Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 24.04.2009

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

СУДЬ­БА ЕСА­У­ЛА В ПИСЬ­МАХ

 

Вот Газ­ма­нов лю­бит ска­кать по сце­не на де­ре­вян­ной ло­шад­ке с са­бель­кой в ру­ках и петь: «Еса­ул, еса­ул…». Мо­жет, ко­му-то эта иг­ру­шеч­ная ду­ра­ш­ли­вость про ге­ро­ев бе­ло­го дви­же­ния и нра­вит­ся. А из­да­тель­ст­во «РИ­ПОЛ клас­сик» вы­пу­с­ти­ло впол­не се­рь­ёз­ную и скорб­ную, да­же по су­ти, кни­гу – до­ку­мен­таль­ный ро­ман Еле­ны Кол­пи­ко­вой «300 пи­сем рас­ст­ре­лян­но­го еса­у­ла», ко­то­рый бо­лью от­да­ёт­ся в серд­це. По­свя­щён он судь­бе ре­аль­но­го еса­у­ла Вой­ска Дон­ско­го Алек­сан­д­ра Упор­ни­ко­ва – од­но­го из тех рус­ских офи­це­ров, в чьей жиз­ни бы­ли и Пер­вая ми­ро­вая вой­на, и Граж­дан­ская, бы­ли по­бе­ды и по­ра­же­ния, бы­ли боль­шая лю­бовь и из­ло­ман­ная тра­ги­че­с­кая судь­ба. А ис­хо­дя из са­мо­го на­зва­ния кни­ги – был и му­че­ни­че­с­кий ко­нец в жиз­ни.

Та­кие из­да­ния, как пи­шет ав­тор пре­дис­ло­вия док­тор ис­то­ри­че­с­ких на­ук С.В. Вол­ков, чрез­вы­чай­но важ­ны, по­сколь­ку имен­но они, до­ступ­ные ши­ро­ко­му кру­гу чи­та­те­лей (а ти­раж по ны­неш­ним мер­кам для ли­те­ра­ту­ры по­доб­но­го ро­да про­сто очень вну­ши­те­лен – 5000 эк­земп­ля­ров), спо­соб­ны до­сто­вер­но по­ве­дать о жиз­ни и судь­бе все­го это­го со­ци­аль­но­го слоя. Вот жаль толь­ко, что от­дель­ные стра­ни­цы в кни­ге про­пе­ча­та­ны очень пло­хо, то есть во­об­ще «стёр­ты», бра­ко­ван­ные. Слов­но в по­след­нем уси­лии ка­кой-то боль­ше­вист­ский ко­мис­сар по­пы­тал­ся и из мо­ги­лы до­тя­нуть­ся до пи­сем Упор­ни­ко­ва, по­пор­тить их. Но пе­ре­крыть до­ступ к чи­та­те­лям но­во­го по­ко­ле­ния всё же не смог.

А судь­ба это­го еса­у­ла дей­ст­ви­тель­но ти­пич­на для рус­ско­го офи­це­ра в смут­ное вре­мя. Ве­хи его пу­ти – по­ля сра­же­ний на фрон­тах вой­ны, по­том борь­ба с боль­ше­виз­мом в ря­дах Бе­лой ар­мии, тра­ге­дия раз­лу­ки с лю­би­мой же­ной и – рас­ст­рел. По­доб­ное вы­па­ло на до­лю де­сят­ков ты­сяч луч­ших пред­ста­ви­те­лей рус­ско­го офи­цер­ст­ва. Со стра­ниц кни­ги вста­ёт об­раз бла­го­род­но­го, тон­ко чув­ст­ву­ю­ще­го и по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка, без­за­вет­но пре­дан­но­го Рос­сии и не­из­мен­но вер­но­го стро­гим тре­бо­ва­ни­ям офи­цер­ской че­с­ти. А ведь со­вре­мен­но­му рос­сий­ско­му чи­та­те­лю, на­ка­чен­но­му лже­ис­то­ри­че­с­ки­ми хро­ни­ка­ми Сва­нид­зе или Мле­чи­ным-Рад­зин­ским, обо всем этом ма­ло что из­ве­ст­но. Он не име­ет адек­ват­но­го пред­став­ле­ния ни об об­ра­зе под­лин­но­го рус­ско­го офи­це­ра, ни о его ти­пич­ной, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та, судь­бе, ни тем бо­лее о кон­крет­ных об­сто­я­тель­ст­вах жиз­ни близ­ких и да­ле­ких род­ст­вен­ни­ков в то слож­ное вре­мя.

Кни­га ком­по­зи­ци­он­но со­сто­ит из двух ча­с­тей. Пер­вая пред­став­ля­ет со­бой рас­сказ вдо­вы А.А. Упор­ни­ко­ва, со­про­вож­да­е­мый до­ку­мен­та­ми и от­рыв­ка­ми из пи­сем. Вто­рая – до­ку­мен­таль­ное при­ло­же­ние, вклю­ча­ю­щее пись­ма еса­у­ла с фрон­та. Каж­дая из этих ча­с­тей пред­став­ля­ет са­мо­сто­я­тель­ную ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­с­кую цен­ность, спо­соб­на най­ти сво­е­го чи­та­те­ля. Есть ещё од­но при­ло­же­ние – это ге­не­а­ло­гия ка­за­чь­е­го ро­да Упор­ни­ко­вых ста­ни­цы Аки­шев­ской, на­счи­ты­ва­ю­ще­го семь ко­лен. Чи­тать его не ме­нее ин­те­рес­но. Пер­вая часть но­сит ме­му­ар­ный ха­рак­тер, эмо­ци­о­наль­но пе­ре­да­ёт со­бы­тия пе­ре­лом­ных лет рос­сий­ской ис­то­рии от на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны до 1920-х го­дов. А ме­му­а­ров ря­до­вых уча­ст­ни­ков тех со­бы­тий не так уж и мно­го, прак­ти­че­с­ки их нет во­все. Тем бо­лее что кон­крет­ные об­сто­я­тель­ст­ва, свя­зан­ные с прак­ти­кой об­ра­ще­ния с уча­ст­ни­ка­ми бе­ло­го дви­же­ния не­по­сред­ст­вен­но по­сле Граж­дан­ской вой­ны, ос­ве­ще­ны в ме­му­ар­ной ли­те­ра­ту­ре мень­ше и ху­же все­го.

А не­по­сред­ст­вен­но пись­ма Упор­ни­ко­ва мож­но рас­сма­т­ри­вать как цен­ный ис­точ­ник по ис­то­рии Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Кто-то по­ста­вит та­кой эти­че­с­кий во­прос: мож­но ли вы­став­лять на все­об­щее обо­зре­ние лич­ные пись­ма? Но, во-пер­вых, эти пись­ма от­но­сят­ся к судь­бо­нос­ной для Рос­сии эпо­хе, а ма­те­ри­а­лов по то­му вре­ме­ни, про­ли­ва­ю­щих свет ис­ти­ны, со­хра­ни­лось не так уж и мно­го. Тем бо­лее что здесь пред­став­ле­ны не от­дель­ные пись­ма, а це­лый ар­хив, что нель­зя не при­знать весь­ма цен­ным. Во-вто­рых, имен­но лич­ные пись­ма, на­пи­сан­ные близ­ко­му че­ло­ве­ку, не пред­наз­на­чен­ные для чу­жих глаз и за­ве­до­мо не пре­сле­ду­ю­щие ни­ка­кой об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кой це­ли, пред­став­ля­ют со­бой ис­точ­ник уни­каль­ной пси­хо­ло­ги­че­с­кой до­сто­вер­но­с­ти. Ни­что иное не спо­соб­но бо­лее адек­ват­но и до­сто­вер­но ото­б­ра­зить куль­тур­ный уро­вень, об­раз мыс­лей, на­ст­ро­е­ние, пси­хо­ло­гию че­ло­ве­ка. Пись­ма, с мно­го­чис­лен­ны­ми бы­то­вы­ми де­та­ля­ми и по­дроб­но­с­тя­ми, пе­ре­да­ют не­уло­ви­мый дух и аро­мат эпо­хи, об­раз и стиль жиз­ни тех лет. Каж­дый ис­сле­до­ва­тель или про­сто лю­би­тель рус­ской ис­то­рии мо­жет толь­ко меч­тать о по­доб­ных ред­чай­ших до­ку­мен­тах.

Пост­скрип­тум. Вот от­ры­вок из од­но­го пись­ма с фрон­та, тог­да ещё хо­рун­же­го А.Упор­ни­ко­ва: «Стран­но ста­но­вит­ся, как лю­ди, зная ве­ко­вые за­ко­ны вой­ны, за­не­сён­ные на стра­ни­цы ис­то­рии, мог­ли вы­брать до­ро­гу, ко­то­рая все­гда ве­ла к не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли…»


 

ТРЕ­ТИЙ ПУТЬ – ЧТО ЭТО?

 

Один из ин­те­рес­ней­ших на се­го­дняш­ний день пуб­ли­ци­с­тов, уме­ю­щий мыс­лить ана­ли­ти­че­с­ки и нестан­дарт­но, я бы да­же ска­зал гло­баль­ны­ми, стра­те­ги­че­с­ки­ми ка­те­го­ри­я­ми, опи­ра­ясь при этом на ду­хов­ное на­сле­дие оте­че­ст­вен­ных фи­ло­со­фов и мыс­ли­те­лей, чер­пая в них не­ис­ся­ка­е­мые ис­ти­ны, но раз­ви­вая их и идя даль­ше – это Алек­сандр Ого­род­ни­ков. Имя, воз­мож­но, не столь из­ве­ст­ное ши­ро­кой чи­та­ю­щей пуб­ли­ке, к то­му же пуб­ли­ка­ции его ста­тей по­яв­ля­лись по­ка в ма­ло­ти­раж­ных из­да­ни­ях, а мно­го­ти­раж­ные са­ми зна­е­те кем и чем за­пол­не­ны, там кар­ди­наль­но но­во­го и ос­т­ро­го сло­ва по­ба­и­ва­ют­ся. Но до­ста­точ­но ска­зать о том, что на пуб­ли­ци­с­ти­ку это­го ав­то­ра об­ра­тил при­сталь­ное вни­ма­ние тре­тий по ран­гу че­ло­век в го­су­дар­ст­ве – Сер­гей Ми­ро­нов, Пред­се­да­тель Со­ве­та Фе­де­ра­ции Рос­сии. Вот что он пи­шет А.Ого­род­ни­ко­ву: «…Не мо­гу ска­зать, что со все­ми Ва­ши­ми иде­я­ми и оцен­ка­ми ны­неш­ней си­ту­а­ции в Рос­сии со­гла­сен. Но, ког­да Вы пи­ше­те об опас­но­с­ти для Рос­сии «од­но­пар­тий­ной кор­по­ра­ции не­о­кон­сер­ва­то­ров», труд­но не со­гла­сить­ся. То, что Вы ха­рак­те­ри­зу­е­те се­бя как ав­то­ра «не­удоб­но­го», вы­ра­жа­ю­щего мне­ние, иду­щее враз­рез «мейн­стри­му», ме­ня лич­но ни­чуть не сму­ща­ет. На мой взгляд, это ско­рее Ваш плюс, чем ми­нус… Да, всё не­про­сто, да, во­круг ужас­но мно­го не­спра­вед­ли­во­с­ти! Но нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний смо­т­реть в бу­ду­щее с пес­си­миз­мом, не за­ме­чая мно­гих об­на­дё­жи­ва­ю­щих тен­ден­ций. Убеж­дён, что ло­ги­ка раз­ви­тия на­шей стра­ны вы­ве­дет нас, в ко­неч­ном счё­те, имен­но к «ле­во­му по­во­ро­ту», к со­вре­мен­ной, са­мо­быт­ной вер­сии но­во­го со­ци­а­лиз­ма, со­ци­а­лиз­ма ХХI ве­ка, учи­ты­ва­ю­ще­го на­шу рос­сий­скую спе­ци­фи­ку (Вы на­зы­ва­е­те это «рус­ским со­ци­а­лиз­мом»)…».

И вот, на­ко­нец, ста­тьи А.Ого­род­ни­ко­ва со­бра­ны в от­дель­ную кни­гу «Апо­ло­гия тре­ть­е­го пу­ти» (из­да­тель­ст­во «Рос­сий­ский пи­са­тель»). В сфе­ре ин­те­ре­сов ав­то­ра не толь­ко по­ли­ти­ка, но и мно­гое дру­гое: ре­ли­гия, эко­но­ми­ка, эко­ло­гия, би­о­тер­ро­ризм – са­мые глав­ные и бо­лез­нен­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­с­ти. Вот лишь на­зва­ние ста­тей: «О де­мо­гра­фии, ур­ба­ни­за­ции и бу­ду­щем Рос­сии», «Кон­фликт ци­ви­ли­за­ций», «Нефть и по­ли­ти­ка», «Ког­да под­ни­мет­ся Ки­тай», «Па­па рим­ский, си­ро­та ка­зан­ская», «Про­ти­во­сто­я­ние спец­служб Рос­сии», «Вот при­едет дья­кон» (об Ан­д­рее Ку­ра­е­ве), «При­зрак Бен Лад­де­на», «Удар «пти­чь­им грип­пом», «Ре­ли­ги­оз­ная по­до­плё­ка тер­ро­риз­ма», «О на­ци­о­нал-па­т­ри­о­тиз­ме», «Ими­та­ция де­мо­кра­тии». О каж­дой из них сле­до­ва­ло бы го­во­рить осо­бо, от­дель­но, по­сколь­ку в них за­клю­че­ны глу­бо­кие смыс­лы и вы­во­ды. Но для это­го не хва­тит и всех по­лос «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Ог­ра­ни­чусь тем, что на­зо­ву об­щее для них и для ав­то­ра – это нрав­ст­вен­ная ос­но­ва, ве­ра в Бо­га и лю­бовь к Рос­сии. А что мо­жет быть боль­ше и луч­ше это­го?

Но од­ну ци­та­ту из ста­тьи Ого­род­ни­ко­ва «Воз­мо­жен ли в Рос­сии «ле­вый по­во­рот на пра­вый путь?» всё же при­ве­ду (в ви­де дис­кус­сии с Сер­ге­ем Ми­ро­но­вым): «При­ня­то счи­тать, что все «ци­ви­ли­зо­ван­ные» го­су­дар­ст­ва со­вре­мен­но­с­ти идут ли­бо по «ле­во­му» – со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­му (ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­му, со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­с­ко­му) пу­ти, ли­бо по «пра­во­му» – ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ко­му (бур­жу­аз­но-ли­бе­раль­но­му) пу­ти. А по прин­ци­пу «ма­ят­ни­ка» эти пу­ти в оп­ре­де­лён­ные ис­то­ри­че­с­кие мо­мен­ты не­на­дол­го ме­ня­ют­ся ме­с­та­ми. Рос­сия се­го­дняш­няя и так уже вро­де бы сто­ит на пу­ти ли­бе­ра­лиз­ма и ры­ноч­ных от­но­ше­ний, то есть гос­ка­пи­та­лиз­ма (по оцен­кам мно­гих экс­пер­тов, мо­но­по­ли­с­ти­че­с­ко­го гос­ка­пи­та­лиз­ма). Ку­да ж пра­вее? Де­ло в том, что «пра­вый» путь для Рос­сии – зна­чит пра­виль­ный, ис­кон­ный; тот осо­бый путь, идя ко­то­рым, стра­на ста­ла III Ри­мом и смо­жет и да­лее вы­пол­нять свою ци­ви­ли­за­ци­он­ную мис­сию в ми­ре. Этот путь эво­лю­ции на­ших тра­ди­ций. Он пред­ла­га­ет им­пер­ский ха­рак­тер, ав­тар­кию и экс­клю­зив­ность. Ес­те­ст­вен­но, это не очень нра­вит­ся «гло­ба­ли­за­то­рам» и сле­ва, и спра­ва… Кро­ме то­го, рус­ские лю­ди – не стя­жа­те­ли, а труд для рус­ско­го че­ло­ве­ка – не про­сто сред­ст­во про­пи­та­ния, а име­ет са­к­раль­ный смысл. Как нас ни оду­ра­чи­ва­ли, по­мним: хлеб бу­дем до­бы­вать в по­те ли­ца сво­е­го, но при этом – «не хле­бом еди­ным жив че­ло­век».

Пост­скрип­тум. Соб­ст­вен­но, имен­но о том же го­во­рил и Иван Иль­ин, их мыс­ли со­звуч­ны: «Ны­не Рос­сия в бес­при­мер­ном ис­то­ри­че­с­ком по­ло­же­нии: она ни­че­го и ни у ко­го не мо­жет и не долж­на «за­им­ст­во­вать». Она са­ма долж­на со­здать и вы­ко­вать своё об­ще­ст­вен­ное и го­су­дар­ст­вен­ное об­ли­чие, та­кое, ко­то­рое ей в этот мо­мент бу­дет под­хо­дить толь­ко для неё и спа­си­тель­но толь­ко для неё». (Из ста­тьи «Очер­та­ние бу­ду­щей Рос­сии».) Бу­дем с на­деж­дой ждать от Алек­сан­д­ра Ого­род­ни­ко­ва но­вых ста­тей и книг.


 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

 

Из­да­тель­ст­во Сре­тен­ско­го мо­на­с­ты­ря сде­ла­ло ещё один цен­ный по­да­рок лю­би­те­лям ду­хов­ной пи­щи – вы­пу­с­ти­ло сбор­ник ста­тей и про­по­ве­дей ие­ро­мо­на­ха Си­ме­о­на (То­ма­чин­ско­го «На пе­ре­крё­ст­ке идей». Мно­гие из них бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ав­то­ром за по­след­ние де­сять лет в раз­лич­ных из­да­ни­ях. Все они так или ина­че ка­са­ют­ся во­про­сов вза­и­мо­от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и Церк­ви, куль­ту­ры и ре­ли­гии, зна­ния и ве­ры. Ши­ро­та ин­те­ре­сов ие­ро­мо­на­ха Си­ме­о­на, его не­со­мнен­ный ли­те­ра­тур­ный та­лант, ос­т­рое ви­де­ние не­ус­т­ройств в ми­ре поз­во­ля­ют го­во­рить о нём как о че­ло­ве­ке осо­бо­го, мож­но ска­зать, вы­да­ю­ще­го­ся скла­да ума. В од­ной ста­тье он пи­шет о том, как апо­с­тол Па­вел бе­зу­преч­но ри­то­ри­че­с­ки вы­ст­ро­ил свою речь в афин­ском аре­о­па­ге, тог­даш­нем цен­т­ре об­ра­зо­ван­но­с­ти и фи­ло­со­фии, явив язы­че­с­ко­му ми­ру с его скеп­ти­циз­мом и сно­биз­мом Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние не толь­ко адек­ват­но, но и убе­ди­тель­но, по­нят­но, кра­си­во. По­сколь­ку апо­с­тол Па­вел был из ум­ней­ших лю­дей не толь­ко сво­е­го вре­ме­ни, но и, по­жа­луй, всех вре­мён и на­ро­дов, «его при­род­ный ин­тел­лект со­еди­нил­ся с бо­же­ст­вен­ной му­д­ро­с­тью, по­лу­чен­ной от Свя­то­го Ду­ха».

А в дру­гой ста­тье ав­тор уже ка­са­ет­ся дел ны­неш­них: «Ни для ко­го не се­к­рет, что ми­ром се­го­дня пра­вят день­ги. В ос­но­ве по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ст­ва кон­флик­тов ле­жит зо­ло­то (чёр­ное или дру­гих цве­тов – не суть важ­но). Так, по мне­нию мно­гих на­блю­да­те­лей, аг­рес­сия про­тив Юго­сла­вии, ин­спи­ри­ро­ван­ная Аме­ри­кой, при­зва­на бы­ла ос­ла­бить ев­ро, ко­то­рый уг­ро­жал дол­ла­ру… В Аме­ри­ке, где 82% счи­та­ют се­бя хри­с­ти­а­на­ми, а 96% – ве­ру­ю­щи­ми, да­же на день­гах дек­ла­ри­ру­ет­ся ве­ра в Бо­га: In God we trust («Мы ве­рим в Бо­га»). Впро­чем, по за­ме­ча­нию од­но­го ум­но­го че­ло­ве­ка, сле­до­ва­ло бы уточ­нить – «в это­го бо­га мы ве­рим», то есть в зо­ло­то­го тель­ца».

В тре­ть­ей ста­тье ав­тор рас­сма­т­ри­ва­ет рас­сказ Че­хо­ва «Сту­дент» с точ­ки зре­ния «со­сто­я­ния ду­ши», счи­тая его од­ним из клю­чей к по­ни­ма­нию твор­че­ст­ва пи­са­те­ля. А в чет­вёр­той об­ра­ща­ет свой взор к Го­го­лю, ко­то­рый, по­ле­ми­зи­руя с иде­ей де­мо­кра­тии, опи­ра­ет­ся на сло­ва Пуш­ки­на: «А что та­кое Со­еди­нён­ные Шта­ты? Мерт­ве­чи­на; че­ло­век в них вы­ве­т­рил­ся до то­го, что и вы­еден­но­го яй­ца не сто­ит. Го­су­дар­ст­во без пол­но­мощ­но­го мо­нар­ха то же, что ор­кестр без ка­пель­мей­сте­ра…». И все эти ста­тьи и про­по­ве­ди со­став­ля­ют еди­ное це­лое, от­ме­чен­ное сре­до­то­чи­ем ду­хов­ной мыс­ли.

Пост­скрип­тум. О пу­ти Рос­сии, ко­то­рый обос­но­вы­ва­ет­ся в кни­ге А.Ого­род­ни­ко­ва, пи­шет и ие­ро­мо­нах Си­ме­он, рас­сма­т­ри­вая твор­че­ст­во Го­го­ля: «Са­ми «Вы­бран­ные ме­с­та…» яв­ля­ют­ся сим­во­ли­че­с­ким пу­тём в Ие­ру­са­лим: от «Вступ­ле­ния», где Го­голь го­во­рит о сво­ём на­ме­ре­нии от­пра­вить­ся во Свя­тую Зем­лю, до по­след­ней гла­вы – «Свет­лое Вос­кре­се­ние», ког­да, по сло­вам пи­са­те­ля, «мы – в сво­ей ис­тин­ной се­мье, у Не­го Са­мо­го в до­му», в Гор­нем Ие­ру­са­ли­ме… Го­голь в сво­ей кни­ге под­спуд­но про­во­дит па­рал­лель меж­ду Рос­си­ей и Ие­ру­са­ли­мом, ведь Рос­сия «силь­нее дру­гих слы­шит Бо­жью ру­ку на всём, что ни сбы­ва­ет­ся в ней, и чу­ет при­бли­же­ние ино­го Цар­ст­вия». Нам хо­ро­шо зна­ко­ма кон­цеп­ция «Тре­ть­е­го Ри­ма», но су­ще­ст­ву­ет так­же идея «Вто­ро­го Ие­ру­са­ли­ма»… В Свя­щен­ном Пи­са­нии Ие­ру­са­лим по­ни­ма­ет­ся не толь­ко в ре­аль­ном, зем­ном смыс­ле, но и в смыс­ле ду­хов­ном, как «Град Бо­жий»… Раз­мы­ш­ляя о спо­рах во­круг Рос­сии, Го­голь ука­зы­ва­ет, что «и в ев­рей­ском на­ро­де че­ты­ре­с­та про­ро­ков про­ро­че­ст­во­ва­ли вдруг: из них один толь­ко бы­вал из­бран­ник Бо­жий…» Рос­сия в этом смыс­ле ста­но­вит­ся об­ра­зом Не­бес­но­го Цар­ст­вия, Но­во­го Ие­ру­са­ли­ма, о ко­то­ром го­во­рит апо­с­тол Ио­анн Бо­го­слов в Апо­ка­лип­си­се: И я, Ио­анн, уви­дел Свя­тый го­род Ие­ру­са­лим но­вый, схо­дя­щий от Бо­га с не­ба, при­го­тов­лен­ный как не­ве­с­та, ук­ра­шен­ный для му­жа сво­е­го (Откр. 21, 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования