Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №19. 15.05.2009

Почему нужен цех поэтов?

Обу­ян­но­му стра­с­тя­ми не­воз­мож­но рас­суж­дать здра­во. Бе­зу­мие гор­бо­ель­цин­ской эпо­хи яс­но каж­до­му, об­ла­да­ю­ще­му хоть то­ли­кой ума. Со­юз пи­са­те­лей СССР, объ­яв­лен­ный «дья­воль­ским по­рож­де­ни­ем без­бож­ной со­вет­ской вла­с­ти», са­ми же пи­са­те­ли ра­зо­гна­ли, а иму­ще­ст­во де­лят до сих пор. На­ста­ло вре­мя спо­кой­но оце­нить прой­ден­ный путь.

Преж­де все­го за­ду­ма­ем­ся: кто та­кой пи­са­тель? Ка­ко­во его пред­наз­на­че­ние, а зна­чит, и смысл на­ше­го тру­да? В за­ви­си­мо­с­ти от от­ве­та на этот во­прос и на­до сде­лать осо­знан­ный вы­бор: ну­жен ли нам «цех по­этов» или пра­виль­нее ос­та­вать­ся «гор­ды­ми оди­ноч­ка­ми». От­ве­та мо­жет быть толь­ко два: по­сколь­ку дар сло­ва пред­по­ла­га­ет да­ри­те­ля, то «по­лу­чив­ший та­лант» мо­жет им сво­бод­но рас­по­ря­дить­ся: стать ра­бом стра­с­тей сво­их, тол­пы, «бли­с­та­тель­ной чер­ни» или слу­жить Бо­гу и Оте­че­ст­ву. Но все­гда, а в на­ше вре­мя осо­бен­но, меж­ду пи­са­те­лем и чи­та­те­лем не­зри­мо, а в оп­ре­де­лён­ные мо­мен­ты и очень яв­ст­вен­но, при­сут­ст­ву­ет и тре­тья сто­ро­на – власть или го­су­дар­ст­во. Тре­тья сто­ро­на ни­где и ни­ког­да не яв­ля­ет­ся про­стым на­блю­да­те­лем или ней­т­раль­ным по­кро­ви­те­лем ис­кусств. Мно­гое, а в Рос­сии и очень мно­гое, за­ви­сит от го­су­дар­ст­вен­ной иде­о­ло­гии. Но эта те­ма вы­хо­дит за гра­ни­цы этой крат­кой за­мет­ки.

Стар­шее по­ко­ле­ние хо­ро­шо по­мнит ста­тью В.И. Ле­ни­на «Пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция и пар­тий­ная ли­те­ра­ту­ра», суть ко­то­рой в том, что пи­са­тель, всту­пая в де­ло­вые от­но­ше­ния с той или иной пар­ти­ей, не мо­жет быть сво­бод­ным в от­но­ше­нии за­ра­бот­ка за свои пуб­ли­ка­ции. Впро­чем, он мо­жет пи­сать, что ему за­бла­го­рас­су­дит­ся и си­деть в «баш­не из сло­но­вой ко­с­ти» (ес­ли поз­во­ля­ют сред­ст­ва) или в «де­шё­вой пив­ной» (ес­ли та­ко­вых нет).

Пи­са­тель­ст­во в по­след­ние 150 лет та­кой же труд, как и про­чие про­фес­сии. Ма­ло най­дёт­ся сей­час ли­те­ра­то­ров, пи­шу­щих от слу­чая к слу­чаю. Боль­шин­ст­во, и ав­тор этой за­мет­ки не ис­клю­че­ние, хо­тят сде­лать хо­ро­шую ли­те­ра­ту­ру ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию. И нет ни­че­го по­зор­но­го в же­ла­нии по­лу­чать до­стой­ное воз­на­г­раж­де­ние за ка­че­ст­вен­ный про­дукт. Весь­ма ще­пе­тиль­ный в во­про­сах че­с­ти А.С. Пуш­кин го­во­рил: «Не про­да­ёт­ся вдох­но­ве­нье, но мож­но ру­ко­пись про­дать». Эти сло­ва долж­ны стать на­шим прин­ци­пом. Кста­ти, есть при­ме­ры от­лич­ных пи­са­те­лей,  – на­при­мер, Г.К. Че­с­тер­тон и К.Ча­пек, – пи­сав­ших всю жизнь для, ка­за­лось бы, си­ю­ми­нут­ных га­зет и не уро­нив­ших вы­со­кое зва­ние на­сто­я­ще­го пи­са­те­ля.

По­че­му нуж­но объ­е­ди­нять­ся? Оди­ноч­ка в лю­бой об­ла­с­ти со­вре­мен­ной жиз­ни об­ре­чён. Все объ­е­ди­ня­ют­ся, да­же во­ры, что­бы со­об­ща за­щи­щать свои ин­те­ре­сы. Ка­кие же ин­те­ре­сы у пи­са­те­лей, взяв­ших де­ви­зом слу­же­ние? Иметь мно­го­ти­раж­ные и ка­че­ст­вен­ные жур­на­лы и из­да­тель­ст­ва с вы­хо­дом на це­ле­вую ау­ди­то­рию. Это обес­пе­чит вы­со­кий уро­вень жиз­ни и воз­мож­ность пол­но­стью со­сре­до­то­чить­ся на пи­са­тель­ском тру­де. Что­бы это­го до­бить­ся, на­до тща­тель­но изу­чить по­ло­жи­тель­ный и от­ри­ца­тель­ный опыт Со­ю­за пи­са­те­лей СССР и гра­мот­но при­ме­нить его в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях. Один со­юз пи­са­те­лей сей­час не­воз­мо­жен, да и не ну­жен. А вот объ­е­ди­не­ние по прин­ци­пу «ан­г­лий­ских клу­бов» по ин­те­ре­сам не­об­хо­ди­мо. Про­тив­ни­ки та­ких объ­е­ди­не­ний или глуп­цы, или лу­ка­вят, по­сколь­ку са­ми по­лу­ча­ют гран­ты из за­гра­нич­ных фон­дов, ко­то­рые и со­зда­ны, что­бы объ­е­ди­нить «пя­тую ко­лон­ну». Ли­бе­раль­ная вер­хуш­ка де­нег «для сво­их» не жа­ле­ет, от­лич­но по­ни­мая, что в Рос­сии все­гда «сло­ва опас­ней пи­с­то­ле­та». Вме­с­те лег­че за­щи­щать свои ин­те­ре­сы и пред­ла­гать вла­с­ти при­ем­ле­мые ус­ло­вия со­труд­ни­че­ст­ва.

Ста­рин­ный спор, на­ча­тый на Вос­то­ке о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях «по­эта и ца­ря», не мо­жет быть раз­ре­шён по­бе­дой ни од­ной из сто­рон. Ни од­на из них не мо­жет обой­тись друг без дру­га. По­эты долж­ны от­ка­зать­ся от гор­де­ли­во­го не­до­ве­рия к лю­бой вла­с­ти, а ца­ри – от от­но­ше­ния к пи­са­те­лю, как к «об­слу­жи­ва­ю­ще­му иде­о­ло­гию» пер­со­на­лу. Объ­е­ди­ним­ся – по­бе­дим! Бу­дем враж­до­вать – по­гиб­нем!


Андраник СУЛЕЙМАНЯН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования