Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 22.05.2009

Бывшее и несбывшееся

ИС­ТО­РИЯ   «ЛР»   В   ЛИ­ЦАХ

 Александра Михайловна Святова

 

Иметь де­ло с Алек­сан­д­рой Ми­хай­лов­ной бы­ло од­но удо­воль­ст­вие. Ли­шён­ная воз­мож­но­с­ти бы­с­т­ро пе­ре­ме­щать­ся по при­чи­не бо­лез­ни ног, она по­сто­ян­но на­хо­ди­лась в сво­ём ка­би­не­те. На сво­ём ра­бо­чем ме­с­те. И за­стать её не со­став­ля­ло тру­да. Под­няв­шись на уро­вень её пан­ду­са, пол в её ка­би­не­те был зна­чи­тель­но при­под­нят, о чём я уже про­ст­ран­но пи­сал, и, за­крыв за со­бой дверь, я по­ни­мал, что за­вот­де­лом куль­ту­ры те­перь в пол­ном мо­ём рас­по­ря­же­нии. Убе­жать от ме­ня она ни­ку­да не мог­ла. Сроч­но вы­звать её ни­кто не мог, да­же глав­ный. От всех су­ет­ных, вя­ло­те­ку­щих, от­ни­ма­ю­щих уй­му вре­ме­ни и сил, вы­ма­ты­ва­ю­щих ре­дак­ци­он­ных дел она бы­ла ос­во­бож­де­на. Бы­с­т­ро при­ле­теть на сроч­ный вы­зов, что так важ­но для жур­на­ли­с­та (жур­на­ли­с­та, как из­ве­ст­но, но­ги кор­мят), она бы­ла не в со­сто­я­нии.

В этом здании наша редакция располагалась более сорока лет и  откуда в начале 2000-х годов нас незаконно выгнали  бывший помощник советского президента Николая Подгорного –  Анатолий Головчанский и группа молодых волчар
В этом здании наша редакция располагалась более сорока лет и
откуда в начале 2000-х годов нас незаконно выгнали
бывший помощник советского президента Николая Подгорного –
Анатолий Головчанский и группа молодых волчар

Я за­кры­вал за со­бой дверь, клал на её стол но­вую ру­ко­пись… и ощу­щал се­бя вла­с­те­ли­ном по­ло­же­ния. Не убе­жит, и не про­го­нит!

При мне она ни­ког­да не чи­та­ла мо­ей пи­са­ни­ны и не об­суж­да­ла, что я на­пи­сал. Ру­ко­пи­си при­ни­ма­лись как уже со­вер­шив­ший­ся ху­до­же­ст­вен­ный акт, мо­жет быть, под­ле­жа­щий ре­дак­ти­ро­ва­нию, но не­о­спо­ри­мый.

И тут на­чи­на­лось са­мое ин­те­рес­ное, Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на, от­толк­нув­шись от слу­чай­ной фра­зы, на­чи­на­ла го­во­рить. Её им­про­ви­за­ции дли­лись ча­са­ми и за­во­ра­жи­ва­ли ме­ня мыс­лен­ны­ми кру­же­ва­ми, пле­ту­щи­ми­ся пря­мо на мо­их гла­зах. По­мню по­ра­зив­шую ме­ня бе­се­ду о Сер­гее Со­ло­вь­ё­ве. Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на свя­зы­ва­ла его филь­мы с рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­рой. А в те го­ды Со­ло­вь­ёв сни­мал филь­мы о со­вет­ских школь­ни­ках. Не с «Ас­сы» он на­чал­ся как ре­жис­сёр.

Это бы­ло так не­о­жи­дан­но – уви­деть в про­бле­мах вос­пи­та­ния пи­о­не­ров от­ра­же­ние уса­деб­ной дво­рян­ской куль­ту­ры, что я про­сто от­крыл рот. И тем не ме­нее всё вы­гля­де­ло убе­ди­тель­но. Это бы­ла тай­на со­вет­ско­го ки­но – сни­мать об од­ном, что­бы по­том, че­рез ас­со­ци­а­тив­ный ряд, вы­хо­ди­ло сов­сем иное! По мне­нию Алек­сан­д­ры Ми­хай­лов­ны, у Со­ло­вь­ё­ва этот эф­фект по­яв­лял­ся из-за то­го, что он сни­мал сво­их школь­ни­ков не в го­род­ской сре­де, а на фо­не рус­ской при­ро­ды. Да и меч­та­тель­ные тур­ге­нев­ские гла­за Та­ть­я­ны Дру­бич де­ла­ли своё де­ло.

– Да это же го­то­вая ста­тья, – вос­кли­цал я! Тут мне де­лать не­че­го, пи­ши­те са­ми… Да это и не ста­тья, тут це­лую кни­гу на­пи­сать мож­но.

О Со­ло­вь­ё­ве я, ко­неч­но, уже пи­сать не мог. Но и Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на пре­да­вать бу­ма­ге свои мыс­ли не спе­ши­ла. То, что она пи­са­ла, рез­ко от­ли­ча­лось от её уст­ных им­про­ви­за­ций. Вот уж во­ис­ти­ну, ко­му да­но го­во­рить, ча­ще все­го не да­но пи­сать. Я смо­т­рел её ста­тьи, пе­ре­ли­с­тал её кни­ги о рус­ских ху­дож­ни­ках – Ре­пи­не, Шиш­ки­не, но и там от её да­ра рас­сказ­чи­цы ни­че­го не на­блю­да­лось.

Ей бы чи­тать пуб­лич­ные лек­ции… Но, увы, при­гла­шать пре­по­да­вать её не спе­ши­ли. С те­ле­ви­де­ни­ем у неё ро­ман то­же не сло­жил­ся. По­мню един­ст­вен­ную пе­ре­да­чу, ко­то­рую она сде­ла­ла, – о ху­дож­ни­ке Пав­ле Ко­ри­не. Пе­ре­да­ча уда­лась, мо­жет быть, имен­но по­это­му с ка­на­ла её сра­зу из­гна­ли.

Ста­тьи о Сер­гее Со­ло­вь­ё­ве так и не по­яви­лись. Ещё за­пу­тан­нее вы­шла ис­то­рия с Ни­ки­той Ми­хал­ко­вым. Тог­да вы­шел его фильм «Об­ло­мов», где он на­гло пе­ре­ина­чил Гон­ча­ро­ва. В филь­ме Штольц сго­во­рил­ся с Еле­ной и ос­та­вил в ду­ра­ках влюб­лён­но­го по уши Об­ло­мо­ва. За это я со­би­рал­ся Ми­хал­ко­ва вы­сечь… Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на под­дер­жа­ла ме­ня, на­зы­вая его не ина­че как по­зё­ром, а не ру­со­фи­лом. Тог­да един­ст­вен­ный раз она, по­до­б­рав ко­с­ты­ли­ки, сра­зу же на­пра­ви­лась к на­чаль­ст­ву, ут­верж­дать те­му. Но вер­ну­лась ни с чем. Ру­ко­вод­ст­во по­счи­та­ло, что это «наш» че­ло­век, близ­кий по ду­ху, и пусть кри­ти­ку­ют его дру­гие га­зе­ты.

Че­рез не­сколь­ко лет Ми­хал­ков вы­дал на-го­ра «Да­му с со­бач­кой». Это бы­ло уже не пер­вое его оск­вер­не­ние Че­хо­ва. На всё мож­но бы­ло бы смо­т­реть сквозь паль­цы, но од­на сце­на, ког­да из Ита­лии при­ез­жа­ет в Рос­сию Мар­чел­ло Ма­с­т­ро­я­ни (из Кры­ма дей­ст­вие пе­ре­не­се­но в ита­ль­ян­ский ку­рорт), ме­ня про­сто взбе­си­ла. В про­вин­ци­аль­ном го­род­ке ита­ль­ян­ца встре­ча­ют ка­кие-то мон­ст­ры, на­се­ля­ю­щие Рос­сию, и ус­т­ра­и­ва­ют ему цар­ские по­че­с­ти. Вот та­кое ру­со­филь­ст­во. К Че­хо­ву это, ко­неч­но, не име­ет ни ма­лей­ше­го ка­са­тель­ст­ва, ре­ви­зия рус­ской клас­си­ки да­же не удив­ля­ет. Воз­му­ща­ет дре­му­чее не­ве­же­ст­во ре­жис­сё­ра. В цар­ской Рос­сии ита­ль­я­нец, фран­цуз не поль­зо­ва­лись ка­ким-то осо­бым по­чё­том. Ко­неч­но, «фран­цу­зик из Бор­до» мог пу­с­тить пыль в гла­за, но са­мое боль­шее, на что они мог­ли рас­счи­ты­вать, это по­пасть в гу­вер­нё­ры, бон­ны, стать до­маш­ним учи­те­лем му­зы­ки. Клод Де­бюс­си, на­при­мер, в юно­с­ти был учи­те­лем му­зы­ки у из­ве­ст­ной ме­це­нат­ки фон Мекк. (Мы ей обя­за­ны на­шим П.И. Чай­ков­ским.) Он без па­мя­ти влю­бил­ся в её дочь и про­сил ру­ки. На что фон Мекк из­рек­ла за­ме­ча­тель­ный афо­ризм, ко­то­рый с удо­воль­ст­ви­ем на­по­ми­наю, – «Ес­ли я люб­лю ло­ша­дей, то это не зна­чит, что я вы­дам свою дочь за ко­ню­ха». А это был не кто-ни­будь, а ге­ний фран­цуз­ско­го му­зы­каль­но­го им­прес­си­о­низ­ма.

Всё это я на­пи­сал, при­пом­нив Ми­хал­ко­ву за­од­но и Об­ло­мо­ва, и «Ра­бу люб­ви» (ко­то­рую он ук­рал у Хам­да­мо­ва). Ста­тью по­ста­ви­ли в но­мер. Но всё ока­за­лось не так про­сто. Тог­да он воз­гла­вил Фонд куль­ту­ры и слыл уже про­фес­си­о­наль­ным па­т­ри­о­том и сла­вя­но­фи­лом. Кри­ти­ку «сво­е­го» че­ло­ве­ка ре­ши­ли не пе­ча­тать. Вот ког­да я за­ува­жал Ми­хал­ко­ва по-на­сто­я­ще­му. Быть ему не­сме­ня­е­мым пред­се­да­те­лем Со­ю­за ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов, тут и к га­дал­ке не­че­го хо­дить. Так и не уда­лось мне ска­зать сво­е­го сло­ва о Ни­ки­те Сер­ге­е­ви­че.

 

 

Алек­сей Еро­хин

 

Уж кто был бо­лее кос­но­язы­чен по­сле Де­мо­с­фе­на и Эзо­па, так это Алек­сей Еро­хин. Прав­да, он не клал ка­меш­ки в рот, и бо­ги­ня не яв­ля­лась к не­му ис­пра­вить речь. За­ика­ние и «фе­фек­ты» дик­ции ком­пен­си­ро­ва­лись вол­шеб­ст­вом ли­те­ра­тур­но­го сло­га. Пи­сал он бо­же­ст­вен­но. В 1981 го­ду он окон­чил фа­куль­тет жур­на­ли­с­ти­ки и ра­бо­тал в от­де­ле у Алек­сан­д­ры Ми­хай­лов­ны. Здесь мы с ним и со­шлись. По­мню его длин­ную, не­с­клад­ную фи­гу­ру, не­ря­ш­ли­вый вид. Он по жиз­ни был по­фи­гист. На­ро­чи­то не­бреж­но оде­вал­ся и, как мне ка­жет­ся, на­ро­чи­то не­бреж­но го­во­рил... «П-п-п-п-п» – слы­шу я… Пы­та­юсь му­чи­тель­но по­нять… по­том по­сле дол­гой па­у­зы от­ва­жи­ва­юсь пе­ре­спро­сить – «Что?». Еро­хин неж­но крас­не­ет.

Я, ко­неч­но, все­гда счи­тал се­бя са­мым вы­да­ю­щим­ся ли­те­ра­то­ром, кри­ти­ком и по­этом, но од­наж­ды, по­зна­ко­мив­шись с тек­с­та­ми Еро­хи­на (а пе­ча­та­лись мы ча­с­то на од­ной по­ло­се), при­знал его не­о­спо­ри­мое пре­вос­ход­ст­во. Пи­сал он при­мер­но так же, как го­во­рил, – по­нять бы­ло труд­но. Но это при­тя­ги­ва­ло, маг­не­ти­зи­ро­ва­ло, по­том эле­к­т­ри­зо­ва­ло. Ни­как нель­зя ска­зать, что у не­го был хо­ро­ший слог. Это бы­ло не­что из ря­да вон вы­хо­дя­щее. Ви­тий­ст­во. Вол­шеб­ст­во… Его тек­с­ты я до сих пор тай­но пе­ре­чи­ты­ваю. Они ни­сколь­ко не ус­та­ре­ли. По су­ти, это не га­зет­ные ста­тьи, а ли­те­ра­тур­ные ми­ни­а­тюр­ки. В ос­нов­ном он пи­сал ре­цен­зии на кни­ги, те­ле­ви­зи­он­ные пе­ре­да­чи, по­том стал спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся толь­ко на ки­но. Как ки­но­кри­тик он, соб­ст­вен­но, и стал из­ве­с­тен. В 1992 го­ду по­лу­чил пре­мию «Зо­ло­той овен» – «За изя­ще­ст­во сти­ля и иро­нич­ное от­но­ше­ние к ки­но­дей­ст­ви­тель­но­с­ти». По­том – не­сколь­ко пре­мий жур­на­ла «Со­вет­ский эк­ран» и да­же во­шёл по­сле сво­ей ко­рот­кой жиз­ни в эн­цик­ло­пе­дию ки­но.

Он не лю­бил пи­сать мно­го. Ему впол­не хва­та­ло двух-трёх стра­ни­чек, что­бы вы­ра­зить всё, что он ду­ма­ет. Обыч­но чи­та­ешь его ста­тью и чув­ст­ву­ешь се­бя пол­ным иди­о­том и кре­ти­ном, – ни­че­го не по­ни­ма­ешь. И толь­ко в по­след­ней фра­зе всё вста­ёт на свои ме­с­та и об­ре­та­ет кри­с­таль­ную яс­ность и цель­ность.

Он оли­це­тво­рял иро­ни­че­с­кий стиль пост­мо­дер­низ­ма. Ко­рот­кий пе­ри­од, вы­сме­и­ва­ния иде­а­лов ком­му­ни­с­ти­че­с­кой эпо­хи. 1 сен­тя­б­ря 2000 го­да он вы­бро­сил­ся вниз го­ло­вой из ок­на сво­ей хо­ло­с­тяц­кой квар­тир­ки. Ему толь­ко ис­пол­ни­лось 46 лет.


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования