Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 05.06.2009

Старые вязы на Неглинке

Нина МОЛЕВА
Нина МОЛЕВА

 Се­го­дня это не ад­рес да­же для тех, кто жи­вёт в Моск­ве. Реч­ка Не­глин­ка, ког­да-то оп­ре­де­ляв­шая по­ло­же­ние Моск­вы в древ­них ле­то­пи­сях, дав­но за­бра­на в тру­бу. Ста­рые вя­зы сов­сем не­дав­но спи­ле­ны, что­бы ус­ту­пить ме­с­то жи­день­ким пру­ти­кам мо­ло­день­ких лип (вы­ра­с­тут, нет ли – кто зна­ет!). Ис­чез ста­рый цирк (а ведь сколь­ко че­ло­век из окон со­сед­них до­мов ви­де­ли бе­гав­ших по его по­ме­ще­ни­ям лю­дей-под­жи­га­те­лей с го­ря­щей пак­лей – так ве­ли­ко бы­ло же­ла­ние тог­даш­них цир­ко­вых ру­ко­во­ди­те­лей обес­пе­чить се­бя удоб­ст­ва­ми в но­вом, уже дав­но спро­ек­ти­ро­ван­ном зда­нии!). Не ста­ло зна­ме­ни­то­го Цен­т­раль­но­го рын­ка, стек­лян­ный куб ко­то­ро­го так ста­ра­тель­но ка­му­ф­ли­ро­ва­ли в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной и где за при­лав­ка­ми сто­я­ли да­же в то вре­мя пред­ста­ви­те­ли, ка­жет­ся, всех со­юз­ных ре­с­пуб­лик. Ис­чез­ла не­ка­зи­с­тая го­род­ская усадь­ба Брю­со­вых – де­да-про­боч­ни­ка вы­да­ю­ще­го­ся по­эта. Ос­та­лись од­ни вос­по­ми­на­ния о низ­ких ком­на­тах с на­во­щён­ны­ми до зер­каль­но­го бле­с­ка по­ла­ми, кро­хот­ных уют­ных крес­ли­цах, чай­ном сто­ле с веч­но ки­пя­щим са­мо­ва­ром, куз­не­цов­ских чаш­ках и сли­воч­ни­ке с гу­с­ты­ми жёл­ты­ми слив­ка­ми, упи­рав­ших­ся в по­то­лок ла­та­ни­ях с вы­рез­ны­ми ли­с­ть­я­ми, где каж­дый ве­чер со­би­ра­лись все те, ко­го се­го­дня на­зы­ва­ют «се­ре­б­ря­ным ве­ком» на­шей ли­те­ра­ту­ры и ку­да при­вёл Алек­сандр Блок свою юную Лю­бовь Дми­т­ри­ев­ну.

Цвет­ной буль­вар Моск­вы по­те­рял и пре­вос­ход­ную фи­гу­ру До­сто­ев­ско­го ра­бо­ты С.Д. Мер­ку­ро­ва (скульп­тор имел ма­с­тер­скую ок­на­ми на па­мят­ник), ко­то­рая от­ме­ча­ла его пер­спек­ти­ву со сто­ро­ны Труб­ной пло­ща­ди. И ед­ва ли не глав­ное – скром­ный дву­хэ­таж­ный трак­тир со сто­ро­ны Са­мо­тёч­ной пло­ща­ди, где про­во­дил поч­ти всё своё вре­мя тя­же­ло бо­лев­ший со­зда­тель кар­ти­ны «Гра­чи при­ле­те­ли» А.К. Са­в­ра­сов и ку­да к не­му со­би­ра­лись бо­го­тво­рив­шие его уче­ни­ки из Мос­ков­ско­го учи­ли­ща жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва, на­чи­ная с Кон­стан­ти­на Ко­ро­ви­на. Со сто­ро­ны дво­ра в том же до­ме по­ме­ща­лись де­шё­вые квар­ти­ры, сда­вав­ши­е­ся ар­ти­с­там цир­ка. Имен­но с та­кой труп­пой (бла­го бес­плат­но!) при­ехал вко­нец об­ни­щав­ший М.А. Вру­бель и при­вёл в кро­хот­ную квар­тир­ку с хо­зя­е­ва­ми – цир­ко­вы­ми на­езд­ни­ка­ми Кон­стан­ти­на Ко­ро­ви­на. Это Вру­бель за­став­лял Ко­ро­ви­на чуть не каж­дый ве­чер хо­дить в цирк – «ра­ди дви­же­ния и цве­та».

До не­уз­на­ва­е­мо­с­ти пе­ре­де­лан боль­шой до­ход­ный дом по дру­гую сто­ро­ну буль­ва­ра (№ 34), а ведь в нём в 1891–1892 го­дах В.И. Су­ри­ков на­чал пи­сать своё «По­ко­ре­ние Си­би­ри Ер­ма­ком». От­дель­ной от соб­ст­вен­но­го жи­лья жи­во­пис­ной ма­с­тер­ской Ва­си­лий Ива­но­вич не имел ни­ког­да, как и сколь­ко-ни­будь зна­чи­тель­ных го­но­ра­ров, за ко­то­ры­ми не гнал­ся.

Дом № 34 на Цветном бульваре
Дом № 34 на Цветном бульваре

Так сло­жи­лось, что са­мой боль­шой из ста­рых по­ст­ро­ек ос­тал­ся кон­ст­рук­ти­вист­ский дом с над­пи­сью над верх­ним эта­жом – «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та». В ве­с­ти­бю­ле, у ок­на на ули­цу, стол со све­жим вы­пу­с­ком сов­сем иной га­зе­ты – «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Пусть с мень­шим ти­ра­жом, не­боль­ши­ми раз­ме­ра­ми, но глав­ное – со сво­и­ми чи­та­те­ля­ми, ко­то­рые ко дню вы­пу­с­ка со­би­ра­лись здесь, что­бы пер­вы­ми по­лу­чить све­жий но­мер. Не эли­та, при­вык­шая об­ра­щать на се­бя вни­ма­ние, мод­но оде­вать­ся, гром­ко го­во­рить, тем бо­лее сме­ять­ся, но сов­сем про­сто оде­тые ти­хо и очень веж­ли­во пе­ре­го­ва­ри­ва­ю­щи­е­ся, при­вык­шие за каж­дую лю­без­ность бла­го­да­рить. Вик­тор Ас­та­фь­ев ска­жет: «Сов­сем как у нас. В Рос­сии». Рос­сия как про­вин­ция? В этом был и со­хра­ня­ет­ся ве­ли­кий смысл.

У боль­шой «Ли­те­ра­тур­ки» свой двой­ной лифт по пра­вую ру­ку, у «Лит.Рос­сии» – на не­сколь­ко сту­пе­нек вы­ше, един­ст­вен­ный, под­ни­ма­ю­щий на два верх­них эта­жа. «На чер­дач­ке-с», – сме­ёт­ся Ана­то­лий Зна­мен­ский, тот са­мый ку­бан­ский ка­зак, ко­то­рый так бес­по­ко­ил «мос­ков­ское ру­ко­вод­ст­во» на ру­бе­же ше­с­ти­де­ся­тых. – Оно и луч­ше: вид­но даль­ше и на­чаль­ст­во са­по­га­ми по го­ло­вам не то­па­ет». Пре­уве­ли­че­ние? Но так ка­за­лось.

Для ме­ня всё на­ча­лось с 1958-го. Ок­тябрь. Дом Гер­це­на на Твер­ском буль­ва­ре. Ком­на­та тре­ть­е­го эта­жа – по пре­да­нию, та са­мая, в ко­то­рой ро­дил­ся зво­нарь «Ко­ло­ко­ла», – на тот день един­ст­вен­ная ау­ди­то­рия ещё толь­ко об­ра­зо­вав­ше­го­ся но­во­го фа­куль­те­та Ли­тин­сти­ту­та – Выс­ших ли­те­ра­тур­ных кур­сов. Де­кан – «де­ре­вен­щик» Юрий Гри­го­рь­е­вич Лап­тев, зав. ка­фе­д­рой ма­с­тер­ст­ва – Вик­тор Тель­пу­гов. И при­гла­шён­ный пре­по­да­ва­тель на дис­цип­ли­ну, ко­то­рую ещё ни­кто не умел по-на­сто­я­ще­му оп­ре­де­лить и ос­мыс­лить: Пси­хо­ло­гия со­зда­ния ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния (на ма­те­ри­а­ле ис­то­рии ми­ро­во­го ис­кус­ст­ва).

Да, соб­ст­вен­но, и с са­ми­ми Выс­ши­ми ли­те­ра­тур­ны­ми всё бы­ло да­ле­ко не оче­вид­но. Уча­щи­е­ся – со всех кон­цов Со­вет­ско­го Со­ю­за. От не­дав­них фрон­то­ви­ков до вче­раш­них за­клю­чён­ных конц­ла­ге­рей. По боль­шей ча­с­ти с од­ной де­ся­ти­лет­кой, но уже чле­ны Со­ю­за пи­са­те­лей, ав­то­ры хо­тя бы од­ной вы­шед­шей кни­ги или не­сколь­ких опуб­ли­ко­ван­ных про­из­ве­де­ний. При­об­рет­шие со­ци­аль­ный (а за­ча­с­тую и пар­тий­ный) вес в род­ных ме­с­тах. Уве­рен­ные в се­бе. Бе­за­пел­ля­ци­он­ные в суж­де­ни­ях. За пять учеб­ных се­ме­с­т­ров им пред­по­ла­га­лось дать ос­но­вы гу­ма­ни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нуж­ду в нём кто-то ис­пы­ты­вал, кто-то про­сто ви­дел воз­мож­ность про­жить в хо­ро­ших ус­ло­ви­ях в сто­ли­це, за­вя­зать со­от­вет­ст­ву­ю­щие про­фес­си­о­наль­ные свя­зи. Хо­тя ни­кто не го­во­рил об этом вслух, но пре­по­да­ва­те­лям на­до бы­ло при­ме­нять­ся к сво­им слу­ша­те­лям. Ни­ка­ких ры­ча­гов ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но­го воз­дей­ст­вия быть не мог­ло – га­ран­тия прав­ле­ния Со­ю­за пи­са­те­лей.

И пер­вый же про­кол. По­ло­жим, все идей­но-пар­тий­ные дис­цип­ли­ны не под­ле­жа­ли об­суж­де­нию, спо­кой­но вос­при­ни­ма­лось ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, но вот ис­то­рия ис­кус­ст­ва вы­зва­ла взрыв. Слу­ша­те­ли от­ка­за­лись тра­тить на неё вре­мя, и это при­том, что лек­то­ром был при­гла­шён один из ве­ду­щих со­вет­ских ис­кус­ст­во­ве­дов про­фес­сор М.В. Ал­па­тов, да­лё­кий от пар­тий­ных пе­ре­хлё­с­тов ав­тор ря­да мо­но­гра­фи­че­с­ких тру­дов по рус­ско­му ис­кус­ст­ву, от­лич­но вла­дев­ший сло­вом. «Нет» кур­са ока­за­лось ка­те­го­рич­ным. Про­фес­сор пред­ло­жил в ка­че­ст­ве за­ме­ны вче­раш­нюю ас­пи­рант­ку МГУ. Прав­да, с учё­ной сте­пе­нью, с не­сколь­ки­ми на­уч­ны­ми кни­га­ми, ру­ко­во­ди­те­ля уни­вер­си­тет­ско­го се­ми­на­ра, счи­тав­шу­ю­ся хо­ро­шим лек­то­ром (дип­лом об окон­ча­нии Щеп­кин­ско­го те­а­т­раль­но­го учи­ли­ща). Её он про­сил об одол­же­нии, что­бы раз­ря­дить на­зрев­ший кон­фликт («хо­тя бы в по­ряд­ке опы­та!»).

Спи­сок слу­ша­те­лей тог­да не го­во­рил ни­че­го, се­го­дня – это стра­ни­цы эн­цик­ло­пе­дии на­шей ли­те­ра­ту­ры: Вик­тор Ас­та­фь­ев, Ев­ге­ний Но­сов, Ана­то­лий Зна­мен­ский, Но­вел­ла Мат­ве­е­ва, Юрий Гон­ча­ров (впро­чем, уже тог­да его на­зы­ва­ли рус­ским Ре­мар­ком), Рим­ма Ка­за­ко­ва, став­ший клас­си­ком Бе­ло­рус­сии Вла­ди­мир Ко­рот­ке­вич и его су­пру­га че­чен­ская по­этес­са Ра­и­са Ах­ма­то­ва, по­эты Ни­ко­лай Пан­кин и Вя­че­слав Куз­не­цов (вче­раш­ний офи­цер, ед­ва ли не един­ст­вен­ный су­мев­ший по-на­сто­я­ще­му до­стой­но вы­сту­пить про­тив сус­лов­ской кам­па­нии 62-го го­да), Сер­гей Ви­ку­лов, Юрий Пи­ляр, туль­чан­ка На­та­лья Па­ры­ги­на – все­го око­ло двад­ца­ти че­ло­век, сре­ди ко­то­рых не­яр­ких не бы­ло. Дру­гое де­ло – ко­му и ка­кая до­ста­лась до­ля пи­а­ра. В этом про­стой объ­ек­тив­но­с­ти – каж­дый зна­ет – не бы­ва­ет ни­ког­да. Са­мый вы­ра­зи­тель­ный при­мер – до­пу­щен­ные или не до­пу­щен­ные к уча­с­тию в на­зван­ных зна­ме­ни­ты­ми ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах Боль­шой ау­ди­то­рии По­ли­тех­ни­че­с­ко­го му­зея.

Обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем но­вой пре­по­да­ва­тель­ни­цы бы­ла ис­то­рия. Ис­то­ри­че­с­ких зна­ний ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ло, вре­ме­ни (и раз­ре­ше­ния!) на их по­пол­не­ние тем бо­лее. В ка­че­ст­ве вы­хо­да вы­ез­ды все­го кур­са по ис­то­ри­че­с­ким ме­с­там. Ав­то­бус с авиа­ци­он­ны­ми крес­ла­ми (Со­юз пи­са­те­лей, ко­неч­но, рас­по­ла­гал та­ки­ми). Са­мые даль­ние (что­бы уло­жить­ся с ран­не­го ут­ра до по­лу­но­чи) мар­ш­ру­ты: Вла­ди­мир, Ки­дек­ша, Суз­даль, Рос­тов Ве­ли­кий, Ту­ла, Пе­ре­славль За­лес­ский, Дми­т­ров, Яро­славль, де­сят­ки ма­лень­ких рус­ских го­род­ков, уса­деб, ещё Сер­ги­ев По­сад, Алек­сан­д­ров, Ра­до­неж. А по пу­ти рас­сказ об ис­то­рии, со­бы­ти­ях, ли­цах. И как не ме­нее обя­за­тель­ное до­пол­не­ние – уча­с­тие во всех по­езд­ках «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Рас­чёт был прост – её со­труд­ни­ки как ни­кто дру­гой зна­ли эти зем­ли «за Са­до­вым коль­цом». С ни­ми мож­но бы­ло ехать ед­ва ли не в лю­бое ме­с­то как к дав­но за­бы­тым, но всё рав­но род­ст­вен­ни­кам.

На­груз­ка? Да, она бы­ла поч­ти не­че­ло­ве­че­с­кой, но как же на гла­зах ме­нял­ся курс, сы­пав­ши­е­ся на все те­мы во­про­сы, но­вый ин­те­рес к ок­ру­жа­ю­ще­му ми­ру. По­жа­луй, толь­ко один раз «Лит.Рос­сия» ока­за­лась гос­тьей Выс­ших ли­те­ра­тур­ных кур­сов. На­ше пер­вое за­ня­тие – у стен и в сте­нах при­го­во­рён­но­го к сно­су до­ма XVII ве­ка на уг­лу Ма­ло­го и Ниж­не­го Кис­лов­ских пе­ре­ул­ков, не­по­сред­ст­вен­но у стен Кон­сер­ва­то­рии.

Так сло­жи­лось, тру­же­ни­ки ло­ма и буль­до­зе­ра ещё толь­ко на­ча­ли кру­шить с од­но­го уг­ла мо­гу­чую клад­ку «До­ма Ма­лю­ты Ску­ра­то­ва», как его на­зы­ва­ли в Моск­ве. «Под на­шу от­вет­ст­вен­ность» нам раз­ре­ше­но бы­ло вой­ти в рас­ку­ро­чен­ный дом, уже без рам и две­рей, под­нять­ся на вто­рой этаж без пе­рил, за­гля­нуть в свод­ча­тые бе­ло­ка­мен­ные под­ва­лы... И яро­ст­ный во­прос Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва: «Для че­го это?». От­вет был прост: для стро­и­тель­ст­ва ти­по­вой об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы. «Имен­но здесь? Обя­за­тель­но за счёт на­шей па­мя­ти?» Да, на дан­ной рай­он­ной тер­ри­то­рии ру­ко­во­ди­те­ли на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния ре­ши­ли уп­лот­нить учеб­ные за­ве­де­ния. «Что­бы рас­ска­зы­вать о вре­ме­нах Ива­на Гроз­но­го?!» И ед­ва ли не пер­вый раз со вре­ме­ни сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния га­зе­та сде­ла­ет по­пыт­ку вме­шать­ся, ос­та­но­вить. Ис­то­рия – де­ло пи­са­те­лей, со­хра­не­ние куль­ту­ры – тем бо­лее. Не се­бя, лю­би­мо­го и един­ст­вен­но­го, ок­ру­жён­но­го бо­лее или ме­нее гу­с­тым фи­ми­а­мом. Ты – как часть об­ще­го.

«А ес­ли бли­же к нам?» – во­прос Сер­гея Ви­ку­ло­ва. «По вре­ме­ни или по про­фес­сии?» И здесь за­вя­зы­ва­ет­ся узе­лок, на дол­гие го­ды ос­тав­ший­ся в жиз­ни га­зе­ты: «Что ж, пусть бу­дет Есе­нин». По­лу­кра­моль­ное имя. Ни­ка­ких из­да­ний, кро­ме «про­би­тых» Со­фьей Тол­стой с до­ступ­ным ей од­ной упор­ст­вом, поч­ти от­ча­я­ни­ем. Ни­ка­ко­го му­зей­но­го Кон­стан­ти­но­ва.

И на­до-то все­го-на­все­го вый­ти из во­рот, че­рез ко­то­рые ре­ву­щие са­мо­сва­лы вы­во­зят пыль ве­ков, – ря­дом со зда­ни­ем Кон­сер­ва­то­рии од­но­этаж­ная по­ст­рой­ка. По­ши­воч­ное ате­лье. Ма­га­зин­чик съе­ст­ных то­ва­ров. Го­мео­па­ти­че­с­кая ап­те­ка. Ещё со вре­мён нэ­па са­мая по­пу­ляр­ная в Моск­ве.

В ап­те­ку на­до уму­д­рить­ся втис­нуть­ся. Все­го-то ши­ри­на од­но­го ви­т­рин­но­го ок­на и хлю­па­ю­щая стек­лян­ная дверь. Узень­кая вин­то­вая ле­сен­ка на га­ле­рей­ку под вы­со­ким по­тол­ком. И на всю вы­со­ту стен стек­лян­ные шка­фы, яв­но не для фар­ма­цев­ти­че­с­ких нужд.

Все объ­яс­не­ния до вхо­да. Здесь по­ме­щал­ся книж­ный ма­га­зин Мос­ков­ско­го со­ю­за по­этов. Здесь ра­бо­тал про­дав­цом Есе­нин. С ут­ра ус­т­ра­и­вал­ся с ка­кой-ни­будь книж­кой на сту­пень­ках. Ку­да как не­о­хот­но от­зы­вал­ся на оче­ред­но­го по­ку­па­те­ля. Ча­с­то во­об­ще со­ве­то­вал «этой му­ры» не по­ку­пать. За­то ес­ли по­яв­ля­лись зна­ко­мые, лю­бил чи­тать соб­ст­вен­ные сти­хи. Ко­неч­но, но­вые. С ув­ле­че­ни­ем, до­стой­ным боль­шой эс­т­ра­ды. Стоя на той же вин­то­вой ле­ст­ни­це. И жив­ший в со­сед­нем (Чу­до­вом – Стан­ке­ви­ча – Воз­не­сен­ском) пе­ре­ул­ке уже зна­ме­ни­тый ар­хи­тек­тор И.В. Жол­тов­ский вспо­ми­нал, как бли­же к ве­че­ру, ког­да те­ни ло­жи­лись у до­мов, в зер­каль­ном ок­не мож­но бы­ло ви­деть зо­ло­тую го­ло­ву над кни­гой, а при уда­че вме­с­те со зна­ко­мы­ми по­эта ус­лы­шать и уди­ви­тель­ный по вы­ра­зи­тель­но­с­ти го­лос. Да­же ког­да лав­ку по­этов за­кро­ют и не ста­нет Есе­ни­на, он ино­гда бу­дет про­хо­дить ми­мо в на­деж­де уви­деть от­свет то­го пор­т­ре­та.

О си­ле впе­чат­ле­ния го­во­рить не при­хо­ди­лось. Мы зай­дём по­том во дво­рик до­ма ар­хи­тек­то­ра (как-ни­как жи­ли­ще Су­ма­ро­ко­ва, а со вре­ме­нем Ба­ра­тын­ско­го, при­ни­мав­ше­го всех сво­их со­вре­мен­ни­ков и дру­зей и Стан­ке­ви­ча). И сов­сем ри­с­ко­ван­ное пред­ло­же­ние пре­по­да­ва­те­ля: зай­ти в квар­ти­ру в Брю­со­вом пе­ре­ул­ке, где Есе­нин жил у жен­щи­ны с до­воль­но не­по­нят­ным кру­гом обя­зан­но­с­тей, ко­то­рая по­кон­чит с со­бой на его мо­ги­ле. «Уби­ли его! Уби­ли!» – ска­жет от­крыв­шая дверь трам­вай­ная кон­дук­тор­ша (чёр­ная ши­нель, ре­мень, сум­ка). Она и тог­да жи­ла с ма­те­рью в со­сед­ней квар­ти­ре. «А у неё со­весть за­зри­ла», – и с раз­ма­ху за­хлоп­нет дверь.

«Уби­ли» – эту по­зи­цию за­ня­ла «Лит.Рос­сия», и на дол­гие го­ды. За­се­да­ли вся­че­с­ко­го ро­да ко­мис­сии и ко­ми­те­ты по на­сле­дию, про­во­ди­ли рас­сле­до­ва­ния, ста­ви­ли точ­ку, а га­зе­та... В го­ды оша­ле­лой пе­ре­ст­рой­ки мы с за­ве­ду­ю­щим от­де­лом ин­фор­ма­ции Юри­ем Юш­ки­ным ки­да­ем­ся спа­сать по­след­нею квар­ти­ру Есе­ни­на в По­ме­ран­це­вом пе­ре­ул­ке – ту са­мую, из ко­то­рой он уе­дет на­вст­ре­чу сво­ей ги­бе­ли в Ле­нин­град. Её ещё про­дол­жа­ют за­ни­мать Тол­стые и бе­речь, бе­речь каж­дую ме­лочь то­го не­за­дав­ше­го­ся бра­ка.

Та са­мая тя­жё­лая ду­бо­вая дверь. Те­ле­фон­ный ап­па­рат с де­ре­вян­ной ко­роб­кой и дву­мя боль­ши­ми звон­ка­ми. Ве­шал­ка. Стой­ка для тро­с­тей и зон­тов. На кух­не, с ок­ном в сто­ро­ну Крым­ско­го мос­та и Моск­вы-ре­ки, со­сно­вый, скоб­лё­ный-пе­ре­скоб­лён­ный стол, та­бу­рет, на ко­то­ром Есе­нин, вста­вав­ший с рас­све­том, пил чай вме­с­те с при­слу­гой. В ван­ной ком­на­те та же ван­на – чу­гун­ная, на мо­гу­чих льви­ных ла­пах. В двух ком­на­тах, ко­то­рые за­ни­ма­ли Есе­нин с же­ной, те же книж­ные шка­фы, оваль­ный стол для ча­е­пи­тий. Дверь на бал­кон, от­ку­да Есе­нин вы­бро­сил свой пор­т­рет­ный бюст, вы­леп­лен­ный С.Т. Ко­нён­ко­вым.

Долж­но быть унич­то­же­но всё. Не по­то­му, что стал раз­ва­ли­вать­ся дом. И не по­то­му, что оче­ред­ные пе­ре­ст­ро­еч­ные пла­ны про­лег­ли че­рез не­го. На­обо­рот. Дом идёт на пол­ный ре­монт и мо­дер­ни­за­цию, по­то­му что в его квар­ти­рах ре­ши­ли обос­но­вать­ся «пра­вя­щие осо­бы» рай­он­но­го мас­шта­ба пе­ре­ст­ро­еч­ных лет.

«Лит.Рос­сия» – един­ст­вен­ная из цен­т­раль­ных га­зет! – вый­дет с по­лос­ным ма­те­ри­а­лом в за­щи­ту уже го­то­во­го под­лин­но ме­мо­ри­аль­но­го му­зея, бу­дет рас­сы­лать на все уров­ни пись­ма, тре­бо­вать от­ве­тов. Тол­стые ос­та­нут­ся един­ст­вен­ной се­мь­ёй, ко­то­рая без во­ды и све­та дол­гие не­де­ли про­дер­жит обо­ро­ну. Пусть бес­по­лез­но, но это бы­ла по­зи­ция пи­са­те­лей Рос­сии. Га­зе­те не раз­ре­шат толь­ко на­пе­ча­тать фо­то­гра­фию те­ла по­эта, со сме­щён­ной три­ан­гу­ля­ци­он­ной ли­ни­ей на шее и пу­ле­вым от­вер­сти­ем в ви­с­ке.

Дом И.Д. Сытина на Тверской
Дом И.Д. Сытина на Тверской

Удель­ный вес га­зе­ты – по­жа­луй, се­го­дня он у всех из­да­ний бли­зок к ну­лю. Ис­чез­ли бы­лые от­де­лы пи­сем. Дав­ным-дав­но за­бы­то свя­тое пра­ви­ло пе­ча­ти от­ве­чать на каж­дое об­ра­ще­ние (че­го сто­и­ли од­ни за­во­див­ши­е­ся на них кар­то­те­ки!). В «Лит.Рос­сии» этот скром­ный от­дел (един­ст­вен­ная тём­ная ком­нат­ка, до по­тол­ка за­ва­лен­ная кар­то­те­ка­ми, спра­воч­ни­ка­ми, един­ст­вен­ный стол и стул – по­се­ти­те­лям ос­та­ва­лось сто­ять на­вы­тяж­ку) по су­ти пре­до­пре­де­лил на­прав­ле­ние га­зе­ты – не­о­жи­дан­ную для всех яро­ст­ную борь­бу за па­мят­ни­ки куль­ту­ры и... име­на. На­деж­да Иль­и­нич­на Пан­фё­ро­ва уме­ла под­ни­мать на зна­мя нуж­ные «сиг­на­лы», бук­валь­но про­би­вать их на по­ло­сы «Лит.Рос­сии», а уж по­том со всех уч­реж­де­ний тре­бо­вать. Тре­бо­вать пись­мен­ных, обя­за­тель­но чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных от­ка­зов, что­бы и от­ка­зы пу­с­тить сно­ва в кан­це­ляр­ский обо­рот. Это ста­ло нор­мой: ес­ли «Лит.Рос­сия» бра­лась со­хра­нить дом И.Д. Сы­ти­на на Твер­ской, око­ло но­во­го зда­ния «Из­ве­с­тий», она его со­хра­ня­ла (до се­го­дняш­них дней!). Ес­ли в опас­но­с­ти ока­зы­вал­ся дом, где Лев Тол­стой на­пи­сал пер­вые стро­ки сво­их со­чи­не­ний, «Лит.Рос­сия» за­яв­ля­ла о нём, и в ви­х­ре бу­маж­ной во­ло­ки­ты дву­хэ­таж­ный скром­ный особ­ня­чок ос­та­вал­ся жить.

Зад­ним чис­лом мож­но ска­зать: по­доб­ная во­ин­ст­ву­ю­щая по­зи­ция ред­ко дик­то­ва­лась «Глав­ны­ми». Про­сто так по­лу­ча­лось, и по­сле­ду­ю­щее раз­ви­тие со­бы­тий ста­но­ви­лось не­из­беж­ным. Ста­тьи? Очер­ки? Ра­зоб­ла­че­ния? Они бы­ли ред­ко­с­тью (ес­ли во­об­ще по­яв­ля­лись!). Но что про­ти­во­сто­я­ло бы пись­му пи­са­те­ля в ре­дак­цию сво­ей га­зе­ты? Меж­ду тем пи­са­тель, ино­гда име­но­вав­ший­ся под псев­до­ни­мом про­сто «чи­та­те­лем», со­об­щал ис­то­рию па­мят­ни­ка и со­от­вет­ст­ву­ю­щих лет жиз­ни в нём важ­но­го для ис­то­рии че­ло­ве­ка и пред­ла­гал – об­ра­тить вни­ма­ние на его со­сто­я­ние, на от­сут­ст­вие ме­мо­ри­аль­ной до­с­ки. Это бы­ла це­лая си­с­те­ма трамп­ли­нов для по­сле­ду­ю­щих дей­ст­вий.

Но – не уда­лось от­сто­ять од­ну из пер­вых, на­сто­я­щих квар­тир Есе­ни­на на Стро­че­нов­ском пе­ре­ул­ке. А ведь дом был сов­сем жи­вой и нуж­дал­ся раз­ве что в ко­с­ме­ти­че­с­ком ре­мон­те, хо­тя был сруб­лен из про­стых брё­вен. Вме­с­те с ре­дак­то­ра­ми «Лит.Рос­сии» (а раз­ве это вхо­ди­ло в их обя­зан­но­с­ти?) мы под­ни­ма­лись по до­б­рот­ной де­ре­вян­ной ле­ст­ни­це на вто­рой этаж, в уг­ло­вую ком­на­ту с дву­мя ок­на­ми, и внуч­ка тог­даш­не­го, по­мнив­ше­го от­ца Есе­ни­на, двор­ни­ка по­ка­зы­ва­ла крас­ный угол, где бы­ла бож­ни­ца и сто­ял чай­ный стол с при­сто­ль­ем для са­мо­ва­ра: «Он у нас на кух­не, хо­ти­те, по­смо­т­ри­те)».

А дом ме­шал всем – глав­но­му ар­хи­тек­то­ру тог­даш­не­го Гла­вА­ПУ (имен­но на этом ме­с­те пла­ни­ро­вал­ся су­пер­со­в­ре­мен­ный про­до­воль­ст­вен­ный ры­нок), рек­то­ру со­сед­не­го Пле­ха­нов­ско­го ин­сти­ту­та (пор­тил вид на толь­ко что по­ст­ро­ен­ное зда­ние), рай­и­с­пол­ко­му (то­же те­бе, в по­ря­доч­ном рай­о­не двор за де­ре­вян­ным за­бо­ром да ещё при­вле­ка­ю­щий столь­ко на­ро­да!). Ни­ка­кие ко­ми­те­ты по на­сле­дию не по­мог­ли. Толь­ко имен­но «Лит.Рос­сия» не от­сту­па­лась. И как не вспом­нить ог­нен­но-ры­жую, всю в вол­нах ку­д­рей кра­са­ви­цу Ле­ноч­ку Снеж­ко, сту­чав­шу­ю­ся в на­чаль­ст­вен­ные ка­би­не­ты, хо­тя ед­ва ли не са­мы­ми не­пре­одо­ли­мы­ми бы­ли со­мне­ния «Глав­но­го», не ис­кав­ше­го ос­лож­не­ний в сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни. А ок­ру­жа­ю­щие жи­те­ли как мог­ли бо­ро­лись с тог­даш­ни­ми бом­жа­ми, сно­ва и сно­ва за­ко­ла­чи­ва­ли до­с­ка­ми вход­ные две­ри, под­ме­та­ли по­лы в об­ре­чён­ном до­ме и с от­ча­я­ни­ем по­ка­зы­ва­ли об­рыв­ки ста­рых обоев на сте­нах есе­нин­ской ком­на­ты (ведь всё ещё мож­но так лег­ко вос­ста­но­вить!).

Под­лин­ность – с те­че­ни­ем лет ста­но­вит­ся по­нят­ным, объ­ек­тив­но «Лит.Рос­сия» бо­ро­лась за под­лин­ность на­шей куль­ту­ры. Да, дом на Стро­че­нов­ском пе­ре­ул­ке вос­ста­но­ви­ли (от­ст­ро­и­ли за­но­во), как и так на­зы­ва­е­мую усадь­бу А.Н. Ос­т­ро­вско­го в Го­ли­ков­ском пе­ре­ул­ке За­мо­ск­во­ре­чья. Пе­ре­нес­ли на со­вер­шен­но но­вое ме­с­то, ус­т­ро­и­ли как ку­пе­че­с­кую усадь­бу со все­ми при­зна­ка­ми до­ста­точ­но­го жи­лья – и это вме­с­то са­мо­го скром­но­го до­ма цер­ков­но­го при­чет­ни­ка, вы­хо­див­ше­го ок­на­ми не в сад и на цвет­ни­ки, а на сте­ны зна­ме­ни­той церк­ви, где хра­ни­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Тро­е­ру­чи­цы». Воз­ра­же­ния ав­то­ров «Лит.Рос­сии» здесь ни­че­го не мог­ли про­ти­во­по­с­та­вить це­ло­му син­к­ли­ту спе­ци­а­ли­с­тов по ис­то­рии те­а­т­ра – учё­но­му Со­ве­ту Го­су­дар­ст­вен­но­го те­а­т­раль­но­го Ба­х­ру­шин­ско­го му­зея.

Бит­ва за па­мять И.С. Тур­ге­не­ва бы­ла вы­иг­ра­на на­по­ло­ви­ну, по­лос­ная ста­тья «Му­зей? Опять му­зей!» ос­та­но­ви­ла пол­ную пе­ре­дел­ку до­ма (за­но­во про­руб­лен­ные ок­на, две­ри, пе­ре­не­сён­ные пе­ре­го­род­ки, на­гро­мож­дён­ные ле­ст­ни­цы – все­го не пе­ре­числишь). В от­дел, ко­то­рым за­ве­до­вал А.А. Бар­ха­тов, был при­гла­шён глав­ный ин­же­нер пред­при­я­тия, арен­до­вав­ше­го ме­мо­ри­аль­ный дом. Мог и не прий­ти. При­шёл. Его ор­га­ни­за­ция (ДCO «Спар­так») ши­ла у Тур­ге­не­ва тру­сы для фут­бо­ли­с­тов (дру­го­го ме­с­та для по­ши­воч­но­го це­ха нель­зя бы­ло при­ду­мать!), вти­ха­ря вы­ры­ла под­валь­ный этаж по пе­ри­ме­т­ру ис­то­ри­че­с­ко­го фун­да­мен­та, две лич­ные ком­на­ты Ива­на Сер­ге­е­ви­ча обо­ру­до­ва­ла под бух­гал­те­рию (для де­нег спо­кой­нее бы­ло пре­бы­ва­ние на ан­т­ре­со­лях).

Один за дру­гим го­во­ри­ли жур­на­ли­с­ты, объ­яс­ня­ли, убеж­да­ли – и слу­чи­лось не­ве­ро­ят­ное. То, че­го не сде­лал го­род, все ин­сти­ту­ты ли­те­ра­ту­ры и об­ще­ст­ва ох­ра­ны. Тру­сы не пе­ре­ста­ли та­чать в ре­корд­ном тем­пе. Но «Спар­так» по­тра­тил­ся на строй­бат, что­бы под­но­вить сруб пер­вой чет­вер­ти XIX ве­ка, пе­ре­дел­ки бы­ли от­ме­не­ны вну­т­ри особ­ня­ка, со­хра­нён ве­ко­вой вяз у окон тур­ге­нев­ских ком­нат и – в при­хо­жей, на по­кры­том кру­жев­ной сал­фет­кой сто­ли­ке по­яви­лись ис­кус­ст­вен­ные цве­ты в пласт­мас­со­вой ва­зоч­ке под вы­ре­зан­ным из ка­ко­го-то жур­на­ла пор­т­ре­том пи­са­те­ля. Это уже был дом Ива­на Сер­ге­е­ви­ча Тур­ге­не­ва, о чём уз­на­вал каж­дый, пе­ре­сту­пав­ший его по­рог. Дом ос­во­бо­ди­ли от арен­да­то­ра толь­ко на по­ро­ге 2009 го­да, и как же стыд­но, что один из де­пу­та­тов гор­ду­мы, ве­да­ю­щий её куль­тур­ной про­грам­мой, пред­ло­жил «ожи­вить» бу­ду­щий му­зей ор­га­ни­за­ци­ей в нём по­сто­ян­но дей­ст­ву­ю­ще­го ла­зер­но­го шоу с уча­с­ти­ем ар­ти­с­тов «про ги­бель со­бач­ки Му­му»! Но уж к это­му «Лит.Рос­сия» при­ча­ст­ной быть не мог­ла.

Се­го­дня как-то уди­ви­тель­но ти­хо был обой­дён вни­ма­ни­ем ве­ли­чай­ший юби­лей на­шей ли­те­ра­ту­ры – 200-ле­тие со дня рож­де­ния Го­го­ля. Не вы­шло ака­де­ми­че­с­кое из­да­ние со­бра­ния со­чи­не­ний, не со­зда­н ме­мо­ри­аль­ный му­зей-усадь­ба, не пе­ре­не­сён на пер­во­на­чаль­ное своё ме­с­то в цен­т­ре Ар­бат­ской пло­ща­ди один из луч­ших в ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ст­ва па­мят­ни­ков ра­бо­ты Н.А. Ан­д­ре­е­ва. Всё это как про­грам­ма-ми­ни­мум.

Из­ве­ст­но, что по­доб­но­го из­да­ния со­чи­не­ний Го­го­ля не вы­хо­ди­ло ни­ког­да. Нет в Рос­сии ни од­но­го му­зея ве­ли­ко­го пи­са­те­ля. И прав ми­нистр куль­ту­ры РФ А.А. Ав­де­ев, ска­зав­ший в те­ле­ин­тер­вью, что до тех пор, по­ка ис­то­ри­че­с­кий дом не бу­дет ос­во­бож­дён от все­лён­ной в не­го го­род­ской биб­ли­о­те­ки № 2, ни о ка­кой его му­зе­е­фи­ка­ции не мо­жет быть и ре­чи, но имен­но та­кой му­тант с на­чин­кой из ла­зер­но­го шоу «про Го­го­ля, его зна­ко­мых и смерть пи­са­те­ля» ос­тав­лен су­ще­ст­во­вать. Что зна­чат со­об­ра­же­ния Мин­куль­та по срав­не­нию с тем об­сто­я­тель­ст­вом, что зем­ля усадь­бы, са­мый дом и, глав­ное, биб­ли­о­те­ка со­став­ля­ют соб­ст­вен­ность го­ро­да. На­ко­нец, ко­го се­го­дня вол­ну­ет, что был со­здан и по­став­лен ан­д­ре­ев­ский па­мят­ник на со­бран­ные по ко­пей­кам на­род­ные день­ги на ме­с­те, вы­бран­ном са­ми­ми моск­ви­ча­ми. По ны­неш­ним пред­став­ле­ни­ям, он ку­да луч­ше смо­т­рит­ся в про­ход­ном дво­ре у две­рей всё той же биб­ли­о­те­ки на фо­не кух­ни гру­зин­ско­го ре­с­то­ран­чи­ка, за­няв­ше­го часть уса­деб­ной зем­ли, на фо­не ог­ром­ной, про­тя­ну­той вдоль Мерз­ля­ков­ско­го пе­ре­ул­ка рек­ла­мы ноч­но­го клу­ба «С.О.С.», ещё не­дав­но имев­шей не­боль­шое, но, ду­ма­ет­ся, су­ще­ст­вен­ное до­пол­не­ние: «для муж­чин».

И сно­ва стра­ни­цы про­шло­го «Лит.Рос­сии». Это с её по­мо­щью ещё в 1966 го­ду на­чи­на­ет­ся борь­ба за от­се­ле­ние пре­вра­щён­но­го в Во­ро­нью сло­бод­ку го­го­лев­ско­го до­ма. На ос­но­ва­нии толь­ко что при­ня­то­го пра­ви­тель­ст­вом РСФСР За­ко­на об ох­ра­не и ис­поль­зо­ва­нии ис­то­ри­че­с­ких и куль­тур­ных па­мят­ни­ков. Здесь уме­ща­лись и ком­му­нал­ки, и да­же ре­дак­ция жур­на­ла «РТ», и ещё ка­кие-то ор­га­ни­за­ции. А жур­нал «Кол­хоз­ни­ца» в свя­зи с юби­ле­ем пи­са­те­ля в 1939 го­ду на­пе­ча­тал ин­тер­вью с жиль­цом ка­би­не­та Го­го­ля, ра­бо­чим од­но­го из мос­ков­ских за­во­дов с сы­ном-сту­ден­том. Жи­лец го­во­рил, что все они по­мнят Го­го­ля и в об­ще-то до­воль­ны сво­ей ком­на­той, ес­ли не счи­тать слиш­ком близ­ко к зем­ле рас­по­ло­жен­ных окон, и по­ка­зы­вал ка­кую-то книж­ку пи­са­те­ля.

По­на­до­би­лось семь лет, что­бы от­се­лить и при­ве­с­ти в по­ря­док дом, но ког­да пол­но­стью от­ре­мон­ти­ро­ван­ный он был пред­ло­жен в ка­че­ст­ве го­го­лев­ско­го му­зея Го­су­дар­ст­вен­но­му ли­те­ра­тур­но­му му­зею, ди­рек­тор по­след­не­го – Н.Ша­ха­ло­ва – ка­те­го­ри­че­с­ки от­ка­за­лась от по­доб­но­го по­пол­не­ния. Пред­лог – от­сут­ст­вие под­лин­ных го­го­лев­ских ве­щей и... со­труд­ни­ков, за­ни­ма­ю­щих­ся «дан­ным пи­са­те­лем». В ре­зуль­та­те су­до­рож­ные по­ис­ки но­во­го жиль­ца и слу­чай­но под­вер­нув­ша­я­ся биб­ли­о­те­ка «До­лой не­гра­мот­ность!», со­здан­ная по ини­ци­а­ти­ве Н.К. Круп­ской, с си­с­те­мой кни­го­нош. У неё, на­хо­див­шей­ся на со­сед­ней Боль­шой Ни­кит­ской ули­це, об­ру­ши­лась кров­ля. Книж­ный фонд, очень слу­чай­ный и из­но­шен­ный, был пе­ре­ме­щён в ме­мо­ри­аль­ный дом.

Но у не­о­жи­дан­но­го хо­зя­и­на бы­ли свои тре­бо­ва­ния. Дом сно­ва ока­зал­ся на ре­мон­те и – пе­ре­пла­ни­ров­ке. Где-то по­тре­бо­ва­лось ус­т­ро­ить або­не­мент, в дру­гом ме­с­те, унич­то­жив ком­на­ты гра­фа А.П. Тол­сто­го, – чи­таль­ный зал. По­яви­лись под­соб­ные и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния, а глав­ное – имен­но в ме­мо­ри­аль­ных ком­на­тах обо­ру­до­вать по по­след­не­му сло­ву тех­ни­ки кни­го­хра­ни­ли­ще с бро­не­стел­ла­жа­ми и со­от­вет­ст­вен­но про­ло­жен­ны­ми по по­лу рель­са­ми.

Ос­та­лось ли это в ис­то­рии га­зе­ты? По пись­мам чи­та­те­лей она сно­ва вме­ша­лась в судь­бу до­ма и – до­би­лась оче­ред­ной ре­кон­ст­рук­ции. Го­го­лев­ская по­ло­ви­на бы­ла вос­ста­нов­ле­на, при­ня­то ре­ше­ние об от­кры­тии ме­мо­ри­аль­но­го от­де­ла при биб­ли­о­те­ке, под на­блю­де­ни­ем Ли­те­ра­тур­но­го му­зея ре­ше­но при­дать ком­на­там жи­лой вид. Сбор­ная ме­бель со­ста­ви­ла об­ста­нов­ку ка­би­не­та (ди­ван – из ме­бе­ли М.П. По­го­ди­на, оваль­ный стол – А.Н. Ос­т­ро­вско­го, ос­таль­ное по ти­по­ло­ги­че­с­ко­му прин­ци­пу, тем бо­лее что Го­голь ни­ко­го не впу­с­кал в свой ка­би­нет и по­дроб­но­го опи­са­ния его про­сто не ос­та­лось). Пе­ред­нюю ком­на­ту за­ня­ли щи­ты из ПВА на мо­гу­чих под­став­ках с ко­пи­я­ми до­ку­мен­тов, ко­то­рые поз­во­ля­ли про­ве­с­ти стан­дарт­ную экс­кур­сию по «жиз­ни и твор­че­ст­ву».

Вме­ша­тель­ст­во «Лит.Рос­сии» не за­ста­ви­ло се­бя ждать, и уже в но­я­б­ре 1975 го­да Олег Вол­ков на стра­ни­цах га­зе­ты пи­шет о пер­вой го­го­лев­ской «сре­де» в но­вом ме­мо­ри­а­ле, о да­рах моск­ви­чей – со­вре­мен­ных Го­го­лю ве­щах (ка­мин­ные ча­сы, под­свеч­ни­ки, ши­тый ко­вёр руч­ной ра­бо­ты на по­лу у ди­ва­на, щип­цы для сня­тия на­га­ра со свеч – все­го не пе­ре­чтёшь) и про­грам­мах ис­сле­до­ва­те­ля твор­че­ст­ва пи­са­те­ля с уча­с­ти­ем звёзд та­ко­го род­но­го Го­го­лю Ма­ло­го Те­а­т­ра: «За­гад­ка «Нев­ско­го про­спек­та» и шесть при­ез­дов Го­го­ля в Моск­ву. Сре­ди ак­тё­ров-ис­пол­ни­те­лей Еле­на Го­го­ле­ва, Ми­ха­ил Ца­рёв, Ми­ха­ил Жа­ров, Эду­ард Мар­це­вич, Ге­ор­гий Ку­ли­ков, Бо­рис Клю­ев, Пров Са­дов­ский и Алек­сан­д­ра Щеп­ки­на – по­след­ние пред­ста­ви­те­ли ве­ли­ких ак­тёр­ских ди­на­с­тий на сце­не «До­ма Щеп­ки­на». «Сре­ды» про­су­ще­ст­во­ва­ли с 1975 до 1988 го­да, вы­во­зи­лись на га­с­т­ро­ли в тог­даш­ний Пе­тер­бург, мос­ков­ский ЦДЛ. А ак­тё­ры – все­го за эти го­ды их вы­сту­пи­ло 92 че­ло­ве­ка, поч­ти вся труп­па Ма­ло­го те­а­т­ра. И ес­ли бы не «Лит.Рос­сия», на­плыв зри­те­лей не был бы та­ким боль­шим. Кста­ти, это в од­ну из «Сред» внуч­ка скульп­то­ра Н.А. Ра­ма­за­но­ва, сни­мав­ше­го ма­с­ку с пи­са­те­ля, пе­ре­да­ла ме­мо­ри­аль­ным ком­на­там хра­нив­ший­ся в се­мье сле­пок, как и ху­дож­ник про­фес­сор Элий Бе­лю­тин – чер­ниль­ни­цу из се­мьи Го­го­ля.

Вещь не­ве­ро­ят­ная, но в об­рат­ной пер­спек­ти­ве лет ста­но­вит­ся осо­бен­но оче­вид­ным, на­сколь­ко «Лит.Рос­сия» до­ка­зы­ва­ла не­об­хо­ди­мость со­зда­ния ме­мо­ри­аль­но­го му­зея с со­от­вет­ст­ву­ю­щим ста­ту­сом, на­сколь­ко под­дер­жи­вал её сво­и­ми си­ла­ми Ма­лый те­атр, на­столь­ко всё бо­лее жё­ст­ко со­про­тив­ля­лось им Биб­ли­о­теч­ное уп­рав­ле­ние Мос­со­ве­та, а за­тем и Ко­ми­те­та по куль­ту­ре при пра­ви­тель­ст­ве Моск­вы. Кон­чи­на ди­рек­то­ра биб­ли­о­те­ки Еле­ны Алек­сан­д­ров­ны Хру­щё­вой по­ло­жи­ла ко­нец про­ти­во­сто­я­нию. Все свя­зи с га­зе­той и те­а­т­ром бы­ли обо­рва­ны. На­сту­пи­ла по­ра, ко­то­рую мож­но на­звать псев­до­на­уч­ным кап­су­ли­ро­ва­ни­ем. Про­хо­див­шие «ме­ро­при­я­тия» при всей сво­ей фор­маль­ной свя­зи с пи­са­те­лем не име­ли от­но­ше­ния к на­уч­ной скру­пу­лёз­ной раз­ра­бот­ке и на­кап­ли­ва­нию соб­ст­вен­но ме­мо­ри­аль­ных ма­те­ри­а­лов. И прав был Ирак­лий Ан­д­ро­ни­ков, бур­но от­ста­и­вав­ший идею му­зея вме­с­те с Дми­т­ри­ем Жу­ко­вым: «Толь­ко под­лин­ность со­зда­ёт ту не­по­вто­ри­мую ау­ру ме­мо­ри­аль­но­с­ти, ко­то­рую каж­дый из нас со­хра­ня­ет в се­бе как ве­ли­чай­шую цен­ность на всю жизнь». Ни­ка­кие ла­зер­ные шоу и гла­мур­ные ин­те­рь­е­ры, ко­то­ры­ми на­пол­не­ны се­го­дня ком­на­ты пи­са­те­ля, не спо­соб­ны при­бли­зить к ним ни од­но­го че­ло­ве­ка.

Был в ис­то­рии на­шей «Лит.Рос­сии» и ещё один эпи­зод, о ко­то­ром ско­рее все­го не зна­ют или пред­по­чи­та­ют умал­чи­вать ис­то­ри­ки – пе­чаль­но зна­ме­ни­тый эпи­зод не­пар­ла­мен­тар­но­го по­ве­де­ния Хру­щё­ва в Ма­не­же в ос­но­ве сво­ей имел вы­став­ку, ор­га­ни­зо­ван­ную на Выс­ших ли­те­ра­тур­ных кур­сах по ини­ци­а­ти­ве «Лит.Ро­о­сии».

Вес­на 1962-го. В Моск­ве уже во­семь лет ра­бо­та­ла сво­е­об­раз­ная шко­ла для про­фес­си­о­наль­ных ху­дож­ни­ков (фор­маль­но – при Все­со­юз­ном ин­сти­ту­те по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ру­ко­во­дя­щих ра­бот­ни­ков по­ли­гра­фи­че­с­кой про­мы­ш­лен­но­с­ти). Про­грам­ма, рас­счи­тан­ная на три го­да за­ня­тий её со­зда­те­лем и ру­ко­во­ди­те­лем жи­во­пис­цем Э.М. Бе­лю­ти­ным (уче­ни­ком Ари­с­тар­ха Лен­ту­ло­ва, Вла­ди­ми­ра Тат­ли­на и Льва Бру­ни), ос­но­вы­ва­лась на си­с­те­ме твор­че­с­ких те­с­тов-уп­раж­не­ний, ко­то­рые долж­ны бы­ли по­мочь каж­до­му ху­дож­ни­ку не­пред­взя­то ви­деть и ощу­щать дей­ст­ви­тель­ность и пе­ре­да­вать её сво­и­ми сред­ст­ва­ми. По су­ти, это бы­ла ге­ге­ль­ян­ская си­с­те­ма сущ­но­ст­ных сил, скры­тых (но да­ле­ко не все­гда рас­кры­ва­ю­щих­ся на прак­ти­ке) твор­че­с­ких воз­мож­но­с­тей че­ло­ве­ка. От­сю­да пол­ное от­сут­ст­вие бла­го­ст­но­го од­но­об­ра­зия, «сча­ст­ли­вой» жиз­ни, ста­ра­тель­но вы­пи­сан­ных фо­то­ко­пий, но не­о­жи­дан­ные сю­же­ты, точ­ки зре­ния, по-на­сто­я­ще­му пе­ре­жи­тое ху­дож­ни­ком ви­де­ние ми­ра, ког­да глав­ным вы­ра­зи­те­лем эмо­ции ста­но­вил­ся цвет.

Мы до­го­ва­ри­ва­ем­ся о вос­кре­се­нье. Все­го на один день уго­во­рим ху­дож­ни­ков при­вез­ти свои ра­бо­ты на ВЛК (ко­то­рые за­ни­ма­ли к это­му вре­ме­ни фли­гель по Твер­ско­му буль­ва­ру) и по­смо­т­рим их вме­с­те с «Лит.Рос­си­ей». Ока­за­лось око­ло двад­ца­ти уча­ст­ни­ков. Без ма­ло­го пол­то­ра­с­та ра­бот, и у вхо­да (по при­гла­ше­нию ре­дак­ции?) тех­ни­че­с­кие ма­ши­ны Все­со­юз­но­го ра­дио и те­ле­ви­де­ния. Вче­раш­ние ау­ди­то­рии не вме­ща­ли всех же­ла­ю­щих.

Не­до­уме­ние зри­те­лей бы­ло об­щим и раз­ным. Для млад­ше­го по­ко­ле­ния всё ви­де­лось впер­вые – об­на­жён­ный и обо­ст­рён­ный кон­такт с обо­ст­рён­ным пе­ре­жи­ва­ни­ем ху­дож­ни­ка. Для стар­ше­го – не­по­сред­ст­вен­ность впе­чат­ле­ния сти­ра­лась опа­се­ни­я­ми и вос­по­ми­на­ни­я­ми. Преж­де все­го опа­се­ни­я­ми. Раз­го­во­ры на вы­став­ке. Юрий Пи­ляр: «Всё, что не име­ет пря­мо­го фо­то­гра­фи­че­с­ко­го по­до­бия, бу­дет ка­рать­ся. Имен­но ка­рать­ся. Или вы­кор­чё­вы­вать­ся. Я сам был в Ма­ут­ха­у­зе­не ря­дом с не­мец­ким ху­дож­ни­ком, поз­во­лив­шим се­бе чуть от­сту­пить от ви­зу­аль­но­го сход­ст­ва. Для «Ве­ли­кой Гер­ма­нии» он от­но­сил­ся к «не­до­че­ло­ве­кам». У нем­цев су­ще­ст­во­вал оп­ре­де­лён­ный прин­цип: тот, кто ви­дит ина­че, чем обы­ва­тель, под­ле­жит ис­треб­ле­нию. Впро­чем, бы­ла и аль­тер­на­ти­ва: тор­же­ст­вен­но от­речь­ся от за­ня­тий ис­кус­ст­вом. Это очень под­дер­жи­ва­лось и по­ощ­ря­лось. Вот уви­ди­те, и эти ре­бя­та...» – «Но ваш со­ла­гер­ник...» – «Да не за­хо­тел и ду­мать об от­ка­зе». – «Зна­чит, воз­мож­но и та­кое».

Ху­дож­ник Па­вел Куз­не­цов сре­ди мо­ло­дых пи­са­те­лей: «Не на­до ко­пать­ся в рас­хож­де­ни­ях по по­во­ду от­дель­ных изо­б­ра­зи­тель­ных про­блем! Это со­вер­шен­но не­до­пу­с­ти­мо. Мы и так по­те­ря­ли рус­ское ис­кус­ст­во, по­то­му что са­ми за­ни­ма­лись вы­яс­не­ни­я­ми твор­че­с­ких сче­тов. А они объ­е­ди­ня­лись! А у них, «пра­виль­ных», и тог­да, ещё в кон­це 20-х го­дов, жи­во­пись ис­треб­ля­ли. Всё бы­ло про­сто. Его ве­ли­че­ст­во рубль. Как его за­по­лу­чить, как с ним, же­лан­ным, спра­вить­ся. И про­бле­ма у хол­ста од­на – сбыть бы по­вы­год­нее. Зна­чит, по­нра­вить­ся на­до».

Те­ле­ви­зи­он­щи­ки то­ро­пят с на­ча­лом – ма­те­ри­ал дол­жен пой­ти в по­след­них из­ве­с­ти­ях. Не раз­вер­нуть­ся с ка­бе­ля­ми, ап­па­ра­ту­рой, не раз­дви­нуть сплош­ной тол­пы.

Го­во­рит Ана­то­лий Жи­гу­лин. Го­во­рит Бо­рис Слуц­кий – о на­деж­дах, по­рож­дён­ных вой­ной, и ра­зо­ча­ро­ва­ни­ях, при­не­сён­ных жда­нов­щи­ной. Вой­на бы­ла вы­иг­ра­на ве­ли­ким до­ве­ри­ем к че­ло­ве­ку. Вы­нуж­ден­ным. Про­тив­ным ста­лин­ско­му ап­па­ра­ту. Но ко­то­ро­му в тех ус­ло­ви­ях ап­па­рат не мог про­ти­во­сто­ять. Оте­че­ст­вен­ная вой­на не мо­жет быть вой­ной по при­ка­зу. Че­ло­век был сво­бо­ден в еди­ном со все­ми стрем­ле­нии вер­нуть мир зем­ле. «И этот мир был очень по­хож на тот, ко­то­рый мы сей­час на этих сте­нах ви­дим: не бес­смыс­лен­но ра­до­ст­ный, но убе­див­ший­ся в ни с чем не срав­ни­мой цен­но­с­ти жиз­ни». Слуц­кий чи­та­ет стро­ки, яв­но не зна­ко­мые ни­ко­му из при­сут­ст­ву­ю­щих. Под впе­чат­ле­ни­ем ще­мя­ще про­зрач­но­го в сво­ей мгно­вен­ной без­за­щит­но­с­ти «Инея» Майи Фи­лип­по­вой:

 

Бе­лый снег – не бе­лый, а свет­лый.

Нет, не свет­лый – си­я­ю­щий снег.

И ка­кие-то тёп­лые ве­т­ры

На­ве­ва­ют его на всех.

Да, зи­ма, а теп­ло, как в мае,

Ночь, а буд­то ут­ром свет­ло.

Это сча­с­тье

во мне рас­све­ло,

Воз­вы­шая, при­под­ни­мая...

 

А ещё пей­заж на­шей зем­ли, про­сто тя­жё­лой, сли­па­ю­щей­ся в тём­ные лип­кие ком­ки зем­ли вче­раш­не­го фрон­то­ви­ка Л.Д. Гриб­ко­ва, от­ша­гав­ше­го от звон­ка до звон­ка и фин­скую, и Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную. Ря­до­вым. В пе­хо­те. И оку­тан­ный при­зрач­ной си­не­вой «Кремль» с вспы­хи­ва­ю­щи­ми про­све­та­ми кир­пич­ных ба­шен Ни­ко­лая Кры­ло­ва... Все они ока­жут­ся в Ма­не­же под по­то­ком пло­щад­ной бра­ни ген­се­ка, ко­то­рый – те­перь-то это оче­вид­но – про­сто ис­пу­гал­ся, что так мно­го ху­дож­ни­ков (к то­му вре­ме­ни бо­лее двух ты­сяч) мо­гут су­ще­ст­во­вать и ра­бо­тать не по ко­ман­де твор­че­с­ко­го со­ю­за, чув­ст­во­вать се­бя не­за­ви­си­мы­ми. Ис­пол­нен­ны­ми чув­ст­ва соб­ст­вен­но­го до­сто­ин­ст­ва.

Ко­неч­но, они ос­та­лись в па­мя­ти – про­ку­рен­ные ко­ри­до­ры, пыль­ный воз­дух, очень да­же скром­ный (по на­шим ны­неш­ним пред­став­ле­ни­ям) бу­фет, ку­да тор­же­ст­вен­но хо­ди­ли пить так на­зы­ва­е­мый ко­фе. И се­ре­ю­щие к кон­цу дня от ус­та­ло­с­ти ли­ца со­труд­ни­ков. Да­же не­уго­мон­но­го Ан­д­рю­ши Чер­но­ва, так упор­но сто­яв­ше­го на том, что на­ши пра­пред­ки не го­во­ри­ли, а вы­пе­ва­ли рус­скую речь, и преж­де все­го «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве». И бе­за­пел­ля­ци­он­но­го Ни­ко­лая Ели­на, упор­но на­ста­и­вав­ше­го, что ме­ня с мо­ей жиз­нен­ной по­зи­ци­ей и убеж­де­ни­я­ми не­пре­мен­но вы­тес­нят из стра­ны. И фо­то­гра­фов... Но вспо­ми­на­ет­ся дру­гое. Та са­мая «Лит.Рос­сия», ко­то­рая чув­ст­во­ва­ла се­бя по­че­му-то от­вет­ст­вен­ной за це­лую стра­ну. И по­да­рен­ные ею три ла­у­ре­ат­ских зва­ния. Спа­си­бо ей. Боль­шое.


Нина МОЛЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования