Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

О человеке

Олег ПАВЛОВ
Олег ПАВЛОВ

Бы­ва­ет ещё, что судь­бой ста­но­вит­ся имя. Но Тар­ков­ский не сде­лал из сво­ей гром­кой фа­ми­лии судь­бы. Он пя­тил­ся во­об­ще от ми­ра ис­кус­ст­ва, хо­тя ку­да уж лег­че бы­ло вой­ти в этот мир сво­им. Он же все­гда вхо­дил в не­го чу­жа­ком: в сте­ны Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та на по­эти­че­с­кий се­ми­нар – по­сле мно­гих лет, что от­да­ны бы­ли сов­сем дру­го­му де­лу, при­ро­до­ве­де­нию, а в ли­те­ра­ту­ру – по­сле де­ся­ти лет са­мой про­стец­кой жиз­ни на Ени­сее. При­шёл со сбор­ни­ком уди­ви­тель­ных сти­хо­тво­ре­ний, но на мно­гие го­ды сно­ва ис­чез и воз­вра­тил­ся с про­зой, да толь­ко по­был не­дол­го – и опять ушёл как чу­жой на­зад, в Бах­ту. Мож­но бы­ло по­ду­мать: не­удач­ник. Но это участь со­ве­ст­ли­во­го и та­лант­ли­во­го че­ло­ве­ка – со­про­тив­лять­ся то­му, что на­пи­са­но на ро­ду, и толь­ко ког­да соб­ст­вен­ная ду­ша тол­ка­ла на путь твор­че­ст­ва, му­чи­тель­но об­ре­тать на этом пу­ти са­мо­го се­бя, что­бы быть са­мим со­бой, а не по­до­би­ем. Тар­ков­ский срос­ся ду­шой с та­ёж­ным ми­ром с дет­ст­ва. Он че­ло­век, с ма­лых лет оча­ро­ван­ный имен­но этой при­ро­дой, силь­ной и мо­гу­чей, вос­при­няв­ший её как Бо­жий храм. Дру­гой так лю­бит степь или пу­с­ты­ню, а он – свою род­ную тай­гу. Че­рез лю­бовь к при­ро­де – сна­ча­ла дет­скую, по­том ос­мыс­лен­ную, взрос­лую – он на­учил­ся ви­деть хо­ро­шее, и это, без со­мне­ния, его на­сто­я­щий, ред­кий се­го­дня дар. Чув­ст­во этой люб­ви поч­ти ре­ли­ги­оз­ное. Это был не ро­ман­ти­че­с­кий по­рыв, а осо­знан­ное чув­ст­во – ве­ра, по­то­му что тре­бо­ва­ло каж­до­днев­но­го тя­жё­ло­го тру­да. Тай­га дав­но ста­ла его до­мом, ро­ди­ной, а жизнь в Бах­те – да­лё­кой от пу­те­ше­ст­вия, да и в тай­ге ро­ман­ти­ки как-то не вы­жи­ва­ют. Че­ло­век на каж­дом ша­гу мо­жет быть там же­с­то­ко на­ка­зан при­ро­дой. По­это­му она вос­пи­ты­ва­ет свои ха­рак­те­ры, свою про­сто­ту и же­ст­кость в ду­шах. Она пе­с­ту­ет силь­ных ду­хом и гу­бит сла­бых. Охот­ник и зверь – это не па­лач и жерт­ва, они бра­тья. Эти­кой про­зы Тар­ков­ско­го, по су­ти, и ста­ло на­пря­же­ние имен­но та­ких сил, а по­эти­кой – по­эзия прав­ды, то­же да­лё­кая от ро­ман­ти­че­с­кой. Здесь его соб­ст­вен­ный юно­ше­с­кий сти­хо­твор­ный опыт, что был от­ча­с­ти ро­ман­ти­че­с­ким, обо­рвал­ся в стро­ках, вы­прав­лен­ных ре­а­ли­с­ти­че­с­ким рас­ска­зом о судь­бах лю­дей. В сти­хах хва­та­ло слов и об­ра­зов ска­зать о се­бе, о при­ро­де, но всё уже бы­ло, на­вер­ное, ска­за­но. Риф­мо­вать, гля­дя на се­бя со сто­ро­ны да с вы­со­ты, ста­ло стыд­но, труд­но.

По­лу­де­ре­вен­ский быт та­ёж­но­го по­се­ле­ния, от­ку­да ухо­дишь в тай­гу и ку­да воз­вра­ща­ешь­ся, ес­ли вы­жил, – это толь­ко быт, скуд­ный и стро­гий. Тар­ков­ский до­ро­жит этим бы­том, а то и лю­бу­ет­ся им как про­дол­же­ни­ем при­ро­ды, но за­гля­ды­вая в ду­ши лю­дей, ви­дит иное: они уже в ми­ре, как чу­жие.

Во­прос не в смыс­ле жиз­ни, по­то­му что всем он вро­де бы ясен, – эти лю­ди не сда­ют­ся и лишь в ка­кие-то не­о­жи­дан­ные ми­ну­ты осе­да­ют от сла­бо­с­ти. Но тог­да и при­хо­дит в его про­зу смерть – за те­ми, кто ос­лаб. Лю­ди уми­ра­ют буд­то по соб­ст­вен­ной во­ле, про­сто от­ка­зы­ва­ют­ся жить, то есть со­про­тив­лять­ся, об­ре­тая та­кое сми­ре­ние и по­кой, что по­след­ний этот уход и ока­зы­ва­ет­ся са­мым вы­ст­ра­дан­ным. Ус­тал че­ло­век – и всё в нём ус­та­ло. Всё ока­зы­ва­ет­ся по­след­ним. Тем, кто ухо­дит, на сме­ну не при­хо­дят да­же их де­ти. Бах­та – как бух­та по­топ­лен­ных люд­ских ко­раб­лей.

Те­ма тра­ги­че­с­кая, бо­ле­вая, мрач­ная, но не раз­ру­ша­ю­щая. Бы­тие че­ло­ве­ка из­на­чаль­но тра­гич­но, по­то­му что в соб­ст­вен­ных си­лах лишь то ма­лое, чем скре­пишь свой дом, свою жизнь. При­хо­дит вре­мя, ког­да и это­го ма­ло – ког­да для жиз­ни нуж­но ещё боль­шее на­пря­же­ние сил. В борь­бе за неё не все­гда по­беж­да­ет че­ло­век, ес­ли слаб­нет, уны­ва­ет, те­ря­ет ве­ру, раз­ру­ша­ет­ся, гиб­нет. Но зна­ние о тра­ге­дии жиз­ни по­буж­да­ет к со­ст­ра­да­нию, а по су­ти – к люб­ви. Ду­ши лю­дей спа­са­ют­ся, ес­ли жи­вы, да­вая че­ло­ве­ку си­лы к пре­одо­ле­нию. Эта про­стая ис­ти­на об­ре­та­ет в про­зе Тар­ков­ско­го но­вый глу­бо­кий смысл. Он ищет её, гра­ни­цу эту, меж­ду сла­бо­с­тью и си­лой, жиз­нью и смер­тью – там, где при­ро­да ус­ту­па­ет че­ло­ве­ку лишь троп­ки, по ко­то­рым не­ку­да ид­ти, ес­ли сбил­ся с пу­ти. Об­ре­те­ние или ут­ра­та че­ло­ве­ком сво­е­го пу­ти – его те­ма. Во всём. В сти­хо­тво­ре­ни­ях. В про­зе. В стран­ных чёр­но-бе­лых ри­сун­ках, где чёр­ное и бе­лое ещё рез­че очер­чи­ва­ет гра­ни­цы од­но­го и то­го же ми­ра, в ко­то­ром жив и смер­тен че­ло­век. На ри­сун­ках, од­на­ко, есть толь­ко при­ро­да, есть да­же лёг­кие те­ни ры­бац­ких ло­док, но всё это – без лю­дей. В чёр­но-бе­лый мир ру­кой Тар­ков­ско­го че­ло­век ни­как не впи­сы­ва­ет­ся. Он как буд­то от­дель­ная уже и от при­ро­ды кра­с­ка. Тёп­лая, жи­вая и яр­кая – дру­гой не мо­жет быть.


Олег ПАВЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования