Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 05.06.2009

В ожидании прорыва

«В 80-й день Восставшего Солнца приглашали представителей Самых Могущественных Информаториев Тайного Города на встречу в Башню Небесной Иглы...» – так интригующе и таинственно начинался пресс-релиз, посвящённый презентации новой книги фантаста Вадима Панова «Ребус Галла». Встреча действительно оказалась интригующей (тут надо отметить изобретательность и фантазию издательства «ЭКСМО»), так как состоялась она на Останкинской башне, на высоте 337 метров. С такой высоты город выглядит совершенно иным, даже незнакомым, легко приобретая черты фантастичности. Насладившись видами Тайного Города, участники презентации начали выведывать у лучшего фантаста года (по версии «РосКона») тайны его творчества.

Вадим ПАНОВ
Вадим ПАНОВ

 

– Ва­дим, из­ве­ст­но, что по ва­ше­му «Тай­но­ву Го­ро­ду» го­то­вит­ся ком­пью­тер­ная иг­ра. Рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, по­дроб­нее об этом про­ек­те.

– Иг­ра на­зы­ва­ет­ся «Тай­ный Го­род. Он­лайн». В де­таль­но вос­про­из­ве­дён­ных ре­аль­ных рай­о­нах Моск­вы про­ис­хо­дит эпи­че­с­кое про­ти­во­сто­я­ние трёх Ве­ли­ких До­мов. Иг­ро­ку пред­сто­ит вы­брать, кем быть ему в Тай­ном Го­ро­де: во­и­ном-ма­гом Ор­де­на, аген­том Тём­но­го Дво­ра или же дру­жин­ни­ком Зе­лё­но­го До­ма.

Эта иг­ра се­те­вая, че­рез ин­тер­нет. Сей­час идёт её те­с­ти­ро­ва­ние. Ду­маю, что к осе­ни она бу­дет го­то­ва.

– А как об­сто­ит де­ло с эк­ра­ни­за­ци­ей «Тай­но­го Го­ро­да»?

– Бы­ли не­од­но­крат­ные по­пыт­ки. Де­ло до­хо­ди­ло да­же до сце­на­рия, но даль­ше всё ос­та­нав­ли­ва­лось по при­чи­нам мне не­из­ве­ст­ным. Я от­но­шусь к это­му спо­кой­но. Ме­ня это аб­со­лют­но не на­пря­га­ет. Я за­ни­ма­юсь лю­би­мым де­лом – пи­шу кни­ги, а что бу­дет даль­ше – бу­дет вид­но.

– На «Ра­дио Рос­сии» пла­ни­ру­ет­ся про­дол­же­ние вы­пу­с­ка ра­дио­спек­так­лей по ва­шим про­из­ве­де­ни­ям?

– По­ка не знаю. Тог­да это был ра­зо­вый не­ком­мер­че­с­кий про­ект.

– Со­вре­мен­ные со­бы­тия в ми­ре вли­я­ют на ва­ше твор­че­ст­во?

– Не мо­гу ска­зать, что я пи­шу ма­ло книг, но всё-та­ки не со ско­ро­стью га­зе­ты. По­это­му мне труд­но ус­пе­вать за все­ми со­бы­ти­я­ми. Но не­ко­то­рые из них – на­и­бо­лее зна­чи­мые, – ко­неч­но, на­хо­дят от­ра­же­ние в мо­их кни­гах.

– Ин­те­рес­но, а есть ана­лог сред­не­го клас­са в «Тай­ном Го­ро­де»?

– Есть. К при­ме­ру, ры­ца­ри-ма­ги, на­хо­дя­щи­е­ся во гла­ве Со­ве­та Ор­де­на.

– Ва­дим, ва­ша пер­вая кни­га на­зы­ва­лась «Вой­ны на­чи­на­ют не­удач­ни­ки». А вы са­ми на­чи­на­ли как не­удач­ник или, на­обо­рот, счи­та­е­те, что вам по­вез­ло?

– Ког­да я на­пи­сал пер­вую кни­гу, я был го­тов к то­му, что её не при­мут. У ме­ня не бы­ло «взо­ра го­ря­ще­го» и ощу­ще­ния соб­ст­вен­ной ге­ни­аль­но­с­ти. И вот в од­ном из­да­тель­ст­ве мою кни­гу про­чи­та­ли и, воз­вра­щая её, ска­за­ли: «Мы не по­ве­ри­ли». Зна­е­те, как в те­а­т­ре есть вы­ра­же­ние: «Не ве­рю!». И я тог­да по­нял, что это «не ве­рю!» с той же са­мой си­лой от­но­сит­ся и к кни­гам. И что­бы мне по­ве­ри­ли, при­шлось за­но­во пе­ре­пи­сать ро­ман.

– Что вас ра­ду­ет или, на­обо­рот, раз­дра­жа­ет в со­вре­мен­ной фан­та­с­ти­ке?

– Со­вре­мен­ная фан­та­с­ти­ка очень мно­го­гран­на. Есть хо­ро­шие кни­ги, есть не очень хо­ро­шие. И так бы­ло все­гда. Нель­зя, на­при­мер, ска­зать од­но­знач­но, что в ше­с­ти­де­ся­тые го­ды ХХ ве­ка бы­ла толь­ко хо­ро­шая фан­та­с­ти­ка. Это не­воз­мож­но. И в этом смыс­ле ме­ня ма­ло что се­го­дня по­ра­жа­ет или раз­дра­жа­ет. Пе­чаль­но, воз­мож­но, од­но, что сей­час, на мой взгляд, в фан­та­с­ти­ке ни­че­го прин­ци­пи­аль­но но­во­го – по­доб­но­го, к при­ме­ру, по­яв­ле­нию ки­бер­пан­ка – не рож­да­ет­ся; нет про­ры­ва, нет ка­кой-то но­вой вол­ны.

– Ваш «фан­та­с­ти­че­с­кий» про­гноз бу­ду­ще­го Рос­сии?

– В своё вре­мя мне ка­за­лось, что Рос­сию ожи­да­ет мрач­ный ис­ход со­бы­тий. Сей­час мой про­гноз бо­лее оп­ти­ми­с­тич­ный. А впро­чем, труд­но ска­зать. К со­жа­ле­нию или к сча­с­тью, у нас всё ме­ня­ет­ся очень бы­с­т­ро. Мир, ко­то­рый был лет пят­над­цать на­зад, от­ли­ча­ет­ся от ны­неш­не­го кар­ди­наль­но. Дру­гие ус­ло­вия, дру­гие вза­и­мо­от­но­ше­ния, дру­гое по­ни­ма­ние про­ис­хо­дя­ще­го.

– Мы бу­дем сча­ст­ли­вы?

– Че­ло­век дол­жен быть сча­ст­ли­вым. Ина­че за­чем жить? Че­ло­век дол­жен про­сы­пать­ся по ут­рам и по­ни­мать, что дру­го­го та­ко­го дня уже не бу­дет.

– Ко­му-ни­будь из со­вре­мен­ных фан­та­с­тов за­ви­ду­е­те в твор­че­с­ком пла­не?

– Нил Сти­вен­сон – это, по­жа­луй, един­ст­вен­ный фан­таст на се­го­дняш­ний день, ко­то­ро­му мож­но по­за­ви­до­вать.

– Что, кро­ме фан­та­с­ти­ки, вы чи­та­е­те?

– Я до­ста­точ­но все­яд­ный чи­та­тель и в то же вре­мя при­ве­ред­ли­вый. Мне нра­вит­ся один ли­те­ра­тур­ный жанр, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся «хо­ро­шая кни­га». Эта кни­га мо­жет быть и клас­си­че­с­ким ро­ма­ном, и де­тек­ти­вом, и фан­та­с­ти­кой. Но ос­нов­ное вре­мя ухо­дит на чте­ние спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры, не­об­хо­ди­мой мне для ра­бо­ты, – ис­то­ри­че­с­кой, фи­ло­соф­ской, в об­ла­с­ти ма­гии, ми­фо­ло­гии.

– А ко­го из ис­то­ри­ков вы боль­ше все­го це­ни­те?

– По­жа­луй, на­и­боль­шее впе­чат­ле­ние на ме­ня про­из­вёл Ка­рам­зин: его «Ис­то­рия го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го».

– Ка­кие у вас ори­ен­ти­ры в ли­те­ра­ту­ре?

– Ес­ли го­во­рить об ори­ен­ти­рах, то они за­клю­ча­ют­ся не в ка­ких-то учи­те­лях. По­то­му что на­учить пи­сать не­воз­мож­но. Как че­ло­ве­ка на­учить пе­ре­да­вать его ощу­ще­ния его же сло­ва­ми? Пи­са­тель­ст­во не ре­мес­ло – это глу­бо­ко лич­ное.

В дан­ном слу­чае мож­но го­во­рить о лю­би­мых ав­то­рах. Мо­ей боль­шой лю­бо­вью ос­та­ёт­ся ан­г­ло-аме­ри­кан­ская фан­та­с­ти­ка ше­с­ти­де­ся­тых го­дов – Ази­мов, Шек­ли, Сай­мак, Хайн­лайн, Рас­сел и дру­гие.

– Стру­гац­ких лю­би­те?

– У них мне нра­вят­ся две ве­щи – «Па­рень из пре­ис­под­ней» и «Град об­ре­чён­ный».

– Вы – кни­го­ман?

– Кни­го­ман, но без фа­на­тиз­ма. На мой взгляд, книж­ни­ки – это лю­ди, дви­га­ю­щие мир, ци­ви­ли­за­цию, уме­ю­щие ду­мать, фан­та­зи­ро­вать.

– Ва­ши лю­би­мые ме­с­та в Моск­ве?

– Их мно­го. Люб­лю Буль­вар­ное коль­цо.

– Как вы от­но­си­тесь к но­во­де­лу в ис­то­ри­че­с­кой ча­с­ти Моск­вы?

– От­ри­ца­тель­но. У нас очень лю­бят про­из­но­сить сло­ва «куль­тур­ное на­сле­дие», «ис­то­ри­че­с­кое на­сле­дие» и при этом унич­то­же­ние ис­то­ри­че­с­ко­го об­ли­ка сто­ли­цы всё рав­но про­дол­жа­ет­ся. В этом раз­ру­ше­нии ви­но­ва­ты не толь­ко чи­нов­ни­ки, но и лю­ди куль­ту­ры. Вспом­ним си­ту­а­цию во­круг зда­ния «Ге­ли­кон-опе­ра».

– Вы ощу­ща­е­те кон­ку­рен­цию в сво­ём те­а­т­ре?

– Я не в пер­вый раз слы­шу сло­во «кон­ку­рен­ция» по от­но­ше­нию к пи­са­те­лям. В чём вы­ра­жа­ет­ся кон­ку­рен­ция меж­ду пи­са­те­ля­ми? Мне не­по­нят­но. Мне ка­жет­ся, хо­ро­шая кни­га по­буж­да­ет толь­ко ста­рать­ся пи­сать луч­ше.

– Ва­ши ге­рои ав­то­био­гра­фич­ны?

– Я сто­рон­ник то­го, что­бы не ас­со­ци­и­ро­вать се­бя с кон­крет­ны­ми пер­со­на­жа­ми. В про­тив­ном слу­чае пи­са­тель на­чи­на­ет сам се­бе по­ды­г­ры­вать. И этот пе­ре­кос очень хо­ро­шо чув­ст­ву­ет­ся. Пи­са­тель дол­жен вжи­вать­ся в каж­до­го сво­е­го ге­роя, при этом ос­та­ва­ясь са­мим со­бой.

– Ка­кую кни­гу вы про­чи­та­ли бы пе­ред са­мым кон­цом све­та?

– Бо­юсь по­ка­зать­ся пло­хим чи­та­те­лем, но у ме­ня есть смут­ное ощу­ще­ние, что в дни апо­ка­лип­си­са я не стал бы чи­тать ни­ка­кую кни­гу. Ско­рее, ин­ст­рук­цию по уп­рав­ле­нию ко­с­ми­че­с­ким ко­раб­лём.

– Ва­ше от­но­ше­ние к лит­пре­ми­ям?

– Спо­кой­ное. Во мно­гом это во­прос вку­сов. На мой взгляд, од­ной из объ­ек­тив­ных, опи­ра­ю­щей­ся на мне­ние чи­та­те­лей пре­мий в об­ла­с­ти фан­та­с­ти­ки яв­ля­ет­ся рос­ко­нов­ская пре­мия «Фан­таст го­да».

– Где слож­нее про­бить­ся на­чи­на­ю­ще­му ав­то­ру: в фан­та­с­ти­ке или в ре­а­ли­с­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре?

– Се­го­дня про­бить­ся и там и там до­ста­точ­но лег­ко. И это пе­чаль­но. По­то­му что след­ст­ви­ем это­го яв­ля­ет­ся вы­ход в свет боль­шо­го чис­ла по­сред­ст­вен­ных книг.

– Как вы от­но­си­тесь к чте­нию с мо­ни­то­ра?

– Я не вос­при­ни­маю кни­ги с эк­ра­на. Не мо­гу из­ба­вить­ся от ощу­ще­ния, что это что-то не­на­сто­я­щее. Как мож­но срав­нить кни­гу на эк­ра­не с кни­гой на бу­ма­ге? Как ме­ня при­учи­ли чи­тать в дет­ст­ве, так я и чи­таю.

– А как вы пи­ше­те?

– На ком­пью­те­ре. Так лег­че пра­вить. Ра­бо­таю на двух-трёх эк­ра­нах, что­бы ви­зу­аль­но всё сра­зу бы­ло вид­но.


Записал Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования