Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Писать о том, что любишь

Роман СЕНЧИН
Роман СЕНЧИН

 Кни­ги про­зы Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го по­яв­ля­ют­ся не­ча­с­то. В 2001 и 2003 го­дах в мос­ков­ских из­да­тель­ст­вах не­ве­ли­ки­ми ти­ра­жа­ми вы­шли сбор­ни­ки по­ве­с­тей и рас­ска­зов «За пять лет до сча­с­тья» и «За­мо­ро­жен­ное вре­мя», а вес­ной это­го го­да в Но­во­си­бир­ске уви­дел свет трёх­том­ник, ко­то­рый, к со­жа­ле­нию, вряд ли по­па­дёт на пол­ки книж­ных ма­га­зи­нов боль­шин­ст­ва рос­сий­ских го­ро­дов. А жаль – это как раз те кни­ги, что нуж­ны чи­та­те­лям.

Поч­ти всё опуб­ли­ко­ван­ное Тар­ков­ским я про­чи­тал до то­го, как но­во­си­бир­ское из­да­ние ока­за­лось у ме­ня в ру­ках. По­мню, на­пи­сал боль­шую ре­цен­зию на кни­гу «За­мо­ро­жен­ное вре­мя» («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 2004, № 6). Но сей­час не удер­жал­ся и, от­ло­жив де­ла, пе­ре­чи­тал мно­гие по­ве­с­ти и рас­ска­зы трёх­том­ни­ка...

Про­за Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го впу­с­ка­ет в се­бя не сра­зу, как не сра­зу впу­с­ка­ет не под­чи­нён­ная че­ло­ве­ку при­ро­да. Осо­бый слог, мно­го не­по­нят­ных слов, не­яс­ных го­род­ско­му жи­те­лю де­та­лей, эк­зо­ти­че­с­кий ук­лад жиз­ни ге­ро­ев про­зы Тар­ков­ско­го, по­ка­зан­ный не как эк­зо­ти­ка, а как нор­ма, за­труд­ня­ют по­гру­же­ние в текст. И в то же вре­мя это на­сто­я­щая, тра­ди­ци­он­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра – та ли­те­ра­ту­ра, от ко­то­рой мы уже от­вык­ли, чи­тая кни­ги всё о го­ро­де, о про­зрач­ных лю­дях, на­пи­сан­ные та­ким же про­зрач­ным, прес­нень­ким или же умы­ш­лен­но вы­вих­ну­тым язы­ком.

Тар­ков­ский пи­шет соч­но, ори­ги­наль­но, но не­вы­чур­но (си­би­ря­ки-та­ёж­ни­ки го­во­рят в дей­ст­ви­тель­но­с­ти имен­но так), по­рой да­же че­рес­чур ла­ко­нич­но. Опи­са­ния при­ро­ды крат­ки: пей­заж, ко­то­рый за­ез­жий ли­те­ра­тор рас­ка­тал бы на па­ру стра­ниц, у Тар­ков­ско­го уме­ща­ет­ся в двух-трёх за­ча­с­тую очень точ­ных фра­зах. И это пра­виль­но – че­ло­век, жи­ву­щий в тай­ге, ко­неч­но, за­ме­ча­ет ок­ру­жа­ю­щую кра­со­ту, его вос­хи­ща­ет си­ла ло­ма­ю­щей лед ре­ки или не­за­мер­за­ю­щий в са­мые силь­ные мо­ро­зы ру­чей, но ни­ког­да (за ис­клю­че­ни­ем, мо­жет, де­тей и не­мощ­ных ста­ри­ков) не бу­дет по­дол­гу со­зер­цать ок­ру­жа­ю­щее – дел пол­но. Так­же и с раз­го­во­ра­ми о при­ро­де. О ней ма­ло раз­гла­голь­ст­ву­ют, к ней от­но­сят­ся с ува­же­ни­ем. Ина­че она на­ка­жет.

Сю­же­ты по­ве­с­тей и рас­ска­зов Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го в ос­нов­ном од­но­об­раз­ны – охот­ни­ки со­би­ра­ют­ся в тай­гу, воз­вра­ща­ют­ся из тай­ги в по­сё­лок на Но­вый год, ры­ба­чат, вы­пи­ва­ют. По­рой это од­но­об­ра­зие утом­ля­ет и раз­дра­жа­ет, по­рой же в од­но­об­ра­зии чув­ст­ву­ет­ся не­ли­те­ра­тур­ная прав­да: ведь жизнь по сво­ей су­ти од­но­об­раз­на, и её рас­цве­чи­ва­ют слу­ча­ю­щи­е­ся в этом од­но­об­ра­зии не­о­жи­дан­но­с­ти, ме­ло­чи, не­при­ят­ные или ра­до­ст­ные сюр­при­зы... В сво­их про­из­ве­де­ни­ях Тар­ков­ский, по его соб­ст­вен­ным сло­вам, пы­та­ет­ся «сде­лать не­по­силь­ное – раз и на­всег­да вы­го­во­рить­ся о Си­би­ри». Де­ло дей­ст­ви­тель­но не­по­силь­ное, и по­это­му по­яв­ля­ют­ся но­вые по­ве­с­ти о но­вых охо­тах, но­вых ры­бал­ках, но­вых днях в поч­ти за­мк­ну­том про­ст­ран­ст­ве, на ко­то­ром жи­вут не­сколь­ко со­тен че­ло­век...

Мир про­зы Тар­ков­ско­го – по­сел­ки в Ту­ру­хан­ском рай­о­не Крас­но­яр­ско­го края, тай­га, их ок­ру­жа­ю­щая, и, ко­неч­но, Ени­сей, на бе­ре­гах ко­то­ро­го по­сёл­ки сто­ят. Слу­ча­ет­ся, ав­тор вы­во­дит сво­их ге­ро­ев за пре­де­лы это­го ми­ра – пе­ре­но­сит в Моск­ву, Крас­но­ярск, твер­ские ле­са, Вла­ди­во­с­ток, от­прав­ля­ет пу­те­ше­ст­во­вать вдоль ус­тья Ени­сея; по­ве­ст­во­ва­тель ино­гда ста­но­вит­ся пи­са­те­лем. И в этих слу­ча­ях не то что­бы те­ря­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ная си­ла, но про­за за­мет­но ту­ск­не­ет, ста­но­вит­ся по­хо­жей на про­зу дру­гих. (Ис­клю­че­ние, на мой взгляд, со­став­ля­ет рас­сказ «Па­ша».)

Тар­ков­ский из то­го не­мно­го­го чис­ла ли­те­ра­то­ров, у ко­го по­лу­ча­ет­ся не­по­вто­ри­мая, поч­ти не­ру­ко­твор­ная про­за тог­да, ког­да они пи­шут о том, что по-на­сто­я­ще­му лю­бят, что счи­та­ют сво­ей ду­хов­ной ро­ди­ной. Ча­ще же мы на­блю­да­ем се­го­дня в про­зе вы­плеск жел­чи, не­го­до­ва­ния, зло­с­ти или бес­смыс­лен­ные фи­ло­ло­ги­че­с­кие пу­с­тыш­ки. Пи­са­те­лей, ко­то­рые пи­шут о том, что лю­бят, я знаю все­го не­сколь­ко, и трое из это­го не­боль­шо­го чис­ла – Ми­ха­ил Тар­ков­ский, Илья Ко­чер­гин, Вла­ди­мир То­пи­лин – пи­шут о тай­ге, об охо­те, о креп­ких си­бир­ских му­жи­ках, ко­то­рые не так уж креп­ки, а мо­жет быть, на­обо­рот, уяз­ви­мее мно­гих про­чих...

Кни­ги Тар­ков­ско­го не­ча­с­то уви­дишь в про­да­же, но боль­шая часть его по­ве­с­тей и рас­ска­зов на­пе­ча­та­на в жур­на­лах, ко­то­рые, как пра­ви­ло, име­ют эле­к­трон­ные вер­сии в Ин­тер­не­те. При же­ла­нии про­зу его мож­но най­ти. Пе­ре­чис­лю не­сколь­ко ве­щей, ко­то­рые мне осо­бен­но нра­вят­ся, – вдруг ко­му-то при­го­дит­ся (а тем, кто ин­те­ре­су­ет­ся со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­рой, про­чи­тать Ми­ха­и­ла Тар­ков­ско­го не­об­хо­ди­мо).

«Ве­ко­веч­но», «Строй­ка ба­ни», «Каж­до­му своё», «Та­ня», «Ле­до­ход», «За­мо­ро­жен­ное вре­мя», «Па­ша», «Лож­ка су­па», «Вась­ка»...

 


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования