Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 24.04.2009

И нет ни чести, ни величья

 Когда-то я воспринимал Андрея Алдан-Семёнова как неисправимого романтика. Мне нравился его девиз – во всём искать романтику.

 

И я твержу себе:

                              ищи

Во всём романтику. И в том, как

Огонь рождается в потёмках,

И в лязге гневного ковша,

И в том, как сыплются лещи

На дикий берег Иртыша! –

 

писал поэт в сборнике «Метель и солнце», изданном в Москве в 1963 году.


  

АНДРЕЙ АЛДАН-СЕМЁНОВ
АНДРЕЙ АЛДАН-СЕМЁНОВ

Я в мо­ло­до­с­ти по­че­му-то да­же был убеж­дён в том, что имен­но ро­ман­ти­че­с­кие пу­те­ше­ст­вия по Яку­тии под­ска­за­ли пи­са­те­лю и псев­до­ним. Но я оши­бал­ся. Ал­да­ном по­эт стал под­пи­сы­вать свои сти­хи за три­над­цать лет до сво­ей пер­вой встре­чи с Се­ве­ром.

Ан­д­рей Иг­на­ть­е­вич Се­мё­нов ро­дил­ся 14 (по но­во­му сти­лю 27) ок­тя­б­ря 1908 го­да в вят­ской де­рев­не Шун­гур. До граж­дан­ской вой­ны он ус­пел окон­чить два клас­са цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. А по­том на­ча­лись уже сов­сем иные уни­вер­си­те­ты. Стар­шие бра­тья уш­ли в крас­ную ди­ви­зию к 23-лет­не­му Ази­ну, по­ру­чив млад­ше­му по­мо­гать ро­ди­те­лям. Но в 1921 го­ду отец и мать от го­ло­да умер­ли. И маль­чиш­ку за­бра­ли в дет­дом.

Поз­же Ан­д­рей Се­мё­нов окон­чил Вят­ское про­мы­ш­лен­но-тех­ни­че­с­кое учи­ли­ще име­ни Хал­ту­ри­на и со­би­рал­ся про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние в Вят­ском пе­да­го­ги­че­с­ком ин­сти­ту­те. Но в ин­сти­ту­те дол­го про­дер­жать­ся ему не уда­лось. Не хва­ти­ло усид­чи­во­с­ти.

В Вят­ке слу­чай при­вёл Се­мё­но­ва в ли­тобъ­е­ди­не­ние «Пе­ре­вал». В кру­гу мо­ло­дых сти­хо­твор­цев тог­да воз­ник­ла но­вая мо­да на псев­до­ни­мы. Кто-то на­чал ве­ли­чать се­бя Ал­тай­ским, кто-то Гор­ским. Се­ме­нов то­же за­хо­тел вы­де­лить­ся. Как он по­том вспо­ми­нал: «Я на од­ной из ве­че­ри­нок в ли­тобъ­е­ди­не­нии по­до­шёл к кар­те и всем объ­я­вил: ку­да уп­рёт­ся мой па­лец, то ме­с­то и из­бе­ру сво­им псев­до­ни­мом». Па­лец ука­зал на ре­ку Ал­дан.

По­сколь­ку пи­шу­щий на­род в Вят­ке к Се­мё­но­ву от­но­сил­ся скеп­ти­че­с­ки, он в 1926 го­ду по­ехал ис­кать при­клю­че­ния. Ему ка­за­лось, что где-то на сто­ро­не бу­дет про­ще са­мо­ут­вер­дить­ся. В ре­дак­ции ом­ской га­зе­ты «Ра­бо­чий путь» судь­ба све­ла его с ко­ро­лём си­бир­ских по­этов Ан­то­ном Со­ро­ки­ным. Од­на­ко ко­роль мо­ло­до­му ав­то­ру в ге­ни­аль­но­с­ти от­ка­зал. Со­ро­ки­на не­при­ят­но по­ра­зи­ла дре­му­чая без­гра­мот­ность вят­ско­го сти­хо­твор­ца и по­это­му не стал под­дер­жи­вать мо­ло­до­го ре­пор­тё­ра. Оби­жен­ный Се­мё­нов в от­вет ре­ти­ро­вал­ся в Ка­зах­стан.

Кста­ти, ма­ло кто зна­ет, что имен­но Се­мё­нов пер­вым в пред­го­рь­ях За­илий­ско­го Ала­тау от­крыл чи­та­ю­ще­му ми­ру Джам­бу­ла. Это ведь он на­чал пе­ре­кла­ды­вать пес­ни акы­на на рус­ский язык. Вто­рой пе­ре­вод­чик – Куз­не­цов по­явил­ся не­сколь­ко по­зд­нее.

В 1935 го­ду по­эт под псев­до­ни­мом Ал­дан вы­пу­с­тил в Ка­за­ни пер­вый сбор­ник. На­зы­вал­ся он очень буд­нич­но: «Кни­га сти­хов». В нём бы­ло два раз­де­ла. В на­чаль­ный во­шли сти­хи о стран­ст­ви­ях мо­ло­до­го ро­ман­ти­ка, а во вто­рой – пе­ре­во­ды Ха­са­на Ту­фа­на, Ах­ме­да Ери­ке­е­ва и дру­гих та­тар­ских по­этов.

По­сле со­зда­ния Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей Се­мё­но­ву бы­ло по­ру­че­но со­здать Вят­ское от­де­ле­ние. На­до при­знать, что в ту по­ру по­эт стро­го сле­до­вал ге­не­раль­ной ли­нии пар­тии. К Ста­ли­ну он от­но­сил­ся как к Бо­гу. Его ведь ни­кто си­лой в 1936 го­ду не за­став­лял пе­ре­ли­цо­вы­вать на но­вый лад ста­рин­ную рус­скую пес­ню «Знаю, знаю, кто до­ро­жень­ку то­рил, это ми­лень­кий к ми­лё­нуш­ке хо­дил», что­бы по­том рас­пе­вать: «Это Ста­лин нам до­ро­жень­ку то­рил».

Тем не ме­нее да­же вер­но­под­дан­ни­че­с­кие сти­хи Се­мё­но­ва не спас­ли. В 1938 го­ду его аре­с­то­ва­ли. Как по­эт ут­верж­дал, за ним при­шли пря­мо в ре­с­то­ран. Он го­во­рил, что очень дол­го му­чил­ся из-за то­го, что не ус­пел рас­пла­тить­ся за при­гла­шён­ную на ужин ка­кую-то де­вуш­ку. Но, по­хо­же, рас­ска­зы о про­щаль­ном ве­че­ре в ре­с­то­ра­не бы­ли все­го лишь кра­си­вой ле­ген­дой. Ну не мог по­эт жить без ро­ман­ти­че­с­ких ми­фов.

В ре­аль­но­с­ти всё об­сто­я­ло ку­да страш­ней и под­лей. На пер­вых же до­про­сах от Се­мё­но­ва вы­би­ли при­зна­ния, буд­то он со­здал в Вят­ке ан­ти­со­вет­скую ор­га­ни­за­цию, це­лью ко­то­рой бы­ли те­рак­ты про­тив Ста­ли­на, Во­ро­ши­ло­ва и Жда­но­ва и свер­же­ние со­вет­ско­го строя. По­том он под­пи­сал по­ка­за­ния на Ми­ха­и­ла Ре­шет­ко­ва, Льва Луб­ни­на, Ни­ко­лая Ва­се­не­ва, Вя­че­сла­ва Ко­ло­со­ва, Иго­ря Фран­че­с­ки и дру­гих вят­ских жур­на­ли­с­тов и ли­те­ра­то­ров. От раз­го­вор­чи­во­с­ти Се­мё­но­ва по­ст­ра­да­ла тог­да и Оль­га Берг­гольц (с ней по­эт ко­рот­кое вре­мя ра­бо­тал в Ка­зах­ста­не).

Но ни­ка­ко­го сни­с­хож­де­ния Се­мё­нов не по­лу­чил. Его по­том по эта­пу от­пра­ви­ли на Ко­лы­му, где ему бы­ло суж­де­но про­ве­с­ти дол­гих сем­над­цать лет. Эти го­ды вме­с­ти­ли в се­бя до­бы­чу в уще­ль­ях Ха­тан­на­ха зо­ло­та, стро­и­тель­ст­во Хе­ни­канжско­го оло­во­руд­ни­ка, за­го­тов­ку в бух­те На­га­е­во мор­ских звёзд, про­клад­ку но­вых ки­ло­ме­т­ров Ко­лым­ской трас­сы. Впро­чем, все ка­торж­ные ра­бо­ты, на ко­то­рые тог­да бро­са­ли по­эта, сей­час и не пе­ре­чис­лить. Но да­же в ус­ло­ви­ях ка­тор­ги он про­дол­жал пи­сать. По­эт, об­ра­ща­ясь к ос­тав­шей­ся на «ма­те­ри­ке» до­че­ри, бук­валь­но кро­вью вы­во­дил но­вый де­виз сво­ей жиз­ни:

 

Ес­ли жив ещё – бо­рись!

По­лу­мёрт­вый – про­дви­гай­ся,

Смерть уви­дел – не сда­вай­ся,

А на­стиг­нет – не стра­шись.

 

Поз­же дру­гая жерт­ва ГУ­ЛА­Га – по­эт Вик­то­рия Голь­дов­ская вспо­ми­на­ла: «Ты­ся­ча де­вять­сот со­рок тре­тий... В тай­ге под ме­те­лью идут двое. Идут, кло­нят­ся на­вст­ре­чу ве­т­ру, гре­ют­ся у од­но­го ко­ст­ра, ку­рят од­ну са­мо­крут­ку. На од­ном из пут­ни­ков – стё­га­ный бу­ш­лат, на дру­гом – по­лу­шу­бок, на го­ло­ве шап­ка-ушан­ка со звез­дой.

– По­слу­шай, – го­во­рит по­лу­шу­бок, – вот вы­зы­ва­ют те­бя в Ма­га­дан. На­вер­но, ос­во­бо­дят. А по­че­му?

– Не знаю. Я по­эт.

– А ес­ли ре­ши­ли до­ба­вить сро­ку или да­же – выс­шую ме­ру... Тог­да по­че­му?

– Не знаю. Я – по­эт.

– Че­му ты улы­ба­ешь­ся?

– Я со­чи­няю сти­хи,

– Рас­ска­жи мне эти сти­хи.

– Не­че­го по­ка рас­ска­зы­вать... Од­на строч­ка… «Я ви­жу солн­це из ме­те­ли…»

Его тог­да вы­зы­ва­ли по пу­с­то­му по­во­ду. Не до­ба­ви­ли, не уба­ви­ли… Пять лет ещё ме­ло и ме­ло над ним» (аль­ма­нах «На Се­ве­ре Даль­нем», 1964. № 1).

 

Уже по­сле вой­ны Се­мё­нов со­чи­нил «Се­вер­ную по­эму». В ней, ес­те­ст­вен­но, ни сло­ва не бы­ло о ла­ге­рях. По­эт толь­ко вос­пе­вал од­них ге­о­ло­гов. Его пер­со­на­жи со­хра­ня­ли на­ив­ную ве­ру в чи­с­тый ро­ман­тизм. «Страсть, – вос­кли­цал глав­ный ге­рой Се­мё­но­ва, – но страсть не зо­ло­тая в соп­ки ки­ну­ла ме­ня. Нас ве­дёт дру­гая си­ла, мы го­рим дру­гим ог­нём, и зо­вём его – Рос­сия… На­ше му­же­ст­во, как зна­мя, в этих ча­щах раз­вер­нись, осе­ни нас и ве­ди нас по уще­ль­ям, без пу­ти».

Эти стро­ки про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние на глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Ок­тябрь» Фё­до­ра Пан­фё­ро­ва. Со­вет­ский клас­сик не по­ле­нил­ся от­бить в Ма­га­дан те­ле­грам­му. Он хо­тел поз­вать мо­ло­до­го по­эта в сто­ли­цу, что­бы до­ве­с­ти по­эму до ума. Но ко­лым­ское на­чаль­ст­во к идее ко­ман­ди­ров­ки по­эта от­нес­лось от­ри­ца­тель­но. Впер­вые «Се­вер­ная по­эма» бы­ла на­пе­ча­та­на в Ма­га­дан­ском из­да­тель­ст­ве в 1954 го­ду, но под фа­ми­ли­ей А.Иг­на­ть­ев.

 

Лишь че­рез не­сколь­ко лет пи­са­те­ля на­ча­ли пе­ча­тать под на­сто­я­щим име­нем – Ан­д­рей Се­мё­нов. Но Се­мё­но­вых в на­шей ли­те­ра­ту­ре все­гда бы­ло пруд пру­ди. Пи­са­те­ля зли­ло, что его ча­с­то пу­та­ли с од­но­фа­миль­ца­ми. По­это­му он ре­а­ни­ми­ро­вал псев­до­ним, при­ду­ман­ный ещё в 1926 го­ду, и на­чи­ная с 1960-х го­дов стал пе­ча­тать­ся как Ал­дан-Се­мё­нов.

По­сле ко­лым­ских ла­ге­рей пи­са­тель под­го­то­вил для по­пу­ляр­ной се­рии «ЖЗЛ» жиз­не­опи­са­ния двух ве­ли­ких пу­те­ше­ст­вен­ни­ков: Чер­ско­го и Се­мё­но­ва-Тян-Шан­ско­го.

Од­на­ко вплоть до 1964 го­да Ал­дан-Се­мё­но­ва зна­ли лишь в уз­ких кру­гах. Вез­де и всю­ду о нём за­го­во­ри­ли толь­ко по­сле пуб­ли­ка­ции в жур­на­ле «Моск­ва» и по­ве­с­ти «Ба­ре­ль­еф на ска­ле». Не­ко­то­рые кри­ти­ки по указ­ке пар­тий­но­го на­чаль­ст­ва по­пы­та­лись про­ти­во­по­с­та­вить эту по­весть Со­лже­ни­цы­ну. Но ре­аль­но мыс­ля­щие лю­ди по­ни­ма­ли, что срав­не­ние бы­ло не в поль­зу Ал­дан-Се­мё­но­ва.

Со­лже­ни­цын, кто бы как к не­му ни от­но­сил­ся, сво­е­го Ива­на Де­ни­со­ви­ча вы­ст­ра­дал. А Ал­дан-Се­мё­нов, ког­да пи­сал свой «Ба­ре­ль­еф», ис­хо­дил, как это ни горь­ко при­знать, из конъ­юнк­ту­ры. По­это­му со­лже­ни­цын­ско­го Шу­хо­ва все за­пом­ни­ли: и дру­зья, и вра­ги, а ге­рой Ал­дан-Се­мё­но­ва – Зар­ни­цын тут же у всех из па­мя­ти вы­ве­т­рил­ся. Че­рез судь­бу Шу­хо­ва Со­лже­ни­цын от­ра­зил стра­да­ния все­го на­ро­да. А Ал­дан-Се­мё­нов ог­ра­ни­чил­ся опи­са­ни­ем му­че­ний эли­ты, ко­то­рая все­гда бы­ла страш­но да­лё­кой от про­стых лю­дей.

По­это­му во­все не слу­чай­но Со­лже­ни­цын и Ал­дан-Се­мё­нов все­гда ис­пы­ты­ва­ли друг к дру­гу страш­ную не­при­язнь. Тут ещё власть хо­ро­шо по­ста­ра­лась, сы­г­рав на про­ти­во­ре­чи­ях двух пи­са­те­лей. Ког­да на сме­ну «от­те­пе­ли» при­шли и «за­мо­роз­ки», од­но­го пи­са­те­ля власть сра­зу ли­ши­ла всех пе­чат­ных пло­ща­док, за­то от­кры­ли все две­ри пе­ред дру­гим, не­смо­т­ря на его ан­ти­ста­лин­скую по­весть. Я имею в ви­ду по­лу­чен­ный Ал­дан-Се­мё­но­вым со­ци­аль­ный за­каз на эпос о граж­дан­ской вой­не.

Вто­ро­го Шо­ло­хо­ва, од­на­ко, из Ал­дан-Се­мё­но­ва не по­лу­чи­лось. Тем не ме­нее пар­тий­ные ис­то­ри­ки и при­бли­жён­ные к на­чаль­ст­ву кри­ти­ки боль­ше де­ся­ти лет вся­че­с­ки пы­та­лись пред­ста­вить ро­ман пи­са­те­ля «Крас­ные и бе­лые» как не­что эпо­халь­ное.

Да, Ал­дан-Се­мё­нов от­ка­зал­ся от не­ко­то­рых кли­ше. Он, к при­ме­ру, не стал из Кол­ча­ка де­лать ка­ко­го-то за­кон­чен­но­го иди­о­та. Хо­тя и по­жа­лел для не­го про­стых че­ло­ве­че­с­ких слов.

Как я по­ни­маю, свою за­да­чу Ал­дан-Се­мё­нов уви­дел в дру­гом: бел­ле­т­ри­зо­вать офи­ци­аль­ную ис­то­рию граж­дан­ской вой­ны. На­вер­ное, та­кие ве­щи то­же нуж­ны. Ведь одо­б­рил же «Крас­ных и бе­лых» по­эт Сте­пан Щи­па­чёв. В пись­ме к ро­ма­ни­с­ту, да­ти­ро­ван­ном 16 ян­ва­ря 1973 го­да, он под­чёр­ки­вал: «Не так-то уж мно­го мож­но на­звать книг о граж­дан­ской вой­не столь об­сто­я­тель­ных, как ваш ро­ман. Он по­ис­ти­не за­пол­ня­ет в этой те­ме ог­ром­ную брешь. Ну что мы мо­жем про­чи­тать о граж­дан­ской вой­не на Ура­ле» в При­ура­лье, на Вол­ге – поч­ти ни­че­го. Да ес­ли го­во­рить и о Си­би­ри, то и тут чуть ли не всё сво­дит­ся к ото­б­ра­же­нию пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния. Ваш ро­ман – пер­вое се­рь­ёз­ное по­лот­но об этих фрон­тах, уже о ре­гу­ляр­ных со­вет­ских ар­ми­ях, ди­ви­зи­ях. Вы пер­вый по­ка­за­ли, что из се­бя пред­став­ля­ла кол­ча­ков­щи­на. Ро­ман ваш по­мо­жет чи­та­те­лю по­нять то, ка­ко­го на­пря­же­ния сил, ка­ко­го ге­ро­из­ма тре­бо­ва­лось, что­бы по­бе­дить это­го са­мо­го же­с­то­ко­го и силь­но­го вра­га. Но глав­ная за­слу­га ва­ше­го ро­ма­на, по­ми­мо все­го про­че­го, это то, что Вы – опять же пер­вый – вер­ну­ли сла­ву та­ким ге­ро­ям граж­дан­ской вой­ны, как ком­див Азин, как Шо­рин, о ко­то­ром до сих пор мы мог­ли уз­нать толь­ко из эн­цик­ло­пе­дии, что он был со­вет­ским пол­ко­вод­цем. Мы уз­на­ем из ро­ма­на о Штерн­бер­ге, этом вы­да­ю­щем­ся ас­тро­но­ме-про­фес­со­ре, став­шем в граж­дан­скую вой­ну столь же вы­да­ю­щим­ся по­лит­ра­бот­ни­ком в ар­мии, чле­ном во­ен­но­го со­ве­та при Шо­ри­не. Мы мно­го но­во­го уз­на­ем и о Ларисе Рейс­нер, этой бес­ст­раш­ной рус­ской жен­щи­не. Впер­вые пе­ред чи­та­те­лем вста­нет Ту­ха­чев­ский, ко­то­рый по­бед­но про­вёл свою ар­мию че­рез хреб­ты Ура­ла, по про­сто­рам Си­би­ри. Но боль­ше все­го по­ра­до­ва­ло ме­ня в ро­ма­не то, что сквоз­ным дей­ст­ву­ю­щим ли­цом вы сде­ла­ли Ази­на – до­блесть ко­то­ро­го, кос­нись её в своё вре­мя пе­ро пи­са­те­ля, – рав­но­го Фур­ма­но­ву, ста­ла бы столь же ле­ген­дар­ной, как и до­блесть Ча­па­е­ва. Мне, од­на­ко, ду­ма­ет­ся, что ро­ма­ну не по­вре­дит ка­ран­даш ум­но­го ре­дак­то­ра. По­вто­ряю, ум­но­го, ибо ог­ра­ни­чен­ный и по­ли­ти­че­с­ки не­да­лё­кий че­ло­век мо­жет на­ло­мать дров. Я ура­лец. Граж­дан­ская вой­на за­ста­ла ме­ня там, в тех ме­с­тах, и я не при­нял бы на­ше­го ро­ма­на, ес­ли бы он не взвол­но­вал ме­ня под­лин­но­с­тью со­бы­тий, пар­тий­но­с­тью. Ещё раз вы­ра­жаю Вам свою при­зна­тель­ность.

Ваш Сте­пан Щи­па­чёв».

По­че­му же тог­да «Крас­ных и бе­лых» за­бы­ли ещё при жиз­ни Ал­дан-Се­мё­но­ва»? Да по­то­му, что в ос­но­ве ро­ма­на ле­жа­ли идеи, а не лю­ди. Ещё в на­ча­ле 1972 го­да пи­са­тель в сво­ём ра­бо­чем блок­но­те под­черк­нул са­мое важ­ное для не­го – по­ка­зать, на ка­ких раз­ных по­лю­сах сто­я­ли Ту­ха­чев­ский и Кол­чак. «Ту­ха­чев­ский по­нял, – пи­сал Ал­дан-Се­мё­нов, – что си­ла ре­во­лю­ции – на­род по­бе­дил. Кол­чак смо­т­рел на на­род, как на быд­ло, и про­иг­рал вой­ну с боль­ше­виз­мом». Для на­уч­но­го трак­та­та та­кая по­ста­нов­ка во­про­са, воз­мож­но, оп­рав­дан­на. Но для ро­ма­на од­ной идеи ма­ло.

Мне ка­жет­ся, пи­са­тель упу­с­тил свой шанс. Ведь ему в кон­це 1960-х го­дов не­ви­дан­но по­вез­ло. Пар­тия до­пу­с­ти­ла его до се­к­рет­ных ар­хи­вов. Сра­зу по­ка­за­ли лю­бов­ную пе­ре­пи­с­ку Кол­ча­ка и да­ли воз­мож­ность встре­тить­ся с по­след­ней воз­люб­лен­ной ад­ми­ра­ла – Ан­ной Ва­си­ль­ев­ной Ти­ми­рё­вой. Вот что мог­ло стать клю­чом для ро­ма­на: ис­то­рия тра­ги­че­с­кой люб­ви двух рус­ских сер­дец. А что сде­лал Ал­дан-Се­мё­нов? Он про­шёл­ся по этим пись­мам ес­ли не кат­ком, то ру­кой рас­чёт­ли­во­го ана­ли­ти­ка, убив свою эпо­пею уже в за­ро­ды­ше.

Поз­же Ал­дан-Се­мё­нов на­пи­сал се­рию пла­мен­ных ро­ма­нов о пер­вых мар­ша­лах ре­во­лю­ции. Он взял­ся за вос­пе­ва­ние со­зда­те­лей ВЧК.

Я по­том не раз пы­тал­ся по­нять, на­сколь­ко ис­кре­нен был пи­са­тель в сво­их вос­хва­ле­ни­ях, к при­ме­ру, Яко­ва Пе­тер­са и Ту­ха­чев­ско­го. Он что, дей­ст­ви­тель­но ни­че­го не знал о зло­ве­щей ро­ли Ту­ха­чев­ско­го в по­дав­ле­нии кре­с­ть­ян­ских бун­тов на Там­бов­щи­не? Или же пи­са­тель вёл ка­кую-то свою слож­ную иг­ру с Лу­бян­кой?

Уже в гор­ба­чёв­скую пе­ре­ст­рой­ку мне до­ве­лось по­зна­ко­мить­ся с лич­ным ар­хи­вом Ал­дан-Се­мё­но­ва. Раз­би­рая его бу­ма­ги, от­но­сив­ши­е­ся к на­ча­лу 1970-х го­дов, я встре­тил не­о­жи­дан­ные за­пи­си об ака­де­ми­ке Ан­д­рее Са­ха­ро­ве. «Ка­кое же на­до иметь вну­т­рен­нее му­же­ст­во и бла­го­род­ст­во, – от­ме­чал пи­са­тель, – что­бы от­ка­зать­ся от 3-хкрат­но­го зва­ния Ге­роя Соц. Тру­да, двух Го­су­дар­ст­вен­ных пре­мий, от при­ви­ле­гий, удобств, по­чё­та, что­бы вы­сту­пить в за­щи­ту прав че­ло­ве­ка, про­тив на­ру­ше­ния за­ко­нов. Что­бы под­верг­нуть се­бя на­пад­кам, кле­ве­те, лжи па­ко­ст­ных лю­ди­шек…» Это му­же­ст­во учит. Это бла­го­род­ст­во воз­вы­ша­ет.

Андр. Дмитр. – сю­жет для ро­ма­на. Ге­ни­аль­ный юно­ша, жаж­дущ. сла­вы и ус­пе­ха, изо­б­ре­та­ет во­до­род­ную бом­бу. Он по­лу­чил всё. Он на­слаж­да­ет­ся жиз­нью, мо­лод, си­лён, кра­сив, ге­ни­а­лен. Ака­де­мик в 32 го­да. Но его бом­ба не идёт. При­кры­ва­ю­щий его на­род, а опас­ное ору­жие, гро­зя­щее все­му че­ло­ве­че­ст­ву. И он на­чи­на­ет борь­бу про­тив са­мо­го се­бя». Пред­по­след­нее пред­ло­же­ние на­пи­са­но не­чёт­ко, но пи­са­тель не со­би­рал­ся его пуб­ли­ко­вать. Это все­го лишь ра­бо­чие по­мет­ки, ис­ход­ный ма­те­ри­ал для твор­че­ст­ва.

На сле­ду­ю­щем в блок­но­те по­сле за­пи­сей о Са­ха­ро­ве ли­ст­ке – два чет­ве­ро­сти­шия:

 

Стал вы­ше прав­ды ав­то­мат,

Ис­кус­ст­во ста­ло ни­же до­мен.

Дав­но по­эты не тво­рят,

Дав­но шпи­он бо­го­по­до­бен.

 

Всем за­вла­де­ли без­раз­ли­чье,

И не­мо­та,

            и тём­ный страх,

И нет ни че­с­ти,

            ни ве­ли­чья

В от­по­ли­ро­ван­ных умах.

 

Ви­ди­мо, эти стро­ки по­яви­лись у Ал­дан-Се­мё­но­ва в раз­ду­мь­ях о судь­бе ака­де­ми­ка. Но ро­ман о Са­ха­ро­ве пи­са­те­лю на­пи­сать не до­ве­лось.

По­след­ние двад­цать лет Ал­дан-Се­мё­нов каж­дое ле­то про­во­дил в се­ле Су­гу­но­во на Та­ру­се. Он за­ду­мал ро­ман из жиз­ни од­ной де­рев­ни, да­же на­зва­ние при­ду­мал: «За­пре­щён­ный дом». В блок­но­те 1974 го­да пи­са­тель пе­ре­чис­лил сво­их бу­ду­щих ге­ро­ев: «1. Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на – ру­ко­во­дя­щая да­ма. 2. Ан­д­рей Иль­ич До­ка­у­ров – ста­рый пи­са­тель. 3. Сав­ва Гла­зу­нов – мо­ло­дой ху­дож­ник. 4. Ан­ту­ан Ка­зак­ви­ли – ки­но­ре­жис­сёр».

Но Ал­дан-Се­мё­нов дол­го не мог оп­ре­де­лить­ся с пер­вой сце­ной. Он пы­тал­ся на­чать с об­ли­че­ний ме­ст­ных вла­с­тей. В ию­ле 1976 го­да пи­са­тель за­пи­сал в сво­ём днев­ни­ке: «Сго­рел те­лят­ник – 60 те­лят по­гиб­ло, по от­чё­ту ад­ми­ни­с­т­ра­ции. На де­ле по­гиб­ло 80 и на 15 000 руб­лей ле­карств. Сня­ли за это ди­рек­то­ра, при­сла­ли дру­го­го – ал­ка­ша. Тот в раз­гар убор­ки пил две не­де­ли. И его сня­ли. При­сла­ли быв­ше­го ра­бот­ни­ка ком­со­мо­ла из Фер­зи­ко­во. Ту­пи­ца. Ни­че­го не по­ни­ма­ет в тех­ни­ке… Его во­дят за нос, бьют по мор­де, а он го­во­рит: «Сей­час пар­тия тре­бу­ет гу­ман­но­го от­но­ше­ния к лю­дям». Под стать но­во­му ди­рек­то­ру пар­торг Кол­ду­нов. Пья­ни­ца и ду­рак. О ро­ма­не «Ан­на Ка­ре­ни­на» мне ска­зал: – Раз­ве это ли­те­ра­ту­ра?.. Вот де­тек­ти­вы о шпи­о­нах – это да».

По­том Ал­дан-Се­мё­нов от об­ли­чи­тель­но­го па­фо­са в на­чаль­ной гла­ве от­ка­зал­ся. Он по­счи­тал, что в про­ло­ге, ви­ди­мо, уме­ст­нее бу­дет об­ра­тить­ся к тра­ги­че­с­ко­му про­шло­му. На ум ему при­шли сра­зу три ва­ри­ан­та.

«1. ге­рой из де­ре­вен­ско­го июнь­ско­го дня 1977 го­да идёт в лес и по­сте­пен­но по­па­да­ет в су­мер­ки и ока­зы­ва­ет­ся в 1937 го­ду, в Моск­ве, в час ди­кой де­мон­ст­ра­ции, тре­бу­ю­щей смер­ти вра­гам на­ро­да (пе­ре­ход из ре­аль­но­го ми­ра в фан­та­с­ти­че­с­кий).

2. Ге­рой (А.До­ка­у­ров) си­дит на бе­ре­гу озе­ра и смо­т­рит в во­ду, и ви­дит, как со дна озе­ра вста­ёт ла­гер­ный мир 41-го го­да, в ко­то­ром он и ока­зы­ва­ет­ся.

3. До­ка­у­ров в не­боль­шом пар­ке сто­ит у тан­це­валь­ной пло­щад­ки, вы­ло­жен­ном чёр­ны­ми, бе­лы­ми мра­мор­ны­ми пли­та­ми. Рань­ше здесь бы­ло клад­би­ще. К До­ка­у­ро­ву при­са­жи­ва­ет­ся дрях­лый ста­ри­чок. Он был пред­се­да­те­лем гор­со­ве­та, раз­ру­шил клад­би­ще и раз­бил парк. Те­перь ка­ет­ся: убил па­мять о пред­ках».

Од­на­ко ре­дак­то­ры сра­зу пре­ду­пре­ди­ли Ал­дан-Се­мё­но­ва, что рас­суж­де­ния о ре­прес­си­ях трид­цать седь­мо­го го­да вряд ли прой­дут че­рез цен­зу­ру. Ему пред­ло­жи­ли урав­нять не­га­тив и по­зи­тив. Но ро­ман – это ведь не ве­сы. Под­дав­шись уго­во­рам ос­то­рож­ных из­да­те­лей, пи­са­тель своё де­ти­ще соб­ст­вен­ны­ми же ру­ка­ми про­сто уг­ро­бил.

Умер Ал­дан-Се­мё­нов 8 де­ка­б­ря 1985 го­да в Моск­ве. Бук­валь­но за день до смер­ти он, чув­ст­вуя ско­рый ко­нец, за­пи­сал в сво­ей за­пис­ной книж­ке:

 

Ка­кая мне те­перь нуж­да

В меч­те, что би­лась и ме­та­лась,

В ру­чье уж вы­мер­ла во­да,

                         Ис­пе­пе­ли­лась ра­дость?

К че­му от­ча­ян­ная вязь

Кра­си­вых слов и вос­кли­ца­ний.

Ког­да во мне, не то­ро­пясь,

Рас­тут бе­зу­мье и стра­да­нье?

Ког­да уже не­ис­тре­би­мый рас­пад,

Все­го, что бы­ло мною.

Ког­да за ог­нен­ной сте­ной

Уже сло­ит­ся смрад­ный дым!


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования