Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 29.05.2009

Заключительный аккорд

 Го­то­вив­ший­ся в те­че­ние не­сколь­ких лет и из­дан­ный в ИМ­ЛИ в про­шед­шем го­ду сбор­ник «Твор­че­ст­во В.В. Ма­я­ков­ско­го в на­ча­ле XXI ве­ка: Но­вые за­да­чи и пу­ти ис­сле­до­ва­ния» – плод боль­шо­го тру­да им­лий­ских со­труд­ни­ков, учё­ных из дру­гих го­ро­дов, а так­же из за­ру­беж­ных стран – Ита­лии, Фран­ции, США и др. Сбор­ник в оп­ре­де­лён­ном ро­де яв­ля­ет­ся «спут­ни­ком» со­зда­ю­ще­го­ся но­во­го Пол­но­го ака­де­ми­че­с­ко­го со­бра­ния со­чи­не­ний Ма­я­ков­ско­го в девятнадцати томах то­мах, ко­то­рое по срав­не­нию с по­след­ним, вы­шед­шим пол­ве­ка на­зад – в кон­це 1950-х го­дов, ко­неч­но, бу­дет до­пол­не­но и вновь вы­яв­лен­ны­ми тек­с­та­ми Ма­я­ков­ско­го, и не толь­ко в кор­пу­се ос­нов­ных сти­хо­твор­ных, дра­ма­ти­че­с­ких, ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ний, ин­тер­вью и вы­ступ­ле­ний, а так­же рек­лам­ных тек­с­тов, Окон РОС­ТА, при­над­ле­жа­щих пе­ру «луч­ше­го и та­лант­ли­вей­ше­го» со­вет­ско­го по­эта. Нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что, не­смо­т­ря, на ка­за­лось бы, поч­ти ис­чер­пы­ва­ю­щую сте­пень изу­чен­но­с­ти Ма­я­ков­ско­го в те­че­ние поч­ти вось­ми­де­ся­ти лет, про­шед­ших с мо­мен­та его тра­ги­че­с­кой кон­чи­ны, ма­я­ков­ско­ве­де­ние как об­ласть ли­те­ра­тур­ной на­уки не ут­ра­ти­ла сво­е­го зна­че­ния и в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях. И ма­те­ри­а­лы сбор­ни­ка все­це­ло под­тверж­да­ют это.

Не­взи­рая на всю, ка­за­лось бы, «мо­но­лит­ность» фи­гу­ры Ма­я­ков­ско­го, нель­зя не от­ме­тить то­го, что и раз­ные его со­вре­мен­ни­ки ви­де­ли его по-раз­но­му. Так, в не столь из­ве­ст­ных ме­му­а­рах А.Н. Вер­тин­ско­го, так­же вхо­див­ше­го в ком­па­нию фу­ту­ри­с­тов и зна­ко­мо­го Ма­я­ков­ско­го, не очень ему сим­па­ти­зи­ро­вав­ше­го, он пред­ста­ёт за­мк­ну­тым, су­ро­вым, до пре­де­ла над­мен­ным, вы­ра­же­ние ли­ца ко­то­ро­го «с брез­г­ли­во вы­пя­чен­ной ниж­ней гу­бой бы­ло все­гда пре­зри­тель­ным», но сти­хи «бы­ли бес­по­щад­ны. Они яро­ст­но хле­с­та­ли по ли­цу, би­ли по го­ло­ве, ог­лу­ша­ли:

 

Я луч­ше в ба­ре бля­дям бу­ду

по­да­вать ана­нас­ную во­ду.

 

Ми­зе­ра­бель­ные тще­душ­ные по­эти­ки всей сво­рой злоб­но вцеп­ля­лись в его ши­ро­кие бар­хат­ные шта­ны. Ма­ло­кров­ные нер­ви­че­с­кие де­ви­цы, виз­жа, за­ты­ка­ли уши…» (Алек­сандр Вер­тин­ский. До­ро­гой длин­ной. М.: «Прав­да, 1991. С. 88).

Мо­ну­мен­таль­ная, но в то же вре­мя тра­ги­че­с­кая фи­гу­ра Ма­я­ков­ско­го пред­став­ле­на в дан­ном из­да­нии в кон­тек­с­те ши­ро­ких и раз­но­об­раз­ных свя­зей с эпо­хой, ли­те­ра­тур­ных и би­о­гра­фи­че­с­ких от­но­ше­ний, с при­вле­че­ни­ем но­вых ма­те­ри­а­лов и с но­вы­ми ак­цен­та­ми – как, по­нят­но, и тре­бу­ет све­жий ве­тер но­вой эпо­хи. Этот пе­ре­смотр от­но­сит­ся, ко­неч­но, не толь­ко к по­ли­ти­че­с­кой сто­ро­не де­ла, но и к то­му, пред­по­ло­жим, на­вя­зы­ва­нию Ма­я­ков­ско­му, как это де­ла­лось в ра­бо­тах ря­да ис­сле­до­ва­те­лей про­шед­ше­го вре­ме­ни, чуж­дых его ху­до­же­ст­вен­но­му ми­ру вли­я­ний и на­прав­ле­ний – на­при­мер, ро­ман­ти­че­с­кой тра­ди­ции, о чём ког­да-то вдох­но­вен­но пи­сал один из ис­сле­до­ва­те­лей – про­фес­сор К.Г. Пе­т­ро­сов. Не­смо­т­ря на то что ран­ний Ма­я­ков­ский, как спра­вед­ли­во от­ме­ча­ет А.М. Уша­ков, по­эт «ко­лос­саль­ней­шей ли­ри­че­с­кой си­лы», – всё же это во всех от­но­ше­ни­ях со­вер­шен­но за­кон­чен­ный аван­гар­дист и мо­дер­нист да­же в сво­их на­и­бо­лее «аги­та­ци­оз­ных» про­из­ве­де­ни­ях со­вет­ско­го пе­ри­о­да.

Ут­верж­де­нию та­ко­го взгля­да и спо­соб­ст­ву­ют пред­став­лен­ные в сбор­ни­ке ра­бо­ты А.М. Уша­ко­ва, ру­ко­во­ди­те­ля груп­пы Ма­я­ков­ско­го, С.Г. Се­мё­но­вой, В.А. Зай­ц-е­ва, В.Н. Те­рё­хи­ной, В.Н. Дя­ди­че­ва, а так­же за­ру­беж­ных ис­сле­до­ва­те­лей, в ко­то­рых рас­сма­т­ри­ва­ют­ся на­и­бо­лее об­щие про­бле­мы ма­я­ков­ско­ве­де­ния на со­вре­мен­ном эта­пе. И не в мень­шей ме­ре и те мно­го­чис­лен­ные ста­тьи и пуб­ли­ка­ции, в ко­то­рых ис­сле­ду­ют­ся на ос­но­ва­нии но­вых до­ку­мен­таль­ных ма­те­ри­а­лов свя­зи, вли­я­ния, а так­же и от­тал­ки­ва­ния, ко­то­рые ис­пы­ты­вал Ма­я­ков­ский в от­но­ше­ни­ях с раз­лич­ны­ми сво­и­ми со­вре­мен­ни­ка­ми – В.Хлеб­ни­ко­вым, И.Се­ве­ря­ни­ным, И.Эрен­бур­гом, Р.В. Ива­но­вым-Ра­зум­ни­ком, да­же В.В. Ро­за­но­вым, Б.По­плав­ским, А.М. Горь­ким – от­ра­же­ние лич­но­с­ти Горь­ко­го яв­ст­вен­но вы­сту­па­ет в од­ном из пер­со­на­жей пье­сы «Ба­ня» – Ива­не Ива­но­ви­че, так же как в об­ра­зе По­бе­до­но­си­ко­ва, по­ла­га­ет Е.Р. Ма­те­во­сян, спа­ро­ди­ро­ва­ны чер­ты А.В. Лу­на­чар­ско­го, преж­де все­го его крас­но­бай­ст­во. Пред­став­ля­ют не­со­мнен­ный ин­те­рес и те ра­бо­ты, в ко­то­рых ис­сле­ду­ет­ся ре­цеп­ция Ма­я­ков­ско­го в твор­че­ст­ве Д.Са­мой­ло­ва и Б.Оку­д­жа­вы, от­ра­же­ние об­ра­за Ма­я­ков­ско­го в ху­до­же­ст­вен­ной и ме­му­ар­ной ли­те­ра­ту­ре со­вет­ской эпо­хи – в этом смыс­ле сто­ит от­ме­тить не­боль­шую, но очень лю­бо­пыт­ную ста­тью О.А. Лек­ма­но­ва «Ма­я­ков­ский и его ок­ру­же­ние в про­из­ве­де­нии В.Ка­та­ева «Ал­маз­ный мой ве­нец». И по­жа­луй, всё-та­ки сквоз­ной, во мно­гом оп­ре­де­ля­ю­щей иде­ей это­го из­да­ния мы бы на­зва­ли со­дер­жа­ще­е­ся в боль­шин­ст­ве ра­бот сбор­ни­ка ут­верж­де­ние то­го, что Ма­я­ков­ский-по­эт, хо­тя и не­раз­рыв­но свя­зан­ный с ре­а­ли­я­ми сво­е­го вре­ме­ни, всё же – по­эт на все вре­ме­на. В его твор­че­ст­ве за­тро­ну­ты столь гло­баль­ные те­мы и стру­ны че­ло­ве­че­с­кой ду­ши, что это за­став­ля­ет со­дро­гать­ся нас и се­го­дня, и те­перь, в но­вом ве­ке, по­эзия Ма­я­ков­ско­го не мо­жет не быть нам близ­ка и до­ро­га.

Ко­неч­но, во мно­гих ста­ть­ях сбор­ни­ка при­сут­ст­ву­ют по­греш­но­с­ти и про­счё­ты, ска­зы­ва­ю­щи­е­ся преж­де все­го, на наш взгляд, в не­сколь­ко ис­кус­ст­вен­ном пре­уве­ли­че­нии тех или иных до­ста­точ­но ча­ст­ных и ло­каль­ных мо­мен­тов. Но в кон­це кон­цов на то это и есть ака­де­ми­че­с­кое из­да­ние.

Тек­с­то­ло­ги­че­с­кие и биб­ли­о­гра­фи­че­с­кие шту­дии и ра­зы­с­ка­ния в об­ла­с­ти твор­че­ст­ва Ма­я­ков­ско­го, ра­зу­ме­ет­ся, так­же да­ют во мно­гом но­вое сло­во в со­вре­мен­ной на­уке с Ма­я­ков­ским – это с на­шей точ­ки зре­ния бо­лее все­го от­но­сит­ся к изящ­но и куль­тур­но на­пи­сан­ным ста­ть­ям Е.Р. Арен­зо­на, Н.В. Ко­ро­лё­вой, В.Н. Дя­ди­че­ва, А.Ю. Га­луш­ки­на, от­ча­с­ти Л.А. Се­лез­нё­ва.

Од­на­ко воз­ни­ка­ет не­до­умён­ный во­прос: по­че­му в кни­ге ока­за­лась по­ме­ще­на ста­тья (пусть са­ма по се­бе и ин­те­рес­ная) о тек­с­то­ло­гии по­ве­с­ти М.А. Бул­га­ко­ва «Со­ба­чье серд­це», ни­ка­ким об­ра­зом не свя­зан­ная с те­ма­ти­кой сбор­ни­ка. Быть мо­жет, про­сто для со­зда­ния фо­на эпо­хи 20-х го­дов?

Сре­ди ме­му­ар­ных ма­те­ри­а­лов, со­став­ля­ю­щих за­клю­чи­тель­ный раз­дел кни­ги, не­со­мнен­но в пер­вую оче­редь долж­ны при­влечь вни­ма­ние вос­по­ми­на­ния до­че­ри Ма­я­ков­ско­го Па­т­ри­ции Дж. Томп­сон (Еле­ны Вла­ди­ми­ров­ны Ма­я­ков­ской. США, Нью-Йорк), ав­то­ра книг «Ма­я­ков­ский на Ман­хэт­тэ­не», «Ма­я­ков­ский в Ниц­це», и ме­му­ар­ный очерк, при­над­ле­жа­щий Фрэн­сис дю Плес­си-Грей, до­че­ри Та­ть­я­ны Яков­ле­вой (США, Нью-Йорк), «По­след­няя му­за Ма­я­ков­ско­го». И то, и дру­гое со­дер­жит преж­де не­из­ве­ст­ные, не пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся фак­ты ча­ст­ной, ин­тим­ной би­о­гра­фии по­эта. По срав­не­нию с на­зван­ны­ми ме­му­а­ра­ми опуб­ли­ко­ван­ные здесь же вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ниц Ма­я­ков­ско­го: Е.В. Се­мё­но­вой – «Из вос­по­ми­на­ний о Ма­я­ков­ском» и М.А. Та­ло­вой – «Во­до­пья­ный пе­ре­улок и его оби­та­те­ли» (хо­тя в них есть лю­бо­пыт­ные де­та­ли и, глав­ное, за­пе­чат­ле­ны по­дроб­но­с­ти эпо­хи, во мно­гом име­ю­щие ха­рак­тер пер­во­ис­точ­ни­ка) – яв­но про­иг­ры­ва­ют по сте­пе­ни ин­те­ре­са и до­сто­вер­но­с­ти, но они всё же ос­тав­ля­ют впе­чат­ле­ние стар­че­с­кой бол­тов­ни.

Но тем не ме­нее на­до при­знать, что все эти пуб­ли­ка­ции – пре­крас­ный за­клю­чи­тель­ный ак­корд это­го фун­да­мен­таль­но­го ака­де­ми­че­с­ко­го то­ма.


Александр РУДНЕВ,
г. КОЛОМНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования