Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17-18. 01.05.2009

Загадка поэзии

Ижев­ская по­этес­са Лю­бовь Ива­но­ва на­вер­ня­ка име­ет мно­го по­клон­ни­ков, а ещё боль­ше по­клон­ниц. Ду­маю, да­же очень мно­го, мо­жет быть, на гра­ни обо­жа­ния, по­то­му что пи­шет о том, что до­ро­го всем жен­щи­нам (да и не­ко­то­рым муж­чи­нам то­же) – о бес­пре­дель­ной люб­ви, о ра­до­с­тях жиз­ни, о про­стом че­ло­ве­че­с­ком сча­с­тье. Тут суть её по­эзии це­ли­ком и пол­но­стью сов­па­да­ет с име­нем ав­то­ра. На­до же та­ко­му слу­чить­ся. Ведь ес­ли бы Ива­но­ву на­зва­ли в мла­ден­че­ст­ве как-ли­бо ина­че, до­пу­с­тим Ок­тя­б­ри­на, то она, воз­мож­но, об­ра­ти­ла бы в бу­ду­щем свои та­лант­ли­вые взо­ры на ре­во­лю­ци­он­ную борь­бу (не дай Бог!). Что ни го­во­ри, а имя ча­с­то оп­ре­де­ля­ет твою судь­бу. А так Лю­бовь Бо­ри­сов­на пи­шет толь­ко о свет­лом и чи­с­том, са­мом до­стой­ном и на­и­до­с­той­ней­шем. Вот вам, к при­ме­ру:

Любовь ИВАНОВА
Любовь ИВАНОВА

 

 

Как хо­ро­шо не­сти в ла­дош­ках звёз­ды.

Как хо­ро­шо в мор­ской во­де ку­пать­ся.

Как хо­ро­шо в про­стое ве­рить сча­с­тье.

Как хо­ро­шо рас­све­том лю­бо­вать­ся.

Как хо­ро­шо не­сти в бу­ке­те неж­ность.

Как хо­ро­шо, что ря­дом жи­вёт вер­ность,

И точ­но знать, что не ис­чез­нет твоё вре­мя зря…

 

Не­мно­го не в ритм и риф­му, но кто бы спо­рил, что всё это дей­ст­ви­тель­но хо­ро­шо? И я бы не прочь ис­ку­пать­ся в мор­ской во­де, да и в ла­дош­ках что-ни­будь унесть. А вот это сти­хо­тво­ре­ние, поч­ти про­грамм­ное для Лю­бы:

 

Стран мно­го, но Зем­ля – од­на.

И Есть толь­ко од­на ре­ли­гия –

                Ре­ли­гия Люб­ви.

Звёзд мно­го, но Не­бо – од­но.

И Есть толь­ко один язык –

             Язык Серд­ца.

Су­ществ мно­го, но Дух – Один.

 

Я со­хра­нил все за­глав­ные бук­вы, ко­то­рые, су­дя по все­му, вы­ра­жа­ют ин­то­на­ци­он­но-эмо­ци­о­наль­ное кре­до ав­то­ра. Сму­тил ме­ня толь­ко этот «Один», вер­хов­ный од­но­гла­зый бог скан­ди­нав­ских ви­кин­гов, сын Бо­ра и Бес­тлы, внук Бу­ри, лю­би­тель битв и пи­рат­ских на­бе­гов. Один (Во­тан, Во­дан) по­тес­нил Тю­ра, со­брал под своё кры­ло пав­шую рать эйн­хе­ри­ев и стал на­столь­ко бли­зок в бо­е­вом экс­та­зе ир­ланд­ско­му ге­рою Ку­ху­ли­ну, что… Впро­чем, о чём это я? Мы же го­во­рим о люб­ви. За­был­ся. Нет-нет, мне так­же очень нра­вит­ся чи­с­то­та и све­жесть по­эзии Ива­но­вой, на­по­ми­на­ю­щая бла­го­ухан­ный сад, где рас­тут толь­ко са­мые пре­крас­ные, бес­кон­ф­ликт­ные и да­же то­ле­рант­ные цве­ты. Да да­же на­зва­ния её книг че­го сто­ят! «…с лю­бо­вью, с цве­та­ми… Лю­бовь». «…с лю­бо­вью, за лю­бовь… Лю­бовь». «Под кру­же­ва­ми не­ба». На­вер­ня­ка есть и дру­гие, и бу­дут, не со­мне­ва­юсь, с не ме­нее утон­чён­ны­ми на­зва­ни­я­ми, но мне по­па­лись эти. Чу­дес­но, дей­ст­ви­тель­но с лю­бо­вью оформ­лен­ные, с ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми ита­ль­ян­ских ху­дож­ни­ков эпо­хи Воз­рож­де­ния на каж­дой стра­ни­це (осо­бен­но мне до­ро­га «Да­ма с гор­но­ста­ем» Ле­о­нар­до, она ви­сит над мо­ей по­душ­кой), с це­лой рос­сы­пью уди­ви­тель­но пре­крас­ных цве­тов, ко­им я да­же на­зва­ния не знаю, по­сколь­ку не бо­та­ник, – с глян­це­вой бу­ма­гой и кар­то­ном, ко­то­рый не ра­зо­рвать и в ко­то­рый уже ни­че­го не за­вер­нёшь. И я ис­крен­но по­ра­до­вал­ся за не­имо­вер­но воз­рос­шее ка­че­ст­во на­шей по­ли­гра­фии. Та­ких по­эти­че­с­ких книг я ещё не ви­дел. Это за пре­де­лом.

А ес­ли ка­кой-ни­будь дур­ной те­о­ре­тик сти­хо­сло­же­ния нач­нет мям­лить тут про тро­пы и ал­ли­те­ра­цию, про сил­ла­би­че­с­кую и то­ни­че­с­кую и да­же про сил­ла­бо-бо­та­ни­че­с­кую суб­си­с­те­мы, про хо­ре­и­че­с­кие, ям­би­че­с­кие и ам­фи­бра­хи­че­с­кие сло­ги, а так­же и ана­пе­с­ти­че­с­кие, то плюнь­те то­му за­нуд­но­му те­о­ре­ти­ку в его на­глые зен­ки. Ни­че­го он в под­лин­ной по­эзии не по­ни­ма­ет, тем бо­лее в та­кой, ко­ея при­су­ща на­шей за­ме­ча­тель­ной по­этес­се Лю­бо­ви Ива­но­вой. Ведь ес­ли ра­зо­брать­ся, то её кван­ти­та­тив­ная си­с­те­ма сти­хо­сло­же­ния есть си­с­те­ма пе­сен­но­го сти­ха, при ко­то­рой рит­ми­че­с­кие еди­ни­цы со­из­ме­ря­ют­ся по ко­ли­че­ст­ву, дол­го­те му­зы­каль­но-сов­па­да­ю­щих эле­мен­тов, а ког­да она об­ра­ща­ет­ся к ква­ли­та­тив­но­му сти­хо­сло­же­нию, то прин­цип изо­хрон­но­с­ти и вы­ра­зи­тель­но­с­ти ста­но­вит­ся ещё ак­цен­ти­ро­ван­ней, по­сколь­ку… Ну вот, и сам я вдруг за­го­во­рил как тот те­о­ре­тик-за­ну­да. Дур­ной при­мер за­ра­зи­те­лен. А ведь по­эзию на­до про­сто лю­бить или не лю­бить. А Лю­бовь Ива­но­ва её, не­со­мнен­но… пер­вое. Вслу­шай­тесь в эти див­ные зву­ки:

 

«Пре­крас­ный, бла­го­ухан­ный цве­ток,

Яр­ки ле­пе­ст­ки в его ро­ду.

Энер­гия солн­ца – силь­ный по­ток,

В зем­ле он цве­тёт – в са­ду.

Ро­за сре­зан­ная – это ши­пов­ник,

Ва­за – хру­с­таль на тво­ём сто­ле.

В гор­ш­ке – цве­ток,

Его стол – по­до­кон­ник,

Он ви­дит мир в сво­ём стек­ле.

Лю­бовь…»

 

– ну и так да­лее. О люб­ви мы уже го­во­ри­ли.

К твор­че­ст­ву на­шей ми­лой да­мы мы ещё вер­нём­ся, но по­ка мне хо­те­лось бы по­раз­мы­ш­лять о са­мой при­ро­де сти­хо­сло­же­ния. От­че­го это вдруг рвёт­ся на­ру­жу сти­хо­твор­ная речь?..

За­гад­ка по­эзии срод­ни еги­пет­ским пи­ра­ми­дам. Ни­кто не в си­лах в ней ра­зо­брать­ся. Да че­ло­век сам – ве­ли­чай­шая за­гад­ка, и в ос­но­ве че­ло­веч­но­с­ти все­гда ле­жит пре­кло­не­ние пе­ред этой за­гад­кой. Так го­во­рил То­мас Манн. На что Марк Твен ему тот­час же в от­вет:

– А вот ког­да вспо­ми­на­ешь, что все мы су­мас­шед­шие, то всё стран­ное и за­га­доч­ное в жиз­ни ис­че­за­ет, и всё ста­но­вит­ся про­сто и по­нят­но.

То­же вер­но, как тут по­спо­ришь! Сло­вом, не ста­ну я боль­ше тол­ко­вать о при­ро­де сти­хо­сло­же­ния, на­до­ело, луч­ше по­слу­ша­ем ещё раз не­срав­нен­ную Лю­бовь Ива­но­ву. Это же на­сто­я­щая мо­лит­ва.

 

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то, что я жи­ву

и по-на­сто­я­ще­му ощу­щаю мир со все­ми его

про­яв­ле­ни­я­ми дня

и но­чи, рас­све­та­ми и за­ка­та­ми. На­слаж­да­юсь

и не ут­ра­чи­ваю

вос­хи­ще­ния Тво­их Тво­ре­ний – не­ру­ко­твор­ных.

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то,

что у ме­ня есть вы­бор,

в мо­ей де­я­тель­но­с­ти, в мо­ём твор­че­ст­ве

и в мо­ей жиз­ни,

за са­мо­до­ста­точ­ность вну­т­ри се­бя, но с То­бой.

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то,

что уво­дишь ме­ня от

не­при­ят­ных от­но­ше­ний, не­су­щих по­след­ст­вия

рас­ка­я­ния.

И пред­ла­га­ешь ис­пы­тать се­бя в труд­но­с­тях,

спа­сая при этом.

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то,

что не ос­тав­ля­ешь ме­ня

в труд­ную ми­ну­ту, не от­би­ра­ешь здра­вый ум

на вы­бор пу­тей

раз­ре­ше­ния сво­их про­блем.

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то,

что я бо­га­та сво­и­ми

ро­ди­те­ля­ми, де­ть­ми, род­ст­вен­ни­ка­ми

и близ­ки­ми мне

людь­ми, иду­щи­ми ря­дом по пу­ти к пре­крас­но­му

и уди­ви­тель­но

ин­те­рес­но­му.     

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю Те­бя за то,

что не от­тал­ки­ва­ешь

от се­бя всех тех, кто мне до­рог и бли­зок.

За то, что да­ёшь мне воз­мож­ность

вы­бо­ра взра­щи­ва­ния

Люб­ви ко все­му, что ме­ня ок­ру­жа­ет,

и по­мо­га­ешь мне

взра­щи­вать Лю­бовь к Те­бе, род­ным и От­чиз­не.

Все­выш­ний, Бла­го­да­рю за то, что Ты у ме­ня есть!

Все­выш­ний, при­ми мою Бла­го­дар­ность и Лю­бовь.

 

Ну что тут ска­жешь? Всё пра­виль­но, от ду­ши, от серд­ца, от жен­ской люб­ви и му­д­ро­с­ти, ве­ры и на­деж­ды. Даль­ней­шее – мол­ча­нье, как мол­вил Гам­лет пе­ред сво­ей кон­чи­ной. Но от се­бя до­бав­лю: чи­тай­те луч­ше Лю­бовь Ива­но­ву, чем Да­рью Дон­цо­ву. И раз­ви­вай­те, хо­тя бы вти­ха­ря, своё сил­ла­бо-то­ни­че­с­кое сти­хо­сло­же­ние. Ну или ещё ка­кое-ни­будь, как при­дёт­ся. По­эзия – очи­ща­ет. Тем бо­лее та­кая, где нет ни­ка­кой сквер­ны. Од­на лишь лю­бовь и ис­крен­ность.

 


 Алек­сандр Ана­то­ль­е­вич Тра­пез­ни­ков ро­дил­ся в 1953 го­ду в Ха­ба­ров­ске. Окон­чил фил­фак Мос­ков­ско­го об­ла­ст­но­го пе­да­го­ги­че­с­ко­го ин­сти­ту­та име­ни Н.К. Круп­ской. Пер­вую кни­гу про­зы «Встре­чи» вы­пу­с­тил в 1987 го­ду. Ав­тор ро­ма­нов «Мос­ков­ские обо­рот­ни», «По­хож­де­ния про­кля­тых», «Цар­ские вра­та», «Убий­ст­вен­ный па­ро­ход» и дру­гих книг. Про­из­ве­де­ния Тра­пез­ни­ко­ва из­да­ва­лись в Гер­ма­нии, Фран­ции, Ки­тае и Бол­га­рии. Пи­са­тель пред­став­лен во всех эн­цик­ло­пе­ди­ях, по­свя­щён­ных рус­ской ли­те­ра­ту­ре кон­ца XX – на­ча­ла XXI ве­ка. Ла­у­ре­ат пре­мии «Рос­сии вер­ные сы­ны».



Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования