Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №19. 15.05.2009

Опасная профессия – писатель

Сто лет Юрию Домбровскому

 

За­дер­жан­ная ли­те­ра­ту­ра…. Глав­ное из то­го, что на­пи­сал Ю.Дом­б­ров­ский, вы­шло с за­держ­кой на го­ды и де­ся­ти­ле­тия. Од­на­ко это не оз­на­ча­ет, что он «от­сут­ст­во­вал» в ли­те­ра­ту­ре сво­е­го вре­ме­ни. Его «не­гром­кое при­сут­ст­вие» в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се 50–60-х го­дов бес­спор­но. Оно про­яв­ля­лось по­рой ко­с­вен­но, не­за­мет­но, но и бо­лее на­дёж­но, убе­ди­тель­но – че­рез твор­че­ст­во близ­ких ему по ду­ху, по ве­ро­ис­по­ве­да­нию пи­са­те­лей сво­е­го и по­сле­ду­ю­ще­го по­ко­ле­ния – Ю.Ка­за­ко­ва, В.Ли­хо­но­со­ва, В.Мак­си­мо­ва, Ю.Да­вы­до­ва, Б.Оку­д­жа­вы, Ф.Ис­кан­де­ра. Его це­ни­ли пред­ста­ви­те­ли рус­ской эми­г­ра­ции. По­сле пуб­ли­ка­ции «Хра­ни­те­ля древ­но­с­тей» он по­лу­чил пись­мо от Б.Зай­це­ва; одо­б­ри­тель­ную ре­цен­зию об этом ро­ма­не на­пи­сал Г.Ада­мо­вич. Не­смо­т­ря на пре­врат­но­с­ти судь­бы, его го­лос не за­те­рял­ся в рус­ской ли­те­ра­ту­ре; он и се­го­дня зву­чит, на­по­ми­ная о до­сто­ин­ст­ве опас­ной пи­са­тель­ской про­фес­сии.

С дру­гой сто­ро­ны, нет ни­ка­кой не­об­хо­ди­мо­с­ти, как это де­ла­ют не­ко­то­рые ав­то­ры (М.Ла­ты­шев), ис­кус­ст­вен­но «при­под­ни­мать» на осо­бый, ис­кус­ст­вен­ный пье­де­с­тал ав­то­ра «Хра­ни­те­ля древ­но­с­тей» и «Фа­куль­те­та не­нуж­ных ве­щей», а его «со­ка­мер­ни­ков» по ли­те­ра­ту­ре – А.Со­лже­ни­цы­на, В.Ша­ла­мо­ва и дру­гих – объ­яв­лять все­го лишь «хро­ни­ке­ра­ми», пы­та­ясь до­ка­зать, что лишь Дом­б­ров­ский «весь – в бы­тии фи­ло­соф­ском» (М.Ла­ты­шев). Он пе­ре­жил и пе­ре­нёс мно­гое из то­го, что сбли­жа­ет его с людь­ми схо­жей жиз­нен­ной судь­бы. Но каж­дый из них уви­дел и пе­ре­чув­ст­во­вал уви­ден­ное по-сво­е­му и рас­ска­зал об этом в со­от­вет­ст­вии со сво­и­ми ху­до­же­ст­вен­ны­ми прин­ци­па­ми, не по­вто­ряя ни­ко­го – этим они и ин­те­рес­ны, зна­чи­тель­ны, этим ос­та­ют­ся в ли­те­ра­ту­ре, в па­мя­ти по­ко­ле­ний.

Ра­зу­ме­ет­ся, и А.Со­лже­ни­цын от­нюдь не про­стой «хро­ни­кёр»; всё его твор­че­ст­во, его глав­ные кни­ги суть ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ские и од­но­вре­мен­но ху­до­же­ст­вен­ные ис­сле­до­ва­ния, сво­е­об­раз­ные по жа­н­ру, – и это ед­ва ли сей­час на­до до­ка­зы­вать. И В.Ша­ла­мов, ко­неч­но же, пи­са­тель во мно­гом эк­зи­с­тен­ци­аль­ный; за его до­ку­мен­таль­ной, внеш­не «хро­ни­каль­ной» про­зой скры­ва­ет­ся стрем­ле­ние пи­са­те­ля про­ник­нуть в са­мую сущ­ность бы­тия, до­б­ра и зла; его «Ко­лым­ские рас­ска­зы» глу­бо­ко фи­ло­со­фич­ны не в по­верх­но­ст­ном, рас­хо­жем, а в са­мом под­лин­ном смыс­ле. Да и Е.Гинз­бург не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся лишь «хро­ни­кой» тю­рем­но­го бы­та сво­их ге­ро­ев, её то­же вол­ну­ют во­про­сы о том, как со­хра­нить се­бя че­ло­ве­ку в пре­ступ­ной по­ли­ти­че­с­кой си­с­те­ме, ка­кие нрав­ст­вен­ные цен­но­с­ти по­мо­га­ют про­ти­во­сто­ять злу.

Все эти во­про­сы до­ро­ги и близ­ки и Юрию Дом­б­ров­ско­му. И он так­же не про­сто опи­сы­ва­ет свои «хож­де­ния по му­кам», свои стра­да­ния, бес­че­ло­веч­ные ус­ло­вия, те уни­же­ния, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век, по­пав в тюрь­му, столк­нув­шись с не­спра­вед­ли­во­с­тью, из­де­ва­тель­ст­ва­ми. Он и его ге­рои за­ду­мы­ва­ют­ся над тем, по­че­му го­су­дар­ст­во, про­воз­гла­сив­шее сво­ей ос­но­вой са­мые гу­ман­ные прин­ци­пы сво­бо­ды и де­мо­кра­тии, на прак­ти­ке ока­зы­ва­ет­ся враж­деб­ным к сво­им граж­да­нам, поль­зу­ет­ся на­си­ли­ем для ре­а­ли­за­ции сво­их це­лей.

 

В пер­вый раз Ю.Дом­б­ров­ский был аре­с­то­ван в 23 го­да, за­тем в 1937, 1939 и 1949 го­дах; на­ка­за­ние от­бы­вал на Ко­лы­ме, в Ка­зах­ста­не, дру­гих ме­с­тах. Был ре­а­би­ли­ти­ро­ван в 1956 го­ду. Свои пер­вые про­из­ве­де­ния он со­здал и опуб­ли­ко­вал во вре­мя и в пе­ре­ры­ве меж­ду «от­сид­ка­ми». В 1938 го­ду он на­пе­ча­тал ро­ман «Дер­жа­вин» (опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ный Ка­зах­стан» под на­зва­ни­ем «Кру­ше­ние им­пе­рии»).

В 40–50-е го­ды Ю.Дом­б­ров­ский ра­бо­тал над ро­ма­ном «Обе­зь­я­на при­хо­дит за сво­им че­ре­пом» (опуб­ли­ко­ван в 1959 го­ду). Это про­из­ве­де­ние на­сы­ще­но глу­бо­ки­ми по­ли­ти­че­с­ки­ми, со­ци­аль­ны­ми, фи­ло­соф­ски­ми про­бле­ма­ми; в нём пла­с­ты ис­то­ри­че­с­ко­го со­дер­жа­ния со­че­та­ют­ся с ос­т­рой со­вре­мен­но­с­тью. За внеш­не ув­ле­ка­тель­ной, от­ча­с­ти при­клю­чен­че­с­ко-де­тек­тив­ной фор­мой про­сту­па­ет важ­ней­шая те­ма сво­е­го вре­ме­ни – воз­ник­но­ве­ние в Ев­ро­пе фа­шиз­ма, его иде­о­ло­гии и по­ли­ти­ки. Ан­ти­фа­шист­ская те­ма пе­ред Вто­рой ми­ро­вой вой­ной бы­ла чрез­вы­чай­но ак­ту­аль­на, к ней об­ра­ща­лись И.Эрен­бург, П.Пав­лен­ко, дру­гие пи­са­те­ли. И се­го­дня нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний ис­кус­ст­вен­но «пе­ре­ак­цен­ти­ро­вать» про­бле­ма­ти­ку «Обе­зь­я­ны…», как это де­ла­ют не­ко­то­рые со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли.

В цен­т­ре про­из­ве­де­ния – че­ст­ный учё­ный про­фес­сор Ме­зо­нье, ко­то­рый скло­нен к ком­про­мис­сам с вла­с­тью, с фа­шиз­мом. В кон­це про­из­ве­де­ния ге­рой пы­та­ет­ся по­кон­чить жизнь са­мо­убий­ст­вом. Для пи­са­те­ля чрез­вы­чай­но важ­ной пред­став­ля­ет­ся мысль о не­об­хо­ди­мо­с­ти ак­тив­но про­ти­во­сто­ять злу. Ему бы­ли близ­ки сло­ва Б.Ясен­ско­го, ко­то­рый при­зы­вал бо­ять­ся рав­но­душ­ных, ибо, как ут­верж­дал пи­са­тель, это с их мол­ча­ли­во­го со­гла­сия со­вер­ша­ют­ся все пре­ступ­ле­ния в ми­ре. Дом­б­ров­ский го­во­рил: «…сколь­ко же зла в мир при­нес­ла про­по­ведь бес­пар­тий­но­с­ти, ней­т­раль­но­с­ти на­уки и иде­о­ло­гии». По его мне­нию, имен­но «про­по­вед­ни­ки над­клас­со­во­го гу­ма­низ­ма, лю­ди, сто­я­щие «над схват­кой», от­кры­ли «зе­лё­ную ули­цу» фа­шиз­му». Ка­за­лось бы, та­кие не­о­жи­дан­ные сло­ва: Дом­б­ров­ский – и клас­со­вый под­ход, пар­тий­ность. Од­на­ко вско­ре ав­тор «Обе­зь­я­ны…» по­нял, что пар­тий­ность, клас­со­вый под­ход в ру­ках вла­с­ти ста­но­вят­ся ору­ди­ем на­си­лия и бес­пра­вия че­ло­ве­ка в бес­че­ло­веч­ной по­ли­ти­че­с­кой си­с­те­ме. По­нял на соб­ст­вен­ном горь­ком опы­те.

Цен­т­раль­ной в твор­че­ст­ве Юрия Дом­б­ров­ско­го ста­ла его ди­ло­гия «Хра­ни­тель древ­но­с­тей» и «Фа­куль­тет не­нуж­ных ве­щей». Пер­вая кни­га бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле «Но­вый мир» в 1964 го­ду; вто­рая уви­де­ла свет в 1978-м за гра­ни­цей (у нас она бы­ла на­пе­ча­та­на де­сять лет спу­с­тя, в 1987 го­ду, в том же жур­на­ле).

Дей­ст­вие ро­ма­на «Хра­ни­тель древ­но­с­тей» про­ис­хо­дит в Ка­зах­ста­не в трид­ца­тые го­ды, пе­ред вой­ной. Глав­ный ге­рой, ар­хе­о­лог, «хра­ни­тель древ­но­с­тей» Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич Зы­бин за­ни­ма­ет­ся рас­коп­ка­ми, ра­бо­та­ет в му­зее. Он да­лёк от по­ли­ти­ки, но вско­ре по­ми­мо сво­ей во­ли ока­зы­ва­ет­ся втя­ну­тым в за­пу­тан­ное де­ло, его по­до­зре­ва­ют в по­хи­ще­нии му­зей­но­го зо­ло­та. Пи­са­тель по­ка­зы­ва­ет са­мую тех­но­ло­гию по­ли­ти­че­с­ких об­ви­не­ний, ра­бо­ту «ком­пе­тент­ных ор­га­нов», со­зда­ёт об­ра­зы тех, кто яв­ля­ет­ся и па­ла­ча­ми и жерт­ва­ми ка­ра­ю­щей си­с­те­мы.

Ав­тор рас­кры­ва­ет ста­лин­скую те­о­рию «осаж­дён­ной кре­по­с­ти», в ко­то­рой вы­нуж­де­ны жить его ге­рои, всё об­ще­ст­во тех лет. Со­глас­но этой те­о­рии, со­вет­ские лю­ди долж­ны быть сверхбди­тель­ны­ми, по­то­му по­всю­ду во­круг нас ок­ру­жа­ют вра­ги – шпи­о­ны, вре­ди­те­ли, пре­да­те­ли. Жизнь «на ли­нии фрон­та» де­ла­ет лю­дей по­до­зри­тель­ны­ми, тол­ка­ет к до­но­сам, ко­то­рые одо­б­ря­ют­ся. При этом не­об­хо­ди­мо мол­чать, не вы­ска­зы­вать сво­их со­мне­ний, ко­то­рые мо­гут сто­ить жиз­ни. Та­кая пси­хо­ло­гия вос­пи­ты­ва­ет­ся в се­мье, об­ще­ст­ве, на ра­бо­те.

Зы­бин – че­ло­век бес­пар­тий­ный, учё­ный, ре­флек­си­ру­ю­щий ин­тел­ли­гент, ру­ко­вод­ст­ву­ю­щий­ся здра­вым смыс­лом и об­ре­ме­нён­ный зна­ни­ем ис­то­рии, – не сра­зу при­ни­ма­ет ка­зу­и­с­ти­ку от иде­о­ло­гии и по­то­му упор­ст­ву­ет в спо­рах со сво­им на­чаль­ст­вом, Он, ещё не чуя се­рь­ёз­ной опас­но­с­ти, вы­ска­зы­ва­ет со­мне­ние в том, мож­но ли «каз­нить за пре­ступ­ле­ние до пре­ступ­ле­ния». «Это зна­чит – ка­рать не за что-то, а во имя че­го-то. Так ведь эдак жерт­ву Мо­ло­ху при­но­сят, а не го­су­дар­ст­во ук­реп­ля­ют», – убеж­дён Зы­бин. Но его кол­ле­га, ди­рек­тор му­зея, убеж­дён, что вра­гов сле­ду­ет унич­то­жать «во имя ре­во­лю­ции». И здесь не ме­с­то ка­ким-ли­бо со­мне­ни­ям и ре­флек­сии. И не на­до за­да­вать­ся во­про­сом, ког­да сни­ма­ют од­ни пор­т­ре­ты и вы­ве­ши­ва­ют дру­гие –  зна­чит, так на­до. «Знай: сня­ли вра­га. Ещё од­но­го скры­то­го вра­га ра­зоб­ла­чи­ли и сня­ли». Он лег­ко пе­ре­хо­дит от убеж­де­ния к пря­мым пре­ду­преж­де­ни­ям-уг­ро­зам: «Язык дер­жи-ка по­даль­ше за зу­ба­ми. А то ото­рвут вме­с­те с ум­ной го­ло­вой. Не­ког­да сей­час раз­би­рать­ся. По­ни­май, ка­кое вре­мя на­сту­па­ет».

Во вто­рой ча­с­ти ди­ло­гии – ро­ма­не «Фа­куль­тет не­нуж­ных ве­щей» ав­тор раз­ви­ва­ет ос­нов­ные идеи про­из­ве­де­ния, по­ка­зы­ва­ет все но­вые про­яв­ле­ния бес­че­ло­веч­но­го ре­прес­сив­но­го ап­па­ра­та, до­пол­ня­ет пси­хо­ло­ги­че­с­кие ха­рак­те­ри­с­ти­ки пер­со­на­жей. Ат­мо­сфе­ра всё боль­ше сгу­ща­ет­ся. Ав­тор до­во­дит до аб­сур­да ос­но­во­по­ла­га­ю­щие прин­ци­пы об­ще­ст­ва, в ко­то­ром уже сфор­ми­ро­вал­ся и дей­ст­ву­ет культ лич­но­с­ти Ста­ли­на. Здесь са­ма мысль, что вождь мо­жет в чём-то оши­бать­ся, – пре­ступ­ле­ние. И это от­но­сит­ся ко всем сфе­рам об­ще­ст­ва, ко всем об­ла­с­тям зна­ния – будь то оцен­ка древ­не­го Ри­ма или жгу­чей со­вре­мен­но­с­ти. Что бы ни ска­зал Ста­лин – «на­уч­ная ис­ти­на», вну­ша­ют про­фес­со­ру, чей брат аре­с­то­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де. «А то­ва­рищ Ста­лин – ко­ри­фей всех на­ук, – бы­с­т­ро и су­ро­во от­ре­зал Кор­ни­лов и взгля­нул на Зы­би­на (он один его уви­дел). – Ему ис­то­ри­кам не­че­го там разъ­яс­нять».

Ес­ли в на­ча­ле «Фа­куль­те­та не­нуж­ных ве­щей» ге­рой Дом­б­ров­ско­го был уве­рен в том, что он смо­жет по­бе­дить в по­един­ке с го­су­дар­ст­вен­ной ма­ши­ной умом и иро­ни­ей, то в фи­на­ле ста­ло яс­но: ни­ка­ких шан­сов на по­бе­ду над си­с­те­мой у не­го нет. «Он те­перь был го­тов по­ве­рить во всё. Вот он по­пал в ма­ши­ну, ко­ле­со за­вер­те­лось, за­гу­де­ло, за­ра­бо­та­ло, и нет уже ни вхо­да, ни ис­хо­да. И ни­что боль­ше не име­ет зна­че­ния. Ни ложь, ни прав­да, ни стой­кость, ни му­же­ст­во – ни­что! Не­ле­пый слу­чай его от­ме­тил, а ос­таль­ное до­де­ла­ют лю­ди, к это­му при­зван­ные и при­став­лен­ные. И не­че­го ви­нить ни слу­чай, ни лю­дей». Пи­са­тель не ща­дит чи­та­те­ля, прав­ди­во ри­су­ет кар­ти­ны без­за­ко­ния, вы­зы­вая ас­со­ци­а­ции с дан­тов­ски­ми кру­га­ми ада, ко­то­рые про­хо­дят его ге­рои…

Но всё же Дом­б­ров­ский ос­та­вил нам ма­лень­кую на­деж­ду на то, что че­ло­век по­бе­дит, что си­с­те­ма не веч­на, она рух­нет под тя­же­с­тью пре­ступ­ле­ний, со­вер­шён­ных ею. И в этом ис­то­ри­че­с­кий оп­ти­мизм пи­са­те­ля, нрав­ст­вен­ный урок его про­из­ве­де­ний. 


Вячеслав САВАТЕЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования