Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 12.06.2009

Феноменология Прилепина

Андрей РУДАЛЁВ
Андрей РУДАЛЁВ

 Ан­д­рей РУ­ДА­ЛЁВ:  Впер­вые о За­ха­ре При­ле­пи­не я ус­лы­шал от кри­ти­ка Ев­ге­ния Ер­мо­ли­на в 2004 го­ду. Тот по­сле пуб­ли­ка­ции «Па­то­ло­гий» в пе­т­ро­за­вод­ском жур­на­ле «Се­вер» ре­ко­мен­до­вал мне об­ра­тить вни­ма­ние на мно­го­обе­ща­ю­ще­го про­за­и­ка. Осе­нью то­го же го­да я по­зна­ко­мил­ся с За­ха­ром на лип­кин­ском фо­ру­ме мо­ло­дых пи­са­те­лей. Тог­да у не­го бы­ла ре­ког­нос­ци­ров­ка на ме­ст­но­с­ти, он толь­ко ещё при­сма­т­ри­вал­ся.

Сей­час за­вер­ша­ет­ся пер­вая пя­ти­лет­ка При­ле­пи­на в ли­те­ра­ту­ре. За это вре­мя он ус­пел мно­гое: не­сколь­ко книг, каж­дая из ко­то­рых бы­ла не­из­мен­но за­ме­че­на и про­во­ци­ро­ва­ла раз­го­вор; чуть ли не де­ся­ток пре­мий в кар­ма­не. И по­жа­луй, са­мое боль­шое до­сти­же­ние, ко­то­рое не ста­вит­ся под со­мне­ние: За­хар При­ле­пин смог стать од­ной из ос­нов­ных ме­дий­ных фи­гур в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре.

Сер­гей, как я знаю, ты один из ос­нов­ных кри­ти­ков при­ле­пин­ско­го твор­че­ст­ва, но да­вай для на­ча­ла аб­ст­ра­ги­ру­ем­ся от оцен­ки его ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний и по­про­бу­ем по­рас­суж­дать от­но­си­тель­но его пи­са­тель­ско­го об­ра­за, ус­пеш­но­го и вос­тре­бо­ван­но­го. В чём при­чи­на это­го фе­но­ме­на? В яр­ко вы­ра­жен­ной бру­таль­но­с­ти, ко­то­рая силь­но кон­тра­с­ти­ру­ет со став­шим уже шаб­лон­ным об­ра­зом за­нуд­ли­во­го и не­ле­по­го пи­са­те­ля-бо­та­ни­ка. В его уни­вер­са­лиз­ме, уме­нии оча­ро­вы­вать и убеж­дать, на­хо­дить об­щий язык и точ­ки со­при­кос­но­ве­ния в прак­ти­че­с­ки не­со­вме­с­ти­мых яв­ле­ни­ях. В том, что он не за­мы­ка­ет­ся в гер­ме­тич­ной лит­сре­де, но вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве оп­по­зи­ци­он­но­го по­ли­ти­ка, по­сле­до­ва­тель­но­го кри­ти­ка вла­с­ти, об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля, ос­т­ро­го пуб­ли­ци­с­та. Мо­жет, всё это вку­пе, сча­ст­ли­во со­еди­нён­ное, и ста­ло вы­ра­жать оп­ре­де­лён­ные чи­та­тель­ские ожи­да­ния, удов­ле­тво­рять тем тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­рые предъ­яв­ля­ют­ся в пер­вую оче­редь к пи­са­тель­ской лич­но­с­ти?

Сергей БЕЛЯКОВ
Сергей БЕЛЯКОВ

Сер­гей БЕ­ЛЯ­КОВ:  Ус­пех пи­са­те­ля пред­мет не столь­ко ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки, сколь­ко со­ци­о­ло­гии ли­те­ра­ту­ры. Не­слу­чай­но в фи­на­ле «На­ци­о­наль­но­го бест­сел­ле­ра» за кни­гу При­ле­пи­на про­го­ло­со­ва­ли две да­мы, ко­то­рые, соб­ст­вен­но, и ре­ши­ли судь­бу пре­мии. В на­шей стра­не в по­след­ние пять-семь лет за­ме­тен де­фи­цит му­же­ст­вен­но­с­ти. Это про­сто в гла­за бро­са­ет­ся. Бри­то­го­ло­вые брат­ки пе­ре­ст­ре­ля­ли друг дру­га в де­вя­но­с­тые, ос­во­бо­див зем­лю для по­ко­ле­ния бес­по­ло­го офис­но­го планк­то­на. С рек­лам­ных щи­тов на вас смо­т­рят длин­но­во­ло­сые же­но­по­доб­ные мо­ло­дые лю­ди, в са­ло­нах кра­со­ты муж­чин ско­ро ста­нет боль­ше, чем жен­щин. На эк­ра­не те­ле­ви­зо­ра всё ча­ще по­яв­ля­ют­ся ма­нер­ные «му­щин­ки» с то­нень­ки­ми го­ло­са­ми. И в та­ком ми­ре по­яв­ля­ет­ся «кру­той мэн», му­же­ст­вен­ный, бри­то­го­ло­вый, в ко­жа­ной курт­ке или ко­жа­ном пи­д­жа­ке. Ус­пех обес­пе­чен! К то­му же За­хар су­мел за­нять очень удач­ную по­зи­цию. Он со­здал об­раз кру­то­го оп­по­зи­ци­о­не­ра, за­щит­ни­ка на­ро­да, ре­во­лю­ци­о­не­ра, но по­пал не в тюрь­му, а в Кремль к Сур­ко­ву и в Но­во-Ога­рё­во к Пу­ти­ну. Ког­да я со­брал­ся в од­ном про­крем­лёв­ском из­да­нии на­пи­сать о Ли­мо­но­ве, мне ка­те­го­ри­че­с­ки за­пре­ти­ли. Пи­сать о При­ле­пи­не ни­кто и ни­ког­да не за­пре­щал.

У не­го ре­пу­та­ция па­т­ри­о­та-поч­вен­ни­ка, но ли­бе­раль­ных Ду­ню Смир­но­ву и Та­ть­я­ну Тол­стую При­ле­пин не от­толк­нул, а, на­про­тив, оча­ро­вал. Он тон­ко чув­ст­ву­ет ау­ди­то­рию, лег­ко на­хо­дит кон­такт с со­бе­сед­ни­ком. К то­му же При­ле­пин от­лич­ный пуб­ли­цист, один из са­мых ин­те­рес­ных сей­час. Всё это пре­вра­ти­ло При­ле­пи­на в мод­но­го пи­са­те­ля. Точ­нее, он «сам се­бя сде­лал» мод­ным. Это от­лич­ный про­ект. Но я счи­таю, что лич­ность пи­са­те­ля вид­на не в об­ще­ст­вен­ной или ча­ст­ной жиз­ни, а имен­но в твор­че­ст­ве. «Сань­ка» и «Грех» ска­жут боль­ше о При­ле­пи­не, чем его ин­тер­вью или дис­кус­сии с Пе­т­ром Аве­ном.

Захар ПРИЛЕПИН
Захар ПРИЛЕПИН

А.Р. За­хар зна­ет что хо­чет, чёт­ко обо­зна­чил для се­бя оп­ре­де­лён­ную стра­те­гию, ко­то­рой уп­ря­мо и сле­ду­ет, в пол­ной ме­ре ис­поль­зуя свои обиль­ные та­лан­ты.

Об этом пу­ти сей­час воз­лю­би­ли мно­гие по­рас­суж­дать. Кто-то го­во­рит, что стал ска­ты­вать­ся в ав­то­пи­ар и нар­цис­сизм и в этом кон­тек­с­те по пол­ной про­грам­ме сма­ку­ет­ся став­шая уже осо­бым об­ра­зом-сим­во­лом его бле­с­тя­щая лы­си­на, на­ро­чи­то ма­нер­ные фо­то­гра­фи­че­с­кие по­зы. Рас­суж­да­ют, что бес­ко­неч­ные ин­тер­вью и мель­ка­ния на пло­щад­ках все­воз­мож­но­го ка­ли­б­ра и на­прав­лен­но­с­ти толь­ко ме­ша­ют его ху­до­же­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти. Вы­де­ля­ют при­ме­ты по­сте­пен­но­го об­мель­ча­ния тем и об­ра­зов в его кни­гах. Есть мне­ние, что это ис­клю­чи­тель­но жен­ская про­за, то есть ори­ен­ти­ро­ван­ная на неж­ный чув­ст­вен­но-впе­чат­ли­тель­ный и в ме­ру эк­заль­ти­ро­ван­ный жен­ский пол.

Я всё это мо­гу по­нять, да­же во­об­ра­зить не­ко­то­рое раз­дра­же­ние от все­уси­ли­ва­ю­щей­ся по­пу­ляр­но­с­ти. Как же так, как он мог?!. Пи­са­тель дол­жен быть чуд­ным, дол­жен быть обо­рван­цем или по край­ней ме­ре ста­рать­ся при­бли­жать­ся к это­му ста­ту­су, дол­жен си­деть в сво­ей тём­ной ко­ну­ре и скри­петь пе­ром на­стыр­но и бес­ко­неч­но, ду­мая о веч­но­с­ти. Плюс луч­ше все­го, ес­ли и при­знан он ста­нет толь­ко по­сле смер­ти.

Как и при лю­бом се­рь­ёз­ном раз­го­во­ре по­зи­ции пло­дят­ся ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­лож­ные: люб­лю/не люб­лю, нра­вит­ся/не нра­вит­ся. Хо­тя по-на­сто­я­ще­му се­рь­ёз­ных ар­гу­мен­тов ни с од­ной сто­ро­ны вы­ска­за­но не бы­ло. В ос­нов­ном всё на уров­не субъ­ек­тив­ных ощу­ще­ний от бе­за­пел­ля­ци­он­но­го «ро­жа мне твоя не нра­вит­ся, па­цан», до столь же воз­вы­шен­но­го и вне­ра­ци­о­наль­но­го «ре­аль­ный чу­вак». Всё это ма­лопро­дук­тив­но. К при­ме­ру, ти­туль­ный рас­сказ «Бо­тин­ки пол­ные го­ря­чей вод­кой» в од­но­имен­ной кни­ге име­ну­ет­ся то са­мым сла­бым в кни­ге, то, бе­зус­лов­но, цен­т­раль­ным. По­че­му? Да так на ду­шу лег­ло, за­це­пи­ло. Вот имен­но по­это­му сей­час мы всё боль­ше слу­ша­ем При­ле­пи­на, но са­ми что-то вра­зу­ми­тель­ное ска­зать ещё не мо­жем.

С.Б. Ли­те­ра­ту­ра – не ма­те­ма­ти­ка, ни­кто не до­ка­жет с ма­те­ма­ти­че­с­кой точ­но­с­тью, что «За­висть» луч­ше «Ги­д­ро­цен­т­ра­ли», а «Дом на на­бе­реж­ной» вы­ше «Бит­вы в пу­ти». По­это­му все на­ши до­ка­за­тель­ст­ва бу­дут лишь ус­лов­но убе­ди­тель­ны. Это не на­ука. Так что не сто­ит уп­ре­кать кри­ти­ков в не­уме­нии до­ка­зать те­о­ре­му: «За­хар При­ле­пин хо­ро­ший пи­са­тель» или «За­хар При­ле­пин пло­хой пи­са­тель».

PR За­ха­ра При­ле­пи­на мне не ме­ша­ет, мне до не­го, в сущ­но­с­ти, нет де­ла, как нет де­ла до его ком­мер­че­с­ко­го ус­пе­ха или не­ус­пе­ха. На­сто­я­щий ху­дож­ник мо­жет быть бе­ден, как Ван Гог, да­же нищ, как ве­ли­кий Фи­ло­нов, а мо­жет быть очень бо­гат, как Ру­бенс или Тёр­нер. Лев Тол­стой жил в соб­ст­вен­ном име­нии и не ду­мал о хле­бе на­сущ­ном, До­сто­ев­ский жил в долг, Ро­за­нов, ка­жет­ся, умер от го­ло­да, Оле­ша хва­с­тал­ся, что за­ра­ба­ты­ва­ет в день боль­ше, чем ра­бо­чий за ме­сяц. Та­лант и ма­те­ри­аль­ный ус­пех не со­от­но­сят­ся друг с дру­гом. Пу­с­той ко­ше­лёк спо­соб­ст­ву­ет твор­че­ст­ву не боль­ше, чем со­лид­ный бан­ков­ский счёт.

Раз­би­рать «Бо­тин­ки, пол­ные го­ря­чей вод­кой» не хо­чет­ся. Ра­бо­та долж­на вдох­нов­лять ав­то­ра и за­ин­те­ре­со­вать чи­та­те­ля, но чем, ска­жи­те на ми­лость, мо­жет при­влечь этот пре­тен­ци­оз­ный опус? Рас­сказ о том, как трое при­яте­лей упи­ва­ют­ся соб­ст­вен­ным та­лан­том, ус­пе­хом? «Влюб­ле­ны в се­бя и поль­зу­ют­ся вза­им­но­с­тью». Что он хо­тел ска­зать чи­та­те­лю? «По­смо­т­ри­те, ка­кой я за­ме­ча­тель­ный, ка­кой та­лант­ли­вый, ка­кой ум­ный, ка­кой кра­си­вый»?

Да­же по­клон­ни­ки При­ле­пи­на не­воль­но про­из­но­сят сло­во «ма­нер­но». А раз­ве ма­нер­ность свой­ст­вен­на об­ра­зу «на­сто­я­ще­го муж­чи­ны»? Ма­нер­ность и са­мо­лю­бо­ва­ние в его по­след­них ве­щах раз­ру­ша­ют об­раз, так ста­ра­тель­но им со­здан­ный.

Мо­ло­дой пи­са­тель дол­жен чем-то уди­вить, что­бы про­сла­вить­ся. Мэтр уже мо­жет не ут­руж­дать се­бя. Пусть кри­ти­ки-зло­деи что-то дол­до­нят про «из­мель­чав­ше­го» или «ис­пи­сав­ше­го­ся» клас­си­ка, чи­та­тель всё рав­но его книж­ки рас­ку­па­ет: ты ра­бо­тал на имя, те­перь имя ра­бо­та­ет на те­бя.

Мне ка­жет­ся, что с ка­ко­го-то мо­мен­та За­хар При­ле­пин по­те­рял чув­ст­во ре­аль­но­с­ти. Ско­рее все­го, по­сле ус­пе­ха «Сань­ки». Он слиш­ком ра­но ре­шил, что стал мэ­т­ром, стал пи­са­те­лем. Меж­ду тем как пи­са­тель он пе­ре­стал раз­ви­вать­ся. Срав­ни пер­вую гла­ву «Па­то­ло­гий» с рас­ска­за­ми из его по­след­не­го сбор­ни­ка. Это ни в ко­ем слу­чае не ре­г­ресс, но стаг­на­ция.

А.Р. Со сто­ро­ны слож­но рас­суж­дать о по­те­ре чув­ст­ва ре­аль­но­с­ти. Но со­гла­сен, что во вре­ме­на, ког­да ли­те­ра­ту­ра ста­ла прак­ти­че­с­ки ис­клю­чи­тель­но ком­мер­че­с­ким про­дук­том, – это боль­шая опас­ность для пи­са­те­ля. Те же мно­жа­щи­е­ся в из­да­тель­ст­ве «Вре­мя» то­ми­ки Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го во мно­гом ил­лю­с­т­ри­ру­ют эту си­ту­а­цию... Здесь мож­но на­чать рас­суж­дать о твор­че­с­кой де­гра­да­ции, од­на­ко на­до по­ни­мать, что это толь­ко лишь кон­тракт с из­да­тель­ст­вом, а книж­ные бе­ля­ши – вы­пол­не­ние ус­ло­вий это­го кон­трак­та.

Вот ты го­во­ришь о стаг­на­ции При­ле­пи­на… Ко­неч­но, ес­ли ис­хо­дить из по­сту­ла­та, что каж­дая но­вая кни­га долж­на быть на по­ря­док вы­ше пре­ды­ду­щей, то, ес­те­ст­вен­но, мож­но изы­с­кать чер­ты топ­та­ния на ме­с­те. Мне бли­же твоё же вы­ска­зы­ва­ние, в ко­то­ром ты оп­ре­де­ля­ешь его как не­ров­но­го пи­са­те­ля с че­ре­до­ва­ни­ем ус­пе­хов и не­удач. Не­ров­ность чув­ст­ву­ет­ся и в его ро­ма­нах и рас­ска­зах как на язы­ко­вом, так и сти­ли­с­ти­че­с­ком уров­не. Он не из тех ав­то­ров, ко­то­рые до­тош­но шли­фу­ют свои тек­с­ты, мо­жет быть, дей­ст­ви­тель­но пи­шет их чуть ли не ле­вой но­гой. Но, на мой взгляд, при всех про­счё­тах и оп­лош­но­с­тях как раз удив­лять При­ле­пин не ра­зу­чил­ся. Это­го удив­ле­ния ждёт от не­го чи­та­тель, ждёт не про­сто по­бе­ды, но по­бе­ды бе­зус­лов­ной с ми­ро­вым ре­кор­дом. За эту пер­вую свою пя­ти­лет­ку он уве­рен­но пре­одо­лел раз­ряд на­чи­на­ю­ще­го пи­са­те­ля, и как бы там ни бы­ло, но меж­ду «Па­то­ло­ги­я­ми» и «Сань­кя» уже есть дис­тан­ция, и не­ма­лень­кая. Рас­ска­зы «Гре­ха» на­пи­са­ны при­мер­но в этот же пе­ри­од, а так на­зы­ва­е­мые «Па­цан­ские рас­ска­зы» мож­но так­же рас­сма­т­ри­вать в ка­че­ст­ве про­ме­жу­точ­но­го эта­па, со­зда­ны на од­ном по­ры­ве, и эта энер­гия, эта эмо­ция от­лич­но за­фик­си­ро­ва­ны в кни­ге. Ну а ско­рая би­о­гра­фия Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва, раз­ве это не удив­ле­ние? Вме­с­то неё мож­но бы­ло бы на­пи­сать не­сколь­ко ро­ма­нов уров­ня «Па­то­ло­гий», ещё дол­го чер­пать ма­те­ри­ал «че­чен­ской ком­па­нии», но он за­мах­нул­ся на не­что прин­ци­пи­аль­но иное.

При­ле­пин сча­ст­ли­вый че­ло­век с точ­ки зре­ния ли­те­ра­тур­ной би­о­гра­фии, его при­ме­ча­ют так­же за то, что пе­ре­шаг­нул ли­те­ра­тур­ное мел­ко­те­мье и на­чал с раз­ра­бот­ки «боль­шой» про­бле­ма­ти­ки. Кри­тик Ка­пи­то­ли­на Кок­ше­нё­ва от­ме­ти­ла, что при­вле­ка­тель­ность его твор­че­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в «креп­ком ин­стинк­те жиз­ни», а так­же «энер­ге­тич­но­с­ти» про­зы.

Он сам стал пред­ме­том, ма­те­ри­а­лом ли­те­ра­ту­ры. При­ле­пин не из раз­ря­да ка­би­нет­ных пи­са­те­лей, он сво­ей жиз­нью про­жи­ва­ет и мно­жит сю­же­ты. В од­ной из его не­дав­них ста­тей я на­шёл зна­ко­вую для не­го фра­зу: «я толь­ко по­след­нюю не­де­лю сво­ей жиз­ни мо­гу на па­ру ро­ма­нов пу­с­тить, а тут ещё пол­го­да впе­ре­ди. Ког­да ж я это всё бу­ду опи­сы­вать» (http://rulife.ru/index.php?mode=article&artID=1181). Не ду­маю, что всё это мож­но све­с­ти толь­ко лишь на счёт «воз­ду­ха ус­пе­ха», вскру­жив­ше­го го­ло­ву…

Но, как и при лю­бом раз­го­во­ре о раз­ви­ва­ю­щей­ся твор­че­с­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти, о ста­но­вя­щей­ся ве­ли­чи­не, есть опас­ность чрез­мер­но­го аван­си­ро­ва­ния. А вдруг ока­жет­ся не тем, за ко­го се­бя вы­да­вал, а вдруг на про­ект «При­ле­пин» ра­бо­та­ет це­лый штат ав­то­ров, вдруг он нас всех по­про­с­ту ду­ра­чит, про­крав­шись тро­ян­ским ко­нем на ли­те­ра­тур­ное ло­но?..

С.Б. Или­чев­ский здесь ни при чём. Его кни­ги, из­дан­ные, кста­ти, очень скром­ны­ми ти­ра­жа­ми, по­яви­лись не вдруг. Или­чев­ский мно­го лет пи­сал «для се­бя», пуб­ли­ко­вал свои ве­щи в Ин­тер­не­те. По­сле Бу­ке­ра из­да­те­ли за­ин­те­ре­со­ва­лись его твор­че­ст­вом, вос­тре­бо­ван­ным ока­за­лось прак­ти­че­с­ки всё, что он на­пи­сал со вто­рой по­ло­ви­ны де­вя­но­с­тых. И не­му­д­ре­но. И сбор­ник эс­се «Гуш-мул­ла», и ро­ман «Ми­с­тер нефть, друг», и кни­га сти­хо­тво­ре­ний в про­зе «Ос­ли­ная че­люсть» – ве­щи не­за­уряд­ные, ес­ли не ска­зать – ис­клю­чи­тель­ные. Так что «в се­рию» Или­чев­ский не вы­шел. Не та­кой это ав­тор.

При­ле­пин, на мой взгляд, пи­са­тель, Или­чев­ско­му про­ти­во­по­лож­ный. Или­чев­ский не лю­бит и не уме­ет за­ни­мать­ся са­мо­пи­а­ром, ра­зы­г­ры­вать пе­ред чи­та­те­лем спек­такль. А При­ле­пин сам по се­бе че­ло­век-спек­такль. Во всём, на­чи­ная с внеш­но­с­ти и псев­до­ни­ма. Он мо­жет вну­шить не толь­ко чи­та­те­лю, но и кри­ти­ку, что его сен­ти­мен­таль­ная про­за «энер­ге­тич­на». За­хар При­ле­пин, бе­зус­лов­но, про­ект. Но про­ект не из­да­тель­ский. Ли­те­ра­тур­ные не­гры на не­го, я убеж­дён, не ра­бо­та­ют. Он про­ект в том же смыс­ле, в ка­ком су­ще­ст­ву­ют «про­ек­ты» Б.Аку­нин и Вик­тор Пе­ле­вин. В чём-то он им по­до­бен, хо­тя, ко­неч­но же, не ра­вен. Б.Аку­нин ма­с­тер и эру­дит. Пе­ле­вин мыс­ли­тель. За­ха­ру При­ле­пи­ну по­ка что до них да­ле­ко, но его об­раз всем за­пом­нил­ся. Вот толь­ко что за этим об­ра­зом? Где у При­ле­пи­на ли­цо, а где ма­с­ка? Вот был у не­го об­раз нац­бо­ла-ли­мо­нов­ца. Но эс­те­ти­ка При­ле­пи­на от ли­мо­нов­ской да­ле­ка. При­ле­пин – ан­ти­под Ли­мо­но­ва, каж­дый, кто вни­ма­тель­но про­чи­та­ет то­го и дру­го­го, я убеж­дён, со мной со­гла­сит­ся.

Во­об­ще я все­гда При­ле­пи­ну сим­па­ти­зи­ро­вал. Од­но вре­мя он ка­зал­ся че­ст­ным бор­цом за пра­ва на­род­ные. Ру­гал тол­сто­су­мов. Но со вре­ме­нем что-то в нём ста­ло про­гля­ды­вать стран­ное. Ино­гда мне ка­жет­ся, что он та­кой же нац­бол и ре­во­лю­ци­о­нер, как Жи­ри­нов­ский – рус­ский на­ци­о­на­лист, а Ми­ро­нов – со­ци­а­лист. Мо­жет быть, я оши­ба­юсь, но те­а­т­раль­ность За­ха­ра от­тал­ки­ва­ет не ме­ня од­но­го. Са­мая жё­ст­кая, злая ха­рак­те­ри­с­ти­ка За­ха­ра При­ле­пи­на при­над­ле­жит не мне и да­же не Фро­ло­ву, а пи­са­те­лю Дми­т­рию Но­ви­ко­ву. Я все­гда счи­тал Но­ви­ко­ва и При­ле­пи­на дру­зь­я­ми, но вот не­дав­но про­чёл в но­ви­ков­ском рас­ска­зе о не­ко­ем Ми­ро­не При­ла­ви­не (он же Це­ле­с­тий Ла­биль­ный).

«Гля­жу, друг мой на го­су­дар­ст­вен­ном те­ле­ви­де­нии за­ни­ма­ет­ся ре­во­лю­ци­ей. А так­же в раз­лич­ных по­езд­ках на день­ги на­ло­го­пла­тель­щи­ков. «Ка­кой мо­ло­дец! – ду­маю. Как он лов­ко за­ни­ма­ет­ся ре­во­лю­ци­ей под но­сом у вла­с­тей».

Даль­ше – боль­ше. Дми­т­рий Но­ви­ков за­вер­ша­ет пор­т­рет сво­е­го дру­га «убий­ст­вен­ным» ди­а­ло­гом:

– Нра­вит­ся мне мой джип, люб­лю боль­шие ма­ши­ны, – по-ра­бо­че­му че­ст­но ска­зал Ми­рон.

– И мне мой нра­вит­ся, – с бур­жу­аз­ной из­во­рот­ли­во­с­тью под­хва­тил я. – Вот сей­час вер­нусь до­мой, нуж­но бу­дет об­слу­жить ма­ши­ну, мас­ло по­ме­нять там, филь­т­ра.

– А мне шо­фёр мой всё это сде­ла­ет, – при­от­крыл­ся на мгно­ве­ние Це­ле­с­тий…

(Дми­т­рий Но­ви­ков. В се­тях Тво­их // Ок­тябрь. 2009. № 3.)

Име­ет ли этот об­раз от­но­ше­ние к При­ле­пи­ну-пи­са­те­лю? Да, име­ет. Ведь его ли­те­ра­тур­ный ус­пех не­от­де­лим от со­здан­но­го об­ра­за. А ес­ли об­раз на­ча­ли по­ти­хонь­ку ра­зоб­ла­чать, зна­чит, и его ли­те­ра­тур­ный ус­пех бу­дет под уг­ро­зой.

А.Р. Не сто­ит, ко­неч­но, уко­рять При­ле­пи­на за то, что он от­ли­чен от Ли­мо­но­ва, и де­лать вы­во­ды, буд­то имидж нац­бо­ла ему ну­жен был толь­ко как тол­чок ав­то­пи­а­ра. Не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что каж­дый вто­рой ав­тор, за­явив­ший о се­бе, в ну­ле­вые «вы­шел» из Ли­мо­но­ва. И аб­бре­ви­а­ту­ра НБП и Эду­ард Ли­мо­нов вы­ли­лись в про­те­ст­ный сим­вол по­ко­ле­ния в це­лом. При­ле­пин здесь не ис­клю­че­ние, а ско­рее за­ко­но­мер­ность. Дру­гое де­ло, что в НБПеш­ной пе­соч­ни­це ра­но или по­зд­но ста­но­вит­ся тес­но, и че­ло­век вы­хо­дит из неё, что­бы воз­де­лы­вать свою тер­ри­то­рию.

Рас­сказ Дми­т­рия Но­ви­ко­ва – это от­вет при­ле­пин­ским «Бо­тин­кам пол­ным го­ря­чей вод­кой». У Но­ви­ко­ва с При­ле­пи­ным сти­ли­с­ти­че­с­кие и иде­о­ло­ги­че­с­кие рас­хож­де­ния, их спор ин­те­ре­сен, но в нём слиш­ком мно­го эмо­ций по клас­си­че­с­ко­му ти­пу «ты ме­ня ува­жа­ешь?!».

Ты ци­ти­ру­ешь пор­т­рет При­ле­пи­на ки­с­ти Но­ви­ко­ва: «то ли Ми­рон При­ла­вин, то ли Це­ле­с­тий Ла­биль­ный, и ле­вак он, и пра­во­слав­ный хри­с­ти­а­нин», ко­то­рый буд­то бы дол­жен сви­де­тель­ст­во­вать о ру­ко­твор­но­с­ти и на­ро­чи­то­с­ти пи­са­тель­ско­го об­ра­за на­ше­го ге­роя. А вот, ты зна­ешь, лич­но для ме­ня он, воз­мож­но, этим и при­вле­ка­те­лен. При­ле­пин не ста­ти­чен, а ха­о­ти­чен, на­хо­дит­ся не в со­сто­я­нии вну­т­рен­не­го по­коя, а бес­ко­неч­ной диф­фу­зии. Он не за­мк­нут в рам­ках ка­кой-ли­бо иде­о­ло­ге­мы, а на­хо­дит­ся в сво­бод­ном по­ис­ке и син­те­зи­ру­ет своё су­гу­бо лич­но­ст­ное по­ни­ма­ние мно­гих во­про­сов. В сво­их мыс­лях, вы­ска­зы­ва­ни­ях он не од­но­сто­ро­нен, а мно­го­об­ра­зен; не опе­ри­ру­ет за­учен­ны­ми шаб­ло­на­ми, а пуль­си­ру­ет бес­ко­неч­ным по­ис­ком. В этом во­до­во­ро­те и по­рож­да­ет­ся его спе­ци­фи­че­с­кая энер­гия, про­ти­во­сто­я­щая лю­бой узо­с­ти и рег­ла­мен­та­ции. Я не со­би­ра­юсь здесь петь ди­фи­рам­бы и хо­ро­шо от­даю се­бе от­чёт, что по­доб­ный взгляд мо­жет быть боль­ше иде­аль­но-же­ла­е­мым, чем ре­аль­ным… Но, с дру­гой сто­ро­ны, по­нят­но, что За­хар При­ле­пин – лич­ность не­за­уряд­ная, имен­но та­кой дав­но не хва­та­ло на­шей ли­те­ра­ту­ре. Он, мо­жет быть, не со­здаст свою «Ан­ну Ка­ре­ни­ну» или «Бра­ть­ев Ка­ра­ма­зо­вых», но про­из­ве­дёт на ли­те­ра­тур­ной пло­щад­ке, прак­ти­че­с­ки уже став­шей той же пе­соч­ни­цей, не­ко­то­рое не­об­хо­ди­мое ей дви­же­ние, при­даст важ­ный жи­во­твор­ный им­пульс.

При­ве­ду две ци­та­ты, ко­то­рые, на мой взгляд, мож­но от­не­с­ти к При­ле­пи­ну:

«На­сто­я­щий пи­са­тель брез­га­ет го­во­рить по­на­слыш­ке о ве­щах, ко­то­рых он сам не ви­дел. Ему ка­жет­ся уни­зи­тель­ным и скуч­ным гим­на­зи­че­с­кое за­ня­тие – рас­ска­зы­вать «сво­и­ми сло­ва­ми» то, что он вы­чи­тал в чу­жих кни­гах. Да ему и не до то­го!» (Лев Ше­с­тов).

«Чем же обус­лов­ли­ва­ет­ся эта ори­ги­наль­ность каж­до­го ис­тин­но­го ху­дож­ни­ка?

Во-пер­вых, тем, что он жи­вёт ин­те­рес­ною, сво­е­об­раз­ною вну­т­рен­нею жиз­нью, и, во-вто­рых, – что он во всем яв­ля­ет­ся са­мим со­бою» (Ви­кен­тий Ве­ре­са­ев).

Как бы там ни го­во­ри­ли, но При­ле­пин во всех сво­их тек­с­тах ос­та­ёт­ся са­мим со­бой, да­же в ущерб та­ко­му аморф­но­му по­ня­тию, как ху­до­же­ст­вен­ность. И вот у ме­ня во­прос: мо­жет ли лич­ность ав­то­ра быть боль­ше и пер­вич­нее тек­с­та, а текст об­ре­с­ти при­зва­ние фик­си­ро­вать по­ступь и раз­ви­тие этой лич­но­с­ти?

С.Б. Это ста­рый во­прос о «пи­са­те­лях с би­о­гра­фи­ей» и «пи­са­те­лях без би­о­гра­фии». Ка­кой-ли­бо за­ви­си­мо­с­ти меж­ду яр­ко­с­тью лич­но­с­ти и ка­че­ст­вом тек­с­та нет. Скуч­на и за­уряд­на би­о­гра­фия Вла­ди­ми­ра На­бо­ко­ва: рус­ский эми­г­рант, по­том – аме­ри­кан­ский про­фес­сор. Ни­че­го осо­бен­но­го. Ма­ло ли та­ких бы­ло? О нём го­во­ри­ли: скуч­ней­ший че­ло­век, да­же же­не не из­ме­ня­ет. Вдох­но­ве­ние чер­пал как раз в кни­гах. Или Афа­на­сий Фет. Вся Рос­сия сме­я­лась над его су­деб­ны­ми про­цес­са­ми про­тив кре­с­ть­ян. Кто бы мог по­ду­мать, что ве­ли­кий ли­ри­че­с­кий по­эт бу­дет су­тяж­ни­чать из-за гу­сят в ого­ро­де, а ведь су­тяж­ни­чал! А по­том ещё вы­хло­по­тал се­бе дво­рян­скую фа­ми­лию «Шен­шин», чем очень гор­дил­ся. Да­же би­о­гра­фия Го­го­ля, при всех её за­гад­ках, слиш­ком скуч­на и не­ле­па для ав­то­ра «Ве­че­ров на ху­то­ре…», «Мир­го­ро­да» или «Но­са». Бы­ли, ко­неч­но, ве­ли­кие с ин­те­рес­ной би­о­гра­фи­ей: Лев Тол­стой, До­сто­ев­ский – и да­же с ге­ро­и­че­с­кой: Ми­ха­ил Лер­мон­тов, Ни­ко­лай Гу­ми­лёв, Ар­ка­дий Гай­дар, но раз­ве ме­нее зна­чи­те­лен «дач­ник» Па­с­тер­нак, до не­сча­ст­но­го но­бе­лев­ско­го скан­да­ла про­жив­ший как буд­то ти­хо и срав­ни­тель­но бла­го­по­луч­но? Был ве­ли­кий Со­лже­ни­цын, со­кру­шив­ший ни мно­го ни ма­ло ми­ро­вой ком­му­низм, был ге­рой и му­че­ник Кон­стан­тин Во­ро­бь­ёв, но ря­дом с ни­ми Юрий Три­фо­нов и Юрий Ка­за­ков, раз­ве они ме­нее зна­чи­тель­ны?

И в на­ши дни де­ла об­сто­ят так же. Всем из­ве­ст­но, что я це­ню твор­че­ст­во Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва и при слу­чае за­щи­щаю его от об­ви­не­ний в «гра­фо­ма­нии». Но я ни­ког­да не по­став­лю его вы­ше Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на, а ведь у Про­ха­но­ва не жизнь, а при­клю­чен­че­с­кий ро­ман: Аф­га­ни­с­тан, Ни­ка­ра­гуа, Кам­бо­д­жа, 1993-й год, ре­дак­тор­ст­во в «Дне» и «За­в­т­ра», по­ли­ти­че­с­кие ин­три­ги, зна­ком­ст­во с ве­ду­щи­ми по­ли­ти­ка­ми, учё­ны­ми, во­ен­ны­ми. Ря­дом с ним Ма­ка­нин – «ка­би­нет­ный пи­са­тель», не бо­лее. Но все ли­те­ра­тур­ные кри­ти­ки Рос­сии, кро­ме, быть мо­жет, Вла­ди­ми­ра Бон­да­рен­ко, не сго­ва­ри­ва­ясь, по­ста­вят Ма­ка­ни­на на­мно­го вы­ше.

Да, За­хар При­ле­пин ин­те­рес­ный че­ло­век с ин­те­рес­ной би­о­гра­фи­ей, но в его кни­гах это по­ка не очень-то за­мет­но. Ве­рю, что за не­де­лю он на­ко­пит ма­те­ри­а­ла на ро­ман, но где же этот ро­ман? Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что эта ув­ле­ка­тель­ная, яр­кая, ин­те­рес­ная жизнь не ос­тав­ля­ет вре­ме­ни на твор­че­ст­во. Си­лы че­ло­ве­че­с­кие не бес­пре­дель­ны. Очень труд­но быть дей­ст­ву­ю­щим по­ли­ти­ком и хо­ро­шим пи­са­те­лем. Ис­клю­че­ния лишь под­тверж­да­ют пра­ви­ла. Сво­е­го Диз­ра­э­ли у нас нет, да и При­ле­пин на Диз­ра­э­ли не тя­нет. Ра­но или по­зд­но ему при­дёт­ся вы­би­рать меж­ду ка­рь­е­рой пи­са­те­ля и по­ли­ти­ка, ли­те­ра­то­ра и жур­на­ли­с­та.

А.Р. Всё же, на мой взгляд, пи­са­тель в Рос­сии лич­ность во мно­гом сим­фо­ни­че­с­кая. Сей­час не­воз­мож­но на­пи­сать до­стой­ную кни­гу, жи­вя толь­ко ли­те­ра­ту­рой, оку­нув­шись с го­ло­вой в лит­про­цесс. В ка­кой-то мо­мент сле­ду­ет за­явить, как Сер­гей Шар­гу­нов, что по­ли­ти­ка для не­го важ­нее ли­те­ра­ту­ры. Нуж­но бить по всем фрон­там, жить на­слаж­да­ясь и стра­дая, жить ис­то­во и где-то да­же без­ба­шен­но. Тог­да ты бу­дешь воз­на­г­раж­дён, тог­да не толь­ко ты при­дёшь в ли­те­ра­ту­ру, но и ли­те­ра­ту­ра при­дёт к те­бе. Ина­че ты бу­дешь про­из­во­дить кни­ги, да­лё­кие от ка­кой бы то ни бы­ло ре­аль­но­с­ти, да и прав­ды. Си­ту­а­ция с ма­ка­нин­ским «Аса­нов» здесь во мно­гом по­ка­за­тель­на. Ли­те­ра­ту­ра в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях не име­ет пра­ва быть од­но­сто­рон­ней и са­мо­за­мк­ну­той, ина­че она ста­нет лю­бо­пыт­ной раз­ве что учё­ной ос­те­пе­нён­ной пуб­ли­ке. Яр­кая пи­са­тель­ская лич­ность сей­час важ­на ещё и в пла­не мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­с­ти, в пла­не при­вле­че­ния к со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре но­вых чи­та­те­лей-адеп­тов. Ведь не­да­ром тот же Алек­сандр Про­ха­нов и За­хар При­ле­пин ста­но­ви­лись ла­у­ре­а­та­ми «Нац­бе­с­та», они смог­ли за­ин­те­ре­со­вать, уди­вить, по­шат­нуть ни­ги­ли­с­ти­че­с­кое от­но­ше­ние к со­вре­мен­но­му лит­про­цес­су. Ве­ро­ят­нее все­го, что они не бу­дут за­чис­ле­ны в жи­вые клас­си­ки, как Вла­ди­мир Се­мё­но­вич Ма­ка­нин. Их ос­нов­ная мис­сия в дру­гом – ра­бо­та на со­хра­не­ние ли­те­ра­ту­ры, ведь ещё лет де­сять на­зад су­ще­ст­во­ва­ла ре­аль­ная опас­ность, что она раз­де­лит­ся на две чёт­кие и не­пе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся ли­нии: «вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ную» уз­ко­круж­ко­вую за­умь для двух-трёх «це­ни­те­лей» и мас­со­вое пляж­но-од­но­ра­зо­вое чти­во, а меж­ду эти­ми па­то­ло­ги­че­с­ки­ми край­но­с­тя­ми – зи­я­ю­щая пу­с­то­та. Уже те­перь этой пу­с­то­ты, по сча­с­тью, нет, по­яви­лись си­я­ю­щие точ­ки, к ко­то­рым на­прав­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные чи­та­тель­ские чел­но­ки, пре­ис­пол­нен­ные лю­бо­пыт­ст­вом и жаж­дой жи­во­го сло­ва.


Андрей РУДАЛЁВ, Сергей БЕЛЯКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования