Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 22.05.2009

Что зависть делает с людьми

СКАН­ДАЛ


       Только что в редакцию пришло очередное письмо от Андрея Тарханова. Как к нему относиться, мы уже и не знаем. И вообще, надо ли отвечать на грубость и хамство? Видимо, всё-таки надо. Иначе хамство может продолжаться до бесконечности.

Напомним, кто такой Андрей Тарханов. Это поэт. На наш взгляд, иногда он пишет хорошие стихи, иногда сочиняет из рук вон плохо. Тем не менее мы регулярно его печатаем. Довольно-таки часто мы печатаем и отклики на его книги (а издаётся он, по нынешним временам, даже чересчур много). При этом почти все рецензии носили чуть ли не восторженный характер. Крайне отрицательный отзыв, если не ошибаемся, был всего лишь один – это рецензия Маши Гусевой, опубликованная в конце 2007 года.

Но Гусевой возражать никто не смог, настолько убедительны оказались её доводы.

А что же Тарханов? Он то весь в благодарностях к редакции рассыпается, то шлёт гневные отповеди. Всё бы ничего. Понятно, что поэты – народ эмоциональный, несдержанный. Но зачем же свои обиды переводить не просто на хамский уровень, а в прямые оскорбления? Причём своё зло Тарханов срывает не только на нашей редакции, но заодно и на других своих коллегах по цеху. Неужели человеком движет какая-то мелкая зависть?

В общем, что делать, как реагировать на выпады Тарханова, мы не знаем. Единственное, –  раз человек требует, публикуем часть его посланий.

 


Из об­ра­ще­ния к глав­но­му ре­дак­то­ру «ЛР»

 

Здрав­ст­вуй, Вя­че­слав!

Я не стал бы об­ра­щать вни­ма­ние на бес­такт­ность и не­ум­ную яз­ви­тель­ность, ко­то­ры­ми гре­шит «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», но сло­во «нац­мень­шинств», по­дан­ное в со­от­вет­ст­ву­ю­щем кон­тек­с­те, воз­му­ти­ло*. Во­об­ще-то вы в дан­ном слу­чае по­сту­пи­ли ге­ни­аль­но (это сло­во не схо­дит со стра­ниц «Лит. Рос­сии», так что я по­ды­г­раю вам), дав за­каз на ре­мар­ку жен­щи­не. Ибо толь­ко у жен­щин – в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни – име­ет­ся, об­раз­но го­во­ря, яд, в клет­ках моз­га, рож­да­ю­щий­ся от по­терь ин­тим­но­го свой­ст­ва.

Итак, вы в ре­дак­ции, так сле­ду­ет по­ни­мать, воз­му­ти­лись вме­с­те с ва­шей Оль­гой Рыч­ко­вой дер­зо­с­ти ав­то­ров из нац­мень­шинств. Как они сме­ют хва­лить друг дру­га?! Это поз­во­ле­но толь­ко ге­ни­ям из ок­ру­же­ния «Лит. Рос­сии». А по­этам из нац­мень­шинств, из про­вин­ций, на­до по­мал­ки­вать и ра­бо­леп­но взи­рать на мос­ков­ских гос­под-ли­те­ра­то­ров ти­па Рыч­ко­вой. Не бу­дет это­го ни­ког­да, Вя­че­слав! Пря­мо ска­жу: ес­ли бы не эти нац­мень­шин­ст­ва, имею в ви­ду на­ро­ды, то Рос­сии дав­но уже не бы­ло бы как го­су­дар­ст­ва.

Я сно­ва го­во­рю: что­бы су­дить о дру­гих – на­до на это иметь лич­но­ст­ное пра­вой и об­ще­ст­вен­ное пра­во как за­слу­жен­но­го че­ло­ве­ка. Без это­го пра­ва по­лу­ча­ют­ся дей­ст­вия анар­хо-ре­во­лю­ци­он­но­го по­ряд­ка и свой­ст­ва, как у Мах­но, чем сей­час и сла­вят­ся мос­ков­ские про­сто­ры.

Нет куль­ту­ры ду­ши, Вя­че­слав, у тво­ей бра­тии по­ряд­ка Рыч­ко­вой. Нет её, этой бо­го­спа­си­тель­ной куль­ту­ры, и у чи­нов­ни­ков вла­с­ти. Вот она – глав­ная при­чи­на всех ми­нув­ших, ны­неш­них и гря­ду­щих рос­сий­ских бед. Же­лаю здо­ро­вья и об­ду­ман­ных тво­ре­ний!

 

С дру­же­с­ким при­ве­том:

Ан­д­рей Тар­ха­нов

14 фе­в­ра­ля 2007 го­да

 


* 9 фе­в­ра­ля 2007 го­да на­ша га­зе­та опуб­ли­ко­ва­ла три ре­цен­зии Оль­ги Рыч­ко­вой, в ко­то­рых она очень так­тич­но про­ана­ли­зи­ро­ва­ла «Ан­то­ло­гию ли­те­ра­ту­ры фин­но-угор­ских на­ро­дов», сбор­ник лез­гин­ско­го пи­са­те­ля А.Кар­да­ша «Меж вос­хо­дом и за­ка­том» и кни­гу уд­мур­та В. Ар-Сер­ги «Ан­д­рей Тар­ха­нов – по­эт зем­ли Югор­ской». Сло­во «нац­мень­шин­ст­во» бы­ло упо­треб­ле­но в за­мет­ке об ан­то­ло­гии и ни­ка­ких ос­кор­би­тель­ных на­мё­ков у Рыч­ко­вой и в по­ми­не не со­дер­жа­лось. За­то Рыч­ко­ва поз­во­ли­ла по­ёр­ни­чать по по­во­ду кни­ги Ар-Сер­ги, ко­то­рую она вос­при­ня­ла как «па­рад­ное изо­б­ра­же­ние ан­тич­но­го ге­роя без стра­ха и уп­рё­ка», не уви­дев в Тар­ха­но­ве боль­шо­го та­лан­та. Ви­ди­мо, вот это-то Тар­ха­нов и не смог Рыч­ко­вой про­стить. – Прим. ред.


 

Ког­да пре­да­ём тра­ди­ции

 

Есть у «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» ру­б­ри­ка «У нас бы­ла ве­ли­кая ли­те­ра­ту­ра». Она вклю­ча­ет в се­бя все зна­чи­тель­ные име­на пи­са­те­лей со­вет­ско­го вре­ме­ни, все ин­те­рес­ные яв­ле­ния и ме­ро­при­я­тия все­со­юз­но­го зна­че­ния, а глав­ное – удив­ля­ю­щие весь пи­шу­щий мир – за­ме­ча­тель­ные сво­им бла­го­род­ст­вом, но­виз­ной, глу­бин­ным по­ни­ма­ни­ем жиз­ни, тра­ди­ции.

Эта ру­б­ри­ка не­по­сред­ст­вен­но ка­са­ет­ся и твор­че­ст­ва тю­мен­ских по­этов, про­за­и­ков, дра­ма­тур­гов и пуб­ли­ци­с­тов. Ибо име­на пи­са­те­лей-тю­мен­цев в то вре­мя бы­ли на звон­ком слу­ху ре­с­пуб­лик СССР. Ро­ма­ны Кон­стан­ти­на Ла­гу­но­ва, пье­сы Зо­та То­бол­ки­на, ска­зы Мар­га­ри­ты Ани­сим­ко­вой, сти­хи Ни­ко­лая Де­ни­со­ва, рас­ска­зы Ген­на­дия Са­зо­но­ва, очер­ки Ев­ге­ния Ана­нье­ва, про­из­ве­де­ния на­ци­о­наль­ных пи­са­те­лей об­ла­с­ти зна­ли в го­ро­дах и ве­сях Дер­жа­вы.

В пе­ри­од Пе­ре­ст­рой­ки Тю­мен­ская пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция по­нес­ла свой пер­вый ко­ли­че­ст­вен­ный и ду­хов­ный урон – Хан­ты-Ман­сийск и Са­ле­хард об­ра­зо­ва­ли Уг­ро-Ямаль­скую ор­га­ни­за­цию. И на­ча­лось... Труд­но вы­ра­зить сло­ва­ми по­ступ­ки не­ко­то­рых ли­те­ра­то­ров, ко­то­рые в уго­ду анар­хо-де­мо­кра­ти­че­с­кой вла­с­ти вме­с­то твор­че­ст­ва за­ня­лись ком­мер­че­с­ким ша­баш­ни­че­ст­вом. Со­здав в Тю­ме­ни пи­са­тель­скую ас­со­ци­а­цию, они на день­ги сво­их кол­лег – вме­с­то из­да­ния книг – ста­ли за­ку­пать се­бе ко­жа­ные крес­ла, стро­ить да­чи...

А на Яма­ле твор­че­с­кие лю­ди ре­ши­ли от­речь­ся от всех со­ю­зов – мол, жить луч­ше раз­дель­но, по­оди­ноч­ке и – рас­пах­ну­ли две­ри тра­ге­дии, пре­дав Пуш­кин­скую тра­ди­цию ду­хов­но­го то­ва­ри­ще­ст­ва, бе­ре­же­ния друг дру­га. За­бы­тые, оди­но­кие, уш­ли из жиз­ни за­ме­ча­тель­ные по­эты Юрий Ба­с­ков, Про­ко­пий Сал­ты­ков, Ми­куль Шуль­гин, про­за­ик Юрий Афа­на­сь­ев. А сколь­ко мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров за­те­ря­лось там на­всег­да в ве­т­ро­вых про­сто­рах жиз­ни от рас­те­рян­но­с­ти и без­ве­рья?!.

Ос­та­лись у раз­би­то­го ко­ры­та, об­раз­но го­во­ря, и са­ми тю­мен­цы. В своё вре­мя го­род­ские вла­с­ти вы­де­ли­ли пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции со­лид­ные день­ги на ре­с­та­в­ра­цию, на ре­монт дву­хэ­таж­но­го де­ре­вян­но­го до­ма по ули­це Оси­пен­ко в ук­ром­ном ме­с­те и не­да­ле­ко от цен­т­ра. Лю­бо­пыт­но бы­ло зай­ти в этот ста­рин­ный ку­пе­че­с­кий дом из кон­до­вых брё­вен с кра­ше­ны­ми ши­ро­ки­ми по­ло­ви­ца­ми. Че­ты­ре ком­на­ты на вто­ром эта­же, три – на пер­вом. Теп­ло, уют­но. Рас­ки­ди­с­тая яб­ло­ня под ок­на­ми в зе­лё­ной ог­ра­де. Жи­ви да ра­дуй­ся. Как же рас­по­ря­ди­лись но­вые хо­зя­е­ва сво­им бо­гат­ст­вом?

Сда­вая вна­ём ком­на­ту за ком­на­той пред­при­ни­ма­те­лям, быв­ший от­вет­се­кре­тарь ор­га­ни­за­ции Сер­гей Шум­ский про­фу­кал всё, что мож­но бы­ло, и в кон­це-кон­цов сбе­жал от дол­гов на­ло­го­вой ин­спек­ции и про­чих служб, ос­та­вив за­пи­с­ку: «Ре­бя­та, уч­ти­те – я до­б­ро­воль­но по­ки­нул свой слу­жеб­ный пост».

Я упу­щу но­вые по­зор­ные мо­мен­ты, ког­да по ви­не са­мих же пи­са­те­лей дом пол­но­стью пе­ре­шёл в чу­жие ру­ки. И пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция на вре­мя пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние. Мы, се­ве­ря­не, уже по­ста­ви­ли на ней крест. Од­на­ко при­шли ве­с­ти, что тю­мен­ский по­эт Ни­ко­лай Де­ни­сов ре­шил воз­ро­дить ор­га­ни­за­цию. С боль­шим тру­дом он бук­валь­но от­во­е­вал ком­на­ту в быв­шем пи­са­тель­ском до­ме. На пер­вых по­рах обу­с­т­ра­и­ва­ет­ся, за­креп­ля­ет­ся, скли­ка­ет под своё хруп­кое кры­ло всех, кто же­ла­ет ве­рить ему.

В об­раз­ном пла­не ор­га­ни­за­ция на­по­ми­на­ет сей­час раз­би­тый ко­рабль, по ви­не ни­ку­дыш­но­го ка­пи­та­на и не­за­дач­ли­вой ко­ман­ды, – на­ско­чив­ший на жи­тей­ские ри­фы. Ко­рабль раз­ва­лил­ся. На со­зда­ние но­во­го суд­на нуж­ны день­ги. Их нет, и дол­го не бу­дет. Да и ве­те­ра­ны в чис­ле трёх, ос­тав­ших­ся по­сле кру­ше­ния, пе­чаль­но мах­ну­ли ру­кой. Они не ве­рят в су­е­ту но­вых лю­дей. Они жи­вут ми­нув­ши­ми дня­ми, где бы­ли за­слу­жен­ные из­ве­ст­ность и по­чёт.

Не про­цве­та­ет и ок­руж­ная Хан­ты-Ман­сий­ская пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция. Ес­ли я ска­жу – бед­ст­ву­ет, то сле­ду­ет ожи­дать удив­лён­ных и воз­му­щён­ных звон­ков и пи­сем в пер­вую оче­редь из Моск­вы. Имен­но в ли­те­ра­тур­ной пе­ча­ти сто­ли­цы до сей по­ры го­во­рит­ся, что пи­са­те­ли в Хан­ты-Ман­сий­ске жи­вут при­пе­ва­ю­чи. Да, есть у нас свой Дом, ка­мен­ный, трё­хэ­таж­ный, у ке­д­ра­ча – как на кар­тин­ке. Дом, по­лу­чен­ный в на­след­ст­во от Уг­ро-Ямаль­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции. Нa этом бла­го­по­лу­чие за­кан­чи­ва­ет­ся. Дом не ра­бо­та­ет. Дом пу­с­ту­ет. Нет шта­та по из­ве­ст­ной при­чи­не: об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции не фи­нан­си­ру­ют­ся фе­де­раль­ной вла­с­тью.

Здесь уме­ст­но и не­об­хо­ди­мо за­явить сле­ду­ю­щее. Пи­са­тель­ские со­об­ще­ст­ва все­гда име­но­ва­лись в Рос­сии твор­че­с­ки­ми, или об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ки­ми, как, на­при­мер, Уг­ро-Ямаль­ская. Но ни­ког­да – про­сто об­ще­ст­вен­ны­ми. По­след­нее по­ня­тие креп­ко при­ле­пи­ли нам ус­т­ро­и­те­ли но­во­го по­ряд­ка. Им очень хо­чет­ся в зло­рад­ной по­те­хе урав­нять не­со­вме­с­ти­мое: пи­са­те­лей с об­ще­ст­ва­ми лю­би­те­лей пи­ва, по­кро­ви­те­лей ино­ст­ран­ных ту­ри­с­тов с груп­пой лю­би­те­лей на­ли­мь­ей пе­че­ни, так­же име­ну­е­мой об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ци­ей.

Об­ра­тим­ся к та­ким тре­вож­ным фак­там. Сей­час в Рос­сии – ты­ся­чи ис­кус­ст­вен­но со­здан­ных об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций. Всем из­ве­ст­но, что боль­шин­ст­во из них ро­ди­лось по во­ле США и за­пад­ных стран, ко­то­рые фи­нан­си­ру­ют свои де­ти­ща. Бла­го­де­те­ля­ми вы­сту­па­ют по­рой их раз­ве­ды­ва­тель­ные ор­га­ны. Так что на­до по­мнить: у этих об­ще­ст­вен­ни­ков свои не­до­б­рые це­ли и за­да­чи в от­но­ше­нии Рос­сии. И мы, пи­са­те­ли, ни­ког­да не бу­дем с ни­ми в од­ной ком­па­нии.

Пи­са­те­лей умы­ш­лен­но по­ста­ви­ли в ту­пи­ко­вую си­ту­а­цию: пусть, мол, пур­ха­ют­ся в жи­тей­ских и твор­че­с­ких про­бле­мах. И чем доль­ше – тем луч­ше: энер­гия на го­су­дар­ст­вен­ные де­ла ис­сяк­нет. А то, не­ро­вён час, объ­я­вят свои ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ки­ми да объ­е­ди­нят­ся – хло­пот тог­да не обе­рёшь­ся с ни­ми. Пусть жи­вут в ма­я­те. Счи­таю, что при­мер­но так ду­ма­ют о пи­са­те­лях в ны­неш­ней си­ту­а­ции вер­хов­ные вла­с­ти.

Вер­нём­ся в Хан­ты-Ман­сий­ский дом. На тре­ть­ем эта­же оди­но­ко си­дит в ка­би­не­те от­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Ко­ня­ев Н.И. Он пи­шет и пи­шет офи­ци­аль­ные пись­ма, вы­клян­чи­вая день­ги. У не­го свой стиль ра­бо­ты – ам­бар­ный: со­чи­нять де­ло­вые бу­ма­ги в от­ре­шён­ном от ми­ра со­сто­я­нии. Жи­во­го раз­го­во­ра с на­чаль­ст­вом не при­зна­ёт, из­бе­га­ет. А мо­жет, ро­бе­ет. А здесь, на­еди­не, он – ко­ми­че­с­кий ак­тёр, чи­нов­ник и про­сто че­ло­век, ти­хий, за­мк­ну­тый, оза­бо­чен­ный. Оши­бок на сво­ём по­сту у не­го не­ма­ло. Но са­мая глав­ная не­про­сти­тель­ная из них – ког­да он, при­няв пи­са­тель­скую долж­ность, по­слу­шал сво­их шум­ли­вых и бе­за­ла­бер­ных друж­ков из чис­ла ли­те­ра­то­ров и лик­ви­ди­ро­вал Фонд по­мо­щи пи­са­те­лям. Это ре­ше­ние бы­ло рав­но­силь­но пре­да­тель­ст­ву ор­га­ни­за­ции, ко­то­рую он воз­гла­вил. Ор­га­ни­за­ция ос­та­лась без де­нег. На­сту­пи­ло ни­щен­ское про­зя­ба­нье. Бы­ли дни, ког­да не на что бы­ло ку­пить руч­ки и бу­ма­гу.

Этот Фонд мы со­зда­ли с про­за­и­ком Ни­ко­ла­ем Смир­но­вым из Ниж­не­вар­тов­ска, ког­да я ру­ко­во­дил Уг­ро-Ямаль­ской ор­га­ни­за­ци­ей. Дей­ст­во­ва­ли мы про­ду­ман­но и вдох­но­вен­но. Три дня со­чи­ня­ли пись­мо-об­ра­ще­ние к ве­ду­щим на­чаль­ни­кам ге­о­ло­гов, неф­тя­ни­ков, га­зо­ви­ков, стро­и­те­лей. Лич­но встре­ча­лись с ни­ми, объ­яс­ни­ли на дру­же­с­кой но­те, чем бу­дем за­ни­мать­ся и ра­ди ко­го. Нам по­ве­ри­ли. По­сле оформ­ле­ния со­от­вет­ст­ву­ю­щих до­ку­мен­тов в бан­ке от­кры­ли счёт. И день­ги по­ш­ли. Вско­ре ор­га­ни­за­ция ста­ла бо­га­той. Мы из­да­ва­ли кни­ги на­ших пи­са­те­лей. Вы­да­ва­ли пен­си­о­не­рам до­пол­ни­тель­ное по­со­бие. По твор­че­с­ким ко­ман­ди­ров­кам чле­ны ор­га­ни­за­ции мог­ли в пре­де­лах стра­ны ехать хоть ку­да. В это вре­мя и ро­ди­лись в сто­ли­це ста­тьи о на­шей кра­си­вой жиз­ни. И хо­тя те­перь де­ла пе­чаль­ные, ос­та­ёт­ся ле­ген­да.

На од­ном из пи­са­тель­ских со­бра­ний я ус­лы­шал сло­ва, об­ра­щён­ные к Ко­ня­е­ву кем-то из гос­тей: «Да не пе­ре­жи­вай ты, Ни­ко­лай Ива­но­вич. День­ги всё рав­но бу­дут. Гу­бер­на­тор не ос­та­вит вас в бе­де».

Фи­ли­пен­ко А.В. не ос­та­вил нас на рас­пу­тье. По­мог. Но ка­ко­вы мы, пи­са­те­ли, са­ми?! К со­жа­ле­нию, нет су­дьи, ко­то­рый бы на­ка­зал нас за не­ле­пей­шие ошиб­ки на от­вет­ст­вен­ных по­во­ро­тах жи­тей­ско­го пу­ти. Пусть каж­дый осу­дит сам се­бя, ес­ли у не­го ос­та­лась со­весть.

 

Ан­д­рей ТАР­ХА­НОВ,

ман­сий­ский по­эт,

член Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии

 

20 фе­в­ра­ля 2008 го­да


 

Из пись­ма к глав­но­му ре­дак­то­ру «ЛР»

 

Ну и вре­меч­ко вы­па­ло нам! Лю­ди бук­валь­но на гла­зах ди­ча­ют. Вот и наш Н. за­нял­ся ма­х­ро­вой кле­ве­той на ме­ня, на Н.Смир­но­ва, на всех, кто де­ла­ет ему за­ме­ча­ние. «Пре­мию не дам! Из Со­ю­за вы­го­ню! С ле­ст­ни­цы кри­ти­ка­нов спу­с­кать бу­ду!» – вот его бо­га­тый сло­вес­ный слу­жеб­ный ма­те­ри­ал. Хо­тя что с не­го взять?! Ли­тин­сти­тут он за­кон­чил за­оч­но. Пил до та­кой сте­пе­ни, что да­же сре­ди за­оч­ни­ков ока­зал­ся чем­пи­о­ном. Дваж­ды его хо­те­ли вы­дво­рить. Но спас­ло за­ступ­ни­че­ст­во Ана­то­лия При­став­ки­на, яро­го де­мо­кра­та, у ко­то­ро­го Н. был в се­ми­на­ре. Триж­ды, оту­пев от пьян­ки, хо­тел по­кон­чить с со­бой. По­след­ний раз его спас­ли я и Вик­тор Ива­нов, с ко­то­рым я учил­ся на ВЛК. Уве­ли Н. к на­ше­му вах­тё­ру Ефи­му Ефи­мо­ви­чу, ко­то­рый жил ря­дом с об­ще­жи­ти­ем. Я дал день­ги вах­тё­ру, что­бы он при­вёл в чув­ст­во бу­ль­о­на­ми зем­ля­ка. Так Н. ос­тал­ся жи­вым. Из­ле­чил­ся от пьян­ки и вер­нул­ся в наш град с бо­лез­нен­ным же­ла­нь­ем от­ли­чить­ся по ли­те­ра­тур­ной и слу­жеб­ной ча­с­ти, при­няв к дей­ст­вию во­ин­ст­вен­ные и лу­ка­вые со­ве­ты При­став­ки­на. А глав­ный со­вет де­мо­кра­та был та­ков: все сред­ст­ва хо­ро­ши для до­сти­же­ния це­ли. А кле­ве­та, как из­ве­ст­но, – лю­би­мое ору­жие де­мо­кра­тов. Так что Н. на вер­ном де­мо­кра­ти­че­с­ком пу­ти.

Про­сти­те за от­вле­чён­ность. Но этот мой по­рыв был не­об­хо­дим для яс­но­с­ти. Вы же – па­т­ри­о­ты на­ше­го края. Так мы счи­та­ем от ду­ши.

Я сно­ва вы­сы­лаю под­бор­ку но­вых сти­хов. Два сти­хо­тво­ре­ния из преж­ней под­бор­ки я ос­та­вил. Это «Име­на» и «В пу­ти»**. Это прин­ци­пи­аль­но до­ро­гие для ме­ня сти­хи. Тво­их но­вых мо­ло­дых кол­лег, ви­ди­мо, сму­ща­ет про­сто­та мо­е­го сло­га. Но к этой про­сто­те я шёл 45 лет. Я вни­ма­тель­но сле­жу за все­ми но­вы­ми по­эта­ми. Яр­ких на­хо­док я не ви­жу. Но от­лич­ные сти­хи есть. Об­ра­зы при­ро­ды у ме­ня все­гда бы­ли свои, не­по­вто­ри­мые. И я че­ст­но за­яв­ляю: свою при­ро­ду я знаю луч­ше всех дру­гих по­этов. И при­ро­ду то­го края, где я по­бы­вал, я от­кры­ваю по-сво­е­му. Лю­ди лю­бят мою по­эзию и это – глав­ное! Я на­де­юсь, что на сей раз вы да­ди­те до­ро­гу мо­им сти­хам.

Же­лаю здо­ро­вья и вдох­но­ве­нья.

 

С ду­шев­ным при­ве­том:

Ан­д­рей Тар­ха­нов

18 фе­в­ра­ля 2009 г.

 


**Оба эти сти­хо­тво­ре­ния во­шли в боль­шую под­бор­ку А.Тар­ха­но­ва «Си­я­ют пи­ки лун­ных гор», ко­то­рая и по­яви­лась в «ЛР» 24 ап­ре­ля с.г. – Прим. ред.

 


 

Из пись­ма к глав­но­му ре­дак­то­ру «ЛР»

 

Не мо­гу не вы­ска­зать сво­е­го от­но­ше­ния к по­след­ним де­лам «ЛР».

Пе­чаль­но кон­ста­ти­ро­вать, но га­зе­ту ты за по­след­нее вре­мя опо­ш­лил. В та­кие па­ко­ст­ные пе­ре­дел­кин­ские дряз­ги вверг ты га­зе­ту, что не пой­мёшь уже, кто ка­кие по­сты за­ни­ма­ет, ка­кие бы­ли су­деб­ные ре­ше­ния, и во­об­ще – ка­кая-то без­нрав­ст­вен­ная пре­ступ­ная ка­ру­сель. Ес­ли ты тол­ком не зна­ешь, что про­ис­хо­дит, то за­чем сво­их чи­та­те­лей про­во­ци­ру­ешь на до­мыс­лы, слу­хи и т.д. В ито­ге по тво­е­му лег­ко­мыс­лию, а глав­ное – уго­дить всем со­ро­кам и во­ро­нам, га­зе­те от­во­дит­ся роль про­во­ка­то­ра. Так по­лу­ча­ет­ся с объ­ек­тив­ной сто­ро­ны. Это не толь­ко моё мне­ние, а мно­гих пи­са­те­лей по Рос­сии. Я имею свя­зи. Ты уже дав­но взял на се­бя роль ми­ро­во­го су­дьи. Не под си­лу она те­бе. Вот и огор­ча­ешь нас в оче­ред­ной раз.

Вы­зы­ва­ет удив­ле­ние твоё по­сто­ян­ное, на­вяз­чи­вое вос­хва­ле­ние так на­зы­ва­е­мых пи­са­те­лей из чис­ла ев­ре­ев. Ты их вы­ка­пы­ва­ешь и вы­ка­пы­ва­ешь из ли­те­ра­тур­ных ар­хи­вов, слов­но гро­бо­вых дел ма­с­тер. То от­да­ёшь вид­ные по­ло­сы ма­тер­щин­ни­ку и гра­фо­ма­ну Алеш­ков­ско­му, слов­но бро­сая вы­зов чи­та­ю­щей пуб­ли­ке: а что хо­чу, мол, то и де­лаю. По­том пре­по­дал То­по­ро­ва, сво­е­го ро­да не­с­клад­но­го учи­те­ля. Ну и учись у не­го. А мы-то при чём?!

Те­перь вы­та­щил Га­ли­ча. Этот твой Га­лич обе­гал всех име­ни­тых ев­ре­ев за со­ве­та­ми. У них так по­ла­га­ет­ся. На­до же на­би­рать­ся уму-ра­зу­му, ес­ли сво­е­го нет. Это у них, ев­ре­ев, так по­ла­га­ет­ся. А рус­ские, боль­шие, ис­тин­ные пи­са­те­ли, тво­рят по­оди­ноч­ке. Не го­во­ря уже о се­ве­ря­нах. Те пи­шут за­крыв­шись и ог­ля­ды­ва­ясь на дверь, – а вдруг его мыс­ли под­слу­ша­ет злой дух. Как это пре­крас­но по срав­не­нию с тво­и­ми со­чи­ни­те­ля­ми!

Лад­но, Бог те­бя про­стит, му­чи­тель и вер­хо­гляд пе­ра! Не оби­жай­ся. Ни­кто, кро­ме ме­ня, прав­ды те­бе не ска­жет. Же­лаю те­бе пра­вед­ных мыс­лей!

Я за те­бя бо­лею, дру­же­с­ки пе­ре­жи­ваю.

 

Все­го до­б­ро­го! Дру­же­с­ки –

Ан­д­рей Тар­ха­нов

 

24 ап­ре­ля 2009 го­да



На­до ли эти по­сла­ния
ком­мен­ти­ро­вать?





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования