Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Под лежачий камень

 Есть люди, которые вечно куда-то стремятся, в глазах у них желание успеть и страх, что опоздают. В глазах Виктора Михайловича Коклюшкина – спокойствие. Он никогда никуда не стремился, и знает ли Александр Рекемчук, бывший тогда секретарём московской писательской организации, что это он подтолкнул Виктора Михайловича на эстраду, заметив его рассказы в «Литгазете» и «Лит.России». Весной 1972 года Виктору позвонили и с удивлением, за которым крылось непонимание, сказали, что Рекемчук предложил пригласить Виктора выступить на вечере сатиры и юмора в ЦДЛ. После чего Виктора сразу пригласили выступать в Политехническом, ВТО и ЦДРИ.

Помнит ли кто из присутствовавших летом 1978 года на банкете в честь Дней литературы в Подмосковье (город Можайск – райком партии), как встал с фужером водки Анатолий Иванов и сказал: «Я обращаюсь к сидящим здесь писателям, запомните: если вы написали хоть несколько строчек – видно, что вы за человек!» Чокнулся с Иваном Стаднюком, сидящим справа, чокнулся с кем-то именитым, сидящим слева, подумав немного, чокнулся с Виктором Михайловичем, сидящим напротив, и с угрозой выпил. Запомнил ли кто эти провидческие слова? А Виктор Михайлович запомнил и поэтому, когда писал свои романы, старался, чтобы его не распознали. И только в повести «Убойная реприза» он решил приоткрыться сам и, поманив читателя, показать мир, в котором артисты, как декоративные рыбки в аквариуме. Красиво, когда аквариум подсвечен и рыбки в нём накормлены, а если выключить свет и не кормить... Недавно по телевизору показали: в Новгороде, в канализационном отстойнике живут аквариумные рыбки гуппи и активно размножаются. Что ж, возможно это наше будущее. Хоть и не хочется в это верить.


 

Гла­ва из по­ве­с­ти «Убой­ная ре­при­за»

 

 

Виктор КОКЛЮШКИН
Виктор КОКЛЮШКИН

«Лен­тяи и без­дель­ни­ки не лю­бят по­не­дель­ни­ки» – со­чи­ни­лось у ме­ня в то ут­ро.

На­до бы­ло ид­ти в РАО, не хо­те­лось, а что де­лать?

Что де­лать, ес­ли за рас­сказ в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те» пла­тят пять­сот руб­лей, т. е. ту­да и – об­рат­но на так­си. Рань­ше пла­ти­ли руб­лей со­рок, а про­езд на ме­т­ро сто­ил пять ко­пе­ек. Сей­час на та­кой го­но­рар в ме­т­ро мож­но про­ехать 25 раз, а рань­ше – 800! По­ехал на ме­т­ро. Преж­де на­зы­ва­лось: ВА­АП – Все­рос­сий­ское агент­ст­во ав­тор­ских прав, те­перь: РАО, поч­ти как на­зва­ние вла­сов­ской ар­мии «РОА».

ВА­АП на­хо­дил­ся в Ла­в­ру­шин­ском пе­ре­ул­ке в се­ром пи­са­тель­ском до­ме. В под­ва­ле. РАО в до­ме на Боль­шой Брон­ной.

По­ехал. Ког­да не хо­чет­ся – луч­ше не де­лать, а я со скри­пом, но по­ехал. По­то­му что на го­но­рар за пер­вую кни­гу я мог ку­пить од­но­ком­нат­ную квар­ти­ру, а за не­дав­нюю – оп­ла­тить жи­лищ­но-ко­му­наль­ные ус­лу­ги. И я по­ехал, под­хлё­с­ты­вая се­бя мыс­ля­ми о скуд­ных ав­тор­ских, ко­то­ры­ми пре­не­бре­гать нель­зя, по­то­му что ес­ли рань­ше...

Рань­ше ра­пор­тич­ки за­пол­ня­ли вез­де: от за­ху­да­ло­го ДК до Двор­ца съез­дов. Каж­дый ве­чер тут ли, там ли вы­хо­ди­ли на сце­ну кон­фе­ран­сье, объ­яв­ляя ко­кет­ли­во и тор­же­ст­вен­но: «Мы на­чи­на­ем наш кон­церт!» и ле­те­ли со всех сто­рон Со­вет­ско­го Со­ю­за в Ла­в­ру­шин­ский пе­ре­улок ра­пор­тич­ки, и ты спо­кой­но смо­т­рел в гла­за со­бач­ке, же­не и се­бе, гля­дя на своё от­ра­же­ние в зер­ка­ле.

По­сте­пен­но, по­на­ча­лу стыд­ли­во, улов­ка­ми по­рва­лась сеть свя­зу­ю­щая. Уже не бе­га­ли ад­ми­ни­с­т­ра­то­ры и по­мре­жи за ар­ти­с­та­ми: «Вы за­бы­ли за­пол­нить!», уже на во­прос ар­ти­с­та: «А где за­пол­нить ра­пор­тич­ку?», чу­жие и хо­лод­ные в де­ле лю­ди спра­ши­ва­ли: «А что это та­кое?» Да и ар­ти­с­ты, кто по­зна­ме­ни­тей, до­ход ко­ва­ли за бу­г­ром, уб­ла­жая быв­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков, или на кон­цер­тах, где бла­го­дар­ность вы­да­ва­ли в кон­вер­тах. Ещё пуль­си­ро­ва­ла связь, пе­ре­го­няя, как кровь, руб­ли из кон­церт­но­го за­ла «Рос­сия», но вот и «Рос­сию» сло­ма­ли, по­су­лив за­кон­сер­ви­ро­вать, а по­том от­крыть в но­вом гос­ти­нич­ном ком­плек­се, на ме­с­те ко­то­ро­го... как ви­но­ва­то до­ло­жил не­дав­но гл. ар­хи­тек­тор, вре­мен­но бу­дет ус­т­ро­ен не­боль­шой сквер.

И по­шёл я ку­да гла­за гля­дят – в Рос­сий­ское ав­тор­ское об­ще­ст­во. Вы­шел из ме­т­ро на Пуш­кин­скую пло­щадь. Сле­ва на по­ста­мен­те гру­ст­ный Пуш­кин, спра­ва – ве­сё­лень­кий го­лу­бой ту­а­лет. У па­мят­ни­ка встре­ча­ют­ся влюб­лён­ные, к ту­а­ле­ту ук­рад­кой под­хо­дит му­жи­чок. Ка­би­нок три. Две дей­ст­ву­ю­щие, а в край­ней к Твер­ской – с ве­д­ром и шва­б­рой жен­щи­на. Ра­бо­та скульп­то­ра Опе­ку­ши­на, един­ст­вен­но ук­ра­шав­шая пло­щадь, те­перь по яр­ко­с­ти и вы­ра­зи­тель­но­с­ти про­иг­ры­ва­ет ту­а­лет­ной ком­по­зи­ции.

Про­хо­жие вос­при­ни­ма­ют это как дан­ность, как снег зи­мой, а ме­ня уг­не­та­ет. Рань­ше в уг­ло­вом до­ме был под­зем­ный ту­а­лет, про­стор­ный, с умы­валь­ни­ка­ми. В Моск­ве бы­ло мно­го под­зем­ных ту­а­ле­тов. Как из­ве­ст­но, т. Ста­лин по­зво­нил т. Хру­щё­ву и спро­сил: «По­че­му в Моск­ве ма­ло ту­а­ле­тов?», и их сра­зу ста­ло мно­го. Сей­час по­зво­нить не­ко­му. Про­ез­жа­ю­щим по цен­т­раль­ной ули­це в за­гра­нич­ных ли­му­зи­нах ру­ко­во­ди­те­лям не­вдо­мёк. Их эс­те­ти­че­с­кое вос­при­я­тие ми­ра не ко­ро­бит вид без­ро­пот­ной тё­тень­ки в го­лу­бой ка­бин­ке.

С ис­пор­чен­ным на­ст­ро­е­ни­ем дви­нул­ся я по Боль­шой Брон­ной. Ми­мо Мак­до­налд­са про­хо­дя, вспом­нил, как тут на от­кры­тии ре­с­то­ра­на сто­я­ла двух­ча­со­вая оче­редь же­ла­ю­щих вку­сить за­гра­нич­ной жиз­ни. По­до­зре­ваю, что это бы­ли те же лю­ди, что в двух­ча­со­вой оче­ре­ди в Мав­зо­лей и в двух­ча­со­вой оче­ре­ди на Ко­ле­со обо­зре­ния в пар­ке Горь­ко­го.

За пе­ре­крё­ст­ком пе­ре­шёл на дру­гую сто­ро­ну, не ри­с­куя прой­ти у до­ма, с ко­то­ро­го уже не пер­вый год от­ва­ли­ва­ет­ся шту­ка­тур­ка. Ме­ры вся­кий раз при­ни­ма­ют­ся не­за­мед­ли­тель­но: три го­да на­зад, ког­да ша­рах­ну­ло по тро­ту­а­ру, пе­ре­го­ро­ди­ли путь ме­тал­ли­че­с­ки­ми ба­рь­ер­чи­ка­ми. Про­хо­жие с не­на­ви­с­тью их сдви­га­ли, но­ро­вя про­ско­чит в опас­ную зо­ну. Двор­ни­ки ба­рь­ер­чи­ки вы­рав­ни­ва­ли, про­хо­жие – сдви­га­ли, двор­ни­ки вы­рав­ни­ва­ли, а по­том ба­рь­ер­чи­ки ис­чез­ли. Ког­да об­ва­лил­ся ещё один пласт, уж не знаю, за­де­ло ко­го-ни­будь или нет? – на­тя­ну­ли крас­но-бе­лые лен­точ­ки. Об­хо­дить бы­ло не­лов­ко, на­ги­бать­ся – ос­кор­би­тель­но. И лен­точ­ки вско­ре по­рва­ли. Бес­по­мощ­но ви­се­ли об­рыв­ки, при­вя­зан­ные за во­до­сточ­ные тру­бы, сиг­на­ля не о па­да­ю­щей шту­ка­тур­ке, а о бе­зот­вет­ст­вен­но­с­ти лю­дей.

Как бы в на­смеш­ку, на под­сту­пах к Ли­тин­сти­ту­ту, на бо­ко­вой сте­не ог­ром­ный пла­кат: «Все ждут но­вую кни­гу Па­у­ло Ко­э­льо!»

Про­хо­дя ми­мо слу­жеб­но­го вхо­да те­а­т­ра им. Пуш­ки­на, не­воль­но ус­ко­рил ша­ги. Как бы­ва­ет ран­ней вес­ной: по­па­да­ешь в тень и хо­чет­ся по­ско­рее вы­ско­чить на сол­ныш­ко.

А вот и лу­жа – ни­ку­да не де­лась ро­ди­мая. Спра­ва обой­ти – ма­ши­на сто­ит, обой­ти ма­ши­ну – мож­но уго­дить под ма­ши­ну. А лу­жа на весь тро­ту­ар. Лу­жа име­ни Ни­ко­лая Ва­си­ль­е­ви­ча Го­го­ля! Из двух зол вы­брал боль­шую – про­ско­чил по мос­то­вой, по­обе­щав се­бе боль­ше так не де­лать.

 

Рис. Василия Дубова
Рис. Василия Дубова

 

Бы­ло ле­то 2008 го­да. Жен­щи­ны, об­на­жив пуп­ки, но­си­ли брю­ки с низ­кой та­ли­ей. Уве­ли­чи­вая чис­ло до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­вий, по­то­му что взо­ры мно­гих муж­чин не­под­вла­ст­но пры­га­ли в сто­ро­ну. И ес­ли по­эт за­ме­тил, что труд­но най­ти в Рос­сии па­ру строй­ных жен­ских ног, то пуп­ков кра­си­вых ока­за­лось ещё мень­ше. О чём об­ла­да­тель­ни­цы не за­ду­мы­ва­лись и, сле­по сле­дуя мо­де, силь­но по­ни­жа­ли сте­пень сво­ей об­во­ро­жи­тель­но­с­ти и при­вле­ка­тель­но­с­ти.

Муж­чи­ны в пре­тен­зи­ях на мо­ду то­же не от­ста­ва­ли – по­слуш­но ме­няв­шие гал­сту­ки: од­но­тон­ные на по­ло­са­тые, ши­ро­кие – на уз­кие, в этот год оп­ро­мет­чи­во рас­стег­ну­ли под стро­ги­ми и не­ст­ро­ги­ми ко­с­тю­ма­ми на ру­баш­ках верх­нюю пу­го­ви­цу, а са­мые при­тя­за­тель­ные – две! Явив ми­ру не все­гда строй­ную шею.

Отя­го­щён­ный ду­ма­ми о мо­де, до­то­пал я до РАО. Рань­ше в от­де­ле ре­ги­с­т­ра­ции все сте­ны бы­ли уве­ша­ны да­рё­ны­ми пла­ка­та­ми из­ве­ст­ных ар­ти­с­тов, ком­по­зи­то­ров, вхо­дишь, бы­ва­ло, как в бу­кет. Ат­мо­сфе­ра ме­до­вая, те­перь ав­тор­ские ос­ку­де­ли и в от­де­ле – су­м­рач­но. На вто­ром эта­же – там ещё пы­ли­лись, вы­цве­та­ли на сте­нах уз­на­ва­е­мые ли­ца, а уж тут, на пер­вом, по­сле пе­ре­ез­да дух кон­церт­но-бо­гем­ный уле­ту­чил­ся на­прочь. Обыч­ный уче­реж­ден­че­с­кий от­дел: сто­лы, ком­пью­те­ры.

«Здра­с­ти», – ска­зал я. «Здра­с­ти, – ска­за­ли мне. – Сей­час по­смо­т­рим». По­бе­га­ли жен­ские паль­чи­ки по кла­ви­а­ту­ре и вы­ско­чи­ли на эк­ра­не бу­ков­ки мо­ей фа­ми­лии, име­ни и от­че­ст­ва. А под ни­ми на­зва­ния. И вро­де на ТВ тек­с­тов по­бо­ле про­шло – тут ма­ло­ва­то.

И в кас­се, ку­да за­гля­нул, при­бы­ло по­ме­не, чем ожи­дал. Раз в де­сять по срав­не­нию с тем же вре­ме­нем про­шло­го го­да. Из рус­ских по­сло­виц мне нра­вит­ся: «Ра­бо­та не волк – в лес не убе­жит», а из ев­рей­ских: «День­ги это дерь­мо, но дерь­мо – не день­ги».

В за­дум­чи­во­с­ти по­ки­нул я РАО. Слов­но нит­ка вы­ско­чи­ла из игол­ки, а я шил, шил... Вы­шел за ог­ра­ду и на­тк­нул­ся на Эди­ка. Точ­нее – он на ме­ня.

– О! – вскри­чал Эдик. – Вот ты-то мне и ну­жен!

 

Чет­верть ве­ка на­зад он был эс­т­рад­ным ре­жис­сё­ром – это осо­бая по­ро­да. Я де­лал с ним та­кие ше­де­в­ры, как «БАМ – стро­ить нам!» и «Лю­бовь моя – Не­чер­но­зе­мье!» По­том сбе­жал, опа­са­ясь умо­по­мра­че­ния. Те­а­т­раль­ный ре­жис­сёр в сво­ём твор­че­ст­ве идёт от вну­т­рен­не­го по­зы­ва, эс­т­рад­ный – от ука­за на­чаль­ни­ка, у те­а­т­раль­но­го под ру­кой вся ми­ро­вая дра­ма­тур­гия, у эс­т­рад­но­го – ка­лен­дарь: День ме­тал­лур­га, День шах­тё­ра, Меж­ду­на­род­ный жен­ский день, День го­ро­да... Те­а­т­раль­ный ре­жис­сёр бы­ва­ет де­с­по­ти­чен, ка­п­ри­зен, су­ма­с­бро­ден, он жаж­дет по­нра­вить­ся пуб­ли­ке, по­ра­зить кол­лег, оча­ро­вать кри­ти­ков; эс­т­рад­ный ре­жис­сёр про­ще – его тво­ре­ние долж­но по­нра­вить­ся за­каз­чи­ку и при­не­с­ти день­ги. Сбор ар­ти­с­тов по­хож на сбор эки­па­жа пи­рат­ско­го ко­раб­ля, ве­сё­лый Ро­д­жер дол­жен тре­пе­тать над ав­то­бу­сом, ког­да мчит­ся он по шос­се к об­ла­ст­но­му или рай­он­но­му цен­т­ру. Не ге­о­гра­фи­че­с­кие или бо­та­ни­че­с­кие от­кры­тия вле­кут их, за до­бы­чей едут они, за до­бы­чей! И ба­лет­ные тут, и те­а­т­раль­ные, и ки­нош­ные – все вы­рва­лись на во­лю, и ждёт их впе­ре­ди не тре­пет за­ку­лис­ный, не го­ре­ние твор­че­с­кое, а – ста­ди­он!

Ко­неч­но, и здесь ва­жен мас­штаб лич­но­с­ти, тёз­ка Эди­ка при­вле­кал хо­ры, тан­це­валь­ные ан­сам­б­ли. В День кол­хоз­ни­ка по ста­ди­о­ну ез­ди­ли ком­бай­ны, ук­ра­шен­ные фла­га­ми, пи­о­не­ры со­би­ра­ли раз­бро­сан­ные по по­лю ко­ло­с­ки и вя­за­ли сно­пы, мар­ши­ро­ва­ли сол­да­ты, оли­це­тво­ряя со­бой на­дёж­ную за­щи­ту мир­но­го тру­да и т. д. Се­к­ре­та­рям об­ко­ма и рай­ко­ма по­доб­ное зре­ли­ще бы­ло лю­бо-до­ро­го. А про­сла­вил­ся тёз­ка Эди­ка тем, что ког­да из са­мо­лё­та рань­ше вре­ме­ни вы­прыг­ну­ли па­ра­шю­ти­с­ты, за­кри­чал в ме­га­фон: «Па­ра­шю­ти­с­ты, на­зад! Па­ра­шю­ти­с­ты, на­зад!..»

Мне нра­вят­ся не сдав­ши­е­ся лю­ди. Мно­гие бо­га­ты­ри из мо­е­го по­ко­ле­ния сли­ня­ли, об­вет­ша­ли, иные – про­сто умер­ли, уне­ся в мо­ги­лу оби­ду на дей­ст­ви­тель­ность, и лишь не­ко­то­рые, и сре­ди них, как я по­нял – Эдик, ос­та­лись на пла­ву.

– Вот ты-то мне и ну­жен! – об­ра­до­вал­ся он, ис­пу­гав ме­ня, по­то­му что, ес­ли ты ну­жен та­ким лю­дям, зна­чит, бу­дешь не ну­жен се­бе.

Мно­го я по­ра­бо­тал на чу­жое бла­го, от­ло­жив в даль­ний ящик свои де­ла, где они и про­тух­ли.

– Ты сей­час ку­да? – де­ло­ви­то спро­сил он, без­раз­лич­но по­жав мне ру­ку.

– Ну, тут... – не­о­пре­де­лён­но от­ве­тил я, ог­ля­ды­ва­ясь по сто­ро­нам.

Мы сто­я­ли по­сре­ди тро­ту­а­ра, Эдик ва­ль­яж­ни­чал пе­ред про­хо­жи­ми, ис­ко­са взгля­ды­вав­ши­ми на нас. Обыч­но он го­во­рил ти­хо и как бы за­го­вор­щиц­ки, а на пуб­ли­ке, кра­су­ясь ря­дом с ар­ти­с­та­ми, гро­мы­хал, ло­вя вни­ма­ние и на­слаж­да­ясь.

– По­нят­но, бе­га­ешь по кор­по­ра­ти­вам? – по­нял он по-сво­е­му, взбе­сив ме­ня.

Че­ло­век я по­кла­ди­с­тый, взбе­сить ме­ня мож­но толь­ко ис­ка­зив мои сло­ва и по­ступ­ки сво­ей кри­вой ли­ней­кой, из­ме­рив сво­им сло­ман­ным ар­ши­ном, взве­сив на сво­их раз­бол­тан­ных ве­сах. И при­хо­дит­ся сдер­жи­вать­ся: да­вя в ду­ше воз­му­ще­ние, га­ся гнев, объ­яс­няя, оп­рав­ды­вать­ся. А со­бе­сед­ник и это ис­тол­ку­ет по-сво­е­му.

– Я на кор­по­ра­ти­вах не ра­бо­таю, – ска­зал я внят­но.

– По­нял, по­нял, – от­сту­пил­ся Эдик, по­то­му что бы­ло вид­но, оза­бо­чен дру­гим. – Мо­жет, прой­дём­ся, по­го­во­рим? Ты не то­ро­пишь­ся?

– Ну... ес­ли не­дол­го.

Эдик ух­ва­тил ме­ня за ло­коть, что я весь­ма не люб­лю, но из веж­ли­во­с­ти вы­дёр­ги­ваю не сра­зу, и по­влёк ме­ня в про­ти­во­по­лож­ную от мо­е­го мар­ш­ру­та сто­ро­ну. Ве­с­ти пу­с­то­по­рож­ние раз­го­во­ры я не ма­с­так, с тру­дом от­кры­ваю рот. Же­на уве­ря­ет, что это от мо­е­го эго­из­ма и вы­со­ко­ме­рия. Я же счи­таю, что от про­сто­ты и ис­крен­но­с­ти. Од­на­ко мол­чать то­же не­лов­ко.

– А ты в ВА­АП... в РАО хо­дил? – спро­сил я, чтоб что-то спро­сить.

– Нет, я – сю­да, – по­ка­зал он на ак­тёр­ский дом, ми­мо ко­то­ро­го мы про­хо­ди­ли. И до­ба­вил, уви­дев в мо­их гла­зах удив­ле­ние: – По де­лам, по де­лам...

Ло­коть я вы­сво­бо­дил, по то­му, как уве­рен­но Эдик вы­ша­ги­вал, бы­ло яс­но, что мы не про­сто гу­ля­ем. И точ­но!

– Сей­час зай­дём к нам! Вы­пьем ко­фей­ку! А мо­жет, что по­креп­че? – пред­ло­жил он и, я за­ме­тил, на­сто­ро­жил­ся – вдруг со­гла­шусь?

Не от жад­но­с­ти – жизнь га­с­т­ро­ли­ру­ю­ще­го ре­жис­сё­ра на­учи­ла бо­ять­ся за­пой­ных. Да и мне столь­ко раз при­хо­ди­лось ви­деть, как нор­маль­ный вро­де че­ло­век по­сле тре­ть­ей-чет­вёр­той рюм­ки ста­но­вил­ся не­управ­ля­е­мым, обу­зой и весь­ма опас­ной.

– Сей­час вы­пьем ко­фей­ку, – по­вто­рял он, взгля­ды­вая, оце­ни­вая и при­ме­ряя ме­ня к че­му-то, – по­го­во­рим, по­об­ща­ем­ся... до­ма-то как, нор­маль­но?

Иди­от­ский во­прос – для од­них нор­маль­но, ког­да мер­се­дес в га­ра­же, для дру­гих – от­сут­ст­вие бо­ли, а для иных нор­маль­но, ког­да же­на и лю­бов­ни­ца не до­ни­ма­ют уп­рё­ка­ми, а для кое-ко­го нор­маль­но, ес­ли с ут­ра на хол­сте, на бу­ма­ге нот­ной, бу­ма­ге пи­с­чей ос­та­лись его мыс­ли, чув­ст­ва, зву­ки слы­ши­мые толь­ко им од­ним, вот это для них нор­маль­но. А, слу­чись, ис­чез­нет спо­соб­ность тво­рить, пой­мут, что это бы­ло – сча­с­тье, ко­то­рое, обес­це­ни­вая, вос­при­ни­ма­ли как нор­му.

 

Мы по­до­шли к подъ­ез­ду ста­ро­го, глад­ко от­ре­мон­ти­ро­ван­но­го до­ма. Эта­жей шесть – все ра­мы из бе­ло­го пла­с­ти­ка, а стёк­ла – мерт­вы. Эх, ни­ког­да уже Моск­ва не бу­дет Моск­вой! Не бу­дут в от­кры­тых ок­нах цве­с­ти на­стур­ции и сто­лет­ни­ки, ви­сеть клет­ки с ка­на­рей­ка­ми и щег­ла­ми. Не бу­дут в не­бе, над зе­лё­ны­ми дво­ра­ми, ле­тать бе­лые го­лу­би, не бу­дут из от­кры­тых окон кри­чать ма­мы сво­им дет­кам: «Ви­тя, Са­ша, до­мой!» Не бу­дут на­ши тер­пе­ли­вые, ла­с­ко­вые ба­буш­ки вста­вать в шесть ут­ра и печь пи­ро­ги, хо­тя в со­сед­ней ма­лень­кой и в боль­шой фи­лип­пов­ской бу­лоч­ной про­да­ют­ся ка­ло­рий­ные бу­лоч­ки с изю­мом и оре­ха­ми, и фран­цуз­ские бу­лоч­ки с вкус­ной под­жа­ри­с­той ко­роч­кой, ко­то­рые в ар­хи­важ­ных по­ли­ти­че­с­ких це­лях бы­ли пе­ре­име­но­ва­ны в кон­це 50-х из фран­цуз­ских в го­род­ские, от­няв у них од­ну из со­став­ных при­тя­га­тель­но­с­ти.

Не на­жи­мая на кноп­ки и не при­кла­ды­вая клю­ча, Эдик по­тя­нул дверь, долж­но быть, нас за­ра­нее уг­ля­дел в ви­део­ка­ме­ру ох­ран­ник. По­на­ча­лу ме­ня это ко­ло­ло, как бу­лав­ка­ми: из до­ма вы­хо­дишь, в спи­ну смо­т­рит гла­зок, идёшь к ме­т­ро ми­мо бан­ка – опять те­ле­ка­ме­ры, в ма­га­зи­не – изо всех уг­лов. Хрен ку­да спря­чешь­ся! Хо­дишь по Моск­ве, как под не­усып­ным взо­ром Гос­по­да Бо­га, про­сти, Гос­по­ди!

Ох­ран­ник, по­жи­лой че­ло­век в фор­ме, ко­то­рая не мо­ло­ди­ла, а буд­то на­сме­ха­лась над воз­ра­с­том, смо­т­рел с лю­бо­пыт­ст­вом. За­бав­но, что ког­да мы во­шли, в те­ле­ви­зо­ре, под по­тол­ком, по­ка­зы­ва­ли ме­ня.

Эдик, ко­неч­но, сра­зу за­лу­чил­ся, хо­тя из зри­те­лей был толь­ко один ох­ран­ник. Вот уж точ­но – бод­ли­вой ко­ро­ве Бог ро­гов не да­ёт. Будь он по­пу­ля­рен, хо­дил бы по ули­цам, млея и щу­рясь, и уго­дил под ма­ши­ну, ко­то­рые но­сят­ся как су­мас­шед­шие. ГАИ с этим по ме­ре сил бо­рет­ся, а глав­ный на­став­ник че­ло­ве­че­ст­ва – те­ле­ви­зор, без ус­та­ли по­ка­зы­ва­ет «Так­си», «Так­си – 2»... «Так­си – 4», вдал­б­ли­вая те­ле­зри­те­лям пра­ви­ла не­пра­виль­но­го по­ве­де­ния. Да и ар­ти­с­ты на­ши, сде­лав­ши­е­ся по ви­не те­ле­ви­де­ния вла­с­ти­те­ля­ми дум, не­пре­мен­но хо­тят рас­ска­зать, как они пьют и ли­хо го­ня­ют на сво­их ино­мар­ках.

Про­шли мы на­ле­во по ко­ри­до­ру, пе­ре­сту­пи­ли по­рог и очу­ти­лись в офи­се, ко­то­рый был по­хож на офис. Ки­ну­лись рос­си­я­не за ев­ро­пей­ским стан­дар­том, за­быв оп­ро­мет­чи­во о сво­ей са­мо­быт­но­с­ти, и ку­да ни зай­дёшь, буд­то бы от­сю­да и не ухо­дил! Се­рые сте­ны, пу­с­тые ок­на, ко­ро­боч­ки ком­пью­те­ров... И это в Моск­ве! Чей ар­хи­тек­тур­ный сим­вол – Храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го!

Ну, не пре­да­тель­ст­во ли: оча­ро­ва­тель­ным и не­по­хо­жим друг на дру­га жен­щи­нам, вну­шать, что они бу­дут обо­ль­сти­тель­ны­ми лишь в раз­ме­рах: 90 – 60 – 90?

Имен­но та­кая си­де­ла в офис­ном пред­бан­ни­ке, изо­б­ра­жая се­к­ре­тар­шу, хо­тя се­к­ре­та­рить здесь яв­но бы­ло не­че­го.

– На­стя, – пред­ста­вил Эдик и изо­б­ра­зил на ли­це по от­но­ше­нию ме­ня: эту-то пер­со­ну пред­став­лять не на­до!

На­стя улыб­ну­лась, как ей по­ка­за­лось, об­во­ро­жи­тель­но и, при­встав, спро­си­ла, как ей по­ка­за­лось, изы­с­кан­но:

– Чай, ко­фе?

– Нет, нет! – за­ма­хал я ру­ка­ми. – Спа­си­бо!

– Ну, ес­ли за­хо­ти­те, тог­да ска­жи­те, – оби­де­лась она.

В ка­би­не­ти­ке Эдик за­ва­лил­ся в крес­ло, буд­то еле до­шёл, и ткнул мне в дру­гое.

Опу­с­тил­ся в крес­ло и я, пред­ва­ри­тель­но смах­нув с не­го крош­ки. Ок­но за спи­ной Эди­ка вы­хо­ди­ло в глу­хую кир­пич­ную сте­ну, на­пом­нив­шую мне дет­ст­во: два ок­на на­шей квар­ти­ры то­же вы­хо­ди­ли на сте­ну, раз­ви­вая во­об­ра­же­ние. Что уви­дишь, ес­ли от­кры­ва­ет­ся чу­дес­ный вид – лишь то, что ви­дишь. А гля­дя в тём­ные кир­пи­чи, мно­гое мож­но на­пред­став­лять! Лю­бо­пыт­но, что дом тот ста­рень­кий дву­хэ­таж­ный, за­сло­няв­ший мне бе­лый свет, ещё в мои дет­ские го­ды со­би­ра­лись сне­с­ти, и... че­ты­рё­хэ­таж­ные со­се­ди его сги­ну­ли, а он, за­му­х­рыш­ка, си­яя но­вой оцин­ко­ван­ной кры­шей, со­сед­ст­ву­ет те­перь со стек­лян­ным кор­пу­сом бан­ка, воз­ве­дён­но­го ту­рец­ки­ми стро­и­те­ля­ми по ав­ст­рий­ско­му про­ек­ту. Кто? Ког­да? Чья лёг­кая ру­ка вле­пи­ла его в Моск­ву-ма­туш­ку?!

Да, по­ста­рел Эдик, но не об­вет­шал – пер­стень на ми­зин­це (у пи­са­те­лей вер­ный при­знак, что пи­шет те­перь пло­хо, ду­мая, что – хо­ро­шо), щёч­ки пух­лые и се­дая ров­ная бо­род­ка. А я? В дет­ст­ве был горд, ког­да на­учил­ся за­вя­зы­вать шнур­ки на два бан­ти­ка. А до то­го с за­ми­ра­ни­ем серд­ца смо­т­рел, как это де­ла­ют дру­гие. Нет, не за­ви­до­вал, не за­висть, сла­ва Бо­гу, про­нёс че­рез всю жизнь, а изум­ле­ние чу­жой уме­ло­с­тью. Со­кру­шал­ся, что так ни­ког­да и не на­учусь вре­мя уз­на­вать, а уж ког­да по­лу­чи­лось: сна­ча­ла по ма­лень­кой стрел­ке – ча­сы, а по­том – не­уже­ли я сам! – и по боль­шой – ми­ну­ты, сча­с­тью мо­е­му не бы­ло пре­де­ла. Ме­ня аж рас­пи­ра­ло от сча­с­тья, и ког­да мне го­во­ри­ли, что есть ещё се­кунд­ная – я от­ма­хи­вал­ся: да что вы, мне хва­тит! Я и так, без се­кунд­ной, бла­го­дар­но про­жи­ву свою жизнь! И про­жил...

А уж как оша­ра­шен­но уди­вил­ся, впер­вые столк­нув­шись на кон­цер­те с Ев­ге­ни­ем Ле­о­но­вым! Ну, мне, мо­ло­до­му и бе­за­ла­бер­но­му, не в укор по­те­шать пуб­ли­ку, но за­чем – он?! Изо­б­ра­жая пья­но­го, вы­хо­дил на сце­ну с бу­тыл­кой вод­ки в авось­ке. Это для ме­ня бы­ло не­со­раз­ме­ри­мо, не со­по­с­та­ви­мо с его та­лан­том. А ког­да в пла­тёж­ной ве­до­мо­с­ти, вы­ис­ки­вая свою фа­ми­лию, на­тк­нул­ся на его и уви­дел, что сум­ма та­кая же, я по­чув­ст­во­вал се­бя со­уча­ст­ни­ком об­ма­на.

По­том по­ви­дал я зна­ме­ни­тых и на­род­ных СССР на раз­ных под­мо­ст­ках в раз­ных го­ро­дах! «Де­сять ми­нут по­зо­ра и – ме­сяц спо­кой­ной жиз­ни», – ска­зал как-то в Ко­лом­не один из них, хо­тя ему и за­ме­ча­тель­ным дру­гим за за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом на­до до­ро­гу со­ло­мой вы­ст­лать, чтоб толь­ко до­еха­ли, толь­ко чтоб из до­ма вы­шли, чтоб лишь хо­те­ли вый­ти и по­ехать – день­ги под дверь под­су­нуть и убе­жать, и сго­рать от сча­с­тья, что они их взя­ли, а не вы­бро­си­ли пре­зри­тель­но в ок­но!

Эдик счи­тал­ся ус­пеш­ным ре­жис­сё­ром, не та­ким, ко­неч­но, как его тёз­ка, ко­то­рый ус­пел и в тюрь­ме по­си­деть, но то­же не про­мах.

– Слу­шаю вас, – ска­зал я.

– Мы же на «ты», – убеж­да­ю­ще на­пом­нил он.

– Я шу­чу, – ус­по­ко­ил я. – Итак, что вы пред­ла­га­е­те – ог­ра­бить банк? Су­дя по ва­ше­му ре­с­пек­та­бель­но­му ви­ду...

 

Вид у Эди­ка был не ре­с­пек­та­бель­ный. Не­взи­рая на яв­ные ста­ра­ния. С тру­дом да­ёт­ся на­шим ак­тё­рам изы­с­кан­ность, и ещё по­че­му-то не мо­гут они изо­б­ра­жать ино­ст­ран­цев, как ни ту­жат­ся – всё по­лу­ча­ет­ся ка­кая-то па­ро­дия. По­это­му и де­мо­кра­тия за­бук­со­ва­ла и съе­ха­ла по­ло­ман­ной те­ле­гой на обо­чи­ну. А со­ци­о­ло­ги и по­ли­то­ло­ги го­ло­вы ло­ма­ют, от­гад­ку ищут, гре­шат то на ино­вер­цев, то на ком­му­ни­с­тов. Од­но ус­по­ка­и­ва­ет, что и ино­ст­ран­цы изо­б­ра­жа­ют на­ше­го бра­та не­до­сто­вер­но. При всём по­чи­та­нии До­сто­ев­ско­го, Че­хо­ва и Тол­сто­го.

Эдик был одет до­ро­го, а по­ставь его ря­дом с му­сор­ным кон­тей­не­ром, по­ка­жет­ся, что всё там на­шёл. Но вид у не­го был не злой, а тут, в его ком­нат­ке, без по­сто­рон­них глаз, да­же ра­душ­ный. Впро­чем, ме­ня это об­ма­нуть не мог­ло, я по­мнил, как лег­ко он по­во­ра­чи­вал­ся спи­ной, от­да­вая своё вни­ма­ние бо­лее, на его взгляд, важ­ной осо­бе.

– Есть очень при­лич­ное де­ло, – пе­ре­шёл Эдик к де­лу, – те­бе по­нра­вит­ся.

Я мол­чал и смо­т­рел по­верх Эди­ко­вой го­ло­вы на кир­пич­ную сте­ну. «Ин­те­рес­но, кто её вы­кла­ды­вал? По­жи­лой, уве­рен­ный в се­бе ма­с­тер? Де­ре­вен­ский му­жик, при­шед­ший в го­род на за­ра­бот­ки с меч­той ку­пить ко­ро­ву? У Ги­ля­ров­ско­го в «Моск­ве и моск­ви­чах» про эти ар­те­ли на­пи­са­но... А сам Ги­ля­ров­ский – ры­царь ре­пор­тёр­ско­го це­ха, взял на­зва­ние у За­го­с­ки­на, – вспом­нил я, – а в «Ре­ви­зо­ре» у Го­го­ля две фа­ми­лии пи­са­тель­ские упо­ми­на­ют­ся: Пуш­кин и Зо­го­с­кин...»

– Эдик, ты тут глав­ный? – в лоб спро­сил я.

– Нет, ну...

– А кто?

Эдик по­ка­зал гла­за­ми на по­то­лок и скри­вил гу­бы, изо­б­ра­жая, что луч­ше не спра­ши­вать.

– Я от­ве­чаю за кон­крет­ные ме­ро­при­я­тия. Они без за­тей, а на­до бы как-то раз­но­об­ра­зить. А ты, я по­мню, и рас­ска­зы все­гда пи­сал ка­кие-то та­кие... Ну, в об­щем, ты по­ни­ма­ешь о чём я?

Я не по­ни­мал. С од­ной сто­ро­ны, рань­ше Эдик не под­во­дил, хоть и лов­чил, с дру­гой – вре­ме­на по­ме­ня­лись, и во­круг про­цве­та­ет, не хо­ро­нясь, ки­да­ло­во. С тре­ть­ей сто­ро­ны: на хре­на мне нуж­ны при­клю­че­ния, ко­то­рые, как до­ро­гая шу­ба на пле­чах, но ле­том. А с чет­вёр­той...

– Ко­ро­че, сце­на­рий что ли пи­сать? – пря­мо спро­сил я.

– Вро­де это­го, но не пред­став­ле­ния, а как бы пред­став­ле­ния в жиз­ни.

Мне ста­ло чуть ин­те­рес­нее. Уло­вив, Эдик со­лид­но про­из­нёс:

– Про оп­ла­ту не со­мне­вай­ся – всё по выс­ше­му раз­ря­ду.

– Ка­кой он у вас – выс­ший?

– Ты­ся­ча...

– Зе­лё­ных?

– Зе­лё­ных, ко­неч­но, и – вы­ше...

– До бес­ко­неч­но­с­ти?

– Ты поч­ти уга­дал, – без улыб­ки ска­зал Эдик, – для на­ча­ла возь­ми что по­про­ще, на­при­мер – день рож­де­ния.

О су­ще­ст­во­ва­нии по­доб­но­го биз­не­са я слы­шал. Осо­бо про­цве­тал на этой ни­ве быв­ший фе­ль­е­то­нист. Вы­пу­ск­ник МГУ, с пе­дан­тич­но­с­тью учё­но­го, он изу­чал лич­ные де­ла, вы­спра­ши­вал за­бав­ные слу­чаи, про­ис­шед­шие с тем или иным со­труд­ни­ком фир­мы, и пе­ре­ра­ба­ты­вал их с про­фес­си­о­наль­ным ма­с­тер­ст­вом во все­об­щее по­сме­ши­ще. При этом ве­ли­чал по име­ни-от­че­ст­ву с упо­ми­на­ни­ем мел­ких де­та­лей, что под­ку­па­ю­ще дей­ст­во­ва­ло на пси­хи­ку «бе­лых во­рот­нич­ков». Хлеб ка­зал­ся лёг­ким, и дру­гие из об­ме­лев­ше­го эс­т­рад­но-юмо­ри­с­ти­че­с­ко­го мо­ря пы­та­лись за­нять­ся этим – не у вся­ко­го по­лу­чи­лось. Ра­бо­тав­шие на штам­пах и ста­рых анек­до­тах сва­ли­ли на путь про­ве­де­ния сва­деб, а бо­лее ще­пе­тиль­ные и стыд­ли­вые, со­блаз­нён­но по­про­бо­ва­ли, да чуть здо­ро­вья не ли­ши­лись. Один, про­шед­ший огонь и во­ду, и ча­с­тич­но мед­ные тру­бы, с ин­фарк­том в боль­ни­цу уго­дил. Дру­гой, пи­сав­ший мо­но­ло­ги для Ха­за­но­ва, Пе­т­ро­ся­на, Ви­но­ку­ра, со­чи­нил по за­ка­зу бан­ки­ра, во­зом­нив­ше­го се­бя юмо­ри­с­том (а по­че­му не во­зом­нить, ес­ли день­ги есть?), до­воль­но смеш­ной текст, бан­кир на юби­лее, под­ра­жая Жва­нец­ко­му, за­чи­тал его с бу­маж­ки в гро­бо­вую ти­ши­ну, а это ху­же чем про­иг­рать в ка­зи­но сто ты­сяч, по­то­му что сто ты­сяч мож­но вы­иг­рать за­в­т­ра, а не­до­уме­ние и не­лов­кость, по­про­с­ту го­во­ря – по­зор, из чу­жой па­мя­ти не вы­ко­вы­рить. Смыть мож­но толь­ко боль­шим ус­пе­хом. А как рас­счи­ты­вать на ус­пех, ес­ли нет га­ран­тии и опять мо­жет быть про­вал?

Всю си­лу не­уда­чи бан­кир об­ру­шил на ав­то­ра, и тот ме­сяц гло­тал таб­лет­ки. За­был пи­са­ка не­зыб­ле­мый за­кон: ес­ли у ар­ти­с­та ус­пех – это за­слу­га ар­ти­с­та, ес­ли на­обо­рот – ви­на ав­то­ра!

На кор­по­ра­ти­вах удоб­но вы­сту­пать тем, кто по­ёт и пля­шет, и уж сов­сем не­об­ре­ме­ни­тель­но ил­лю­зи­о­ни­с­там. Вы­ве­дет он ка­ко­го-ни­будь на­чаль­ни­ка на сце­ну, до­ста­нет у не­го из кар­ма­на бюст­галь­тер – ра­до­с­ти не­ту пре­де­ла! А уж ког­да на­чаль­ник вер­нёт­ся на ме­с­то, а фо­кус­ник спро­сит у не­го: «Сколь­ко вре­мя?» и до­ста­нет из сво­е­го кар­ма­на его ча­сы, и по­ка­жет за­хлё­бы­ва­ю­щей­ся в зло­рад­ном хо­хо­те пуб­ли­ке...

– Ну, мож­но по­про­бо­вать, – раз­дум­чи­во ска­зал я.

– Но уч­ти, – по­се­рь­ёз­нев, ска­зал Эдик, – нам ну­жен экс­клю­зив! Де­лай, что хо­чешь, но – экс­клю­зив. По­это­му я к те­бе и об­ра­тил­ся. Я по­мню, ты де­лал для Рос­кон­цер­та, в те­а­т­ре Эс­т­ра­ды... – за­вёл он, на­ду­вая мою зна­чи­мость, что я тер­петь не мо­гу, осо­зна­вая своё зна­че­ние. И ког­да шёл в те­атр Эс­т­ра­ды на ре­пе­ти­ции, не обо­ль­щал­ся бу­ду­щим, а до­воль­ст­во­вал­ся уже тем, что ре­пе­ти­ру­ет­ся спек­такль по мо­ей пье­се, а я – Ви­тя, иду вдоль Крем­лёв­ской сте­ны по Алек­сан­д­ров­ско­му са­ду, иду не спе­ша, по­то­му что чув­ст­вую не­по­вто­ри­мость про­ис­хо­дя­ще­го. И че­рез 10 – 15 ми­нут ся­ду в пя­том ря­ду в крас­ное крес­ло и бу­ду сво­и­ми под­сказ­ка­ми ме­шать ре­жис­сё­ру иг­рать в ре­жис­сё­ра.

– Ус­по­кой­ся, – пре­сёк я Эди­ка, – и да­вай по­ка­зы­вай, что там у те­бя есть?


Виктор КОКЛЮШКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования