Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 19.06.2009

Забытые слепки с натуры: Александр Бек

Тра­ге­дия Алек­сан­д­ра Бе­ка в том, что он ни­ког­да не умел пи­сать на веч­ность. В ли­те­ра­ту­ре он ра­бо­тал как га­зет­чик, жи­вя лишь зло­бой дня. В от­ли­чие от дру­гих ху­дож­ни­ков Бек с хо­ду мог вы­чле­нить все про­бле­мы. У не­го был та­лант за ча­ст­ным уви­деть це­лое со­бы­тие. Но Бек не умел дру­го­го: рас­смо­т­реть за яв­ле­ни­ем че­ло­ве­ка. В кон­це кон­цов га­зет­ный под­ход его и сгу­бил. Бек за­был, что лю­бая га­зе­та все­гда жи­ла од­ним днём. И как толь­ко ка­кая-то про­бле­ма ут­ра­чи­ва­ла свою ак­ту­аль­ность, все преж­ние га­зет­ные за­мет­ки враз рас­тво­ря­лись, они тут же за­бы­ва­лись. Это за­кон при­ро­ды.

Алек­сандр Аль­ф­ре­до­вич Бек ро­дил­ся 21 де­ка­б­ря 1902 го­да (по но­во­му сти­лю 3 ян­ва­ря 1903 го­да) в Са­ра­то­ве. Его отец был ге­не­ра­лом ме­ди­цин­ской служ­бы, глав­ным вра­чом боль­шо­го гос­пи­та­ля.

Как по­том вы­яс­ни­ла дочь пи­са­те­ля, Та­ть­я­на Бек, по про­ис­хож­де­нию Бе­ки – об­ру­сев­шие дат­ча­не. Их пра­де­да, Хри­с­ти­а­на Бе­ка, «вы­пи­сал» из Да­нии сам Пётр I в ка­че­ст­ве опыт­но­го почт­мей­сте­ра, по­ру­чив ему ор­га­ни­зо­вать рос­сий­скую поч­ту (Та­ть­я­на Бек. До сви­да­ния, ал­фа­вит. М., 2003).

Ког­да Алек­сандр Бек учил­ся в Са­ра­тов­ском ре­аль­ном учи­ли­ще, учи­те­ля пред­ска­зы­ва­ли ему судь­бу ма­те­ма­ти­ка (на­столь­ко пре­крас­но пар­ниш­ке да­ва­лись точ­ные на­уки). Од­на­ко граж­дан­ская вой­на вне­сла свои кор­рек­ти­вы. Рва­нув в ше­ст­над­цать лет в Крас­ную ар­мию, он чуть ли не в пер­вом бою по­лу­чил ра­не­ние в но­гу и вы­нуж­ден был сме­нить пе­ре­до­вую на ди­ви­зи­он­ную мно­го­ти­раж­ку «Крас­ное Чер­но­мо­рье».

По­сле вой­ны Бек ока­зал­ся на Ура­ле. Там он по­сту­пил на ис­то­ри­че­с­кий фа­куль­тет Сверд­лов­ско­го уни­вер­си­те­та. Од­на­ко что-то с учё­бой у не­го не за­да­лось. И уже в 1922 го­ду Бек ока­зал­ся на Мос­ков­ском ко­же­вен­ном за­во­де. Днём он ра­бо­тал в це­ху, а по ве­че­рам пи­сал за­мет­ки для «Прав­ды», под­пи­сы­вая их ди­ко­вин­ным псев­до­ни­мом «Ра­Бе».

В Моск­ве Бек при­мк­нул к од­ной из рап­пов­ских групп «Лит­фронт». Пер­вая же­на – Ли­дия То­ом уго­во­ри­ла его за­нять­ся со­ци­о­ло­ги­ей. На ма­те­ри­а­лах по­ез­док в Дон­басс они вдво­ём под­го­то­ви­ли кни­гу «Ли­цо ра­бо­че­го чи­та­те­ля». Вме­с­те они на­пи­са­ли и де­сят­ки ста­тей о пер­вых со­вет­ских пи­са­те­лях. Но где-то что-то Бек и То­ом не рас­счи­та­ли и са­ми ста­ли жерт­ва­ми жур­на­ла «На ли­те­ра­тур­ном по­сту», ко­то­рый об­ви­нил их во всех мыс­ли­мых и не­мыс­ли­мых гре­хах.

Спас­ла Бе­ка со­здан­ная Мак­си­мом Горь­ким ре­дак­ция «Ис­то­рии фа­б­рик и за­во­дов». Она в 1931 го­ду пред­ло­жи­ла мо­ло­до­му жур­на­ли­с­ту от­пра­вить­ся в Си­бирь и по­уча­ст­во­вать в со­зда­нии кни­ги о Куз­нецкстрое. Кни­га по­лу­чи­лась, пря­мо ска­жем, не­важ­ной. Но Куз­басс дал Бе­ку дру­гое: от­крыл ему но­вый ме­тод ра­бо­ты. Он при­спо­со­бил­ся «вы­ужи­вать» из ин­же­не­ров и ра­бо­чих дра­го­цен­ные де­та­ли, из ко­то­рых по­том спле­та­лась ткань по­ве­ст­во­ва­ния. Как впос­лед­ст­вии за­ме­тил Вик­тор Шклов­ский, Бек на­учил­ся «вскры­вать лю­дей, как кон­серв­ные бан­ки».

В Си­би­ри Бек впер­вые ус­лы­шал имя ве­ли­ко­го рус­ско­го ме­тал­лур­га М.Ку­ра­ко. Этот по­движ­ник хо­тел по­ст­ро­ить ме­тал­лур­ги­че­с­кий ком­би­нат в Куз­бас­се ещё до ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та. Но по­том на­ча­лась граж­дан­ская вой­на. Вла­с­тям ста­ло не до стро­ек. Вновь к про­ек­ту Ку­ра­ко пра­ви­тель­ст­во вер­ну­лось уже в кон­це 1920-х го­дов.

От­тал­ки­ва­ясь от вос­по­ми­на­ний ста­рых ра­бо­чих, Бек в 1934 го­ду на­пи­сал о Ку­ра­ко ху­до­же­ст­вен­ную по­весть. Но все из­да­те­ли её от­вер­г­ли. Пи­са­тель слиш­ком ув­лёк­ся из­ло­же­ни­ем про­блем, ко­то­ры­ми за­ни­мал­ся ме­тал­лург, и упу­с­тил че­ло­ве­ка. В по­ве­с­ти не бы­ло эмо­ций. От­сут­ст­во­ва­ли стра­с­ти. По­няв свои про­счё­ты, Бек по­том пе­ре­де­лал по­весть в обык­но­вен­ное жиз­не­опи­са­ние, ко­то­рое в 1939 го­ду вы­шло в се­рии «ЖЗЛ» под псев­до­ни­мом И.Алек­сан­д­ров.

Ког­да на­ча­лась Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на, Бек со сво­им ужас­ным зре­ни­ем (ми­нус шесть) сра­зу за­пи­сал­ся в на­род­ное опол­че­ние и по­пал в Крас­но­прес­нен­скую стрел­ко­вую ди­ви­зию. Сно­ров­ка у не­го, ко­неч­но, бы­ла уже не во­ен­ная. Об этом го­во­рил весь вид пи­са­те­ля. Бо­рис Ру­нин вспо­ми­нал, что в пи­са­тель­ской ро­те Бек вы­гля­дел не то что­бы смеш­но, ско­рее – не­се­рь­ёз­но. «Ог­ром­ные бо­тин­ки, об­мот­ки, ко­то­рые у не­го по­ми­нут­но раз­ма­ты­ва­лись и во­ло­чи­лись по зем­ле, се­ро­го цве­та об­мун­ди­ро­ва­ние, а в до­вер­ше­ние все­го не­ле­по, ка­по­ром си­дя­щая на го­ло­ве пи­лот­ка, не го­во­ря уж об оч­ках». Бе­ку, ес­те­ст­вен­но, са­мое ме­с­то бы­ло не на пе­ре­до­вой, а в ка­кой-ни­будь фрон­то­вой ре­дак­ции.

В са­мом на­ча­ле де­ка­б­ря со­рок пер­во­го го­да Бек по­пал на ко­манд­ный пункт ге­не­ра­ла Бе­ло­бо­ро­до­ва. На его гла­зах прак­ти­че­с­ки у са­мой Моск­вы, под стан­ци­ей Рож­де­ст­ве­но раз­го­рел­ся страш­ный бой. Не­по­нят­но как, но ему уда­лось фак­ти­че­с­ки «за­сте­но­гра­фи­ро­вать» всю во­ен­ную опе­ра­цию. По­лу­чи­лась «Хро­ни­ка од­но­го дня». Од­на­ко ког­да пи­са­тель до­ста­вил свой ма­те­ри­ал в ре­дак­цию, цен­зор за­явил, буд­то ав­тор в во­ен­ном де­ле ни­че­го не смыс­лит и не­пра­виль­но изо­б­ра­зил дей­ст­вия ком­ди­ва. Бек в воз­му­ще­нии тут же вновь от­пра­вил­ся на бо­е­вые по­зи­ции к Бе­ло­бо­ро­до­ву. «Тот по­смо­т­рел, – вспо­ми­нал впос­лед­ст­вии Бек, – а по­том ве­лел при­не­с­ти пе­чать ди­ви­зии и на­пи­сал: “Всё пра­виль­но, так ко­ман­до­вал, как здесь на­пи­са­но” – и пе­чать при­ло­жил». Кста­ти, поз­же пи­са­тель «Хро­ни­ку од­но­го дня» пе­ре­име­но­вал в по­весть «Вось­мое де­ка­б­ря».

В на­ча­ле 1942 го­да Бе­ка от­пра­ви­ли на но­вое за­да­ние, – на сей раз в ди­ви­зию име­ни Пан­фи­ло­ва. Он хо­тел под­го­то­вить ста­тью о за­щит­ни­ках Моск­вы. Но в га­зет­ных рам­ках ему уже бы­ло тес­но. Очерк не­о­жи­дан­но пе­ре­рос в по­весть.

Пер­вый ва­ри­ант Бек за­кон­чил в съём­ной ком­на­те на под­мо­с­ков­ной стан­ции Бы­ко­во ле­том 1942 го­да. Од­на­ко го­то­вую ру­ко­пись со все­ми на­бро­с­ка­ми он по рас­се­ян­но­с­ти за­был в эле­к­т­рич­ке. «Мне ни­че­го не ос­та­ва­лось, – вспо­ми­нал по­том Бек, – как пи­сать по­весть за­но­во. Но те­перь она по­те­ря­ла су­гу­бо до­ку­мен­таль­ный ха­рак­тер – ведь у ме­ня же не бы­ло мо­е­го ар­хи­ва. При­шлось дать во­лю во­об­ра­же­нию, фи­гу­ра цен­т­раль­но­го ге­роя, со­хра­нив­ше­го свою под­лин­ную фа­ми­лию, всё бо­лее при­об­ре­та­ла ха­рак­тер ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­за, прав­да фак­та ус­ту­па­ла ме­с­то прав­де ис­кус­ст­ва… Воз­мож­но, слу­чай­ность, унёс­шая го­то­вую ру­ко­пись стро­го до­ку­мен­таль­ной по­ве­с­ти, поз­во­ли­ла мне на­пи­сать сов­сем иное, бо­лее ху­до­же­ст­вен­но обоб­щён­ное про­из­ве­де­ние».

Пер­вая часть бу­ду­ще­го ро­ма­на – по­весть «Пан­фи­лов­цы на пер­вом ру­бе­же» – вы­шла в жур­на­ле «Зна­мя» в на­ча­ле ле­та 1943 го­да. Про­дол­же­ние по­сле­до­ва­ло ров­но че­рез год. Оно пе­ча­та­лось уже под на­зва­ни­ем «Во­ло­ко­лам­ское шос­се» и с под­за­го­лов­ком «Вто­рая по­весть о пан­фи­лов­цах».

Обе по­ве­с­ти яв­но при­шлись ко вре­ме­ни. На фрон­те их за­чи­ты­ва­ли в бук­валь­ном смыс­ле до дыр. Вы­со­кую оцен­ку они по­лу­чи­ли и на об­суж­де­нии в Со­ю­зе пи­са­те­лей, ко­то­рое со­сто­я­лось в 1944 го­ду. «В кни­ге мно­го ин­те­рес­но­го, – ут­верж­дал Вик­тор Шклов­ский, – в кни­ге есть ана­лиз боя, но ог­ром­ный об­ще­ар­мей­ский опыт при­пи­сан поч­ти что од­но­му че­ло­ве­ку. Рус­ский офи­цер во всей рус­ской ли­те­ра­ту­ре опи­сан скром­ным че­ло­ве­ком, по­то­му что бой, вой­на ве­дут­ся не толь­ко пол­ко­вод­цем, но и на­ро­да­ми. Не Ан­д­рей Бол­кон­ский по­бе­дил На­по­ле­о­на, по­бе­ди­ли его Ти­мо­хин и Ту­шин. По­это­му я счи­таю, что, хо­тя луч­ше Бе­ка не на­пи­са­ли, кни­га Бе­ка не до­пи­са­на... Хо­ро­шо, ког­да у вас есть силь­ный на­тур­щик, но най­ди­те лю­дей во­круг, ос­ве­ти­те лю­дей во­круг, про­ти­во­по­с­тавь­те ему сол­дат не толь­ко как объ­ек­тов во­ли ко­ман­ди­ра».

Но но­вые ча­с­ти сво­е­го ро­ма­на – «Не­сколь­ко дней» и «Ре­зерв ге­не­ра­ла Пан­фи­ло­ва» – Бек до­пи­сы­вал уже в 1950-е го­ды.

По­сле вой­ны Бек до­бил на­ча­тый ещё в 1930-е го­ды ро­ман «До­мен­щи­ки». По­том он вме­с­те со сво­ей вто­рой же­ной – На­та­ль­ей Лой­ко – за­кон­чил ро­ман о ме­тал­лур­гах «Мо­ло­дые го­ды» и вновь вер­нул­ся к ещё од­но­му до­во­ен­но­му за­мыс­лу, к кни­ге о кон­ст­рук­то­рах авиа­мо­то­ров, ко­то­рая пер­во­на­чаль­но на­зы­ва­лась «Жизнь Бе­реж­ко­ва», но в ко­неч­ном ва­ри­ан­те по­лу­чи­ла дру­гое имя – «Та­лант».

Увы, все эти три ве­щи Бек сде­лал по од­ним и тем же шаб­ло­нам. Идеи, тех­ни­че­с­кие кон­флик­ты, спо­ры на­чаль­ст­ва ока­за­лись для пи­са­те­ля важ­нее, чем лю­ди. По­это­му не­уди­ви­тель­но, что его про­из­вод­ст­вен­ная про­за так бы­с­т­ро ут­ра­ти­ла вся­кую ак­ту­аль­ность.

Бек до­га­ды­вал­ся, что он де­ла­ет что-то не то. Но в чём за­клю­ча­лась его ошиб­ка, пи­са­тель дол­го по­нять не мог. Тут ещё силь­но из­ме­ни­лось вре­мя. Те, кто сво­ей кро­вью и по­том со­зда­вал мощь со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва, вдруг ока­за­лись на обо­чи­не. Од­на­ко руль от вла­с­ти пе­ре­шёл не к праг­ма­ти­кам но­вой вол­ны, а к во­люн­та­ри­с­там ста­ро­го ти­па. Всплы­ла од­на пе­на. Сме­на эпох по­ро­ди­ла оче­ред­ное бро­же­ние умов.

Бек по­пы­тал­ся про­мо­тать плён­ку жиз­ни как бы на­зад. Не бу­ду­чи бе­зу­держ­ным апо­ло­ге­том Ста­ли­на, он ведь мно­го лет ис­крен­не ве­рил в ус­та­нов­лен­ный боль­ше­ви­ка­ми ре­жим. Это же на его гла­зах сфор­ми­ро­ва­лась це­лая пле­я­да та­лант­ли­вых ор­га­ни­за­то­ров но­во­го ти­па, ко­то­рая чуть ли не на пу­с­том ме­с­те все­го за од­ну пя­ти­лет­ку от­ст­ро­и­ла Куз­басс. Так по­че­му же эта коман­да рас­те­ря­лась в но­вых ус­ло­ви­ях?

Бек про­вёл ко­лос­саль­ную ана­ли­ти­че­с­кую ра­бо­ту. Он до­шёл до су­ти про­бле­мы. Пи­са­тель по­нял, в чём за­клю­ча­лась си­ла ста­лин­ско­го ре­жи­ма. Вождь со­здал мощ­ную ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ную си­с­те­му, ко­то­рая во мно­гом поз­во­ли­ла ему обес­пе­чить бы­с­т­рый пе­ре­вод кре­с­ть­ян­ской стра­ны на рель­сы ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции. Но сто­и­ло ус­ло­ви­ям из­ме­нить­ся, и чёт­ко вы­ст­ро­ен­ный ме­ха­низм дал сбой. Ста­рая эли­та, изо всех сил дер­жа­ща­я­ся за ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ную си­с­те­му, пре­вра­ти­лась в тор­моз, ме­ша­ю­щий раз­ви­тию им­пе­рии.

Бе­ку ос­та­ва­лось най­ти ге­роя, во­пло­ща­ю­ще­го дра­му бы­лой ста­лин­ской ко­ман­ды. Пи­са­тель в ито­ге при­ду­мал Они­си­мо­ва, в ко­то­ром по­том со­вре­мен­ни­ки уви­де­ли мно­гие чер­ты быв­ше­го нар­ко­ма чёр­ной ме­тал­лур­гии Те­во­ся­на. Од­на­ко глав­ная бе­да бы­ла не в сход­ст­ве книж­но­го пер­со­на­жа с из­ве­ст­ным хо­зяй­ст­вен­ни­ком. Ро­ман по­гу­би­ло дру­гое – схе­ма­тич­ность. Ге­рой без стра­с­тей – это уже не ли­те­ра­ту­ра.

Пер­вый ва­ри­ант кни­ги об Они­си­мо­ве Бек за­кон­чил в на­ча­ле 1960-х го­дов. Он дол­го ду­мал о на­зва­нии. Сна­ча­ла пи­са­тель хо­тел оза­гла­вить свой ро­ман так: «Ис­то­рия бо­лез­ни № 2277». По­том в его чер­но­ви­ках по­яви­лась фра­за» «Де­ло, толь­ко де­ло». В ка­кой-то мо­мент ему бли­же ока­за­лось сло­во «Сшиб­ка». На­зва­ние «Но­вое на­зна­че­ние» Бе­ку под­ска­за­ли уже в ре­дак­ции жур­на­ла «Но­вый мир».

В жур­на­ле пер­вым чи­та­те­лем ру­ко­пи­си стал Ев­ге­ний Ге­ра­си­мов. Уже в кон­це ок­тя­б­ря 1964 го­да он ска­зал Бе­ку: «Вы да­ли но­вый ха­рак­тер и че­рез не­го ха­рак­тер вре­ме­ни». Ге­ра­си­мов по­обе­щал на­чать пуб­ли­ка­цию ро­ма­на в на­ча­ле 1965 го­да.

Но тут про­изо­ш­ла утеч­ка ин­фор­ма­ции. Ка­ким-то об­ра­зом про ро­ман Бе­ка про­зна­ла вдо­ва Те­во­ся­на – О.Хва­леб­но­ва.

Пер­вым под на­по­ром вдо­вы дрог­нул за­ме­с­ти­тель глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла Алек­сандр Де­мен­ть­ев. На за­се­да­нии ра­бо­чей ред­кол­ле­гии «Но­во­го ми­ра» он по­тре­бо­вал от Бе­ка разъ­яс­не­ний, ко­го тот вы­вел в сво­ём ро­ма­не. «То есть что зна­чит ко­го?» – воз­му­тил­ся Бек. «Это, до­ро­гой мой, – по­яс­нил Де­мен­ть­ев, – зна­чит вот что. Вдо­ва Те­во­ся­на по­да­ла за­яв­ле­ние, что у вас вы­ве­ден её по­кой­ный муж». Де­мен­ть­ев по­тре­бо­вал, что­бы Бек внёс в ру­ко­пись се­рь­ёз­ные кор­рек­ти­вы и ис­клю­чил все сов­па­де­ния, ко­то­рые мог­ли бы дать по­вод отож­де­ст­вить Они­си­мо­ва с Те­во­ся­ном.

Вто­рой ва­ри­ант ро­ма­на чи­тал уже лич­но Твар­дов­ский. 6 ию­ля 1965 го­да он под­пи­сал ру­ко­пись в на­бор. Од­на­ко кто-то вновь ус­пел пре­ду­пре­дить Хва­леб­но­ву. На этот раз вдо­ва обо­шла все по­ро­ги ЦК КПСС. И власть под­дер­жа­ла не Твар­дов­ско­го с Бе­ком, а Хва­леб­но­ву. Бо­лее всех не­ис­тов­ст­во­вал но­вый пред­се­да­тель со­вет­ско­го пра­ви­тель­ст­ва Алек­сей Ко­сы­гин, ко­то­рый ска­зал, что ро­ман Бе­ка «на­пол­нен чу­до­вищ­ной кле­ве­той».

Твар­дов­ский по­про­бо­вал схи­т­рить. Он от­пра­вил ру­ко­пись вли­я­тель­ным хо­зяй­ст­вен­ни­кам и пи­са­те­лям. Но от­кры­то за Бе­ка всту­пил­ся лишь ака­де­мик-ме­тал­лург А.Це­ли­ков, ко­то­рый под­твер­дил, что пи­са­тель по­ст­ро­ил свой ро­ман на ре­аль­ной креп­кой ос­но­ве. Дру­гие – смол­ча­ли. Ви­ди­мо, зна­ли, что про­тив кни­ги Бе­ка в уз­ком кру­гу рез­ко вы­сту­пил все­силь­ный член по­лит­бю­ро ЦК КПСС Ан­д­рей Ки­ри­лен­ко.

Ле­том 1967 го­да Твар­дов­ский, за­ру­чив­шись под­держ­кой се­к­ре­та­ря ЦК КПСС Пе­т­ра Де­ми­че­ва и пер­во­го се­к­ре­та­ря Со­ю­за пи­са­те­лей СССР Ге­ор­гия Мар­ко­ва, по­про­бо­вал вновь ро­ман «Но­вое на­зна­че­ние» от­пра­вить в на­бор. Но всё ос­та­но­вил Ки­ри­лен­ко.

Меж­ду тем в са­мом жур­на­ле от­но­ше­ние к ро­ма­ну Бе­ка про­дол­жа­ло ос­та­вать­ся слож­ным. Это мож­но су­дить по днев­ни­кам мно­го­лет­не­го со­рат­ни­ка Твар­дов­ско­го – Алек­сея Кон­дра­то­ви­ча. Уже в се­ре­ди­не 1970-х го­дов Кон­дра­то­вич, пе­ре­чи­ты­вая свои днев­ни­ко­вые за­пи­си за 1967 год, сде­лал сле­ду­ю­щий весь­ма об­сто­я­тель­ный ком­мен­та­рий к ис­то­рии с бе­ков­ской кни­гой. Он пи­сал: «Те­перь я уже и не по­мню, в ка­ком го­ду Алек­сандр Бек при­нёс нам свой но­вый ро­ман со стран­ным на­зва­ни­ем «Они­си­мов». Сра­зу же на­пра­ши­ва­ет­ся во­прос, по­че­му не Ани­си­мов. Нор­маль­но же так – Ани­си­мов, а не О... Но Бек, муж­чи­на та­ин­ст­вен­ный, так и не смог объ­яс­нить про­ис­хож­де­ние на­зва­ния. По­том мы, ко­неч­но, да­ли ро­ма­ну дру­гой за­го­ло­вок... «Но­вое на­зна­че­ние». Ро­ман, как всё на­пи­сан­ное Бе­ком, би­о­гра­фи­че­с­кий. Они­си­мов-Те­во­сян – вер­ный мю­рид Ста­ли­на (это сло­во «мю­рид» при­ме­ни­тель­но к ок­ру­же­нию Ста­ли­на А.Т. очень лю­бил). Воз­мож­но, Бек и сам не по­нял, что он со­чи­нил (спи­сы­ва­ю­щие с на­ту­ры это­го ча­с­то не по­ни­ма­ют). Так же, как в его «Во­ло­ко­лам­ском шос­се» глав­ный ге­рой Мо­мыш-Улы, по за­мыс­лу ав­то­ра и мне­нию кри­ти­ки, – оли­це­тво­ре­ние дол­га свя­щен­ной дис­цип­ли­ны, в си­лу на­ту­раль­но­с­ти сво­ей про­чи­ты­ва­ет­ся те­перь ина­че – как во­пло­ще­ние без­душ­но­с­ти и же­с­то­ко­с­ти дол­га, по­ве­ле­ва­ю­ще­го че­ло­ве­ком и за­ме­ня­ю­ще­го, под­ме­ня­ю­ще­го в нём всё че­ло­ве­че­с­кое. Ес­ли с этой точ­ки зре­ния взгля­нуть не толь­ко на «Во­ло­ко­лам­ское шос­се», но и на длин­ней­ший ряд та­лант­ли­вых и без­дар­ных, но ми­ро­воз­зрен­че­с­ки оди­на­ко­вых книг, то, бо­же мой, что мы уви­дим! И в этом смыс­ле на­ша ли­те­ра­ту­ра, вне вся­ко­го со­мне­ния, от­ра­зи­ла эпо­ху во­пре­ки на­ме­ре­ни­ям ав­то­ров и тех, кто ими ру­ко­во­дил и их вос­пи­ты­вал. Про­чте­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры как ли­те­ра­ту­ры в из­ве­ст­ной ме­ре до­ку­мен­таль­ной бу­дет ког­да-ни­будь пред­при­ня­то, и тог­да в ней не по­след­нее ме­с­то зай­мёт тот же «Ка­ва­лер Зо­ло­той Звез­ды» – кни­га в та­ком по­ни­ма­нии ис­то­ри­че­с­кая. Впро­чем, как и мно­гие дру­гие. Но та­кая ис­то­рич­ность – при­знак фаль­ши­во­с­ти ли­те­ра­ту­ры, ибо для то­го, что­бы че­рез неё уви­деть вре­мя, на­до её как бы чи­тать на­обо­рот, уви­деть в ней то, что не ви­дел ав­тор. И то, что по­доб­ных про­из­ве­де­ний ста­но­вит­ся не мень­ше, а боль­ше, то­же при­ме­та ма­ло­при­ят­ная. Клас­си­ков так чи­тать не­воз­мож­но. Че­хо­ва мы по­сти­га­ем, сле­дуя за ним. И он все­гда идёт и бу­дет ид­ти впе­ре­ди нас, обо­гнать его мы бес­силь­ны. Ба­ба­ев­ско­го мы не толь­ко мо­жем лег­ко обо­гнать (это очень про­сто, и бы­с­т­ро­ты ума для это­го ни­ка­кой не тре­бу­ет­ся), но и ещё по­смо­т­реть на не­го со сто­ро­ны, уви­деть, ка­кие он вы­пи­сы­ва­ет зиг­за­ги, его по­ход­ку, по­нять, как и ку­да он идёт (хо­тя ему-то ка­жет­ся, что он идёт пря­мо и пра­виль­но). Бек ку­да та­лант­ли­вее. Но та же са­мая сле­по­та и его не ми­но­ва­ла. За­ду­мав Они­си­мо­ва-Те­во­ся­на как лич­ность впол­не по­ло­жи­тель­ную, он не за­ме­тил, как на­чал ле­пить сов­сем дру­го­го че­ло­ве­ка. Точ­нее, то­го са­мо­го, ко­то­рый и был в дей­ст­ви­тель­но­с­ти, но ко­то­ро­го пи­са­тель не уг­ля­дел и по­нял его пре­врат­но. Че­ст­ный Они­си­мов в сущ­но­с­ти про­да­ёт сво­е­го бра­та (его аре­с­то­вы­ва­ют) и вну­т­рен­не со­гла­ша­ет­ся с этим: так на­до, – хо­тя зна­ет, что брат не ви­но­ват. Так на­до: есть выс­шая идея (ох уж эта выс­шая идея – сколь­ко под­ло­с­тей во имя её бы­ло со­тво­ре­но!). Не­ча­ян­но он ока­зы­ва­ет­ся сви­де­те­лем рез­ко­го раз­го­во­ра Ста­ли­на с Ор­д­жо­ни­кид­зе, и, лю­бя Ор­д­жо­ни­кид­зе, вос­хи­ща­ясь им, он без смя­те­ния ста­но­вит­ся на сто­ро­ну Ста­ли­на – Ста­лин выс­шая идея, и, зна­чит, Ста­лин прав, хо­тя ре­бён­ку долж­но быть вид­но, что Ста­лин же­с­то­ко не­спра­вед­лив» (А.Кон­дра­то­вич. Но­во­мир­ский днев­ник. М., 1991).

Не по­это­му ли Бек в 1968 го­ду за­брал «Но­вое на­зна­че­ние» из «Но­во­го ми­ра» и пе­ре­дал ру­ко­пись но­во­му глав­но­му ре­дак­то­ру жур­на­ла «Моск­ва» Ми­ха­и­лу Алек­се­е­ву. Од­на­ко Алек­се­ев, ког­да об­на­ру­жил в ро­ма­не лёг­кую кри­ти­ку Ста­ли­на, сра­зу от пуб­ли­ка­ции этой ве­щи от­ка­зал­ся.

По­тер­пев фи­а­с­ко у поч­вен­ни­ков, Бек в 1969 го­ду по­сту­чал­ся к Твар­дов­ско­му с но­вой ве­щью. Но Твар­дов­ский да­же и бить­ся за неё не за­хо­тел. Он счи­тал, что как ху­дож­ник Бек не то что­бы сло­мал­ся, ско­рее обес­си­лел. Но­вый его ро­ман не спас­ли да­же сме­лые сце­ны с кри­ти­кой Ста­ли­на. «Да ты же на­пи­сал пло­хую кни­гу!» – пря­мо ска­зал Твар­дов­ский Бе­ку 26 ок­тя­б­ря при об­суж­де­нии ру­ко­пи­си в «Но­вом ми­ре». Прав­да, Кон­дра­то­вич оп­том хо­тел уго­во­рить Твар­дов­ско­го вы­брать из ру­ко­пи­си и опуб­ли­ко­вать в жур­на­ле фраг­мент о Ле­ни­не, при­знав при этом, что Ле­нин у Бе­ка по­лу­чил­ся хре­с­то­ма­тий­ный. Но Твар­дов­ско­го вско­ре из «Но­во­го ми­ра» вы­ну­ди­ли уй­ти.

Пер­вая пуб­ли­ка­ция «Но­во­го на­зна­че­ния» со­сто­я­лась лишь в 1971 го­ду, но не на ро­ди­не пи­са­те­ля, а в За­пад­ной Гер­ма­нии. Бы­ло ли это сде­ла­но ис­клю­чи­тель­но по ини­ци­а­ти­ве на­ших эми­г­ран­тов или всё про­изо­ш­ло с со­гла­сия са­мо­го пи­са­те­ля, до сих пор не­из­ве­ст­но.

Умер Бек 2 но­я­б­ря 1972 го­да в Моск­ве. Спу­с­тя три го­да по­сле его смер­ти у нас вы­шел по­след­ний ро­ман пи­са­те­ля «На сво­ём ве­ку». Ну а «Но­вое на­зна­че­ние» в Рос­сии впер­вые бы­ло на­пе­ча­та­но в жур­на­ле «Зна­мя» толь­ко в 1986 го­ду.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования