Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 22.05.2009

От исповеди к прозе

Роман СЕНЧИН
Роман СЕНЧИН

 На недавней презентации сборника «Новые писатели» главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский сказал, что молодые авторы входят в литературу в очень сложный период – мировой кризис, который только ещё начинается, отразится и на книгоиздании, а литературные журналы, по мнению Андрея Витальевича, скорее всего через два-три года перестанут существовать. По крайней мере в том виде, в каком существуют сегодня... По Малому залу ЦДЛ пробежал ропот – слова главного редактора молодых авторов явно напугали.

О гибели толстых журналов говорят давно и порой настойчиво. Кто-то считает их пережитком советских времён, кто-то утверждает, что в эпоху бурного развития книжного рынка журналы не нужны и даже вредны; всё слышнее голоса тех, кто высказывается за окончательный уход «толстяков» в интернет – они ссылаются на то, что бумажные тиражи «Знамени», «Нового мира», «Дружбы народов», составляющие от 6 до 2 тысяч экземпляров, по большей части оседают в редакциях, а сайт «Журнальный зал» посещают десятки тысяч людей.

Не будем сейчас останавливаться на различиях восприятия произведения литературы в бумажном и электронном видах, не станем также рассматривать, чем отличается книжное издание и журнальная публикация пусть даже большого, вроде бы специально для книги созданного романа. Поговорим о журнале как о площадке для тех немногочисленных сегодня литераторов, кто пишет долго, без спешки, выносит свои произведения (зачастую совсем небольшого объёма – не для книги) раз в несколько лет.

Не раз приходилось слышать от книгоиздателей: «Чтобы читатели заметили автора, ждали его новые вещи, нужно не реже раза в год выпускать его книги. Малопишущий, пусть даже очень талантливый автор нам не нужен – он принесёт только убытки».

И, видимо, понимая это, многие авторы (особенно молодые, только ещё «раскручивающиеся» и «раскручиваемые») стараются поскорее написать роман для издания книгой страниц этак в триста и тут же принимаются за следующий, чтобы «читатели не успели забыть». И сколько талантливых, своеобразных, умных писателей в короткое время такой гонки превращаются в проекты. Непроекты сегодня найти очень сложно, и, пожалуй, искать их стоит не на полках книжных магазинов (хотя нет-нет, но книги у них выходят), а в толстых журналах.

В мартовском «Новом мире» опубликована повесть «Старик, посадивший лес» одного из таких негромких, совсем не плодовитых писателей – Антона Тихолоза.

 

Я на­чал чи­тать по­весть в ком­пью­те­ре (со све­жи­ми но­ме­ра­ми «тол­стя­ков» зна­ком­люсь при по­мо­щи ин­тер­не­та), но уже че­рез не­сколь­ко ми­нут по­нял, что здесь нуж­на бу­ма­га, ну­жен зна­ко­мый шрифт «Но­во­го ми­ра», и от­пра­вил­ся в ре­дак­цию...

Пи­са­те­ля Ти­хо­ло­за я уз­нал в кон­це 2005 го­да, ког­да про­чёл в том же жур­на­ле его по­весть «Без от­ца». По­весть по­тря­са­ю­щую. Я на­пи­сал о ней ста­тью («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 2006. 3 фе­в­ра­ля), со­ве­то­вал чи­тать зна­ко­мым, рас­спра­ши­вал об ав­то­ре. Не уди­вил­ся, уз­нав, что Ти­хо­лоз, че­ло­век уже взрос­лый (ему бы­ло тог­да 33 го­да), бро­сил Ли­тин­сти­тут, ку­да-то уе­хал; что кро­ме но­во­мир­ской по­ве­с­ти, ка­жет­ся, боль­ше ни­че­го не на­пи­сал. Не уди­вил­ся по­то­му, что та­кие лю­ди пусть из­ред­ка, но по­яв­ля­ют­ся в ли­те­ра­ту­ре – вы­плё­с­ки­ва­ют, и по­рой очень та­лант­ли­во вы­плё­с­ки­ва­ют, на бу­ма­гу свои ду­шев­ные пе­ре­жи­ва­ния, рас­ска­зы­ва­ют о сво­ей жиз­ни и ис­че­за­ют. «Без от­ца» и яви­лась имен­но ис­по­ве­дью, а ис­по­ве­ди нель­зя по­ста­вить на по­ток... Нет, при же­ла­нии мож­но, – при же­ла­нии мож­но всё, – но не всё мо­жет при­не­с­ти пло­ды. Так, ино­гда яр­кие, за­мыс­ло­ва­тые, но пу­с­то­ц­ве­ты.

 

По­весть «Без от­ца» бы­ла за­ме­че­на, по­лу­чи­ла пре­мию, за­пом­ни­лась (о ней до сих пор вспо­ми­на­ют и кри­ти­ки, и чи­та­те­ли в сво­их ин­тер­нет-днев­ни­ках), но сам ав­тор, как мне по­ка­за­лось, на­всег­да из ли­те­ра­ту­ры ис­чез. Вы­ныр­нув из жиз­ни, ска­зав о ней своё, вновь в неё по­гру­зил­ся.

 

В про­шлом го­ду в ли­тин­сти­тут­ском аль­ма­на­хе «Твер­ской буль­вар, 25» я про­чи­тал «За­пи­с­ки кни­го­чея» Ан­то­на Ти­хо­ло­за – за­мет­ки ин­те­рес­ные, но ка­кие на­вер­ня­ка де­ла­ет боль­шин­ст­во склон­ных к раз­мы­ш­ле­нию лю­дей. (По­ду­ма­лось, что за­мет­ки эти со­бра­ли од­но­курс­ни­ки не­со­сто­яв­ше­го­ся вы­пу­ск­ни­ка Ли­тин­сти­ту­та и из­да­ли, воз­дав ему дань па­мя­ти.) «За­пи­с­ки...» ук­ре­пи­ли ме­ня в мыс­ли, что Ти­хо­лоз вряд ли со­здан для пи­са­тель­ской про­фес­сии. Слиш­ком мно­го­го он тре­бу­ет от ли­те­ра­ту­ры, слиш­ком кри­ти­чен, строг, в том чис­ле и к са­мо­му се­бе. Вот, к при­ме­ру, та­кая за­пись:

«Я ста­ра­юсь пи­сать о се­бе не по­то­му, что очень це­ню се­бя. Про­сто фик­си­ро­вать ви­ден­ное сво­и­ми гла­за­ми – са­мый на­дёж­ный спо­соб на­пи­сать прав­ду. Мож­но, ко­неч­но, со­став­лять из кро­хот­ных ку­соч­ков прав­ды од­но боль­шое вы­мы­ш­лен­ное це­лое. Но кто по­ру­чит­ся, что та­кая мо­за­и­ка не ока­жет­ся од­ной боль­шой мо­за­ич­ной ло­жью?»

Мысль, по-мо­е­му, очень точ­ная, про­грамм­ная для то­го на­прав­ле­ния в ли­те­ра­ту­ре, что я на­зы­ваю но­вым ре­а­лиз­мом (и по прин­ци­пу но­во­го ре­а­лиз­ма – о се­бе и че­рез се­бя, пре­дель­но до­сто­вер­но – на­пи­са­на по­весть «Без от­ца»), но в то же вре­мя и на­по­ми­на­ю­щая при­го­вор се­бе са­мо­му как пи­са­те­лю. Ведь да­же дни сво­ей жиз­ни, пе­ре­не­сён­ные на бу­ма­гу, ста­но­вят­ся «мо­за­ич­ной ло­жью». Же­ла­ю­щий со­хра­нить аб­со­лют­ную жиз­нен­ную прав­ду в ли­те­ра­ту­ре об­ре­чён на по­ра­же­ние. По­ка­за­лось, что ав­тор по­ве­с­ти «Без от­ца», одер­жав в этой ве­щи по­бе­ду за прав­ду, по­пы­тав­шись за­тем стать так на­зы­ва­е­мым про­фес­си­о­наль­ным пи­са­те­лем, по­нял, что та­ким, ка­ким он се­бя ви­дит пи­са­те­лем, ему не стать. И бро­сил это де­ло.

Но про­чи­тав не­сколь­ко аб­за­цев но­вой по­ве­с­ти Ан­то­на Ти­хо­ло­за (по­ве­с­ти с не очень-то ин­три­гу­ю­щим на­зва­ни­ем – «Ста­рик, по­са­див­ший лес»), я по­нял, что ошиб­ся.

Сю­жет тра­ди­ци­он­но для рус­ской про­зы про­стой и в пе­ре­ска­зе да­же вро­де как и не сю­жет (как, к при­ме­ру, пе­ре­ска­зать «Смерть Ива­на Иль­и­ча», или «Скуч­ную ис­то­рию», или «По­след­ний срок»?)... В об­щем, в од­ном волж­ском го­ро­де, в двух­ком­нат­ной «гос­тин­ке» жи­вёт ста­рик. Же­на не­дав­но умер­ла, од­на дочь за­му­жем, в Ста­в­ро­по­ле, дру­гая, раз­ве­дён­ная, спи­ва­ет­ся в со­сед­ней ком­на­те.

Всю жизнь ста­рик (име­ни его мы так и не уз­на­ем) про­ра­бо­тал на за­во­де; кро­ме квар­ти­ры име­ет ещё са­до­вый уча­с­ток с до­ми­ком-са­ра­юш­кой... По­на­ча­лу не­при­ят­но удив­ля­ет, что ста­рик как-то поч­ти рав­но­ду­шен к смер­ти же­ны, к гиб­ну­щей до­че­ри, но ког­да на­чи­на­ешь вспо­ми­нать та­ких ста­ри­ков-ра­бо­тяг, вы­жа­тых го­дам к ше­с­ти­де­ся­ти пя­ти до пре­де­ла, вы­ра­бо­тан­ных, со­гла­ша­ешь­ся с ав­то­ром: они та­кие. Ти­хо­ло­зов­ский ста­рик не рав­но­душ­ный, он про­сто бес­ко­неч­но ус­та­лый, и лишь при­выч­ка, гра­ни­ча­щая с ин­стинк­том, за­став­ля­ет его кое-как ше­ве­лить­ся, про­из­во­дить тот на­бор дей­ст­вий, что он про­из­во­дил за го­ды, про­ве­дён­ные на пен­сии... В пер­вую оче­редь, это, ко­неч­но, со­дер­жа­ние са­до­во­го уча­ст­ка, тем бо­лее что нуж­но вы­са­жи­вать по­се­ян­ную по­кой­ной же­ной рас­са­ду.

Так на­зы­ва­е­мые да­чи жи­те­лей про­вин­ции – это сов­сем не то, что да­чи моск­ви­чей. Са­до­вые уча­ст­ки мо­гут на­хо­дить­ся сра­зу за го­ро­дом, а то и на со­сед­ней ули­це. До «са­да» ста­ри­ка мож­но бы­ло до­ехать на ав­то­бу­се, но удоб­нее – дой­ти пеш­ком. Нуж­но бы­ло толь­ко пе­ре­брать­ся че­рез без­лес­ную, ка­ме­ни­с­тую го­ру.

Взби­ра­ясь на го­ру, ста­рик жа­ле­ет, что нет де­ре­вь­ев, в те­ни ко­то­рых мож­но пе­ре­дох­нуть. А солн­це с каж­дым днём пе­чёт всё силь­нее, путь ста­но­вит­ся труд­ней.

 

В сво­бод­ное вре­мя ста­рик лю­бит по­чи­тать. Чи­та­ет в ос­нов­ном жур­на­лы двад­ца­ти­лет­ней дав­но­с­ти, ко­то­рые ког­да-то вы­пи­сы­ва­ли, но в то вре­мя, ка­жет­ся, да­же не рас­кры­ва­ли, – «Зна­ние – си­ла», «Юный на­ту­ра­лист». В них ста­ри­ку нра­вят­ся ста­тьи и рас­ска­зы о ле­се, ко­то­рым их край сов­сем не бо­гат...

 

По всем при­ме­там, до ста­ро­сти, до по­те­ри же­ны, ге­рой по­ве­с­ти жил, ма­ло что за­ме­чая, ма­ло чем ин­те­ре­су­ясь. Ра­бо­та на за­во­де, се­мей­ные за­бо­ты не рас­по­ла­га­ли к со­зер­ца­нию, к раз­мы­ш­ле­ни­ям. И вот уже на по­ро­ге смер­ти (а её бли­зость чув­ст­ву­ет­ся) ста­рик слов­но бы про­сы­па­ет­ся. Вдруг об­ра­ща­ет вни­ма­ние на свои ру­ки: «Усев­шись на ди­ван­чик, он не­сколь­ко ми­нут рас­сма­т­ри­вал ру­ки, ха­рак­тер­но ста­ри­ков­ские («ха­рак­тер­но» – не­хо­ро­шо здесь. – Р.С.), с тон­кой про­зрач­ной ко­жей и чёт­ко про­сту­пив­ши­ми си­ни­ми ни­тя­ми вен. Не­о­жи­дан­но от­чёт­ли­во, слов­но вче­ра бы­ло, вспом­нил, как две­над­ца­ти­лет­ним под­ро­ст­ком рас­сма­т­ри­вал ру­ки ба­буш­ки, при­кла­ды­вал к ним свои, пух­лые, с глад­кой ко­жей. Те­перь его ру­ки бы­ли в точ­но­с­ти та­кие же». Или за­ме­ча­ет, как вы­гля­дят се­ме­на клё­на: «Не­боль­шая, дли­ной в по­ло­ви­ну ста­ри­ков­ско­го ми­зин­ца, из го­да в год мил­ли­ар­да­ми ти­ра­жи­ру­е­мая рас­то­чи­тель­ной при­ро­дой кле­но­вая кры­лат­ка ка­за­лась тво­ре­ни­ем юве­ли­ра-вир­ту­о­за. Фор­му её ло­па­с­ти, при­да­ю­щей в по­лё­те вра­ща­ю­щий мо­мент, слов­но бы рас­счи­ты­вал про­фес­сор аэ­ро­ди­на­ми­ки. Про­ти­во­по­лож­ный ко­нец ло­па­с­ти был ос­т­рым, как игол­ка: при­не­сён­ная ве­т­ром на но­вое ме­с­то, кры­лат­ка долж­на бы­ла вон­зить­ся в зем­лю, зи­муя, при­мять­ся сне­гом, а вес­ной, раз­бу­жен­ная сол­неч­ным теп­лом и про­пи­тав­ша­я­ся та­лой во­дой, на­чать про­ра­с­тать».

От­кры­тия ста­рик де­ла­ет, чи­тая жур­на­лы, гля­дя под но­ги. Уз­на­ёт, что лес мож­но вы­ра­с­тить и на кам­нях, и не толь­ко са­жен­ца­ми, но и из се­мян... По­сте­пен­но им за­вла­де­ва­ет идея за­са­дить се­ме­на­ми клё­на и бе­рё­зы ту го­ру, ко­то­рую он поч­ти каж­дый день пре­одо­ле­ва­ет, что­бы до­брать­ся до са­до­во­го уча­ст­ка. И вот на­чи­на­ет эту идею пре­тво­рять в жизнь.

С од­ной сто­ро­ны, по­доб­ное раз­ви­тие сю­же­та (а оно за­яв­ле­но уже в на­зва­нии по­ве­с­ти) мо­жет вы­звать сни­с­хо­ди­тель­ную улыб­ку ис­ку­шён­но­го чи­та­те­ля. Де­сят­ки ге­ро­ев рус­ской ли­те­ра­ту­ры уже са­жа­ли ле­са, са­ды – ещё в кон­це XIX ве­ка это за­ня­тие ста­ло штам­пом: поч­ти все ли­те­ра­тур­ные ге­рои, же­ла­ю­щие «бла­го­ус­т­ро­ить зем­лю», до­ду­мы­ва­лись до по­сад­ки ле­сов. (В кон­це 1980-х – на­ча­ле 2000-х с ней кон­ку­ри­ро­ва­ла по­ст­рой­ка или ре­с­та­в­ра­ция церк­вей, что долж­но бы­ло сим­во­ли­зи­ро­вать ду­хов­ное воз­рож­де­ние че­ло­ве­ка.) Но в том, на­вер­ное, и про­яв­ля­ет­ся та­лант пи­са­те­ля, что, бе­ря за ос­но­ву про­из­ве­де­ния мно­го­крат­но опи­сан­ное, изу­чен­ное пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми, то, над чем не раз иро­ни­зи­ро­ва­ли, он на­хо­дит но­вые сло­ва, пи­шет по-но­во­му.

Ан­то­ну Ти­хо­ло­зу уда­лось на­пи­сать о че­ло­ве­ке, са­жа­ю­щем лес, так, слов­но до не­го об этом ни­кто не пи­сал. И по­лу­чи­лось это по­то­му, что ав­тор до­сто­вер­но по­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет, по­че­му ста­рик в ка­кой-то мо­мент ока­зы­ва­ет­ся не в си­лах бо­роть­ся с же­ла­ни­ем (точ­нее, не же­ла­ние это, а не­что дру­гое) за­ка­пы­вать в скуд­ный дёрн се­ме­на клё­нов и бе­рёз, от­ры­ва­ет­ся от ра­бо­ты на ого­ро­де и идёт на го­ру; по­дроб­но опи­сы­ва­ет про­цесс этой по­сад­ки, ес­ли вду­мать­ся, поч­ти бес­по­лез­ной, ско­рее все­го, об­ре­чён­ной на не­удач­ный ре­зуль­тат...

«Обой­дя опуш­ку плот­ной сте­ной сто­я­щей ле­со­по­ло­сы, ста­рик при­ме­тил вы­пя­чен­ный при­го­рок ря­дом с круг­лой во­рон­ко­об­раз­ной ямой, из ко­то­рой ког­да-то был вы­нут стро­и­тель­ный ка­мень. Ос­та­вив на тра­ве сум­ку с огур­ца­ми и ак­ку­рат­но при­ст­ро­ив ря­дом бан­ку с бе­рё­зо­вы­ми се­ме­на­ми, ста­рик ло­па­той коп­нул зем­лю: штык во­шёл на два паль­ца и упёр­ся в твёр­дое. Ста­рик пе­ре­вер­нул тон­кий вы­ре­зан­ный слой дёр­на – из круг­лой лун­ки жел­тел ка­мень и гли­на. От­ме­рив на глаз пол­то­ра ме­т­ра, ста­рик коп­нул сно­ва, с силь­но бью­щим­ся серд­цем ото­шёл – две жёл­тые лун­ки ря­дом на фо­не зе­лё­ной тра­вы вы­гля­де­ли убе­ди­тель­но. Тог­да, взяв ло­па­ту по­удоб­нее, он при­нял­ся де­лать лун­ку за лун­кой, усе­и­вая при­го­рок точ­ка­ми, слов­но тра­фа­рет на­бра­сы­вать на зе­лё­ный фон. Дой­дя до про­ти­во­по­лож­но­го края глу­бо­кой ямы, ста­рик ос­та­вил ло­па­ту как ори­ен­тир, вер­нул­ся к бан­ке с се­ме­на­ми. Не­ве­со­мые бе­рё­зо­вые кры­лат­ки ста­рик в лун­ки на­сы­пал по ще­пот­ке, тут же при­кры­вал вы­ну­тым ку­с­ком дёр­на. Ста­рал­ся сна­ча­ла се­ме­на эко­но­мить, по­том же, уви­дев, что на на­ме­чен­ный уча­с­ток кры­ла­ток хва­та­ет и да­же ос­та­ёт­ся лиш­нее, ще­пот­ку за­хва­ты­вал всё ще­д­рее и ще­д­рее. «Ни­че­го, так куст гу­ще вы­ра­с­тет!» – ус­по­ка­и­вал он се­бя».

М-да, по­доб­ным де­лом и та­ким об­ра­зом мо­жет за­ни­мать­ся толь­ко аб­со­лют­но го­род­ской че­ло­век. Да­ром что у не­го уже мно­го лет име­ет­ся уча­с­ток с гряд­ка­ми... А ста­рик ко­пал и ко­пал лун­ки, бро­сал в них се­ме­на мно­го дней под­ряд...

И се­ме­на про­рос­ли, по­бе­ги не со­жг­ли по­жа­ры, не съе­ли ко­зы, и че­рез не­сколь­ко лет, уже по­сле смер­ти ста­ри­ка, «в по­сад­ках при­шлось то­по­ром про­ру­бать тро­пин­ки, об­ла­мы­вать из­ги­ба­ю­щие, пе­ре­кры­ва­ю­щие про­ход вет­ки...»

На од­ном из ин­тер­нет-фо­ру­мов я встре­тил крат­кий от­зыв на по­весть Ан­то­на Ти­хо­ло­за, при­над­ле­жа­щий пи­са­те­лю Сер­гею Че­ред­ни­чен­ко. Он на­звал её «ГЛАД­КОЙ» (имен­но так, боль­ши­ми бук­ва­ми). Не знаю, плюс это по­ве­с­ти или ми­нус, но дей­ст­ви­тель­но, на­пи­са­на она глад­ко. Чи­та­ет­ся лег­ко, ком­по­зи­ция не­за­мыс­ло­ва­та, идея вро­де бы ле­жит на по­верх­но­с­ти, язык без из­ли­шеств и изы­с­ков, хо­тя и не без ху­до­же­ст­вен­но­с­ти. По­весть на­пом­ни­ла мне ли­те­ра­ту­ру по­след­ней чет­вер­ти по­за­про­ш­ло­го ве­ка – эпо­хи Че­хо­ва, Ко­ро­лен­ко, мо­ло­до­го Ан­д­ре­е­ва – и од­но­вре­мен­но ли­те­ра­ту­ру вре­мён Шук­ши­на, Рас­пу­ти­на, Еки­мо­ва... Ка­кая-то связь есть меж­ду ни­ми. Связь на уров­не от­но­ше­ния к сло­ву...

В од­ной из не­дав­них ста­тей, по­свя­щён­ных Про­ха­но­ву и Ли­мо­но­ву, пи­са­тель За­хар При­ле­пин вы­ска­зал мысль, что клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра за­кон­чи­лась на Ле­о­ни­де Ле­о­но­ве, и «те­перь на­ша клас­си­ка – это за­мк­ну­тый со­суд, ве­ли­че­ст­вен­ная пи­ра­ми­да, жи­во­тво­ря­щий ко­с­мос: лю­бо­вать­ся им мож­но, пи­тать­ся его све­том нуж­но, про­ник­нуть внутрь – не­воз­мож­но. <...> ме­ня­ют­ся и речь, и сло­варь ли­те­ра­ту­ры – клас­си­че­с­ким сло­ва­рём ны­не поль­зу­ют­ся толь­ко гра­фо­ма­ны». Мысль в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни спра­вед­ли­вая – в сти­ле (а точ­нее – сти­лем) рус­ской ли­те­ра­ту­ры се­го­дня ма­ло кто пи­шет. То Се­ре­б­ря­ный век язык пе­ре­па­хал, за­тем ро­ман­ти­ка 20-х, по­сле – вы­хо­ла­щи­вал соц­ре­а­лизм, под ко­нец то­пил и глу­шил кар­на­вал пост­мо­дер­низ­ма и про­чих не­ре­а­ли­с­ти­че­с­ких из­мов. Еди­ни­цы, сбе­ре­гав­шие строй язы­ка рус­ской клас­си­че­с­кой про­зы, бы­ли, но это бы­ли имен­но еди­ни­цы...

 

К клас­си­ке ста­ли пы­тать­ся вер­нуть­ся мо­ло­дые пи­са­те­ли в на­ча­ле 2000-х. Не­да­ром, го­во­ря о их про­зе, ча­с­то вспо­ми­на­ют Че­хо­ва, Бу­ни­на. Ан­тон Ти­хо­лоз, на мой взгляд, один из тех, кто стара­ет­ся, и не без ус­пе­ха, пи­сать, ог­ля­ды­ва­ясь на клас­си­ку. От по­тря­са­ю­щей си­лы че­ло­ве­че­с­ко­го до­ку­мен­та («Без от­ца») он шаг­нул к рус­ской про­зе («Ста­рик, по­са­див­ший лес»).

 

Не ду­маю, что вско­ре имя Ан­то­на Ти­хо­ло­за ста­нет из­ве­ст­но мас­со­во­му чи­та­те­лю. Вряд ли он за­ча­с­тит сво­и­ми по­ве­с­тя­ми и рас­ска­за­ми. Ско­рее все­го, бу­дет пре­бы­вать в за­по­вед­ни­ке (для ко­го-то – в ре­зер­ва­ции) тол­стых жур­на­лов. Как пре­бы­ва­ют там его со­бра­тья – Бо­рис Еки­мов, Ми­ха­ил Тар­ков­ский, Илья Ко­чер­гин, Дми­т­рий Но­ви­ков. Мо­жет быть, ино­гда (как и у вы­ше­наз­ван­ных) бу­дут вы­хо­дить у Ти­хо­ло­за кни­ги. Ред­кие и дра­го­цен­ные, как жем­чу­жи­ны.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования