Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 17.04.2009

Предпасхальное

Раз­мы­ш­ле­ния книж­ни­ка-ми­ря­ни­на

 

 Пра­во­сла­вие при­вле­ка­ет гар­мо­ни­ей. Вот Ве­ра, ко­то­рая как буд­то раз­ли­та в са­мой жиз­ни. Скреп­ляя всё сво­ей Лю­бо­вью. И ос­тав­ляя На­деж­ду на бу­ду­щее.

Ведь ис­ко­мая мо­дель бу­ду­ще­го и мо­жет быть толь­ко гар­мо­ни­ей. Лю­бой пе­ре­кос бу­ду­щее по­гу­бит. Лю­бая вы­де­лен­ность, пе­ре­гру­жен­ность лю­бой из лемм ди­лем­мы, го­во­ря язы­ком ди­а­лек­ти­ки. И на слег­ка оша­лев­шем под ста­рость За­па­де (бе­зу­мие по­лит­кор­рект­но­с­ти оче­вид­но да­же ре­бён­ку) на­чи­на­ют по­ни­мать, сколь ги­бель­но од­но­бо­кое ка­ча­ние прав – на­при­мер, пре­сло­ву­тых «прав че­ло­ве­ка» вне ра­мок его обя­зан­но­с­тей, в от­ры­ве от об­щей (тра­ди­ци­он­ной) си­с­те­мы цен­но­с­тей.

Евангелист Иоанн и Прохор на острове Патмос
Евангелист Иоанн и Прохор на острове Патмос

 

 На вы­руч­ку при­дёт (долж­но прий­ти!) про­ни­зан­ное пра­во­сла­ви­ем рус­ское со­зна­ние. Да­бы сбы­лись про­ро­ки – от мо­на­ха Фи­ло­фея («Моск­ва – Тре­тий Рим, а Чет­вёр­то­му не бы­вать») до Да­ни­и­ла Ан­д­ре­е­ва («Ро­за Ми­ра»).

Ос­но­ва это­го со­зна­ния, он­то­ло­ги­че­с­ки пи­та­ю­ще­го­ся ди­а­лек­ти­кой тро­ич­но­с­ти, – тож­де­ст­во мыс­ли и жиз­ни, все­един­ст­ва, в ко­то­ром субъ­ект не­мыс­лим вне объ­ек­та, че­ло­век – без Бо­га, как и Бог – без че­ло­ве­ка.

Тут Бог – не на­чаль­ник-кон­тро­лёр, из­да­ю­щий ука­зы и при­ка­зы, на­зна­ча­ю­щий пре­мии и штра­фы. И от­но­ше­ния с Ним не ариф­ме­тич­ны. Идея ин­дуль­ген­ции не мог­ла воз­ник­нуть на рус­ской поч­ве. Как и идея про­те­с­тант­ской эти­ки, по ко­то­рой Бо­жья ми­лость име­ет свой зем­ной, ма­те­ри­аль­ный эк­ви­ва­лент. Рус­ский па­ра­док­са­лист по­ни­ма­ет, что Бо­жий лю­би­мец мо­жет быть от­ме­чен и стра­да­ни­ем, бо­лью. По­то­му что от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и Бо­га не аб­ст­ракт­ны здесь, а все­гда жи­вы, род­ст­вен­ны, поч­ти се­мей­ны.

«Гос­по­ди, я ве­рую, – го­во­рит рус­ский че­ло­век вме­с­те с Есе­ни­ным, – но возь­ми в свой Рай мой прон­зён­ный стре­ла­ми дож­де­вы­ми край». И по­ни­ма­ет: уже взял – ес­ли Рай во­об­ще воз­мо­жен. По­то­му что Рай здесь све­дён на Зем­лю в не­рас­тор­жи­мом, сла­до­ст­ном, брач­ном Тож­де­ст­ве.

Во­об­ще эти – пер­спек­тив­ные для ми­ра осо­бен­но­с­ти рус­ско­го со­зна­ния луч­ше все­го по­ка­зать на при­ме­рах не из ка­те­хи­зи­са или бо­го­слов­ских трак­та­тов, а из твор­че­ст­ва са­мых по­пу­ляр­ных, «на­и­ру­сей­ших» рус­ских по­этов, внеш­не иной раз да­лё­ких от бы­то­вой во­цер­ков­лён­но­с­ти. «Ку­по­ла в Рос­сии кро­ют чи­с­тым зо­ло­том – Что­бы ча­ще Гос­подь за­ме­чал» – пел ещё сов­сем не­дав­но Вы­соц­кий. Не го­ти­че­с­кие пи­ра­ми­ды, ус­т­рем­лён­ные «ту­да, ту­да» (Гё­те), в но­у­ме­наль­ные хо­лод­ные да­ли, а тёп­лые огонь­ки, свеч­ки, при­тя­ги­ва­ю­щие взор Гос­по­ден – род­но­го, бес­ко­неч­но ми­ло­го су­ще­ст­ва.

У Бу­ни­на, име­ю­ще­го имидж «эро­то­ма­на», поч­ти языч­ни­ка, на­хо­дим пре­дель­но вы­ра­жен­ные пра­во­слав­ные по­эти­че­с­кие дек­ла­ра­ции (ко­то­рые мож­но по­ста­вить ря­дом с пуш­кин­ски­ми опы­та­ми по­эти­че­с­ко­го за­ве­ща­ния»: «На­прас­но я бе­гу к Си­он­ским вы­со­там» или «От­цы пу­с­тын­ни­ки и жё­ны не­по­роч­ны»). Хо­тя бы вот та­кое вось­ми­сти­шие:

 

И цве­ты, и шме­ли, и тра­ва, и ко­ло­сья,

И ла­зурь, и по­лу­ден­ный зной…

Срок на­ста­нет – Гос­подь

сы­на блуд­но­го спро­сит:

«Был ли сча­ст­лив ты в жиз­ни зем­ной?»

 

И за­бу­ду я всё – вспом­ню толь­ко

вот эти

По­ле­вые пу­ти меж ко­ло­сь­ев и трав,

И от сла­до­ст­ных слёз

не ус­пею от­ве­тить,

К ми­ло­серд­ным

ко­ле­ням при­пав.

 

Всяк че­ло­век – блуд­ный сын пе­ред Гос­по­дом, он и не мо­жет быть ни­кем иным по­сле ада­мо­ва гре­хо­па­де­ния. И что бы он ни де­лал – как бы ни со­блю­дал пра­ви­ла и «при­ли­чия», об­ря­дом вме­нён­ные, спа­сён он мо­жет быть толь­ко ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­им. Но что­бы его про­явить, Гос­подь дол­жен уви­деть ли­цо че­ло­ве­ка, к Не­му об­ра­щён­ное. Ведь Он дал че­ло­ве­ку сво­бо­ду. Че­ло­век во­лен и от­вер­нуть­ся, от­вра­тить ли­це своё от Гос­по­да. Что он сплошь и ря­дом и де­ла­ет. «Мно­го зва­ных, да не­мно­го из­бран­ных».

В этой прит­че о блуд­ном сы­не – од­ной из важ­ней­ших в Еван­ге­лии – за­пад­ный че­ло­век на­по­ми­на­ет по боль­шей ча­с­ти стар­ше­го, «по­ло­жи­тель­но­го» сы­на, усерд­но­го тру­до­люб­ца и хо­зяй­ст­вен­ни­ка, а рус­ский – млад­ше­го, бро­дя­гу, при­шед­ше­го к от­цу – к От­цу – че­рез по­ка­я­ние.

Од­на­ко ж «не за­ко­вать в ме­ру тре­пет Все­лен­ной» (Хлеб­ни­ков). Ис­ти­на, До­б­ро, Кра­со­та да­ют­ся толь­ко Люб­ви, а не За­ко­ну. Люб­ви со все­ми её не­рас­чле­нён­но­с­тя­ми и па­ра­док­са­ми. «Я есмь Ис­ти­на, и Жизнь, и Путь». Всё про­чее – про­ме­рен­ное, взве­шен­ное, хо­лод­но ме­ха­ни­че­с­кое – от лу­ка­во­го.

За­клю­чён­ная в пра­во­сла­вии сти­хий­но-ин­ту­и­тив­ная ди­а­лек­ти­ка Бо­го-Че­ло­ве­че­ст­ва и пред­став­ля­ет­ся тем «све­том с Вос­то­ка», о ко­то­ром гре­зи­ли и гре­зят на­и­бо­лее про­ник­но­вен­ные му­д­ре­цы и по­эты За­па­да. Как тут не вспом­нить, кста­ти, Рай­не­ра Ма­рию Риль­ке: «Рос­сия – един­ст­вен­ная в ми­ре стра­на, ко­то­рая со­сед­ст­ву­ет с Бо­гом».

А в стя­же­нии све­та, по Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му, и со­сто­ит пред­наз­на­че­ние че­ло­ве­ка. Све­та – то есть Спа­се­ния. Спа­се­ния, од­на­ко, не как «пла­ты» за оп­ре­де­лён­ный объ­ём ду­хов­ной ра­бо­ты. А как ми­ло­серд­но­го ак­та Люб­ви, на­прав­лен­ной к уси­лию, сни­с­хо­дя­щей к упо­ва­нию.

По­это­му, стро­го го­во­ря, глав­ным, стерж­не­вым по­ня­ти­ем пра­во­слав­но­го бла­го­че­с­тия (как эти­ки по­ве­де­ния) долж­но бы­ло быть, по мо­е­му ра­зу­ме­нию, не Спа­се­ние, как в ка­зён­ных из­ло­же­ни­ях ка­те­хи­зи­са, а Слу­же­ние. В ак­цен­те на Спа­се­ние слы­шит­ся мне от­звук иу­да­ист­ско­го объ­ек­ти­виз­ма. Не нам ре­шать, спа­сёт ли нас Гос­подь. Не об этом и долж­на быть глав­ная ду­ма. Пре­до­ста­вим Бо­го­во – Бо­гу. Луч­ше со­сре­до­то­чим­ся на том, что нам до­ступ­но и внят­но. На том, что­бы по­слу­жить Ему. То есть об­ра­тим­ся ли­цем сво­им в Его сто­ро­ну. По­ст­ро­им свою жизнь как пред­сто­я­ние пе­ред Ним.

Ду­ма­ет­ся, в этом ощу­ще­нии жи­вой с Ним свя­зи (не­сколь­ко омерт­ве­ва­ю­щей в за­пад­ных рег­ла­мен­та­ци­ях и та­ри­фи­ка­ци­ях) и со­сто­ит бу­ду­щий вклад рус­ско­го со­зна­ния в син­к­лит гло­ба­ли­за­ци­он­ных уси­лий по упо­ря­до­чи­ва­нию зем­но­го ха­о­са во имя спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва. Ес­ли, ко­неч­но, Рос­сия, ве­до­мая не­даль­но­вид­ны­ми вож­дя­ми, не со­блаз­нит­ся чу­жи­ми пу­тя­ми.

Не су­хая, ум­ст­вен­ная ди­а­лек­ти­ка пре­пи­ра­тель­ст­ва те­зи­са и ан­ти­те­зи­са, а пол­но­кров­ная жизнь ду­ха – как лич­но­ст­ное уча­с­тие зем­но­го че­ло­ве­ка в ко­с­ми­че­с­ких бит­вах До­б­ра и Зла. Ведь «по­ле бит­вы – серд­ца лю­дей» (До­сто­ев­ский).

В ус­ло­ви­ях на­ра­с­та­ния на За­па­де (и всё боль­ше – по­пу­гай­но – у нас) ас­па­зии, то есть не­ве­рия, и эн­т­ро­пии, то есть ду­хов­но­го рав­но­ду­шия, обес­пе­чен­ных тор­же­ст­вом вуль­гар­но­го ма­те­ри­а­лиз­ма, пра­во­слав­ное че­ре­до­ва­ние ас­ке­зы и пра­зд­ни­ка при­зва­но вер­нуть жи­вой ритм ос­мыс­лен­ной че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни. Ритм, в ко­то­ром слы­шит­ся бо­же­ст­вен­ная Му­зы­ка Ми­ро­зда­ния.

Глу­хие к ней лю­ди са­ми при­бли­жа­ют Апо­ка­лип­сис. Са­мо­убий­ст­во – то­же вы­бор. Вы­бор гре­ха.


Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования