Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 24.04.2009

Югорская Шамбала

 Ранее недоступные архивные документы свидетельствуют о том, что в тридцатые годы прошлого столетия таинственную страну Шамбалу искали не только в Тибете, Крыму, Карелии и на Алтае, но и в болотисто-речных лабиринтах Югры.

 

Ор­ден за «уду­ше­ние церк­ви»

 

Александр ПЕТРУШИН
Александр ПЕТРУШИН

За­хва­тив власть, боль­ше­ви­ки от­ка­за­лись от та­ко­го важ­но­го об­ще­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та, как ре­ли­гия. Ве­ру в бо­га, в за­гроб­ную жизнь и со­блю­де­ние нрав­ст­вен­ных по­сту­ла­тов «не убий», «не ук­ра­ди»… за­ме­ни­ли иде­ей ком­му­низ­ма и ми­ро­вой ре­во­лю­ции. Но Цер­ковь не со­би­ра­лась сда­вать свои по­зи­ции – ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные – по воз­дей­ст­вию на мас­со­вое со­зна­ние на­се­ле­ния быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии. Па­т­ри­арх Ти­хон пре­дал без­бож­ни­ков ана­фе­ме. Ему чу­ди­лось: кре­ст­ные хо­ды оп­ро­ки­нут бе­сов­скую власть и пра­во­слав­ные рос­си­я­не на­зо­вут его спа­си­те­лем Оте­че­ст­ва.

Чу­да не слу­чи­лось: крас­но­гвар­дей­цы пу­ле­мёт­ным ог­нём ра­зо­гна­ли при­хо­жан. Свя­щен­ни­ков рас­ст­ре­ля­ли, хра­мы раз­гра­би­ли. Окон­ча­тель­ный раз­гром «цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ции» воз­ло­жи­ли на Все­рос­сий­скую чрез­вы­чай­ную ко­мис­сию.

Пред­се­да­тель ВЧК Фе­ликс Эд­мун­до­вич Дзер­жин­ский так оп­ре­де­лил роль спец­служб в от­но­ше­ни­ях с ре­ли­ги­оз­ны­ми кон­фес­си­я­ми: «Цер­ков­ную по­ли­ти­ку раз­ва­ла долж­на ве­с­ти ВЧК, а не кто-то дру­гой. Офи­ци­аль­ные или по­лу­офи­ци­аль­ные от­но­ше­ния пар­тии с по­па­ми не­до­пу­с­ти­мы. На­ша став­ка на ком­му­низм, а не на ре­ли­гию. Ла­ви­ро­вать мо­жет толь­ко ВЧК для един­ст­вен­ной це­ли – раз­ло­же­ния по­пов. Связь, ка­кая бы то ни бы­ла, с по­па­ми дру­гих ор­га­нов бро­сит на пар­тию тень – это опас­ней­шая вещь».

Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ны­ми де­ла­ми в ВЧК за­ни­мал­ся Ев­ге­ний Алек­сан­д­ро­вич Туч­ков. Про­ти­во­ре­чи­вая, не­по­нят­ная, стран­ная лич­ность.

Ро­дил­ся в 1892 го­ду в де­рев­не Теп­ля­ко­во Суз­даль­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в кре­с­ть­ян­ской ве­ру­ю­щей в бо­га се­мье. О его до­ре­во­лю­ци­он­ной жиз­ни из­ве­ст­но ма­ло: окон­чил че­ты­ре клас­са учи­ли­ща, ра­бо­тал под­соб­ным ра­бо­чим обув­но­го це­ха, вы­бил­ся в фа­б­рич­ные кон­тор­щи­ки, всю Пер­вую ми­ро­вую вой­ну про­слу­жил пи­са­рем в ты­ло­вых во­ин­ских ча­с­тях. В 1918 го­ду стал че­ки­с­том.

В вос­по­ми­на­ни­ях рус­ских свя­щен­ни­ков, знав­ших Туч­ко­ва, ос­тал­ся его до­воль­но скуд­ный сло­вес­ный пор­т­рет: «Че­ло­век сред­не­го рос­та, плот­но скро­ен­ный по­лу­ин­тел­ли­гент, об­хо­ди­тель­ный и при этом до­воль­но раз­вяз­ный». Па­т­ри­арх Ти­хон име­но­вал сво­е­го «ку­ра­то­ра» не ина­че как «не­кто в се­ром».

Выс­шие цер­ков­ные ие­рар­хи не­до­оце­ни­ли Туч­ко­ва. Ис­поль­зуя их мир­ские сла­бо­с­ти и осо­бен­но­с­ти ха­рак­те­ра, он со­зда­вал си­ту­а­ции, при ко­то­рых епи­с­ко­пы вы­нуж­де­ны бы­ли бо­роть­ся меж­ду со­бой за вли­я­ние на па­ст­ву, ин­три­го­вать и ссо­рить­ся.

Глав­ны­ми сла­га­е­мы­ми ус­пе­ха «в де­ле борь­бы с цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ци­ей» Туч­ков счи­тал ор­га­ни­за­цию то­таль­ной слеж­ки, на­ли­чие мно­го­чис­лен­ной аген­ту­ры и «об­ла­да­ние пол­ной ин­фор­ма­ци­ей».

В 1931 го­ду Туч­ко­ва на­гра­ди­ли ор­де­ном Тру­до­во­го Крас­но­го Зна­ме­ни «за уду­ше­ние церк­ви». В пред­став­ле­нии к на­граж­де­нию от­ме­че­но: «…в де­ле борь­бы с контр­ре­во­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем сре­ди цер­ков­ни­ков и кле­ри­каль­но-мо­нар­хи­че­с­ких кру­гов, груп­пи­ро­вав­ших­ся во­круг церк­ви, про­явил ог­ром­ную энер­гию, ини­ци­а­ти­ву, ре­ши­тель­ность и на­ход­чи­вость…»

В сен­тя­б­ре 1932 го­да Туч­ко­ва вы­дви­ну­ли за­ме­с­ти­те­лем пол­но­моч­но­го пред­ста­ви­те­ля ОГ­ПУ по Ура­лу. Он воз­гла­вил ро­зыск спря­тан­ных в 1918 го­ду то­боль­ским епи­с­ко­пом Гер­мо­ге­ном со­кро­вищ на­хо­див­ше­го­ся в То­боль­ске в ссыл­ке рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II. Эта се­к­рет­ная опе­ра­ция за­вер­ши­лась в но­я­б­ре 1933 го­да: мо­на­хи­ня Ива­нов­ско­го мо­на­с­ты­ря Мар­фа Ан­д­ре­ев­на Ужен­це­ва вы­да­ла цар­ские брил­ли­ан­ты «на сум­му в три мил­ли­о­на две­с­ти семь­де­сят ты­сяч шесть­сот де­вя­но­с­то три зо­ло­тых руб­ля». До­брать­ся до цен­но­с­тей Си­бир­ско­го бе­ло­го дви­же­ния и дра­го­цен­ной цер­ков­ной ут­ва­ри, спря­тан­ных в та­ёж­ных ур­ма­нах Сред­не­го При­обья, Туч­ков не ус­пел – ото­зва­ли в Моск­ву. Он не спра­вил­ся и с дру­гим за­да­ни­ем: не смог до­бить­ся от вы­слан­но­го на Ямал в се­ле­ние Хэ, а за­тем за­клю­чён­но­го в Сверд­лов­скую тюрь­му ми­т­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го (По­лян­ско­го) до­б­ро­воль­но от­ка­зать­ся от са­на ме­с­то­блю­с­ти­те­ля па­т­ри­ар­ше­го пре­сто­ла. При­чис­лен­ный ны­не к ли­ку свя­тых, ми­т­ро­по­лит Пётр спас Рус­скую пра­во­слав­ную цер­ковь от окон­ча­тель­но­го по­зо­ра и уни­же­ния са­мо­лик­ви­да­ции.

Май­ор гос­бе­зо­пас­но­с­ти Туч­ков в от­ли­чие от дру­гих вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных че­ки­с­тов уце­лел во вре­мя ре­прес­сий 1937–1938 го­дов. В ок­тя­б­ре 1939 го­да его уво­ли­ли из НКВД «за не­воз­мож­но­с­тью пре­до­ста­вить ра­бо­ту по дан­но­му на­прав­ле­нию». Он со­чи­нял бро­шю­ры и чи­тал лек­ции на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные те­мы. В 1957 го­ду умер от ра­ка. Пе­ред смер­тью быв­ший че­кист боль­ше пя­ти ча­сов ис­по­ве­до­вал­ся у Па­т­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия I. Со­дер­жа­ние этой ис­по­ве­ди не­из­ве­ст­но, но по­хо­ро­ни­ли Туч­ко­ва с со­блю­де­ни­ем всех цер­ков­ных об­ря­дов. На от­пе­ва­нии вме­с­те с па­т­ри­ар­хом при­сут­ст­во­ва­ли все ие­рар­хи Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви.

 

Спе­цот­дел ВЧК

 

Од­но­вре­мен­но с унич­то­же­ни­ем тра­ди­ци­он­ных ре­ли­ги­оз­ных кон­фес­сий ре­во­лю­ци­он­ные ро­ман­ти­ки за­ни­ма­лись раз­ра­бот­кой но­вых спо­со­бов уп­рав­ле­ния кол­лек­тив­ной пси­хи­кой. Име­нуя се­бя ма­те­ри­а­ли­с­та­ми и про­воз­гла­шая ре­ли­гию «опи­у­мом для на­ро­да», боль­ше­вист­ские вож­ди ис­пы­ты­ва­ли страх пе­ред не­ве­до­мы­ми си­ла­ми. Изу­че­ни­ем ми­с­ти­циз­ма, ок­куль­тиз­ма и дру­гих за­га­доч­ных яв­ле­ний мас­со­во­го пси­хо­за за­ни­мал­ся на­чаль­ник спе­ци­аль­но­го от­де­ла ВЧК – ГПУ Глеб Ива­но­вич Бо­кий.

Александр Рекуненко. Шамбала
Александр Рекуненко. Шамбала

Дво­ря­нин по про­ис­хож­де­нию, он вла­дел не­сколь­ки­ми язы­ка­ми, хо­ро­шо раз­би­рал­ся в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве. Он за­ни­мал­ся хи­ро­ман­ти­ей, ус­т­ра­и­вал спи­ри­ти­че­с­кие се­ан­сы, пы­тал­ся раз­га­дать ме­ха­низм те­ле­па­тии, был убеж­дён, что че­ло­ве­че­ст­во в да­лё­ком про­шлом уже пе­ре­жи­ва­ло пе­ри­од рас­цве­та куль­ту­ры, а древ­ние зна­ния пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние ме­ди­у­ма­ми, гип­но­ти­зе­ра­ми и ша­ма­на­ми.

За­вет­ной меч­той че­ки­с­та Бо­кия бы­ло уме­ние чи­тать мыс­ли про­тив­ни­ка. Он пред­став­лял мир как еди­ную ин­фор­ма­ци­он­ную си­с­те­му. Важ­но лишь най­ти к ней ключ. Ги­по­те­ти­че­с­кие идеи ов­ла­деть из­ве­ст­ны­ми древ­не­му об­ще­ст­ву на­уч­но-тех­ни­че­с­ки­ми зна­ни­я­ми и при­спо­со­бить за­бы­тое идо­ло­по­кло­не­ние для ком­му­ни­с­ти­че­с­кой иде­о­ло­гии вме­с­то «за­ду­шен­но­го» пра­во­сла­вия бы­ли санк­ци­о­ни­ро­ва­ны кол­ле­ги­ей ОГ­ПУ во гла­ве с Дзер­жин­ским в 1924 го­ду по­сле смер­ти Вла­ди­ми­ра Иль­и­ча Ле­ни­на, пре­вра­ще­ния его те­ла в не­тлен­ную му­мию – свя­щен­ную ре­лик­вию ком­му­низ­ма.

Из ста­рых со­уче­ни­ков по Пе­тер­бург­ско­му гор­но­му ин­сти­ту­ту и че­ки­с­тов Бо­кий ор­га­ни­зо­вал ми­с­ти­че­с­кий кру­жок «Еди­ное тру­до­вое брат­ст­во». Уча­ст­ни­ки этой, по су­ще­ст­ву, ма­сон­ской ло­жи тя­го­те­ли к за­гад­кам пси­хи­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти: гип­но­зу, те­ле­па­тии, яс­но­ви­де­нию, во­рож­бе.

Про­ник­нуть в глу­би­ны «соб­ст­вен­но­го Я» Бо­кий и его по­сле­до­ва­те­ли пы­та­лись раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, в том чис­ле и пу­тём уча­с­тия в «сес­си­ях», о ко­то­рых по­ка­зал на до­про­се 29 сен­тя­б­ря 1938 го­да со­труд­ник НКВД Ни­ко­лай Гри­го­рь­е­вич Кли­мен­ков: «…С 1921 го­да я ра­бо­тал в спе­цот­де­ле, ко­то­рый воз­глав­лял Бо­кий. В то же вре­мя уже су­ще­ст­во­ва­ла со­здан­ная Бо­ки­ем так на­зы­ва­е­мая дач­ная ком­му­на. В этой «ком­му­не» бы­ли ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла, ко­то­рые сво­ди­лись к сле­ду­ю­ще­му: уча­ст­ни­ки, при­быв под вы­ход­ной день на да­чу, пьян­ст­во­ва­ли весь вы­ход­ной день и ночь под сле­ду­ю­щий ра­бо­чий день. Вме­с­те с ни­ми съез­жа­лись и жё­ны, при­гла­ша­лись и по­сто­рон­ние, в том чис­ле и жен­щи­ны из про­сти­ту­ток. Всех жен­щин спа­и­ва­ли до­пья­на, раз­де­ва­ли их, ис­поль­зо­ва­ли по оче­ре­ди, пре­до­став­ляя пре­иму­ще­ст­во Бо­кию, к ко­то­ро­му по­ме­ща­ли этих жен­щин не­сколь­ко…»

По за­да­нию Бо­кия воз­глав­ляв­ший се­к­рет­ную ней­ро­э­нер­ге­ти­че­с­кую ла­бо­ра­то­рию и ми­с­ти­че­с­кое «Еди­ное тру­до­вое брат­ст­во» Алек­сандр Ва­си­ль­е­вич Бар­чен­ко раз­ра­бо­тал план экс­пе­ди­ции в Ти­бет для по­ис­ка та­ин­ст­вен­ной стра­ны Шам­ба­лы. Цель пу­те­ше­ст­вия – «ис­сле­до­ва­ние Цен­т­раль­ной Азии и ус­та­нов­ле­ние свя­зи с на­се­ля­ю­щи­ми её пле­ме­на­ми». Ре­а­ли­зо­вать этот план им не уда­лось из-за про­ти­во­дей­ст­вия так­же тя­го­тев­ше­го к ми­с­ти­ке нар­ко­ма ино­ст­ран­ных дел Ге­ор­гия Ва­си­ль­е­ви­ча Чи­че­ри­на. Тог­да Бар­чен­ко от­пра­вил­ся сов­сем дру­гим мар­ш­ру­том – на Коль­ский по­лу­ос­т­ров и на Край­ний Се­вер Си­би­ри изу­чать «ме­ря­че­ние», спе­ци­фи­че­с­кое со­сто­я­ние, воз­ни­кав­шее во вре­мя ис­пол­не­ния ма­ги­че­с­ких об­ря­дов – ша­ман­ско­го кам­ла­ния, а ино­гда и со­вер­шен­но вне­зап­но. В та­кие мо­мен­ты лю­ди на­чи­на­ли по­вто­рять дви­же­ния друг дру­га, бе­зо­го­во­роч­но вы­пол­нять лю­бые ко­ман­ды вплоть до са­мо­убийств, не чув­ст­во­ва­ли стра­ха и бо­ли, мог­ли пред­ска­зы­вать бу­ду­щее.

О ре­зуль­та­тах этих по­ис­ков со­об­ща­лось в фе­ль­е­то­не Мар­ка Рах­ли­на «Учё­ные чу­дят», опуб­ли­ко­ван­но­го в га­зе­те «Ве­чер­ний Ле­нин­град» 10 мая 1921 го­да: «…Не­кий про­фес­сор Бар­чен­ко со то­ва­ри­ща­ми – все из быв­ших бур­жу­аз­ных «учё­ных» – «от­крыл» на на­шем ди­ком се­ве­ре, сре­ди сне­гов, тун­д­ры и веч­ной мерз­ло­ты, ос­тат­ки «куль­то­вых со­ору­же­ний» не­кой древ­ней се­вер­ной стра­ны Ги­пер­бо­реи, ле­ген­ды о су­ще­ст­во­ва­нии ко­то­рой яко­бы со вре­мён глу­бо­кой до­биб­лей­ской древ­но­с­ти есть прак­ти­че­с­ки у каж­до­го на­ро­да ев­ро­а­зи­ат­ско­го кон­ти­нен­та. Наш «учё­ный муж» Бар­чен­ко до­го­во­рил­ся до то­го, что в ша­ма­нах раз­гля­дел по­след­них жре­цов древ­ней и та­ин­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции, су­ще­ст­во­вав­шей чёрт зна­ет в ка­кие вре­ме­на на этой зем­ле. Ка­ко­во, то­ва­ри­щи про­ле­та­рии и пе­ре­до­вое тру­до­вое кре­с­ть­ян­ст­во? Вот на по­доб­ный бред и тра­тят на­род­ные де­неж­ки вы­кор­мы­ши бур­жу­аз­ной «на­уки».

По­сле этой пуб­ли­ка­ции по­ис­ки сле­дов до­ис­то­ри­че­с­ких ци­ви­ли­за­ций: на сты­ке Ин­дии, Ти­бе­та и Аф­га­ни­с­та­на – ле­ген­дар­ную Шам­ба­лу, в Кры­му – ос­тат­ки древ­ней­шей «дру­и­ди­че­с­кой» куль­ту­ры, на Ал­тае – «стра­ну Бе­ло­во­дья», в Юг­ре – «до­по­топ­ную» зем­лю во­гу­лов и их язы­че­с­кую свя­ты­ню «Зо­ло­тую ба­бу» – ста­ли фи­нан­си­ро­вать из средств ОГ­ПУ – НКВД. По­доб­ные, фан­та­с­ти­че­с­кие, на пер­вый взгляд, экс­пе­ди­ции в Абис­си­нию (ны­не Эфи­о­пия) и в Ги­ма­лаи, на го­ру Нан­га-Пар­бат, а так­же по­ис­ки ча­ши Свя­то­го Гра­а­ля, из ко­то­рой яко­бы вку­шал Хри­с­тос на Тай­ной ве­че­ре, пред­при­ни­ма­лись в то же вре­мя и в Гер­ма­нии. На­ци­с­ты с осо­бой стра­ст­но­с­тью по­пу­ля­ри­зи­ро­ва­ли миф об Ат­лан­ти­де и стре­ми­лись по­ме­с­тить её на Край­нем Се­ве­ре. Ска­за­ние о чи­с­то­кров­ных бе­ло­ку­рых и го­лу­бо­гла­зых ве­ли­ка­нах во­шло в кни­гу ве­ду­ще­го на­цист­ско­го иде­о­ло­га Аль­ф­ре­да Ро­зен­бер­га (вы­ход­ца из Рос­сии). Ро­зен­берг ве­рил в то, что ког­да-то кли­мат се­вер­ных ши­рот был на­столь­ко мяг­че, чем се­го­дня, что до­пу­с­кал рас­цвет не­кой «до­по­топ­ной» ци­ви­ли­за­ции. Впро­чем, по­сле по­след­них ар­хе­о­ло­ги­че­с­ких на­хо­док на Яма­ле и в Юг­ре та­кая те­о­рия не ка­жет­ся столь фан­та­с­ти­че­с­кой.

Но бы­ла ещё од­на при­чи­на про­ник­но­ве­ния в мир, за­те­рян­ный во вре­ме­ни и в про­ст­ран­ст­ве. За­ме­че­но: лю­ди, ус­пеш­ные и удач­ли­вые, до­рвав­ши­е­ся до вла­с­ти, раз­вра­щён­ные бо­гат­ст­вом, вни­ма­ни­ем и ле­с­тью, па­ни­че­с­ки бо­ят­ся сво­ей не­мо­щи и ста­ре­ния. За­вла­деть древ­ни­ми ре­цеп­та­ми муж­ской си­лы и дол­го­ле­тия ста­ло на­вяз­чи­вой иде­ей боль­ше­вист­ских вель­мож.

 

Че­кист­ские кам­ла­ния

 

В сен­тя­б­ре 1932 го­да в Со­вет­ском Со­ю­зе шум­но от­ме­ти­ли 40-ле­тие «бу­ре­ве­ст­ни­ка ре­во­лю­ции» про­ле­тар­ско­го пи­са­те­ля Алек­сея Мак­си­мо­ви­ча Горь­ко­го. Ему вру­чи­ли ор­ден Ле­ни­на, в Моск­ве со­зда­ли Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут име­ни Горь­ко­го, его имя стал но­сить Мос­ков­ский ху­до­же­ст­вен­ный те­атр. Да что те­атр! Го­род Ниж­ний Нов­го­род на­зва­ли Горь­ким. В Кры­му сроч­но ре­мон­ти­ро­ва­ли при­мор­ский дво­рец в ме­с­теч­ке Тес­ли, вбли­зи мы­са Фо­рос, где пей­за­жи не толь­ко на­по­ми­на­ли, но и за­ме­ни­ли бы Алек­сею Мак­си­мо­ви­чу жизнь в Ита­лии, на Ка­п­ри, в Сор­рен­то…

Греф Кафи. Северная Шамбала
Греф Кафи. Северная Шамбала

По по­ру­че­нию Ста­ли­на Бо­кий ис­поль­зо­вал ран­нее бо­го­ис­ка­тель­ст­во и бо­го­ст­ро­и­тель­ст­во Горь­ко­го для ут­верж­де­ния но­вой ре­ли­гии на ос­но­ве язы­че­с­ко­го идо­ло­по­клон­ст­ва, где глав­ные бо­ги – Ле­нин и Ста­лин – в ок­ру­же­нии по­лу­бо­гов, сре­ди ко­то­рых и сам Алек­сей Мак­си­мо­вич.

К се­к­рет­ной опе­ра­ции по воз­вра­ще­нию на Ро­ди­ну на по­сто­ян­ное ме­с­то жи­тель­ст­ва Горь­ко­го Бо­кий при­влёк ре­ко­мен­до­ван­но­го им в 1932 го­ду на долж­ность ди­рек­то­ра Гос­по­ли­тиз­да­та Ни­ко­лая Ни­кан­д­ро­ви­ча На­ко­ря­ко­ва – пар­тий­ная клич­ка На­зар Ураль­ский, – пу­те­ше­ст­во­вав­ше­го не по сво­ей во­ле по се­вер­ным ре­кам Кон­де, Пе­лы­му, Тав­де, Сось­ве, Лозь­ве…

На­ко­ря­ков в свою оче­редь уго­во­рил бед­ст­ву­ю­ще­го тог­да кре­с­ть­ян­ско­го по­эта Сер­гея Ан­то­но­ви­ча Клыч­ко­ва вы­ра­зить в сти­хах во­гуль­ские на­род­ные эпи­че­с­кие ска­за­ния и ша­ман­ские пес­ни, со­бран­ные с 1915 по 1927 год эт­но­гра­фом и со­чи­ни­те­лем Ми­ха­и­лом Алек­сан­д­ро­ви­чем Плот­ни­ко­вым. Горь­кий вы­со­ко оце­нил из­дан­ный в 1933 го­ду в Моск­ве – Ле­нин­гра­де во­гуль­ский ге­ро­и­че­с­кий эпос – по­эму «Ян­гал-Маа» и её об­ра­бот­ку «Ма­дур Ва­за – по­бе­ди­тель». «Жизнь Кли­ма Сам­ги­на» о при­чи­нах ду­хов­ной ги­бе­ли его по­ко­ле­ния пи­са­лась труд­но. По­это­му Горь­ко­го при­ве­ли в вос­торг рас­ска­зы о бо­га­ты­ре Ва­зе, кра­са­ви­це Ан-Юго, злом бо­ге Мей­ке, страш­ном пра­ро­ди­те­ле Пе­не­ге­зе, ог­нен­ной пти­це Та­ук­си и мно­гих дру­гих бо­гах, шай­та­нах и ге­ро­ях «Ян­гал-Маа».

В этих кра­соч­ных опи­са­ни­ях при­сут­ст­во­ва­ли лю­ди-бо­ги и по­лу­бо­ги, поч­ти ми­фи­че­с­кие ги­ган­ты, ти­та­ны и ча­ро­деи, со­здав­шие та­ин­ст­вен­ную ци­ви­ли­за­цию, чем-то сма­хи­ва­ю­щую на ис­чез­нув­шую Ат­лан­ти­ду или не­до­ся­га­е­мую Шам­ба­лу.

Эти­ми ска­зоч­ны­ми бо­га­ты­ря­ми Горь­кий счи­тал че­ки­с­тов, о чём со­об­щил в по­з­д­рав­ле­нии по слу­чаю 15-ле­тия со­зда­ния ор­га­нов (20 де­ка­б­ря 1932 го­да): «…Вы зна­е­те, как я от­но­шусь к ра­бо­те то­ва­ри­щей, как вы­со­ко це­ню их ге­ро­изм… Близ­ко вре­мя, ког­да боль­ной и лжи­вый язык вра­гов оне­ме­ет, и всё ок­ле­ве­тан­ное ими бу­дет за­бы­то, как за­бы­ва­ют­ся в яс­ный день ноч­ные те­ни… Креп­ко жму ру­ки всех лич­но зна­ко­мых мне то­ва­ри­щей и – мой го­ря­чий при­вет всем ра­бот­ни­кам ГПУ».

В мар­те 1933 го­да Горь­кий про­стил­ся с вил­лой «Иль Со­ри­то», с Сор­рен­то, с Не­апо­лем, с Ита­ли­ей. Со­вет­ский па­ро­ход «Жан Жо­рес», в ко­ман­ду ко­то­ро­го вклю­чи­ли трёх «ма­т­ро­сов» из ОГ­ПУ, взял курс на Одес­су. На ро­ди­ну воз­вра­щал­ся ге­ний, по­лу­бог, боль­шой друг Ле­ни­на и Ста­ли­на. Этот год – 1933 – за­пом­нил­ся пред­пра­зд­нич­ной су­е­той: пар­тия и стра­на го­то­ви­лись к ХVII съез­ду ВКП(б) – съез­ду «по­бе­ди­те­лей». Жда­ли при­ня­тия пар­тий­но­го ко­дек­са – но­вой ре­ли­гии: за­кры­ва­лись и раз­ру­ша­лись по­след­ние пра­во­слав­ные хра­мы, му­суль­ман­ские ме­че­ти, ка­то­ли­че­с­кие ко­с­те­лы, иу­дей­ские си­на­го­ги и мо­лель­ные до­ма сек­тан­тов.

Все ве­дом­ст­ва ув­лек­лись тог­да раз­ра­бот­ка­ми по­ло­же­ний и ус­та­вов, рег­ла­мен­ти­ру­ю­щих пра­ви­ла по­ве­де­ния и эти­ке­та со­вет­ских слу­жа­щих. ОГ­ПУ не ос­та­лось в сто­ро­не от этих нов­шеств. Глав­ным че­кист­ским по­ня­ти­ем ста­ло: «Че­кист дол­жен уме­реть или от ру­ки вра­га, или от ру­ки ОГ­ПУ»*.

Так­же за­ме­че­но: ра­бо­та в ре­прес­сив­но-ка­ра­тель­ных ор­га­нах ни­ког­да не про­хо­дит да­ром. За неё обыч­но пла­тят здо­ро­вь­ем. По­это­му Бо­кий дер­жал 44-лет­не­го ше­фа ОГ­ПУ – НКВД Ге­н­ри­ха Гри­го­рь­е­ви­ча Яго­ду обе­ща­ни­я­ми ук­ре­пить ма­ги­че­с­ки­ми за­кли­на­ни­я­ми и язы­че­с­ки­ми аму­ле­та­ми – за­су­шен­ны­ми де­то­род­ны­ми чле­на­ми – рас­тра­чен­ную в борь­бе с «вра­га­ми на­ро­да» си­лу, столь не­об­хо­ди­мую в об­ще­нии с пре­ле­ст­ни­цей Ти­мо­шей». Так в боль­шой се­мье Горь­ко­го на­зы­ва­ли сно­ху пи­са­те­ля, же­ну его един­ст­вен­но­го сы­на Мак­си­ма – На­деж­ду Алек­се­ев­ну. По сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, 26-лет­няя На­дя-Ти­мо­ша бы­ла очень кра­си­ва и эф­фект­на. Дочь мос­ков­ско­го про­фес­со­ра-уро­ло­га Вве­ден­ско­го, гим­на­зи­ст­ка с тол­стой ко­сой ус­пе­ла сбе­гать «на ско­рую ру­ку» за­муж за ин­же­не­ра Си­ни­цы­на, за­тем сме­ни­ла не­сколь­ких вре­мен­ных парт­нё­ров, по­ка не встре­ти­ла Мак­си­ма Пеш­ко­ва. На пре­ле­ст­ни­цу Ти­мо­шу и дру­гие муж­чи­ны за­гля­ды­ва­лись, осо­бен­но по­сле не­о­жи­дан­ной смер­ти 11 мая 1934 го­да её му­жа. Мак­сим Алек­се­е­вич в кон­це ап­ре­ля со­би­рал­ся в Ле­нин­град, но по­че­му-то из­ме­нил пла­ны и от­пра­вил­ся на май­ские пра­зд­ни­ки на да­чу НКВД в Се­ре­б­ря­ном Бо­ру. Там он на­хо­дил­ся с се­к­ре­та­рём Горь­ко­го Пе­т­ром Пе­т­ро­ви­чем Крюч­ко­вым, ко­то­ро­го в се­мье пи­са­те­ля зва­ли Пе­пе Крю. Дру­зья креп­ко вы­пи­ли – оба пред­по­чи­та­ли ер­ша – вод­ку с пи­вом. Мак­сим по­ле­жал на трав­ке и про­сту­дил­ся – кру­поз­ное вос­па­ле­ние лёг­ких. Вра­чи ока­за­лись бес­силь­ны. Бе­зу­теш­ную вдо­ву Ти­мо­шу по­сто­ян­но опе­кал друг се­мьи Яго­да. Для пу­щей на­дёж­но­с­ти по его ко­ман­де кра­са­ви­цу ох­ра­ня­ли со­труд­ни­ки опе­ра­тив­но­го от­де­ла НКВД.

Бо­кий кол­дов­ски­ми ме­то­да­ми вос­ста­нав­ли­вал Яго­де рас­тра­чен­ную им при «нерв­ной ра­бо­те» энер­гию. С бе­ре­гов да­лё­ко­го Ка­зы­ма при­во­зи­ли в Моск­ву ос­тяц­ких ша­ма­нов, по­ка­зы­ва­ли им ме­т­ро, ка­та­ли на аэ­ро­пла­нах. А по но­чам на да­че Яго­ды в Озер­ках, близ пе­чаль­но из­ве­ст­но­го бу­тов­ско­го спец­по­ли­го­на НКВД, где тай­но за­ка­пы­ва­ли рас­ст­ре­лян­ных в под­ва­лах Лу­бян­ки, ша­ма­ны про­во­ди­ли кам­ла­ние: об­ра­ща­лись к ду­хам, на­прав­ляя свои ча­ры на то, что­бы вне­сти по­кой в ду­ши со­брав­ших­ся че­ки­с­тов и под­дер­жать их гас­ну­щие муж­ские си­лы.

При этом Яго­да ис­поль­зо­вал для ин­тим­ных утех и бо­лее на­дёж­ные сред­ст­ва: боль­шой на­бор пор­но­гра­фи­че­с­ких фо­то­сним­ков, пор­но­филь­мы и фал­ло­и­ми­та­тор (всё это бы­ло изъ­я­то в ап­ре­ле 1937 го­да по­сле аре­с­та Яго­ды при обы­с­ке его да­чи в Озер­ках).

Бо­кия рас­ст­ре­ля­ли 15 но­я­б­ря 1937 го­да. Су­ще­ст­ву­ет вер­сия, что сме­нив­ший Яго­ду нар­ком вну­т­рен­них дел СССР Ни­ко­лай Ива­но­вич Ежов по­тре­бо­вал у на­чаль­ни­ка спе­цот­де­ла НКВД хра­нив­шу­ю­ся у не­го «чёр­ную кни­гу» с ком­про­ма­та­ми на всю пар­тий­но-пра­ви­тель­ст­вен­ную вер­хуш­ку, но по­лу­чил от­каз. Участь Бо­кия по­сле это­го бы­ла ре­ше­на – его аре­с­то­ва­ли пря­мо в ка­би­не­те нар­ко­ма. Но по прав­де, по­ста­нов­ле­ние об аре­с­те Бо­кия и об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние бы­ли оформ­ле­ны с учё­том спе­ци­фи­ки его ра­бо­ты. Кро­ме спи­ри­ти­че­с­ких пред­ска­за­ний бу­ду­ще­го, ис­поль­зо­ва­ния ма­гии и кол­дов­ст­ва на­чаль­ни­ка спе­ц-от­де­ла об­ви­ни­ли в пе­ре­да­че се­к­рет­ных ко­дов НКВД и Ген­шта­ба ан­г­лий­ской раз­вед­ке и под­го­тов­ке убий­ст­ва Ста­ли­на… пу­тём взры­ва Крем­ля не­ви­ди­мы­ми лу­ча­ми.

Ста­лин, ко­неч­но, знал о се­к­рет­ных экс­пе­ри­мен­тах по унич­то­же­нию про­тив­ни­ка «лу­ча­ми смер­ти» – вы­со­ко­ча­с­тот­ным из­лу­че­ни­ем. Раз­ра­бот­ка экс­тра­ва­гант­ных ви­дов ору­жия ве­лась тог­да не толь­ко в СССР, но и в Ан­г­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии, США и Япо­нии. Стра­дав­ший па­то­ло­ги­че­с­кой по­до­зри­тель­но­с­тью ген­сек ВКП(б) боль­ше «лу­чей смер­ти» бо­ял­ся че­кист­ской пор­чи и кол­дов­ских ядо­ви­тых сна­до­бий. Мыс­ли об от­рав­ле­нии и ма­ги­че­с­ких ма­ни­пу­ля­ци­ях му­чи­ли его по­сто­ян­но. По­это­му вслед за нар­ко­мом Яго­дой бы­ли каз­не­ны 18 ко­мис­са­ров гос­бе­зо­пас­но­с­ти 1-го и 2-го ран­га, а вме­с­те с Ежо­вым – 100 выс­ших чи­нов НКВД – тех, кто знал то, о чём сле­до­ва­ло за­быть. Тру­ды рас­ст­ре­лян­но­го в 1937 го­ду учё­но­го Бар­чен­ко всё ещё не­до­ступ­ны для ис­сле­до­ва­те­лей.

По­след­ней по­пыт­кой про­ник­нуть в Югор­скую Шам­ба­лу мож­но счи­тать пу­те­ше­ст­вие эт­но­гра­фа Вольф­ган­га Штей­ни­ца в 1935 го­ду по Оби и её при­то­кам.

По­сле окон­ча­ния в 1928 го­ду Бер­лин­ско­го уни­вер­си­те­та Штей­ниц ув­лёк­ся изу­че­ни­ем куль­ту­ры фин­но-угор­ских на­род­но­с­тей. В 1934 го­ду он при­ехал из Гер­ма­нии в СССР и стал ра­бо­тать в Ин­сти­ту­те на­ро­дов Се­ве­ра в Ле­нин­гра­де. В «днев­ни­ко­вых за­пи­сях» по мар­ш­ру­ту Ос­тя­ко-Во­гульск – Са­ле­хард упо­мя­ну­ты его кон­так­ты с на­чаль­ни­ка­ми ме­ст­ных ор­га­нов НКВД, од­на­ко их ха­рак­тер и со­дер­жа­ние ос­та­ют­ся не­яс­ны­ми. В 1937 го­ду в са­мый раз­гар «боль­шо­го тер­ро­ра» Штей­ниц эми­г­ри­ро­вал че­рез Эс­то­нию в Шве­цию. По­сле раз­гро­ма на­циз­ма в 1945-м он воз­вра­ща­ет­ся в Вос­точ­ную Гер­ма­нию и до кон­ца сво­ей жиз­ни (1967 год) воз­глав­ля­ет ин­сти­тут фин­но-уг­ро­ве­де­ния в уни­вер­си­те­те име­ни Гум­боль­та.

Бы­ла ли рас­кры­та Штей­ни­цем и дру­ги­ми стран­ни­ка­ми тай­на про­ис­хож­де­ния «до­по­топ­ной» се­вер­ной ци­ви­ли­за­ции? Ут­вер­ди­тель­но­го от­ве­та на этот во­прос по­ка нет. Но ми­с­ти­ка, ок­куль­тизм, спи­ри­тизм, кол­дов­ст­во, пред­ска­за­ния, про­ро­че­ст­ва и дру­гая чер­тов­щи­на из дья­воль­ско­го ар­се­на­ла спе­цот­де­ла ВЧК – ГПУ – НКВД вновь весь­ма вос­тре­бо­ва­на со­вре­мен­ны­ми оте­че­ст­вен­ны­ми по­ли­ти­че­с­ки­ми, де­ло­вы­ми и твор­че­с­ки­ми VIP-пер­со­на­ми. За це­ной ре­цеп­тов веч­ной мо­ло­до­с­ти, кра­со­ты, сек­су­аль­ной при­вле­ка­тель­но­с­ти и дол­го­ле­тия они не по­сто­ят.


* Из 139 ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и ОГ­ПУ, при­сут­ст­во­вав­ших на «съез­де по­бе­ди­те­лей», толь­ко 31 че­ло­век ум­рёт сво­ей смер­тью.



Александр ПЕТРУШИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования