Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17-18. 01.05.2009

Вне систем

 Изу­ча­ем ли­те­ра­ту­ру по Все­во­ло­ду Са­ха­ро­ву

Мно­гие зна­ют, что я, Са­ха­ров В.И., яв­ля­юсь ав­то­ром учеб­ни­ка «Рус­ская ли­те­ра­ту­ра XI–XIX ве­ков. 9–10 клас­сы» (М.: Рус­ское сло­во, 2006). Он пе­ре­из­да­вал­ся, его и сей­час мож­но при­об­ре­с­ти, на­при­мер, в мос­ков­ском ма­га­зи­не «Пе­да­го­ги­че­с­кая кни­га» в про­ез­де Ху­до­же­ст­вен­но­го те­а­т­ра. Кни­га на­пи­са­на в XXI ве­ке (из­ви­ни­те за это уточ­не­ние, но боль­шин­ст­во ву­зов­ских учеб­ни­ков по это­му пред­ме­ту со­зда­но в ве­ке ми­нув­шем по его су­кон­ным иде­о­ло­ги­че­с­ким стан­дар­там) по но­вей­шей про­грам­ме (ко­то­рая ме­ня­ет­ся не­пре­рыв­но) и но­во­му об­ра­зо­ва­тель­но­му гос­стан­дар­ту (он то­же на­по­ми­на­ет ли­нию пар­тии...) и пред­наз­на­че­на для про­филь­но­го (т.е. уг­луб­лён­но­го и опи­ра­ю­ще­го­ся на рас­ши­рен­ный спи­сок про­из­ве­де­ний) изу­че­ния рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры в гу­ма­ни­тар­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях.

Но у рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры, а зна­чит, и у ме­ня как ав­то­ра учеб­ни­ка, свой гос­стан­дарт и своя про­грам­ма: как в ней бы­ли «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» и «Ев­ге­ний Оне­гин», так они там и ос­та­нут­ся, сколь­ко бы не сме­ня­лось го­го­лев­ских ре­фор­ма­то­ров в крес­ле ми­ни­с­т­ра об­ра­зо­ва­ния. Па­с­тер­нак хо­ро­шо ска­зал о Бло­ке:

 

Про­слав­лен­ный не по про­грам­ме

И веч­ный вне школ и си­с­тем,

Он не из­го­тов­лен ру­ка­ми

И нам не на­вя­зан ни­кем.

 

А спи­сок про­из­ве­де­ний Со­лже­ни­цы­на мо­же­те угод­ли­во уве­ли­чи­вать сколь­ко угод­но, раз де­тей не жал­ко, но в шко­ле этот пи­са­тель мо­жет и дол­жен быть пред­став­лен един­ст­вен­ным сво­им бес­спор­ным про­из­ве­де­ни­ем – по­ве­с­тью «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча».

Од­на­ко вер­нём­ся к рус­ской клас­си­ке. Эту ли­те­ра­ту­ру на­до знать и по­ни­мать в её об­ра­зах, про­из­ве­де­ни­ях и ис­то­ри­че­с­кой ди­на­ми­ке, это­му и учит моя кни­га, а не чуж­до­му са­мой при­ро­де и тра­ди­ци­ям на­ше­го на­род­но­го про­све­ще­ния бре­до­во­му те­с­ти­ро­ва­нию, к ко­то­ро­му не го­то­вы ни учи­те­ля, ни шко­ла, ни пе­да­го­ги­че­с­кие ву­зы, не го­во­ря уже о ни в чём не по­вин­ных школь­ни­ках и ву­зах, ко­то­рых за­став­ля­ют при­ни­мать сту­ден­тов не по стро­го про­ве­ря­е­мым на эк­за­ме­нах ре­аль­ным зна­ни­ям, а по га­лоч­кам. Хо­тя преж­не­го ми­ни­с­тер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния у нас дав­но нет, мой учеб­ник – кни­га впол­не про­све­ти­тель­ская и школь­ни­кам по­нят­ная. Хо­тя ны­не ут­ра­че­но са­мо по­ня­тие ста­биль­но­го учеб­ни­ка, мой впол­не ста­би­лен и не бе­жит пе­туш­ком за каж­дой «но­вой кон­цеп­ци­ей», «ме­то­ди­кой» или «тех­но­ло­ги­ей», но и не чуж­да­ет­ся бес­спор­ных но­вых идей и от­кры­тий. Ин­тер­нет поз­во­ля­ет мне до­бав­лять но­вые фак­ты и ил­лю­с­т­ра­ции и ре­дак­ти­ро­вать са­ми тек­с­ты, что я и де­лаю по­сто­ян­но.

Пусть ни­ко­го не сму­ща­ют и обыч­ные, в дан­ном слу­чае не­из­беж­ные ци­ф­ры «9–10 клас­сы», учеб­ник не та­кой уж «школь­ный», он до­ста­точ­но «про­дви­ну­тый» и впол­не го­дит­ся для ву­зов. Его уже ис­поль­зу­ют для под­го­тов­ки к вы­пу­ск­ным и всту­пи­тель­ным эк­за­ме­нам в ин­сти­ту­ты и уни­вер­си­те­ты. По не­му учат и сда­ют оте­че­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру сту­ден­ты, и не толь­ко мои. Здесь да­ны но­вей­шие би­о­гра­фи­че­с­кие дан­ные о рус­ских пи­са­те­лях, изу­ча­е­мых в ву­зах и шко­ле, и их про­из­ве­де­ния ра­зо­бра­ны со­глас­но тре­бо­ва­ни­ям и до­сти­же­ни­ям со­вре­мен­но­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния и ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния. Но здесь боль­ше са­мой ли­те­ра­ту­ры и её твор­цов, не­же­ли ме­то­ди­ки, ко­то­рая долж­на быть не в учеб­ни­ке, а в го­ло­ве учи­те­ля и пре­по­да­ва­те­ля.

Учеб­ник при по­нят­ной «по­пу­ляр­но­с­ти» учи­ты­ва­ет но­вей­шие на­уч­ные от­кры­тия в сфе­ре рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры. Он не по­лон и не иде­а­лен, но, на­де­юсь, всем по­ня­тен и ко­му-то ока­зал­ся по­ле­зен. Да, он субъ­ек­ти­вен, это мой учеб­ник, как бы­ва­ет «мой Пуш­кин». Имею пра­во. Но не о мо­ём са­мо­лю­бии, учё­ных зва­ни­ях, сте­пе­нях и за­слу­гах здесь речь. Учеб­ник – не су­хо­ща­вый спра­воч­ник, он в иде­а­ле жи­вой со­бе­сед­ник уче­ни­ка и сту­ден­та, учит по­ни­ма­нию, вос­пи­ты­ва­ет. Он со­зда­ёт кар­ти­ну ве­ли­кой ли­те­ра­ту­ры в дви­же­нии, об­ра­зы её твор­цов. Хо­те­лось уй­ти от школь­ных скуч­ных схем учеб­но­го пла­на и дать уче­ни­кам и сту­ден­там со­дер­жа­тель­ную и за­ни­ма­тель­ную кни­гу для чте­ния, ко­то­рая по­мог­ла бы им по­нять и изу­чить рус­скую ли­те­ра­ту­ру и без учи­те­ля и про­фес­со­ра.

Я, док­тор фи­ло­ло­гии и рус­ский пи­са­тель, ос­но­вы­вал­ся на сво­ём со­ро­ка­лет­нем опы­те пре­по­да­ва­ния в рус­ских и за­ру­беж­ных ву­зах и ра­бо­ты в из­да­тель­ст­ве «Про­све­ще­ние» и Ака­де­мии на­ук, не об­хо­дил и не за­мал­чи­вал по­нят­ные слож­но­с­ти, хо­тел дать вам вер­ную и пол­ную кар­ти­ну раз­ви­тия оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, са­мое но­вое, по­след­ние фак­ты, биб­ли­о­гра­фию и да­ты и из­бе­жать су­кон­но­го про­фес­сор­ско-учи­тель­ско­го жар­го­на, ака­де­ми­че­с­ко­го на­уко­об­ра­зия и школь­ных штам­пов. Счи­таю, что о ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ре мож­но и нуж­но пи­сать на её язы­ке. Ли­те­ра­ту­ра эта вы­ше, луч­ше, че­ст­нее и ум­нее лю­бой иде­о­ло­гии. Она не тер­пит ни­ка­кой цен­зу­ры, в том чис­ле и ду­хов­ной.

Гла­вы и раз­де­лы это­го учеб­ни­ка на про­тя­же­нии мно­гих лет вы­став­ля­лись на мо­их сай­тах. Я вы­слу­ши­вал не­из­беж­ную кри­ти­ку мо­их кол­лег и встре­чал­ся с учи­те­ля­ми и ме­то­ди­с­та­ми по всей стра­не. Эти за­ме­ча­ния мне по­мог­ли в ра­бо­те над учеб­ни­ком, хо­тя знаю, что учи­те­лям труд­но мно­гое в нём при­нять и от­ка­зать­ся от по­лу­ве­ко­вых пед­ву­зов­ских штам­пов, ме­то­ди­че­с­ких све­де­ний слож­но­го к про­сто­му и иных шор. Их уве­рен­ные по­уче­ния и се­то­ва­ния вы­слу­ши­вал с по­нят­ным вни­ма­ни­ем и ин­те­ре­сом, но и с не­ко­то­рым со­жа­ле­ни­ем и со­чув­ст­ви­ем, ви­дя в этой кон­сер­ва­тив­но­с­ти не­из­беж­ные из­держ­ки их все­ми ува­жа­е­мой про­фес­сии. По­это­му мои ав­тор­ские идеи и мне­ния не столь­ко ме­ня­лись, сколь­ко уточ­ня­лись в из­ло­же­нии. Знаю о бо­лях и бе­дах сред­ней и выс­шей шко­лы из­ну­т­ри, но во всех этих бес­по­лез­ных спо­рах уча­ст­во­вать не со­би­ра­юсь, мой от­вет – мой учеб­ник.

Те­перь я со­здал для этой су­ще­ст­вен­но об­нов­лён­ной кни­ги от­дель­ный сайт и уже вы­ло­жил там все её пе­ре­ра­бо­тан­ные и до­пол­нен­ные гла­вы – до Че­хо­ва вклю­чи­тель­но. Вы по­лу­чи­ли пол­ный текст мо­е­го учеб­ни­ка, как я и обе­щал. До­ба­вил обе­щан­ные тек­с­ты о Бул­га­ко­ве, На­бо­ко­ве и Вам­пи­ло­ве, но уже как при­ло­же­ние. Вот ад­рес мо­е­го учеб­ни­ка в Се­ти:

Http://sakharov-1946.mylivepage.ru/home/index

Я не веб-ма­с­тер, ди­зайн про­стой и бед­ный. На­пи­сал текст учеб­ни­ка и де­лаю всё сам на куп­лен­ных мною ком­пью­те­ре, ска­не­ре и прин­те­ре, пла­чу за ин­тер­нет за счёт сво­их ни­щен­ских «до­хо­дов» и лич­но­го вре­ме­ни без ка­кой-ли­бо го­су­дар­ст­вен­ной или иной под­держ­ки, ибо на­ше ми­ни­с­тер­ст­во об­ра­зо­ва­ния не по­ни­ма­ет, что оно долж­но не ве­ли­че­ст­вен­но ут­верж­дать и кри­ти­ко­вать кем-то и где-то на сто­ро­не из­го­тов­лен­ные учеб­ни­ки для ву­зов и шко­лы, не­пре­рыв­но ме­нять про­грам­мы и гос­стан­дар­ты (что ста­лось бы со зна­ме­ни­тым му­зей­ным эта­ло­ном ме­т­ра, будь он в ве­де­нии Ми­но­б­ра?), еже­год­но про­во­дить но­вые не­нуж­ные (хва­ти­ло бы впол­не и од­но­го ра­за в пять лет) экс­пер­ти­зу и гри­фо­ва­ние всей ли­ней­ки школь­ных учеб­ни­ков (эко­но­ми­че­с­кая по­до­пле­ка по­нят­на), а пла­но­во да­вать боль­шие день­ги и ве­со­мые мно­го­лет­ние гран­ты на со­зда­ние ста­биль­ных, по­сто­ян­но до­ра­ба­ты­ва­е­мых учеб­ни­ков ав­то­рам и тем же из­да­тель­ст­вам (да, не мо­гут они са­ми со­здать пол­но­цен­ную ли­ней­ку учеб­ни­ков – так го­су­дар­ст­вен­но по­мо­ги­те им во вре­ме­на кри­зи­са, а не ставь­те по­сто­ян­но хи­т­рые чи­нов­ни­чьи пал­ки в ко­лё­са!), как это де­ла­ет­ся во всём про­све­щён­ном ми­ре. 


Всеволод САХАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования