Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17-18. 01.05.2009

После атаки – глухая оборона

Я не удив­люсь, ес­ли за­в­т­ра в наш те­атр вер­нёт­ся Виш­нев­ский. В эпо­ху по­тря­се­ний все­гда есть спрос на ре­во­лю­ци­о­не­ров. Виш­нев­ский умел кра­си­во ло­мать все ка­но­ны. Борь­ба бы­ла его сти­хи­ей. Ху­же ему уда­ва­лись со­зи­да­тель­ные ро­ли. Глав­ная же тра­ге­дия Виш­нев­ско­го за­клю­ча­лась в том, что в пы­лу стра­с­тей он не по­мнил про­стых ис­тин. Да, пи­са­тель знал, что вся­кая ре­во­лю­ция обя­за­тель­но по­жи­ра­ет сво­их де­тей. Но он по на­ив­но­с­ти ду­мал, что его-то это не кос­нёт­ся. Как же ав­тор «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кой тра­ге­дии» про­счи­тал­ся.

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ
Всеволод ВИШНЕВСКИЙ

 

Все­во­лод Ви­та­ль­е­вич Виш­нев­ский ро­дил­ся 8 (по но­во­му сти­лю 21) де­ка­б­ря 1900 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Его отец был круп­ный ме­же­вой ин­же­нер, чей опыт имел ог­ром­ное зна­че­ние для рус­ской ар­мии; од­на­ко он всю жизнь меч­тал о дру­гом – со­здать рус­скую Ри­вь­е­ру. Мать мно­го лет про­ра­бо­та­ла в гос­пи­та­лях. Но вме­с­те ро­ди­те­ли Виш­нев­ско­го про­жи­ли не­дол­го. Они ра­но раз­ве­лись, по­сле че­го вос­пи­та­ни­ем сы­на за­нял­ся в ос­нов­ном отец.

Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Все­во­лод Виш­нев­ский по­лу­чил в 1-й Санкт-Пе­тер­бург­ской гим­на­зии, где ла­тин­ский язык и стро­е­вую под­го­тов­ку ему пре­по­да­вал В.Г. Ян­че­вец­кий, по­зд­нее на­пи­сав­ший цикл ис­то­ри­че­с­ких ро­ма­нов о Чин­ги­с­ха­не и Ба­тые.

От­ро­че­ст­во и юность Виш­нев­ско­го до сих пор оку­та­ны мно­ги­ми тай­на­ми. Ес­ли ве­рить его вос­по­ми­на­ни­ям, он, ког­да в ию­ле 1914 го­да на­ча­лась вой­на с нем­ца­ми, сбе­жал на Бал­тий­ский флот. Од­на­ко отец бы­с­т­ро пар­ня на­шёл и вер­нул его в гим­на­зию. Вто­рой по­бег Виш­нев­ский со­вер­шил спу­с­тя пять ме­ся­цев. Он буд­то бы без осо­бых пре­пят­ст­вий до­б­рал­ся до Вар­ша­вы, яко­бы сра­зу по­пав в гвар­дию. «Я был стар­ши­ной раз­вед­ки в лейб-гвар­дей­ском егер­ском пол­ку, – хва­с­тал­ся Виш­нев­ский в 1948 го­ду на од­ном из жур­на­лист­ских се­ми­на­ров. – Про­де­лал всю вой­ну, был ра­нен, кон­ту­жен, по­лу­чил три ге­ор­ги­ев­ских на­гра­ды и на­сто­я­щий жиз­нен­ный опыт» («Со­вет­ские пи­са­те­ли». М., 1959. Т. 1).

Су­дя по рас­ска­зам кон­ца 1940-х го­дов, в пер­вую ми­ро­вую вой­ну са­мым тя­жё­лым ис­пы­та­ни­ем для Виш­нев­ско­го ока­за­лось Бру­си­лов­ское на­ступ­ле­ние, за­кон­чив­ше­е­ся пол­ным про­ва­лом. «В пер­вые дни про­ры­ва на Сто­хо­де, – вспо­ми­нал он, – в Ки­ев при­вез­ли до трид­ца­ти ты­сяч ра­не­ных. Нас ос­та­ви­ли за го­ро­дом, в ка­ких-то па­лат­ках, на ок­ра­и­нах и т.д. И тог­да во мне впер­вые на­ча­ли про­сы­пать­ся го­речь и раз­дра­же­ние».

Осе­нью 1916 го­да Виш­нев­ско­го сно­ва ра­ни­ли. «Бы­ла бой­ня под Сви­ню­ха­ми, – рас­ска­зы­вал он в 1948 го­ду, – мы пы­та­лись про­рвать по­зи­цию без ар­тил­ле­рий­ской под­го­тов­ки, – и я по­пал в это де­ло». Вновь на фронт Виш­нев­ский вер­нул­ся уже ле­том 1917 го­да.

По­том пер­вая ми­ро­вая вой­на пе­ре­рос­ла в граж­дан­скую. По од­ной из вер­сий, Виш­нев­ский чуть ли не лич­но обес­пе­чи­вал бе­зо­пас­ность Ле­ни­на при пе­ре­ез­де пра­ви­тель­ст­ва из Пе­т­ро­гра­да в Моск­ву. По­том его буд­то бы пе­ре­бро­си­ли на по­дав­ле­ние яро­слав­ско­го мя­те­жа эсе­ров. За­тем ему вро­де бы до­ве­ри­ли обо­ро­ну Ца­ри­цы­на.

Но, мо­жет, Виш­нев­ский дей­ст­ви­тель­но ус­пел по­бы­вать на всех фрон­тах пер­вой ми­ро­вой и граж­дан­ской войн? Тог­да по­че­му он по­сто­ян­но пу­тал­ся? В од­них вос­по­ми­на­ни­ях Виш­нев­ский ут­верж­дал, буд­то он в пар­тию всту­пил в 1918 го­ду, а в дру­гих до­ку­мен­тах при­во­дил дру­гую да­ту: 1937 год. И че­му ве­рить?

До сих пор не­яс­но, кем был Виш­нев­ский в граж­дан­скую вой­ну. В од­них ис­точ­ни­ках он пред­став­лен в ка­че­ст­ве ка­д­ро­во­го ар­мей­ско­го раз­вед­чи­ка, в дру­гих – бес­по­щад­ным че­ки­с­том, в тре­ть­их – за­уряд­ным по­лит­ра­бот­ни­ком. Сам Виш­нев­ский ча­с­то ба­х­ва­лил­ся тем, что ему при­над­ле­жа­ла чуть ли не ре­ша­ю­щая роль в рас­кры­тии в 1919 го­ду на Ук­ра­и­не за­го­во­ра «Все­рос­сий­ско­го на­ци­о­наль­но­го цен­т­ра». К сво­им за­слу­гам он от­но­сил и ор­га­ни­за­цию ле­том 1920 го­да по­встан­че­с­ко­го дви­же­ния у Вран­ге­ля в ты­лу.

Ког­да в 1921 го­ду вспых­нул Крон­штадт­ский мя­теж, Виш­нев­ский за­ни­мал уже пост на­чаль­ни­ка от­де­ла в По­ли­т-у­прав­ле­нии. Че­рез 27 лет он, вы­сту­пая на од­ном из се­ми­на­ров жур­на­ли­с­тов, вспо­ми­нал, как его сра­зу по­сле по­яв­ле­ния пут­ча вы­зва­ли к на­чаль­ст­ву и при­ка­за­ли за сут­ки под­го­то­вить в ра­бо­чем клу­бе ме­тал­ли­с­тов по­ка­за­тель­ный суд. «Тог­да Ку­рен­ков (был та­кой ра­бот­ник) и я на­пи­са­ли пье­су, – рас­ска­зы­вал Виш­нев­ский, – ин­сце­ни­ров­ку су­да над крон­штадт­ски­ми мя­теж­ни­ка­ми. Ра­зы­г­ры­вать ре­ши­ли са­ми. Мне бы­ла по­ру­че­на роль мя­теж­ни­ка с «Пе­т­ро­па­лов­ки». Я дол­жен был в сво­их по­ка­за­ни­ях и вы­ступ­ле­ни­ях рас­крыть мя­теж и при­ве­с­ти ау­ди­то­рию к по­ни­ма­нию то­го, что про­изо­ш­ло в Крон­штад­те, и что­бы ау­ди­то­рия осу­ди­ла лю­дей та­ко­го ти­па. За­да­ча бы­ла труд­ная, но бы­ла вы­пол­не­на. Прав­да, мы на­ча­ли ин­сце­ни­ров­ку в во­семь ве­че­ра, а кон­чи­ли в че­ты­ре ут­ра, но ни­кто из ау­ди­то­рии не ушёл, лю­ди все­рьёз при­ня­ли то, что про­ис­хо­дит. Ко­дек­са не бы­ло, и ра­бо­та тог­да шла по фор­му­ле – ру­ко­во­дить ре­во­лю­ци­он­ным пра­во­со­зна­ни­ем и клас­со­вой со­ве­с­тью» («Со­вет­ские пи­са­те­ли». М., 1959. Т. 1).

По­сле по­дав­ле­ния Крон­штадт­ско­го мя­те­жа Виш­нев­ский, по од­ной из вер­сий, по­сту­пил в Во­ен­но-мор­скую ака­де­мию. По дру­гим дан­ным, он окон­чил шко­лу ру­ле­вых и был на­прав­лен в за­гра­нич­ный по­ход. Но ско­реее все­го Виш­нев­ский в 1920-е го­ды ос­тал­ся слу­жить в си­с­те­ме фло­тов­ской раз­вед­ки, а все ос­таль­ные его долж­но­с­ти бы­ли все­го лишь при­кры­ти­ем. Су­дя по все­му, он за­ни­мал­ся ана­ли­зом раз­вед­дан­ных.

Я ду­маю, имен­но ана­ли­ти­че­с­кая ра­бо­та по­двиг­ла Виш­нев­ско­го все­рьёз за­нять­ся ху­до­же­ст­вен­ным твор­че­ст­вом. Хо­тя пер­вый рас­сказ он, ес­ли ве­рить его вос­по­ми­на­ни­ям, со­чи­нил ещё в 1916 го­ду по­сле бру­си­лов­ско­го по­ра­же­ния. В том рас­ска­зе, при­зна­вал­ся Виш­нев­ский, «я ста­вил во­про­сы жа­лоб­но-па­ци­фист­ско­го ти­па: что про­ис­хо­дит, по­че­му, за что?».

Во­об­ще же пе­ча­тать­ся Виш­нев­ский на­чал с 1920 го­да. Пер­вым пе­чат­ную пло­щад­ку ему пре­до­ста­вил для фрон­то­вых бы­ли­чек ре­дак­тор га­зе­ты «Крас­ное Чер­но­мо­рье» Фё­дор Глад­ков. По­том его под­дер­жал мос­ков­ский жур­нал «Мо­ло­дая гвар­дия». Там был опуб­ли­ко­ван днев­ник за­гра­нич­но­го пла­ва­ния Виш­нев­ско­го на ко­раб­ле «Оке­ан». И на­ко­нец, в 1924 го­ду мо­ло­дой ав­тор вы­пу­с­тил пер­вую кни­гу рас­ска­зов «За власть Со­ве­тов».

Лет пять Виш­нев­ский в ка­ком-то смыс­ле вёл двой­ную жизнь. Служ­бу в раз­вед­ке он не­пло­хо со­че­тал с жур­на­ли­с­ти­кой, ус­пе­вая ре­дак­ти­ро­вать жур­нал «Крас­ный Балт­флот», пи­сать но­вел­лы да ещё не­глас­но осу­ще­ств­лять в ле­нин­град­ских из­да­ни­ях цен­зу­ру ма­те­ри­а­лов на флот­ские те­мы. Од­на­ко даль­ней­шую ка­рь­е­ру ему хо­те­лось про­дол­жать толь­ко в Ген­шта­бе.

Все пла­ны Виш­нев­ско­му спу­та­ло пар­тий­ное на­чаль­ст­во. В ок­ру­же­нии Ста­ли­на бы­ли страш­но не­до­воль­ны тем, как лю­ди ис­кус­ст­ва изо­б­ра­жа­ли на­ших во­ен­ных. Пар­тия счи­та­ла, что по­ра сре­ди твор­че­с­кой ин­тел­ли­ген­ции объ­я­вить чуть ли не обо­рон­ный при­зыв. Не слу­чай­но в 1928 го­ду выс­шее ар­мей­ское на­чаль­ст­во ор­га­ни­зо­ва­ло ан­самбль крас­но­ар­мей­ской пес­ни. Но это­го ока­за­лось ма­ло, и спу­с­тя год власть по­ш­ла на от­кры­тие Те­а­т­ра Крас­ной ар­мии. По­том че­рез па­ру лет спе­ци­аль­но под обо­рон­ную те­ма­ти­ку был так­же со­здан жур­нал «Зна­мя». Ос­та­ва­лось толь­ко ре­шить про­бле­му ре­пер­ту­а­ра.

Пер­вым ини­ци­а­ти­ву про­явил, ка­жет­ся, во­ен­ный ди­ри­жёр Алек­сандр Алек­сан­д­ров. Кто-то на­стой­чи­во по­ре­ко­мен­до­вал ему об­ра­тить­ся к Виш­нев­ско­му. Опыт­ный раз­вед­чик его не ра­зо­ча­ро­вал. Уже че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев он пред­ло­жил ему ос­но­ву для ора­то­рии «Крас­ный флот в пес­нях».

Сле­дом за Алек­сан­д­ро­вым до­ро­гу к Виш­нев­ско­му про­то­рил и ре­жис­сёр но­во­го Те­а­т­ра Крас­ной ар­мии П.Иль­ин. По од­ной из вер­сий, Иль­ин был на­столь­ко оча­ро­ван ора­то­ри­ей, что тут же пред­ло­жил Виш­нев­ско­му раз­вер­нуть ма­те­ри­ал в пье­су. Но, по дру­гой вер­сии, на Виш­нев­ско­го Иль­ин вы­шел по указ­ке Бу­дён­но­го. В по­ли­ти­че­с­ких и ли­те­ра­тур­ных кру­гах все зна­ли, в ка­кую ярость из­ве­ст­но­го во­е­на­чаль­ни­ка в своё вре­мя при­ве­ла «Ко­нар­мия» Ба­бе­ля. Бу­дён­ный ут­верж­дал, буд­то Ба­бель ок­ле­ве­тал его бой­цов. По­это­му ког­да его со­рат­ни­ки по граж­дан­ской вой­не под­пи­са­ли при­каз о со­зда­нии те­а­т­ра Крас­ной ар­мии, он по­тре­бо­вал от Иль­и­на ре­ван­ша. Быв­ший ко­ман­дарм яко­бы лич­но по­ре­ко­мен­до­вал ре­жис­сё­ру сво­е­го быв­ше­го пу­ле­мёт­чи­ка.

Где прав­да, а где вы­мы­сел, сей­час вряд ли уже мож­но ус­та­но­вить. Из­ве­ст­но лишь, что в борь­бу за по­ста­нов­ку пер­вой пье­сы Виш­нев­ско­го вклю­чи­лись сра­зу три ре­жис­сё­ра: по­ми­мо Иль­и­на, к ре­пе­ти­ци­ям при­сту­пи­ли Алек­сей Ди­кий и Ни­ко­лай Хме­лёв. Но Хме­лёв по­том на пол­пу­ти свои пла­ны по­ме­нял, за­то Иль­ин и Ди­кий вы­пу­с­ти­ли пре­мье­ры од­но­вре­мен­но – 23 фе­в­ра­ля 1930 го­да.

Пье­са «Пер­вая Кон­ная» очень по­нра­ви­лась ле­фов­цам, но вы­зва­ла гул не­о­до­б­ре­ния в пра­вых кру­гах. Виш­нев­ский очень на­де­ял­ся, что роль ар­би­т­ра возь­мёт на се­бя Мак­сим Горь­кий. Но бу­ре­ве­ст­ник за­нял весь­ма ук­лон­чи­вую по­зи­цию. «Мо­гу, – на­пи­сал он Виш­нев­ско­му, – од­на­ко, ска­зать, что ни­ка­ко­го «от­ве­та Ба­бе­лю» в пье­се ва­шей нет, и хо­ро­ша она имен­но тем, что на­пи­са­на в по­вы­шен­ном и ге­ро­и­че­с­ком то­не, так же как «Ко­нар­мия» Ба­бе­ля, как «Та­рас Буль­ба» Го­го­ля, «Чай­ков­ский» Гре­бен­ки. Ба­бе­ля пло­хо про­чи­та­ли и не по­ня­ли, вот в чём де­ло! Та­кие ве­щи, как ва­ша «Пер­вая кон­ная» и «Ко­нар­мия», нель­зя кри­ти­ко­вать с вы­со­ты ко­ня».

Дис­кус­сия о «Пер­вой Кон­ной» под­толк­ну­ла Виш­нев­ско­го к вы­бо­ру. Он по­нял, что в Ген­шта­бе ему все­гда бу­дут уго­то­ва­ны ро­ли вто­ро­го по­ряд­ка. А тут пе­ред ним от­кры­лась пер­спек­ти­ва вы­бить­ся в ли­де­ры.

Бе­зус­лов­но, его са­мо­лю­бию очень по­ль­сти­ло, что вто­рую его пье­су «По­след­ний ре­ша­ю­щий» при­нял не кто-ни­будь, а ве­ду­щий ре­жис­сёр стра­ны Все­во­лод Мей­ер­хольд. Ну а ког­да Виш­нев­ско­му пред­ло­жи­ли пе­ре­ехать в Моск­ву, у не­го и во­все, что на­зы­ва­ет­ся, по­еха­ла «кры­ша». Он во­зом­нил се­бя клас­си­ком и со всей ре­во­лю­ци­он­ной бес­по­щад­но­с­тью об­ру­шил­ся уже не толь­ко на Ба­бе­ля, но и на Бул­га­ко­ва, по­пы­тав­шись из­нич­то­жить од­ну из его луч­ших пьес «Дни Тур­би­ных».

При этом Виш­нев­ско­го нель­зя бы­ло на­звать за­кон­чен­ным ре­т­ро­гра­дом. Он по­ни­мал толк в на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ре. Ему очень нра­ви­лись, к при­ме­ру, сти­хи Бо­ри­са Па­с­тер­на­ка. И ког­да ряд кри­ти­ков об­ру­ши­лись на па­с­тер­на­ков­ский сбор­ник «Вто­рое рож­де­ние», Виш­нев­ский, точ­но лев, бро­сил­ся на за­щи­ту та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка.

Тра­ге­дия Виш­нев­ско­го за­клю­ча­лась в дру­гом. В ка­кой-то мо­мент он свои ху­до­же­ст­вен­ные вку­сы под­чи­нил пар­тий­ным ус­та­нов­кам. Пе­ре­чить во­ле пар­тии для не­го бы­ло рав­но­силь­но са­мо­убий­ст­ву. По­это­му ког­да Мей­ер­хольд одо­б­рил пье­су «Са­мо­убий­цы» уго­див­ше­го в не­ми­лость Ни­ко­лая Эрд­ма­на, Виш­нев­ский при­шёл про­сто в бе­шен­ст­во, по­ста­вив ве­ли­ко­му ре­жис­сё­ру уль­ти­ма­тум: или тот от­ка­зы­ва­ет­ся от опаль­но­го дра­ма­тур­га, или он за­би­ра­ет из мей­ер­холь­дов­ско­го те­а­т­ра свою но­вую пье­су «Гер­ма­ния». Мей­ер­хольд, ес­те­ст­вен­но, ока­зал­ся на сто­ро­не Эрд­ма­на. И Виш­нев­ский вы­нуж­ден был пой­ти в дру­гой кол­лек­тив – в те­атр ре­во­лю­ции, ко­то­рый дал спек­так­лю уже иное на­зва­ние: «На За­па­де».

Савва Бродский. Иллюстрация  к «Оптимистической трагедии»
Савва Бродский. Иллюстрация
к «Оптимистической трагедии»

К 1933 го­ду Виш­нев­ский за­кон­чил пер­вую ре­дак­цию сво­ей глав­ной пье­сы – «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кая тра­ге­дия». Её с хо­ду опуб­ли­ко­вал жур­нал «Но­вый мир». Од­на­ко власть уд­ру­чил фи­нал дра­мы – ги­бель все­го пол­ка. И в уго­ду на­чаль­ст­ву дра­ма­тург пье­су пе­ре­де­лал.

Пер­вым «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кую тра­ге­дию» по­ста­вил в сво­ём ка­мер­ном те­а­т­ре Алек­сандр Та­и­ров. Пре­мье­ра со­сто­я­лась 18 де­ка­б­ря 1933 го­да.

Мне­ния пуб­ли­ки по по­во­ду пье­сы раз­де­ли­лись. Та­и­ров счи­тал, буд­то Виш­нев­ский су­мел в столк­но­ве­нии тра­ге­дий­но­го и оп­ти­ми­с­ти­че­с­ко­го най­ти «тот син­тез», ко­то­рый дол­жен был вы­ве­с­ти и те­атр, и всё об­ще­ст­во на но­вую до­ро­гу. Но с та­ким под­хо­дом не со­гла­сил­ся Горь­кий. «При чём тут «оп­ти­мизм»? – вос­кли­цал бу­ре­ве­ст­ник. – Ведь по­ги­ба­ют не вра­ги! Во­об­ще по­пыт­ка Виш­нев­ско­го вы­сту­пить в ро­ли Те­о­фи­ля Го­тье ед­ва ли мо­жет быть при­зна­на удач­ной». Но тут в спор вме­ша­лась власть. Она рас­це­ни­ла «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кую тра­ге­дию» как три­умф ху­дож­ни­ка.

За­кре­пил этот ус­пех фильм «Мы из Крон­штад­та», ко­то­рый по сце­на­рию Виш­нев­ско­го в 1936 го­ду снял ре­жис­сёр Е.Дзи­ган. По сво­ей по­пу­ляр­но­с­ти эта кар­ти­на до вой­ны бы­ла со­по­с­тав­има раз­ве что с лен­той бра­ть­ев Ва­си­ль­е­вых «Ча­па­ев». При этом ма­ло кто до­га­ды­вал­ся, что ключ к это­му филь­му да­ла за­клю­чи­тель­ная сце­на од­ной из пер­вых пьес Виш­нев­ско­го «По­след­ний ре­ши­тель­ный», точ­нее да­же не са­ма сце­на, а то, как её ис­тол­ко­вал в 1931 го­ду Мей­ер­хольд.

Ока­зав­шись на вер­ши­не сла­вы, Виш­нев­ский по­те­рял чув­ст­во ре­аль­но­с­ти и стал до­би­вать­ся, что­бы власть со­зда­ла ему по­ис­ти­не цар­ские ус­ло­вия. Его уже не ус­т­ра­и­ва­ла мос­ков­ская трёх­ком­нат­ная квар­ти­ра пло­ща­дью в 50 ква­д­рат­ных ме­т­ров (это в то вре­мя, ког­да поч­ти вся стра­на юти­лась в ком­му­нал­ках да ба­ра­ках). Он по­тре­бо­вал у од­но­го из ру­ко­во­ди­те­лей стра­ны – А.Щер­ба­ко­ва но­вых для се­бя хо­ром. «При со­здав­ших­ся бы­то­вых ус­ло­ви­ях, – под­чёр­ки­вал дра­ма­тург, – моя твор­че­с­кая и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кая ра­бо­та край­не тор­мо­зит­ся». В от­вет Щер­ба­ков дал ко­ман­ду вы­де­лить се­мье Виш­нев­ско­го из трёх че­ло­век в стро­ив­шем­ся в Ла­в­ру­шин­ском пе­ре­ул­ке пи­са­тель­ском до­ме пя­ти­ком­нат­ную квар­ти­ру. Прак­ти­че­с­ки од­но­вре­мен­но с но­вой квар­ти­рой дра­ма­тург по­лу­чил в Пе­ре­дел­ки­не и ши­кар­ную да­чу.

Да­ча бы­ла дву­хэ­таж­ной, – сви­де­тель­ст­во­ва­ла по­том ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры Ва­лен­ти­на Ан­ти­пи­на. – Жи­лое по­ме­ще­ние на пер­вом эта­же (вы­со­та – 4,6 ме­т­ра, пло­щадь – 146,8 ква­д­рат­но­го ме­т­ра) и ман­сар­да (вы­со­та – 2,9 ме­т­ра, пло­щадь – 61,35 ква­д­рат­но­го ме­т­ра). В ос­но­ва­нии – не­пре­рыв­ный бу­то­вый фун­да­мент с кир­пич­ной за­бир­кой. Сте­ны сде­ла­ны из бру­сь­ев, руб­ле­ные, сна­ру­жи от­шту­ка­ту­рен­ные и ок­ра­шен­ные кле­е­вой кра­с­кой. Кры­ша у да­чи бы­ла дра­не­вая, пе­ре­кры­тия по де­ре­вян­ным бал­кам – те­со­вые под­шив­ные и до­ща­тые в за­бир­ку, по­лы двой­ные, на­стил по де­ре­вян­ным бал­кам – из до­сок. Ок­на – боль­шо­го раз­ме­ра, ра­мы по­кра­ше­ны бе­ли­ла­ми, с мед­ны­ми при­бо­ра­ми. Отоп­ле­ние бы­ло печ­ным, а пе­чи сло­же­ны из про­сто­го крас­но­го кир­пи­ча и от­шту­ка­ту­ре­ны. Две­ри – фи­лен­ча­тые, ок­ра­шен­ные мас­ля­ной кра­с­кой, с мед­ны­ми при­бо­ра­ми. Пе­ре­го­род­ки – те­со­вые, двой­ные, сте­ны об­ши­ты фа­не­рой, ок­ра­ше­ны мас­ля­ной кра­с­кой. У да­чи бы­ли за­стек­лён­ная тер­ра­са (вы­со­та – 4,6 ме­т­ра, пло­щадь – 18,02 ква­д­рат­но­го ме­т­ра), крыль­цо (пло­щадь – 2,86 ква­д­рат­но­го ме­т­ра), от­кры­тый бал­кон (пло­щадь – 7,05 ква­д­рат­но­го ме­т­ра). (В.Ан­ти­пи­на. По­всед­нев­ная жизнь со­вет­ских пи­са­те­лей. 1930–1950-е го­ды. М., 2005.)

По­ка Виш­нев­ский обу­с­т­ра­и­вал свой быт, власть взя­лась за чи­ст­ку в близ­кой дра­ма­тур­гу по ду­ху ре­дак­ции жур­на­ла «Зна­мя». Че­ки­с­ты уп­ря­та­ли боль­шую часть со­труд­ни­ков это­го из­да­ния. В 1937 го­ду из всей ре­дак­ции «Зна­ме­ни» на сво­бо­де ос­та­ва­лись лишь че­ты­ре че­ло­ве­ка: кро­ме Виш­нев­ско­го уце­ле­ли ещё Но­ви­ков-При­бой, Вла­ди­мир Лу­гов­ской и Алек­сандр Ис­бах.

Виш­нев­ский за­па­ни­ко­вал. Он бо­ял­ся, что по­сле аре­с­та за­ме­с­ти­те­ля ре­дак­то­ра С.Рей­зе­на сле­ду­ю­щим схва­тят его.

Дра­ма­тур­гу дей­ст­ви­тель­но уг­ро­жа­ла смер­тель­ная опас­ность. Кто толь­ко тог­да не до­би­вал­ся его за­клю­че­ния. Осо­бен­но не­ис­то­вал по­эт Дми­т­рий Пе­т­ров­ский. Уже в на­ле 2000-х го­дов ис­то­рик со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры На­та­лья Гро­мо­ва об­на­ру­жи­ла в фон­дах Рос­сий­ско­го го­сар­хи­ва ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва пе­ре­пи­с­ку это­го по­эта с вхо­жим в че­кист­ские кру­ги се­к­ре­та­рём парт­ко­ма Гос­ли­та Пе­т­ром Без­ру­ких. Вскры­лись страш­ные фак­ты. Как ока­за­лось, Пе­т­ров­ский ещё 23 ок­тя­б­ря 1937 го­да сиг­на­ли­зи­ро­вал вла­с­тям, мол, с Виш­нев­ским да­ле­ко не всё в по­ряд­ке. «Два дня я про­дер­жал на­пи­сан­ное пись­мо о В., – со­об­щал он Без­ру­ких, – про­ве­ряя вре­ме­нем свою го­ряч­ность, и, вспом­нив, на­ко­нец, лер­мон­тов­ское оп­ре­де­ле­ние Груш­ниц­ко­го (ус­та­ми Пе­чо­ри­на): «он го­ря­чит ко­ня и, раз­ма­хи­вая шаш­кой и за­жму­рив гла­за, бро­са­ет­ся на за­ва­лы… Это что-то не рус­ская хра­б­рость!» (За пол­ную точ­ность тек­с­та я не ру­ча­юсь, ци­ти­рую по па­мя­ти, но ду­маю, что при­мер­но – точ­но.) Так вот, вспом­нив это­го са­мо­го Груш­ниц­ко­го, я по­нял, – что ме­ня (как и Шо­ло­хо­ва) раз­дра­жа­ет в этом мо­дуль­ном «хра­б­ре­це». Хо­тел бы я его ви­деть на за­ва­лах. Па­т­ри­о­тизм наш не нуж­да­ет­ся в на­зой­ли­вом под­чёр­ки­ва­нии. Он су­ще­ст­ву­ет и вы­ра­жа­ет­ся в до­стой­ных фор­мах. <…> Не сле­ду­ет ли при­смо­т­реть­ся к это­му че­ло­ве­ку и к его друж­бам и при­вя­зан­но­с­тям? (по­ли­ти­че­с­ким)».

Воз­мож­но, Пе­т­ров­ский не мог про­стить Виш­нев­ско­му ус­пе­ха. Ведь они оба на­чи­на­ли как пев­цы фло­та. Пе­т­ров­ский ещё в 1925 го­ду пи­сал:

 

За­крой­те бух­ту на за­мок,

На па­лу­бу, как на мо­лит­ву,

Двух взры­вов вы­ва­лил ды­мок;

Идёт с ма­ши­на­ми раз­би­ты­ми,

На зу­бо­ска­ля­щее дно

Су­дов по­топ­лен­ный ве­нок.

 

По­том про­шло во­семь лет, и по­яви­лась «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кая тра­ге­дия» Виш­нев­ско­го. Тра­ги­че­с­кие об­ра­зы Пе­т­ров­ско­го ока­за­лись в те­ни, за­то вы­плы­ли обу­ян­ные ре­во­лю­ци­он­ным по­ры­вом анар­хи­с­ты Виш­нев­ско­го. Стер­петь это бы­ло труд­но. Же­на по­эта – Ма­рия Гон­та по­том в сво­их ме­му­а­рах при­зна­лась: «Пе­т­ров­ский на­пи­сал сти­хи «Лей­те­нант Ку­кель». Ма­те­ри­аль­ный знак, стёр­тый ис­то­ри­ей. Виш­нев­ский на­пи­сал «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кую тра­ге­дию» – по­ст­ро­е­ние лож­ное и па­те­ти­че­с­кое».

Как вы­яс­ни­ла Гро­мо­ва, до­нос Пе­т­ров­ско­го Без­ру­ких пе­ре­дал в НКВД не­ко­е­му Ве­прен­це­ву, ко­то­рый че­рез пять дней при­ехал в Пе­ре­дел­ки­но аре­с­то­вы­вать Бо­ри­са Пиль­ня­ка. Но Виш­нев­ский не стал ждать, ког­да по­дой­дёт его оче­редь. 20 но­я­б­ря 1937 го­да он по­слал се­к­рет­ную за­пи­с­ку пер­во­му се­к­ре­та­рю Со­ю­за пи­са­те­лей СССР Вла­ди­ми­ру Став­ско­му, в ко­то­рой со­об­щал о не­бла­го­на­дёж­но­с­ти Пе­т­ров­ско­го. Виш­нев­ский на­по­ми­нал, что Пе­т­ров­ско­го в жур­нал «Зна­мя» при­вёл быв­ший за­ме­с­ти­тель ре­дак­то­ра Рей­зен, ко­то­ро­го по­том че­ки­с­ты ра­зоб­ла­чи­ли как вра­га на­ро­да. Это Рей­зен, под­чёр­ки­вал Виш­нев­ский, «при­влёк Д.Пе­т­ров­ско­го и на­пе­ча­тал его сти­хи со сла­во­сло­ви­ем При­ма­ко­ву».

Вот та­кие в пи­са­тель­ской сре­де тог­да про­цве­та­ли нра­вы.

В этой ат­мо­сфе­ре все­об­ще­го стра­ха Виш­нев­ский в кон­це 1937 го­да пред­ло­жил жур­на­лу «Зна­мя» свой пер­вый ро­ман «Мы, рус­ский на­род». Он хо­тел, что­бы Дзи­ган снял по не­му но­вый фильм. Ему ка­за­лось, что это ук­ре­пит его по­зи­ции на олим­пе. Но рас­чёт не оп­рав­дал­ся. Кри­ти­ки при­зна­ли текст ро­ма­на сла­бым, и ки­нош­ное на­чаль­ст­во дрог­ну­ло, дав ко­ман­ду ра­бо­ту над кар­ти­ной от­ло­жить до луч­ших вре­мён.

По­кро­ви­те­ли Виш­нев­ско­го в во­ен­ных кру­гах по­со­ве­то­ва­ли дра­ма­тур­гу об­ра­тить­ся к ис­то­рии вой­ны с бе­ло­по­ля­ка­ми. Ген­штаб за­ин­те­ре­со­вал за­мыс­лом но­во­го филь­ма лич­но Ста­ли­на. Вождь да­же ус­пел вне­сти в сце­на­рий не­сколь­ко пра­вок. Но по­сле за­клю­че­ния пак­та Риб­бен­т­ро­па – Мо­ло­то­ва эта те­ма свою ак­ту­аль­ность ут­ра­ти­ла.

Из­ве­с­тие о на­ча­ле вой­ны за­ста­ло Виш­нев­ско­го на да­че. «Я схва­тил бу­ма­ги, – вспо­ми­нал по­том дра­ма­тург, – вы­бе­жал на шос­се, ос­та­но­вил гру­зо­вик, и мы с же­ной при­еха­ли в го­род». Че­рез не­сколь­ко ча­сов он уже вы­сту­пал на ми­тин­ге в Со­ю­зе пи­са­те­лей.

Че­рез три дня Виш­нев­ский при­был в Тал­лин, став на­чаль­ни­ков опе­ра­тив­ной груп­пы пи­са­те­лей при по­ли­ту­прав­ле­нии Балт­фло­та. По­том был про­рыв в Крон­штадт. За­тем на­ча­лась бло­ка­да.

Виш­нев­ский бы­с­т­ро сдал. Он и до это­го не от­ли­чал­ся креп­ким здо­ро­вь­ем. Ещё в 1931 го­ду вра­чи ус­та­но­ви­ли у не­го яв­ле­ния не­вро­за в фор­ме не­вра­с­те­нии. По­том к не­вро­зам до­ба­ви­лось ожи­ре­ние. Род­ная же­на в 1936 го­ду пре­ду­преж­да­ла му­жа, что он «из здо­ро­во­го нор­маль­но­го че­ло­ве­ка пре­вра­ща­ет сам се­бя в раз­ва­ли­ну». Вой­на же толь­ко усу­гу­би­ла все его бо­лез­ни.

Пер­во­го де­ка­б­ря 1941 го­да Виш­нев­ский по­пал в эва­ко­го­с­пи­таль. Вра­чи за­фик­си­ро­ва­ли али­мен­тар­ное ис­то­ще­ние вто­рой сте­пе­ни (отёч­ную фор­му), ави­та­ми­ноз и ре­ак­тив­ный не­вроз. Они на­ста­и­ва­ли для сво­е­го па­ци­ен­та на пол­ном по­кое. Но пи­са­тель уже чет­вёр­то­го ян­ва­ря от вра­чей сбе­жал.

Как при­зна­вал­ся Виш­нев­ский, тя­же­лее все­го ему дал­ся 1942 год. Уже в кон­це 1950 го­да он по прось­бе кри­ти­ка Ю.Ос­нос­са, вспо­ми­ная вой­ну, пи­сал: «1942-й. – Год был тя­жё­лый. Осе­нью ожи­дал­ся штурм го­ро­да по­сле па­де­ния Се­ва­с­то­по­ля. В это вре­мя я на­пи­сал (сов­ме­ст­но с Кро­ном и Аза­ро­вым) му­зы­каль­ную ко­ме­дию «Рас­ки­ну­лось мо­ре ши­ро­ко». 7 но­я­б­ря 1942 го­да её по­ста­вил един­ст­вен­ный те­атр го­ро­да – «Му­зы­каль­ная ко­ме­дия».

На про­тя­же­нии всей вой­ны Виш­нев­ский вёл днев­ни­ки. «Всё, что я в те­че­ние дня ду­мал, чи­тал, ви­дел, – го­во­рил он в 1948 го­ду, – я фик­си­рую, ино­гда очень ла­ко­нич­но, ино­гда по­дроб­но. Все­го за эти по­след­ние семь лет бы­ло на­пи­са­но со­рок три кни­ги днев­ни­ков. Это – жи­вая за­пись на­шей жиз­ни. Я за­пи­сы­вал в пре­де­лах, ко­неч­но, воз­мож­но­го, но не упу­с­кая ни се­рь­ёз­ных яв­ле­ний, ни пси­хо­ло­ги­че­с­ких, ни бы­то­вых, ни во­ен­ных». Од­на­ко во­ен­ные днев­ни­ки Виш­нев­ско­го бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны, при­чём с ку­пю­ра­ми, лишь че­рез мно­го лет по­сле смер­ти пи­са­те­ля.

В кон­це 1944 го­да Виш­нев­ско­го вы­зва­ли в Моск­ву, где ему пред­ло­жи­ли воз­гла­вить жур­нал «Зна­мя». Он по­пы­тал­ся вы­ве­с­ти это из­да­ние на но­вый уро­вень, сде­лав став­ку на Эм­ма­ну­и­ла Ка­за­ке­ви­ча, Ве­ру Па­но­ву, Вик­то­ра Не­кра­со­ва. Но каж­до­днев­но за­ни­мать­ся ра­бо­той жур­на­ла сил у не­го уже не бы­ло.

В 1946 го­ду про­фес­сор Со­ко­лов об­на­ру­жил у Виш­нев­ско­го на­ру­ше­ние об­ме­на ве­ществ, тен­ден­ции к пол­но­те, глу­хо­ва­тые то­ны серд­ца, ги­пер­то­нию и ку­чу дру­гих бо­лез­ней. Он вы­дал пи­са­те­лю сле­ду­ю­щие ре­ко­мен­да­ции:

«1) раз в 2–3 ме­ся­ца ле­жать по 10 дней, вы­клю­ча­ясь пол­но­стью из ра­бо­ты...

2) пе­рей­ти на ди­е­ту. Раз в день ва­рё­ное мя­со или ры­ба. Ве­ге­та­ри­ан­ские су­пы. Два дня в не­де­лю ве­ге­та­ри­ан­ские це­ли­ком. Пить не бо­лее 5 ста­ка­нов жид­ко­с­тей, ле­том 6–7. Не пить вод­ки, шам­пан­ско­го и т.д. Лёг­кие ви­на уме­рен­но. Из­бе­гать со­лё­но­го. Мень­ше слад­ко­го. Сон 7–8 ча­сов.

3) Нож­ные го­ря­чие ван­ны до 20 мин., еже­днев­но. Тем­пе­ра­ту­ра во­ды по­сте­пен­но от 36 до 45.

4) При­ём ле­карств 5–6 дней; за­тем па­у­за на 10 дней и сно­ва так...

5) Фи­зи­че­с­ки не утом­лять­ся, не бе­гать, не под­ни­мать тя­же­с­тей и пр.». (Ци­ти­рую по кни­ге В.Ан­ти­пи­ной «По­всед­нев­ная жизнь со­вет­ских пи­са­те­лей. 1930–1950-е го­ды». М., 2005.) Од­на­ко Виш­нев­ский этим со­ве­там сле­до­вал да­ле­ко не все­гда.

По ло­ги­ке ве­щей Виш­нев­ско­му сра­зу по­сле вой­ны, учи­ты­вая со­сто­я­ние здо­ро­вья, сле­до­ва­ло бы по­дать в от­став­ку. Но он бо­ял­ся по­те­рять власть. В до­бав­ле­ние к жур­на­лу ему по­нра­ви­лось изо­б­ра­жать из се­бя пре­ем­ни­ка ген­се­ка в Со­ю­зе пи­са­те­лей. Но Виш­нев­ский не уло­вил пе­ре­ме­ну ве­т­ра в вер­хах. И за это в де­ка­б­ре 1948 го­да ему всё же из «Зна­ме­ни» при­шлось уй­ти, ус­ту­пив крес­ло Ва­ди­му Ко­жев­ни­ко­ву.

Виш­нев­ский очень дол­го не мог сми­рить­ся со сво­им по­ра­же­ни­ем. Он так хо­тел вер­нуть се­бе все преж­ние ре­га­лии, что ре­шил к 70-ле­тию Ста­ли­на на­пи­сать о вож­де пье­су «Не­за­бы­ва­е­мый 1919-й». Но его рас­чёт оп­рав­дал­ся лишь на­по­ло­ви­ну. За пье­су дра­ма­тург по­лу­чил Ста­лин­скую пре­мию. Вы­со­ких по­стов ему не вер­ну­ли.

Тем не ме­нее Виш­нев­ский про­дол­жал ду­мать, что ещё не всё по­те­ря­но. Он на­де­ял­ся, что все его по­зи­ции в струк­ту­рах вла­с­ти вос­ста­но­вит эк­ра­ни­за­ция пье­сы. По­это­му дра­ма­тург лич­но вы­звал­ся со­про­вож­дать ре­жис­сё­ра Чи­а­у­ре­ли по ме­с­там бо­ёв 1919 го­да. Но пу­те­ше­ст­вие в юность лишь спро­во­ци­ро­ва­ло у пи­са­те­ля но­вые бо­лез­ни. В на­ча­ле ию­ня 1950 го­да у Виш­нев­ско­го в здрав­ни­це «Ре­пи­но» слу­чил­ся ин­сульт, он ли­шил­ся ре­чи.

Вто­рой ин­сульт по­вто­рил­ся ров­но че­рез пол­го­да, пря­мо пе­ред са­мым 50-ле­ти­ем пи­са­те­ля. Свой юби­лей Виш­нев­ский вы­нуж­ден был про­ве­с­ти в крем­лёв­ской боль­ни­це. Ви­ди­мо, он в день тор­жеств на­столь­ко пе­ре­уто­мил­ся, что уже в ночь на 22 де­ка­б­ря у не­го на­ча­лось обиль­ное кро­во­те­че­ние из но­са.

Умер Виш­нев­ский 28 фе­в­ра­ля 1951 го­да. По­сле его смер­ти вдо­ва, под­дав­шись па­ни­че­с­ким на­ст­ро­е­ни­ям то­го вре­ме­ни, ста­ла об­ви­нять крем­лёв­ских вра­чей в со­зна­тель­ном вре­ди­тель­ст­ве. Она ут­верж­да­ла, буд­то вра­чи всё сде­ла­ли, что­бы «унич­то­жить че­ло­ве­ка, трид­цать лет воз­глав­ляв­ше­го обо­рон­ную ли­те­ра­ту­ру».

По­смерт­ная судь­ба Виш­нев­ско­го то­же скла­ды­ва­лась по-раз­но­му. По­на­ча­лу во всех ин­сце­ни­ров­ках и эк­ра­ни­за­ци­ях ве­щей Виш­нев­ско­го при­сут­ст­во­ва­ла фальшь. Мо­жет, по­это­му у В.Стро­е­вой в 1966 го­ду не по­лу­чил­ся фильм «Мы, рус­ский на­род».

Пе­ре­лом в от­но­ше­нии к Виш­нев­ско­му на­сту­пил, я ду­маю, в 1972 го­ду. Не­мец­кий ре­жис­сёр Пётр Штайн пер­вым тог­да от­ка­зал­ся от офи­ци­аль­ной трак­тов­ки «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кой тра­ге­дии», пред­ло­жив вер­нуть­ся к на­чаль­ной вер­сии этой пье­сы. Уже в 2005 го­ду Штайн при­знал­ся, что свой спек­такль он де­лал в За­пад­ной Гер­ма­нии под вли­я­ни­ем тра­ги­че­с­ких со­бы­тий 1968 го­да. «Мы взя­ли пер­вый ва­ри­ант пье­сы, не ис­пор­чен­ный со­вет­ской цен­зу­рой, – го­во­рил ре­жис­сёр. – Ведь Виш­нев­ский был дру­жен со Ста­ли­ным и при­нёс ему пер­вый ва­ри­ант «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кой тра­ге­дии». Ста­ли­ну пье­са, в ко­то­рой бы­ли силь­ны анар­хи­че­с­кие тен­ден­ции, очень по­нра­ви­лась. Хоть он в го­су­дар­ст­ве хо­тел на­ве­с­ти же­лез­ный по­ря­док, ему, как мне ка­жет­ся, нра­ви­лась анар­хия. Но со­вет­ская цен­зу­ра пье­су не про­пу­с­ти­ла. И Ста­лин ска­зал Виш­нев­ско­му, что ес­ли тот хо­чет, что­бы пье­са шла в те­а­т­рах, то он дол­жен её пе­ре­де­лать. И Виш­нев­ский пье­су из­ме­нил. А мы, как я уже го­во­рил, взя­ли ва­ри­ант, ко­то­ро­го не ка­са­лась ру­ка цен­зо­ра. Ко­неч­но, бы­ло очень за­бав­но, как за­пад­но­гер­ман­ские ак­тё­ры изо­б­ра­жа­ли рус­ских мо­ря­ков-ре­во­лю­ци­о­не­ров (сме­ёт­ся). Спек­такль был очень экс­прес­сив­ный: там мно­го стре­ля­ли, кри­ча­ли» («Из­ве­с­тия», 2005. 21 ян­ва­ря).

По­сле Штай­на но­вы­ми гла­за­ми на Виш­нев­ско­го по­смо­т­ре­ли уже и в Рос­сии. Сна­ча­ла пер­вый ва­ри­ант «Оп­ти­ми­с­ти­че­с­кой тра­ге­дии» ри­ск­нул в сво­ём БДТ воз­ро­дить Ге­ор­гий То­в­сто­но­гов. По­том свою сме­лую ин­тер­пре­та­цию клас­си­че­с­кой пье­сы пред­ло­жил в Лен­ко­ме и Марк За­ха­ров.

Я не со­мне­ва­юсь, что в на­ше вре­мя та часть мо­ло­дё­жи, ко­то­рая со­чув­ст­ву­ет ле­вым иде­ям, ре­шит­ся на но­вую трак­тов­ку Виш­нев­ско­го. Та­ко­го дра­ма­тур­га спи­сы­вать в за­пас по­ка ра­но.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования