Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Югра – начало всех начал

Георгий Грджян. Лунная дорожка
Георгий Грджян. Лунная дорожка

Ге­ор­гий Грджян лю­бит по­вто­рять стро­ки вы­да­ю­ще­го­ся азер­бай­д­жан­ско­го по­эта Са­ме­да Вур­гу­на: «От серд­ца к серд­цу до­ро­га есть!». Че­рез эти стро­ки ему про­ще вы­ра­зить свою но­с­таль­гию по Югор­ской зем­ле.

В ре­зуль­та­те ар­мя­но-азер­бай­д­жан­ско­го кон­флик­та по по­во­ду На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха Ге­ор­гий Грджян был вы­нуж­ден по­ки­нуть лю­би­мый Ба­ку, пе­ре­ехать по­на­ча­лу в Са­мар­канд, а за­тем в Пыть-Ях, где про­жил не­сколь­ко пло­до­твор­ных лет. В 1999 го­ду, под­дав­шись на­стой­чи­вым уго­во­рам близ­ких род­ст­вен­ни­ков, пе­ре­ехал в Па­риж, о ко­то­ром до тех пор знал не боль­ше, чем лю­бой си­би­ряк.

Го­ды, про­ве­дён­ные ху­дож­ни­ком в мо­ло­дом го­ро­де Пыть-Яхе, за­пом­ни­лись ак­тив­ной и на­сы­щен­ной твор­че­с­кой жиз­нью. За это вре­мя он на­пи­сал не­ма­ло кар­тин, при­нёс­ших ему при­зна­ние и из­ве­ст­ность в ав­то­ном­ном ок­ру­ге и за его пре­де­ла­ми.

Ког­да я ду­маю о Ге­ор­гии Грджя­не, вспо­ми­наю его сло­ва, ко­то­ры­ми он в сво­ей хле­бо­соль­ной ма­с­тер­ской вы­ра­жал при­зна­тель­ность всем, кто под­дер­жал его в го­ря­чем стрем­ле­нии вы­не­с­ти свои тво­ре­ния на бо­лее ши­ро­кую ау­ди­то­рию рос­сий­ских це­ни­те­лей ис­кус­ст­ва: «Кто за­бы­ва­ет сде­лан­ное до­б­ро, вряд ли да­ле­ко уе­дет».

В этом смыс­ле осо­бую ус­лу­гу Грджя­ну ока­зал хо­ро­шо из­ве­ст­ный в ок­ру­ге жур­на­лист Вла­ди­мир Страш­нов. Так, в 1998 го­ду он, близ­ко знав­ший ху­дож­ни­ка и вы­со­ко це­нив­ший его уди­ви­тель­ные по­лот­на, свя­зал­ся с де­пу­та­том Гос­ду­мы от ХМАО Алек­сан­д­ром Ло­то­ре­вым и по­про­сил по­мочь в ор­га­ни­за­ции в сте­нах ниж­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та стра­ны вы­став­ки Грджя­на, ко­то­рый до это­го де­сят­ки раз вы­став­лял­ся в го­ро­дах Азер­бай­д­жа­на, Уз­бе­ки­с­та­на, Эс­то­нии, Лат­вии и дру­гих быв­ших со­вет­ских ре­с­пуб­лик, кар­ти­ны ко­то­ро­го хра­нят­ся во мно­гих кол­лек­ци­ях ми­ра…

…В те­че­ние трёх дней – с 7 по 9 ок­тя­б­ря 1998 го­да – кар­ти­на­ми ху­дож­ни­ка из Пыть-Яха по­лю­бо­ва­лось не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век: де­пу­та­ты Гос­ду­мы, со­труд­ни­ки пар­ла­мен­та, чле­ны их се­мей, пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, ис­кус­ст­во­ве­ды и про­сто лю­би­те­ли жи­во­пи­си. В те дни от по­се­ти­те­лей то и де­ло мож­но бы­ло ус­лы­шать, что ху­дож­ник из ка­ко­го-то Пыть-Яха про­сто по­ко­рил Гос­ду­му.

Зри­те­ли осо­бен­но об­ра­ща­ли вни­ма­ние на маг­не­ти­че­с­ки при­тя­ги­ва­ю­щую энер­ге­ти­ку его се­вер­ных цик­лов – та­ких ра­бот, как «Зо­ло­тая осень», «Рас­свет», «Лун­ная ночь», «Си­бир­ские мо­ро­зы». В кар­ти­нах та­лант­ли­во­го жи­во­пис­ца ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся не­ис­тре­би­мый оп­ти­мизм и лю­бовь к при­ро­де, к лю­дям Се­ве­ра, по­ни­ма­ние на­сто­я­ще­го си­бир­ско­го ха­рак­те­ра. Зри­тель с раз­ви­тым вку­сом слы­шит в этих жи­во­пис­ных цик­лах му­зы­ку сне­га. Как ска­зал в этой свя­зи один из ис­кус­ст­во­ве­дов, «это му­зы­ка, рас­тап­ли­ва­ю­щая веч­ную мерз­ло­ту на­ше­го от­но­ше­ния к Се­ве­ру, к Си­би­ри в це­лом». Тор­же­ст­во жиз­ни – вот, по­жа­луй, глав­ный мо­тив ху­до­же­ст­вен­ной па­ли­т­ры Ге­ор­гия Грджя­на.

Пре­крас­ны и тро­га­тель­ны в ис­пол­не­нии Грджя­на пор­т­ре­ты. В этом смыс­ле осо­бен­но по­ка­за­тель­ны та­кие ра­бо­ты, как «Оп­ти­ми­ст­ка», «Муж­чи­на в Си­би­ри зи­мой». Эти пор­т­ре­ты мог со­здать толь­ко че­ло­век, хо­ро­шо зна­ю­щий и лю­бя­щий сво­их ге­ро­ев, с ко­то­ры­ми он жил ря­дом, бок о бок, де­лил с ни­ми ра­дость и го­ре.

При­вле­ка­ют и биб­лей­ские мо­ти­вы в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ка. Глав­ное до­сто­ин­ст­во на­пи­сан­ных им икон за­клю­ча­ет­ся в том, что в них та­лант­ли­во со­блю­де­ны ка­но­ны. Пе­ред отъ­ез­дом во Фран­цию Ге­ор­гий по­да­рил не­сколь­ко икон пра­во­слав­но­му хра­му Пыть-Яха. На­пи­сан­ный мас­лом лик Спа­си­те­ля – один из яр­чай­ших об­раз­цов ико­но­твор­че­ст­ва, в ко­то­ром по­ра­жа­ют глу­би­на про­ник­но­ве­ния ав­то­ром в суть те­мы, что не мо­жет не вы­зы­вать са­мые до­б­рые чув­ст­ва.

По­сле 1999 го­да у Ге­ор­гия Грджя­на со­сто­я­лись вы­став­ки в Па­ри­же и дру­гих го­ро­дах Фран­ции. Их ор­га­ни­за­ции спо­соб­ст­во­вал и ве­ли­кий фран­цуз­ский шан­со­нье ар­мян­ско­го про­ис­хож­де­ния Шарль Аз­на­вур.

Всё, что у Грджя­на свя­за­но с Се­ве­ром, не ос­тав­ля­ет рав­но­душ­ной и фран­цуз­скую пуб­ли­ку.

– В ка­кой-то сте­пе­ни, – при­зна­ёт­ся Ге­ор­гий Грджян, – я чув­ст­вую се­бя в ев­ро­пей­ской стра­не по­слом Се­ве­ра, в дан­ном слу­чае – Юг­ры. Не­ма­ло фран­цу­зов чер­па­ют из мо­их кар­тин ин­фор­ма­цию о Хан­ты-Ман­сий­ском ав­то­ном­ном ок­ру­ге, при этом по­лу­чая и эс­те­ти­че­с­кое удо­воль­ст­вие от рус­ской жи­во­пи­си, в тра­ди­ци­ях ко­то­рой я, ар­мя­нин по рож­де­нию, имею честь ра­бо­тать на про­тя­же­нии все­го сво­е­го твор­че­с­ко­го пу­ти…

И во Фран­ции он по­мнит о Юг­ре, шлёт при­вет сво­им зри­те­лям. «От серд­ца к серд­цу…»


Княз ГУРБАНОВ
г. ПЫТЬ-ЯХ,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования