Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 29.05.2009

Критическая масса Германа Садулаева

 ДИ­А­ЛО­ГИ   О   СО­ВРЕ­МЕН­НОЙ   ПРО­ЗЕ

 

Сергей БЕЛЯКОВ
Сергей БЕЛЯКОВ

Сер­гей Бе­ля­ков: Ког­да я про­чи­тал «ос­ко­лоч­ную по­весть» Гер­ма­на Са­у­ла­е­ва в де­кабрь­ском «Зна­ме­ни» за 2005 год, то по­нял, что бу­ду не­пре­мен­но пи­сать об ав­то­ре. Но мой ин­те­рес к его твор­че­ст­ву от­нюдь не ис­чер­пы­ва­ет­ся ли­те­ра­тур­ной кри­ти­кой. Са­ду­ла­ев по­ка что не мой лю­би­мый пи­са­тель. Мне он дру­гим ин­те­ре­сен.

Не­дав­но я про­чи­тал до­клад о Са­ду­ла­е­ве на од­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции. Это был фу­рор. Ме­ня спра­ши­ва­ли, не­уже­ли про­зу та­ко­го ро­да и в са­мом де­ле пе­ча­та­ют в рос­сий­ских ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах? Кто скры­ва­ет­ся под псев­до­ни­мом Са­ду­ла­ев? Что хо­чет ска­зать ав­тор, ка­кие це­ли пре­сле­ду­ет, не со­би­ра­ет­ся ли де­лать ка­рь­е­ру по­ли­ти­ка?

Не­сколь­ко че­ло­век вско­ре по­сле кон­фе­рен­ции ку­пи­ли его кни­ги, ко­то­рые, на­до ска­зать, преж­де шли до­воль­но-та­ки вя­ло. Я сам этой зи­мой при­об­рёл кни­гу «Я – че­че­нец», ко­то­рая про­ле­жа­ла в книж­ном боль­ше двух лет.

Та­ким об­ра­зом, я не­воль­но по­мог рас­про­ст­ра­не­нию по­пу­ляр­но­с­ти Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва, ещё раз до­ка­зав, что ус­пех ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния за­ви­сит во­все не от соб­ст­вен­но ху­до­же­ст­вен­ных ка­честв. До­клад был по­свя­щён не сти­лю Са­ду­ла­е­ва (этот раз­го­вор вряд ли при­влёк бы вни­ма­ние), а че­чен­ско­му на­ци­о­на­лиз­му, ко­то­рый в твор­че­ст­ве Са­ду­ла­е­ва со­че­та­ет­ся с рос­сий­ским и да­же, мож­но ска­зать, им­пер­ским па­т­ри­о­тиз­мом.

Андрей РУДАЛЁВ
Андрей РУДАЛЁВ

Ан­д­рей Ру­да­лёв: У ме­ня скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что твор­че­ст­во Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва по пре­иму­ще­ст­ву рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как яв­ле­ние ху­до­же­ст­вен­ной пуб­ли­ци­с­ти­ки, в ко­то­ром ре­а­ли­зу­ют­ся све­жие не­из­би­тые смыс­лы, по­рож­дён­ные, в пер­вую оче­редь, сво­е­об­ра­зи­ем и эк­зо­тич­но­с­тью ав­тор­ской лич­но­с­ти, ко­то­рая син­те­зи­ру­ет в се­бе рус­скую и че­чен­скую куль­ту­ры. По этой ло­ги­ке по­ве­с­ти, во­шед­шие в его кни­гу «Я – че­че­нец», мож­но вос­при­ни­мать как ори­ги­наль­ный и де­фи­цит­ный лич­но­ст­ный опыт ав­то­ра, сво­е­об­раз­ный «че­ло­ве­че­с­кий до­ку­мент», сдо­б­рен­ный мощ­ной эмо­ци­о­наль­но­с­тью и ли­риз­мом. Кри­тик Ев­ге­ний Ер­мо­лин как-то в сво­ём ЖЖ на­пи­сал, что Са­ду­ла­ев «при­шёл в ли­те­ра­ту­ру с не­на­ду­ман­ной те­мой и с уни­каль­ной по­зи­ци­ей». Это бы­ла об­щая точ­ка от­счё­та.

Да­лее, где этой са­мой че­чен­ской ко­ло­ри­с­ти­ки за­мет­но по­уба­ви­лось (ведь по­сле как за­явил «я че­че­нец», сле­ду­ет объ­яс­нить с чем при­шёл), кри­ти­ки на­ча­ли жа­лить Са­ду­ла­е­ва уп­рё­ка­ми во вто­рич­но­с­ти, а то и под­ра­жа­тель­но­с­ти, об­ви­нять в по­пыт­ках до­гнать и пе­ре­гнать мод­ных, рас­кру­чен­ных и рас­пи­а­рен­ных брен­до­вых лю­би­те­лей на­звать­ся пи­са­те­ля­ми.

Сам я воз­дер­жи­вал­ся вы­ска­зы­вать­ся о про­зе Са­ду­ла­е­ва, так как ре­цен­зи­он­ные реп­ли­ки по по­во­ду вы­хо­да той или иной его кни­ги, на мой взгляд, бу­дут стра­дать од­но­бо­ко­с­тью и, ско­рее все­го, лож­ны­ми по­сы­ла­ми и со­от­вет­ст­вен­но не­пра­виль­ны­ми вы­во­да­ми. Ко­неч­но, вве­де­ни­ем к зна­ком­ст­ву с этим ав­то­ром мо­жет стать про­чте­ние «Я – че­че­нец», по­жа­луй, са­мой гром­кой его кни­ги, но для по­ни­ма­ния Са­ду­ла­е­ва это­го со­вер­шен­но не­до­ста­точ­но, как не­до­ста­точ­но су­дить о нём толь­ко лишь по «Таб­лет­ке». Де­ло всё в том, что «Ра­дио Fack», «Я – че­че­нец», «Пур­га», «Таб­лет­ка», его рас­ска­зы – это вы­ра­с­та­ю­щие гла­вы од­ной кни­ги, не­ко­е­го со­вре­мен­но­го эпо­са с ги­гант­ским под­тек­с­то­вым на­пол­не­ни­ем. Эпо­са над­на­ци­о­наль­но­го с силь­ным ду­хом им­пер­ско­с­ти, хо­тя в по­след­нее вре­мя ме­ня не­мно­го и под­таш­ни­ва­ет от это­го сло­ва. И по­ка мне ин­те­рес­но на­блю­дать за этой ста­но­вя­щей­ся жи­вой ху­до­же­ст­вен­ной ге­не­ра­ци­ей.

С.Б. Ес­ли Са­ду­ла­е­ва рас­сма­т­ри­ва­ют как пуб­ли­ци­с­та, то у са­мо­го ав­то­ра есть по­вод за­ду­мать­ся. В са­мом де­ле, ни­кто не на­зо­вёт Са­ду­ла­е­ва сти­ли­с­том, ка­кое там! Со­зда­вать ин­те­рес­ный, за­хва­ты­ва­ю­щий сю­жет с не­стан­дарт­ны­ми хо­да­ми, по­во­ро­та­ми Са­ду­ла­ев по­ка что не уме­ет или не счи­та­ет важ­ным для се­бя. На­шёл ли он но­во­го ге­роя? Нет, раз­ве что Дон Ах­мед из «Пур­ги», но и он су­гу­бо функ­ци­о­на­лен – транс­ли­ру­ет че­чен­скую им­пер­скую идею. По всем при­зна­кам пе­ред на­ми не про­за­ик, а пуб­ли­цист.

Его по­пыт­ки пи­сать офис­ную про­зу, на мой взгляд, не слиш­ком ус­пеш­ны. Не­о­ри­ги­наль­но, скуч­но, да­же как буд­то вы­му­чен­но. «Таб­лет­ка» во­шла в два пре­стиж­ных шорт-ли­с­та – это не­со­мнен­ный ус­пех, но ро­ман чи­тать про­сто скуч­но.

Герман САДУЛАЕВ
Герман САДУЛАЕВ

Го­во­рить об эпо­се не хо­чет­ся, сей­час у нас что не пи­са­тель – то Го­мер. У Ма­ка­ни­на эпос, у Ка­ра­сё­ва эпос, те­перь вот у Са­ду­ла­е­ва. Сле­ду­ет быть стро­же с тер­ми­но­ло­ги­ей. Есть мо­ло­дой пи­са­тель Гер­ман Са­ду­ла­ев, та­лант­ли­вый, но не слиш­ком про­фес­си­о­наль­ный. Его кни­ги на­пи­са­ны в спеш­ке, очень не­бреж­но. Ес­ли в сбор­ни­ке «Я – че­че­нец» не­до­стат­ки ис­ку­па­лись энер­ги­ей, ис­крен­но­с­тью, «драй­вом», то по­зд­нее его сла­бо­с­ти ста­ли слиш­ком оче­вид­ны. «Пур­га» и «Таб­лет­ка» по­ми­мо все­го про­че­го ки­шат фак­ти­че­с­ки­ми ошиб­ка­ми, осо­бен­но там, где Са­ду­ла­ев ка­са­ет­ся рос­сий­ской или все­мир­ной ис­то­рии. Всё это от спеш­ки, то­роп­ли­во­с­ти. Са­ду­ла­ев пы­та­ет­ся при­спо­со­бить­ся к тре­бо­ва­ни­ям се­го­дняш­них ре­дак­то­ров, к за­про­сам рын­ка. Тре­бо­ва­ния по­нят­ны: что­бы те­бя за­пом­ни­ли и по­лю­би­ли, на­до пи­сать мно­го, чем боль­ше – тем луч­ше. Са­ду­ла­ев че­ло­век ум­ный и, ви­ди­мо, рас­чёт­ли­вый: он при­нял пра­ви­ла иг­ры и стал очень да­же не­пло­хо ис­пол­нять свою роль – роль пер­спек­тив­но­го мо­ло­до­го пи­са­те­ля. Его кни­ги по­ка что пло­хо рас­ку­па­ют, по­то­му что они скуч­ны, но де­ло по­пра­ви­мо: по­лу­чит пре­мию – бу­дет пи­ар, тог­да пой­дут про­да­жи. Но как пи­са­тель он не раз­ви­ва­ет­ся. В этом Са­ду­ла­ев идёт по до­рож­ке, про­то­рен­ной За­ха­ром При­ле­пи­ным.

А.Р. При­ле­пин раз­бу­дил Са­ду­ла­е­ва, тот чих­нул, и от чи­ха его по­на­вы­ра­с­та­ло бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ст­во эпи­го­нов и гра­фо­ма­нов… Всё де­ло в том, что ка­у­заль­ные свя­зи здесь не дей­ст­ву­ют, и при­том, что Са­ду­ла­ев дру­жен с При­ле­пи­ным, не ду­маю, что у Гер­ма­на воз­ник­ла мысль ко­пи­ро­вать его путь. Хо­тя все эти обоб­ще­ния при­ят­ны, они удоб­ны, по­то­му как по­нят­ны, вот ими и спе­ку­ли­ру­ют. Я и у се­бя все­гда за­ме­чал мен­тор­ский под­ход к со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре. Это оп­ре­де­лён­ная га­ран­тия, ко­то­рая ог­раж­да­ет от оши­бок и лож­ных на­дежд, под итог все­гда мож­но ска­зать: я же го­во­рил, что Ни­ко­лая Ва­си­ль­е­ви­ча или Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча ни­ко­му не удаст­ся пе­ре­плю­нуть, всё ос­таль­ное – па­ро­дия и убо­гие по­ту­ги… В этом мне как раз и ви­дит­ся ни­ги­лизм Ба­за­ро­ва, ре­зав­ше­го ля­гу­шек и го­во­рив­ше­го о не­об­хо­ди­мо­с­ти рас­чи­с­тить фун­да­мент.

Во­прос о при­ня­тии пра­вил дей­ст­ви­тель­но су­ще­ст­ву­ет. Но что по­лу­ча­ет­ся, сей­час в ли­те­ра­тур­ном арь­ер­гар­де сплошь и ря­дом ко­ры­с­то­лю­би­вые, алч­ные прой­до­хи, ко­то­рые за­ня­ты толь­ко од­ним – по­вы­ше­ни­ем рей­тин­га соб­ст­вен­ной по­пу­ляр­но­с­ти, при­чём лю­бой це­ной. Или мы уже за­ни­ма­ем­ся охо­той на ведьм, в каж­дом по­до­зре­вая рас­чёт?

Ко­неч­но, Са­ду­ла­ев не сти­лист в том смыс­ле, в ка­ком сти­ли­с­том яв­ля­ет­ся, на­при­мер, На­бо­ков. Но то, что у не­го свой не­по­вто­ри­мый и от­лич­ный от про­чих стиль – это факт. Стиль, за­ме­шан­ный на ху­до­же­ст­вен­но­с­ти и пуб­ли­ци­с­тич­но­с­ти, ми­фо­по­э­тич­но­с­ти и фан­та­с­ма­го­рич­но­с­ти, на ли­рич­но­с­ти и кит­че. Его текст раз­вёр­ты­ва­ет­ся не толь­ко в на­сто­я­щем, он под­ни­ма­ет ис­то­ри­че­с­кие и ми­фи­че­с­кие пла­с­ты, ин­ту­и­тив­но пы­та­ясь на­щу­пать кон­ту­ры бу­ду­ще­го.

Возь­мём уп­рё­ки во вто­рич­но­с­ти и под­ра­жа­тель­но­с­ти. Кри­тик На­та­лья Кур­ча­то­ва пи­шет о «Таб­лет­ке»: «со­вер­шен­но сла­бо­силь­ный, пу­тан­ный, вы­со­сан­ный из паль­ца и не в хо­ро­шем смыс­ле под­ра­жа­тель­ный ро­ман от до­воль­но мно­го­на­о­бе­щав­ше­го (что толь­ко уси­ли­ва­ет ра­зо­ча­ро­ва­ние) мо­ло­до­го ав­то­ра» (http://www.natsbest.ru/kurchatova09_sadulaev.htm). Но раз­ве это не кра­е­уголь­ные кам­ни всей со­вре­мен­ной куль­ту­ры, ко­то­рая зиж­дет­ся на штам­пах, на брен­дах и вся суть ко­то­рой вы­со­са­на из паль­ца?.. Это куль­ту­ра, за­ви­ся­щая от спро­са ти­ра­жа, для по­вы­ше­ния при­вле­ка­тель­но­с­ти ко­то­ро­го ис­поль­зу­ют­ся ми­фо­ло­ге­мы лей­б­ла.

Так сто­ит ли об­ви­нять в этом Са­ду­ла­е­ва, ко­то­рый стро­ит свои тек­с­ты, не толь­ко чут­ко при­слу­ши­ва­ясь к ис­то­ри­че­с­ким ге­не­ти­че­с­ким то­кам, но ак­тив­но ис­поль­зуя паз­лы, от­ли­тые из куль­тур­но­го со­ра со­вре­мен­но­го ме­га­по­ли­са?

С.Б. Да, ис­кус­ст­во ча­с­то рож­да­ет­ся из со­ра, не спо­рю. Но сей­час о рож­де­нии боль­шо­го пи­са­те­ля го­во­рить ра­но.

Ка­кое ме­с­то за­ни­ма­ет Са­ду­ла­ев в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре? Ес­ли срав­ни­вать с ав­то­ра­ми сбор­ни­ка «Мо­ло­дые пи­са­те­ли», то ав­тор «Апо­кри­фов че­чен­ской вой­ны» пред­ста­нет фи­гу­рой зна­чи­тель­ной, а вот ес­ли со­по­с­та­вить его с Ма­ка­ни­ным, Во­ло­сом, Юзе­фо­ви­чем, Или­чев­ским, Сен­чи­ным, Па­лей, то кар­ти­на по­лу­чит­ся сов­сем иной.

Кри­ти­ка Кур­ча­то­вой, Ку­чер­ской, Пу­с­то­вой, рез­кая и до­ста­точ­но точ­ная, при­ме­ча­тель­на тем, что мо­ло­дые кри­ти­кес­сы, ка­жет­ся, про­пу­с­ти­ли «че­чен­ское» на­ча­ло ка­рь­е­ры Са­ду­ла­е­ва и при­ня­лись сра­зу за его офис­ную про­зу. По­ка­за­тель­но и не­до­воль­ст­во ре­цен­зен­тов, оче­вид­но, впер­вые про­чи­тав­ших кни­гу Са­ду­ла­е­ва. На­до же! Ав­тор пре­тен­ду­ет на Бу­кер и «Нац­бест», а пи­шет, меж­ду тем, сов­сем не­важ­но. Как же так? Кто его пу­с­тил в боль­шую ли­те­ра­ту­ру?

Клю­че­вое здесь сло­во «мно­го­на­о­бе­щан­ный». Кто же это мно­го на­обе­щал? От­ку­да воз­ник Гер­ман Са­ду­ла­ев? На­сколь­ко я по­ни­маю, фе­но­мен Са­ду­ла­е­ва по­явил­ся бла­го­да­ря Илье Кор­миль­це­ву, Ев­ге­нию Ер­мо­ли­ну, На­та­лье Ива­но­вой, Сер­гею Чу­при­ни­ну. Фо­рум мо­ло­дых пи­са­те­лей по­мог раз­вить ус­пех, но его роль здесь вто­ро­сте­пен­ная, в Лип­ки он при­ехал уже «звез­дой» с пуб­ли­ка­ци­я­ми в «Зна­ме­ни» и «Кон­ти­нен­те» и, ко­неч­но же, с кни­гой «Я – че­че­нец».

Для из­да­тель­ст­ва «Уль­т­ра.Куль­ту­ра» Са­ду­ла­ев под­хо­дил иде­аль­но: че­чен­ский на­ци­о­на­лист, да ещё ле­вый, жаль, что не ис­ла­мист, тог­да бы уж был пол­ный на­бор, но и так хо­рош.

А вот с жур­на­ла­ми «Зна­мя» и «Кон­ти­нент» сов­сем дру­гая ис­то­рия. Ли­бе­ра­лы На­та­лья Ива­но­ва и Сер­гей Чу­при­нин, хри­с­ти­ан­ский де­мо­крат Ев­ге­ний Ер­мо­лин про­дол­жа­ют на­шу ста­рую, по­чтен­ную, ещё вре­мён Гер­це­на, ин­тел­ли­гент­скую тра­ди­цию: близ­ко к серд­цу при­ни­мать чу­жую боль и ста­рать­ся ис­ку­пить пре­ступ­ле­ния (или «пре­ступ­ле­ния», ино­гда это сло­во уме­ст­но в ка­выч­ках, ино­гда – без) вла­с­ти пе­ред дру­гой стра­ной, дру­гим на­ро­дом или да­же дру­гим со­сло­ви­ем. Идей­но да­лё­кие и от за­пад­ни­ков со­ро­ко­вых, и тем бо­лее от де­мо­кра­тов-ше­с­ти­де­сят­ни­ков, они всё-та­ки унас­ле­до­ва­ли это ка­че­ст­во. Ус­пех Са­ду­ла­е­ва, его пуб­ли­ка­ции в пре­стиж­ных ли­бе­раль­ных жур­на­лах, на са­мом де­ле очень да­лё­ких от его на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ких и, тем па­че, им­пер­ских идей, ро­ди­лись из это­го чув­ст­ва ви­ны: за де­пор­та­цию че­чен­цев в фе­в­ра­ле 1944-го, за бом­бёж­ки Гроз­но­го, за ла­герь Чер­но­ко­зо­во.

Кста­ти, ни Гер­ман Са­ду­ла­ев, ни кто-ли­бо ещё из че­чен­ских пи­са­те­лей не за­ду­мал­ся о ви­не че­чен­ско­го на­ро­да пе­ред де­сят­ка­ми ты­сяч рус­ских и ка­за­ков, уби­тых че­чен­ца­ми или из­гнан­ных из Чеч­ни. Я уж не го­во­рю о на­бе­гах на ка­за­чьи ста­ни­цы и гру­зин­ские се­ле­ния, а то, ес­ли су­дить по про­из­ве­де­ни­ям Са­ду­ла­е­ва, че­чен­ский на­род толь­ко за­щи­щал­ся от бес­сер­деч­ных и бес­со­ве­ст­ных за­хват­чи­ков «с се­ве­ра». А раб­ст­во, ко­то­рое ав­тор рас­ска­за «Бич бо­жий» ед­ва ли не оп­рав­ды­ва­ет?! Хо­тя кто, как не че­чен­ский ин­тел­лек­ту­ал, че­ло­век, спо­соб­ный раз­мы­ш­лять о судь­бе сво­е­го на­ро­да, его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с со­се­дя­ми, дол­жен за­ду­мать­ся!

А.Р. Я и не го­во­рю о рож­де­нии боль­шо­го пи­са­те­ля. От­но­си­тель­но Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва у ме­ня есть ин­те­рес, лю­бо­пыт­ст­во, ко­то­рое вы­зва­но его пи­са­тель­ской ори­ги­наль­но­с­тью. Го­во­рить о том, что в ли­те­ра­ту­ру его «пу­с­ти­ли» ис­клю­чи­тель­но ли­бе­ра­лы, я бы не стал. Ко­неч­но, пуб­ли­ка­ция по­ве­с­тей Са­ду­ла­е­ва на стра­ни­цах «Зна­ме­ни» кри­чит че­чен­ским на­ци­о­на­лиз­мом, но в га­зе­те «За­в­т­ра» или «День ли­те­ра­ту­ры» уже та­ко­вым не вос­при­ни­ма­ет­ся.

У Са­ду­ла­е­ва нет че­чен­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма в чи­с­том ви­де. Он не­од­но­крат­но пи­шет, что та­ко­го на­ро­да до по­след­не­го вре­ме­ни про­сто не бы­ло. У че­чен­цев, как и у их тей­пов, раз­лич­ные ге­не­ти­че­с­кие кор­ни. Од­на ветвь от ха­зар, дру­гая от рус­ских, тре­тья от ев­ре­ев… Чеч­ня у Са­ду­ла­е­ва – это ско­рее ме­та­фо­ра, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая ста­нов­ле­ние но­вой на­ци­о­наль­ной фор­ма­ции, ко­то­рая вы­ко­вы­ва­ет­ся не толь­ко в жер­ле войн, но и в ка­че­ст­ве про­ти­во­ве­са вы­зо­вам со­вре­мен­но­с­ти на­сто­я­щим и бу­ду­щим. Иде­о­ло­гия До­на Ах­ме­да – толь­ко од­на из до­ми­нант это­го ста­но­вя­ще­го­ся са­мо­со­зна­ния, но она не са­мо­до­ста­точ­на, так как на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние без вы­хо­да на им­пер­скость слиш­ком уяз­ви­ма. И в ито­ге Дон Ах­мед по­ги­ба­ет в бит­ве с ки­тай­ским цу­на­ми.

В той же по­ве­с­ти – «Од­на ла­с­точ­ка ещё не де­ла­ет вес­ны» в ка­че­ст­ве бла­жен­ных, по­ме­шан­ных, ко­то­рые ста­ли по­яв­лять­ся пе­ред вой­ной, вы­сту­па­ют как рус­ские (из­на­си­ло­ван­ная рус­ская учи­тель­ни­ца), так и че­чен­цы. Вот и я бы не де­лал здесь силь­но­го на­ци­о­наль­но­го раз­де­ле­ния, судь­ба и рус­ских, и че­чен­цев при­мер­но оди­на­ко­ва, как и их ви­на, да и бич Бо­жий над ни­ми ви­сит, по су­ти, один и тот же.

С.Б. Я же и го­во­рю о ра­вен­ст­ве на­ро­дов. Но при­зна­ёт ли это ра­вен­ст­во наш ге­рой? Не в бе­се­дах с жур­на­ли­с­та­ми, а в соб­ст­вен­ном ху­до­же­ст­вен­ном ми­ре?

Во­об­ще, что та­кое на­ци­о­на­лизм? Это не толь­ко иде­о­ло­гия, но так­же умо­на­с­т­ро­е­ние и ми­ро­воз­зре­ние, при ко­то­ром соб­ст­вен­ная на­ция вы­де­ля­ет­ся как осо­бен­ная, на­де­лён­ная не­ки­ми уни­каль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми по­ста­вить её вы­ше дру­гих на­ций. Есть ли что-то по­доб­ное у Са­ду­ла­е­ва? Бе­зус­лов­но. Че­чен­цы у Са­ду­ла­е­ва осо­бый на­род, они ни­ког­да и ни­ко­му не под­чи­ня­ют­ся, не пла­тят да­ни (на­до ли по­ни­мать так, что и на­ло­гов не пла­тят?). Эта мысль по­вто­ря­ет­ся у не­го не раз. И в «Уче­нии До­на Ах­ме­да», и в «Пур­ге», и в «Би­че Бо­жь­ем». Все пла­тят: и рус­ские, и ка­бар­дин­цы, и та­та­ры, а вот че­чен­цы нет, не та­ко­вы. Что это, как не при­зна­ние ис­клю­чи­тель­но­с­ти соб­ст­вен­но­го на­ро­да? «Над че­чен­цем нет гос­по­ди­на, кро­ме Ал­ла­ха» («Бич Бо­жий»). А че­го сто­ит идея че­чен­ско­го мес­си­ан­ст­ва, из­ло­жен­ная До­ном Ах­ме­дом!

Дон Ах­мед – сто­рон­ник рос­сий­ской им­пер­ской иде­о­ло­гии, так как боль­шая, силь­ная им­пер­ская Рос­сия вы­год­на че­чен­цам: «В еди­ной ве­ли­кой Рос­сии и мой биз­нес бу­дет еди­ным и ве­ли­ким. <…> По­ду­май сам, за­чем че­чен­цам от­де­лять­ся от Рос­сии? Ес­ли Чеч­ню от­де­лить, что ос­та­нет­ся че­чен­цам? Толь­ко са­ма Чеч­ня. Ста­рые го­ры, мел­кие реч­ки, да ос­тат­ки неф­ти» («Пур­га»). Но, к сча­с­тью, по­ми­мо ма­лень­кой Чеч­ни есть боль­шая Рос­сия, ко­то­рая и долж­на стать жиз­нен­ным про­ст­ран­ст­вом (sic!) че­чен­ско­го на­ро­да: «И эти про­ст­ран­ст­ва, да­ро­ван­ные нам Все­выш­ним Ал­ла­хом… – все зем­ли Рос­сии. Рус­ский на­род вы­ми­ра­ет, каж­дый год ко­рен­ное на­се­ле­ние Рос­сии со­кра­ща­ет­ся на мил­ли­он. Ес­ли рус­ские зем­ли не за­се­лим мы, это сде­ла­ют дру­гие, те же ки­тай­цы» («Пур­га»).

На­ци­о­наль­ная ис­клю­чи­тель­ность плюс ве­ли­ко­дер­жа­вие, не рус­ское, а че­чен­ское, но, в сущ­но­с­ти, ка­кая раз­ни­ца? Чем он луч­ше Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва? У Про­ха­но­ва рос­сий­ский па­т­ри­о­тизм со­че­та­ет­ся с рус­ским на­ци­о­на­лиз­мом, у Са­ду­ла­е­ва – с че­чен­ским.

Но мож­но ли «уче­ние» До­на Ах­ме­да отож­де­ств­лять с ав­тор­ской по­зи­ци­ей? С од­ной сто­ро­ны, идею че­чен­ско­го мес­си­ан­ст­ва вы­ска­зы­ва­ет не ав­тор, и да­же не ге­рой-по­ве­ст­во­ва­тель. По­след­ний да­же дис­тан­ци­ру­ет­ся от на­и­бо­лее оди­оз­ных вы­ска­зы­ва­ний До­на. С дру­гой сто­ро­ны, Са­ду­ла­ев, по всей ви­ди­мо­с­ти, неслу­чай­но дваж­ды (в «Уче­нии До­на Ах­ме­да» и в «Пур­ге») об­ра­ща­ет­ся к этой те­ме. Дон Ах­мед пред­став­лен бла­го­род­ным и бес­ко­ры­ст­ным во­и­ном, по­доб­ным кня­зю Свя­то­сла­ву Иго­ре­ви­чу, од­но­му из лю­би­мых ге­ро­ев са­мо­го Са­ду­ла­е­ва. Не же­лая пря­мо под­пи­сы­вать­ся под столь ра­ди­каль­ны­ми суж­де­ни­я­ми, Са­ду­ла­ев тем не ме­нее их про­па­ган­ди­ру­ет.

Кста­ти, мрач­ные (и до­воль­но спор­ные) рас­суж­де­ния о де­гра­да­ции че­чен­ско­го на­ро­да под вла­с­тью Ка­ды­ро­ва так­же не про­ти­во­ре­чат на­ци­о­на­лиз­му. На­ци­о­на­лист ос­т­рее чув­ст­ву­ет боль за соб­ст­вен­ный на­род, тя­же­лее пе­ре­жи­ва­ет. Это как раз ес­те­ст­вен­но.

При этом, под­черк­ну, во­пре­ки су­ще­ст­ву­ю­щим с со­вет­ских вре­мён сте­рео­ти­пам, на­ци­о­на­лизм сам по се­бе ещё не яв­ля­ет­ся злом и тем бо­лее не мо­жет отож­де­ств­лять­ся с фа­шиз­мом. Дру­гое де­ло, что у Са­ду­ла­е­ва в твор­че­ст­ве есть ве­щи по­ст­раш­нее.

А.Р. Сло­ва До­на Ах­ме­та о не­об­хо­ди­мо­с­ти Чеч­ни в со­ста­ве Рос­сии бук­валь­но точ­но по­вто­ря­ет Рам­зан Ка­ды­ров. Не ду­маю, что сей по­ли­тик вдох­нов­ля­ет­ся про­зой Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва… Мне ка­жет­ся, мно­гое, что предъ­яв­ля­ет­ся Са­ду­ла­е­ву, яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем то­го, что у нас сей­час каж­дый че­че­нец под по­до­зре­ни­ем, им де­тей у нас пу­га­ют. Вот Люд­ми­лу Улиц­кую не ру­га­ют за ев­рей­ский на­ци­о­на­лизм «Да­ни­э­ля Штай­на», за её край­не пре­не­бре­жи­тель­ное от­но­ше­ние к пра­во­сла­вию, а её кни­га вы­хо­дит в се­рии «Биб­ли­о­те­ка все­мир­ной ли­те­ра­ту­ры».

Бла­го­дат­ная поч­ва рас­сма­т­ри­вать Са­ду­ла­е­ва с точ­ки зре­ния че­чен­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма и экс­тре­миз­ма. Од­на­ко не сто­ит вос­при­ни­мать всё это бук­валь­но, Гер­ман ско­рее па­ро­ди­ру­ет весь этот сор, за­вяз­ший в об­ще­ст­вен­ном со­зна­нии, он взры­ва­ет его из­ну­т­ри. Я ред­ко со­гла­ша­юсь с На­та­ль­ей Ива­но­вой, но в том, что «Гер­ман Са­ду­ла­ев ин­те­ре­сен от­нюдь не че­чен­ст­вом сво­им, а по­пыт­кой изо­б­ре­те­ния но­вой по­эти­че­с­кой ми­фо­ло­гии», я, по­жа­луй, со­ли­да­рен. Са­ду­ла­ев и без сво­е­го «че­чен­ст­ва» без­мер­но лю­бо­пы­тен.

В его твор­че­ст­ве важ­но пред­чув­ст­вие бе­ды, тра­ге­дии, ко­то­рая на са­мом де­ле есть пред­ве­с­тие все­лен­ской ка­та­ст­ро­фы. Па­мять бы­ла зем­ля­нич­ной по­ля­ной, сей­час ста­ла мин­ным по­лем… Он ведь по­ка­зы­ва­ет не толь­ко «звер­ст­ва» фе­де­ра­лов, но и пре­да­тель­ст­во че­чен­ской вер­хуш­ки, го­во­рит об об­щем гре­хе, ко­то­рый не за­мед­лит аук­нуть­ся в ско­ром бу­ду­щем.

С.Б. Да, Ка­ды­ров ед­ва ли не до­слов­но по­вто­рил сло­ва са­ду­ла­ев­ско­го ге­роя. Это го­во­рит о схо­же­с­ти взгля­дов рус­ско-че­чен­ско­го пи­са­те­ля и столь не лю­би­мо­го им пре­зи­ден­та Чеч­ни. Зна­чит, «че­чен­ская им­пер­ская идея» во­все не фан­том, коль ско­ро она по­се­ли­лась в умах столь раз­ных лю­дей. Де­тей пу­гать не сто­ит, а вот за­ду­мать­ся не ме­ша­ет.

На мой взгляд, по­ка что Са­ду­ла­ев не­ин­те­ре­сен вне его че­чен­ст­ва. Для пи­са­те­ля очень важ­но най­ти свою те­му и – вме­с­те с ней – своё ме­с­то в ли­те­ра­ту­ре, свою ни­шу. Гер­ман Са­ду­ла­ев по­на­ча­лу дей­ст­во­вал очень удач­но: он за­нял ме­с­то, на ко­то­рое ни­кто не пре­тен­до­вал. Он стал пер­вым че­чен­ским го­ло­сом в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Эль­брус Мин­ка­и­лов, Су­ли­ман Му­са­ев и Ас­лан Ша­та­ев по­яви­лись поз­же.

Са­ду­ла­ев и в луч­ших сво­их ве­щах весь­ма не­со­вер­ше­нен, на­и­вен, не­ук­люж, но его ран­няя про­за всё-та­ки на­сто­я­щая, че­ст­ная. Гер­ман пи­сал свою «Ла­с­точ­ку», по­то­му что не мог мол­чать. Не ду­маю, что он здесь «па­ро­ди­ро­вал». Са­ду­ла­ев пи­сал как раз ис­крен­не.

В сво­их «че­чен­ских», «на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­ких» ве­щах Гер­ман «сда­вал кровь» (вспом­ним Вик­то­ра Шклов­ско­го). Вся его «по­эти­че­с­кая ми­фо­ло­гия» то­же свя­за­на с на­ци­о­наль­ной те­мой. Но что он сда­вал, ког­да пи­сал «Таб­лет­ку» или рас­ска­зы о ка­ких-то та­ра­ка­нах? Мно­го­го ли сто­ят его от­сыл­ки к ин­ду­из­му и буд­диз­му? По­сле Пе­ле­ви­на всё это вы­гля­дит про­сто бес­по­мощ­ным.

Что ещё ин­те­рес­но­го в его твор­че­ст­ве? Буд­ни ме­не­д­же­ра сред­не­го зве­на, про­кля­тия об­ще­ст­ву по­треб­ле­ния? По­ми­луй­те! В се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­ре эту ни­шу проч­но за­нял Ро­ман Сен­чин, в мас­со­вой – Сер­гей Ми­на­ев. За­чем нам вто­рой или, ка­жет­ся, уже двад­цать вто­рой Ми­на­ев, ког­да и од­но­го мно­го?

А.Р. Я бы не стал срав­ни­вать Са­ду­ла­е­ва с Ми­на­е­вым. Это два прин­ци­пи­аль­ных ан­ти­по­да. Ми­на­ев вро­де бы за­стол­бил ни­шу, вы­плё­вы­ва­ет свои убо­гие тек­с­ты, ко­то­рые бес­ко­неч­но да­ле­ко от­сто­ят от ли­те­ра­ту­ры. Там да­же на­мё­ка на неё нет. Од­на­ко ми­на­ев­ские тек­с­ты в об­ще­ст­вен­ном со­зна­нии за­кре­пи­лись в ка­че­ст­ве бе­зус­лов­ных бест­сел­ле­ров, но на­до по­ни­мать, что это лишь от­лич­но про­дви­га­е­мый на ры­нок про­дукт-фан­том, ка­кой-то шам­пунь или сред­ст­во для стир­ки, ко­то­рый на са­мом де­ле го­ло­ву не мо­ет и бе­льё не сти­ра­ет. По­доб­ные яв­ле­ния край­не вред­ны, ведь они фор­ма­ти­ру­ют ху­до­же­ст­вен­ное со­зна­ние и от­вра­ща­ют от ли­те­ра­ту­ры. Уже од­но то, что Са­ду­ла­е­ва ты на­зы­ва­ешь в связ­ке с Ми­на­е­вым, го­во­рит о мно­гом. Ка­кая меж­ду ни­ми связь? Ге­рой – со­вре­мен­ный ме­не­д­жер, ну и что? Про­дук­ты на­по­до­бие ми­на­ев­ско­го как раз и на­це­ле­ны на то, что­бы вкли­нить­ся в ли­те­ра­ту­ру, ми­ми­кри­ро­вать под неё. Это сво­е­об­раз­ный граф Хво­с­тов, ко­то­рый бла­го­да­ря мощ­ной ме­ди­а­под­держ­ке раз­ду­ва­ет­ся до ги­гант­ских раз­ме­ров. Тот счи­тал сво­им пре­ем­ни­ком Пуш­ки­на, о Са­ду­ла­е­ве мы го­во­рим как о кло­не Ми­на­е­ва…

Ко­неч­но, вре­мя рас­ста­вит все на свои ме­с­та, но уже сей­час я бы ска­зал, что на­сто­я­щие ли­те­ра­тур­ные бест­сел­ле­ры пи­шет не Ми­на­ев, а имен­но Са­ду­ла­ев и по­па­да­ние его сна­ча­ла в фи­нал Бу­ке­ра, а те­перь и «Нац­бе­с­та» го­во­рит об об­ре­те­нии им оп­ре­де­лён­ной кри­ти­че­с­кой мас­сы. Ещё год-два на­зад я был бы про­тив­ни­ком при­суж­де­ния Са­ду­ла­е­ву ка­кой-ли­бо ав­то­ри­тет­ной пре­мии, она мог­ла бы, чем лу­ка­вый не шу­тит, на­до­рвать его, из­вра­тить его пи­са­тель­скую эво­лю­цию. Те­перь, это мой субъ­ек­тив­ный взгляд, Гер­ман об­рёл пи­са­тель­скую цель­ность.

За­хар При­ле­пин по­лу­чил «Нац­бест» не за «Па­то­ло­гии», не за «Сань­кя», фор­маль­но за «Грех», а на са­мом де­ле за его пи­са­тель­скую ли­нию, сфор­ми­ро­ван­ную в этих кни­гах. Гер­ман Са­ду­ла­ев хоть и вы­шел с «Таб­лет­кой», но не она од­на долж­на ра­бо­тать на ко­неч­ное мне­ние жю­ри. За не­го хо­да­тай­ст­ву­ет и «Я – че­че­нец», и «Пур­га», рас­ска­зы и пуб­ли­ци­с­ти­ка ав­то­ра. Всё это вку­пе фор­ми­ру­ет об­раз спор­но­го, но, бе­зус­лов­но, та­лант­ли­во­го и яр­ко­го пи­са­те­ля, ко­то­ро­го, на­де­юсь, в ию­не бу­дут за­слу­жен­но че­ст­во­вать в пи­тер­ской «Ас­то­рии».

С.Б. Не на­до тро­гать Пуш­ки­на! Да и Хво­с­то­ва не на­до. Дми­т­рий Ива­но­вич вы­год­но от­ли­чал­ся от мно­гих на­ших ли­те­ра­то­ров уже тем, что ис­крен­не и бес­ко­ры­ст­но лю­бил ли­те­ра­ту­ру. О мно­гих ли про­за­и­ках, по­этах, дра­ма­тур­гах мож­но ска­зать та­кое в на­ши дни?

А срав­не­ние с Ми­на­е­вым здесь уме­ст­но. Объ­е­ди­ня­ет их не столь­ко ге­рой, сколь­ко брюз­г­ли­вая ми­зан­т­ро­пия, ко­то­рой, на­до ска­зать, не бы­ло в че­чен­ских ве­щах Са­ду­ла­е­ва. Объ­е­ди­ня­ют на­бив­шие ос­ко­ми­ну на­пад­ки на об­ще­ст­во по­треб­ле­ния, пло­да­ми ко­то­ро­го оба ав­то­ра не прочь вос­поль­зо­вать­ся. Ми­на­ев и поль­зу­ет­ся во­всю, а Са­ду­ла­ев то­же не от­ка­жет­ся, не­дав­но хва­с­тал в сво­ём бло­ге, что у не­го те­перь что ни ме­сяц, то фо­то­сес­сия для глян­ца.

Не хва­та­ет Са­ду­ла­е­ву пи­а­ра, но ведь и у Ми­на­е­ва не бы­ло ме­ди­а­под­держ­ки до не­о­жи­дан­но­го ус­пе­ха его пер­вой кни­ги. Бу­дет та­кой же ус­пех у Са­ду­ла­е­ва, по­лу­чит и он под­держ­ку. Ми­на­е­ву уда­лось вы­ра­зить рас­про­ст­ра­нен­ное тог­да умо­на­с­т­ро­е­ние. Са­ду­ла­е­ву не по­вез­ло, хо­тя и у не­го был шанс. Те­перь Гер­ман идёт на штурм с дру­гой сто­ро­ны.

«На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» не­да­ром на­зы­ва­ют ли­те­ра­тур­ной фа­б­ри­кой звёзд. Илья Бо­я­шов из без­ве­ст­но­го пре­по­да­ва­те­ля пре­вра­тил­ся в зав­сег­да­тая шорт-ли­с­тов, Ири­на Де­неж­ки­на не­сколь­ко лет чис­ли­лась в «звёз­дах» и да­же буд­то бы пе­ре­пи­сы­ва­лась с Сэ­лин­д­же­ром, кни­ги Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва ста­ли пе­ча­тать пре­стиж­ные из­да­тель­ст­ва.

У Са­ду­ла­е­ва есть все шан­сы на по­бе­ду. Он аб­со­лют­ный ли­дер в го­ло­со­ва­нии Боль­шо­го жю­ри. В Ма­лом жю­ри за не­го на­вер­ня­ка про­го­ло­су­ет За­хар При­ле­пин. Ес­ли семь лет на­зад Алек­сандр Про­ха­нов шёл к по­бе­де под во­пли взбе­шён­ных кри­ти­ков («Фи­тюль­ку при­ня­ли за че­ло­ве­ка!» «Глум­ли­вый и ци­нич­ный ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ный па­ск­виль!» «Ку­да смо­т­рит кри­ти­ка!»), то Са­ду­ла­е­ва по­че­му-то ни­кто не об­ви­ня­ет ни в на­ци­о­на­лиз­ме, ни в им­пер­ском мы­ш­ле­нии, ни в ан­ти­се­ми­тиз­ме. Ру­га­ют за стиль, но по­сле бу­ке­ров­ской по­бе­ды Ели­за­ро­ва при­ди­рать­ся к сти­лю вряд ли ста­нут. Са­ду­ла­ев не­со­мнен­ный фа­во­рит, быть мо­жет, да­же бо­лее фа­во­рит, чем При­ле­пин в про­шлом го­ду.

А.Р. Ты зна­ешь, в от­ли­чие от Ми­на­е­ва, Са­ду­ла­ев, как мне ка­жет­ся, в лю­бой мо­мент мо­жет по­про­с­ту на­пле­вать на все эти пло­ды об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния, его глян­це­вые фо­то­сес­сии – это стёб, а не хва­с­тов­ст­во. Не об­ви­ня­ем мы то­го же На­бо­ко­ва, что он пе­ча­тал­ся в глян­це, ка­жет­ся в «Playboy».

Где-то в ду­ше Са­ду­ла­ев – анар­хист, жи­тель до­лед­ни­ко­во­го пе­ри­о­да, ко­то­рый пред­ше­ст­во­вал на­шим го­су­дар­ст­вен­но-си­с­тем­ным хо­ло­дам. Он про­зре­ва­ет то­таль­ное на­ступ­ле­ние это­го льда, по­кры­тия все­го и вся его кор­кой. В кни­ге «Я – че­че­нец» он пи­сал: «Каж­дый по-сво­е­му, мы ви­де­ли это, чув­ст­во­ва­ли ко­жей, па­мя­тью бу­ду­ще­го про­ви­де­ли пла­мя с не­бес. Оно уже стру­и­лось на нас не­зри­мо, но ося­за­е­мо, ког­да по­ля­ны бы­ли ещё пол­ны зем­ля­ни­ки». Пла­мя с не­бес – это не толь­ко вой­на, раз­вя­зан­ная хро­ни­че­с­ки­ми иди­о­та­ми, но и офис­ный тер­рор, по­тре­би­тель­ский то­та­ли­та­ризм, то­ле­рант­ный фа­шизм. Эти ту­чи сгу­ща­ют­ся, и Гер­ман Са­ду­ла­ев за­пи­сы­ва­ет­ся в ря­ды про­те­ст­но­го опол­че­ния.

Да, Са­ду­ла­ев бе­зус­лов­но фа­во­рит «Нац­бе­с­та», но для не­го это не фа­б­ри­ка звёзд. Че­ло­век, на­пи­сав­ший «Я – че­че­нец», ед­ва ли бу­дет на­ро­чи­то гнать­ся за ли­те­ра­тур­ной си­не­ку­рой. Боль, руб­ца­ми из­ре­зав­шая серд­це, не пред­по­ла­га­ет су­е­ты и су­до­рож­ной гон­ки за ка­ки­ми-то со­мни­тель­ны­ми бла­га­ми и пре­хо­дя­щей сла­вой.

С.Б. Не ви­жу здесь про­ти­во­ре­чия. Вы­со­кие ус­т­рем­ле­ния мо­гут со­че­тать­ся и с пря­мым рас­чё­том, ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры зна­ет то­му мно­же­ст­во при­ме­ров. Но Са­ду­ла­е­ва всё это ни в ко­ем слу­чае не при­ни­жа­ет. Бе­да в дру­гом. Ес­ли он по­бе­дит, то вто­рой год под­ряд пре­мию «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» по­лу­чит до­воль­но сла­бая (в том чис­ле и для са­мо­го ав­то­ра) кни­га. А ес­ли ещё вспом­нить про­шло­год­ний Бу­кер Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва, то на­ли­цо бу­дет но­вая тен­ден­ция. Но это уже дру­гая те­ма. Вер­нём­ся к ней по­сле «Нац­бе­с­та».


Сергей БЕЛЯКОВ, Андрей РУДАЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования