Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 22.05.2009

Баллада о луне

Рис. Андрея Набокова
Рис. Андрея Набокова

О при­ст­ра­с­тии Бул­га­ко­ва к до­сто­вер­но­с­ти и точ­но­с­ти сло­жи­лись ле­ген­ды, а его ли­те­ра­тур­ные фан­та­с­ма­го­рии, как ни па­ра­док­саль­но, по­тря­са­ют ре­а­ли­с­тич­но­с­тью. Это плод не толь­ко та­лан­та, но и боль­шо­го тру­да. Биб­ли­о­те­ка Бул­га­ко­ва изо­би­ло­ва­ла ис­то­ри­че­с­кой и спра­воч­ной ли­те­ра­ту­рой, ге­о­гра­фи­че­с­ки­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

Текст «Ма­с­те­ра и Мар­га­ри­ты» скла­ды­вал­ся дол­го. В ру­ко­пи­сях кон­ца 1920-х го­дов мы ви­дим под­го­то­ви­тель­ные ма­те­ри­а­лы ско­рее кон­цеп­ту­аль­но­го свой­ст­ва. В по­след­них ре­дак­ци­ях к кон­цу 1930-х про­ис­хо­дит шли­фов­ка де­та­лей, и здесь об­ра­ща­ют на се­бя вни­ма­ние не­о­жи­дан­ные и за­ни­ма­тель­ные осо­бен­но­с­ти.

В ро­ма­не «Ма­с­тер и Мар­га­ри­та» весь­ма зна­чим об­раз и сим­вол Лу­ны. Не за­тра­ги­вая в дан­ной ста­тье ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных ас­пек­тов, от­ме­тим, что ещё в 1933 го­ду на по­лях чер­но­ви­ков тре­ть­ей ре­дак­ции ро­ма­на Бул­га­ков де­ла­ет за­пись: «Лу­на! Про­ве­рить Лу­ну!». Что-то уже тог­да на­сто­ро­жи­ло ав­то­ра. На­сто­ро­жи­ло и не да­ва­ло по­коя не­сколь­ко лет, по­сколь­ку лишь в 1937-м Бул­га­ков на­чал ос­но­ва­тель­но раз­би­рать­ся с Лу­ной.

Ме­ня, как чи­та­те­ля, Лу­на то­же на­сто­ро­жи­ла сра­зу. Ещё в на­ча­ле ро­ма­на мы чи­та­ем:

«Не­бо над Моск­вой как бы вы­цве­ло, и со­вер­шен­но от­чет­ли­во бы­ла вид­на в вы­со­те пол­ная лу­на, но ещё не зо­ло­тая, а бе­лая».

Да­лее Лу­на всё боль­ше жел­те­ет:

«На Брон­ной уже за­жг­лись фо­на­ри, а над Па­т­ри­ар­ши­ми све­ти­ла зо­ло­тая лу­на…»

«Те­перь она, цель­ная, в на­ча­ле ве­че­ра бе­лая, а за­тем зо­ло­тая…»

Как так? Все же зна­ют, что сна­ча­ла на вос­хо­де Лу­на жёл­тая, а по ме­ре вос­хож­де­ния ста­но­вит­ся бе­лой (кста­ти, к Солн­цу это то­же от­но­сит­ся). Ска­зы­ва­ет­ся вли­я­ние ниж­них за­гряз­нён­ных сло­ёв ат­мо­сфе­ры. А что же Бул­га­ков?

25 ию­ня 1937 го­да Е.С. Бул­га­ко­ва за­пи­са­ла в днев­ни­ке: «М.А. ча­с­то ухо­дил к се­бе в ком­на­ту, на­блю­дал лу­ну в би­нокль – для ро­ма­на. Сей­час – пол­но­лу­ние».

Не за­ме­ча­е­те вто­рой стран­но­с­ти? Бул­га­ков на­блю­дал Лу­ну В БИ­НОКЛЬ! За­чем? Ес­ли, как пи­шет Еле­на Сер­ге­ев­на, для ро­ма­на, то би­нокль тут не по­мощ­ник, а по­ме­ха – нуж­на ведь ре­аль­ная кар­ти­на.

Те­перь оп­ре­де­лим, что же ав­тор «Ма­с­те­ра и Мар­га­ри­ты» уви­дел. Это лег­ко вы­яс­нить по ас­тро­но­ми­че­с­ким ка­лен­да­рям. Уч­тём при этом, что ок­на бул­га­ков­ской квар­ти­ры в На­що­кин­ском пе­ре­ул­ке вы­хо­ди­ли на Вос­ток и на За­пад, а ок­но ком­на­ты Бул­га­ко­ва – на За­пад, в сто­ро­ну Боль­шо­го Афа­на­сь­ев­ско­го пе­ре­ул­ка.

Во-пер­вых, от­ме­тим, что это бы­ло уже не пол­но­лу­ние. Оно ми­но­ва­ло дву­мя дня­ми ра­нее. Во-вто­рых, из ком­на­ты Бул­га­ко­ва Лу­на вид­на не бы­ла, так как рас­по­ла­га­лась над Моск­вой-ре­кой на юго-вос­то­ке, с дру­гой сто­ро­ны до­ма. Так что ли­бо Бул­га­ков ухо­дил не к се­бе в ком­на­ту, ли­бо ухо­дил не на­блю­дать, а пе­ре­дох­нуть от си­дев­ше­го у не­го ин­фор­ма­то­ра ГПУ Жу­хо­виц­ко­го. Око­ло по­лу­но­чи он мог ви­деть Лу­ну низ­ко над го­ри­зон­том (вы­со­та 6,5 гр.). Да­лее Лу­на не­мно­го при­под­ня­лась (до 17 гр.) и по­сле 2 час. 30 мин. на­ча­ла са­дить­ся. В этом на­блю­де­нии важ­но, что, не­смо­т­ря на пол­но­лу­ние, выс­шая точ­ка лун­но­го пу­ти бы­ла очень низ­ко, что обу­слав­ли­ва­ло её жёл­тый от­те­нок.

«Вот всё и вы­яс­ни­лось» – мог­ли бы мы ска­зать сло­ва­ми про­фес­со­ра Стра­вин­ско­го, ес­ли б не тре­тья стран­ность: Бул­га­ков на­блю­дал за Лу­ной ДВА ГО­ДА! Не про­сто смо­т­рел, а фик­си­ро­вал её со­сто­я­ние и да­же де­лал за­ри­сов­ки. Не­уже­ли не до­ста­точ­но бы­ло бы в ве­сен­нее пол­но­лу­ние вый­ти один раз на Па­т­ри­ар­шие и по­смо­т­реть, как там Лу­на хо­дит. До­ста­точ­но. Но Бул­га­ков это­го не сде­лал, а по­шёл дол­гим и до­воль­но стран­ным пу­тём.

По пси­хо­ло­ги­че­с­ко­му ти­пу лич­но­с­ти Бул­га­ков с рож­де­ния имел пред­рас­по­ло­жен­ность к пи­ро­ма­нии. Вле­че­ние к со­зер­ца­нию Лу­ны, лун­но­го си­я­ния, ог­ня – од­на из осо­бен­но­с­тей пси­хи­ки Бул­га­ко­ва. От­сю­да эмо­ци­о­наль­ная си­ла лун­ных эпи­зо­дов бул­га­ков­ско­го ро­ма­на.

«В лун­ном пы­ла­нии рас­тво­ри­лись уле­тев­шие ведь­мы. Ко­с­тёр до­го­рал, и уг­ли за­тя­ги­ва­ло се­дой зо­лой».

«Не­бри­тое ли­цо его дёр­га­лось гри­ма­сой, он су­мас­шед­ше-пуг­ли­во ко­сил­ся на ог­ни све­чей, а лун­ный по­ток ки­пел во­круг не­го».

«…От сту­пе­ней крыль­ца тя­ну­лась к по­сте­ли лун­ная лен­та. И лишь толь­ко про­ку­ра­тор по­те­рял связь с тем, что бы­ло во­круг не­го в дей­ст­ви­тель­но­с­ти, он не­мед­лен­но тро­нул­ся по све­тя­щей­ся до­ро­ге и по­шёл по ней вверх пря­мо к лу­не. Он да­же рас­сме­ял­ся во сне от сча­с­тья, до то­го всё сло­жи­лось пре­крас­но и не­по­вто­ри­мо на про­зрач­ной го­лу­бой до­ро­ге».

Вес­ной 1938 го­да Бул­га­ков про­дол­жа­ет на­блю­дать за Лу­ной и за­пи­сы­ва­ет в те­т­ра­ди:

«Лу­на 10.III.1938 г. без двад­ца­ти один­над­цать ве­че­ра она бы­ла та­ко­ва: (бе­лая) (вид­но из окон, об­ра­щён­ных к Б.Афа­на­сь­ев­ско­му пер.). Вско­ре про­па­ла (об­ла­ка?)».

В этот раз Бул­га­ков на­блю­дал Лу­ну на сни­же­нии, ког­да её цвет дей­ст­ви­тель­но ме­нял­ся от бе­ло­го к зо­ло­то­му.

«Лу­на 29 мар­та 1939 г. око­ло 10 ча­сов ве­че­ра бы­ла на ле­вой ру­ке, вы­со­ко, ес­ли смо­т­реть из окон мо­ей ком­на­ты, в ви­де…» (за­пи­сы­ва­ет Бул­га­ков и де­ла­ет ри­су­нок на­кло­нен­но­го по­лу­ме­ся­ца).

В этот день в 22 ча­са Бул­га­ков сно­ва уви­дел Лу­ну на юго-за­па­де, ле­вее и ни­же, чем год на­зад. Она опять бы­ла в пер­вой чет­вер­ти, то есть рос­ла, и опять уже сни­жа­лась, ме­няя цвет из бе­ло­го в зо­ло­ти­с­тый.

Та­ким об­ра­зом, мы ра­зо­бра­лись, от­ку­да за­блуж­де­ние Бул­га­ко­ва в цве­те Лу­ны. А вот че­го он ни­как не мог по­нять – по­че­му это Лу­на в оди­на­ко­вых фа­зах то спра­ва, то сле­ва, в од­ни пе­ри­о­ды в пол­но­лу­ние низ­ко, а в чет­вер­тях вы­со­ко, в дру­гие пе­ри­о­ды на­обо­рот? Не­лиш­не тут вспом­нить стро­ки из «Бе­лой гвар­дии»:

«Се­рый день, се­рый день, се­рый день, ут кон­се­ку­ти­вум, Кай Юлий Це­зарь, кол по ко­с­мо­гра­фии и веч­ная не­на­висть к ас­тро­но­мии со дня это­го ко­ла».

По­нять за­ко­но­мер­но­с­ти лун­но­го хо­да дей­ст­ви­тель­но не так про­сто. Каж­дый год лет­ние пол­но­лу­ния низ­кие, а зим­ние – вы­со­кие, в ве­сен­нюю пер­вую чет­верть Лу­на хо­дит вы­со­ко, а в по­след­нюю – низ­ко. Вот и ви­сел Бул­га­ков на ок­нах, не по­ни­мая, ког­да и че­го ему ждать от этой об­ман­щи­цы. В кон­це кон­цов он плю­нул и на­пи­сал так, как ему ви­де­лось, так, как тре­бо­ва­ло вол­шеб­ст­во.

Од­на­ко стран­но­с­ти с Лу­ной на этом не кон­ча­ют­ся.

Ро­ман­ные со­бы­тия на­чи­на­лись 1 мая 1929 го­да. В ка­кое вре­мя? Это про­сто.

«…Он ос­та­но­вил свой взор на верх­них эта­жах, ос­ле­пи­тель­но от­ра­жа­ю­щих в стёк­лах из­ло­ман­ное и на­всег­да ухо­дя­щее от Ми­ха­и­ла Алек­сан­д­ро­ви­ча солн­це…»

1 мая Солн­це от­ра­жа­ет­ся в ок­нах верх­них эта­жей с 18 час. 15 мин. до 18 час. 35 мин. Ази­мут Солн­ца при этом 287 гр., вы­со­та 13 гр. За­ме­рив по тек­с­ту вре­мя бе­се­ды Бер­ли­о­за с Без­дом­ным до по­яв­ле­ния Во­лан­да, оп­ре­де­ля­ем, что ли­те­ра­то­ры при­шли на Па­т­ри­ар­шие око­ло 18 ча­сов.

Сле­ду­ю­щая опор­ная точ­ка – вре­мя ги­бе­ли Бер­ли­о­за. Здесь то­же труд­но­с­тей нет.

«По­эт про­вёл ру­кою по ли­цу, как че­ло­век, толь­ко что оч­нув­ший­ся, и уви­дел, что на Па­т­ри­ар­ших ве­чер. <…> Не­бо над Моск­вой как бы вы­цве­ло, и со­вер­шен­но от­чёт­ли­во бы­ла вид­на в вы­со­те пол­ная лу­на, но ещё не зо­ло­тая, а бе­лая».

«…И в на­чи­на­ю­щих­ся су­мер­ках Бер­ли­оз от­чёт­ли­во раз­гля­дел…»

1 мая 1929 го­да Солн­це в Моск­ве се­ло в 20 час. 06 мин. Су­мер­ки ста­но­вят­ся за­мет­ны че­рез 15 ми­нут. Зна­чит, рас­сказ Во­лан­да за­кон­чил­ся око­ло 20 час. 20 мин.

И вот мы сно­ва вер­ну­лись к Лу­не. Бы­ла ли 1 мая 1929 го­да в 20 час. 20 мин. «вид­на в вы­со­те пол­ная лу­на»? Ни­че­го по­доб­но­го. Во-пер­вых, пол­но­лу­ние уже не­де­ля как ми­но­ва­ло (в ночь с 23 на 24 ап­ре­ля). Во-вто­рых, Лу­на в эту ночь над Моск­вой во­об­ще не под­ни­ма­лась. Её вос­ход на­чал­ся лишь под ут­ро.

Од­на­ко да­вай­те уч­тём, что Бул­га­ков ус­т­ро­ил ве­ли­кий бал в ночь с пят­ни­цы на суб­бо­ту и пе­ре­нёс на это вре­мя и пол­но­лу­ние. Тог­да по­лу­чит­ся сле­ду­ю­щая кар­ти­на.

Бер­ли­оз и Без­дом­ный при­шли на Па­т­ри­ар­шие в сре­ду, за двое су­ток до бул­га­ков­ско­го пол­но­лу­ния. Ка­ко­во бы­ло бы по­ло­же­ние Лу­ны? В 20 час. 20 мин., ког­да Во­ланд за­кон­чил свой рас­сказ, Лу­на от ска­мей­ки, где шла бе­се­да, бы­ла бы в на­прав­ле­нии пе­ре­кре­ст­ка Ма­лой Брон­ной и Ко­зи­хин­ско­го пе­ре­ул­ка на вы­со­те все­го 9 гр. над го­ри­зон­том, то есть её всё рав­но не бы­ло бы вид­но за до­ма­ми.

Да­лее раз­го­вор на Па­т­ри­ар­ших про­дол­жа­ет­ся ещё око­ло 15 ми­нут, и в 20 час. 35 мин. Бер­ли­оз уже под трам­ва­ем.

«Ещё раз, и в по­след­ний раз мельк­ну­ла лу­на, но уже раз­ва­ли­ва­ясь на ку­с­ки, и за­тем ста­ло тем­но».

Это то­же не по­лу­ча­ет­ся, по­то­му что за 15 ми­нут Лу­на под­ня­лась бы лишь на 2 гра­ду­са, и её по-преж­не­му не бы­ло бы вид­но за до­ма­ми. По­сколь­ку 1 мая су­мер­ки на ши­ро­те Моск­вы длят­ся 45 ми­нут, бли­жай­ший час вклю­че­ния улич­но­го ос­ве­ще­ния – 21.00, че­рез 25 ми­нут по­сле ги­бе­ли Бер­ли­о­за – про­ме­жу­ток, в ко­то­рый ук­ла­ды­ва­ет­ся при­езд ма­шин «ско­рой по­мо­щи», убор­ка кро­ва­вых луж и раз­го­вор об Ан­нуш­ке.

Та­ким об­ра­зом, дли­тель­ные и тща­тель­ные на­блю­де­ния Бул­га­ко­ва за Лу­ной не объ­яс­ня­ют­ся ре­мар­кой Еле­ны Сер­ге­ев­ны «для ро­ма­на» и ма­ло от­ра­зи­лись на тек­с­те «Ма­с­те­ра и Мар­га­ри­ты». Не бу­дем по­это­му аб­со­лю­ти­зи­ро­вать при­ст­ра­с­тие Бул­га­ко­ва к точ­но­с­ти и до­сто­вер­но­с­ти. В рож­де­нии тек­с­та го­раз­до боль­шую роль иг­ра­ют скры­тые лич­но­ст­ные мо­ти­вы ав­то­ра.


Леонид ПАРШИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования