Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 22.05.2009

Иван Денисович запел

 Опе­ру нель­зя на­звать ис­кус­ст­вом од­но­знач­но ар­ха­и­че­с­ким, но мы при­вык­ли, что на опер­ной сце­не дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в XVIII–XIX ве­ках. По­пыт­ки при­спо­со­бить опе­ру к со­бы­ти­ям со­вре­мен­но­с­ти, как пра­ви­ло, за­кан­чи­ва­лись не­уда­чей – по­ющие боль­ше­ви­ки, ста­ле­ва­ры, кол­хоз­ни­ки и в эпо­ху Ста­ли­на, и поз­же вос­при­ни­ма­лись ко­ми­че­с­ки, а ре­а­ни­ма­ция та­ких про­из­ве­де­ний в кон­це 1990-х – на­ча­ле 2000-х бы­ла рас­це­не­на од­ни­ми – как мо­да на пост­мо­дер­низм, дру­ги­ми – как воз­вра­ще­ние стра­ны к со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой иде­о­ло­гии. О ху­до­же­ст­вен­ной цен­но­с­ти ре­а­ни­ми­ро­ван­ных опер дис­кус­сий поч­ти не воз­ни­ка­ло. Тем бо­лее не бы­ло за­мет­ных опер, в ко­то­рых бы дей­ст­во­ва­ли лю­ди кон­ца ХХ ве­ка…

И вот со­бы­тие, спо­соб­ное, быть мо­жет, по­ло­жить на­ча­ло воз­вра­ще­нию опе­ры в чис­ло тех ис­кусств, что ото­б­ра­жа­ют на­шу се­го­дняш­нюю (или не­дав­не­го про­шло­го) жизнь, – по­ста­нов­ка «Од­но­го дня Ива­на Де­ни­со­ви­ча» на сце­не Перм­ско­го ака­де­ми­че­с­ко­го те­а­т­ра опе­ры и ба­ле­та.

Пре­мье­ра со­сто­я­лась в рам­ках Меж­ду­на­род­но­го фе­с­ти­ва­ля «Дя­ги­лев­ские се­зо­ны». Му­зы­ку на­пи­сал ком­по­зи­тор Алек­сандр Чай­ков­ский, ре­жис­сё­ром вы­сту­пил Ге­ор­гий Иса­а­кян (они же яви­лись и ав­то­ра­ми ли­б­рет­то). Ху­дож­ник-по­ста­нов­щик спек­так­ля – Эрнст Гей­ден­брехт, ди­ри­жёр – Ва­ле­рий Пла­то­нов.

Идея опе­ры по по­ве­с­ти Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на при­над­ле­жит Ге­ор­гию Иса­а­кя­ну. Не без тру­да ему уда­лось по­лу­чить раз­ре­ше­ние на по­ста­нов­ку от ав­то­ра «Ива­на Де­ни­со­ви­ча»: Со­лже­ни­цы­на убе­ди­ли до­во­ды Иса­а­кя­на, и он дал со­гла­сие: «…ва­ше пись­мо, пол­ное жи­вых ду­шев­ных дви­же­ний, за­да­ло мне за­да­чу, к ко­то­рой я был сов­сем не го­тов. Что обе­зо­ру­жи­ва­ет ме­ня от воз­ра­же­ний, ко­то­ры­ми бы я, ве­ро­ят­но, от­ве­тил в дру­гом слу­чае. Да бу­дет оп­рав­дан ваш за­мы­сел твор­че­с­кой уда­чей».

По­ста­нов­ка по­лу­чи­лась удач­ной. В ме­ру но­ва­тор­ская, но в це­лом на­хо­дя­ща­я­ся в кан­ве тра­ди­ций опер­но­го ис­кус­ст­ва. Для со­зда­ния ат­мо­сфе­ры вре­ме­ни ком­по­зи­тор ис­поль­зо­вал ред­кие для ор­ке­с­т­ра ин­ст­ру­мен­ты – ба­ян, дом­ру, син­те­за­тор, кси­ло­фон. Зэ­ки ста­лин­ских ла­ге­рей на­по­ми­на­ют ге­ро­ев древ­не­гре­че­с­ких тра­ге­дий, рит­ми­ни­зи­ро­ван­ные ди­а­ло­ги не со­зда­ют ощу­ще­ния, что ли­б­рет­то на­пи­са­но про­зой.

По­сле пре­мье­ры вдо­ва Со­лже­ни­цы­на На­та­лья Дми­т­ри­ев­на при­зна­лась: «По­тря­са­ю­щий хор! А в ра­бо­ту ху­дож­ни­ка я про­сто влю­би­лась. Ещё в Моск­ве, чи­тая эс­ки­зы про­спек­тов, где бы­ло на­пи­са­но «ми­ро­вая пре­мье­ра», я ду­ма­ла: ну да, по фак­ту это так. А ког­да смо­т­ре­ла спек­такль, на вто­ром дей­ст­вии вдруг ох­ва­ти­ло чув­ст­во, что про­ис­хо­дит дей­ст­ви­тель­но ми­ро­вое со­бы­тие».

Из Пер­ми опе­ру по­ве­зут на га­с­т­ро­ли в Моск­ву и Па­риж. 


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования