Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17-18. 01.05.2009

Изумляемся вместе с Юрием Архиповым

Уз­лы и за­кру­ты куль­тур­ной па­мя­ти

 


Все­во­ло­до-Виль­ва

На пе­ре­крё­ст­ке рус­ской куль­ту­ры: Кни­га очер­ков. СПб, изд-во «Ма­ма­тов», 2008.


«Уз­ла­ми и за­кру­та­ми па­мя­ти» Алек­сей Ре­ми­зов на­зы­вал свои ме­му­ар­ные со­чи­не­ния. В чу­дес­но из­дан­ной перм­ским фон­дом «Юря­тин» кни­ге под од­ной об­лож­кой со­бра­ны сра­зу не­сколь­ко при­мет­ных со­вре­мен­ни­ков Ре­ми­зо­ва, ко­их «за­кру­ти­ло» на за­ре двад­ца­то­го ве­ка на од­ном пе­ре­крё­ст­ке – в жи­во­пис­ном уро­чи­ще, за­те­рян­ном в пред­го­рь­ях Ура­ла.

Ме­с­теч­ко и по сию по­ру но­сит на­зва­ние Все­во­ло­до-Виль­ва. На­зва­ние это вряд ли ве­до­мо ши­ро­ко­му чи­та­те­лю. За­то, по­зна­ко­мив­шись с этим из­да­ни­ем, ни­кто его уже не за­бу­дет. И ма­ло кто не по­меч­та­ет о том, что­бы уви­деть за­пе­чат­лён­ные здесь ме­с­та соб­ст­вен­ны­ми гла­за­ми.

Вла­ст­ным ма­но­ве­ни­ем ру­ки царь Пётр дви­гал не толь­ко пол­ки и фло­ти­лии на юг и на се­вер. Но и ра­ти про­мы­ш­лен­ни­ков – на вос­ток, к Ура­лу. По­ви­ну­ясь это­му дол­го­му им­пуль­су, князь Все­во­лод Все­во­лож­ский в на­ча­ле «же­лез­но­го» де­вят­над­ца­то­го ве­ка ос­но­вал здесь, на ре­ке Виль­ве, же­ле­зо­де­ла­тель­ный за­вод. А в кон­це ве­ка вы­ст­ро­ил свои за­во­ды и зна­ме­ни­тый пред­при­ни­ма­тель и ме­це­нат Сав­ва Мо­ро­зов. В 1902 го­ду он на­ве­дал­ся сю­да, в своё кра­си­вое име­ние, вме­с­те со сво­им по­лу­при­я­те­лем Че­хо­вым. Од­ним из за­во­дов вез­де­су­ще­го Сав­вы уп­рав­лял в де­ся­тые го­ды мо­ло­дой вы­да­ю­щий­ся би­о­хи­мик Бо­рис Збар­ский (тот са­мый, что за­баль­за­ми­ро­вал нам на нашу го­ло­ву по­том Ле­ни­на). У то­го свой был при­ятель – тёз­ка Бо­рис Па­с­тер­нак. Так и слу­чи­лось, что гос­тив­ший у при­яте­ля фи­ло­соф и му­зы­кант имен­но здесь ощу­тил про­буж­де­ние в се­бе по­эти­че­с­ко­го со­зна­ния, здесь со­здал своё «на­ча­ло на­чал» – сти­хо­тво­ре­ние «Мар­бург», здеш­ние ме­с­та опи­сал со­рок лет спу­с­тя в ро­ма­не «Док­тор Жи­ва­го», здеш­не­му го­род­ку дал ро­ман­ное имя Юря­тин, унас­ле­до­ван­ное те­перь ме­ст­ным куль­тур­ным фон­дом. «Судь­бы скре­ще­нья…»

В «уз­лах» этой кни­ги – без­дна ин­те­рес­ней­ших ма­те­ри­а­лов, и мно­гие из них пуб­ли­ку­ют­ся впер­вые. Как поч­ти все­гда бы­ва­ет, за­фик­си­ро­ван­ные до­ку­мен­таль­ным пе­ром сцен­ки из жиз­ни ве­ли­ких са­ми ста­но­вят­ся пер­ла­ми ху­до­же­ст­вен­но­с­ти. Взять хо­тя бы пол­ные не­зло­би­вой иро­нии пре­пи­ра­тель­ст­ва Че­хо­ва и Мо­ро­зо­ва, за­пи­сан­ные юным кон­тор­щи­ком Ти­хо­но­вым (в даль­ней­шем – ли­те­ра­то­ром Се­ре­б­ро­вым):

Мо­ро­зов в при­сут­ст­вии Че­хо­ва был изы­с­кан­но лю­без­ным хо­зя­и­ном. Че­хов в при­сут­ст­вии Мо­ро­зо­ва был изы­с­кан­но при­зна­тель­ным гос­тем.

– Воз­вра­щай­тесь ско­рее, я без Вас не мо­гу жить! – про­во­жая Мо­ро­зо­ва, ска­зал Че­хов, меч­тав­ший втай­не о рыб­ной лов­ле и оди­но­че­ст­ве.

– К ве­че­ру не­пре­мен­но вер­нусь! – от­ве­тил Мо­ро­зов и про­пал из до­ма на двое су­ток.

– Су­е­тит­ся пе­ред ре­во­лю­ци­ей, как бес пе­ред за­ут­ре­ней, – ска­зал мне Че­хов про Мо­ро­зо­ва.

– И ум­ный он, и та­лант­ли­вый, а в по­ли­ти­ке – уе­зд­ный ле­карь! – ска­зал мне Мо­ро­зов про Че­хо­ва.

– От бо­га­тых куп­цов все­гда пах­нет па­рик­ма­хер­ской! – ска­зал Че­хов.

– Опоз­дал про­сла­вить­ся, от­то­го и пес­си­мист! – ска­зал Мо­ро­зов.

– Дай им во­лю, они ку­пят всю ин­тел­ли­ген­цию по­штуч­но! – ска­зал Че­хов.

– При его та­лан­те, да ему бы на­прав­ле­ние! – ска­зал Мо­ро­зов.

Чу­до про­зы, кто по­ни­ма­ет, – впол­не со­по­с­та­ви­мое с луч­ши­ми стра­ни­ца­ми Че­хо­ва.

Кни­га сде­ла­на с от­мен­ным по­ли­гра­фи­че­с­ким вку­сом: бу­ма­га, люф­ты по­лей с при­ме­ча­ни­я­ми, ил­лю­с­т­ра­тив­ный ряд и ди­зайн – всё бе­зу­преч­но. Цвет­ные фо­то­гра­фии жи­во­пис­ней­ших мест на­ни­за­ны на по­дроб­ную кар­ту – и ма­нят, ма­нят. На вклей­ках «во весь рост» (а кни­га не­ма­ло­го раз­ме­ра) – мно­же­ст­во фо­то­гра­фий юно­го Па­с­тер­на­ка, здесь и фак­си­ми­ле прав­ле­ной ма­ши­но­пи­си «Мар­бур­га», ис­пол­нен­ной на кон­тор­ской бу­ма­ге с гри­фом за­вод­ско­го уп­рав­ле­ния. Пол­но­стью при­во­дит­ся пе­ре­пи­с­ка Па­с­тер­на­ка – то­го по­лу­го­да в раз­гар пер­вой ми­ро­вой вой­ны, ко­то­рый на­чи­на­ю­щий пи­са­тель, жад­но на­кап­ли­вая впе­чат­ле­ния, про­вёл в сво­ём «Юря­ти­не».

Сло­вом, кни­га-сюр­приз. Не­ждан­ный по­да­рок не толь­ко для ли­те­ра­тур­ных гур­ма­нов, но и для всех ис­тин­ных па­т­ри­о­тов оте­че­ст­ва. Кни­га, за­од­но на­ве­ва­ю­щая и меч­ты: так бы, с та­кой бе­реж­но­с­тью и с та­ким до­сто­ин­ст­вом да от­ме­тить все «уз­ло­вые» пе­ре­крё­ст­ки оте­че­ст­вен­ной куль­ту­ры. Ка­кая по­лу­чи­лась бы «Кар­та Ро­ди­ны» – не че­та той дву­смыс­лен­ной, что вы­шла у Вай­ля!



 

Твёрдость и высота духа


Ва­лен­тин Ни­ки­тин.

Па­т­ри­арх Алек­сий II. Жизнь и де­я­ния. – М.: Ас­т­рель, 2009.


Се­бя из­вне не уви­дишь, соб­ст­вен­ная ду­ша пред­став­ля­ет­ся не­из­мен­ной мо­на­дой. Ку­да лег­че из­ме­рить об­щие сро­ки чу­жой жиз­нью, про­шед­шей на тво­их гла­зах.

…Па­с­ха 1967 го­да. Пра­зд­нич­ная ли­тур­гия в Ус­пен­ском со­бо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­вой ла­в­ры. Моё ли­те­ра­тор­ское, то есть бо­лее лю­бо­пыт­ст­ву­ю­щее, чем бла­го­че­с­ти­вое вни­ма­ние при­влёк мо­ло­дой кра­са­вец-ар­хи­ман­д­рит. Бо­га­тыр­ская стать, по-ша­ля­пин­ски по­са­жен­ная го­ло­ва в об­рам­ле­нии гу­с­тых тем­но-ру­сых во­лос, но глав­ное – гла­за. Глу­бо­кие, прон­зи­тель­ные, без те­ни ка­кой-ли­бо не­от­мир­но­с­ти, пол­ные жиз­ни. Уве­рен­но­с­ти в том, что Хри­с­тос – и есть Жизнь, её тор­ный, цар­ский путь.

Бу­ду­ще­му па­т­ри­ар­ху тог­да бы­ло трид­цать во­семь лет. И вот он уже – на­ка­ну­не сво­е­го вось­ми­де­ся­ти­ле­тия – за­вер­шил зем­ной путь. Стра­на по до­сто­ин­ст­ву оце­ни­ла ис­тек­шее с тех пор со­ро­ка­ле­тие его тру­дов и, бла­го­дар­ная, про­во­ди­ла его как са­мо­го род­но­го и близ­ко­го че­ло­ве­ка. Да­же да­лё­кие от церк­ви лю­ди по­чув­ст­во­ва­ли, что оси­ро­те­ли – как и все­гда бы­ва­ет, ког­да ухо­дит ве­ли­кий, по­вли­яв­ший на ход ис­то­рии че­ло­век.

Не про­шло и со­ро­ка дней с по­хо­рон Свя­тей­ше­го, как в пе­чать бы­ла сда­на ка­пи­таль­ная кни­га о нём. Оче­вид­но, что Ва­лен­тин Ни­ки­тин, из­ве­ст­ный пра­во­слав­ный ав­тор – ис­то­рик, бо­го­слов, куль­ту­ро­лог и да­же по­эт, – го­то­вил её дол­гие го­ды, и ему ос­та­ва­лось толь­ко на­не­с­ти на го­то­вое по­лот­но по­след­ний, пе­чаль­ный ма­зок.

Сча­ст­ли­во сло­жив­ша­я­ся опе­ра­тив­ность не ис­чер­пы­ва­ет до­сто­инств этой кни­ги. Она вы­пол­не­на как древ­ний хро­но­граф – в не­укос­ни­тель­ном сле­до­ва­нии ос­нов­ным ве­хам опи­сы­ва­е­мой жиз­ни с долж­ным упо­ва­ни­ем на то, что свой смысл име­ет и лю­бая её по­дроб­ность. Слог строг, су­хо­ват, с на­по­ром на спра­воч­ную ин­фор­ма­тив­ность. Для се­рии «ЖЗЛ» кни­га вряд ли по­до­шла бы, у неё дру­гая за­да­ча. Жиз­нен­ный путь вы­да­ю­ще­го­ся ие­рар­ха пра­во­слав­ной церк­ви точ­нё­хонь­ко впи­сан в со­бы­тий­ную кан­ву жиз­ни стра­ны на её оче­ред­ном пе­ре­ло­ме. Где был, о чём ду­мал и что де­лал в тот или иной важ­ный мо­мент в жиз­ни стра­ны му­д­рый па­с­тырь – обо всём этом те­перь мож­но уз­нать, за­гля­нув в эту кни­гу.

А ес­ли ав­то­ру ка­жет­ся уме­ст­ным ожи­вить по­ве­ст­во­ва­ние ка­кой-ли­бо яр­кой ме­та­фо­рой, он при­бе­га­ет к ци­та­там. Вот ха­рак­тер­ный при­мер:

«Ре­ли­ги­оз­ную си­ту­а­цию в СССР в на­ча­ле 90-х го­дов проф. А.При­го­рин срав­нил с не­ко­ей ме­ст­но­с­тью, где в те­че­ние 70 лет за лю­бую по­пыт­ку при­бли­зить­ся к во­до­ёму стре­ля­ли без пре­ду­преж­де­ния, а за­тем вдруг объ­я­ви­ли чем­пи­о­нат по пла­ва­нию… Ста­ло поз­во­ли­тель­ным то, что бы­ло стро­го за­пре­ще­но. И от­но­ше­ние к Рус­ской Церк­ви у са­мых раз­ных по­ли­ти­че­с­ких сил по­на­ча­лу вы­яви­лось край­не од­но­бо­ко-ути­ли­тар­ное: ви­дя в ней вли­я­тель­ную об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кую си­лу, все по­же­ла­ли иметь с ней де­ло не как с рав­но­прав­ным парт­нё­ром, а как с вы­год­ным «суб­под­ряд­чи­ком» в тех «пе­ре­ст­рой­ках», ко­то­рые ка­за­лись же­ла­тель­ны­ми. В этих ус­ло­ви­ях глав­ной за­да­чей цер­ков­но­го свя­щен­но­на­ча­лия во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с го­су­дар­ст­вом, ес­те­ст­вен­но, ста­ла борь­ба Церк­ви за свою не­за­ви­си­мость».

Вот из этой не­зри­мой, но тяж­кой борь­бы и вы­шел по­бе­ди­те­лем па­т­ри­арх. Его му­д­рая ог­ляд­чи­вость в во­про­сах и ка­но­ни­за­ции но­вых свя­тых, и при­зна­ния ос­тан­ков цар­ст­вен­ной се­мьи, и сму­ща­ю­ще­го мно­гих раз­но­мыс­лия в осу­ще­ств­ле­нии от­дель­ных по­ло­же­ний тра­ди­ци­он­но­го об­ря­да, и в осу­ще­ств­лён­ном им, не­взи­рая на все пре­пят­ст­вия, вос­со­е­ди­не­нии двух вет­вей на­шей церк­ви, бо­лез­нен­но рас­ко­ло­той в ито­ге граж­дан­ской вой­ны, – всё это не про­сто за­слу­га ве­ли­ко­го де­я­те­ля, но и фун­да­мент бу­ду­ще­го ус­т­рой­ст­ва.

Мно­гих ми­рян ны­не сму­ща­ет, что сре­ди но­во­бран­цев кли­ра не вид­но лю­дей та­кой же твёр­до­с­ти и вы­со­ты ду­ха. Это ес­те­ст­вен­но: преж­де, в со­вет­ские го­ды, в цер­ковь при­хо­ди­ли лю­ди во­пре­ки мощ­но­му дав­ле­нию, они про­хо­ди­ли су­ро­вый от­бор по­сред­ст­вом чёт­ко обо­зна­чен­ных бо­го­бор­че­с­кой вла­с­тью ли­ше­ний. По срав­не­нию с этим ны­неш­ние ус­ло­вия слу­же­ния вы­гля­дят чуть ли не теп­лич­ны­ми. Но в них и осо­бый со­блазн, из ко­е­го со­ста­вит­ся но­вый от­бор – прой­ти те­перь на­до че­рез мед­ные тру­бы. Да и не­дол­го про­длит­ся, оче­вид­но, ре­жим бла­го­при­ят­ст­вия – зем­ная власть ско­ро ос­ты­нет к из­лиш­не са­мо­сто­я­тель­ной с её точ­ки зре­ния церк­ви, уже за­мет­но ос­ты­ва­ет.

Так что при­мер по­чив­ше­го па­т­ри­ар­ха ещё дол­го бу­дет вос­тре­бо­ван жиз­нью. Точ­нее, он бу­дет вос­тре­бо­ван все­гда.





Омская сенсация

 


Се­рия ак­ва­ре­лей Бё­за­на Хи­ра­са­вы «Жизнь и обы­чаи ай­нов»

Из со­бра­ния Ом­ско­го об­ла­ст­но­го му­зея изо­б­ра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни М.А. Вру­бе­ля.

Из­да­тель­ская про­грам­ма «Ин­тер­ро­са», 2008.


Работа Бёзана Хиросавы
Работа Бёзана Хиросавы

В на­шей пе­ча­ти – хор се­то­ва­ний на от­сут­ст­вие ме­це­на­тов в но­вой Рос­сии. Меж­ду тем они уже, как вид­но, есть и свер­ше­ния их по­рой изум­ля­ют.

Вдох­нов­ля­ю­щий аван­гард­ный при­мер – ве­ли­ко­леп­ная из­да­тель­ская про­грам­ма мо­гу­чей ком­па­нии «Ин­тер­рос». Ес­ли она бу­дет вы­пол­не­на на уров­не ны­не из­дан­ной «Ом­ской сен­са­ции», нас ждёт дав­но неча­ян­ная ра­дость изы­с­кан­но­го куль­тур­но­го по­пол­не­ния.

На­зва­ние изящ­но тис­ну­то­го (у Бер­тель­сма­на – в од­ной из луч­ших ти­по­гра­фий Гер­ма­нии) то­ма впол­не оп­рав­дан­но. Мир не ве­дал до­се­ле о на­ли­чии в си­бир­ском му­зее це­лой се­рии ак­ва­рель­ных ра­бот вы­да­ю­ще­го­ся япон­ца пер­вой по­ло­ви­ны де­вят­над­ца­то­го ве­ка Хи­ра­са­вы, по­свя­щён­ных обы­ча­ям и нра­вам ай­нов. Эти ра­бо­ты по­сту­пи­ли в му­зей в 1984 го­ду вме­с­те с дру­ги­ми ты­ся­ча­ми гра­фи­че­с­ких ли­с­тов из кол­лек­ции пи­тер­ско­го ака­де­ми­ка Ла­в­рен­ко и вряд ли бы­ли бы столь пред­ста­ви­тель­но об­на­ро­до­ва­ны, ес­ли бы не «Ин­тер­рос».

Древ­ней­шее пле­мя ай­нов ещё де­сять ты­сяч лет на­зад оби­та­ло на се­ве­ре Хок­кай­до и на Ку­ри­лах. Его ос­тат­ки со­хра­ни­лись в ви­де кро­шеч­ных по­се­ле­ний на се­ве­ре Япо­нии, на­по­ми­на­ю­щих ре­зер­ва­ции ин­дей­цев в Аме­ри­ке. Фо­то­гра­фии по­се­лен­цев, их до­мов, одеж­ды, ут­ва­ри да­ют­ся с ком­мен­та­ри­я­ми в ви­де при­ло­же­ния к кни­ге, что обес­пе­чи­ва­ет ей и на­уч­но-эт­но­гра­фи­че­с­кую цен­ность.

Сен­са­ция по­лу­чи­лась двой­ная или да­же трой­ная. Преж­де все­го со­хра­ни­лось чрез­вы­чай­но ма­ло жи­во­пис­ных за­пе­чат­ле­ний жиз­ни ис­че­за­ю­щей на­род­но­с­ти со сво­ей са­мо­быт­ной куль­ту­рой. Не­мно­го со­хра­ни­лось ак­ва­ре­лей и са­мо­го Хи­ра­са­вы, а за ру­бе­жом их и во­все кро­хи. На­ко­нец, они та­ко­го ка­че­ст­ва, что в ис­то­ри­че­с­кой па­но­ра­ме япон­ско­го ис­кус­ст­ва их от­ны­не нель­зя обой­ти.

Столп япон­ской ак­ва­рель­ной гра­фи­ки Хо­ку­саи дав­но при­знан клас­си­ком ми­ро­во­го ис­кус­ст­ва. Ан­д­рей Бе­лый сто лет на­зад да­же вы­во­дил из не­го весь мод­ный в его вре­мя «мо­дерн» с его при­ст­ра­с­ти­ем к на­пев­но­с­ти, ре­а­ли­зу­ю­щей се­бя в вол­нах веч­ных по­вто­ре­ний. Хи­ра­са­ва ра­бо­та­ет в тра­ди­ции ве­ли­ко­го пред­ше­ст­вен­ни­ка, но тя­го­те­ет и к бо­лее на­ив­но­му, «пей­зан­ско­му» луб­ку – та­кое вот лю­бо­пыт­ное со­еди­не­ние. В иных ра­бо­тах («Казнь», «По­кло­не­ние бо­гам») он под­чёрк­ну­то «кра­си­во», в му­зы­каль­ном по­ряд­ке рас­став­ля­ет сво­их мно­го­чис­лен­ных пер­со­на­жей, фор­ми­руя из них от­дель­ные (со­ци­аль­ные?) груп­пы. Дру­гие ли­с­ты по­хо­жи ско­рее на то­роп­ли­вые на­бро­с­ки, стре­мя­щи­е­ся по­точ­нее, по­на­ту­раль­нее за­пе­чат­леть те или иные груп­по­вые де­я­ния, – сце­ны охо­ты, на­при­мер, или рыб­ной лов­ли. Пей­за­жи в ос­нов­ном ус­лов­ны, но и ти­пич­ны: сколь­ко-ни­будь на­мё­тан­ный глаз лю­би­те­ля уж не­пре­мен­но по­ме­с­тит изо­б­ра­жа­е­мое на япон­ские ос­т­ро­ва.

Пер­со­на­жи – то есть те са­мые ай­ны – вы­гля­дят здесь (да и в жиз­ни, су­дя по фо­то­гра­фи­ям) пре­за­бав­но: эда­кие бо­ро­да­тые и куд­ла­тые гно­мы с вы­бри­ты­ми лба­ми и с вы­пу­чен­ны­ми, не­ред­ко сви­ре­пы­ми, гла­за­ми; ведь охо­та на зве­ря или ры­бу – это та же вой­на. Чем-то они, эти по­лу­ав­ст­ро­ло­и­ды, не­о­жи­дан­ным об­ра­зом на­по­ми­на­ют ле­со­вич­ков да по­ле­вич­ков Ко­нён­ко­ва или Эрь­зи – дух зем­ли про­ра­ба­ты­ва­ет люд­ские чер­ты, оче­вид­но, сход­ным об­ра­зом в раз­ных кра­ях не та­кой уж боль­шой пла­не­ты.

Есть у лю­би­те­лей книж­но­го ис­кус­ст­ва по­вод по­ра­до­вать­ся и по­вож­де­леть: сколь­ко ещё хра­нит­ся ма­ло ко­му ве­до­мых со­кро­вищ и в про­вин­ци­аль­ных рус­ских му­зе­ях от Ха­ба­ров­ска до Та­га­н­ро­га, и в за­ру­беж­ных двор­цах и зам­ках, не име­ю­щих ны­не средств и воз­мож­но­с­тей нам эти со­кро­ви­ща явить. Де­ло за «Ин­тер­ро­сом»!


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования