Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №19. 15.05.2009

Столица мировой музыки

 Ес­ли вы­ст­ра­и­вать пи­ра­ми­ду выс­ших до­сти­же­ний ми­ро­вой му­зы­ки, то боль­шин­ст­во спе­ци­а­ли­с­тов на са­мую вер­ши­ну по­ме­с­тят, вер­но, нем­ца Ба­ха.

За­то сра­зу под ним ока­жут­ся сра­зу трое ве­ли­ких вен­цев – Мо­царт, Бет­хо­вен и Шу­берт. Прав­да, не­мец Бет­хо­вен до­б­ро­воль­но пе­ре­ме­с­тил­ся сю­да (при­тя­ну­ло, как маг­ни­том!) с бе­ре­гов Рей­на, и, ви­ди­мо по­это­му, из­ве­ст­ней­ший фран­цуз­ский эс­се­ист-ис­кус­ст­во­вед Мар­сель Бри­он ис­клю­чил его из на­зва­ния сво­ей кни­ги – «По­всед­нев­ная жизнь Ве­ны во вре­ме­на Мо­цар­та и Шу­бер­та». Хо­тя он в ней, ко­неч­но, при­сут­ст­ву­ет. Как и наш дип­ло­мат граф Ра­зу­мов­ский, из­ве­ст­ней­ший ме­це­нат куль­тур­ной Ве­ны и, преж­де все­го, этой ве­ли­кой тро­и­цы. Квар­те­ты Бет­хо­ве­на, по­свя­щён­ные Ра­зу­мов­ско­му, до сих пор, мо­жет быть, на­и­бо­лее вы­да­ю­ще­е­ся со­зда­ние это­го струн­но­го жа­н­ра. А са­мое боль­шое, воз­мож­но, куль­тур­ное упу­ще­ние пе­тер­бург­ско­го дво­ра со­сто­ит в том, что он не внял уго­во­рам сво­е­го вен­ско­го по­слан­ни­ка при­ис­кать в Се­вер­ной сто­ли­це хо­тя бы ка­кое-ни­будь скром­ное ме­с­теч­ко ка­пель­мей­сте­ра для «вы­со­ко­ода­рён­но­го му­зы­кан­та» Мо­цар­та.

Та­кая те­ма на­пра­ши­ва­лась в этой по­пу­ляр­ной из­да­тель­ской се­рии са­ма со­бой. В ми­ре нет го­ро­да с та­ким ко­ли­че­ст­вом ге­ни­аль­ных ком­по­зи­то­ров (срав­нить мож­но толь­ко с Фло­рен­ци­ей или Ам­стер­да­мом по ча­с­ти изо­б­ра­зи­тель­ных ис­кусств). А ведь преж­де ве­ли­кой тро­и­цы бы­ли ещё Глюк и Гайдн, а по­сле них – Брук­нер, Ма­лер, Шён­берг, Ве­берн, Берг. Да ещё мно­го­чис­лен­ное, как ути­ный вы­во­док, се­мей­ст­во под об­щей «стра­у­си­ной» фа­ми­ли­ей Штра­ус…

По­хо­же, что в му­зы­ке Бри­он всё же не так по­на­то­рел, как в жи­во­пи­си. Вни­кать в ню­ан­сы вну­т­рен­не­го раз­ви­тия ве­ли­чай­ше­го или за­га­доч­ней­ше­го из ис­кусств – не его де­ло. За­то он ма­с­тер то­го, в чём дав­но пре­ус­пел, – в изо­б­ра­же­нии эпо­хи. Не вся­кий ис­то­ри­че­с­кий ро­ма­нист спо­со­бен с та­кой на­гляд­но­с­тью пе­ре­дать её скры­тые пру­жи­ны и че­рез край бью­щие внеш­ние им­пуль­сы. Ге­рой этой эпо­хи – ко­неч­но, На­по­ле­он, и это имя по­сто­ян­но мель­ка­ет на её стра­ни­цах. Ведь он и тут, под Ве­ной, по­во­е­вал, одер­жал свои бли­с­та­тель­ные по­бе­ды (бит­ва при Ва­г­ра­ме – важ­ная ве­ха в его по­служ­ном спи­с­ке). Здесь под гром пу­шек не раз про­гар­це­ва­ли его гу­са­ры, сю­да он «по­са­дил» на прав­ле­ние и корм­ле­ние сво­е­го мар­ша­ла Бер­тье, ко­то­рый вы­нуж­ден был – бла­го­да­ре­ние рус­ским! – ус­ту­пить го­род и стра­ну не ме­нее зло­коз­нен­но­му, за­то ме­ст­но­му кня­зю Мет­тер­ни­ху.

Ес­ли са­ма му­зы­ка вы­те­ка­ет из по­доб­ных ис­то­ри­че­с­ких со­бы­тий в на­шем вос­при­я­тии не все­гда, то по­всед­нев­ная жизнь и бы­то­вое об­ита­ние твор­цов этой му­зы­ки, де­тей эпо­хи, оп­ре­де­ля­лись ими все­це­ло. Так что ав­тор впол­не ис­прав­но и как все­гда при­леж­но дер­жит­ся сво­ей те­мы. И де­ла­ет это с боль­шим пи­са­тель­ским оба­я­ни­ем, во мно­гом объ­яс­ня­ю­щим, по­че­му в по­след­нее вре­мя та­кие «на­уч­но-по­пу­ляр­ные» со­чи­не­ния ока­зы­ва­ют­ся у пуб­ли­ки в за­мет­ном фа­во­ре по срав­не­нию со вся­кой вы­ду­ман­но­с­тью и на­ду­ман­но­с­тью псев­до­ху­до­жеств на ис­то­ри­че­с­кую те­му. Ну­жен сверхге­ний, как на­ши Тол­стые, что­бы об­раз­ность пре­взо­ш­ла до­ку­мент. Ви­ди­мо, за про­шед­шие ве­ка са­ма пред­мет­ность ис­то­рии на­ко­пи­ла та­кой мо­гу­чий эс­те­ти­че­с­кий по­тен­ци­ал, что уме­ло и точ­но по­дан­ный до­ку­мент за­го­во­рил с эф­фек­том бы­лой эпи­че­с­кой по­эмы.

Ещё од­на кни­га азарт­но­го в не­ус­тан­ном пись­ме сво­ём Бри­о­на (со­пер­ни­ча­ю­ще­го в мно­го­ст­рель­но­с­ти и с са­мим Мо­руа) – ещё од­но то­му под­тверж­де­ние. Кто толь­ко не кля­нёт­ся у нас Мо­цар­том, срав­ни­вая с ним и Пуш­ки­на, у ко­го толь­ко из ин­тел­ли­ген­тов не­дав­не­го про­шло­го, по уве­ре­ни­ям Ан­д­рея Би­то­ва («Пуш­кин­ский дом»), не сле­та­ла с губ шу­бер­то­ва «Ро­за­мун­да»! Ес­ли не вы­мер­ли окон­ча­тель­но в на­шей при­дав­лен­ной биз­не­сом стра­не эти куль­тур­ные ма­с­то­дон­ты, то жи­вой ин­те­рес к этой кни­ге обес­пе­чен не ме­нее, чем все­ми воз­люб­лен­ная ны­не ва­лю­та.


Мар­сель Бри­он. По­всед­нев­ная жизнь Ве­ны во вре­ме­на Мо­цар­та и Шу­бер­та. – М.: Мо­ло­дая гвар­дия, 2009



Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования