Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 24.04.2009

Жало зависти

 Здравствуйте, дорогое Литературно-Российское Братство!

Уже собирался отправлять статью по поводу трудно прочитанной Владимиром Нестеренко прозы Владимира Фёдорова, но, получив, как обычно, с опозданием в четыре дня 12-й номер «толстушки» за 2009 год, обнаружил материал Владимира Владыкина «Умеют ли писатели читать?», который заставил меня переработать и свой собственный.

 

Рас­сказ Вла­ди­ми­ра Фё­до­ро­ва «Жа­ло ра­до­с­ти» в 8-м но­ме­ре «ЛР» про­чи­тал сра­зу же, как по­лу­чил «тол­стуш­ку», ни­че­му осо­бен­но не уди­вил­ся, хо­тя пре­крас­но по­ни­маю, что при­вык­нуть к смер­ти не­воз­мож­но, но при се­го­дняш­ней жиз­ни че­ло­ве­ка мо­гут убить толь­ко за то, что он на ко­го-то ко­со по­смо­т­рел; по­ло­жил га­зе­ту на пись­мен­ный стол ря­дом с дру­ги­ми но­ме­ра­ми, что­бы бы­ла на ви­ду для даль­ней­ше­го изу­че­ния.

И тут вдруг в 10-м но­ме­ре на­ты­ка­юсь на не­боль­шую ста­тью Вла­ди­ми­ра Не­сте­рен­ко с рез­ким, не­дву­смыс­лен­ным на­зва­ни­ем «Жа­ло се­ро­с­ти». Ещё не вни­кал, о ком и о чём пой­дёт в ней речь, но в моз­гу сра­зу же воз­ник­ла мысль: оби­дел­ся на ко­го-то че­ло­век, рас­ст­ро­ил­ся, что-то в лич­ной жиз­ни не за­ла­ди­лось, не на­пе­ча­та­ли – и не­стер­пи­мо за­хо­те­лось (по се­бе знаю) на ком-то злость со­рвать.

Про­чи­тал…

А мо­жет быть, про­сто по­за­ви­до­вал, что Вла­ди­ми­ра Фё­до­ро­ва пе­ча­та­ют в сто­лич­ном из­да­нии, а его – вро­де и та­лант­ли­во­го – нет?..

Как ди­кая пче­ла на­бро­сил­ся! И со мно­ги­ми от­ро­ст­ка­ми «жа­ло» Вла­ди­мир Не­сте­рен­ко скон­ст­ру­и­ро­вал. Но сра­зу же мо­гу его за­ве­рить (опять же по сво­е­му опы­ту), что ре­дак­то­ры «ЛР» не ра­бо­та­ют над при­слан­ным тек­с­том; на по­след­ней стра­ни­це «тол­стуш­ки» так пря­мо по-рус­ски и на­пи­са­но: ру­ко­пи­си не ре­цен­зи­ру­ют­ся. Их ли­бо пе­ча­та­ют, ли­бо нет. А уж ес­ли в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» над ма­те­ри­а­лом ос­но­ва­тель­но по­ра­бо­та­ют, то вме­с­то «Вла­ди­мир Фё­до­ров» по­сле­ду­ет под­пись «Козь­ма Прут­ков».

Как толь­ко до­чи­тал гнев­ные стро­ки В.Не­сте­рен­ко, сра­зу же вы­ли­с­тал рас­сказ «Жа­ло ра­до­с­ти», не­до­уме­вая, что та­кие стра­с­ти в нём не уви­дел и брев­на в гла­зу не за­ме­тил.

Пе­ре­чи­тал. И опять при­шло на ум: ви­ди­мо, точ­но за­ви­ду­ет. И по­че­му-то ни од­ной фа­ми­лии со­вре­мен­но­го ода­рён­но­го ав­то­ра В.Не­сте­рен­ко не при­вёл. Пи­шет за­га­доч­но: «Я спе­ци­аль­но не ссы­ла­юсь на ав­то­ров, у ко­то­рых мож­но по­учить­ся пись­му, они ши­ро­ко из­ве­ст­ны, как рус­ские, так и ан­г­лий­ские, фран­цуз­ские, аме­ри­кан­ские…» Хо­те­лось бы всё-та­ки ули­цез­реть ав­то­ри­тет­ное для В.Не­сте­рен­ко пи­са­тель­ское со­цве­тие.

Не уви­дел В.Не­сте­рен­ко и сю­же­та в рас­ска­зе В.Фё­до­ро­ва, а Вла­ди­мир Вла­ды­кин (од­ни Вла­ди­ми­ры со­бра­лись!) счи­та­ет, что ав­тор всё-та­ки пы­та­ет­ся за­кру­тить сю­жет. Ес­ли бы ав­тор за­кру­тил сю­жет, у не­го, по­жа­луй, уже бы по­весть по­лу­чи­лась. Но он ни­че­го не за­кру­чи­ва­ет. У не­го дру­гая цель: он по­ка­зы­ва­ет ка­д­ры жиз­ни, мож­но ска­зать, вы­дёр­ги­ва­ет эпи­зо­ды из жиз­ни, как де­ла­ют это на ки­но­сту­дии, но толь­ко не пло­хие ка­д­ры вы­ре­за­ет, что­бы за­тем вы­бро­сить в му­сор­ное ве­д­ро, а са­мые нуж­ные и судь­бо­нос­ные. Об этом го­во­рит и мно­го­то­чие.

Пе­рей­дём не­по­сред­ст­вен­но к тек­с­ту.

Пер­вое пред­ло­же­ние «Ког­да-то пер­вые день­ги Атар по­лу­чил лег­ко…» ка­жет­ся не­уме­ст­ным, влеп­лен­ным не­даль­но­вид­ным ав­то­ром на­обум. Но сле­ду­ю­щий эпи­зод мно­гое объ­яс­ня­ет: «…ма­ши­на с му­жи­ка­ми сда­ла на­зад – во­ди­ла про­сто не уви­дел че­ло­ве­ка, а тот, ока­зав­шись меж­ду “двух ог­ней”, за­дёр­гал­ся и, по­скольз­нув­шись на рас­ка­тан­ной до­рож­ке, упал под зад­нее ко­ле­со гру­зо­ви­ка». За Ата­ра сде­ла­ли его ра­бо­ту, а он по­лу­чил за это при­лич­ные день­ги, но, за­меть­те, бе­зо вся­кой ра­до­с­ти.

На за­ме­ча­нии В.Вла­ды­ки­на по по­во­ду ты­ся­чи вос­по­ми­на­ний да­же не хо­чет­ся ос­та­нав­ли­вать­ся. Это то же са­мое, что не­ред­ко мож­но ус­лы­шать в раз­го­во­ре двух со­бе­сед­ни­ков, ког­да один втол­ко­вы­ва­ет дру­го­му что-ли­бо про­стое, но до его со­зна­ния по­че­му-то не до­хо­дя­щее: «Я те­бе в со­тый (ты­сяч­ный) раз по­вто­ряю!..». На са­мом же де­ле он толь­ко дваж­ды и по­вто­рил.

Даль­ше Не­сте­рен­ко воз­му­ща­ет­ся ус­т­ро­ен­ной ге­ро­ем рас­ска­за мя­со­руб­кой, ему вто­рит Вла­ды­кин: «…не­ред­ко ав­то­ры хо­тят изо­б­ре­с­ти из ря­да вон вы­хо­дя­щие про­из­ве­де­ния, ко­то­рые бы шо­ки­ро­ва­ли чи­та­те­ля по прин­ци­пу «чем ужас­нее, тем луч­ше». Дав­нень­ко они, ви­ди­мо, те­ле­ви­зор не смо­т­ре­ли – вот где дей­ст­ви­тель­но мя­со­руб­ка, в страш­ном кош­ма­ре не при­гре­зит­ся!

Не­сте­рен­ко упо­ва­ет на то, что Фё­до­ров не зна­ет жиз­ни, но, по­хо­же, он сам её не зна­ет. Жи­ву­щий на­вер­ня­ка не один де­ся­ток лет (ес­ли толь­ко он не дач­ник) в сель­ской ме­ст­но­с­ти, он со­вер­шен­но не хо­чет за­ме­чать или в упор не ви­дит осо­бен­но­с­тей этой са­мой жиз­ни, ког­да все не­мно­го­чис­лен­ные жи­те­ли на ви­ду. Нель­зя не за­ме­тить, как хо­дят на ра­бо­ту жен­щи­ны с рас­пух­ши­ми, си­нюш­ны­ми от по­бо­ев ли­ца­ми, как убе­га­ют из род­но­го до­ма бо­си­ком и в од­ном ниж­нем бе­лье от «ла­с­ко­вой» муж­ни­ной люб­ви, как хо­ро­нят­ся в по­гре­бах и са­ра­ях со­се­дей. Та­кие сю­жет­ные по­дроб­но­с­ти хо­тел он встре­тить в рас­ска­зе? Но Фё­до­ров не стал сма­ко­вать этих обы­ден­ных с дав­них вре­мён «пре­ле­с­тей» се­мей­ной жиз­ни, а ко­рот­ко вы­вел: «Но она то­же, ка­жет­ся, тер­пе­ла зве­ря (выделено мною. – А.М.) и, став вдо­вой, сно­ва на­учи­лась без­мя­теж­но улы­бать­ся». Мать и же­на стой­ко не­сла свой крест. Но Алек­сей не мог осо­знать сво­ей дет­ской ду­шой, лю­бя­щей и пре­дан­но­го щен­ка, и весь бе­лый свет, за что од­но силь­ное жи­вое су­ще­ст­во уби­ва­ет дру­гое – сла­бое, бе­зо­руж­ное, без­за­щит­ное. Отец его да­же не зверь, ведь зве­ри, на­сколь­ко я знаю, не уби­ва­ют про­сто так.

Каж­до­го че­ло­ве­ка жизнь ис­пы­ты­ва­ет на проч­ность по-сво­е­му: ко­му ре­бён­ка-ин­ва­ли­да под­бра­сы­ва­ет, а у ко­го бес­це­ре­мон­но от­би­ра­ет са­мых бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков, до­б­рых и по­ря­доч­ных.

Алек­сей с са­мо­го ран­не­го дет­ст­ва столк­нул­ся с не­по­нят­ным и не­объ­яс­ни­мым злом. И он вме­с­то от­ца, ко­то­ро­му бы­ло «пле­вать на весь мир», стал опо­рой ма­те­ри, и та сно­ва ста­ла «без­мя­теж­но улы­бать­ся».

Вла­ды­ки­ну хо­те­лось бы знать, по­че­му от­цу Алек­сея пле­вать на весь мир? А по­че­му рус­ский на­род спи­ва­ет­ся? По­че­му об­ра­зо­ван­ная мо­ло­дёжь всё глуб­же втя­ги­ва­ет­ся в се­ти нар­ко­ма­нии? То­му, кто раз­ре­шит эти ос­т­рей­шие жиз­нен­ные про­бле­мы, по­ста­вят па­мят­ник ещё при жиз­ни.


Александр МАЛАХОВ,
с. КЛАДОВОЕ,
Белгородская область




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования