Архив : №19. 15.05.2009
Планета Ротанова
В Третьяковской галерее открылась выставка замечательного художника Николая Михайловича Ротанова. Это первая значительная персональная его выставка, и она сделана своевременно. Николай Михайлович последние годы тяжело болен, но для тех, кого он учил, кто его знает, это очень важно, поскольку такая выставка – акт признания художника.
…Когда я учился в МЭИ, то, проходя мимо Дома культуры, прочитал, что в ДК работает изостудия и руководит ею член Союза художников СССР Н.М. Ротанов. В те годы это звучало очень авторитетно. До сих пор помню, как вечером в комнату, где уже сидели «включённые в творческий процесс» молодые и пожилые студийцы, тихо заходил в одном и том же скромном костюме, с белой художнической бородой, руководитель изостудии, садился за стол, и на равных, в шелесте, начинал чертить на своих листочках какие-то наброски. Прошло время – и оказалось, что это был уникальный дневник художника, это были размышления о мире, последовательно день за днём, месяц за месяцем наносимые на бумаге в виде символов, линий, вариаций цвета...
Окончив в 1966 году Художественно-графический факультет МГПИ, молодой художник сразу же погрузился в творческий поиск. В своих исканиях той поры Николай Ротанов стремится наполнить новым содержанием живописный опыт русского символизма. Художник много экспериментирует с разнообразными графическими техниками, пытается на одном листе совместить и множество оттисков, и коллаж, и игру цветового пятна. Но эта творческая герметичность и самодостаточность, несмотря на активную преподавательскую деятельность Ротанова в Заочном народном университете искусства, неизбежно повлекли за собой обвинение в «формализме» и закрыли художнику доступ на официальные выставки МОСХа и Союза художников.
Однако клеймо «формалиста», угрюмые, молчаливые отказы выставкомов, невозможность показать свои работы, угрозы и слежка угнетали, не сломили художника. Ротанов навсегда остался романтиком, черпающим вдохновение в поэзии Басе, М.Цветаевой, М.Волошина.
Самые ранние из показанных на выставке произведений Ротанова датированы концом 1960-х – началом 1970-х годов, когда на волне всеобщего пресыщения фигуративной живописью художника захватило увлечение древнерусским искусством, иконописью и одновременно традициями импрессионизма и экспрессионизма. В большинстве беспредметных композиций, написанных в 1970–1980-х, Ротанов создаёт свой собственный мир, не имитирующий атрибуты окружающей реальности, но убедительный и самодостаточный. Наиболее значимыми для Ротанова оказались впечатления от выставок русского авангарда и американского абстракционизма, знакомство с работами Л.Поповой, О.Розановой, А.Родченко, П.Филонова, К.Малевича, А.Экстер, поиски «чистого цвета», работа пятнами, вариациями цвета. В своих записных книжках Ротанов признается: «К Казимиру Малевичу отношусь как к первому учителю – я досконально изучил его тексты. Кандинский – это для меня основы композиции».
На выставке в Третьяковской галерее представлена только одна сторона творческого наследия – графика, экспериментальные полотна. Живопись, а также его теоретические литературные опыты пока ждут своего исследователя, публикации. Однако и сейчас можно сказать, что она привлечёт внимание вдумчивого зрителя.
Александр КУРУШИН