Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Герой сурового времени

Генерал из высокогорного аула Гонода

 

Адильгерей Ма­го­мед­та­ги­ров. Ми­нистр вну­т­рен­них дел Да­ге­с­та­на. Ис­тин­ный ге­рой Рос­сии. На­сто­я­щий го­рец, бо­е­вой ге­не­рал, бес­ст­раш­ный бо­рец и па­т­ри­от. Уро­же­нец древ­не­го авар­ско­го ау­ла Го­но­да, он был, бе­зус­лов­но, че­ло­ве­ком осо­бо­го спла­ва, осо­бой по­ро­ды. Ка­за­лось его звуч­ное имя, фа­ми­лия, он сам, как буд­то бы­ли от­че­ка­не­ны из ме­тал­ла ка­кой-то не­о­бык­но­вен­ной проч­но­с­ти. Он стал ле­ген­дой ещё при жиз­ни. Его ува­жа­ли да­же вра­ги. Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров был на­сто­я­щей гро­зой пре­ступ­но­го ми­ра. Это бы­ла твёр­дая ска­ла, на ко­то­рую с на­деж­дой смо­т­ре­ли дру­зья и с ужа­сом не­дру­ги, от не­го ве­я­ло не­сги­ба­е­мой мо­щью. Гля­дя на не­го, ка­за­лось, что та­кие слав­ные ли­те­ра­тур­ные ге­рои, как ко­мис­сар Жег­лов из куль­то­во­го филь­ма «Ме­с­то встре­чи из­ме­нить нель­зя», есть и в на­шей ре­аль­ной жиз­ни. Он ни в чём не ус­ту­пал со­здан­но­му в ки­но иде­аль­но­му об­ра­зу ми­ли­ци­о­не­ра и не­ис­то­во­го бор­ца с пре­ступ­но­с­тью.

Од­ним сво­им ви­дом Адиль­ге­рей Ма­го­ме­до­вич оли­це­тво­рял со­бой си­лу, на­тиск, на­деж­ду на спра­вед­ли­вость. От­пу­щен­ные ему Все­выш­ним 52 го­да сво­ей жиз­ни он ис­поль­зо­вал спол­на. Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров был глы­бой, цель­ным че­ло­ве­ком, его дух и мас­штаб его лич­но­с­ти вы­зы­ва­ли ува­же­ние и вос­хи­ще­ние. Его слу­же­ние вы­со­ким це­лям, сме­лые по­ступ­ки и жиз­нен­ные ус­т­рем­ле­ния бы­ли при­ме­ром для мно­гих. Ха­риз­ма и си­ла во­ли это­го че­ло­ве­ка бы­ли на­столь­ко мощ­ны­ми, что бук­валь­но за­во­ра­жи­ва­ли да­же тех лю­дей, что ви­де­ли его впер­вые. Со­зда­ва­лось впе­чат­ле­ние, что он ро­дил­ся ге­не­ра­лом ми­ли­ции. В его дей­ст­ви­ях ни­ког­да нель­зя бы­ло уви­деть и кап­ли не­уве­рен­но­с­ти и не­ре­ши­тель­но­с­ти. Мол­ни­е­нос­ный в при­ня­тии ре­ше­ний, сме­лый и бес­ст­раш­ный, он был жи­вым сим­во­лом и зна­ме­нем да­ге­с­тан­ской ми­ли­ции, зна­ме­нем, ко­то­рое про­би­ла раз­рыв­ная пу­ля. Мно­гие хо­те­ли быть по­хо­жи­ми на не­го. Вра­ги Да­ге­с­та­на ис­ступ­лен­но же­ла­ли его ги­бе­ли. Что­бы за­ма­нить и унич­то­жить его, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли гром­кие убий­ст­ва, зная, что ми­нистр лич­но при­бу­дет на ме­с­то про­ис­ше­ст­вия, а не ста­нет ру­ко­во­дить опе­ра­ци­ей из шта­ба или ка­би­не­та.

На­хо­дясь меж­ду мно­гих ог­ней, в гу­ще страш­ных со­бы­тий, на ос­т­рие борь­бы с пре­ступ­но­с­тью, Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров ни ра­зу не по­те­рял ли­ца и не уро­нил че­с­ти и до­сто­ин­ст­ва рос­сий­ско­го офицера.

 

Долгое эхо выстрела у «Марракеша»

 

Выстрел у бан­кет­но­го за­ла «Мар­ра­кеш» в Ма­хач­ка­ле, про­гре­мев­ший 5 ию­ня 2009 го­да и унёс­ший жизнь ми­ни­с­т­ра, бе­зус­лов­но, ста­нет зна­ко­вым со­бы­ти­ем в со­вре­мен­ной ис­то­рии Да­ге­с­та­на. Стре­ля­ли не в Адиль­ге­рея Ма­го­мед­та­ги­ро­ва, стре­ля­ли в на­деж­ду на то, что в Да­ге­с­та­не ког­да-ли­бо мо­жет во­ца­рить­ся мир, стре­ля­ли на­ка­ну­не 10-й го­дов­щи­ны раз­гро­ма бо­е­ви­ков на да­ге­с­тан­ской зем­ле. Рас­ст­ре­лян­ная свадь­ба, у во­рот ко­то­рой по­гиб ми­нистр, – тра­ги­че­с­кий сим­вол на­шей дей­ст­ви­тель­но­с­ти, пре­до­сте­ре­же­ние и на­зи­да­ние по­том­кам.

Оке­ан кри­ми­наль­ных со­бы­тий, в ко­то­рый по­гру­зи­лась ре­с­пуб­ли­ка ещё в на­ча­ле 90-х, ка­за­лось, был со­вер­шен­но не­под­кон­т­ро­лен и все­вла­с­тен. Удар, на­не­сён­ный Адиль­ге­ре­ем Ма­го­мед­та­ги­ро­вым по пре­ступ­но­с­ти в Да­ге­с­та­не, в ре­с­пуб­ли­кан­ском мас­шта­бе мож­но срав­нить с по­бе­дой над фа­ши­с­та­ми под Моск­вой в 1941-м. Имен­но Ма­го­мед­та­ги­ров по­ка­зал всем в Дер­бен­те в 1994-м, ког­да был на­зна­чен ту­да на­чаль­ни­ком ми­ли­ции, что миф о не­по­бе­ди­мо­с­ти кри­ми­на­ла мож­но раз­ве­ять. В сто­ли­це Юж­да­га, в ко­то­рой бан­ды не­го­дя­ев чув­ст­во­ва­ли се­бя воль­гот­но, се­я­ли па­ни­ку, без­на­ка­зан­но от­би­ра­ли у де­сят­ков лю­дей до­ма и иму­ще­ст­во, в счи­тан­ные ме­ся­цы был на­ве­дён об­раз­цо­вый по­ря­док. Это был по­ря­док не в свод­ках и от­чё­тах, а по­ря­док на ули­цах и в до­мах. Лю­ди по­ве­ри­ли, что есть власть, ко­то­рая хо­чет и, глав­ное, мо­жет их за­щи­тить.

22 мая 1998 го­да, по­сле по­пыт­ки во­ору­жён­но­го пе­ре­во­ро­та и за­хва­та вла­с­ти в Да­ге­с­та­не, Адиль­ге­рея Ма­го­мед­та­ги­ро­ва на­зна­чи­ли на пост ми­ни­с­т­ра вну­т­рен­них дел ре­с­пуб­ли­ки, и это вос­при­ни­ма­лось мно­ги­ми как спа­се­ние. Че­рез год, в 1999 го­ду, ког­да во­ору­жён­ные до зу­бов бан­ды экс­тре­ми­с­тов бы­ли в ча­се ез­ды от сто­ли­цы Да­ге­с­та­на, чёт­кие и вы­ве­рен­ные дей­ст­вия ми­ни­с­т­ра не поз­во­ли­ли бан­ди­там пе­ре­хва­тить ини­ци­а­ти­ву – и всё ещё раз убе­ди­лись, что у ру­ля МВД сто­ит имен­но тот че­ло­век, ко­то­рый сей­час не­об­хо­дим ре­с­пуб­ли­ке. Фак­тор Ма­го­мед­та­ги­ро­ва был од­ной из ос­нов хруп­кой ста­биль­но­с­ти в та­ком слож­ном и про­ти­во­ре­чи­вом ре­ги­о­не, как Да­ге­с­тан, на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тия. Адиль­ге­рей Ма­го­ме­до­вич ос­та­вал­ся не­за­ме­ни­мым ми­ни­с­т­ром боль­ше 11 лет и, воз­мож­но, был бы та­ко­вым ещё доль­ше, ес­ли бы не ро­ко­вой вы­ст­рел.

 

Ми­нистр-сол­дат

 

Ра­бо­чий день ми­ни­с­т­ра Адиль­ге­рея Ма­го­мед­та­ги­ро­ва на­чи­нал­ся, ког­да боль­шин­ст­во да­ге­с­тан­цев ещё креп­ко спа­ли. К ше­с­ти ча­сам ут­ра он уже ус­пе­вал за­слу­шать от­чё­ты на­чаль­ни­ков ми­ли­ции со всех рай­о­нов ре­с­пуб­ли­ки и иметь пе­ред со­бой пол­ную кар­ти­ну опе­ра­тив­ной об­ста­нов­ки в Да­ге­с­та­не. Ухо­дил он из МВД ча­с­то за пол­ночь, свет в ок­нах его слу­жеб­но­го ка­би­не­та поч­ти ни­ког­да не гас.

Не бы­ло ни од­ной круп­ной опе­ра­ции, в ко­то­рой ми­нистр не при­ни­мал бы уча­с­тия лич­но. Ему не­об­хо­ди­мо бы­ло ви­деть си­ту­а­цию сво­и­ми гла­за­ми, при­ни­мать ре­ше­ния на ме­с­те, он вы­са­жи­вал­ся на вер­то­лё­те с про­сты­ми омо­нов­ца­ми в зо­не об­ст­ре­ла, мог жить в про­стой по­ход­ной па­лат­ке, раз­де­ляя все тя­го­ты су­ро­вых бо­е­вых буд­ней со сво­и­ми под­чи­нен­ны­ми.

Бу­ду­чи го­су­дар­ст­вен­ным му­жем и на­хо­дясь на стра­же за­ко­на, он при этом был ис­крен­не ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и не­ред­ко да­же пре­ры­вал свои встре­чи и ин­тер­вью с жур­на­ли­с­та­ми, что­бы во­вре­мя со­вер­шить оче­ред­ной на­маз. По его ука­за­нию во всех от­де­ле­ни­ях ми­ли­ции Да­ге­с­та­на бы­ли от­кры­ты мо­лель­ные ком­на­ты.

Ис­крен­ний ин­тер­на­ци­о­на­лист, Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров ни­ког­да не раз­де­лял лю­дей по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку. В Мин­ской выс­шей шко­ле ми­ли­ции, ко­то­рую он окон­чил с от­ли­чи­ем в 1988 го­ду, он не толь­ко ук­ре­пил свои про­фес­си­о­наль­ные на­вы­ки, но и про­шёл шко­лу ис­тин­но­го бо­е­во­го брат­ст­ва. Там сра­зу раз­гля­де­ли не­бы­ва­лый по­тен­ци­ал да­ге­с­тан­ско­го юно­ши. Сви­де­тель­ст­во то­му – от­зы­вы со­слу­жив­цев и кол­лег по ра­бо­те. Его ми­ли­цей­ская ка­рь­е­ра – об­ра­зец че­ст­но­го слу­же­ния сво­ей Ро­ди­не. Он про­шёл путь от про­сто­го по­сто­во­го ми­ли­ци­о­не­ра до ге­не­ра­ла и ми­ни­с­т­ра, не ми­но­вав ни од­ной тя­жё­лой сту­пе­ни ми­ли­цей­ской ле­ст­ни­цы. Дол­гие го­ды Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров слу­жил на ми­ли­цей­ской пе­ре­до­вой – в уго­лов­ном ро­зы­с­ке, не­ред­ко ло­вил бан­ди­тов го­лы­ми ру­ка­ми (в пря­мом смыс­ле, а не ино­ска­за­тель­но).

Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров, че­ло­век ви­дев­ший мно­го же­с­то­ко­с­ти, убе­лён­ный се­ди­на­ми же­лез­ный ге­не­рал, ме­нял­ся в ли­це, ког­да вспо­ми­нал о сво­ём ауль­ском дет­ст­ве, шко­ле, од­но­сель­ча­нах, гор­ных тро­пин­ках. Он был спо­со­бен от­крыть свою ду­шу не­зна­ко­мым лю­дям, все­гда го­тов был прий­ти на по­мощь. Его от­кры­тая улыб­ка под­ку­па­ла и го­во­ри­ла о мно­гом, его пре­дель­ная ис­крен­ность не тер­пе­ла во­круг се­бя ни­ка­кой фаль­ши.

 

До­блесть

 

Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров ни­ког­да не пря­тал­ся за чу­жие спи­ны, да­же во вре­мя по­ку­ше­ний, пре­зи­рая все тре­бо­ва­ния бе­зо­пас­но­с­ти. Боль­ше трёх де­ся­ти­ле­тий Ма­го­мед­та­ги­ров ра­бо­тал в пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нах, и 20 лет (с 1989 по 2009 год) пре­ступ­ный мир вёл на не­го са­мую на­сто­я­щую охо­ту. Он стал пер­вым ми­ли­ци­о­не­ром в Да­ге­с­та­не, на ко­то­ро­го бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но по­ку­ше­ние. Его ох­ра­ня­ли, но во­круг не­го ни­ког­да не бы­ло ар­мии те­ло­хра­ни­те­лей, он не стре­мил­ся скрыть­ся под кол­па­ком бро­ни от сво­е­го на­ро­да, по­то­му что это­му на­ро­ду слу­жил и ис­крен­не ве­рил, что тор­же­ст­во по­ряд­ка и за­ко­на в Да­ге­с­та­не не про­сто меч­та, а впол­не до­сти­жи­мая ре­аль­ность.

В 2001 го­ду Адиль­ге­рей Ма­го­ме­до­вич при­гла­сил ме­ня ра­бо­тать глав­ным ре­дак­то­ром га­зе­ты МВД «Ми­ли­цей­ские ве­с­ти Да­ге­с­та­на», ко­то­рая ста­ла вы­хо­дить по его ини­ци­а­ти­ве. За пять лет сов­ме­ст­ной ра­бо­ты я во­очию уви­дел мно­гие уни­каль­ные ка­че­ст­ва это­го не­за­уряд­но­го че­ло­ве­ка. В от­ли­чие от не­ко­то­рых сво­их кол­лег с жур­на­ли­с­та­ми Адиль­ге­рей Ма­го­ме­до­вич об­щал­ся ча­с­то и от­кры­то, не пря­тал­ся от слож­ных и не­удоб­ных во­про­сов, сде­лал ре­гу­ляр­ны­ми пресс-кон­фе­рен­ции, на ко­то­рых по­дроб­но объ­яс­нял и на­гляд­но по­ка­зы­вал, что де­ла­ет ми­ли­ция. Его же­ст­кость с под­чи­нён­ны­ми ни­ког­да не пре­вра­ща­лась в ти­ра­нию, при сво­ём твёр­дом сти­ле ру­ко­вод­ст­ва он не поз­во­лял се­бе уни­жать дру­гих и все­гда на­хо­дил ме­с­то для шут­ки.

Ког­да я на­ве­щал сво­их род­ных в ау­ле Го­но­да (с Адиль­ге­ре­ем Ма­го­ме­до­ви­чем мы бы­ли зем­ля­ка­ми и род­ст­вен­ни­ка­ми), то все­гда ощу­щал, с ка­ким не­под­дель­ным ува­же­ни­ем от­но­сит­ся сель­ский джа­ма­ат к сво­е­му зна­ме­ни­то­му од­но­сель­ча­ни­ну. Ми­нистр не ото­рвал­ся от гор­ских кор­ней, по­се­щал все круп­ные ауль­ские ме­ро­при­я­тия и пра­зд­ни­ки. Он очень лю­бил и це­нил ис­то­рию и куль­ту­ру, и имен­но его ста­ра­ни­я­ми был со­здан и от­крыт Му­зей ис­то­рии да­ге­с­тан­ской ми­ли­ции, раз­ме­щён­ный в зда­нии МВД ре­с­пуб­ли­ки.

Во вре­мя ра­бо­ты в ми­ли­цей­ской га­зе­те я ча­с­то встре­чал Адиль­ге­рея Ма­го­мед­та­ги­ро­ва, ког­да он шёл пеш­ком на за­се­да­ние пра­ви­тель­ст­ва че­рез пло­щадь в со­про­вож­де­нии од­но­го един­ст­вен­но­го ох­ран­ни­ка, ко­то­рый на­хо­дил­ся на при­лич­ном рас­сто­я­нии от не­го, а то и во­все без ох­ра­ны. Две­ри на свадь­бе его сы­на и до­че­ри бы­ли от­кры­ты для всех гос­тей. Как и в ро­ко­вой день его ги­бе­ли, там не бы­ло ни­ка­ких по­вы­шен­ных мер бе­зо­пас­но­с­ти. Кто-то по­ду­ма­ет, что это не­о­смо­т­ри­тель­ность, кто-то ска­жет – ге­ро­изм, а он про­сто по-дру­го­му не мог. Жить и ра­бо­тать от­кры­то бы­ло для не­го де­лом ес­те­ст­вен­ным. Как ге­рой сти­хов Лер­мон­то­ва, в пол­днев­ный жар в до­ли­не Да­ге­с­та­на он сто­ял пе­ред пу­лей в пол­ный рост и, как все­гда, пер­вым при­нял удар на се­бя.

 

Да­ге­с­тан­ский Кен­не­ди

 

Честь и от­ва­га бы­ли глав­ны­ми ка­че­ст­ва­ми Адиль­ге­рея Ма­го­мед­та­ги­ро­ва. Имен­но так на­зы­ва­лась и кни­га о ми­ни­с­т­ре, ко­то­рую мы с пуб­ли­ци­с­том Му­ра­дом Му­рат­ха­но­вым вы­пу­с­ти­ли в из­да­тель­ст­ве «Да­ге­с­тан­ский пи­са­тель» к 10-ле­тию его пре­бы­ва­ния на бо­е­вом по­сту в мае 2008 го­да. Адиль­ге­рей Ма­го­ме­до­вич по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию Да­ге­с­та­ну и сво­ей меч­те о спо­кой­ст­вии на его род­ной и лю­би­мой до бо­ли зем­ле.

Зна­ме­ни­тые сло­ва Джо­на Кен­не­ди: «Не спра­ши­вай, что твоя стра­на мо­жет сде­лать для те­бя, а по­ду­май о том, что ты мо­жешь сде­лать для сво­ей стра­ны», – ста­ли жиз­нен­ным кре­до ми­ни­с­т­ра. И по­доб­но ле­ген­дар­но­му аме­ри­кан­ско­му пре­зи­ден­ту, Адиль­ге­рей Ма­го­мед­та­ги­ров встре­тил свою смерть с вы­со­ко под­ня­той го­ло­вой, не пря­чась и не скры­ва­ясь от вра­гов, гля­дев­ших на не­го из-за уг­ла сквозь пе­ре­кре­с­тие при­це­ла снай­пер­ской вин­тов­ки. Сталь­ная пу­ля, ра­зо­рвав­шая его серд­це, мог­ла про­бить да­же бро­ню, но унич­то­жить на­шу па­мять об этом бес­ст­раш­ном че­ло­ве­ке и убить на­деж­ду на то, что в Да­ге­с­та­не на­сту­пит по­ря­док, она не спо­соб­на.

Хо­чу за­вер­шить сло­во о сво­ём стар­шем то­ва­ри­ще и на­став­ни­ке сти­ха­ми, ко­то­рые ему по­свя­щаю.

 

АДИЛЬ­ГЕ­РЕЙ

 

Солн­це в зе­ни­те.

Вы­ст­рел глу­хой…

В жиз­ни все­гда ты

на пе­ре­до­вой.

Да­же на свадь­бе

у луч­ших дру­зей

Ты под при­це­лом,

Адиль­ге­рей.

И не пре­рвать уже

страш­ный по­лёт

Пу­ли, что серд­це

в кло­чья по­рвёт.

Смо­т­рит в при­цел

хлад­но­кров­ный стре­лок,

Че­рез мгно­ве­нье

он спу­с­тит ку­рок.

Но для сол­да­та

смер­ти страш­ней

Жизнь бес­хре­бет­ная,

Адиль­ге­рей.

Пу­лям не кла­нял­ся ты

ни­ког­да,

Со­кол бес­ст­раш­ный

из Го­но­да.

Кто же спо­со­бен

дать нам от­вет,

Что спра­вед­ли­вость –

это не бред?

Кто убе­речь смо­жет

от тьмы

На­ши серд­ца

и на­ши умы?

Серд­це про­би­то…

Но бу­дет все­гда

Бить­ся оно,

как род­ник в Го­но­да.

Эхом в род­ных

от­зо­вёт­ся го­рах

И за­ко­ло­тит­ся

в юных серд­цах.

Пла­чет ли­ст­ва

мо­ло­дых то­по­лей:

Что же на­де­лал ты,

Адиль­ге­рей?..

Чёр­ное го­ре

сжа­ло в ти­с­ки

И за­ме­ло бе­лым сне­гом

ви­с­ки.

Но при­не­сёт све­жий ве­тер

с по­лей

Имя от­важ­ное –

Адиль­ге­рей…

Что­бы си­я­ло оно,

как звез­да,

Над Да­ге­с­та­ном

и над Го­но­да!

 


Мурад АХМЕДОВ,
г. МАХАЧКАЛА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования