Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Кто заказал Маканина?

Скандал

 

 В Живом Журнале Интернета в рамках премии «Национальный бестселлер» прошло голосование за Худшую книгу 2008 года. Результат объявлен 7 июня в Большом зале гостиницы «Астория» в Петербурге. Среди таких книг, как «Р.А.Б. Антикризисный роман» Сергея Минаева, «Метро 2034» Дмитрия Глуховского, «Асфальт» Евгения Гришковца, «П5» Виктора Пелевина с большим отрывом лидировал роман «Асан» лауреата премии «Большая книга» Владимира Маканина. Почему? Об этом рассуждают критики Андрей Рудалёв, Сергей Беляков и писатель Александр Карасёв.

Андрей Ру­да­лёв (г. Се­ве­род­винск, Ар­хан­гель­ская обл.). То, что про­ис­хо­ди­ло в ЖЖ-ном про­ст­ран­ст­ве, мож­но обо­звать сво­е­об­раз­ной ис­те­ри­ей. Го­ло­со­ва­ли за «худ­шую кни­гу го­да» (http://community.livejournal.com/natsbest/56736.html), го­во­ри­ли об «Аса­не». При всех сла­бо­с­тях, стран­но­с­тях и не­ле­по­с­тях тек­с­та это яв­ле­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Или что-то иное есть в этом спи­с­ке? Ми­на­ев? Гриш­ко­вец? Лип­ске­ров? Аку­нин?.. Кто-ни­будь по­мнит, ког­да в по­след­ний раз кни­га да­ле­ко не раз­вле­ка­тель­но­го жа­н­ра за­став­ля­ла о се­бе столь­ко го­во­рить? Прак­ти­че­с­ки всё ос­таль­ное ухо­ди­ло в утиль и за­бы­ва­лось че­рез пол­го­да или ос­та­ва­лось тек­с­та­ми для ау­ти­с­тов.

Ин­те­рес­но, кто из пу­с­ка­ю­щих гро­мы и мол­нии про­чи­тал «Асан», а не толь­ко пер­вые две его стра­ни­цы?

Ин­те­рес­но, есть ли ка­кой-то иной текст о че­чен­ской вой­не, ко­то­рый бы спро­во­ци­ро­вал по­доб­ную дис­кус­сию, а зна­чит, за­ста­вил за­но­во рас­суж­дать об этой те­ме?

Я ду­маю, что Вла­ди­мир Се­мё­но­вич спе­ци­аль­но за­пу­с­тил по­доб­ную про­во­ка­цию и мно­гие на неё клю­ну­ли...

Сер­гей Бе­ля­ков (г. Ека­те­рин­бург). Он сам нар­вал­ся. Вла­ди­мир Се­мё­но­вич знал, на что шёл. Слад­кий плод он ску­шал, пре­мию по­лу­чил. Но при­дёт­ся от­ве­дать и горь­ких пло­дов. Мне ро­ман всё-та­ки не нра­вит­ся. Я об этом пи­сал в «Ча­ст­ном кор­ре­с­пон­ден­те». Осо­бен­но дур­но, что мно­гие ин­тел­ли­ген­ты (глав­ным об­ра­зом – фи­ло­ло­ги) и в са­мом де­ле ре­ши­ли, буд­то Ма­ка­нин на­пи­сал прав­ду о че­чен­ской вой­не.

Ес­ли счи­тать все­рьёз, что ро­ман Ма­ка­ни­на о Чеч­не, о че­чен­ских вой­нах, то на­до при­знать его пол­ней­ший про­вал.

Ес­ли ро­ман не о Чеч­не, а я убеж­дён в том, что это ро­ман не о Чеч­не, тог­да де­ло дру­гое.

Я не от­ри­цаю «Асан» в прин­ци­пе. Как ро­ман о со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве он очень ин­те­ре­сен. Но ру­га­ют его не слу­чай­но. Вла­ди­мир Се­мё­но­вич Ма­ка­нин и в са­мом де­ле не бы­то­пи­са­тель, он ни­ког­да не стре­мил­ся к вос­про­из­ве­де­нию дей­ст­ви­тель­но­с­ти, но умел уло­вить тен­ден­цию в раз­ви­тии об­ще­ст­ва, оп­ре­де­лить со­ци­аль­ный тип. Кто вспом­нит, как ге­о­ло­ги из «Граж­да­ни­на убе­га­ю­ще­го» в глу­хой си­бир­ской тай­ге за­чем-то ко­па­ют (ло­па­та­ми?) зем­лю. Что мож­но най­ти та­ким об­ра­зом, ка­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые? В «Ис­пу­ге» опи­сан штурм До­ма со­ве­тов (ок­тябрь 1993-го). Но в гла­ве «Ста­рость. Пя­тая кноп­ка», од­ной из луч­ших в ро­ма­не, речь идёт о те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра», со­здан­ном толь­ко в 1997-м. Но все эти не­со­об­раз­но­с­ти Ма­ка­ни­ну преж­де про­ща­ли. А вот на этот раз не про­сти­ли, по­то­му что он за­брёл на чу­жую тер­ри­то­рию. При­крыл свою со­ци­аль­ную прит­чу ка­му­ф­ля­жем во­ен­ной про­зы. По­лу­чил пре­мию и пол­ный ко­роб раз­гром­ных от­зы­вов.

А.Р. Cер­гей, я и го­во­рю, что нар­вал­ся, со­зна­тель­но нар­вал­ся. Ро­ман мне то­же не нра­вит­ся, ка­те­го­ри­че­с­ки не нра­вит­ся, ес­те­ст­вен­но, ни­ка­кой прав­ды там нет. Но то, что Ма­ка­нин вы­вел раз­го­вор в вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ную пло­с­кость, уже это од­но оп­рав­ды­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние «Аса­на». Лет че­рез де­сять мы его за­бу­дем, но по­явят­ся текст/тек­с­ты за этот пе­ри­од, ко­то­рые бу­дут со­зда­ны бла­го­да­ря или во­пре­ки «Аса­ну».

Алек­сандр Ка­ра­сёв (Санкт-Пе­тер­бург). Не ду­маю, что нар­вал­ся Ма­ка­нин со­зна­тель­но.

В вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ную пло­с­кость он ни­че­го не вы­вел. «Аса­на» нет – это фик­ция. Ли­те­ра­тур­ное яв­ле­ние и пи­ар-яв­ле­ние – это раз­ные ве­щи.

А.Р. У не­ко­то­рых яв­ле­ний дей­ст­ви­тель­но есть функ­ция про­во­ци­ро­ва­ния раз­го­во­ра… По по­во­ду про­чте­ния, я был удив­лен, но про­чи­ты­ва­ет­ся он до­ста­точ­но лег­ко. Ес­ли Ма­ка­нин ан­ти­ге­рой, то по­че­му бы­ло не об­ра­тить вни­ма­ния на его пре­ды­ду­щую вещь ро­ман «Ис­пуг» про блуд­но­го ста­ри­ка, или всё-та­ки во­прос в те­ме? За­лез на чу­жую тер­ри­то­рию? В сво­ей за­мет­ке на эту кни­гу в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» я то­же пи­сал, что Ма­ка­нин пе­ре­стал за­ни­мать­ся ли­те­ра­ту­рой, а пе­ре­шёл на кон­ст­ру­и­ро­ва­ние не­ких фан­то­мов. Но при этом я на са­мом де­ле был удив­лён, ког­да от мас­сы лю­дей ус­лы­шал хва­леб­ные от­зы­вы на кни­гу, при­чём от лю­дей, на ко­то­рых пре­сло­ву­тый пи­ар не дей­ст­во­вал. Ес­ли есть ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­лож­ные точ­ки зре­ния, ес­ли есть до­воль­но ак­тив­ный дис­пут по кни­ге, то ед­ва ли мож­но от­ри­цать, что это яв­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре. Пи­ар не за­став­ля­ет лю­дей спо­рить с пе­ной у рта.

А.К. Функ­ция про­во­ци­ро­ва­ния раз­го­во­ра у яв­ле­ний… Бе­зус­лов­но, как у яв­ле­ния пуб­лич­но­го со­во­куп­ле­ния сту­ден­тов в му­зее, столь до­ро­го­го серд­цу кри­ти­ка Ев­ге­ния Ер­мо­ли­на… Он хва­лит и «Асан». Ты его мне­ние име­ешь в ви­ду?.. Не знаю, как она про­чи­та­лась у те­бя лег­ко, она сов­сем не чи­та­ет­ся.

Про тер­ри­то­рию («ре­бя­та ме­тят свою тер­ри­то­рию») впер­вые ска­зал Гер­ман Са­ду­ла­ев в бло­ге ру­ко­во­ди­те­ля про­грам­мы «Мо­ло­дые пи­са­те­ли» фо­ру­ма в Лип­ках Ири­ны Ко­ва­лё­вой. Ты име­ешь свой­ст­во под­хва­ты­вать чу­жие фра­зы. По­че­му ты не об­ра­тил вни­ма­ние на по­хот­ли­во­го ста­ри­ка, ты же кри­тик?

Де­ло не в тер­ри­то­ри­ях, а в ци­нич­ной спе­ку­ля­ции на об­ще­ст­вен­но зна­чи­мой те­ме. Ста­рик ког­да в каж­дом рас­ска­зе по­се­ща­ет но­вую да­му, это не со­ци­аль­но зна­чи­мая те­ма… А в Чеч­не мно­го лю­дей умер­ло, и мно­го жиз­ней ис­ка­ле­че­но, и бо­лит это в лю­дях, ра­ны све­жие... И вот так это всё из­вра­тить, пре­вра­тить в фарс...

Ко­неч­но, воз­ник­ло воз­му­ще­ние. Не от ху­до­же­ст­вен­ной цен­но­с­ти кни­ги оно воз­ник­ло, ко­то­рой нет, а от ци­нич­ной лжи. У лю­дей ли­те­ра­тур­ных – от ци­нич­ной хал­ту­ры… Ты же воз­му­ща­ешь­ся, ког­да в ка­кой-ни­будь кни­ге из­вра­ща­ют пра­во­сла­вие. О ро­ма­не Майи Ку­чер­ской ты что-то та­кое пи­сал… Не от ху­до­же­ст­вен­ной же цен­но­с­ти та­кой кни­ги. Не от­то­го, что это яв­ле­ние…

Эта мас­са лю­дей (мас­сы я не за­ме­тил, а за­ме­тил не­сколь­ко че­ло­век) так­же ни­че­го не по­ни­ма­ет в ли­те­ра­ту­ре ли­бо врёт – этих боль­ше. Лю­ди чи­та­ют мно­го раз­но­го хла­ма, и он им нра­вит­ся. Об уров­не ква­ли­фи­ка­ции так на­зы­ва­е­мо­го «экс­перт­но­го со­об­ще­ст­ва» я го­во­рю мно­го…

Пи­ар и за­ни­ма­ет­ся ма­ни­пу­ля­ци­я­ми и про­во­ка­ци­я­ми… С дис­пу­том си­ту­а­ция про­ще. Не нуж­но её де­мо­ни­зи­ро­вать. Да­ют че­ло­ве­ку чёр­ное и объ­яв­ля­ют, что оно бе­лое. Че­ло­век хо­чет, но не мо­жет со­гла­сить­ся, ибо оче­вид­но ему.

Та­кую опе­ра­цию мож­но про­де­лать и с кни­гой не лю­би­мо­го то­бой Ми­на­е­ва или ко­го угод­но. Бе­рём ро­ман «Р.А.Б», да­ём ему «Боль­шую кни­гу». За­яв­ля­ем на весь мир, что это луч­шее, что есть в со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре. А здесь кро­ме то­го – те­ма, да… И ка­кое же это ху­до­же­ст­вен­ное яв­ле­ние, ес­ли там вме­с­то лю­дей скон­ст­ру­и­ро­ван­ные фан­то­мы, как ты сам аб­со­лют­но пра­виль­но пи­сал?

Здесь два ва­ри­ан­та хва­леб­щи­ков – ли­бо ду­рак, ли­бо лжец. Бы­ва­ет всё вме­с­те… У Ма­ка­ни­на же креп­кие свя­зи в лит­про­цес­се, мно­го сто­рон­ни­ков – ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том нет, что на каж­дую кри­ти­ку сы­плет­ся от­вет с пе­ре­дёр­ги­ва­ни­ем ка­кой-ни­будь Ли­зы Но­ви­ко­вой.

А.Р. Есть ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рую чи­та­ют пол­то­ра че­ло­ве­ка, – ко­ре­ша, род­ст­вен­ни­ки ав­то­ра и так да­лее, и, как не пе­чаль­но, она всё бо­лее ухо­дит в эту ре­зер­ва­цию. Един­ст­вен­ный смысл «Аса­на» я и ви­жу в по­пыт­ке про­рвать эту скор­лу­пу. Он и конъ­юнк­ту­рен в том пла­не, что ори­ен­ти­ро­ван на чи­та­те­ля. По­это­му мне ка­жет­ся, что кни­га – это сво­е­об­раз­ная «го­лая зад­ни­ца», ко­то­рую ав­тор вы­ста­вил для за­трав­ки раз­го­во­ра, – и раз­го­вор по­шёл, и не толь­ко в уз­кой сре­де кри­ти­ков.

По по­во­ду за­стол­б­ле­ния тер­ри­то­рии, ско­рее не под­хва­тил, про­сто это на по­верх­но­с­ти на са­мом де­ле. Но ты же сам го­во­рил, что те­ма те­бя не ин­те­ре­су­ет, а ху­до­же­ст­вен­ные ка­че­ст­ва тек­с­та… Об­ви­не­ния в глум­ле­нии мож­но ко­му угод­но предъ­я­вить, то­му же Ар­ка­дию Баб­чен­ко, ког­да он пред­став­ля­ет веч­но го­лод­но­го за­чмо­ре­но­го сол­да­та…

Ну, а вы­ска­зы­ва­ние, что ма­ло кто в ли­те­ра­ту­ре что по­ни­ма­ет, ло­ги­че­с­ки под­во­дит к то­му, что ли­те­ра­ту­ра долж­на су­ще­ст­во­вать толь­ко для уз­ко­го кру­га, об­ла­да­ю­щих этим по­ни­ма­ни­ем, не­кой осо­бой сек­ты, ка­с­ты по­свя­щён­ных сно­бов… Мо­жет во­прос не в том, что ни­кто ни­че­го не по­ни­ма­ет, а в том, что раз­ная она?

С.Б. Алек­сандр Ка­ра­сёв и Ар­ка­дий Баб­чен­ко, Илья Пле­ха­нов и Алек­сей На­умов не от­но­сят­ся к мо­им лю­би­мым ав­то­рам, но к ним я от­но­шусь с по­чте­ни­ем. И чи­тать их рас­ска­зы ин­те­рес­ней, чем «Аса­на». «Ар­гун», «Ди­зе­лят­ник», «Как про­сто быть сол­да­том» – жи­вые, а ма­ка­нин­ский «Асан» мерт­вый. Свою со­ци­о­ло­ги­че­с­кую схе­му Ма­ка­нин не ожи­вил, не пре­вра­тил трак­тат в ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние. Про­цесс пре­вра­ще­ния со­ци­о­ло­гии в ли­те­ра­ту­ру не ус­пел за­кон­чить­ся.

А.К. Смысл «Аса­на»:

1. По­лу­чить пре­мию(-и);

2. Из­дать кни­гу на За­па­де.

Цель – вос­ста­нов­ле­ние ут­ра­чен­но­го пи­са­те­лем уров­ня из­ве­ст­но­с­ти, день­ги.

Все бла­го­при­ят­ные от­зы­вы на «Асан» идут в рам­ках пи­ар-ак­ции «Клас­сик рус­ской ли­те­ра­ту­ры на­пи­сал прав­ди­вый эпи­че­с­кий ро­ман о че­чен­ской вой­не». Под это ру­бит­ся баб­ло.

На са­мом же де­ле осу­ще­ств­ля­ет­ся под­ме­на.

«Экс­перт­ное со­об­ще­ст­во» долж­но иметь ква­ли­фи­ка­цию, ху­до­же­ст­вен­ный вкус, ум, че­ст­ность. Ли­те­ра­ту­ра же на­прав­ле­на на ши­ро­кий круг чи­та­те­лей.

Те­ма не есть кри­те­рий оцен­ки ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Текст на те­му че­чен­ской вой­ны мо­жет яв­лять­ся про­из­ве­де­ни­ем ли­те­ра­ту­ры, рав­но как и быть конъ­юнк­тур­ной фаль­шив­кой.

У нас же те­ма сей­час – ос­нов­ной кри­те­рий оцен­ки (кри­те­рий ба­буш­ки – «про что»). Ес­ли про эро­ти­че­с­кие по­хож­де­ния по­хот­ли­во­го де­душ­ки – это пло­хое со­чи­не­ние или (в слу­чае рас­по­ло­жен­но­с­ти кри­ти­ка к ав­то­ру) хо­ро­шее, но не очень. Ес­ли про вой­ну в Чеч­не – зна­чит, за­ме­ча­тель­ное со­чи­не­ние и да­же – яв­ле­ние. Хо­тя и там и там ли­те­ра­ту­рой не пах­нет.

Ис­кус­ст­вен­ные вы­му­чен­ные по­ст­ро­е­ния, ду­шев­ная пу­с­то­та. Про то что Ма­ка­нин вклю­чил зад­ни­цы спе­ци­аль­но для кри­ти­ков, он вы­ду­мал уже по­сле кри­ти­ки. Ты осо­бен­но не ве­дись на его из­ре­че­ния. Про­тив­но слу­шать и чи­тать, как не­ког­да до­стой­ный че­ло­век без­за­с­тен­чи­во врёт и из­ви­ва­ет­ся, как уж на ско­во­род­ке. Как два ра­за от­ме­тил Ан­д­рей Ва­си­лев­ский – луч­ше бы Ма­ка­нин мол­чал. Сде­лал га­дость – и по­мал­ки­вай. А пра­виль­нее бы­ло бы из­ви­нить­ся пе­ред людь­ми, ко­то­рых ты по­лил гря­зью.

Об­ви­не­ния, ко­неч­но, мож­но ко­му угод­но предъ­я­вить, у нас это за­про­с­то. Но Баб­чен­ко в от­ли­чие от Ма­ка­ни­на сам был сол­да­том и ви­дел сол­дат не толь­ко в Моск­ве из трол­лей­бу­са. Ты то­же не ви­дел сол­да­та, что­бы су­дить о том, пра­виль­но­го или нет сол­да­та изо­б­ра­жа­ет Баб­чен­ко. Или ты зна­ешь о том, как это­го сол­да­та кор­ми­ли? Что нет в ар­мии де­дов­щи­ны, ты зна­ешь?

У Ма­ка­ни­на же во­об­ще нет сол­дат. Нет лю­дей. Это что-то фи­ло­ло­ги­че­с­ки-ма­те­ма­ти­че­с­кое. Но при этом он уму­д­ря­ет­ся опо­зо­рить и рус­ско­го сол­да­та, и че­чен­цев од­но­вре­мен­но. От­ме­тил пи­са­тель-фан­таст Ан­д­рей Круз, что это ред­кий слу­чай. Так бы­ва­ет, ког­да че­ло­век пы­та­ет­ся всем уго­дить и всё учесть.

Ли­те­ра­ту­ра раз­ная. В том чис­ле и по ка­че­ст­ву, но есть рам­ки ка­че­ст­ва, в пре­де­лах ко­то­ро­го текст мо­жет счи­тать­ся ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ем. Му­сор за пре­де­ла­ми этих ра­мок не дол­жен рас­сма­т­ри­вать­ся, как про­из­ве­де­ния ли­те­ра­ту­ры, что сей­час про­ис­хо­дит по­валь­но.

Шир­по­треб, мас­слит дол­жен ид­ти по от­дель­ной ка­те­го­рии. Это ка­са­ет­ся, в ча­ст­но­с­ти, «Таб­лет­ки» и «Пур­ги» Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва, о твор­че­ст­ве ко­то­ро­го вы бе­се­до­ва­ли с Сер­ге­ем в од­ном из но­ме­ров га­зе­ты.

С.Б. Да, не­что фи­ло­ло­ги­че­с­ки-ма­те­ма­ти­че­с­кое. Жи­вых лю­дей Ма­ка­нин дав­но не ви­дел, жи­вёт вос­по­ми­на­ни­я­ми и ре­кон­ст­рук­ци­я­ми. «Ис­пуг», впро­чем, был жи­вой кни­гой, как и «Ан­де­г­ра­унд».

«Ис­пуг» – ро­ман, на мой взгляд, вы­да­ю­щий­ся. Но он ока­зал­ся слиш­ком тон­кой ра­бо­той. Кри­ти­ки в боль­шин­ст­ве сво­ём ви­де­ли в ис­то­рии ста­ри­ка Ала­би­на толь­ко рас­сказ о чу­да­ке-эро­то­ма­не, не раз­гля­дев под­лин­ный смысл «Ис­пу­га». Мо­жет, Ма­ка­нин и в са­мом де­ле ра­зо­злил­ся на ли­те­ра­тур­ную об­ще­ст­вен­ность. Взял да и вы­дал, что по­про­ще.

Ком­мер­че­с­кий ин­те­рес «Аса­на» оче­ви­ден – раз­ве три мил­ли­о­на «Боль­шой кни­ги» уже ни­че­го не сто­ят? Да и про­да­жи ро­ма­на, удо­с­то­ен­но­го са­мой де­неж­ной ли­те­ра­тур­ной пре­мии, долж­ны под­ско­чить.

А.Р. Не ду­маю, что Ма­ка­нин дей­ст­во­вал из ко­ры­с­ти. Он ведь не ли­те­ра­тур­ный под­ро­с­ток. Уро­вень из­ве­ст­но­с­ти ему ед­ва ли нуж­но ис­кус­ст­вен­но под­ни­мать. Мне ка­жет­ся, в нём го­во­рил экс­пе­ри­мен­та­тор. Пи­са­тель­ский ман­д­раж, схо­жий с охот­ни­чь­им: смо­гу ли... Смо­гу ли вжить­ся в си­ту­а­цию, вы­ве­с­ти свою ми­фо­ло­гию вой­ны и т.д. На са­мом де­ле кни­ге силь­но по­вре­дил пи­ар, ко­то­рый, ви­ди­мо, был за­ка­зан из­да­тель­ст­вом «ЭКС­МО», да и «Боль­шая кни­га»… ни к че­му она. Хо­тя вы­да­на она ско­рее не за «Асан», а по со­во­куп­но­с­ти за­слуг.

А.К. О его мо­ти­вах, ко­неч­но, спо­рить слож­но. Но есть ре­зуль­тат. То что он так или ина­че дей­ст­во­вал из конъ­юнк­тур­ных со­об­ра­же­ний – это оче­вид­но. Вы­ду­ман­ный миф про язы­че­с­ко­го бо­га при­тя­нут не бо­лее чем как тех­ни­че­с­кий при­ём.

А.Р. Всё это так, но за­чем ми­фо­ло­ги­зи­ро­вать «Асан». То, что не смог сде­лать Ма­ка­нин, вы­ве­с­ти соб­ст­вен­ную ми­фо­ло­гию вой­ны, за не­го сде­ла­ли его кри­ти­ки. Они ми­фо­ло­ги­зи­ро­ва­ли «Асан», пре­вра­тив его в не­кое зло­коз­нен­ное язы­че­с­кое бо­же­ст­во, ко­то­рое яв­ля­ет­ся пред­ве­ст­ни­ком ли­те­ра­тур­но­го апо­ка­лип­си­са.

А.К. Ты пре­уве­ли­чи­ва­ешь, ко­неч­но. Шум во­круг кни­ги сде­ла­ло при­суж­де­ние пре­мии «Боль­шая кни­га». Под­ме­на ока­за­лась слиш­ком оче­вид­ной как лю­дям во­е­вав­шим или слу­жив­шим в ар­мии, так и су­гу­бо штат­ским ли­те­ра­тур­ным кри­ти­кам.

 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования