раз­ве это бы­ло ис­кус­ст­во?

В от­ча­я­нии Афи­но­ге­нов за­мк­нул­ся и пол­но­стью ушёл в се­мью. И уди­ви­тель­но: это по­ш­ло его твор­че­ст­ву толь­ко на поль­зу. Он на­пи­сал пре­крас­ную ли­ри­че­с­кую ко­ме­дию «Ма­шень­ка», в ко­то­рой за­зву­ча­ли но­вые для не­го мо­ти­вы: люб­ви и со­ст­ра­да­ния. За её по­ста­нов­ку тут же взял­ся в те­а­т­ре им. Мос­со­ве­та За­вад­ский, при­гла­сив на глав­ную роль Ма­рец­кую.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Афи­но­ге­но­ву да­ли ли­тот­дел в Со­вин­форм­бю­ро. 29 ок­тя­б­ря 1941 го­да он при­шёл для но­вых ука­за­ний на Ста­рую пло­щадь в ЦК пар­тии. И вдруг на­чал­ся на­лёт не­мец­кой авиа­ции. По зло­му ро­ку един­ст­вен­ным, кто по­гиб в ту бом­бёж­ку, был Афи­но­ге­нов. Эта тра­ге­дия, как го­во­ри­ли, очень силь­но по­тряс­ла Па­с­тер­на­ка. Он вос­при­нял смерть сво­е­го то­ва­ри­ща как «со­бы­тие стран­ное и ко­то­рое ка­жет­ся поч­ти вы­мы­ш­лен­ным или под­ст­ро­ен­ным, по не­о­жи­дан­но­с­ти, на­ро­чи­то­с­ти и сим­во­ли­че­с­кой про­ти­во­ре­чи­во­с­ти».


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования