Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 24.04.2009

Повествование об искорёженных судьбах

 Про­шлым ле­том я уви­дел в од­ной из квар­тир Ми­ну­син­ска ин­те­рес­ную кар­ти­ну – в сер­ван­те, за стек­лом, сто­ят ря­ды под­пис­ных со­бра­ний со­чи­не­ний: Пуш­кин, Тол­стой, Дю­ма, Марк Твен. Све­жень­кие, хо­тя лет им уже по трид­цать, то­ми­ки. А над ди­ва­ном – по­лоч­ка с по­трё­пан­ны­ми кни­га­ми, за­тёр­ты­ми ко­реш­ка­ми. С тру­дом смог ра­зо­брать на них – «Алек­сей Чер­ка­сов», «Вик­тор Ас­та­фь­ев», «Ана­то­лий Чмы­ха­ло», «Сер­гей Сар­та­ков». Вид­но, что эти кни­ги чи­та­ют и пе­ре­чи­ты­ва­ют.

Да, лю­дям хо­чет­ся чи­тать о сво­ей зем­ле, о тех, кто жил на этой зем­ле до них.

И по­то­му из­ве­с­тие, что в Ми­ну­син­ском те­а­т­ре ста­вят спек­такль по ро­ма­ну Алек­сея Чер­ка­со­ва и По­ли­ны Моск­ви­ти­ной «Чёр­ный то­поль», ме­ня не уди­ви­ло – был уве­рен, что на не­го бу­дут хо­дить, его бу­дут об­суж­дать. Со­жа­лел, что вряд ли я сам спек­такль уви­жу – в Ми­ну­син­ске бы­ваю в ию­ле – на­ча­ле ав­гу­с­та, как раз ког­да у те­а­т­ра меж­се­зо­нье.

На днях не­о­жи­дан­но уз­нал, что Ми­ну­син­ский те­атр при­ез­жа­ет в Моск­ву с од­ним-един­ст­вен­ным спек­так­лем, и имен­но с «Чёр­ным то­по­лем». Об­ра­до­вал­ся, но и рас­ст­ро­ил­ся. Рас­ст­ро­ил­ся по­то­му, что вряд ли этот спек­такль бу­дет вос­при­нят сто­лич­ной пуб­ли­кой и те­а­т­раль­ны­ми спе­ци­а­ли­с­та­ми – по опы­ту по­се­ще­ния мос­ков­ских те­а­т­ров, чте­ния ре­цен­зий знаю, что те­а­т­раль­ная мо­да в Моск­ве да­ле­ка от то­го, что мож­но уви­деть в «Чёр­ном то­по­ле», пусть да­же пре­вра­тив его из ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го про­из­ве­де­ния в мо­дер­но­вое; не­ко­то­рые эпи­зо­ды мог­ли вы­звать и иро­нич­ный смех в за­ле. Да и не ве­ри­лось, что лю­дей на спек­такль при­дёт мно­го – ко­му в Моск­ве ин­те­рес­на ис­то­рия жи­те­лей ма­лень­кой си­бир­ской де­ре­вуш­ки? Вдо­ба­вок рек­ла­мы не бы­ло ни­ка­кой, би­ле­ты в те­а­т­раль­ных ки­о­с­ках от­сут­ст­во­ва­ли.

Но зал Мос­ков­ско­го ТЮ­За был поч­ти по­лон, не­ко­то­рые зри­те­ли при­шли с цве­та­ми.

«Чёр­ный то­поль» в об­щей слож­но­с­ти идёт бо­лее пя­ти ча­сов, по­это­му его иг­ра­ют два ве­че­ра. На мой взгляд, это не сов­сем оп­рав­дан­но. Пер­вая часть дер­жит зри­те­ля в на­пря­же­нии, в ней, по су­ще­ст­ву, про­ис­хо­дит всё са­мое зна­чи­тель­ное, за­вя­зы­ва­ют­ся те уз­лы (лю­бов­ные, со­ци­аль­ные), ко­то­рые уже не раз­вя­зать, а лишь – ру­бить. Во вто­рой ча­с­ти (она зна­чи­тель­но ко­ро­че пер­вой) эти уз­лы ру­бят­ся, и ру­бят­ся как-то то­роп­ли­во, ли­хо­ра­доч­но, и от­то­го со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние ском­кан­но­с­ти фи­на­ла.

О чём сам спек­такль? Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в 1920–1950-х го­дах в де­рев­не Бе­лая Елань под Ми­ну­син­ском, на юге Си­би­ри. Жи­те­лей де­рев­ни не об­хо­дит сто­ро­ной ни кол­лек­ти­ви­за­ция, ни вол­на ре­прес­сий 1937-го, ни тя­жё­лый труд в го­ды вой­ны, ни ожи­да­ние чу­да, что муж, сын, лю­би­мый, на ко­то­ро­го при­шла по­хо­рон­ка, всё-та­ки вер­нёт­ся с вой­ны… Что вы­де­ля­ет ро­ман «Чёр­ный то­поль» из ря­да дру­гих си­бир­ских эпо­пей, так это не­од­но­знач­ность ге­ро­ев (и ре­жис­сёр спек­так­ля Алек­сей Пе­се­гов эту не­од­но­знач­ность уси­лил). Ма­ло что жизнь лю­дей при­шлась на, по­жа­луй, один из труд­ней­ших пе­ри­о­дов в ис­то­рии Рос­сии ми­нув­ше­го ве­ка, так они са­ми «из-за ха­рак­те­ра» ко­рё­жат, ка­ле­чат свои судь­бы. Аг­ния лю­бит Де­ми­да, но де­сят­ки лет не хо­чет про­стить ему дав­нюю из­ме­ну, Де­мид, бо­рясь со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми-ку­ла­ка­ми, до­во­дит мать до са­мо­убий­ст­ва, Ани­сья, не же­лая пре­да­вать мать, ста­но­вит­ся со­уча­ст­ни­цей пре­ступ­ле­ний и по­лу­ча­ет во­семь лет ла­ге­рей…

В спек­так­ле бо­лее трид­ца­ти дей­ст­ву­ю­щих лиц. Не все­гда уда­ёт­ся ра­зо­брать, кто есть кто, кто ко­му кем при­хо­дит­ся, но са­мо мно­го­лю­дье на сце­не оп­рав­дан­но и не­при­выч­но (за­ча­с­тую ре­жис­сё­ры об­ра­ща­ют­ся к пье­сам, где пять, от си­лы де­сять дей­ст­ву­ю­щих лиц). Есть на сце­не и де­ти, и ста­ри­ки; всё это со­зда­ёт ощу­ще­ние мир­ка, в ко­то­ром есть и лю­бовь, и не­на­висть, ко­то­рый вро­де бы лег­ко раз­ру­шить, но он про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать, не­смо­т­ря на бе­ды и ка­та­ст­ро­фы, за­ле­чи­ва­ет ра­ны.

Вы­де­ля­ют­ся ста­ро­жи­лы Ми­ну­син­ско­го те­а­т­ра – Сер­гей Бы­ков в ро­ли Фи­ли­мо­на Бо­ро­ви­ко­ва и Ан­ге­ли­на По­но­ма­рё­ва в ро­ли Ро­ма­нов­ны. Са­ми они ро­дом си­би­ря­ки, и по­то­му, на­вер­ное, луч­ше дру­гих по­ка­за­ли ха­рак­тер, пе­ре­да­ли речь жи­те­лей си­бир­ской де­рев­ни. Сце­ны с уча­с­ти­ем этих ар­ти­с­тов не раз за­вер­ша­лись ап­ло­ди­с­мен­та­ми.

Кста­ти ска­зать, зри­те­лей спек­такль по­ко­рил. И ес­ли вна­ча­ле, как я за­ме­тил, в за­ле бы­ла ти­ши­на ожи­да­ния, да­же не­ко­то­ро­го не­до­уме­ния, – что же про­ис­хо­дит на сце­не (от внеш­не спо­кой­но­го, раз­ме­рен­но­го за­чи­на зри­тель дав­но от­вык)? – то под ко­нец пер­вой ча­с­ти ти­ши­на бы­ла за­во­ро­жён­ной, тёп­лой. И на дру­гой день фойе те­а­т­ра за­пол­ни­лось зри­те­ля­ми за­дол­го до на­ча­ла спек­так­ля.

Не­мно­го пе­ре­бор­щил, на мой взгляд, ре­жис­сёр со зву­ко­вым лейт­мо­ти­вом – ком­по­зи­ци­ей «Век» в ис­пол­не­нии Пе­ла­геи. Он раз­де­ля­ет прак­ти­че­с­ки все сце­ны и в ка­кое-то вре­мя ста­но­вит­ся на­вяз­чи­вым. Во­об­ще ув­ле­че­ние фо­но­грам­ма­ми не идёт те­а­т­ру на поль­зу… Хо­чет­ся от­ме­тить ра­бо­ту ху­дож­ни­ка-по­ста­нов­щи­ка. Де­ко­ра­ции и гран­ди­оз­ны, и ми­ни­ма­ли­с­тич­ны од­но­вре­мен­но. Де­ре­вян­ные щи­ты слу­жат и при­гор­ком, на ко­то­ром сто­ит чёр­ный то­поль (зри­те­лю вид­на лишь од­на его вет­ка), и мос­том, и де­ре­вен­ской ули­цей; при не­боль­шой транс­фор­ма­ции щи­ты ста­но­вят­ся из­бой, за­бо­ром, ка­би­не­том сле­до­ва­те­ля… Де­ко­ра­ции вы­пол­нил Алек­сандр Куз­не­цов, в 1980-х го­дах став­ший ла­у­ре­а­том Гос­пре­мии Рос­сии за ра­бо­ту над спек­так­лем «Хмель» по ро­ма­ну Алек­сея Чер­ка­со­ва в том же Ми­ну­син­ском те­а­т­ре…

Те­а­т­раль­ная жизнь Моск­вы в по­след­ние го­ды на подъ­ё­ме. Не­смо­т­ря на те­ле­ви­зор с де­сят­ка­ми ка­на­лов, ком­пью­тер с Ин­тер­не­том, оби­лие раз­но­об­раз­ных книг, зри­тель идёт на спек­так­ли. За­ча­с­тую по­ста­нов­ки бы­ва­ют од­но­об­раз­ны, мно­гие те­а­т­ры по­те­ря­ли свою ин­ди­ви­ду­аль­ность, слу­ча­ет­ся, труд­но по­нять, где ты – в дра­ма­ти­че­с­ком те­а­т­ре или в те­а­т­ре-буфф. «Чёр­ный то­поль» от­ли­ча­ет­ся от то­го, что иг­ра­ет­ся се­го­дня в Моск­ве. В по­ста­нов­ке бьёт­ся жизнь, спек­такль сде­лан да­же не по за­ко­нам дра­ма­тур­гии, а по за­ко­нам жиз­ни. И я не уди­вил­ся, что моя один­над­ца­ти­лет­няя дочь, с ко­то­рой я смо­т­рел «Чёр­ный то­поль», ста­ла ут­верж­дать, что это не при­ду­ман­ное, что ак­тё­ры по­ка­за­ли ис­то­рию дей­ст­ви­тель­но жив­ших лю­дей. Я хо­тел бы­ло на­чать объ­яс­нять, что во мно­гом это со­би­ра­тель­ные об­ра­зы, что де­рев­ни Бе­лая Елань ни­ког­да не су­ще­ст­во­ва­ло, но по­том пе­ре­ду­мал. Ведь все (или, вер­нее, мно­гие) пи­са­те­ли, ре­жис­сё­ры, ак­тё­ры стре­мят­ся к то­му, что­бы чи­та­тель и зри­тель хоть на мгно­ве­ние по­ве­рил, что это всё – на са­мом де­ле, в жиз­ни.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования