Архив : №20. 22.05.2009
Иван Денисович запел
Оперу нельзя назвать искусством однозначно архаическим, но мы привыкли, что на оперной сцене действие разворачивается в XVIII–XIX веках. Попытки приспособить оперу к событиям современности, как правило, заканчивались неудачей – поющие большевики, сталевары, колхозники и в эпоху Сталина, и позже воспринимались комически, а реанимация таких произведений в конце 1990-х – начале 2000-х была расценена одними – как мода на постмодернизм, другими – как возвращение страны к социалистической идеологии. О художественной ценности реанимированных опер дискуссий почти не возникало. Тем более не было заметных опер, в которых бы действовали люди конца ХХ века…
И вот событие, способное, быть может, положить начало возвращению оперы в число тех искусств, что отображают нашу сегодняшнюю (или недавнего прошлого) жизнь, – постановка «Одного дня Ивана Денисовича» на сцене Пермского академического театра оперы и балета.
Премьера состоялась в рамках Международного фестиваля «Дягилевские сезоны». Музыку написал композитор Александр Чайковский, режиссёром выступил Георгий Исаакян (они же явились и авторами либретто). Художник-постановщик спектакля – Эрнст Гейденбрехт, дирижёр – Валерий Платонов.
Идея оперы по повести Александра Солженицына принадлежит Георгию Исаакяну. Не без труда ему удалось получить разрешение на постановку от автора «Ивана Денисовича»: Солженицына убедили доводы Исаакяна, и он дал согласие: «…ваше письмо, полное живых душевных движений, задало мне задачу, к которой я был совсем не готов. Что обезоруживает меня от возражений, которыми бы я, вероятно, ответил в другом случае. Да будет оправдан ваш замысел творческой удачей».
Постановка получилась удачной. В меру новаторская, но в целом находящаяся в канве традиций оперного искусства. Для создания атмосферы времени композитор использовал редкие для оркестра инструменты – баян, домру, синтезатор, ксилофон. Зэки сталинских лагерей напоминают героев древнегреческих трагедий, ритминизированные диалоги не создают ощущения, что либретто написано прозой.
После премьеры вдова Солженицына Наталья Дмитриевна призналась: «Потрясающий хор! А в работу художника я просто влюбилась. Ещё в Москве, читая эскизы проспектов, где было написано «мировая премьера», я думала: ну да, по факту это так. А когда смотрела спектакль, на втором действии вдруг охватило чувство, что происходит действительно мировое событие».
Из Перми оперу повезут на гастроли в Москву и Париж.
Роман СЕНЧИН