Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Спрос на писателя не исчез

Литературный институт, который в своё время был создан А.М. Горьким для повышения образовательного уровня советских писателей, находится на пороге крупных структурных преобразований. О них рассказывает ректор института профессор Борис ТАРАСОВ.

 

 

– Бо­рис Ни­ко­ла­е­вич, на ва­шем юби­лей­ном ве­че­ре в Цен­т­раль­ном до­ме ли­те­ра­то­ров не­ко­то­рые из­ве­ст­ные по­ли­ти­ки по­обе­ща­ли, что они по­мо­гут вам за­щи­тить Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут «от вся­ких по­ся­га­тельств». Зна­чит, есть не­ко­то­рые про­бле­мы, ес­ли тре­бу­ет­ся по­мощь по­ли­ти­ков в за­щи­те ву­за, уни­каль­но­го, мож­но ска­зать, един­ст­вен­но­го во всём ми­ре?

 Борис ТАРАСОВ, ректор Литературного института

Борис ТАРАСОВ,
ректор Литературного института

– Здесь речь идёт вот о чём. Во-пер­вых, мы со­би­ра­ем­ся ре­с­та­в­ри­ро­вать на­ше зда­ние. Оно су­ще­ст­ву­ет вот уже 200 с лиш­ним лет без ка­пи­таль­но­го ре­мон­та, к то­му же яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком ар­хи­тек­ту­ры. Кро­ме то­го, мы со­би­ра­ем­ся стро­ить не­боль­шой учеб­ный кор­пус во дво­ре ин­сти­ту­та, для то­го что­бы рас­ши­рить на­шу учеб­ную и куль­тур­ную де­я­тель­ность. Сей­час ин­сти­тут су­ще­ст­ву­ет в стес­нён­ных ус­ло­ви­ях. Во-вто­рых, ме­с­то, где мы рас­по­ла­га­ем­ся в Моск­ве (Твер­ской буль­вар, 25), нас ко мно­го­му обя­зы­ва­ет. Это, ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся, на­ли­те­ра­ту­рен­ное ме­с­то. Здесь про­те­ка­ла ис­то­рия рус­ской ду­хов­ной куль­ту­ры XIX ве­ка. В этом зда­нии встре­ча­лись и сла­вя­но­фи­лы, и за­пад­ни­ки: Ча­а­да­ев, Хо­мя­ков, Го­голь, Щеп­кин, Ак­са­ко­вы. А в XX ве­ке с этим ме­с­том свя­за­на жизнь Пла­то­но­ва, Ман­дель­ш­та­ма, Да­ни­и­ла Ан­д­ре­е­ва. Здесь не раз вы­сту­па­ли Есе­нин, Блок, мно­го дру­гих пи­са­те­лей. Ро­ман Бул­га­ко­ва «Ма­с­тер и Мар­га­ри­та» то­же свя­зан с на­шим ме­с­том. И этот куль­тур­ный за­пас, ко­то­рым мы об­ла­да­ем, эта па­мять о про­шлом яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ни­ем для пло­до­твор­ной де­я­тель­но­с­ти в бу­ду­щем. И эта па­мять пред­по­ла­га­ет ук­реп­ле­ние на­шей де­я­тель­но­с­ти и рас­ши­ре­ние её.

– Что кон­крет­но вы пла­ни­ру­е­те сде­лать?

– В на­ших пла­нах со­зда­ние куль­тур­но-про­све­ти­тель­ско­го цен­т­ра для твор­че­с­кой мо­ло­дё­жи. Край­не важ­но, что­бы она чув­ст­во­ва­ла, пе­ре­жи­ва­ла и во­пло­ща­ла по-но­во­му в сво­ём твор­че­ст­ве ве­ли­кие ли­те­ра­тур­ные тра­ди­ции. Это – с од­ной сто­ро­ны. С дру­гой сто­ро­ны, у нас есть за­дум­ка со­зда­ния на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го цен­т­ра, ин­сти­ту­та рус­ской куль­ту­ры, в ко­то­ром рус­ская куль­ту­ра рас­сма­т­ри­ва­лась бы в сво­ём уни­каль­ном един­ст­ве – и ис­то­ри­че­с­ком, и те­ма­ти­че­с­ком, и пред­мет­ном. Важ­но, что­бы и ре­ли­гия, и со­ци­о­ло­гия, и фи­ло­со­фия, и ис­кус­ст­во, и ар­хи­тек­ту­ра, и ли­те­ра­ту­ра рас­сма­т­ри­ва­лись в еди­ной це­ло­ст­но­с­ти, ко­то­рая на про­тя­же­нии ве­ков со­хра­ня­ет своё сущ­но­ст­ное ду­хов­ное яд­ро. Это важ­но для пи­са­тель­ско­го твор­че­ст­ва, для при­об­ре­те­ния ос­т­ро­ты ху­до­же­ст­вен­но­го зре­ния, без ко­то­рой пи­са­тель не мо­жет смо­т­реть на про­ис­хо­дя­щее во­круг. А с дру­гой сто­ро­ны, это очень важ­но для со­хра­не­ния и раз­ви­тия на­ци­о­наль­ной иден­тич­но­с­ти рус­ской куль­ту­ры, рус­ско­го на­ро­да. По­те­ряв свой ис­то­ри­че­с­кий об­лик, нель­зя пло­до­твор­но раз­ви­вать­ся в бу­ду­щем.

– В своё вре­мя твор­че­с­кий кон­курс в Ли­тин­сти­тут до­хо­дил до не­сколь­ких де­сят­ков, а то и со­тен че­ло­век на од­но ме­с­то. Вот сколь­ко лю­дей хо­те­ли стать пи­са­те­ля­ми! Кста­ти, я то­же в те го­ды два ра­за ус­пеш­но про­хо­дил твор­че­с­кий кон­курс на от­де­ле­ние рус­ской по­эзии, но в Ли­тин­сти­тут так и не при­ехал. А се­го­дня ста­тус пи­са­те­ля в об­ще­ст­ве по­ни­зил­ся. Или же роль пи­са­те­ля из­ме­ни­лась в но­вую эпо­ху?

– Вре­мя рын­ка и гло­ба­ли­за­ции спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию мас­со­вой куль­ту­ры, ко­то­рая бла­го­да­ря сво­е­му на­по­ру, не­смо­т­ря на не­вы­со­кое ка­че­ст­во, фи­зи­че­с­ки за­ни­ма­ет боль­шое ме­с­то в куль­ту­ре, осо­бен­но в те­ле­ви­зи­он­ных сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции. В этих ус­ло­ви­ях ни роль пи­са­те­ля, ни его зна­че­ние по су­ще­ст­ву не ме­ня­ют­ся, а в си­лу конъ­юнк­тур­ных об­сто­я­тельств ото­дви­га­ют­ся на зад­ний план. Ес­ли го­во­рить о сни­же­нии ста­ту­са, то толь­ко ис­хо­дя из тех об­сто­я­тельств, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в свя­зи с из­ме­не­ни­ем цен­но­с­тей, в свя­зи с из­ме­не­ни­ем раз­ных сил в куль­ту­ре, в свя­зи с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ви­зу­аль­ных СМИ. Но для то­го, что­бы се­рь­ёз­ная ли­те­ра­ту­ра мог­ла за­ни­мать ме­с­то, хо­тя бы рав­но­ве­ли­кое мас­со­вой куль­ту­ре, долж­на быть про­яв­ле­на по­ли­ти­че­с­кая во­ля. В том чис­ле и со сто­ро­ны на­ше­го пар­ла­мен­та. Да, за­си­лье по­ш­ло­с­ти и без­дар­ных ар­ти­с­тов на те­ле­эк­ра­не объ­яс­ня­ют, па­мя­туя все ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы, тем, что это име­ет мас­со­вый спрос. А на са­мом де­ле си­ту­а­ция не­сколь­ко иная. Пред­ло­же­ние, ко­то­рое да­ёт­ся, и рож­да­ет та­кой спрос. Ес­ли го­во­рить о ро­ли пи­са­те­ля и ро­ли клас­си­ки, то они долж­ны по­вы­шать­ся, по­то­му что в клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре по­став­ле­ны глу­бо­чай­шие ду­хов­ные и по­ли­ти­че­с­кие про­бле­мы, они ак­ту­аль­ны се­го­дня и бу­дут ак­ту­аль­ны за­в­т­ра. И До­сто­ев­ский, и Пуш­кин, и Тол­стой, и Тют­чев – все они пи­са­те­ли и на­сто­я­ще­го, и бу­ду­ще­го, про­сто нуж­но ос­мыс­лить их твор­че­ст­во в кон­тек­с­те со­вре­мен­ном. По­смо­т­ри­те, ка­кая бы­ла ре­ак­ция на со­вре­мен­ную эк­ра­ни­за­цию ро­ма­на «Иди­от», ка­кие рей­тин­ги! Или взять фильм «Ос­т­ров», по­бив­ший все рей­тин­ги, или фильм «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни». На та­кую куль­ту­ру су­ще­ст­ву­ет боль­шой спрос. Во­прос в том, как этот спрос офор­мить.

– То есть долж­но по­явить­ся по­ли­ти­че­с­кое пред­ло­же­ние на се­рь­ёз­ную, ка­че­ст­вен­ную куль­ту­ру.

– Да, нуж­на имен­но по­ли­ти­че­с­кая во­ля. Ес­ли го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­ка бу­дет рас­сма­т­ри­вать рус­скую ли­те­ра­ту­ру как важ­ную часть дер­жав­но­го ус­т­ро­е­ния, тог­да со­зна­ние лю­дей бу­дет ме­нять­ся не в низ­шую, а в выс­шую сто­ро­ну.

– При­мер с «Иди­о­том», ко­то­рый вы при­ве­ли, сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ни­че­го не про­па­ло в на­шем на­ро­де, и не­воз­мож­ность жить без оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры по-преж­не­му ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию. Свое­вре­мен­но при­шёл к нам в но­вой те­ле­ви­зи­он­ной вер­сии, на­при­мер, и лер­мон­тов­ский Пе­чо­рин. Он, об­ра­ща­ясь к княж­не Ме­ри, про­из­но­сит и в ро­ма­не, и в филь­ме при­ме­ча­тель­ные сло­ва: «Я был го­тов по­лю­бить весь мир, – ме­ня ни­кто не по­нял: и я вы­учил­ся не­на­ви­деть…». Не так же ли и Рос­сия до сих пор не по­ня­та ми­ром, сле­до­ва­тель­но – вы­зы­ва­ет ка­кую-то мно­го­ве­ко­вую на­сто­ро­жен­ность не толь­ко за Ат­лан­ти­че­с­ким оке­а­ном, не толь­ко в Ев­ро­пе, но да­же в тех ре­с­пуб­ли­ках, вме­с­те с ко­то­ры­ми лишь вче­ра вхо­ди­ла в «не­ру­ши­мый» со­юз, с ко­то­ры­ми де­ли­лась по­след­ним ку­с­ком хле­ба и по­след­ней ру­ба­хой? Но се­го­дня для Рос­сии очень важ­но вновь най­ти си­лы на при­су­щее ей ве­ли­ко­ду­шие, что­бы не стать Пе­чо­ри­ным, что­бы не воз­не­на­ви­деть в ми­ре всё без раз­бо­ру. Что­бы не воз­не­на­ви­деть всю Аме­ри­ку, всю Ев­ро­пу, всю При­бал­ти­ку и весь Вос­ток, что­бы не воз­не­на­ви­деть свой род­ной Кав­каз. Что­бы не ока­зать­ся в ми­ре «лиш­ней» стра­ной так же, как «лиш­ним» че­ло­ве­ком ока­зал­ся Пе­чо­рин. От это­го Рос­сию ос­та­нав­ли­ва­ет её ве­ли­кая ли­те­ра­ту­ра.

– Ко­неч­но, ни­че­го в уни­каль­ной сущ­но­с­ти Рос­сии не про­па­ло, про­сто ис­кус­ст­вен­но ото­дви­ну­то в тень. И так­же мо­жет быть вы­дви­ну­то при оп­ре­де­лён­ной по­ли­ти­че­с­кой во­ле.

– Ка­ко­ва роль твор­че­с­кой ин­тел­ли­ген­ции в дер­жав­ном ус­т­ро­е­нии Рос­сии? Тют­чев ре­аль­но вли­ял на по­ли­ти­ку в Рос­сии – и как по­эт, и как пуб­ли­цист, и как фи­ло­соф. Мо­жет ли се­го­дня по­эт ре­аль­но вли­ять на го­су­дар­ст­вен­ную по­ли­ти­ку? И хо­ро­шо ли, ког­да по­эт вли­я­ет на по­ли­ти­ку?

– Во­прос в том, ка­кая по­ли­ти­ка…

– Зна­чит, в то вре­мя ког­да вли­ял Тют­чев, это бы­ла та­кая по­ли­ти­ка, ко­то­рая при­слу­ши­ва­лась к по­эту. Зна­чит, это бы­ла по­ли­ти­ка, в ос­но­ве ко­то­рой на­хо­ди­лись ис­тин­ные на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы на­ше­го го­су­дар­ст­ва и на­ро­да. Зна­чит, это бы­ла ду­хов­ная, твор­че­с­кая по­ли­ти­ка, ко­то­рая упор­но не хо­те­ла быть «де­лом гряз­ным».

– Да, она име­ла по­зи­тив­ный ха­рак­тер, по­то­му и вли­я­ние по­эта бы­ло по­зи­тив­ным. В раз­го­во­рах с Гор­ча­ко­вым яр­ко про­яви­лось по­ни­ма­ние Тют­че­вым те­ку­щей по­ли­ти­ки в све­те все­го ис­то­ри­че­с­ко­го опы­та. А та­кое ос­мыс­ле­ние по­ли­ти­ки и поз­во­ля­ет мыс­ли­те­лю и пи­са­те­лю быть пред­ска­за­те­лем, в ка­ком-то смыс­ле про­ро­ком. На­при­мер, До­сто­ев­ский в «Бе­сах» очень мно­гое пред­ска­зал, по этой мо­де­ли очень мно­гое про­ис­хо­дит и в на­ши дни. Тот же Тют­чев го­во­рил о слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях Рос­сии и За­па­да и то­же пред­ска­зы­вал оп­ре­де­лён­ные ис­то­ри­че­с­кие фак­ты и со­бы­тия, свя­зан­ные с по­ли­ти­кой и дей­ст­ви­я­ми Гер­ма­нии, Би­с­мар­ка. И да­же пред­ска­зы­вал гря­ду­щее вар­вар­ст­во че­рез по­ли­ти­ку, ко­то­рое на­сту­пи­ло в XX ве­ке. Ко­неч­но, вза­и­мо­дей­ст­вие ли­те­ра­ту­ры и по­ли­ти­ки пло­до­твор­но и по­лез­но.

– Се­го­дня мно­гие из по­ли­ти­ков и де­пу­та­тов вы­пу­с­ка­ют кни­ги. Быть ав­то­ром кни­ги, пусть ино­гда и не са­мим на­пи­сан­ной, для со­вре­мен­но­го по­ли­ти­ка – всё рав­но что для дво­ря­ни­на XVIII ве­ка быть об­ла­да­те­лем шпа­ги. Это как-то вли­я­ет на куль­ту­ру, обо­га­ща­ет её?

– Всё опять-та­ки очень кон­крет­но. Ес­ли, ска­жем, ве­с­ти речь о кни­гах ис­то­ри­ка и об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля На­та­льи На­роч­ниц­кой, то они, ко­неч­но, яв­ля­ют­ся до­стой­ным вкла­дом в со­вре­мен­ную на­уку и куль­ту­ру.


Беседовал Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования