Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 05.06.2009

Часы без стрелок

«Доходное место» А.Н. Островского.   Вологодская версия

 

 Во­ло­год­ско­му го­су­дар­ст­вен­но­му дра­ма­ти­че­с­ко­му те­а­т­ру 160 лет. При та­ком со­лид­ном воз­ра­с­те, что стран­но, он не об­ла­да­ет ни зва­ни­ем ака­де­ми­че­с­ко­го, ни но­сит чьё-ли­бо имя. От­ку­да та­кая «скром­ность» – Бог весть, но, ка­жет­ся, за ней сто­ит ка­кое-то не­бре­же­ние к са­мим се­бе: ведь в со­вет­ские го­ды, да и в пер­вые не­со­вет­ские по­лу­чить имя бы­ло мож­но, учи­ты­вая ус­той­чи­вое убеж­де­ние, что в лю­бом об­ла­ст­ном го­ро­де са­мый глав­ный те­атр – это те­атр дра­ма­ти­че­с­кий. И эта ие­рар­хи­че­с­кая ус­та­нов­ка в сущ­но­с­ти сво­ей пра­виль­на. Дра­ма­ти­че­с­кий те­атр – это, не­пре­мен­но, ви­зит­ная кар­точ­ка го­ро­да. Это те­атр, пред­став­ля­ю­щий по всей Рос­сии преж­де все­го клас­си­че­с­кий рус­ский ре­пер­ту­ар (а усом­нить­ся в том, что се­го­дня это важ­ней­шая за­да­ча, не поз­во­ля­ет «прав­да жиз­ни» – клас­си­ку со­вре­мен­ная мо­ло­дежь го­то­ва ско­рее смо­т­реть на сце­не и в ки­но, чем чи­тать.). И те­перь, ког­да в по­ры­ве сво­бо­ды те­а­т­раль­ные де­я­те­ли плю­ну­ли на зва­ния для сво­их те­а­т­ров или, как О.Та­ба­ков, ис­ко­ре­ни­ли в на­зва­нии сло­во «ака­де­ми­че­с­кий» (хо­тя по­че­му, на­при­мер, он лич­но не от­ка­зал­ся от сво­их зва­ний, в том чис­ле и на­род­но­го ар­ти­с­та – не­по­нят­но!) – те­перь стать «ака­де­ми­че­с­ким» не ме­нее слож­но, чем най­ти же­ла­ю­щих стать глав­ны­ми ре­жис­сё­ра­ми или ху­д­ру­ка­ми в про­вин­ции. Про­ще ста­ло жить ина­че: при­ехал, по­ста­вил и… уе­хал.

Но Во­лог­де по­вез­ло. Зу­раб На­но­баш­ви­ли на­чал ра­бо­тать в те­а­т­ре в 2001 го­ду, и сло­во «ра­бо­тать» тут, по­жа­луй, при­хо­дит­ся к ме­с­ту: нуж­но бы­ло вы­ст­ра­и­вать ре­пер­ту­ар­ную по­ли­ти­ку, ра­бо­тать с ак­тё­ра­ми и ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей те­а­т­ра, пре­одо­ле­вая ес­те­ст­вен­ное (и не­ес­те­ст­вен­ное) со­про­тив­ле­ние, не­по­ни­ма­ние, не­до­ве­рие. Я счи­таю, что со­здал он ин­те­рес­ный ре­пер­ту­ар, с глав­ным цен­т­ром – клас­си­кой: «Баль­за­ми­нов. Баль­за­ми­нов», «На вся­ко­го му­д­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А.Н.Ос­т­ро­вско­го, «Тар­тюф» Мо­ль­е­ра, «Мак­бет» и «Сон в лет­нюю ночь» Шек­с­пи­ра, «Дом Бер­нар­ды Аль­бы» Лор­ки, «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» До­сто­ев­ско­го. И мне как-то очень жаль, что на­при­мер, До­сто­ев­ский (и не толь­ко) снят с ре­пер­ту­а­ра в свя­зи с от­бы­ти­ем (бег­ст­вом?) глав­но­го ар­ти­с­та из Во­ло­год­ской дра­мы. «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» бы­ли спек­так­лем кон­цеп­ту­аль­ным, в гра­фи­ке и сти­ли­с­ти­ке его ми­зан­сцен, в его чёр­но-бе­лой цве­то­вой па­ли­т­ре чув­ст­во­ва­лось что-то очень гру­зин­ское (что лю­би­ли мы и в со­вет­ском гру­зин­ском ки­но), но в то же вре­мя это был, бе­зус­лов­но, До­сто­ев­ский-хри­с­ти­а­нин.

О гру­зин­ском в На­но­баш­ви­ли при­дёт­ся го­во­рить. И я лич­но не ви­жу тут ни­ка­ко­го не­удоб­ст­ва. «Мне нра­вит­ся, – ска­зал как-то мне та­лант­ли­вый и от­ча­ян­ный мо­ло­дой рус­ский пи­са­тель, – ког­да в рус­ском куль­тур­ном стро­и­тель­ст­ве уча­ст­ву­ют лю­ди дру­гих на­ци­о­наль­но­с­тей». И я с ним со­глас­на, но с од­ной «ого­во­роч­кой». Да, та­кая по­зи­ция го­во­рит не о на­шей с ва­ми ще­д­ро­с­ти (не бу­дем уже так со­бой гор­дить­ся!), но о спо­соб­но­с­ти рус­ской куль­ту­ры втя­ги­вать в се­бя дру­гих, сво­ей си­лой и мо­щью не бо­ять­ся по­де­лить­ся ни с кем. А «ого­во­роч­ка» соб­ст­вен­но од­на – лю­бит ли Зу­раб На­но­баш­ви­ли рус­скую куль­ту­ру? От­вет ясен и оп­ре­де­лё­нен – лю­бит. Он ею вос­пи­тан, он в рус­ском те­а­т­ре и стал ре­жис­сё­ром. Для не­го на­ши клас­си­ки – это в точь та­кие же со­бе­сед­ни­ки, как и для нас с ва­ми. Всё. Во­прос ис­чер­пан. У нас толь­ко од­на глав­ная ме­ра, а дру­гие толь­ко под­чи­ня­ют­ся ей – это ме­ра люб­ви. (И уже аб­со­лют­но не важ­ны ни его лич­ная го­ряч­ность, ни бе­ше­ный тем­пе­ра­мент, ко­то­рые рус­ско­му че­ло­ве­ку го­раз­до по­нят­нее и бли­же, чем хо­лод­ная рас­чёт­ли­вость.) Так что да­вай­те по­го­во­рим о том, ка­ко­го Ос­т­ро­вско­го он сно­ва по­ста­вил в сво­ей (и на­шей) во­ло­год­ской Дра­ме. А это уже тре­тье об­ра­ще­ние к ве­ли­ко­му дра­ма­тур­гу – все­гда ак­ту­аль­но­му и бес­ко­неч­но сце­нич­но­му.

Спектакль «Доходное место» -  Жадов (арт. Дмитрий Бычков) и Полина (арт. Наталья Абашидзе)
Спектакль «Доходное место» -
Жадов (арт. Дмитрий Бычков) и Полина (арт. Наталья Абашидзе)

 

По­жа­луй, глав­ную идею дра­ма­тур­га о ДО­ХОД­НОМ МЕ­С­ТЕ как чи­нов­ни­чь­ем корм­ле­нии и жерт­во­ва­нии че­ло­ве­че­с­ким ра­ди это­го корм­ле­ния по­ста­нов­щик спек­так­ля Зу­раб На­но­баш­ви­ли и сце­но­граф Еле­на Се­на­то­ва рас­ши­ри­ли и в глубь ис­то­рии, – к вре­ме­нам го­го­лев­ско­го рож­де­ния чи­нов­ни­чь­ей те­мы в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, и при­бли­зи­ли к нам – в день се­го­дняш­ний с его фан­та­с­ти­че­с­ким рос­том бю­ро­кра­тии. По­то­му и ви­дим мы ком­пакт­ную, но весь­ма мно­го­зна­чи­тель­ную сце­ни­че­с­кую кон­ст­рук­цию – ог­ром­ный «стул-трон» сим­во­ли­зи­ру­ет не про­сто жиз­нен­ную или го­су­дар­ст­вен­ную ие­рар­хию, но и оли­це­тво­ря­ет со­бой «ие­рар­хию» ус­пе­ха, до­хо­да, сы­той жиз­ни. Вну­т­ри са­мо­го это­го «сту­ла»-до­ма, «сту­ла» – при­сут­ст­вен­но­го ме­с­та раз­ме­ща­ют­ся иные сту­лья, стуль­чи­ки и про­сто бед­ные «сто­я­чие ме­с­та» тех, кто в са­мом ни­зу, у под­но­жия бю­ро­кра­ти­че­с­кой ма­ши­ны клю­ёт как ку­роч­ка, «по зёр­ныш­ку». Да, Ос­т­ро­вский го­во­рит в этой пье­се о слу­жи­вом на­ро­де и о чи­нов­ной Рос­сии. По­то­му и по­хож мо­ло­дой чи­нов­ник Бе­ло­гу­бов (арт. Ни­ко­лай Аку­лов) на ос­те­пе­нив­ше­го­ся и взяв­ше­го­ся за ум Хле­с­та­ко­ва. По­то­му и нет преж­ней ку­пе­че­с­кой рос­ко­ши, тя­же­ло­вес­но­го бы­та, да и ак­цен­ты в жиз­нях че­ло­ве­че­с­ких рас­став­ле­ны сов­сем дру­гие. Ос­т­ро­вский по­лу­чил­ся со­ци­аль­ным – и се­го­дня это выс­шая точ­ка, пик те­а­т­раль­но­го сво­бо­до­мыс­лия. Ведь по­ли­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра у нас боль­ше нет.

Но всё же Зу­раб На­но­баш­ви­ли со­ци­аль­ность сво­е­го спек­так­ля «оку­ты­ва­ет», урав­но­ве­ши­ва­ет про­бле­ма­ми пси­хо­ло­ги­че­с­ки­ми: да, ре­аль­ная жизнь та­ко­ва, что хра­ни­те­лем всей глав­ной её ны­неш­ней «эк­зи­с­тен­ции» ока­зы­ва­ет­ся ста­рый ге­не­рал Вы­шнев­ский (арт. Вла­ди­мир Та­ны­гин). Это он со всей стра­с­тью ус­пеш­но­го и по­жив­ше­го че­ло­ве­ка на­бра­сы­ва­ет­ся на пле­мян­ни­ка Жа­до­ва, тре­буя за­быть о иде­а­лах и книж­ках, в ко­то­рых со­блаз­ня­ют мо­ло­дёжь вы­со­ки­ми ма­те­ри­я­ми о до­сто­ин­ст­ве лич­но­с­ти и че­ст­ной бед­но­с­ти. И он ока­зы­ва­ет­ся прав, по­то­му как пле­мян­ник, сдав­лен­ный ти­с­ка­ми не­об­хо­ди­мо­с­ти кор­мить же­ну (а ре­жис­сёр усу­губ­ля­ет си­ту­а­цию, по­ка­зы­вая, что По­ли­на бе­ре­мен­на), в ре­зуль­та­те вы­нуж­ден от­бро­сить гор­дость прав­до­люб­ца и ху­ли­те­ля взя­точ­ни­ков да от­пра­вить­ся всё к то­му же дя­дюш­ке про­сить тёп­ло­го, сы­то­го, хлеб­но­го ме­с­та чи­нов­ни­ка. Не­со­мнен­но, что со­вре­мен­ность, что рас­по­ла­га­ет­ся пря­мо на ны­неш­ней ули­це, за­ста­ви­ла ре­жис­сё­ра рас­ста­вить но­вые ак­цен­ты в ве­ли­ком Ос­т­ро­вском. Ког­да-то эту пье­су иг­ра­ли так, что пуб­ли­ка сим­па­ти­зи­ро­ва­ла имен­но Жа­до­ву с его мо­ло­дым и ис­крен­ним бун­том, с его об­ли­че­ни­ем об­ще­ст­вен­ных по­ро­ков. А се­го­дня, по­жа­луй, нет – се­го­дня впо­ру за­дать ему во­прос: «И за­чем же ты же­нил­ся, бун­тарь? И за­чем на­ив­ную же­ну свою во­влёк в не­до­ступ­ное её по­ни­ма­нию не­кое про­ти­во­сто­я­ние об­ще­ст­ву?». Дми­т­рий Быч­ков в ро­ли Жа­до­ва в пер­вой ча­с­ти спек­так­ля со­хра­ня­ет не­кую ста­ро­мод­ность ак­тёр­ской иг­ры, пред­став­ляя сво­е­го ге­роя по­ры­ви­с­тым ро­ман­ти­ком. Но во вто­ром дей­ст­вии ды­ха­ние вре­ме­ни ста­но­вит­ся ощу­ти­мее, ри­су­нок ре­ль­еф­нее: это уже ре­аль­но из­му­чен­ный жиз­нью че­ло­век, до­бы­ва­ю­щий в тру­дах ко­пей­ку и сов­сем не зна­ю­щий ни­ка­кой ра­до­с­ти от это­го ка­торж­но­го тру­да. Да, он пой­дёт на по­клон к дя­дюш­ке Вы­шнев­ско­му, но по­зд­но… У не­го он то­же най­дет ра­зо­ре­ние и раз­лад – дя­дюш­ка ули­чён во взя­точ­ни­че­ст­ве. И бе­жит Жа­дов от­ту­да ни с чем со сво­ей мо­ло­дой же­ной. И за­вер­шит­ся спек­такль на но­те впол­не не­о­бы­ден­ной. Ге­рои смо­т­рят на звёз­ды, взо­брав­шись вверх по ле­ст­ни­це… Ре­жис­сёр буд­то враз вы­ры­ва­ет их из оков тяж­кой, су­ро­вой ре­аль­но­с­ти и раз­вёр­ты­ва­ет пе­ред ни­ми и на­ми по­лот­но не­ба – дру­гой ре­аль­но­с­ти с её веч­ной при­вле­ка­тель­ной и тор­же­ст­вен­ной си­лой, о ко­то­рой че­ло­век так ча­с­то за­бы­ва­ет, но без ко­то­рой, по боль­шо­му счё­ту, вся на­ша жизнь про­сто прах…

В об­щем, кон­цеп­ция спек­так­ля та­ко­ва, что со­зву­чие вре­ме­ни в «До­ход­ном ме­с­те» се­го­дня зна­чит од­но: Жа­дов, ког­да-то счи­тав­ший­ся един­ст­вен­ной «про­грес­сив­ной лич­но­с­тью», боль­ше не глав­ный ге­рой этой пье­сы. На бо­е­вые (пер­вые) по­зи­ции вы­дви­ну­лись круп­ный чи­нов­ник и ге­не­рал Вы­шнев­ский и вдо­ва, ма­ма­ша двух де­ву­шек на вы­да­нье Фе­ли­са­та Ку­куш­ки­на (яр­кая, на­по­ри­с­тая и гро­те­ск­ная ра­бо­та Ни­ны Скряб­ко­вой). Все сце­ны с Фе­ли­са­той да­ны ре­жис­сё­ром на вы­со­ком гра­ду­се ак­тёр­ских эмо­ций и смыс­ло­вой са­ти­рич­но­с­ти: тут всё де­ло в из­на­чаль­ной «двой­ной мо­ра­ли», «трой­ной бух­гал­те­рии» как са­мых на­дёж­ных прин­ци­пов жиз­ни этой цеп­кой жен­щи­ны. Ско­рее да­же она, чем дя­дюш­ка Вы­шнев­ский, спо­соб­на дать кон­крет­ный от­пор жа­дов­ско­му иде­а­лиз­му. Имен­но Ку­куш­ки­на бу­дет впол­не ци­нич­но учить Юлень­ку и По­ли­ну «пра­виль­но­му об­ра­ще­нию с му­жь­я­ми», а с дру­гой сто­ро­ны, ре­ко­мен­до­вать их так: «Де­нег нет, но за нрав­ст­вен­ность му­жья бу­дут бла­го­дар­ны». Да-да, ту са­мую нрав­ст­вен­ность, о ко­то­рой впол­не ус­во­ив­шая на­уку ма­ма­ши млад­шая Юлень­ка ска­жет впол­не оп­ре­де­лён­но – «у нас до­ма всё об­ман», но ни­чуть не огор­ча­ет­ся юная ба­рыш­ня этим об­ма­ном, а лов­ко вы­ска­ки­ва­ет за­муж за мо­ло­до­го «чи­нов­ни­ка без ком­плек­сов» Бе­ло­гу­бо­ва (у Ни­ко­лая Аку­ло­ва есть не­сколь­ко от­лич­ных ха­рак­тер­ных же­с­тов, ко­то­рые жи­во­пи­су­ют ми­зер­ный мас­штаб ус­луж­ли­во­го, ка­ко­го-то да­же саль­но­го в об­ще­нии ге­роя). Роль Юлень­ки в ис­пол­не­нии Ека­те­ри­ны Пе­т­ро­вой ре­жис­сё­ром за­ст­ро­е­на из­на­чаль­но так фак­тур­но, вы­пук­ло и гро­те­ск­но, что ак­т­ри­са лег­ко до­но­сит до нас всю свою «фи­ло­со­фию» про­стень­ко­го ме­щан­ско­го се­мей­но­го сча­с­тья. И она дей­ст­ви­тель­но сча­ст­ли­ва. Муж-то ока­зал­ся ей «по раз­ме­ру»: всё в дом та­щит и на дам­ские при­хот­ли­вые же­ла­ния смо­т­рит с чи­нов­ной ус­луж­ли­во­с­тью, буд­то и не же­на пе­ред ним, а ка­кой-ни­будь ге­не­рал из при­сут­ст­вия…

Тут у каж­до­го ге­роя есть своя прав­да, свой гре­шок и своя ра­дость. Ста­рый чи­нов­ник Юсов (засл. арт. Олег Еме­ль­я­нов) осо­бен­но хо­рош в па­ре с ма­дам Ку­куш­ки­ной: его ми­лая до­маш­ность и все­по­ни­ма­ние – про­сто от­мен­ная оп­по­зи­ция вдо­ве, веч­но иг­ра­ю­щей роль «нрав­ст­вен­ной ма­ма­ши» бла­го­че­с­ти­вых ба­ры­шень. Но есть у каж­до­го своя «ахил­ле­со­ва пя­та», своя об­на­жён­ная боль­ная точ­ка. Бо­гат­ст­во, прак­ти­цизм, лов­кость в де­лах ге­не­ра­ла Вы­шнев­ско­го (точ­ная ра­бо­та Вла­ди­ми­ра Та­ны­ги­на) со­вер­шен­но не при­но­сят ему ни сча­с­тья, ни люб­ви (хо­лод­ная кра­са­ви­ца-же­на Ан­на Пав­лов­на – арт. Ок­са­на Ки­си­лё­ва – му­жа сво­е­го от­кро­вен­но не лю­бит как ку­пив­ше­го её мо­ло­дость). Меч­та­тель­ная чи­с­то­та и про­сто­душ­ная ис­крен­ность Жа­до­ва, столь це­ни­мые ми­лой, но со­вер­шен­но обыч­ной По­ли­ной (тон­кая, эмо­ци­о­наль­но вы­ве­рен­ная ра­бо­та На­та­льи Аба­шид­зе), по­сте­пен­но ис­тон­ча­ют­ся в жиз­ни. Уни­зи­тель­ная бед­ность разъ­е­да­ет всё луч­шее, да и что за пре­ступ­ле­ние – же­ла­ние хо­ро­шень­кой жен­щи­ны но­сить шляп­ку? Все сце­ны с по­да­рен­ной се­с­т­рой шляп­кой, ко­то­рую По­ли­на и но­сить-то не уме­ет, вы­пол­не­ны в ос­т­рой от­ча­ян­но-те­а­т­раль­ной ма­не­ре. Тут уже поч­ти кра­с­ки Сал­ты­ко­ва-Ще­д­ри­на идут в ход.

Про­грамм­ка но­во­го спек­так­ля Во­ло­год­ско­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра вы­пол­не­на в ви­де 5-тысячной руб­лё­вой ку­пю­ры. На этом де­неж­ном зна­ке на­пи­са­но: «А.Н. Ос­т­ро­вский. “До­ход­ное ме­с­то”». Так по­ста­нов­щик спек­так­ля Зу­раб На­но­баш­ви­ли ска­зал нам, что ак­ту­аль­ность спек­так­ля ма­ни­фе­с­ти­ру­ет­ся им со­зна­тель­но. И ча­сы без стре­лок, ви­ся­щие на ка­зён­ном «сту­ле-тро­не», толь­ко ещё раз под­чёр­ки­ва­ют: Ос­т­ро­вский – вне вре­ме­ни. Ос­т­ро­вский – ве­чен…


Капитолина КОКШЕНЁВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования