Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Чингис Хаан – новая версия

 Слож­но од­но­знач­но ска­зать, чем вы­зва­на по­пу­ляр­ность лич­но­с­ти Чин­ги­с­ха­на в со­вре­мен­ном рос­сий­ском ки­не­ма­то­гра­фе. Не так дав­но вы­шел фильм Сер­гея Бо­д­ро­ва «Мон­гол», сни­с­кав­ший сим­па­тии мно­гих зри­те­лей во всём ми­ре. И вот вновь эта те­ма не да­ёт по­коя дру­го­му рос­сий­ско­му ре­жис­сё­ру – Ан­д­рею Бо­ри­со­ву. Ве­ро­ят­но, Бо­ри­сов ре­шил пред­ста­вить иной взгляд на ис­то­рию Те­му­чи­на, и ори­ги­наль­ность его под­хо­да на­чи­на­ет­ся уже с на­зва­ния филь­ма: «Тай­на Чин­гис Ха­а­на». Впро­чем, на этом она и за­кан­чи­ва­ет­ся.

Фильм ин­тер­на­ци­о­наль­ный, в его про­из­вод­ст­ве при­ня­ли уча­с­тие Рос­сия, США и, ра­зу­ме­ет­ся, Мон­го­лия. В съём­ках за­дей­ст­во­ва­ны ак­тё­ры из Яку­тии, Ту­вы, Бу­ря­тии, Ха­ка­сии, Баш­кор­то­с­та­на, Ки­тая, Мон­го­лии, Гер­ма­нии и Япо­нии. Но на­и­боль­шая часть клю­че­вых пер­со­на­жей – яку­ты.

В ос­но­ву филь­ма по­ло­жен ро­ман якут­ско­го пи­са­те­ля Ни­ко­лая Лу­ги­но­ва «По ве­ле­нию Чин­гис Ха­а­на». Ин­те­рес­но, что Чин­гис Ха­ан – это по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву имя од­но­го из бо­жеств якут­ско­го эпо­са олон­хо, вер­ши­те­ля су­деб лю­дей. Кар­ти­на по­ве­ст­ву­ет о дет­ст­ве, юно­с­ти и зре­ло­с­ти Те­му­чи­на. Прав­да, до­воль­но фраг­мен­тар­но, не оче­вид­на мо­ти­ва­ция вы­бо­ра эпи­зо­дов жиз­ни глав­но­го ге­роя и связь меж­ду ни­ми. Глав­ная сю­жет­ная кан­ва – це­ле­на­прав­лен­ное дви­же­ние бу­ду­ще­го Чин­ги­с­ха­на к сво­ей це­ли, объ­е­ди­не­нию степ­ных пле­мён. Вто­ро­сте­пен­ные ли­нии сю­же­та по­ст­ро­е­ны на люб­ви и друж­бе: пол­ной пре­врат­но­с­тей люб­ви к де­вуш­ке Бор­тэ и слож­ной, дра­ма­тич­ной друж­бе с на­зван­ным бра­том Джа­му­хой.

Весь па­фос ис­то­рии рас­кры­ва­ет­ся во фра­зе, ко­то­рая зву­чит поч­ти каж­дые не­сколь­ко ми­нут: «Не­бо зна­ет. Зем­ля зна­ет. Я знаю...» Вна­ча­ле филь­ма рас­ска­зы­ва­ет­ся о дет­ст­ве глав­но­го ге­роя – ма­лень­кий тол­сто­щё­кий Те­му­чин иг­ра­ет со свер­ст­ни­ка­ми и уже зна­ет то, что зна­ют не­бо и зем­ля. Да­лее Те­му­чин уже юно­ша, он ка­та­ет­ся на ло­ша­ди, сме­ёт­ся, лю­бит де­вуш­ку и, ра­зу­ме­ет­ся, зна­ет что-то, что зна­ют зем­ля и не­бо. За­тем он уже взрос­лый, он ка­та­ет­ся на ло­ша­ди, сра­жа­ет­ся и лю­бит жен­щи­ну, и по-преж­не­му зна­ет что-то вме­с­те с не­бом и зем­лёй. Ка­ко­го-то смыс­ло­во­го един­ст­ва, ло­ги­че­с­кой по­сле­до­ва­тель­но­с­ти и свя­зи в этих трёх эпи­зо­дах не на­блю­да­ет­ся, кро­ме раз­ве что двух эле­мен­тов – каж­дый раз воз­вра­ща­ясь из вы­нуж­ден­но­го бег­ст­ва, он об­ща­ет­ся со сво­ей ма­те­рью и бра­том Джа­му­хой. Про­ис­хо­дит этот так: в сте­пи, вер­хом, по­сле дол­гой раз­лу­ки, Те­му­чин и Джа­му­ха в оче­ред­ной раз встре­ча­ют­ся. Они го­во­рят ка­кие-то глу­по­с­ти, не­ес­те­ст­вен­но сме­ют­ся и едут вме­с­те, об­няв­шись. Встре­чи с ма­те­рью про­ис­хо­дят по­хо­жим об­ра­зом, но без про­гул­ки на ло­ша­дях.

В те­че­ние все­го филь­ма не­из­мен­но по­ра­жа­ет по­ве­де­ние ак­тёр­ско­го со­ста­ва. Пер­со­на­жи по­че­му-то по­сто­ян­но хо­хо­чут без при­чин, крив­ля­ют­ся, раз­ма­хи­ва­ют ру­ка­ми, ве­дут се­бя, как пья­ные де­ре­вен­ские му­жи­ки, как буд­то ак­тё­ры про­шли шко­лу ко­ме­дии Дже­ки Ча­на. Не­из­ве­ст­но, чем вы­зва­но тре­бо­ва­ние та­кой ма­не­ры иг­ры от ак­тё­ров ре­жис­сё­ром, воз­мож­но, в этом он ви­дел ис­то­ри­че­с­кую прав­ду и счи­тал, что имен­но так ве­ли се­бя мон­го­лы вре­мён Чин­ги­с­ха­на. Не ис­клю­чён и дру­гой ва­ри­ант – по­до­б­ран вто­ро­сорт­ный ак­тёр­ский со­став.

Од­на­ко «Тай­на Чин­гис Ха­а­на» не ко­ме­дия. И че­ре­да не­ле­по­с­тей, сме­ня­ю­щих друг дру­га в со­бы­тий­ном ря­де филь­ма, по всей ви­ди­мо­с­ти, не при­зва­на рас­сме­шить зри­те­ля. Вот па­ра при­ме­ров. Од­наж­ды, уже взрос­лый Те­му­чин встре­ча­ет­ся в сте­пи с бра­том Джа­му­хой по­сле дол­гой раз­лу­ки. До это­го они ви­де­лись юно­ша­ми. Ко­неч­но, они хо­хо­чут, об­ни­ма­ют­ся и го­во­рят раз­ные глу­по­с­ти. И вдруг Джа­му­ха спра­ши­ва­ет его, стран­но крив­ля­ясь и раз­ма­хи­вая ру­ка­ми: «А где твои щё­ки? Как толь­ко их не ста­ло, Бор­тэ со­гла­си­лась вый­ти за те­бя!» И при этом по­ка­зы­ва­ет ла­до­ня­ми, ка­кие боль­шие щё­ки бы­ли преж­де у Чин­ги­с­ха­на. Но де­ло в том, что в по­след­нюю встре­чу Те­му­чин был то­щим юно­шей, и ни о ка­ких ще­ках не мог­ло быть и ре­чи.

В дру­гом вол­ни­тель­ном эпи­зо­де Чин­ги­с­хан идёт вой­ной с це­лью вер­нуть лю­би­мую, си­лой от­ня­тую у не­го. Вот всад­ни­ки Чин­ги­с­ха­на на­па­да­ют на вра­га, а сам зло­дей в этом вре­мя, не­смо­т­ря на шум сра­же­ния, до­мо­га­ет­ся пре­крас­ной Бор­тэ. Она при­вя­за­на, а он пол­зёт к ней го­лый и пот­ный со сло­ва­ми: «Ну раз­двинь но­ги… Ну да­вай! Иди ко мне! Да­вай по­иг­ра­ем…» Яв­но но­ги Бор­тэ тре­во­жат его силь­нее, чем бой за по­ро­гом юр­ты.

Осо­бый спе­ци­фи­че­с­кий ход Ан­д­рея Бо­ри­со­ва, сво­е­об­раз­ная став­ка на глу­бо­ко­мыс­лен­ность идеи и мо­раль, со­дер­жит­ся в фи­гу­ре не­стан­дарт­но­го для сю­же­та филь­ма пер­со­на­же – Ио­ан­не (Гер­нот Гримм, ак­тёр из Гер­ма­нии). Ио­анн – это при­дур­ко­ва­тый муж­чи­на, ко­то­рый бе­га­ет по­всю­ду с боль­шим кре­с­том, ва­ля­ет­ся в гря­зи и с те­а­т­раль­ным над­ры­вом кри­чит, что­бы мон­го­лы не уби­ва­ли друг дру­га. Его, в об­щем, ни­кто не слу­ша­ет и поч­ти не за­ме­ча­ет. Мон­го­лы спо­кой­но ре­жут друг дру­га и за­ли­ва­ют степь кро­вью. Ве­ро­ят­но, по за­мыс­лу Бо­ри­со­ва, он сим­во­ли­зи­ру­ет Ии­су­са Хри­с­та. Об­раз до­воль­но стран­ный на фо­не про­ис­хо­дя­ще­го в филь­ме, впи­сы­ва­ет­ся в об­щую кар­ти­ну с тру­дом, и глав­ное – не по­нят­но, за­чем он ну­жен, по­сколь­ку его функ­ция так до кон­ца и не рас­кры­ва­ет­ся. Но его вне­зап­ные ис­те­рич­ные по­яв­ле­ния до­воль­но ко­мич­ны.

В ка­че­ст­ве един­ст­вен­но­го плю­са, не слиш­ком зна­чи­тель­но­го, сле­ду­ет от­ме­тить ба­та­лии – эле­мент, ко­то­рый со­зда­ёт ди­на­ми­ку филь­ма и поз­во­ля­ет в жа­н­ро­вой при­над­леж­но­с­ти до­ба­вить «бо­е­вик». Ви­зу­аль­ный ряд сра­же­ний вы­пол­нен до­ста­точ­но ста­ра­тель­но, хо­тя и здесь не­ко­то­рые де­та­ли вы­зы­ва­ют не­до­уме­ние. В ча­ст­но­с­ти, ме­с­та­ми воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что кто-то из во­и­нов сра­жа­ет­ся вер­хом на ло­ша­дях, а кто-то – на по­ни.

Не­из­ве­ст­но, му­ча­ет ли со­весть со­зда­те­лей филь­ма за то, что в ус­ло­ви­ях глу­бо­ко­го эко­но­ми­че­с­ко­го кри­зи­са до­ста­точ­но круп­ная сум­ма де­нег ($10 000 000) бы­ла по­тра­че­на на про­из­вод­ст­во про­дук­та, без ко­то­ро­го зри­те­ли и биб­ли­о­те­ка ки­но­ис­кус­ст­ва ед­ва ли мно­гое по­те­ря­ли бы. И да­же бы вы­иг­ра­ли. 


Ре­жис­сёр: Ан­д­рей Бо­ри­сов.

В ро­лях: Сте­па­ни­да Бо­ри­со­ва, Сер­гей Его­ров, Гер­нот Гримм, Ор­гил Мак­ха­ан, Эду­ард Он­дар, Су­зан­на Ор­жак, Ефим Сте­па­нов, Кэ­ри-Хи­ро­ю­ки Та­га­ва, Олег Так­та­ров, Мен Ту.

Рос­сия, Мон­го­лия, США, 2009, 120 мин.



Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования